Константин Чуриков: Далеки они от народа, я имею в виду зарплаты российских чиновников. Они забрались на какую-то, знаете, недосягаемую высоту, туда, в стратосферу. Оксана Галькевич: Как раз сегодня стали известны данные о зарплатах государственных служащих, они очень интересные. Смотрите, в среднем 240 тысяч рублей у нас получают сотрудники аппарата правительства, примерно такая же зарплата у сотрудников Администрации президента, 236 тысяч. В Совете Федерации средняя сумма 159 тысяч рублей, а в Государственной Думе 186 тысяч. Константин Чуриков: Ну есть еще отдельные министерства и ведомства: Федеральное казначейство, МИД, вы сейчас все видите на экране, ФНС (Федеральная налоговая служба), ФСПП (Федеральная служба судебных приставов). И давайте посмотрим в среднем, какова эта разница. Оксана Галькевич: Вообще по всем государственным служащим. Константин Чуриков: В среднем госслужащие – имеется в виду все-таки, я думаю, высшего звена – это 126.5 тысяч рублей, в среднем по России зарплата среднестатистического россиянина 43 тысячи рублей. Вот такие цифры принес нам Росстат. Давайте обсуждать это с вами. Оксана Галькевич: Как вам такие цифры, уважаемые телезрители? Звоните нам или пишите, мы в прямом эфире, телефоны для связи с нами для ваших высказываний у вас на экране, все это совершенно бесплатно. Ну а мы представим нашего гостя: в студии сегодня у нас Людмила Николаевна Иванова-Швец, кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты развития человеческого капитала РЭУ имени Г. В. Плеханова. Здравствуйте, Людмила Николаевна. Константин Чуриков: Здравствуйте. Людмила Иванова-Швец: Добрый вечер. Константин Чуриков: Людмила Николаевна, как вы думаете, а зачем нам вообще вот эти цифры дают? Ведь они наверняка… Оксана Галькевич: Зачем нам это знать? Константин Чуриков: Они вызывают строго негативную реакцию. То есть какую цель преследуют те, кто нам это преподносит? Людмила Иванова-Швец: Ну мы же платим налоги. Константин Чуриков: Так. Людмила Иванова-Швец: Мы должны видеть, куда они расходуются, – в том числе на содержание нашего государственного аппарата. Константин Чуриков: Как вы думаете, какова реакция среднестатистического гражданина России? Оксана Галькевич: У которого зарплата в среднем 43.4 тысячи? Людмила Иванова-Швец: Ну в среднем… Понимаете, в среднем по России 43 тысячи, но у нас 8 миллионов получают около 7 тысяч рублей, например. Средняя зарплата чиновника 126 тысяч, но есть служащие, которые получают по 15-20 тысяч, в той же налоговой инспекции, например. Поэтому сложно сказать, какова реакция. Реакция, мне кажется, может быть абсолютно разной. Просто если сравнивать нижний порог с верхним, то, конечно, получается вот такая средняя цифра. Оксана Галькевич: Вы знаете, мы… Людмила Николаевна, вы знаете, мы часто в этой студии говорим о бедности в нашей стране, о том, как тяжело люди справляются со своими жизненными обстоятельствами именно потому, что у них финансовая ситуация довольно сложная; говорим о том, как у нас растет вот это социально-экономическое неравенство в стране. Так получается, что оно у нас растет не только за счет бизнеса, каких-то олигархов, людей, получающих сверхдоходы, но и за счет вот этой вот прослойки, вот этой категории государственных служащих? Людмила Иванова-Швец: Конечно. Но надо сказать, что если сравнивать в целом по рынку, с бизнесом, с крупным бизнесом, то средняя зарплата в 126 тысяч не такая большая. Потому что менеджер средней руки, не знаю, например, директор по маркетингу, например, международной компании, у него средняя заработная плата может доходить до 300 тысяч, например. Константин Чуриков: То есть чиновникам еще есть куда расти. Людмила Иванова-Швец: Да, конечно, тут смотря с чем мы сравниваем. Константин Чуриков: А скажите, как формируется зарплата чиновников? Как она назначается вообще? По каким критериям? Людмила Иванова-Швец: Назначается она согласно рангу, соответственно… Оксана Галькевич: Есть табель о рангах определенный? Людмила Иванова-Швец: Да, и соответственно, конечно, дифференциация там тоже достаточно большая. Она зависит от категории, от стажа работы, от набора компетенций, от многих факторов. Оксана Галькевич: А если сравнивать, так скажем, с мировым опытом? Людмила Иванова-Швец: Ой, ну здесь сравнение достаточно интересное… Оксана Галькевич: Так. Константин Чуриков: Так. Людмила Иванова-Швец: Потому что, например, по исследованиям зарплата нашего конкретно замминистра (среднего возьмем) равняется 106 МРОТ, 106 размерам минимальных оплат труда. Константин Чуриков: Ого. Людмила Иванова-Швец: А если сравнивать с США, то там заработная плата замминистра приблизительно такого же ранга равна только 16 минимальных размеров оплаты труда. Константин Чуриков: То есть они скромнее. Людмила Иванова-Швец: Да, вот такое сравнение, они скромнее. Константин Чуриков: Давайте сейчас послушаем Юрия из Тулы, а потом продолжим разговор. Юрий, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Алло, вы меня слышите? Константин Чуриков: Да, пожалуйста. Оксана Галькевич: Да. Зритель: Наталья, вот ответьте на такой вопрос… Константин Чуриков: Людмила Николаевна зовут нашу гостью. Зритель: Ах да, Людмила Николаевна, извините, ответьте на такой вопрос. Вот если… Я пенсионер, мне 70 лет, город Ясногорск, Тульская область, Юрий Михайлович Оборонько. Ответьте на один вопрос. Если, вы сказали, 126 тысяч, значит, у них пенсия 75%, это 80 тысяч. Я отработал 