Любовь Адамская: Моя педагогическая задача - воспитать личность, которая будет думать и принимать решения под личную ответственность

Любовь Адамская: Моя педагогическая задача - воспитать личность, которая будет думать и принимать решения под личную ответственность | Программы | ОТР

О подготовке кадров для госуправления

2020-03-12T21:19:00+03:00
Любовь Адамская: Моя педагогическая задача - воспитать личность, которая будет думать и принимать решения под личную ответственность
На МКС пора ставить крест? Деньги на свалку. Маньяк выходит на свободу. Страна под снегом. Как победить бедность
Сергей Лесков: Любой памятник - это некая точка единения нации. Если памятник служит возникновению напряжения в обществе, ему нет места на площади
Что такое бедность и как с ней бороться?
27 февраля - Всемирный день НКО
МКС переработала свой ресурс
Дорогая передача: Нам мешают парковки!
Свободен и особо опасен
ТЕМА ЧАСА: Страна под снегом
Чёрные дыры МКС
Новый техосмотр отложили
Гости
Марина Алексеева
первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области
Любовь Адамская
доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве РФ

Оксана Галькевич: Мы снова в эфире, причем в прямом. Это программа «ОТРажение», отражение ваших взглядов, мнений, настроений в том числе, уважаемые телезрители. Ну где еще такое сейчас на федеральном телеканале увидишь? Звоните или пишите, телефоны всегда у вас на экранах. В студии с вами по-прежнему Иван Князев...

Иван Князев: ...и Оксана Галькевич. Через полчаса наша «Тема дня»: кризис – опасность или возможность? Нужно ведь не только пережить, но и после продолжать развивать экономику. На что делать ставку и как в непростой ситуации государство должно поддерживать слабых? Это наша «Тема дня». Расскажите нам, боитесь ли вы кризиса.

Оксана Галькевич: Ну а сейчас время для нашей рубрики «Личное мнение», и сегодня смотрите, кто у нас в студии: доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Любовь Адамская. Любовь Владимировна, здравствуйте.

Любовь Адамская: Здравствуйте, добрый вечер.

Иван Князев: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Любовь Владимировна, у нас рубрика «Личное мнение».

Иван Князев: Да.

Оксана Галькевич: Но мы хотели вам предложить сегодня обсудить подготовку будущих управленцев, специалистов в сфере государственного управления. Почему эта тема на самом деле сейчас так важна?

Любовь Адамская: Спасибо за вопрос, я только хотела как подводку сказать: вы знаете, настолько сейчас эта тема важна, и посыл был от первого лица государства, что как никогда сейчас и сегодня очень нужны хорошие, хорошо подготовленные, качественные кадры. Потому что прорыв, о котором говорят все на всех площадках, на площадках университетских, на площадках представительных органов власти, значит, на площадках исполнительных органов власти – все говорят, что нам нужен прорыв, нам нужны хорошие кадры. Где готовят кадры? Конечно, готовят кадры в Финансовом университете, просто в университетах страны.

И действительно вот этот подход сегодня именно практическо-прикладной на мое мнение, на мой взгляд как практика в системе управления, в системе образования сегодня и сейчас – это очень важно, как мы подготовим. Не только мы начитаем ту тему, которую мы закладываем для будущих управленцев, это направление «Государственное и муниципальное управление», но и подготовим их с практической точки зрения. Практическо-прикладная составляющая любого специалиста сегодня, выходящего и выпускаемого университетами, очень важна.

Иван Князев: Ну вот о том, как готовят такие кадры, мы подготовили свой материал. Нюансы чиновников, работы чиновников невозможно изучить только в теории, нужно лично погружаться в профессию. Так считают 132 члена клуба «Самоуправление вне границ». Студенты Финансового университета по своей инициативе и во внеучебное время проходят практику в государственных органах. Как факультативные занятия сказываются на карьере будущих управленцев, расскажет Максим Волков.

СЮЖЕТ

Оксана Галькевич: Любовь Владимировна, вы знаете, я вот смотрела на этих ребят, замечательные ребята, замечательные лица, но я, честно сказать, не понимаю, как такими студентами становятся, как к вам поступают. Вот я вспоминаю, когда я выбирала профессию, я знала, чего я хочу, я знала, как моя профессия выглядит, моя практика началась несколько раньше даже, еще до поступления. А здесь я не понимаю, ребенок должен хотеть стать кем?

Любовь Адамская: Ага.

Оксана Галькевич: Как для себя это сформулировать должен молодой совсем еще человек?

