Досуг россиян. Больше половины россиян никогда не ходят в театр, на концерты и в кафе. За последние 25 лет наши сограждане стали значительно реже читать художественную литературу, но чаще ходить в кино. Самый популярный досуг у жителей России - просмотр фильмов и сериалов, встречи с друзьями во дворе или на улице, а также визиты к родственникам. В чем причины? Дело в безденежье или не только? Иван Князев: А мы продолжаем наш эфир. Сегодня пятница, завтра уже выходные. Значит, самое время поговорить о досуге. С ним в нашей стране происходят интересные трансформации. Опрос, который провели социологи «Левада-центра», показал, что больше половины россиян никогда не хотят в театр, кафе, на концерты. Но это еще не все. За последние 25 лет россияне значительно реже стали читать художественную литературу. Тамара Шорникова: Как же мы чаще всего проводим свободное время? Если верить тому же опросу, за просмотром фильмов и сериалов. Давайте посмотрим на графику. 79% опрошенных раз в неделю обязательно смотрят сериалы. Надо сказать, они хорошие сейчас действительно. Иван Князев: Да. Кто-то еще, правда, посвящает время прочтению журналов, газет. Это 39%. «Встречаемся с друзьями на улице или дома, или даже друг у друга» - это еженедельная программа для 66% россиян. Поход в кинотеатр пока не самый популярный вид досуга, но приближается к таким. Если 25 лет назад только 8% россиян смотрели фильмы на большом экране и делали это 1-2 в месяц, то теперь так развлекается каждый пятый. Тамара Шорникова: Мы решили провести свой небольшой опрос прямо сейчас, в прямом эфире. Расскажите, как вы проводите выходные. И что влияет на ваш выбор в большей степени? Деньги, объем свободного времени, может быть, привычки. В общем, мы хотим знать ваше мнение. Звоните по телефону, пишите СМС. У нас в гостях Алексей Рощин, директор Центра социологии и социальной психологии при Московском институте экономики, управления в промышленности. Алексей Валентинович, здравствуйте. Алексей Рощин: Здравствуйте. Иван Князев: Сразу хотел вопрос задать. Если все-таки не деньги – определяющий фактор, говорят: «Да, нет у меня денег на театр. Действительно, иногда дорого стоит, особенно если ты в столице живешь. Нет денег на то, чтобы пойти в кафе, посидеть, культурно отдохнуть». То что тогда еще? Алексей Рощин: Я насчитал 4 класса причин, почему люди не ходят. Из них деньги – одна из основных на самом деле. Но не только. Во-первых, конечно, мы должны с вами учитывать территориальный фактор. Потому что если мы с вами живем в Москве и у нас тут порядка 100 театров на любой вкус – и такой, и сякой, то на самом деле все-таки большая часть России живет в небольших городах. Миллионников у нас в стране тоже не так много. И, соответственно, там сейчас наблюдается такое настоящее усыхание того, что раньше называлось культурной жизнью. И, соответственно, я много поездил по стране, есть города, в которых не то, что театров – в них нет даже кинотеатров. То есть буквально я сам… Я просто любитель кино. Я люблю походить, когда езжу по России, иногда на досуге в кинотеатры. И не раз сталкивался с тем, что город большой – даже на 100 000, на большее население. В нем нету ни одного кинотеатра. Люди говорят: «Закрыли недавно». Получается, для многих этот опрос звучит издевательски. Спрашивают: «Ходите ли вы в театры?» А на самом деле просто куда им? В Москву ездить в театр, что ли, из своего маленького городка? То есть те театры, которые были, там закрылись. Хотя, конечно, есть и случаи противоположные. Есть энтузиасты. Я знаю один небольшой город на 50 000 населения, где прекрасный театр. Причем, на него ломятся местные жители. Это первая причина. В принципе мы можем говорить здесь только о жителях больших городов и даже миллионников, для которых этот вопрос по-настоящему актуален и понятен. Вторая причина, такая нематериальная, которая тоже в данном случае играет большую роль – это то, что у социологов называется «культурная привычка». Потому что на самом деле ведь, как это ни покажется странным, к некоторым видам досуга людей надо приобщать, их надо в него вовлекать. Причем, зачастую лучше всего это делать вообще с детства. Почему, например, многие люди, скажем, профессор Преображенский из знаменитого сериала, который смотрят