Тамара Шорникова: На этой неделе наш традиционный опрос был посвящен подготовке к Новому году. Спрашивали у вас, что подарите и какую сумму собираетесь потратить на подарок. Прочитали, посчитали, вот результаты, давайте посмотрим. Средняя сумма расходов на новогодние подарки – около 7 тысяч рублей. Надо сказать, что тут разбег внушительный, от открыток до смартфонов и ювелирных украшений. Вот несколько ваших SMS. Приморский край: «На подарки я выделила 10 тысяч рублей. Самое главное – придумать, что подарить. Сейчас у детей есть все, мешки игрушек, у взрослых тоже. Думаем, фантазируем». Новгородская область, Старая Русса: «Пенсионерка, пять внуков, вяжу всем по носочкам». Из Смоленской области телезрительница прислала свой список подарков: «Свекрови и маме по смартфону (ого), мужу – электробритву, старшему сыну – смартфон, младшему сыну – санки и игрушки, папе – видеорегистратор. Всего 105 тысяч рублей», – внушительно. Теперь о самых популярных подарках. Мужчины собираются дарить женщинам ювелирные украшения и смартфоны, косметику и... пряжу для вязания, это тоже популярный вариант оказался. Претендент на самый теплый подарок в моем рейтинге: мужчина вот нам пишет из Марий Эл, что подарит своей половинке унты, теплые и красивые, чтобы она ездила с ним на рыбалку. Что получат в ответ мужчины? Чаще всего им подарят видеорегистратор или смартфон. Среди наиболее вероятных вариантов также набор для бритья, деньги, свитер и тапочки. Ну и бонус. Мы не спрашивали, но многие написали, что в первую очередь будут дарить подарки детям: сладости, игрушки, санки и книги. Если вы не участвовали в нашем опросе, прямо сейчас сделайте это, подключитесь к разговору: напишите, что вы собираетесь подарить мужу, жене, подруге, детям, здесь не ограничиваем. Сколько на это хотите потратить и, самое главное, что вы хотите получить? Продолжите: «Хочу в подарок...» – и дальше ваш вариант. 5445 – номер для SMS, наш телефон прямого эфира тоже работает, ждет ваших звонков. В студии у нас Людмила Брушкова, кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии Финансового университета при Правительстве России. Здравствуйте, Людмила Алексеевна. Людмила Брушкова: Здравствуйте, Тамара. Тамара Шорникова: Вот такие популярные варианты подарков от наших телезрителей. Как это соответствует популярным вариантам по стране? Насколько тесно коррелирует, как вам кажется? Людмила Брушкова: Ну, я вначале хотела сказать пару слов вообще о культуре подарка. То есть подарок – это, можно сказать, неотъемлемая часть любого общества, т. е. подарки сопровождают всю историю человечества. Вначале они носили, можно сказать, такой ритуальный характер, т. е. были частью какого-то религиозного обряда. Но одновременно с этим развивалась и культура дарения как установления хороших взаимоотношений. То есть известный антрополог и экономист Карл Поланьи пишет о дарообмене как первой форме экономического обмена, который гораздо древнее, чем рынок. Что касается трат на Новый год, то Новый год – это праздник, так скажем, особого значения, особой символики, и понятно, что люди несмотря ни на какие трудности в стране либо свои личные, конечно, хотят отметить этот праздник и хорошо, и весело, и одарить всех, кого они считают нужным. Когда я слушала вот этот список подарков, я поняла, что действительно они очень разнообразны. Готовясь к передаче, я постаралась, знаете, вообще классифицировать новогодние подарки. Я выделила такие три группы... Тамара Шорникова: Так. Людмила Брушкова: Первые подарки символические, так скажем, декоративные, не имеющие практической пользы, но дарящие хорошее настроение. Вторая группа подарков – это подарки практические, утилитарные, т. е. которые действительно можно использовать, от гаджетов до носочков. И третья группа подарков – это вот, можно сказать, новая группа, которая появляется в современном обществе, связанная с хобби самого одаряемого. То есть, если вы знаете, наше общество часто называют обществом досуга, и очень многие люди имеют хобби, увлечения, и, конечно, хотелось бы что-то подарить им, связанное с этим увлечением. Тамара Шорникова: То есть как раз, если дама вяжет, вот пряжа. Людмила