Константин Чуриков: Ну а сейчас… Марина Калинина: Сейчас «Личное мнение». К нам в студию пришла доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Любовь Адамская. Любовь Владимировна, здравствуйте. Любовь Адамская: Здравствуйте. Марина Калинина: Что за последние дни вам запомнилось? Что привлекло ваше внимание? Что показалось особенно таким интересным и запало в душу? Константин Чуриков: Докомментирование, да. Любовь Адамская: Ага. Запало в душу? Я буду использовать уж такую возможность, что вчера комсомольцы 1960–1970-х гг. говорили: «Мы обязательно должны включиться в эту систему управления сегодняшнего времени, потому что наш запал сегодня нужен государству». А почему? А потому что, оказывается, вывоз мусора на территориях в Российской Федерации решается сегодня не так хорошо, как хотелось бы, и решается почему-то не через структуры Российской Федерации, а через структуры, оказывается, аж европейские. Было, в общем-то, не то чтобы сказать удивлением, но тем не менее. Первый секретарь пугачевского горкома комсомола Лештаев Евгений Вадимович позвонил и сказал: «Люба, ну когда у нас будет работать твоя молодежь в системе управления? И когда мы будем не обманутыми?» И вот, например, рассказывает, что сегодня жителям Саратовской области, непосредственно города Пугачева, муниципальному образованию города Пугачева предложили заплатить дополнительные 100 рублей с каждого жителя, для того чтобы эффективнее вывозился мусор. Константин Чуриков: Смотрите, вы говорите о той новости, что Европейский суд по правам человека, в общем, объединил и стал рассматривать уже вот эти жалобы на эту свалку в Подмосковье под Клином. Любовь Адамская: Да. Константин Чуриков: Вопрос. Хорошо, то есть вы хотите сказать, что это оттого, что у нас нет молодежи в коридорах власти? Молодежь бы быстро разобралась, и не пришлось бы через Брюссель эти вопросы решать? Любовь Адамская: Скорее это вопрос неоднозначный, что только молодежь. К вопросу о том, что на сегодняшний момент почему-то вот эта обратная связь, так называемый feedback, молодежью рассматривается, но, скажем так, больше и лучше, они, может быть, просто молоды или они хотят рвануть в бой и сказать, что они знают, как это реализовать, а действующие сегодня структуры управления почему-то доходят до такого смешного состояния, как… То мы говорим об этих помойках в Подмосковье, о неправильном вывозе мусора или несвоевременном вывозе мусора в Оренбургской области, Саратовской области. Но понятно, что в госуправлении есть такие параметры: сначала бред, потом невозможность реализации, потом фантазии, потом выход на какую-то реальную составляющую. Вот когда наступит реальная составляющая, мне задают вопрос в аудитории студенты. Соответственно, я всегда адресую это в любом случае на правовое поле, как бы там ни было, какой бы чиновник ни приходил, «белый», «рыжий», «красный», любого окраса, любого телосложения, но должна работать система. А система работает ровно тогда, когда есть качественный закон, качественное законопроизводство. Константин Чуриков: Любовь Владимировна, но это для вас бред. Понимаете, если мы говорим, давайте сейчас, раз с мусора начали, с этих свалок, – для вас бред, для многих бред, вообще как можно жить рядом с этим, если люди против, волнения начинаются, зачем это нужно. Но ведь это бизнес, это интересы бизнеса. Вот смотрите, могут поменяться где-то на каких-то уровнях, местах люди, но останется система, при которой бизнес всегда прав. Любовь Адамская: Нельзя сказать, что он будет всегда прав или не будет всегда прав, это же все зависит, еще раз, от законодательства, от законодательного пространства. То есть на сегодняшний момент мы понимаем, что законодатели, то есть представительно-законодательный орган всех уровней, в первую очередь это непосредственно муниципального, должны уже бить тревогу, а не сидеть на месте и кивать головой, что ну вот так сложилось, да, так прописали 131-й федеральный закон, при котором полномочия есть, а финансирование из бюджета не предусмотрено, поэтому мы как можем, так и решаем эту задачу на местах. То есть сейчас как никогда востребован вот этот посыл от депутатов муниципального уровня. Но