наши люди, ходил часто в оперу? Потому что он ходил в оперу с детства. И, скорее всего, его родители ходили в оперу и его маленького в эту самую оперу тоже водили. И он привык к тому, что это нормальный вид досуга и что этим заниматься хорошо, полезно и приятно. Но у нас, как вы помните, были так называемые лихие девяностые, у нас было очень скудное время, когда многих людей вышибло из их привычного социального статуса. И они оказались в необходимости тяжко и постоянно зарабатывать себе буквально на кусок хлеба. И эти люди не только сами не ходили в 1990-е годы в театры и в кино, потому что они ездили челноками, стояли, продавали, потом в 10 утра приходили, падали и засыпали. Но эти люди, что тоже очень важно, заводили детей. И, поскольку они были так постоянно заняты, они не думали о том, что этих детей надо водить в театр. И, соответственно, сейчас эти дети подросли, сейчас они сами становятся родителями. Но их никогда в театр не водили. И, соответственно, многие из них на самом деле, даже если это люди, живущие в больших городах, они просто не представляют себе, что это за странный вид досуга – собраться на вечер, смотреть, как люди на сцене что-то изображают. Странно как-то. Зачем это делать? Нет культурной привычки. И на самом деле она не возникает в одночасье. Ее нужно вырабатывать. Людей нужно приохочивать поколениями. Театралы – это вообще поколения на самом деле. Иван Князев: Давайте послушаем наших телезрителей. К нам дозвонился Юрий. Он из Перми. Юрий, здравствуйте. Вы нас слышите? Юрий, как вы отдыхаете? Зритель: Здравствуйте. Мы с женой ходим на набережную Камы. У нас сейчас такую красивую набережную сделали. Там и артисты у нас выступают. И можно поиграть в шахматы. А детскую площадку какую там сделали! И даже приятно сейчас пройтись… У нас такой мэр сейчас хороший. Там, правда, немножко еще не доделано. Вот все спортивную часть набережной делать. Они долго будут делать. Туда сейчас ходим на набережную Камы. У нас выходные на набережной. В пятницу и артисты приезжают. Тамара Шорникова: Поняли, Юрий. Мы вас поздравляем, во-первых. Иван Князев: В театр? Зритель: Недавно был фестиваль. Билеты от 5000 до 20000. Мы получаем 16000. Кто пойдет туда? А в кино я не хожу, потому что там нечего смотреть. Одни боевики идут. И неинтересно мне. Тамара Шорникова: Не устраивает репертуар. Зритель: Лучше на Каме провести время, воздухом подышать. У нас сейчас такой мэр хороший. Приезжайте к нам в Пермь. Посмотрите, какая набережная стала. Тамара Шорникова: Обязательно. Спасибо за приглашение, Юрий. Давайте почитаем еще СМС, потому что люди активно пишут, как они время свое проводят. Кстати, мы только что поговорили о том, что тех, кто знает оперу, тех, кто традиционно ходит в нее, действительно, уже скоро можно будет по пальцам пересчитать. И вот конкретно Сергей, давайте назовем его имя в прямом эфире, написал нам с помощью нашего сайта: «Опера «Севильский цирюльник» очень мне понравилась в Одесском оперном театре. Лет 8 назад смотрел там». Правда, давно смотрел. Но тем не менее. Еще какие мнения? Конечно, Вологодская область также поддерживает мнение о том, что кино и театр – давно роскошь. Отсутствие материальной возможности тоже нужно учитывать. И знаете, о чем много СМС? Ленинградская область, еще из других регионов видела. На одну тему. «Раньше спорт, выставки, музей, велосипед. Сейчас работа и все мысли о ней: как накопить, как погасить ипотеку, и так далее». 30 лет человеку. Казалось бы, самое время ходить по кино, театрам кафе. Алексей Рощин: Культурно расти. Тамара Шорникова: Культурно расти, да. В принципе весело время проводить. Все мысли только о ней, родной – о той же ипотеке. Алексей Рощин: Да. На самом деле, конечно, как мы ни будем стараться уйти от материального вопроса, он является ключевым. Заметьте, позвонил нам человек из Перми, расхваливал Каму. Действительно, народ… я точно знаю, что это прекрасно – погулять по набережной… но это и показывает направление, что люди предпочитают. Они предпочитают максимально бесплатный отдых. То есть чтобы отдыхать, но при этом не тратиться. Отсюда и отсутствие желания отдыхать в кафе, что очень сильно удивляет многих иностранцев. Потому что для иностранцев в принципе питание в общепите стало скорее даже