Брушкова: Да, поэтому вот о пряже. Я тоже подумала, конечно, нестандартный подарок для нашего времени. В советские времена это было действительно популярно, женщины вязали очень много, но делали это, знаете, не из-за того, что им это нравилось, а чаще от необходимости. Тамара Шорникова: Необходимость, да. Людмила Брушкова: Просто не было возможности купить красивые шерстяные вещи, и наши русские рукодельницы вязали очень хорошо, обвязывали всю свою семью и еще знакомых и родственников. Поэтому, когда я услышала, что мужчина хочет подарить своей жене шерсть, я, конечно, подумала не о том, что они не могут купить шерстяные изделия, сейчас для этого масса возможностей, а, скорее всего, для этой женщины это является ее хобби, увлечением, и этот подарок придется ей кстати. Тамара Шорникова: Безусловно. И это говорит, конечно же, о близких отношениях, о том, что человек знает, что принесет радость, чем занимается вторая половина. Людмила Брушкова: Конечно, конечно. Но это еще говорит о том, что действительно у многих людей сейчас есть это хобби, и отчасти стало проще даже ориентироваться в мире подарков, для того чтобы что-то подарить. То есть, если вы точно знаете, чем увлечены ваши родные, близкие, вы можете действительно им это подарить, я думаю, они будут очень рады, потому что здесь, как говорится, мало не бывает, всегда это нужно. Тамара Шорникова: Да. Еще проще ориентироваться, если тебе рассказывают, о чем мечтают, собственно, вот как рассказали жители Перми, Владикавказа и Самары нашим корреспондентам. Давайте посмотрим видеоматериал и после обсудим. СЮЖЕТ Тамара Шорникова: И вот еще добавим несколько SMS, присылают нам телезрители свои варианты. Владимирская область: «Дочке подарила уже зимние сапоги, а внуку – 5 тысяч». Югра пишет: «Выписала мужу на подарок хорошую сковородку, он у меня главный повар». Москва: «С подарками большая проблема, у всех все есть, обмен конвертами банально». Ну и грустно, мне кажется, нет такой теплоты... Людмила Брушкова: Романтики. Тамара Шорникова: Да, и действительно близости. Людмила Брушкова: Какого-то волшебства. Тамара Шорникова: Вот этот вот обмен конвертами – тоже такая определенная... Вы говорили как раз о ритуальных подарках, с чего начиналось все, – мне кажется, это можно занести в эту категорию. Людмила Брушкова: Ну, это, знаете, ритуал, можно сказать, нового свойства, ритуал, я бы сказала, рационализированного общества. То есть, наверное, действительно все замечают, что сейчас многие люди предпочитают получить определенную денежную сумму, вместо того чтобы получать какую-то вещь. Причем этот тренд распространяется, я бы даже сказала, больше среди молодежи. То есть я, знаете, была очень удивлена, когда, поговорив с одной из подруг моей дочери, ей 13 лет, у нее был накануне день рождения, правда, не Новый год, и я спросила: «А что тебе подарят? Что ты ждешь?» И она, знаете, так невозмутимо сказала: «Деньги!» То есть, знаете, для нее в этом не было ничего необычного, вопрос вообще не поставил ее в замешательство. Вы знаете, я не ожидала услышать такой ответ, т. е. я думала, что она скажет хотя бы о каком-то гаджете или о чем-то, а она сказала: «Нет, просто деньги, это самый лучший подарок». Тамара Шорникова: Ну, это действительно меньше уже похоже на подарок, это правда обмен, как написал телезритель, потому что часто действительно это в обе стороны идут конверты, возможно, даже с одной суммой... Людмила Брушкова: Чтобы эквивалентность была. Тамара Шорникова: То есть, по сути, в кармане ничего не поменялось, но ритуал соблюден действительно. С чем вы это связываете? Людмила Брушкова: Ну, вы знаете, здесь можно по-разному посмотреть. Я, предвидя этот вопрос, вообще посмотрела, когда первый раз появились деньги в качестве подарка. И знаете, была очень удивлена, когда узнала, что Святой Николай, который является родоначальником новогодних подарков, он через каминную трубу в те самые носочки бедным девочкам бросил не что-нибудь, а золотые монеты. Вы знаете, я ожидала, что это, может быть, какие-то сладости будут, может быть, еще что-то, но это были деньги. То есть отсюда можно заключить, что деньги в качестве подарка