Любовь Адамская: Вот последнее выступление президента, там был такой момент, когда... Да, действительно, ведь многие ребята по профориентации приходят, пока не понимая, зачем они пришли за этой специальностью. И сейчас есть такое предложение, нововведение, что после II курса специалист будущий может уже выбирать специальность. Если он, например, поступил на философский факультет или на факультет иной, любой, другой, то после II курса он может принять решение, понимая, что он может себя найти в другой специальности, в другой профессии. Вот мы несколько раньше поняли это на своей практике и пришли к выводу, что нужно именно сделать такую площадку, создать такую площадку практико-ориентированного клуба, где студенту уже на I курсе, во втором семестре будет понятно, нужна ему эта специальность, туда ли он пришел, сможет ли он себя открыть и будет ли он полезен в этой специальности, поэтому вот это площадка клуба.

Значит, ваш вопрос, как им понять, – а вот они и поймут, когда они не будут ждать до IV курса... Ведь сейчас мы... Когда страна приняла, в общем-то, такой курс, западный курс образовательный бакалавриата и магистратуры, что бакалавриат, после 4 лет образования мы даем 4–5 недель практики, а дальше мы выпускаем, даем диплом, что он специалист. Мы понимаем, что это не для нас, это не для нашей страны, это не для наших специалистов.

Поэтому практика показывает, что на I курсе во втором семестре мы уже устанавливаем связи с муниципальными органами власти, то есть муниципальный сегмент, затем региональный сегмент, федеральный сегмент. И просим, просим, у нас это все инициируется, пожалуйста, федеральные органы власти, муниципальные органы власти, возьмите студента, будущий управленец, он заявил, что он желает быть студентом, давайте посмотрим как взрослые люди на сегодняшний момент, дадим им какую-то работу такую на общественных началах в свободное от учебы время.

И он поймет, нужен ли он в этой специальности или не нужен, горит он или не горит здесь, быть, находиться и впоследствии работать, и мы с вами как взрослые наставники тоже свою роль сыграем, мы вовремя объясним молодому человеку, студенту, нужно ему это или не нужно. Может быть, не стоит тратить время? Время – невозвратный ресурс. Может быть, есть смысл ему на II курсе действительно пойти на какой-то философский факультет или пойти, не знаю, на юридическое, на какое-то право, финансы или еще какие-либо факультеты?

Поэтому вот та площадка, которая сегодня инициирована, она инициирована... Заметьте, нашему клубу уже 5 лет, то есть только сейчас президент озвучил, что со II курса может студент поменять свой профиль образовательный и будущую свою специальность, а мы уже 5 лет назад об этом заговорили, эту экспериментальную площадку развиваем и говорим, что Болонская система, наверное, вероятнее всего, ее нужно корректировать. Не все то западное образование хорошо, что оно на Западе.

Нам сегодня и сейчас нужна практика для студента, чтобы он понял, куда он приходит, зачем ему это нужно, справится он, не справится, будет он востребован здесь, не будет он востребован. Поэтому чем раньше студента из теории поместить в практику, тем будет от этого лучше и ему как личности, и государственной структуре управления.

Иван Князев: А мне вот интересно, какими все-таки знаниями должны обладать вот эти вот будущие госслужащие? Что они изучают, какие предметы? Помните, раньше было, хорошо, если главой муниципалитета был, что называется, человек от сохи, вот он из народа, он все знает, мы все голосовали за таких, пиар-службы это использовали и так далее. Но все-таки времена поменялись, нужен уже грамотный управленец.

Любовь Адамская: Вы знаете, вот если сегодня кто-то находится у экрана, например, из аппарата управления, например, в муниципальном сегменте, они на вас обидятся, скажут: «Как это, мы от сохи? Вы что! Мы такую жизненную практику прошли!» Ну это того времени, мы сейчас говорим об историческом сегменте. «Мы столько знаем, что ваша теория нам даже меньше дает пользы, нежели та практика, которую мы прошли».

Вот на сегодняшний момент мы читаем начиная с исторического сегмента, истории государственного и муниципального управления, и подкрепляем сегодняшними уже знаниями, что необходимо. Вот вы наверняка слышите, что проектное управление сегодня востребовано, очень много сейчас в правительстве говорят о проектах, о национальных проектах, это вот новый сегмент управленческий. Поэтому все, что касается теории, теоретической базы, это мы все даем, это направление мы даем. Но вот это вот, как вы сказали, «от сохи» – это, может быть, и неплохо, это может быть хорошо, потому что это практика, только на практике...

Иван Князев: Нет, я согласен, когда это в совокупности, все вместе, знания и практика.