пока, я так понимаю, депутатов не подтолкнули сами жители, что ли, получается так, их избиратели. Марина Калинина: Любовь Владимировна, а что за люди сегодня, что за молодежь сегодня приходит обучаться, для того чтобы быть управленцами на любых уровнях? Вот какие они? Любовь Адамская: Могу сказать из опыта своей преподавательской деятельности в Финансовом университете на кафедре «Государственное и муниципальное управление», вот последние 3–4 года приходят, ну если можно так сказать, в принципе ребята заряженные. Если раньше приходили ребята ну потому, что нужно получить диплом, ну потому, что это очень модно быть управленцем, видя на информационных каналах, как хорошо живут губернаторы и депутаты Госдумы, то сейчас эта волна в принципе ушла. Сегодня и сейчас ребята говорят: «Я хочу быть полезным государству, я хочу ответить первому лицу государства, что я могу быть хорошим специалистом, что я могу пригодиться на территории». Константин Чуриков: Подождите, так ребята постарше, которые уже там, они ровно это и делают. Любовь Адамская: Значит, они пытаются это сделать. К сожалению, есть такой один момент, наверное, это не тайна для всех, что система государственного и муниципального управления сегодня не резко открыта к тому, чтобы забрать молодежь в свои ряды. К сожалению, все равно вот эта пропасть между молодым специалистом и таким закоренелым, который 20 лет сидит там в качестве чиновника на территории, вот эта пропасть очень большая. Да, есть какие-то такие шаги, хотя и критикуют эти шаги, что проект «Лидеры России». Вот мы коллеги по образовательному цеху, профессорский состав, они говорят: «Ну что «Лидеры России»? Ну что? Можно сказать, что это поход за грибами в лес: нашел какого-то специалиста, со светлыми глазами студента, с желанием быть востребованным, – да, нашел его, продвигаем. А ведь есть очень много тех, которых мы и проходим, и не находим». Поэтому это тоже есть несистемный подход к тому, чтобы сегодня и сейчас найти этого студента и внедрить его в систему госуправления. Марина Калинина: Смотрите, а предлагают ли… Есть ли какие-то здравые мысли, которые можно уже сегодня применить в нашей системе, которая существует сейчас, у студентов? Любовь Адамская: Значит, мы на семинарских занятиях сегодня стараемся большое внимание уделить именно проектному мышлению… Марина Калинина: Что они предлагают-то? Любовь Адамская: …проектному образовательному процессу. И на этих семинарах ребята выдвигают как то законодательные инициативы на муниципальном уровне, это, собственно говоря, все равно мы возвращаемся опять к дополнение и изменение 131-го федерального закона. Есть даже некоторые… Константин Чуриков: О чем закон, подождите? Любовь Адамская: О полномочиях на муниципальном сегменте. Константин Чуриков: Понятно, так, да. Любовь Адамская: И очень много предложений ребят сейчас, особенно которые уже прошли IT-технологии, это III–IV курсы, они предлагают: а давайте мы с вами будем разрабатывать такую модель робота, с тем чтобы обычные функции на уровне госуправления, как в системе подсчета, бухгалтерии, может быть, каких-то моментов счетоводческого начала, чтобы именно работал компьютер, технологии, IT-технологии, чтобы высвободить вот этот процесс, служащих в аппарате управления. Константин Чуриков: Подождите, ну это немножко напоминает, не знаю, кружок робототехники во Дворце пионеров, потому что они там могут играться во что угодно, но чиновник себе не сделает харакири, чтобы вот все так и было. Любовь Адамская: Но пока мы говорим о реальной модели, вот сегодняшняя модель, которая не отвечает требованиям. В принципе чиновники класса «А» понимают на сегодняшний момент, и мы с вами обсуждали уже в этой студии, что, ой, давайте сокращаться, ой, давайте мы сейчас сократимся. Но сухой остаток разговора у нас был какой? – что сокращают служащих… Марина Калинина: А чиновники класса «А» – это кто? Любовь Адамская: …а не чиновников, которые при чине и при большой заработной плате, вот ведь проблема в чем. И продвижение по служебной лестнице, к сожалению, даже студенты в аудитории приводят примеры. Никита, не буду называть фамилию, мама работает в структуре управления именно города Москвы, она всю жизнь посвятила работе на муниципальном уровне в мечте, что она будет работать обязательно хотя бы уже на уровне города федерального значения, где-то в департаменте. Нет, она всю жизнь просидела в специалистах категории «А». То есть нет вот этого обновления кадров, и это есть проблема. Константин Чуриков: Нам звонит Геннадий из Краснодарского края. Здравствуйте, Геннадий. Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос такого характера. В прошлом году для дачников было установлено тоже платить за мусор помимо того, что мы платим в городе, которые сезонники и которые там проживают. Была сначала одна цена, у меня, допустим, 24, но ее взимали круглогодично, и на тот период, которое садовое товарищество, руководство подавало документы, заключил с ними договор. И они уже в это время, с сентября месяца, ссылаясь на губернатора, сказали, что губернатор изменил ставки, и я, получается, должен платить по 131 рублю, являясь пенсионером. Константин Чуриков: Ага, спасибо. Любовь Адамская: Так, ну губернатор не может изменять ставки, губернатор – это исполнительная ветвь. Значит, если и могут изменять, то это, конечно, представительные органы власти, это те депутаты всех уровней, которых вы избираете непосредственно. Поэтому не знаю, какой такой нюанс у вас, что… Может быть, губернатор дал инициативу согласно рекомендации, например, рекомендацию на территории по сбору средств, это может быть, но чтобы он установил ставку, такого просто не может быть. Вам необходимо все-таки познакомиться со своим депутатом муниципального собрания или, возможно, написать депутату Федерального собрания, депутату Госдумы, или, возможно, даже члену Совета Федерации с просьбой дать разъяснение по нормативной базе, чем вызвано такое повышение, чем оно обосновано, какие ожидания от того, что будет повышение. Вот это нужно, конечно, сделать. Но в принципе я вас услышала, и со студентами из вашего региона мы обязательно проведем такую исследовательскую работу на семинарском занятии, мне это тоже стало интересно. Марина Калинина: Приходят ребята молодые, которые хотят стать управленцами. Они учатся, у них горят глаза, они что-то придумывают, мастерят роботов. А что с ними происходит потом, когда они занимают эти должности, о которых мечтали? Почему потом наступает такое, я бы даже сказала, не угасание, а какое-то вот наплевательское отношение, и никто ничего не делает, собственно говоря? Любовь Адамская: Я вопрос поняла. То есть все-таки мы говорим, наверное, о том, что… Марина Калинина: Когда они на работу приходят, что? А потом-то ничего. Любовь Адамская: …каждый год приходят новые специалисты, а система в принципе не меняется. Марина Калинина: Да. Любовь Адамская: От системы пользы как не было, так и нет рядовому налогоплательщику, я правильно поняла вопрос? Марина Калинина: Правильно. Константин Чуриков: Абсолютно. Любовь Адамская: Абсолютно. Значит, первое, о чем мы уже сегодня сказали, что, к сожалению, на сегодняшний момент нет системного подхода в кадровой политике по приглашению специалистов. Вот если в период Советского Союза была даже определенная квота прописанная, сколько, какой процент молодых специалистов ждут, берут и обязаны были взять в систему управления. На сегодняшний момент это понятие расплывчатое: хорошо, ну вот нашли, провели вот этот пилотный проект фрагментарный «Лидеры России», ну нашли какого-то парня, какую-то девушку с горящими глазами, взяли. Но опять-таки этот молодой специалист попадает в систему, большую, огромную систему, и он остается перед выбором: то ли ему идти с новыми предложениями, а он в меньшинстве в системе… Константин Чуриков: …и сойти за городского сумасшедшего. Любовь Адамская: Да, и сойти не за городского сумасшедшего, а подвергнуть себя тому, что он может быть в перспективе и как бы не востребован в этой системе управления со своим личным, индивидуальным IQ и с новыми какими-то предложениями. То есть вот эта большая система управления сегодня не готова реагировать на инновационное мышление молодого специалиста, которые приходят из ведущих ВУЗов Российской Федерации. Марина Калинина: Но ведь люди, которые создали эту