появились не в XXI веке, а гораздо раньше. Но потом, когда действительно уже традиция одаривания детей, она, в общем-то, пришла к нам больше из Германии, там стали фигурировать больше, конечно, не деньги, можно сказать, их вообще там не было, а сладости. То есть это был очень популярный подарок, там заворачивали орехи или еще что-то. Их могли заворачивать в какую-то красивую бумагу, украшать ими елку. Ну то есть на какое-то время действительно деньги исчезли, они перестали быть предметом дарения. Что касается нашего времени, то я, конечно, это целиком и полностью объясняю вот этой рационализацией, о которой писал еще Макс Вебер, говоря, что современное общество – это общество, в котором ценностное действие будет вытесняться действием рациональным. Ну то есть люди будут думать не столько о магии и волшебстве, сколько о практической пользе. То есть вот это получение денег в качестве подарка я вижу как раз как то, что пророчил Вебер, что действительно многие люди говорят: «Ну а зачем мне какая-то мало нужная вещь?» Вы знаете, я в прошлом году с удивлением услышала, что, например, в Америке даже есть целый, так сказать, сервис по тому, чтобы сбыть эти ненужные подарки. Вы, наверное, тоже слышали, да? Ну то есть люди, получив на Рождество, на Новый год кучу ненужных вещей, потом просто от них избавляются, причем делают это открыто, даже не думая о том, что это может ранить того, кто им подарил. То есть, грубо говоря, если вы выставите на Avito то, что вам подарили, ведь есть шанс, что и тот человек, который вам подарил, увидит этот подарок... Тамара Шорникова: Только хотела сказать, что не только в Америке такие сервисы. Людмила Брушкова: И у нас есть? Тамара Шорникова: Конечно, учитывая то, что есть те же Avito, «Юла» и другие сервисы. Людмила Брушкова: Да. Причем, знаете, в дополнение, можно сказать, вот этой уже полной картины люди даже некоторые предпочитали говорить: «А ты мне дай подарок вместе с чеком», – т. е. чтобы его можно было даже и в магазин вернуть за те же деньги и ничего на этом не потерять. Поэтому, Тамара, я считаю, что это все, конечно, вписывается вот в это общество потребления, общество сугубо рациональное, которое пронизывает все слои населения, включая детей. И вот это вот ощущение, что деньги – это некая универсальная вещь, а ненужные штучки, скорее всего, от них лучше избавиться и купить то, что действительно нужно... Другой вопрос, понимаете, как это оценивать, хорошо это или плохо. Ну то есть то, что это есть, и то, что это будет, это уже свершившийся факт. Тамара Шорникова: Как далеко мы можем зайти вот в такой попытке, пытаясь все структурировать, поговорим после звонка. Татьяна, Курск, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Да, слушаем. Зритель: Я много лет... Старшей моей внучке 21 год исполнится, а младшему внуку 4 года только исполнилось, в двух разных семьях, дочки и сына. Я все время дарила элитные игрушки ручной работы елочные. Последнее мое приобретение было, одна игрушка 1 600, это был домик-часы с кукушкой, в общем, стеклянные, расписные фирмы... Я хочу поблагодарить Новгород, фирму «Ариэль», это великолепные игрушки. Но в этом году я не могу себе этого позволить, потому что те часики, которые стоили 1 600, сейчас стоят 3 тысячи, и та игрушка, которую я хочу подарить, она свыше 2 тысяч, до 3-х. Так как я пенсионерка, мне это недоступно. Тамара Шорникова: Татьяна, вы говорите о том, что хотите подарить, – а вы о чем мечтаете? Зритель: Я о чем мечтаю? О том, чтобы дети не забыли меня тепло поздравить. Просто душевно. Я ни о чем не мечтаю. Чтобы был мир для всех и здоровье для меня. Тамара Шорникова: Спасибо вам, Татьяна, искренне вам этого желаем. Сейчас послушаем Людмилу из Московской области, телезрительница еще одна дозвонилась. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я вот по поводу, что как дарится и кому какие подарки. Тамара Шорникова: Так. Зритель: Ну вот дочери я просто решила подарить пижаму, потому что она в ночных рубашках не спит, я ей пижаму. Пижама в среднем стоит 800 рублей. Внуку в «Спортмастере» присмотрели коньки за 3 тысячи, вот. Я тоже пенсионерка, пенсия 20 тысяч, но я к Новому году потихоньку, лишний раз деньги не тратила, откладывала, уже составила бюджет, кому что, опросила своих родственников, в среднем на какую сумму я могу рассчитывать, сделать им на подарки, и ихние пожелания. Внучке «плюшку», потому что у нас семейная «плюшка» большая, а ей тяжело, я ей купила, припрятано, она придет ко мне, маленькая «плюшка»... Тамара Шорникова: Людмила, а сами что хотите в подарок? Зритель: Сама я что хочу? Честно сказать, ну вроде бы, знаете, себя надо тоже любить, но я, наверное, как-то... Не знаю. Вроде как бы уже в таком возрасте у нас у всех есть. Самое главное, конечно, здоровье в нашем возрасте и вообще всем. И конечно, хотелось бы, у меня тоже вот сын военнообязанный, ох... Тамара Шорникова: Мира, да, мира. Спасибо, спасибо вам, Людмила. Хочется сказать, что непрактичное поколение, да? Вот молодежь говорит, что деньги прекрасный, отличный подарок, а нам звонили Татьяна, Людмила, и все как-то начинают тушеваться при вопросе, о чем они мечтают: здоровья, мира, чтобы у всех было все хорошо и т. д. Если говорить о новом поколении, куда мы движемся с таким рациональным подходом? Так ведь можно далеко зайти, условно, вместо прекрасных свиданий, попыток, любопытства узнать человека, изучить его – такая анкета, подходит не подходит, по этим критериям кажется, что неплохо, можно встречаться, и т. д. В какую сторону мы движемся? Людмила Брушкова: Ну, движемся как раз в эту, Тамара, и вы как раз называете симптомы, которые говорят о том, что мы туда движемся. Я хотела буквально два слова еще прокомментировать то, что сказали наши телезрители, вот о хендмейд. То есть действительно это некая новация в подарках, т. е. отчасти, может быть, это вот какое-то, знаете, ответвление вот этого любительского творчества, которое сейчас получило новый всплеск для развития. Во-первых, очень много товаров, которые позволяют человеку этим творчеством заниматься. И вот действительно, в списке товаров 2022 года, я посмотрела как раз за 3 года последних, действительно появилась такая строчка, как «подарки, сделанные своими руками». Они не в приоритете, конечно, т. е. достаточно малый процент их выбирает в качестве того, что они хотели бы подарить, но тем не менее они присутствуют, возможно, как какая-то тоже тенденция на будущее. Потому что, знаете, в подарки, сделанные своими руками, действительно вложена какая-то частичка души человека. То есть даже сам факт, что это сделано не на фабрике, не на заводе, а руками любимого тобой человека, он посвятил этому время, он думал о тебе, – это все придает, понимаете, какой-то смысл этому подарку, и, думаю, человек будет его хранить долгие годы. Что касается меня, когда моя дочь спрашивает: «Мама, ну когда же ты мне скажешь, что ты хочешь?», я тоже говорю: «Подари что-то, сделанное своими руками». Потому что она хорошо плетет из бисера, она сейчас ходит на кружок, где обучают всякому рукоделию, у нее прекрасно это получается. Для меня, я не кривлю душой, это реально более дорогой подарок, чем то, что будет куплено в магазине, тем более ребенок сам еще не зарабатывает. И когда вот люди тоже пенсионного возраста говорили, что сейчас им уже трудно дарить дорогие игрушки, как вариант они могли бы подарить продукт своего творчества. Я очень поддерживаю эту тенденцию, считаю, что это замечательный вариант подарка. Еще мне хотелось бы обратить внимание в плане рационализации: кроме денег сейчас еще появляется такой вариант подарка, как подарочный сертификат либо какая-то предоплаченная карта. Тамара Шорникова: Да. Людмила Брушкова: Ну, вы знаете, просматривая опять же статистику, результаты соцопросов, я поняла, что они тоже не в приоритете. То есть если вот брать 2022 год, их выбирают только 9% опрошенных, т. е. они даже, по сути, так же, как и подарки, сделанные своими руками, т. е. по 9%. Например, бытовые приборы предпочли бы 11%, парфюмерию и косметику, бижутерию – 19%, столько же сувениры, игрушки – 18%, деньги – 15%. Знаете, вот что касается денег, кстати, я тоже увидела такое небольшое расхождение, что их хотели бы подарить 15%, а получить в качестве подарка 9%. То есть получается, что люди о других думают, что им это нужно, тогда