Любовь Духанина: Повсеместно повышение зарплат учителей происходит за счет увеличения нагрузки
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/lyubov-duhanina-35812.html
Константин Чуриков: Ну вот сейчас давайте поговорим о школе, о проблемах, связанных со средним образованием в нашей стране. Для начала недавнее исследование Общероссийского народного фронта, которое показало, что всего за год школьникам, еще большему количеству школьников разонравилась учеба. Внимание на экран: значит, по данным Общероссийского народного фронта, по состоянию на декабрь 2018 года только 28% говорят, что посещают школу с удовольствием. В декабре 2017-го таковых было 35%, все-таки побольше.
Марина Калинина: Что еще? 48% учеников отметили недостаточное количество интересных уроков, 31% заявили о том, что нагрузка в школе увеличивается. Вместе с тем 65% учеников сказали, что им не хватает времени на то, чтобы сделать домашние задания.
Константин Чуриков: Может быть, поэтому вчера так изменилась в лице министр образования во время послания президента, когда как раз-таки президент похвалил наше среднее образование? Итак, давайте посмотрим тот самый фрагмент и дальше начнем беседовать.
Владимир Путин: По данным международных исследований, ученики наших начальных и старших классов добиваются хороших результатов и в гуманитарных, и в точных науках. Мы с вами это видим по конкурсам, по различным универсиадам, которые проводятся в этой сфере. Все это показатели качественных изменений в школьном образовании.
Константин Чуриков: Мы, конечно, не физиономисты, чтобы тут оценивать что-то…
Марина Калинина: Удивление.
Константин Чуриков: Но у нас в студии эксперт по школам Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ. Любовь Николаевна, здравствуйте.
Марина Калинина: Здравствуйте, добрый вечер.
Любовь Духанина: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Это же, собственно, как раз ваше исследование, вы в том числе его проводили. Вы знаете, хочется понять – это всегда так было в принципе, наверное, не каждый школьник, честно говоря, бьет себя в грудь и говорит, что любит учиться, или какие-то действительно тенденции наметились?
Любовь Духанина: Действительно всегда было так, что не 100% детей горели желанием идти в школу, потому что школа – это всегда определенный объем требований, необходимость совершать определенные усилия, в том числе над собой…
Марина Калинина: Хотя бы туда пойти физически.
Любовь Духанина: Да, дойти, потом выполнить домашние задания. Нас расстраивают некоторые тенденции, связанные с тем, что большее количество детей не хотят идти в школу. Но ребята и откровенно говорят, почему: они говорят о том, что, более 50% ребят говорят о том, что они не успевают сделать домашние задания, при этом они говорят о том, что им не хватает интересных уроков и углубленных программ обучения, благодаря которым они затем будут успешны в ВУЗах. Они четко рассматривают особенно старшую ступень в школе как способ дальнейшей успешной карьеры, получения перспективной профессии, успешной карьеры и счастливой жизни. И уже фактически предъявляют осмысленные требования к школьной программе, к организации всех процессов, которые происходят в школе.
А то, что дети показали хорошие результаты, показывают последние 2 года, московские школьники опережают все мировое пространство по ряду показателей, – это результат нашего нового федерального образовательного стандарта, который изменил парадигму обучения в школе, переведя ее на деятельностный подход.
Марина Калинина: Смотрите, такой момент. Мне бы хотелось все-таки немножко разграничить младшие классы от старших…
Любовь Духанина: Начальная школа, да.
Марина Калинина: Потому что именно в младших классах закладывается вот это желание и умение учиться. Вот сейчас оно закладывается? Вообще если брать такое разделение, кому больше не хочется идти в школу?
Любовь Духанина: Традиционно более сложным периодом является подростковая школа, это с 5-го по 9-й классы. В начальной школе они приходят с искренним желанием учиться, с высоким уровнем ответственности, желанием сделать все так, чтобы и учитель похвалил, и родители были довольны. В средней школе немножко другие мотивы, появляются другие желания, связанные где-то с успешностью среди детского коллектива, которую не всегда можно завоевать благодаря учебным каким-то результатам, иногда, может быть, вызывающему поведению. И это, конечно, откладывает отпечаток на характер средней школы.
Константин Чуриков: Мы программа «Отражение», наша задача как раз-таки собрать наибольшее количество мнений самых разных зрителей. Уважаемая наша аудитория, ваши дети, ваши внуки с удовольствием ходят в школу? Почему «да», почему «нет»? Нам можно позвонить, внизу экрана указан телефон 8-800-222-00-14.