Любовь Адамская: ...методом проб и ошибок, да, можно прийти к хорошему знаменателю, то есть к тому результату, на что работает наш аппарат. Обратите внимание, очень много сейчас обид... Вот я как социолог провожу некоторые социологические исследования, принимаю участие в этих исследованиях, когда мы опрашиваем население. Сейчас очень много сердитых граждан...

Иван Князев: Чиновников все костерят, конечно.

Любовь Адамская: Да, которые говорят: «Да что же это такое! Они сидят в кабинетах, они ничего не понимают. Жизнь совсем другая, у них на бумаге одно, а по жизни у нас совсем другое». Так вот чтобы вот этого не было, нужно сейчас готовить будущего управленца, уже поместив его, это вот моя, например, такая, знаете, как бы мечта, что ли, что вот до обеда мой студент должен находиться в органах управления...

Иван Князев: А после обеда... ? К народу?

Любовь Адамская: А после обеда он ко мне приходит в аудиторию на урок, на занятие. Он мне задает вопросы, а я уже как теоретик и в прошлом практик должна ему сказать, как поступить в той или иной ситуации, как написать и прописать по проблеме, которую он увидел, или по вопросу, который он желает мне задать, как написать практически прикладной кейс, чтобы этот кейс имел значение, научное значение, практическое значение для других студентов, обучающихся.

Иван Князев: Значит таки вселенскими знаниями нужно обладать, универсальными.

Оксана Галькевич: Любовь Владимировна...

Любовь Адамская: Нет-нет, не вселенскими знаниями.

Иван Князев: Нужно разбираться в экономике, нужно разбираться в различных других сферах.

Оксана Галькевич: Ну вот, кстати, «разбираться в экономике» – мы когда сюжет смотрели, там молодой человек, сказано, что проходил практику и вникал в то, как внедряются экономические программы, как они работают на местах. Но что, для этого нужно учиться на факультете, который готовит государственных и муниципальных управленцев, либо все-таки больше экономистом быть по образованию? Вот что здесь важнее? Может быть, проще получить экономическое образование, а потом прийти после обеда к вам?

Любовь Адамская: Это идеальная формула. Почему? Потому что в принципе западные школы образовательные дают такую формулу, что государственное и муниципальное управление – это в принципе второе высшее образование. То есть должно быть базовое юридическое или должно быть экономическое, а затем уже управленческое, это действительно так, то есть практика западная нам это подтверждает данными.

Но все, что касается желания студента пойти в управление, нет проблем, он может это направление прослушать, пройти государственное и муниципальное управление, дальше он принимает решение уже через практику в свободное от учебы время, через практику профессиональную, что да, он хочет работать в Министерстве экономического развития. А что для этого нужно? А для этого нужны уже более прочные знания, более глубокие знания, но только в магистратуре. И он поступает в магистратуру и изучает макроэкономику, нет проблем.

Иван Князев: А само вот это направление управленческое что под собой подразумевает? Ну я вот понимаю, экономисты у нас разбираются в рынках, разбираются в курсах валют и так далее, а вот управленцам что нужно знать? Вот что понимается под управлением?

Любовь Адамская: Ну вы посмотрите... Значит, управление – это вообще базовая специальность для всех сегментов государственного управления территорией, начиная с муниципального и оканчивая федеральным. Не зная систему управления, как принять правильно управленческое решение, как его рассчитать с экономической точки зрения, с социальной точки зрения, с психологической точки зрения... Если не понимать, когда принимаешь управленческое решение, вот эти все составляющие сегменты, то мы не получим на выходе нужное решение. Почему население обижается на наших управленцев?

Иван Князев: Ну потому что разрозненность получается, слишком много умников во власти сидит, они цифрами заваливают и ничего не понятно.

Любовь Адамская: Да-да, и получается так, что непонятно. Бабушка в каком-то далеком населенном пункте, когда ей говорят большие цифры, говорят ей, что они тысячу квадратных метров за этот квартал сдали... Минуточку. Управленец должен сказать следующим образом...

Иван Князев: «А газа все нет».

Любовь Адамская: Да-да, что у нас на сегодняшний момент есть потребность такая в стольких-то квадратных метрах для населения или в стольких, может быть, детских садах. Но мы за этот год запланировали столько-то, столько-то мы выполнили, столько-то у нас осталось. А получается, что академически выслушали курс, практически не понимают и говорят «мы столько-то», «мы столько-то», а как это прикладное имеет значение к территории, как?