нормой, чем… А вот готовка, допустим, дома у себя каких-то блюд и так далее – это уже скорее превращается на самом деле на Западе в такую экзотику, в увлечение. Типа один вышивает крестиком, а другой у себя дома готовит сам себе еду. И то, и то считается таким интересным, забавным увлечением-хобби. А в наших условиях это далеко не хобби. У нас просто поход в кафе в очень многих городах – это скорее роскошь. Даже многие кафе в регионах так и пишут: «Мы работаем пятницу, субботу, воскресенье. Заказывайте у нас банкеты». Зачастую попросишь: «Дайте мне борщ и котлету». – «Мы не делаем, чтоб вы пришли и сейчас у нас еда». Это реально во многих городах именно так. То есть у людей реально нет денег. И тут вспоминаю еще один опрос, который недавно был, что у нас порядка 60% населения вообще не имеют сбережений. А это значит, что они живут с колес: сколько заработали, столько поели. Не заработали – не поели. В таких условиях действительно каждый рубль на счету. И какой тут может быть театр и даже кино? Тамара Шорникова: Давайте послушаем Елену из Мурманска и после продолжим. Елена, здравствуйте. Иван Князев: Добрый день. Зритель: Здравствуйте. Во-первых, я хотела бы сказать о том, что единственный драматический театр в нашем городе закрыли. И мы не знаем, когда он откроется. И, конечно, когда мы выезжаем в отпуск (мы сейчас были в Москве), первое, что я хочу – детей сводить в театр. Но дети уже довольно взрослые. И мы хотели попасть в потрясающий театр на рассказы Шукшина. Но когда мы вышли на сайт, там билеты были от 14 000 и выше. Вы представляете? Тамара Шорникова: Это сумасшедшие деньги, конечно. Зритель: Нам, мурманчанам. Скажите мне, пожалуйста. Я очень бы хотела, чтобы мои дети смотрели замечательные спектакли. Тем более, там был потрясающий актерский состав. Что происходит? Как? Как можно? Когда мы говорим о том, что наши дети становятся бескультурными… А что мы хотим? Как мы хотим? Тамара Шорникова: Да, Елена. Спасибо вам… Иван Князев: Причем, интересный момент, что это такая российская особенность. За границей, например, тот же поход в театр… Посмотреть какую-нибудь пьесу, если это, конечно, не бродвейская постановка, то должна стоить гораздо дешевле. У меня знаете, какой еще вопрос есть? Алексей Валентинович, денег нет – понятно. Театров нет в регионах – тоже понятно. Один мой знакомый, когда я его спрашиваю «Слушай, почему ты никуда не ходишь?», говорит: «Зачем? Я все в интернете посмотрю». Вот такая тенденция есть. При этом у него есть и деньги, и свободное время, и живет он там, где есть культурные заведения. Вот это что за тенденция? Алексей Рощин: Мы об этом спорим с коллегами. На мой взгляд, такая тенденция есть. Это такое стремление укрыться в пределах своего собственного дома, в своих 4 стенах, в своей скорлупе, и оттуда наблюдать через этот маленький монитор за всем, что происходит вокруг. По сути дела это тоже такая невротическая реакция. Ведь что делает человек, когда он идет в театр, в кафе, еще куда-то, и так далее? Он все-таки общается. К людям. Общаться. Он видит своих горожан, своих сограждан и так далее. Людей посмотреть и себя показать, что называется. А у нас все чаще (я это замечаю в том числе по всяким опросам и так далее) тенденция наоборот: «Я закрыт, я сам по себе. Я на работу сбегал, а дальше я сижу. И у меня есть свой дом, своя дача. И я между ними курсирую. И там оборудовал себе какой-то досуг». По сути дела это то, что социологи называют «стремление к атомизации». То есть мы все стараемся, наоборот, отгородиться друг от друга. Нет общественного доверия. И поэтому даже и смотреть кино и так далее мы предпочитаем отдельно от других. Хотя на самом деле, если посмотреть исторически, то же самое киноискусство, оно во многом же рассчитано как раз на массовое восприятие. Многие фильмы предполагают то, что вы это смотрите в окружении себе подобных. И, соответственно, эмоции, которые порождает экран и даже тот же театр, они возникают сразу у многих ваших соседей, и люди заражаются ими. То есть на самом деле даже восприятие фильмов отличается: смотришь ты его один или смотришь его в зале. Но у нас это стремление к другим как-то атрофируется. Мы хотим быть отдельно, мы устаем и не доверяем другим людям. Это такое достаточно тревожное состояние. Тамара