Марина Калинина: А если нас школьники смотрят, то, пожалуйста, звоните, высказывайтесь, чего вам конкретно не хватает, что вам нравится, а что не нравится в сегодняшнем обучении.
Константин Чуриков: Вы говорили о том, что в Москве система налажена. Но страна огромна, Михаил Васильевич Ломоносов откуда к нам пришел? – из Архангельской губернии.
Любовь Духанина: Да, из Архангельской.
Константин Чуриков: Поэтому действительно путь, дорога к знаниям всегда трудная. Но некоторым и сегодня приходится каждый день преодолевать очень большие трудности. Давайте посмотрим следующий сюжет и вы его прокомментируете.
СЮЖЕТ
Константин Чуриков: Любовь Николаевна, у нас вчера президент говорил о том, что нужны современные условия обучения. Такой вопрос: а вот дорога до школы под какую статью расходов и чьих подпадает?
Марина Калинина: Надо еще добавить, что остаются десятки тысяч людей, детей, которые входят в школу, где нет ни отопления нормального, а туалеты на улицах, водопровода и канализации нет.
Любовь Духанина: Действительно у нас около 9 тысяч зданий не имеют канализации, воды, около 7 тысяч не имеют центрального отопления. Это задача, которая поставлена вчера президентом, нам очень важно, конечно, чтобы в первую очередь была решена задача превращения аварийных школ в школы, отвечающие современным требованиям, но это превращение, конечно, за счет нового строительства, аварийных школ у нас около 1%, в процентах это не так много, но на самом деле это более 200 тысяч детей, которые находятся в таких условиях.
Поэтому базовая задача улучшения инфраструктуры школьного образования, конечно, архиважна. Нам нужны современные просто по качеству жизни условия, а затем современные условия по качеству образовательной среды. Потому что, наверное, не очень… Наверное, купить сначала смарт-доски, не обеспечить условия, когда крыша может не упасть все-таки, и обеспечить возможность, чтобы ребенок хорошо, спокойно, в теплых условиях добирался до школы.
Марина Калинина: Ну да, мы говорим о скоростном Интернете…
Константин Чуриков: …забываем о туалете.
Любовь Духанина: Да, и при этом мы показываем такой сюжет, который говорит, что у нас действительно очень неравные условия по доступу к качественному образованию в стране.
Константин Чуриков: У нас сейчас на связи кто?
Марина Калинина: Павел из Псковской области нам дозвонился. Павел, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Марина Калинина: Слушаем вас.
Константин Чуриков: Павел, рассказывайте. Вы сами учитесь или вы сына водите в школу?
Зритель: Нет, я работаю, у меня супруга работает в школе, и дети ходят.
Константин Чуриков: Так. И как им там?
Зритель: Ну как вам сказать? Знаете, как при Советском Союзе? Деревенские школы были очень богатые и оснащенные: было оборудование, были даже трактора свои, свои грядки, предположим, это неважно. Сейчас этого ничего нет. Вот даже лабораторную работу провести, вот детям объясняют что-то по физике, по химии, а показать элементарно ничего не могут, даже пробирок нет.
Константин Чуриков: А где конкретно находится эта школа? Сколько у вас жителей там, где вы находитесь?
Зритель: Жителей официально 500 человек, новоуситовская школа, Псковская область.
Константин Чуриков: В ней сколько учится детей?
Зритель: Так…
Константин Чуриков: Порядок цифр.
Марина Калинина: Примерно.
Зритель: 62 ребенка.
Константин Чуриков: То есть, Павел, подождите, чтобы мы вас понимали, – вы хотите сказать, что просто детям неинтересно, да?
Зритель: Да конечно, неинтересно. Ну вы представьте: приходит ребенок на физкультуру, а там нет даже штанги в спортзале – вот на тебе мячик… Хорошо если есть снег и погода нормальная, вот тебе лыжи, вот и все.
Константин Чуриков: Вся физра, понятно.
Любовь Духанина: То есть недостаточное оборудование.
Марина Калинина: Скажите, а учителя…
Зритель: Финансирования нет. А учителя ходят, зарплаты копеечные. Они, конечно, у них там проблема, там проблема, так же, естественно, надо вести уроки с удовольствием, понимаете?