Иван Князев: Ну вот в этом-то вся проблема обычно у нас бывает.

Любовь Адамская: И вот чтобы вот такого не было, чтобы народонаселение не сердилось, чтобы налогоплательщик платил налоги и понимал, за что он платит, в цифрах, которые ему дают в СМИ, в цифрах, которые он получает у себя где-то на территории, чтобы он понимал, что он отдает деньги свои, он работает на страну и что страна, ее управленческий потенциал работает именно на него. Вот это задача любой системы управления.

Оксана Галькевич: Любовь Владимировна, у нас еще за некоторыми не только цифрами, но и формулировками, вы знаете, стоит тоже не всегда понятно что. «Народонаселение» – ну люди, может быть, будем говорить, люди, чтобы люди не сердились.

Любовь Адамская: Люди, да, но я как социолог все время беру эту аббревиатуру по привычке.

Оксана Галькевич: У нас есть звонок из Ростовской области, Виктор. Виктор, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Что думаете?

Зритель: А вот слушайте, что я вам расскажу. Вот политиков у нас ну навалом, навалом, пруд пруди, вот. Я вот, мое мнение, если вы, как говорится, проверите, прав ли я или не прав. Вот поправка в Конституцию, пусть Государственная Дума 2 недели весенняя сессия, 2 недели осенняя сессия, а все остальное время пусть находятся в регионах, станут рядом с рабочим, который возле станка работает, где-то в поле работает, пускай даже рядом с военнослужащим, это так, к слову. А по поводу экономики я вам скажу: от сохи люди, те от сохи... Я-то, правда, хоть, грубо сказать, у меня образование есть, но от сохи люди построили нашу сверхдержаву в 1917 году после Октябрьской революции, прошло 30 лет, в 1947 году мы уже победили Гитлера, у нас уже был ГОЭЛРО, план ГОЭЛРО…, сколько предприятий сделано, это люди от сохи сделали.

Оксана Галькевич: Виктор, ну это, простите, конечно, совсем не люди от сохи делали, если говорить о таких серьезных, специфических вещах, как план ГОЭЛРО и все прочее, это делали инженеры, причем еще инженеры очень старой школы. Спасибо вам большое, но мысль ваша так или иначе ясна.

Любовь Адамская: Да, мысль мы его поняли, и мысль хорошая.

Я единственное через запятую хочу добавить следующее. Мы со студентами нашего практико-прикладного такого клуба даже предложили на площадке, ну такая творческая площадка, свободная, мы разговаривали с помощниками депутатов Государственной Думы и говорим: «А почему, если смотреть по содержанию вот этого самого аппарата, значит, представительно-законодательного органа, ведь большая заработная плата у них. А давайте предложим такую схему: вот, например, в регионе каком-то, в Ульяновской области или в Новгородской области средняя зарплата, допустим, 50 тысяч рублей – вот давайте депутат, представляющий интересы данного региона, будет получать эту же заработную плату, и у него будет мотивация. Если у района, у области, у региона будут идти экономические показатели вверх, благосостояние населения, людей будет выше, вот тогда и будет зависим от этого законодательства сам депутат Государственной Думы».

Иван Князев: Не пойдут.

Любовь Адамская: Значит, тут же мне было сказано следующее: «Ну что вы! Мы должны депутатам создать комфортную среду, чтобы они думали, чтобы они думали». Я говорю: да вы понимаете, если у человека, это тоже практика показывает, если он сидит сытый, хороший, одетый, обутый, он никогда не будет думать о тех, кому плохо.

Оксана Галькевич: Законотворец должен быть голодным, как художник.

Любовь Адамская: Он должен зависеть от того, как живет его территория, вот тогда это будет, что называется, с налогоплательщиком честный разговор, честные игры. А на сегодняшний момент мы все мечтаем быть депутатами Госдумы, вы себе не представляете, 450 тысяч рублей в месяц, машина...

Оксана Галькевич: Квартира!

Любовь Адамская: А сейчас...

Оксана Галькевич: Квартира, Любовь Владимировна, бесплатно.

Любовь Адамская: Квартира, да, хорошая.

Иван Князев: Бесплатный проезд.

Любовь Адамская: Медицинское обслуживание от миллиона рублей на члена каждого семьи...

Оксана Галькевич: Санаторий, перелеты… Красота.

Любовь Адамская: То есть это настолько все хорошо... И вот этот рядовой, как вы говорите, там в регионе от сохи человек, он работает, для того чтобы заплатить налоги и увидеть хорошее законодательство, которое работает на него, на территорию, на его комфортное проживание, на создание хороших рабочих мест. К сожалению, этого не всегда увидишь.