как сами люди считают, что, может быть, что-то другое, а не деньги. Тамара Шорникова: Имейте в виду, если приготовили конверт для кого-то, насколько это порадует. Людмила Брушкова: То есть не всех они обрадуют. Тамара Шорникова: Да, безусловно. Людмила Брушкова: То есть число тех, кого бы этот подарок обрадовал, отстает на 6%, в принципе это значимо, от тех, кто собирается это сделать. Тамара Шорникова: Давайте успеем еще послушать телефонный звонок и прочитать несколько сообщений. Сначала Нина, Свердловская область. Нина? Зритель: Добрый вечер, Тамара. С праздником вас, с Новым годом с наступающим! Тамара Шорникова: Спасибо большое! Зритель: Всех ваших коллег, всех экспертов! Я хочу сказать, что мои подарки никогда никто не перепродаст и не передарит... Тамара Шорникова: Смело. Людмила Брушкова: Замечательно. Зритель: ...потому что я леплю своими руками пельмени с мясом, с картошкой, с капустой, с гречкой, с рыбой и т. д. Тамара Шорникова: Нина, пожалейте!.. С утра ни крошки во рту... Зритель: Детям, внукам, подругам. Приезжайте и вы, и вас накормлю досыта 100%. Приезжайте! Тамара Шорникова: Отлично! Пока это приглашение точно лучший подарок за неделю. Спасибо вам огромное за такое радушие, за теплый отклик! Вот что еще пишут наши телезрители. Пишут нам замечательно, но мне кажется, что вряд ли стоит рассчитывать на такой легкий исход, Ленинградская область: «Хочу в подарок получить хорошую жену или невесту», – все-таки придется потрудиться немного, мне кажется. Людмила Брушкова: Да. Тамара Шорникова: Орловская область: «У меня муж супермегаподарок! У него золотые руки и сердце!» Пишет Ростов нам: «Хочу получить в подарок путешествие», – вот так. Если говорить об амбициях, как вам кажется, судя по тому, что сейчас... Людмила Брушкова: По разбросу такому, да. Тамара Шорникова: По разбросу, да, по тому, что сейчас происходит, этот год, да и предыдущие, действительно много было разных испытаний – какими эти года нас сделали? Более смелыми, решительными, амбициозными, более понимающими, менее зависимыми от денег и каких-то достижений? На ваш взгляд, какими? Людмила Брушкова: Ну, я до того, как ответить на этот вопрос, хотела бы прокомментировать насчет таких невещественных подарков, как то полетать на парашюте, съездить куда-то, получить впечатления. То есть это тоже примета нашего времени, часто экономику постиндустриального общества называют еще экономикой впечатлений. Ну то есть действительно на фоне вот такого изобилия вещей, которые уже нетрудно купить, стоят они не так дорого, можно найти на любой бюджет, и ценятся они тоже уже не так высоко, как раньше... Тамара Шорникова: Минутка у нас... Людмила Брушкова: Да. В этих условиях начинают очень цениться ощущения, впечатления, эмоции. И вот эти действительно эмоции, вот это «вау», которое человек получит и запомнит на всю жизнь, оно бывает дороже, нежели даже смартфон. Что касается, Тамара... Я хотела, кстати, еще поблагодарить нашу телезрительницу, которая нас так радушно пригласила к себе в гости. Тамара Шорникова: Да. Людмила Брушкова: Вот поверьте, вот это ее выступление действительно останется в памяти. Я, кстати, хотела сказать еще насчет продуктовых подарков, которые действительно тоже стали появляться сейчас чаще, чем раньше. Алкоголь, деликатесы, даже кофе, даже чай люди согласны получить в подарок. Тамара Шорникова: И одно слово – какими мы стали? Людмила Брушкова: Какими мы стали? Дорогие мои соотечественники, я считаю, что мы всегда были, есть и будем очень хорошими людьми. То есть нас не испортил ни COVID, ни теперешняя геополитическая ситуация. Наша доброта, наша добросердечие, мне кажется, всегда с нами останется. Может быть, мы действительно должны сейчас больше экономить, как говорят, может быть, и подарков это коснется, но, я думаю, это не коснется нашей души. На этом мы экономить никогда не будем. Тамара Шорникова: Но не будем экономить на тепле, да. Спасибо, спасибо вам! Людмила Брушкова: Поэтому отсутствие денег компенсируем нашим душевным теплом. Спасибо вам большое! Тамара Шорникова: Спасибо вам! Мы с вами прощаемся. Это была программа «ОТРажение». До встречи! Дарите друг другу радость.