систему, тоже когда-то пришли в институт с горящими глазами. Любовь Адамская: Да, наверное, я их не видела. Константин Чуриков: Ну, вирус, может быть, какой-то, зараза, миазмы какие-то в коридорах определенных? Любовь Адамская: Значит, просто… Нет, заразы никакой нет, просто это… Знаете, хорошо вы сказали насчет заразы, я подумаю, какой такой, ну скажем… Марина Калинина: Куда деваются все горящие глаза, я не пойму? Тухнут? Любовь Адамская: …какой такой паразит поселился в системе управления, что он не дает развиваться, в общем-то, самой системе. Но, вероятнее всего, есть все-таки такой момент, который называется личностным отношением к той работе… А работа управленца – это в принципе жертвование себя для достижения результата той территории, которой ты принадлежишь в сегменте управления. Константин Чуриков: Подождите, то есть такое подвижничество даже? Любовь Адамская: Подвижничество. Константин Чуриков: Мессианство? Марина Калинина: Но что-то жертв не видно как-то. Любовь Адамская: Да. Но у нас, к сожалению, на это почему-то нет спроса ни у самого населения… В принципе как-то население, я смотрю, в последние годы вообще смирилось, что называется, наказывают нас рублем и ладно, будем терпеть. До какого момента терпеть будем, не знаем, но терпим. И в принципе в самой системе управления вот нет этого, чтобы, как образно выражаясь, в Голливуде прославился каким-то фильмом, ему и красную дорожку, пожалуйста, и звезду, пожалуйста, где-то на улице, что называется, центральной улице, на Тверской, а у нас такого нет, у нас нет такого. Ну тихо как-то, да, вручили одному, другому орден «За заслуги перед Отечеством», а вот большой какой-то тенденции к тому, что вот есть такой-то чиновник, больше нужно говорить о таких чиновниках, о служащих, которые действительно проявляют инициативу, и эта инициатива подхватывается в большой системе управления, – этого нет сегодня. Мы только всегда говорим, что плохо, плохо. Понятно, что оно плохо, и это видно, что оно плохо. Константин Чуриков: Комментарий зрителей. Владимир пишет: «Горящие глаза от того, сколько добра можно хапнуть». Пермь пишет: «Губернатор в своем крае может все, даже не выполнить указ президента», – видимо, имеется в виду майский. «Просто все рвутся к кормушке, ничего особенного». Смотрите, давайте еще обсудим, времени немножко есть, вчера был опубликован опрос, кажется, «Левада-центра» о том, чего у нас люди боятся, страхи. И, в общем, там неожиданно для всех… Марина Калинина: Любопытная информация очень получилась. Константин Чуриков: …на третье место резко выскочил страх произвола властей. Как вам кажется, почему это? Любовь Адамская: Значит, мое мнение следующее, что вот вы сказали по поводу того, что страх или, допустим, недовольство какое-то определенное у людей, не верят люди уже в систему управления, в ее открытость и желание действительно за те деньги, которые они получают, что-либо работать, всегда мало этих средств. Опять-таки думаю, что дело все в законодательном пространстве. Сегодня очень некачественный продукт выпускают депутаты Федерального собрания. Константин Чуриков: То есть почему? Чем они хуже, не знаю, британской Палаты общин? Любовь Адамская: На сегодняшний момент у нас получается, и люди это видят, и они подчеркивают: если пришел служащий, стал чиновником, получил чин, то есть добрался все-таки до этой большой должности… Константин Чуриков: Дорвался. Любовь Адамская: Добрался, дорвался, дошел, пробрался… Марина Калинина: …устал. Любовь Адамская: Он за это время устал, и он начинает проявлять «творчество», «творчество», которое направлено не на развитие территории, не на благосостояние того же самого налогоплательщика, а на то, как решить благосостояние себя, своей семьи. Соответственно, на сегодняшний момент законодательство позволяет это делать. Если бы был четко прописан закон, что, если ты как губернатор или, значит, иже с ним в этой линейке управленцы попался, тебя взяли за руку, официально и налоговые органы, и контрольные органы прокуратуры, действительно ты попался за воровство, ты в эту систему управления больше никогда не попадаешь, никогда не попадаешь. Дальше. Если вдруг депутат, который