И очень расстраивает, вот мы со студентами каждый понедельник проводим летучки на большой перемене, не идем в столовую, студенты не идут в столовую, я не могу их понудить, сказать «придите», это совершенно инициативная площадка. Они приходят и говорят мне: «Вы слышали в средствах массовой информации, Любовь Владимировна? Оказывается, депутаты говорят: «Мы не откажемся от имущества, которое за рубежом». А как это так? «И от расчетных счетов мы не откажемся за рубежом». Но это ведь типа все наше! Вы представляете, и им не стыдно это говорить с экрана телевизора. Значит, они за свое имущество, за свои деньги, расчетный счет, готовы пойти на такой шаг и публично сказать, что нет, они имущество на Западе не отдадут. Вот это очень плохо». И студенты, сегодняшние студенты, конечно, отрицают это, удивлены этому.

И вот, к сожалению, всеми уважаемая Ирина Роднина как-то, да, тоже выступила и сказала: «Ну как? У меня за рубежом все родственники, у меня вот так-то, у меня вот так-то». На что студенты клуба сказали: «Любовь Владимировна, надо дать предложение, давайте обнулим эту деятельность этих депутатов этого созыва, пусть сейчас изберем новых, пусть будет назначена дата, новый состав Думы, который придет, но уже с показателями: за рубежом их дети не обучаются, за рубежом нет имущества, за рубежом нет счетов. Вот тогда это будут честные правила», – сказали студенты клуба.

Оксана Галькевич: Да, это были бы честные правила, но там с ними, по-моему, сейчас не совсем понятно, войдут ли они в предложенной редакции или нет в Конституцию. Будем следить, как говорится.

Любовь Владимировна, давайте подключим к нашей беседе первого заместителя председателя правительства Ульяновской области, вот, кстати, в нашем сюжете один из студентов проходил практику, я так поняла, в правительстве Ульяновской области...

Любовь Адамская: Да.

Оксана Галькевич: Марина Евгеньевна Алексеева у нас на связи. Марина Евгеньевна, здравствуйте.

Марина Алексеева: Добрый вечер.

Оксана Галькевич: Марина Евгеньевна, расскажите, долго ли вас пришлось уговаривать на работу в этом проекте, на сотрудничество со студентами, с этими молодыми, желторотыми...

Любовь Адамская: ...но энергичными.

Оксана Галькевич: ...но очень энергичными молодыми людьми? Много заведующих вопросы и вообще теребят, наверное, и мешают работать.

Марина Алексеева: Абсолютно нет, меня не пришлось уговаривать. Более того, я хочу сказать, что это движение в регионе возглавляет лично губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов, это его личная инициатива, его личный проект, я бы даже сказала, поэтому вся команда абсолютно активно подключилась.

Более того, я в правительстве региона возглавляю блок развития. За кем будущее, за кем развитие? – за молодежью. Шесть ребят-студентов с Финансового университета при Правительстве, уроженцы региона проходили у меня на глазах стажировку в структурных подразделениях институтов развития и в ключевых ведомствах, например, в Минфине Ульяновской области имели возможность непосредственно включиться в самые реальные процессы формирования, исполнения бюджета, формирования государственных программ, даже узнали о том, что такое национальные проекты, что они представляют из себя изнутри.

Любовь Адамская: Да.

Оксана Галькевич: Марина Евгеньевна, вы как кадровый резерв, так скажем, рассматриваете эту работу? Ребят каких-то приглядываете для будущего сотрудничества?

Марина Алексеева: Безусловно, безусловно. Я хочу сказать цифру, которая будет говорить сама за себя: более половины студентов, которые проходят у нас стажировку, по крайней мере по статистике последних 5–10 лет, трудоустраиваются в органы власти или околоправительственные институты развития.

Оксана Галькевич: Марина Евгеньевна, а вот такой вопрос. Те новые сотрудники, которые так или иначе приходят к вам работать в аппарат правительства, в администрацию Ульяновской области, ну, в общем, в разные органы государственной власти, с ними какая основная сложность на первоначальном этапе? В чем трудность?

Марина Алексеева: Адаптация.

Оксана Галькевич: К чему?

Марина Алексеева: Адаптация. Собственно говоря, здесь есть очень простой инструмент, инструмент наставничества, когда мы соединяем все то, что они получили в виде теоретических навыков, в виде тех навыков, которые им сейчас прививает образовательное учреждение, и осуществляем синергию с настоящим, реальным процессом. И, безусловно, иногда бывают трудности с тем, каким образом, насколько четко они умеют формулировать конечную цель, и в этом главная роль наставника: насколько четко сформулирована цель, настолько прямо, уверенно мы идем, в движении к этой цели.