Марина Калинина: Ну вот для этих 62 учеников преподают предметы какие учителя? То есть у вас нет такого, что, например, учитель физкультуры преподает математику?
Зритель: Слава богу, что есть еще какие-то учителя, а вот скоро вообще, они там половина пенсионеров, выйдут на пенсию, и никого не будет. Вот у меня супруга хорошо молодая, но она учительница физкультуры. Еще взяла, еще по истории со Пскова ездит девушка, 50 километров она добирается сюда в деревню. Вот она интересная, общительная, детям она очень нравится. Но вот почему не хотят дети? Хоть представьте, мне объясняют физику, я учился при Советском Союзе, у нас была отличная физичка, химичка отличная, мы опыты проводили, нам это интересно было, мы наглядно понимали. А когда тебе объясняют А+В+С…
Марина Калинина: На пальцах причем.
Зритель: …и говорят: «Пойми на пальцах», – тут надо видеть, чтобы образное…
Марина Калинина: Спасибо.
Константин Чуриков: Спасибо.
Марина Калинина: Понятна ваша проблема. Что скажете?
Любовь Духанина: Здесь просто сразу несколько проблем. Начну с заработной платы учителей. К сожалению, в 17 субъектах Российской Федерации у нас не достигнута ситуация, когда средний уровень заработной платы учителей…
Марина Калинина: Все упирается опять же в зарплаты?
Любовь Духанина: Да. В 17 субъектах не достигнута ситуация, когда средняя заработная плата учителя равна средней по экономике.
Марина Калинина: По региону.
Любовь Духанина: По экономике данного региона. Конечно, учителя говорят о том, что все повышение заработной платы они фактически достигают за счет увеличения нагрузки. При этом мы отмечаем высокий уровень неравенства в заработных платах: есть регионы, где заработная плата 20 тысяч рублей, а есть регионы, в которых заработная плата уже почти 100 тысяч рублей. И учителя объективно задают вопрос, почему один и тот же труд оценивается в такие разные суммы.
Очень правильно сейчас прозвучала ситуация, что средний возраст стареет учителей, и конечно, есть риск увеличения с каждым годом потребности в более молодых кадрах, а молодые кадры, заканчивая педагогические университеты, не так активно идут в школу. То есть они даже получив педагогическое образование не идут работать в школу, а стараются устроиться по другой профессии. Мы опрашивали молодых людей, что они считают самым сложным в своей работе в школе. Они говорят про отсутствие методической поддержки, отсутствие наставничества. Они готовы учиться, осваивать что-то, но не имеют должной поддержки.
Марина Калинина: А программа «Земский учитель», о которой вчера говорил Владимир Путин, – это выход из ситуации? Будет она работать?
Любовь Духанина: Это очень серьезная поддержка для решения этой проблемы. Сегодня что касается учителей на селе, основная нехватка учителей математики, физики, химии и русского языка. И действительно если нам удастся решить эту задачу, это будет очень хорошо.
Константин Чуриков: Оренбургская область пишет: «Работаю в сельской школе 45 лет, веду математику. 20 часов нагрузки, 4 часа дома готовлюсь честно к урокам, 3 раза в неделю провожу консультации, подготовки к ОГЭ, экзамену по геометрии в 7-8-х классах не меньше часа. Спать получается 4-5 часов. Выручает только юмор, но ни разу не срывалась на детей».
Любовь Духанина: Молодец!
Марина Калинина: А вот бабушка пишет о своей внучке из Ханты-Мансийского округа: «Моя внучка жалуется, что ней не хватает времени на контрольные работы или написать изложение, из-за этого у нее только поэтому отрицательные отметки, хотя она в принципе отличница и ей приходится исправлять, дополнительно приходится отсиживать эти часы, соответственно опять же не хватает времени».
Любовь Духанина: То есть фактически девочка не успевает сделать тот объем заданий, который необходимо делать в соответствии со школьными планами, но не успевают делать 56% детей, о чем они заявляют во всех опросах. То есть это тема, которую стоит исследовать профессионалам, почему так.
Марина Калинина: Что-то не то с программой?
Любовь Духанина: Да, может быть, с объемом задаваемых домашних заданий. Сейчас активно разворачивается дискуссия, нужны ли домашние задания вовсе, или ребенку достаточно присутствия на уроках, во время урока он должен освоить все те знания, которые соответствуют программе. Эта дискуссия действительно идет уже очень активно. Очень большое количество родителей голосуют за отмену домашнего задания.