Шорникова: Мы в этом стремлении к атомизации как далеко зайдем? Мы просто будем сидеть в наших умных домах, нам будет Siri заказывать еду, привозить его будут роботы на беспилотниках, и все, мы перестанем вообще выходить из дома? Алексей Рощин: Здесь какие-то тревожные вещи происходят. Потому что еще заметим из того же опроса: люди же говорят, что они не только в театр и кино не ходят. Они говорят, что «мы все меньше и меньше читаем книги». А многие люди прямо заявляют, что у них даже нет такой потребности. И они вообще не хотят. «Зачем книги?» Сейчас многих поражает (и это почти норма), что ты заходишь к кому-то в дом – и там нет такого атрибута любой квартиры еще 20-30 лет назад, как книжный шкаф. То есть просто нет книжных шкафов как таковых вообще. И, соответственно, книг тоже нет в доме практически ни одной. И люди говорят, что «мы их читаем по читалке и в интернете». Но часто они лукавят. Иван Князев: Это очень маленький процент. Алексей Рощин: Они могут это читать, конечно, но, скорее всего, они не читают. А это о чем говорит? Это тоже на самом деле такая третья причина. Она менее заметная. Но это скорее такая социальная патология выявляется. То есть в принципе многие люди уже не понимают, а зачем они вообще будут смотреть на какие-то приключения неизвестных, непонятных и вообще выдуманных людей. И уже неважно, это театр, кино, книга и так далее. То есть в принципе зачем существует вообще искусство? Оно существует для того, чтобы человек мог в своей маленькой жизни жить еще разными жизнями в разных пространствах, разных временах – выдуманных, исторических и так далее. А получается так, что значительная часть нашего населения сейчас признает, что им это вообще не интересно. И они не хотят… Тамара Шорникова: Мы много говорим за большую часть нашего населения. Давайте послушаем. У нас есть видеоматериал. Мы спросили телезрителей – как вы чаще всего отдыхаете? Вот какие ответы получили. ОПРОС Иван Князев: Вот так отдыхают наши люди. Дополню, Приморский край: «Дача, рыбалка, грибы, ягоды – супер-отдых! Пенсионерка, 66 лет». «Отдыхаем на даче», - Волгоградская область. Тамара Шорникова: Конечно, отдых должен быть разный, в том числе активный. И дача хорошо, и шашлыки, и так далее. Но, честно говоря, немного пугает и печалит эта история, когда люди пишут: «А зачем вообще куда-то ходить, если есть смартфон? Денег нет, времени нет. Ничего нет». И все эти причины понять можно, но мы же хотим развиваться, мы же хотим говорить не только о зарплате и о том, что приготовить на ужин. К чему такое сужение наших интересов может привести в перспективе? Или это какие-то надуманные страхи? Алексей Рощин: Тут ведь проблема из разряда «что первично – курица или яйцо?» С одной стороны, люди говорят, что «мы не хотим никуда ходить, мы смотрим все по интернету, нам все это не интересно, дорого и так далее». С другой стороны, когда мы говорим уже о самих этих театрах, о самих этих кафе и так далее, они говорят: «А мы массово закрываемся. Потому что у нас нет зрителей, у нас нет посетителей. К нам никто не ходит. Эти самые кафешки открываются, 2 месяца поработают, закрываются. Потому что нет наполняемости зала». И так далее. То есть по сути дела вот такая интравертность наших людей, когда они стараются закрыться и смотреть все на экране смартфонов, она приводит к тому, что культурное пространство вокруг них само по себе оскудевает и выгорает. Потому что реально, если никто не ходит, они и не могут развиваться. То есть спрос же порождает предложение. А если спрос у нас сжимается, то откуда взяться предложению? Оно, естественно, тоже исчезает. И получается, такой процесс с двух сторон идет. И люди не хотят, и сами заведения исчезают. Что с этим делать? Возможно, нужна помощь государства. Иван Князев: Спасибо. Алексей Рощин, директор Центра социологии и социальной психологии при Московском институте экономики и управления в промышленности, был у нас в гостях. Друзья, ходите в театры, ходите в кино, читайте книжки. Думайте о культуре. Тамара Шорникова: Вы в конце реквизиты присылайте, а Ваня вам сейчас обеспечит возможность ходить в театры, в кино и так далее. Правда, Иван? Чем можем, тем поможем. Алексей Рощин: За 15000 рублей. Хоть я и люблю Шукшина. Тамара Шорникова: Спасибо.