Иван Князев: Ага.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Иван Князев: Да, спасибо большое.

Оксана Галькевич: Марина Алексеева была у нас на связи, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области.

Иван Князев: Любовь Владимировна... Ну да, вы хотели дополнить.

Любовь Адамская: Можно я добавлю, дополню?

Оксана Галькевич: Конечно, нужно.

Иван Князев: Давайте.

Любовь Адамская: Акцент на следующий момент, что... Ведь как мы начали сотрудничество с Ульяновской областью? Они сами по себе там очень хорошо занимаются, это действительно прерогатива прямо, все лавры Сергею Ивановичу Морозову. Был День экономиста, это было года два тому назад, и так как мы активная площадка, клуб, мы пришли на это мероприятие, подошли с активными студентами к Сергею Ивановичу и говорим: «Сергей Иванович, у нас есть площадка практико-ориентированного студенческого клуба «Самоуправление вне границ». Он мне говорит: «Что хотите?» Я говорю: «Мы хотим практико-ориентированное вот это мероприятие у вас в летний период провести». Он сказал: «Да нет проблем!»

Вот, вы знаете, я со многими губернаторами, вице-губернаторами встречаюсь и по своей прошлой работе в аппарате, и вот такого энергетического, позитивного отношения, как у Сергея Ивановича... Он мне прямо сразу сказал, он видит, я горю желанием пристроить где-то ребят, чтобы они получили именно то, о чем сейчас как раз Марина и говорила, что нужен практический навык, адаптация, период адаптации очень большой, а уже государство платит этим специалистам. И он мне говорит: «Что хотите?» Я говорю: «Я хочу практику». Он говорит: «Нет проблем, выбирайте», – и сдержал свое слово. Поэтому ему за это низкий поклон.

Но сейчас мы уже пытаемся обратиться к губернаторам Орловской области, Нижегородской области, у нас...

Оксана Галькевич: Может, они вас сейчас услышат.

Любовь Адамская: Шесть-семь губерний, к которым мы стучимся, которым мы пишем письма, пожалуйста, будьте любезны, будьте добры, обратите внимание на ваших специалистов, которые обучаются в Москве, посмотрите. Мы не говорим о том, что все, кто приехали, допустим, из губернии, всех к вам, нет – вот те, которые горят, которые хотят, которые способны, для которых будет меньшим временем адаптироваться к работе, и они будут подготовлены.

Иван Князев: Любовь Владимировна...

Оксана Галькевич: Любовь Владимировна... Прости.

Иван Князев: Да я просто хотел спросить: а вот эти ребята понимают, что зарплата у них в принципе на госслужбе не всегда будет высокой?

Любовь Адамская: Да.

Иван Князев: Они готовы к этому? Или они все-таки в уме держат, что когда-нибудь они какие-то преференции с этого получат?

Любовь Адамская: Чем отличается направление ГМУ, как мы называем сокращенно, «Государственное и муниципальное управление»? Мы не ставим впереди телеги деньги.

Иван Князев: Ага.

Любовь Адамская: Мы ставим реализацию потенциала личности.

Иван Князев: Вот это вот важно понять, просто какая психология сейчас у молодежи, вот мне для понимания просто это интересно.

Любовь Адамская: За всю молодежь мы не можем сказать.

Иван Князев: Нет, ну за вашу.

Любовь Адамская: Мы понимаем, что на улице капитализм и что все хотят сначала впереди телеги большую заработную плату, а потом типа я здесь при ней, безусловно. Но все, что касается вот нашего направления и нашей клубной площадки, то здесь уже собираются так называемые маленькие алмазики, и задача клуба, и задача моя как наставника – поработать с ними так, чтобы мы выпустили маленькие бриллианты, которые затем пойдут в губернии и будут уже в губернии реализовывать себя.

Иван Князев: Ага.

Любовь Адамская: Сначала... Я всегда им говорю: ребята, помните, что сейчас вы делаете имя, вот когда вы обучаетесь, первые ваши шаги, 10–15 лет, вы работаете на имя, вы нарабатываете имя, и вы не должны смотреть на часы, сколько времени вы отработали, «по часам мне заплатите», вы работаете на имя, вы работаете на то, что вы раскрываете свой потенциал. Как только вы сделали имя, вы получите вашу заработную плату, вы получите признание, вы получите ту самую отдачу, на которую вы положили полжизни своей работы, своей жизни. Вот к этому я их готовлю. Пока я вижу, что на площадке задерживаются именно те ребята, которые с этим согласны; которые не согласны, идут на другие площадки.