Марина Калинина: Ну вот у меня просто, я от себя могу сказать, у меня племянник сейчас учится в 6 классе, он не успевает делать домашние задания, потому что им очень мало дают в классе информации, а все остальное вы дома посидите почитайте, порешайте…
Любовь Духанина: Надо найти, еще найденное освоить и потом на этот новый материал решить задание – это, конечно, очень сложная задача.
Константин Чуриков: Времени все меньше, приглашаем в эфир Александра из Омска. Здравствуйте, Александр.
Зритель: Алло.
Константин Чуриков: Добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Я Александр из Омска. Вот у меня сын первый учился в 55-й школе, есть такая чудная школа в Омске, второй учится в 55-й. Складывается такое впечатление у нас, что у учителей ключевое слово… Раньше преподавали, рассказывали, знаете, все это доходчиво, а сейчас ключевое слово стало «Посмотрите в Интернете». Я так думаю, что большинство наших слушателей согласится с этим, что все… ищите в Интернете, что вас интересует, ищите в Интернете, дети.
Константин Чуриков: Слушайте, особенно мне нравится вот эта проектная деятельность. Во-первых, вот что это…
Марина Калинина: Это уже домашнее задание для родителей.
Константин Чуриков: Да, это даже не то что в 3 часа ночи, это даже в 3 часа дня понять невозможно, что это значит. И вот эти доклады, доклады, доклады… Это же тоже все из Интернета берется, это действительно «Википедия».
Любовь Духанина: Замысел очень хороший, чтобы ребенок получил первые свои навыки исследования, добычи информации, анализа ее. Но подразумевается, что ребенок это делает самостоятельно. А в подавляющем большинстве случаев практика сложилась иная, и действительно родители особенно детей начальной школы все утверждают, что они очень активно заняты подготовкой проектов, заняты подготовкой презентаций. Но это не даст эффекта в развитии ребенка.
Константин Чуриков: Сейчас говорится много о культурном нормативе для школьников, который разрабатывают Минпросвещения и Минкультуры. Вы знаете, по-моему, эту штуку уже внедрили, я просто сужу по школе своего ребенка…
Марина Калинина: По количеству культурных мероприятий?
Константин Чуриков: Да. Значит, мероприятий очень много, но они, внимание, какие: поход на блины на Масленицу, это, значит, сделать горшки своими руками, сделать валенки своими руками, на фабрику мороженого съездить. Насколько это можно считать культурным просвещением?
Марина Калинина: Ну нужно же 100 мероприятий в год, было так решено.
Константин Чуриков: А потом прийти домой, открыть учебник математики и прочесть там задание: «Три богатыря пришли к тещеньке хлебать щи лаптями», – понимаете? И вот что это за образование?
Любовь Духанина: Конечно, очень хорошо бы к тому перечню, который вы назвали, он сам по себе неплох, потому что он дает возможность увидеть ребенку некие профессии, как работают люди в них. Но если мы говорим о культурном кругозоре, то, конечно, нам хотелось бы с вами услышать театры, спектакли, музеи, литературные гостиные, КВН, допустим, в области гуманитарных наук. На это просто сегодня не хватает времени.
Марина Калинина: Я думаю, что это отдельная тема для дискуссии.
Давайте, у нас остается буквально полторы минутки, подведем итог всего того, что мы говорили. Чего сейчас не хватает образованию и какие меры нужно просто срочно принимать, для того чтобы исправить эту ситуацию, чтобы дети хотя бы захотели ходить в школу?
Любовь Духанина: В своем послании Владимир Владимирович Путин очень точно определил перечень тех мер, которые действительно являются первостепенными для нашей системы образования: это инфраструктура, строительство, это содержание образования, о котором он сказал, что оно должно соответствовать научно-технологической инициативе, и конечно, это особое внимание к педагогам.
Константин Чуриков: Спасибо за ваши ответы.
Марина Калинина: Спасибо.
Константин Чуриков: У нас в студии была Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член Центрального комитета Общероссийского народного фронта. Спасибо.
Марина Калинина: Спасибо.
Константин Чуриков: У нас небольшой получасовой информационный перерыв, а потом «Отражение» продолжится. Впереди большие новости.