Этот перелесок на берегу Москвы-реки, неподалеку от заповедника «Коломенское», кажется раем посреди каменных джунглей. Но есть одно «но». Андрей Ожаровский, эксперт программы по безопасности радиоактивных отходов Российского социально-экологического союза: «Мы идем по гребню могильника. Вот здесь 500 метров радиоактивных отходов. А здесь - забор Московского завода полиметаллов с дверкой, через которую они все сюда выкидывали». Могильник появился здесь в середине прошлого века, рассказывает физик-ядерщик Андрей Ожаровский. Московский завод полиметаллов 30 лет сбрасывал сюда переработанные урановые и ториевые руды. Так называемые «хвосты» просто засыпали грунтом. Сейчас на загрязненную территорию легко можно попасть - забора нет. Здесь выгуливают собак и устраивают пикники. И только в самых опасных местах установлены таблички. Они появились благодаря предприятию «Радон». Его эксперты обнаружили на склонах холма десятки тысяч тонн радиоактивной земли, и уже больше 10 лет занимаются дезактивацией. Отходы небольшими порциями вывозят на полигон под Сергиевым Посадом. Сейчас, по данным «Радона», участки с радиоактивным загрязнением занимают около 8 гектаров. Рядом с опасным участком скоро начнется стройка. Здесь должна пройти новая дорога - Юго-Восточная хорда. Жители соседних районов выходят на митинги - они боятся, что могильник вскроют. Надия Дурасова, жительница Москвы: «Это нарушение прав человека, что мы, жители Печатников, не знали, что здесь будет такая радиация. Что это очень вредно для здоровья». Алесей Китаев, житель Москвы: «Если вскроют ядерный могильник, я отсюда убегу, не то что перееду. Встану на лыжи и буду бежать по асфальту, а сзади тащить своих детей». Власти успокаивают: хотя у Москва-реки и есть «участки с особыми экологическими условиями», трасса их не затронет. Так на запрос ОТР ответили в Комитете по архитектуре Москвы. «На территории по адресу: Каширское шоссе, д. 49 и на территории склона берега Москвы-реки - западнее железнодорожного моста в 250 м от платформы «Москворечье» - имеются участки с особыми экологическими условиями. Проектируемые объекты мостового перехода Юго-Восточной хорды не затрагивают вышеуказанные участки» (Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы). Но эксперты убедились - уровень радиации повышен уже в 50 метрах от рельсов. По словам Андрея Ожаровского, не задеть могильник при строительстве невозможно. Андрей Ожаровский, эксперт программы по безопасности радиоактивных отходов Российского социально-экологического союза: «Если строительство начнется по тому плану, который был нарисован на общественных слушаниях, обнажатся вот эти залежи радиоактивных отходов. Если вы вдохнете пыль, состоящую из вот этой смеси изотопов тория, радия и урана, и она попадет к вам в легкие, не дай бог, то вы будете облучаться изнутри. И это будет Чернобыльская ситуация, когда люди вдыхали опасные вещества, они оседали в легких, и потом на рентгене было, есть такая шутка, звездное небо». О том, что строить дорогу в этом месте опасно, заявил и российский «Гринпис». Сотрудники организации провели анализ проб зараженной почвы и выяснили: уровень радиации в 12 раз выше показателя, при котором грунт относят к радиоактивным отходам. «Выявили значительную удельную активность альфа-активных радионуклидов. Это в 11,9 раз больше, чем необходимо, чтобы, согласно российскому законодательству, отнести грунт к радиоактивным отходам… Российское отделение Greenpeace требует от московских властей не допустить проведения строительных работ» (сайт greenpeace.ru). Проблему обсудили и в Госдуме - на круглом столе. Павел Тарасов, депутат муниципального округа Лефортово: «Люди, не пользуясь машиной, находясь в нескольких километрах от места событий, будут получать радиоактивную пыль - бесплатно, с доставкой на дом. А потом мы будем удивляться, почему у нас рост онкологии и легочных заболеваний». По словам экспертов, для новой дороги выбрали самое подходящее место. Автомобильных мостов рядом нет, а они нужны - зато есть железнодорожный, а значит, не нужно прокладывать коммуникации. А проблему с могильником можно решить. Кирилл Янков, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ: «Пустить хорду в этом месте, вторым этажом над железной дорогой. Это будет, может быть, смещение всего на 50 метров, но это именно то смещение, которое позволит не размещать хорду непосредственно над могильником. И наконец, можно вспомнить, что есть и совсем дорогое решение - переходить Москву-реку не мостом, а глубоким тоннелем». Несмотря на споры, существующий проект уже проходит государственную экспертизу. А на противоположном берегу Москвы-реки появилась строительная техника. Маргарита Твердова, Андрей Быстров, Дмитрий Алексеев и Екатерина Ходасевич, Москва, ОТР.