Иван Князев: Те, которые готовы пахать, остаются.

Любовь Адамская: Те, которые готовы... Ну знаете, есть такое... Я не помню, кто из великих сказал: «Я готов бросить на алтарь государства свою жизнь, ибо чтобы только это государство было лучшим, лучше всех государств на земле». Это сказал кто-то из великих, может быть, я не слово в слово это донесла, но именно это я и говорю студентам. Готовы? – давайте работать над этим. Не готовы? – идите сразу в бизнес, идите готовьтесь к бизнесу, идите готовьтесь к другим специальностям. Здесь и сейчас нужны те люди, которые действительно востребованы хорошими специалистами и готовы на алтарь государства отдать свою жизнь, ибо это государство сейчас нуждается в этом.

Оксана Галькевич: Любовь Владимировна, вы говорите, что переговоры ведете с другими регионами. А они вам отвечают? Что пишут? Почему медлят, почему не идут навстречу?

Любовь Адамская: Статистика наша, у нас вот как раз Юра Аликов, который в Госдуме сейчас у Руслана Исмаиловича проходит практику в свободное от учебы время, он ведет у нас статистику, он ответственный у нас в этом департаменте статистики в клубе. Значит, мы написали 23 обращения к губернаторам. Почему 23? – именно из этих губерний у нас на площадке есть студенты. Из 23 губерний нам ответило 9, ну вот 8, я ехала, он мне пишет по WhatsApp: «Любовь Владимировна, плюс один, Саха (Якутия) ответила». То есть не все на сегодняшний момент губернии, наверное, готовы к такому сотрудничеству. Почему? Потому что нет «указивки» сверху, а это же ведь творческая составляющая...

Иван Князев: Ну это как обычно, конечно.

Любовь Адамская: Да. Чиновник на территории скажет: «Ну какой там практико-ориентированный клуб? Ну какой там Финансовый университет?» Даже несмотря на то, что учредителем нашего университета является Правительство Российской Федерации...

Оксана Галькевич: Вот это очень интересно, Любовь Владимировна.

Иван Князев: «Пока не скажут, не возьмем».

Оксана Галькевич: Там ведь тоже, наверное, есть ваши люди.

Любовь Адамская: Конечно.

Оксана Галькевич: Как они такими становятся, что боятся даже, собственно, на какой-то человеческий... ?

Любовь Адамская: Нет, пока наших людей с нашей площадки нет, но я верю, через 5 лет появятся.

Оксана Галькевич: Я имею в виду выпускники прошлых лет, может быть.

У нас есть звонок, звонок у нас из Нижегородской области от Валентина. Валентин, здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер, уважаемые ведущие...

Иван Князев: Добрый.

Зритель: ...добрый вечер, госпожа Адамская. Любовь Владимировна, вот я хотел и немножко прокомментировать ваше выступление. Во-первых, наверное, все-таки сначала теория, а потом практика, так всегда готовили, собственно, классически в нашей высшей школе.

Любовь Адамская: Да.

Зритель: И в советской, и в начале 1990-х гг., пока Болонская система, ну вы ее не приняли, и, собственно, вы ее сейчас активно внедряете. Одно дело, когда будущий управленец... Опять же есть управленцы, есть менеджеры. Вот вы сейчас подмену понятий делаете на всю страну, собственно, вы ничего в этом зазорного не видите. Есть менеджеры, а есть управленцы. Вот тех ребят, которых вы готовите, – это не управленцы, это менеджеры. В чем разница? Вы наверняка знаете эту разницу, но я ее все-таки прокомментирую...

Любовь Адамская: Пожалуйста, да, я отвечу.

Зритель: ...коль уж мне довелось дозвониться в прямой эфир.

Оксана Галькевич: Если можно, только коротко, мало времени.

Зритель: Да, коротко. Менеджер, перед ним ставят хозяева достичь целевые показатели, вы знаете, проектные деятельности, о которых вы говорите, то есть целевое, цифра, прибыль, результат. Но учитывая, что наше государство превратилось из государства в некую частную структуру, соответственно бенефициары государства ставят задачу перед менеджерами выполнять те задачи, которые ставят собственно бенефициары, ну это группа людей, которая... Ну, собственно, богатые люди, очень богатые, олигархат так называемый.

Иван Князев: Ну понятно, да.