голосует не за хорошие нормативные документы, которые позволяют развиваться территории и вот этот коррупционный сегмент отсекать, тут же сразу 100 тысяч, допустим, избирателей и убираем, досрочно забираем полномочия у этого депутата. Константин Чуриков: Отзыв. Любовь Адамская: То есть на сегодняшний момент законодательство должно быть строже, если не сказать другими словами, как вы сказали, рубить концы. И когда только будет вот этот кнут, ну вот как в Сингапуре, двадцать хлыстов за то, что вдруг не отвечаешь требованиям своей деятельности. Ну это, конечно, наверное, может быть, неправильно, но тем не менее важен результат, вот там результат есть. У нас, мы с этим результатом теоретически носимся-носимся, и с этой стороны подойдем, и с этой стороны подойдем, а результат поныне там. Константин Чуриков: Для современного чиновника в нашем, может быть, идеальном понимании его роли достаточно ли просто быть профессионалом и специалистом? Я хочу спросить об эмпатии, о сочувствии, об умении видеть какую-то несправедливость и с ней бороться. Что тут важнее, профессионализм, то есть человек-функция, либо все-таки сочувствие людям? Марина Калинина: Человек-человек. Константин Чуриков: Человек-человек? Любовь Адамская: На сегодняшний момент вот есть явная востребованность, чтобы был профессионал плюс человек-человек, то есть это симбиоз должен быть, потому что просто одним профессионализмом на сегодняшний момент, к сожалению, опять-таки подчеркиваю, с нашей законодательной базой тяжело быть. Потому что наши законы некоторые прописаны до бредовости сложно, и когда их начинаешь исполнять на территории, то или проходит огромное количество времени, и уже забываешь про ту проблему, которая там была, или, допустим, не то что забываешь, а просто говоришь: «Ну это невозможно решить». Константин Чуриков: Сейчас коротко можно? Вот самый бредовый закон, вы уже не первый раз произносите слово «бред», самый бредовый закон за последнее время. Любовь Адамская: Ой, я боюсь это вслух даже говорить, боюсь, что меня побьют на сегодняшний момент депутаты Госдумы. Мы только вчера с экрана «Первого канала» говорили по депутатам, которые, в общем-то, сейчас начинают уже шевелиться и говорить: «А чем это вы недовольны, Любовь Владимировна? Вас что, не устраивает 131-й федеральный закон? А вот мы его прописали… А вот вы посмотрите, сколько там на сегодняшний момент поправок». И действительно… Я говорю, что я знаю эти поправки, и в аудитории на семинарских занятиях я всегда говорю: «Ребята, перед тем как приступить к изучению 131-го федерального закона, который имеет самое прямое отношение к муниципальному сегменту управления, давайте посмотрим, а сколько там поправок. Там поправок 3–4 листа первых. Соответственно, это о чем говорит? – что этот закон несовершенен. Нельзя выпускать закон, у которого каждый понедельник идут изменения, ну это образно выражаясь. Ну, честно говоря… Константин Чуриков: У нас есть некоторые законы, за которые чуть ли не единогласно сразу голосуют, ничего там не правят, и они тоже немногим нравятся. Марина Калинина: А потом подзаконные акты выпускают. Константин Чуриков: Да. Любовь Адамская: А еще знаете, на что мы обратили внимание со студентами? Мы присутствуем, вот у нас есть практико-ориентированный студенческий клуб «Самоуправление вне границ», это сейчас, как вам сказать, заполнение того пространства в образовательной среде, когда нет практики. Мы же сейчас только начитываем направления, например, государственного и муниципального управления, но мы не даем сертификации навыка. Это болезнь сегодняшней вот этой системы Болонской, которую мы приняли, и тем не менее к практико-прикладной… Но хотя наш ректор очень большое внимание этому уделяет и говорит: давайте факультативные, практико-ориентированные мероприятия в рабочие программы вносить. Так вот мы используем это и ходим на заседания комитетов в Госдуму, на заседания комитетов и комиссий. Что мы увидели со студентами? Я взрослый человек, стараюсь уже молчать, дать возможность студентам определить и уже потом получить от них обратную связь. Константин Чуриков: Так-так. Что удивило молодежь? Любовь Адамская: Задают вопрос: слушайте, Любовь Владимировна, странно. Сидят депутаты, взрослые люди с хорошей заработной платой, и когда обозначается какой-то вопрос в повестке дня, только они начинают рассуждать о повестке дня, вдруг тот комитет, который готовил этот вопрос, говорит: «Итак, этот вопрос подготовлен Минтрудом», или «Этот вопрос подготовлен Правительством Российской Федерации», и сразу все депутаты «утухают», и сразу все депутаты говорят: «Голосуем», – и все голосуют единогласно. Вот этот момент мы увидели, вернее увидели это студенты, и задается вопрос, почему. Значит, вчера мы были с депутатом Милоновым на прямом эфире на «Первом канале», который да, высказал свою точку зрения по несовершенству закона, что западные структуры приходят к нам и диктуют, в каком нравственном плане, через какие там их праздники наших западных партнеров воспитывать молодежь. И вот он, значит, много возмущался… Константин Чуриков: А, про Хэллоуин то есть? Марина Калинина: Да-да. Константин Чуриков: А, ну все понятно. Любовь Адамская: Возмущался-возмущался, и затронули мы тему, как же нужно поддерживать все-таки многодетных семей, согласно нашему законодательству… Константин Чуриков: Слушайте, как мысль, извините, скачет, а? Любовь Адамская: Да-да, это вопрос, мы должны детей как-то воспитывать, соответственно должно быть детей много. Константин Чуриков: Понятно. Любовь Адамская: Что же делать с законодательством, чтобы было много детей? На что, значит, он говорит: «Вот, нужны такие-то, такие-то, такие-то льготы», – хорошие льготы предлагает, что нужно в трудовую книжку маме прописать домашний труд, чтобы это было зачтено непосредственно как ее трудовая деятельность. А в результате ему говорят: так почему же это невозможно? Он: «Да вы что, Любовь Владимировна! Министерство против». Я говорю: «Какое министерство?» И как-то мы там начали уже, перешли на другую проблему. Я говорю: «А что, разве министерство вам диктует свои условия?» Константин Чуриков: Любовь Владимировна, я не специалист в госуправлении… Марина Калинина: Вопрос риторический. Константин Чуриков: …но то, о чем вы говорите, это такое, знаете, несистемное мышление. Давайте сейчас быстро послушаем Татьяну из Подмосковья. Татьяна, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Хэллоуин, многодетные, льготы… Странно. Марина Калинина: Да. Зритель: Вы меня слышите? Константин Чуриков: Да, пожалуйста. Марина Калинина: Да, Татьяна, говорите. Зритель: У меня вот такой вопрос. Подскажите, пожалуйста, достаточно часто чиновники ошибаются в лучшем случае либо какие-то действия совершают такие, что человек как бы оказывается в минусе, а потом оказывается, что, в общем-то, он и не должен был быть в минусе. И при этом как-то не слышно, что чиновники несут какую-то за это ответственность. То есть как бы всегда обычно говорят: «Ой, да, тут вот мы ошиблись», – и на этом как бы останавливается, это первое. И второе. Я хотела бы дополнение по поводу мусорной аномалии, то, что идет… Константин Чуриков: Да, с чего начали. Зритель: Почему у нас на телевидении указывается, кому принадлежит этот бизнес мусорный? Кто стоит за этими мусорными королями и почему у нас в таком случае не продумано, до конца не просчитано, не построены эти мусорные заводы, но вот идет таким прямо бронепоездом вот это все. Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: На самом деле мы неоднократно рассказывали, кто за чем стоит, и показывали ситуацию по регионам, но, в общем, видимо, пришло время еще раз рассказать. Любовь Адамская: То есть есть востребованность в том, чтобы было журналистское расследование данной темы, мусорной темы, скажем так. Значит, нужно тогда будет вернуться к этой теме. Но вообще в принципе в каждом муниципальном образовании ваши депутаты знают все эти частные компании и все эти структуры, кто занимается именно мусорной темой. Константин Чуриков: Мы бы еще с вами говорили и говорили, но у нас, как в Думе, регламент, да? Марина Калинина: Да, регламент, к сожалению. Константин Чуриков: Спасибо большое. «Личное мнение» Любови Адамской только что было, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве была у нас в студии. Спасибо. Марина Калинина: Спасибо.