Зритель: А управленцы – это те люди, которые во главу угла ставят не цифру и прибыль, а ставят все-таки общественное благо и работают на благо народа.

Оксана Галькевич: Ну это, собственно, то, о чем говорила Любовь Владимировна.

Зритель: Вот, собственно, в этом подмена понятий и идет в вашей системе подготовки менеджеров все-таки, а не управленцев.

Оксана Галькевич: Спасибо.

Любовь Адамская: Абсолютно... Спасибо вам большое. Значит, по Нижегородской, кстати, области: у нас очень хорошие взаимоотношения с представительством региона здесь, мы с ними общаемся, и ребят очень много, мы с ними говорим на тему практико-прикладной деятельности.

И так быстро, прямо телеграфным текстом. Значит, все, что касается подготовки: в любом случае мы, как вы знаете, начитываем теорию, а практика у нас идет согласно, значит, работы на IV курсе. Наша площадка – это площадка, самостоятельно инициированная преподавателем, практико-ориентированный студенческий клуб, это факультет кафедры, факультет преподавателя, который там готовит свою научную работу докторскую. Все, что касается теории и практики, у нас идет теория основное, практика – мы просто предлагаем своим клубом практику внедрить несколько больше, чем предлагает Болонская система, это первое.

И второе, все, что касается управленца и менеджера. На сегодняшний момент мы готовим управленцев. Согласно нормативно-правовых документов, только с 1 сентября будущего учебного года наш университет будет только анонсировать, значит, по документам, что это направление будет готовить именно менеджмент. И по этому поводу, я вам хочу сказать, студенты тоже очень расстраиваются, но это принято решение управленческое руководством, поэтому только с 1-го числа.

Поэтому сегодня и сейчас я абсолютно не завожу вас в заблуждение, сегодня мы выпускаем управленцев, и все, что касается инициированной, самостоятельно инициированной творческой площадки практико-ориентированного студенческого клуба «Самоуправление вне границ» – это наше творчество. Через эту площадку мы хотим пропустить ребят именно с большим мыслительным процентом, чтобы стать именно управленцем во главу. А то, что они будут работать менеджерами, – да, время требует и готовить тоже менеджмент управленческий, в этом нет никакого такого минуса, я считаю.

Оксана Галькевич: Любовь Владимировна, несколько сообщений с нашего портала. Вот вас поддерживают, вас и ваших студентов: «Чиновник, у которого дом на Западе, служит Западу, а не России». И вот еще, смотрите, Свердловская область и Владимирская пишут следующее: «Мы кормим старых управленцев, наши дети будут кормить новых». Владимирская область пишет: «Кадры все лучше, дела все хуже».

Я, знаете, хочу последний вопрос, если можно, коротко, вам задать. Вот ваши студенты – это уже новое поколение.

Любовь Адамская: Да.

Оксана Галькевич: Мы будем надеяться, что это новое поколение управленцев, так нужных сейчас нашей стране. Вот как вы надеетесь, чем они будут и чем должны отличаться от тех людей, которые сейчас в государственном управлении? Коротко, если можно, простите.

Любовь Адамская: Верю по одной простой причине – потому что сама вкладываю часть жизни своей в этих ребят. Я верю в то, повторюсь, что они впереди своей жизни не будут ставить кошелек.

Иван Князев: Совестью будут отличаться.

Любовь Адамская: А будут отличаться тем, что... Понятно, что без денег все равно никто работать не будет, без заработной платы, но задача моя педагогическая – воспитать такую личность, которая будет думать, принимать решения, причем под свою личную ответственность. То есть вот так называемая, как вы сказали, совесть, которая нигде в законодательстве не прописана, но она должна пройти вместе с образовательным процессом через личностный потенциал студента. Нужно найти этот потенциал, педагогическая задача, и именно в этом сегменте государственного управления такие люди просто должны быть. Понятно, их не будет много, но пусть они будут, и для этого я работаю.

Иван Князев: Ну с чего-то начинать-то надо.

Оксана Галькевич: В достаточном количестве.

Иван Князев: Спасибо.

Оксана Галькевич: Спасибо. Любовь Владимировна, у вас такая энергетика, что хочется вскочить, бросить этот эфир и бежать учиться к вам скорее на вашу кафедру «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Любовь Адамская: Мы ждем ваших детей, я их обучу. У нас очень хороший коллектив.

Оксана Галькевич: Любовь Адамская была у нас в студии, доцент этой кафедры. Спасибо большое, Любовь Владимировна.

Иван Князев: Спасибо, спасибо большое.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
О подготовке кадров для госуправления