40 лет стажа, всю жизнь махал кувалдой, средняя зарплата была больше, чем у секретаря обкома, на пенсию ушел 15 лет назад и получаю сегодня 13 тысяч. Как вы думаете… И главное, до 2000 года никто не шел в чиновники, после 2000-го поперли валом. Сегодня они превышают, в 5-6 раз их больше, чем было в советское время. Терпение у людей лопнуло. Мне лично хочется взять вилы и пойти... Константин Чуриков: Так-так, Юрий… Зритель: …убивать их. Константин Чуриков: Юрий, никаких, пожалуйста, призывов в нашем эфире. Мы открыты всем мнениям, но, пожалуйста, давайте держать себя в руках. Оксана Галькевич: Никакого экстремизма, в рамках законов Российской Федерации. Людмила Николаевна, вот вы сказали, сравнивая, допустим, американские зарплаты в этом секторе государственных служащих и российские, что они скромнее. А кто, собственно говоря, и как проявляет эту нескромность? Ведь зарплаты государственным служащим назначаются самими государственными служащими и потом самими же государственными служащими, депутатами, каким-то образом нашим собранием утверждаются. Людмила Иванова-Швец: Ну здесь, мне кажется, даже комментировать… Собственно говоря, так и утверждается. На самом деле если сравнивали мы с Америкой, в Америке своя система, она не так сложна, как формируется оплата чиновников. Там формируется со всех министерств, там совершенно четкие есть grades, то есть уровни, по которым каждый чиновник… Есть перечень должностей, этот перечень соответствует вот этому… Это тоже как табель о рангах, и там эта система тоже достаточно сложная: с каким уровнем образования ты можешь попасть на государственную службу, имея только среднее образование, например. Но с каждым новым уровнем, точно так же, как у нас, ты должен расти, набираться опыта, получать новые компетенции, получать новое образование, и ты можешь расти. Но там все прозрачно, там зарплата любого чиновника любого уровня в открытом доступе, все все видят. Константин Чуриков: Людмила Николаевна, нашим зрителям многим из разных регионов стало интересно, как попасть в чиновники. Какие сейчас существуют критерии, может быть, какие-то курсы? Что вы посоветуете? Потому что, конечно, когда люди видят такие зарплаты, наверное, возникает у кого-то такая мысль. Людмила Иванова-Швец: Вы знаете, не все выдерживают там. Заработная плата на нижних уровнях достаточно низкая. Константин Чуриков: Нет, все-таки как попасть? Какие требования к чиновникам сегодня? Что требуется? Людмила Иванова-Швец: Ну прежде всего образование высшее, смотря на какой уровень… Константин Чуриков: А какое высшее? – любое? Людмила Иванова-Швец: Да. Константин Чуриков: Просто высшее. Людмила Иванова-Швец: Смотря на какую должность вы пойдете, потому что есть требования, если мы соотносим, например, с теми же профессиональными стандартами, если они существуют для каких-то должностей, то, например, на более высокую должность требуется специалитет или магистратура, для остальных должностей это может быть бакалавриат, высшее образование. Но это обязательно нужно пройти отборочный этап, подать заявление… Константин Чуриков: А это куда подать заявление? Видишь вакансию на сайте министерства какого-то, «пойду подам»? Людмила Иванова-Швец: Ну да, может быть, и подать, можно сходить, пока учатся студенты, например, наши студенты многие идут на практику, на стажировку на последних курсах и остаются. То есть не только они присматриваются к этой работе, но и к ним присматриваются. И кстати, все, кто идут туда на практику, остается там не так много. Константин Чуриков: А почему? Людмила Иванова-Швец: А потому что тяжело. Все хотят, но даже из-за высоких зарплат… Сейчас очень тяжело, очень высокие требования к чиновникам. Оксана Галькевич: То есть все-таки зарплаты, справедливости ради, не всегда такие высокие, как выглядит, допустим, средний показатель? У нас оживился SMS-портал, потому что нас смотрят в том числе и государственные служащие среднего и низшего звена. Вот нам о чем пишут… Константин Чуриков: О чем нам только ни пишут. Оксана Галькевич: «Цифры ни о чем, рабочие лошадки в региональных администрациях 15 тысяч рублей», – Ярославская область. Людмила Иванова-Швец: Ну вот о том и речь. Оксана Галькевич: Приморский край: «Зарплата 15 тысяч рублей». Оренбургская область: «16 тысяч, соцзащита». Алтайский край: «Откуда у вас такие данные? Зарплата в Барнауле 10-15 тысяч». Константин Чуриков: Красноярский край нам пишет: «Не хотите работать, идите в депутаты». Кстати, а у депутата работа сложнее, чем у чиновника? Людмила Иванова-Швец: Ну сложно сказать, насколько, это их ощущения, наверное. Но у депутата, мне кажется, ответственность перед избирателями, а у чиновника ответственность, собственно говоря, перед правительством, если это чиновник, он должен соответствовать определенным критериям, отвечать им. Оксана Галькевич: Но тут такая интересная ответственность, мы ведь никак не можем повлиять, если некачественно выполняется государственная услуга или работа депутата, мы никак не можем повлиять, есть этот человек на этом месте или его нет, работает он здесь или не работает, плохо он работает или хорошо, он все равно депутат и госслужащий. Людмила Иванова-Швец: Сама система. Вот в Великобритании интересно, например: там на должность министра – это выборная должность, мы видим у них всякие картинки интересные, как избирают, – а на позиции замминистра все вот эти рабочие лошадки как раз – это не выборная должность, это штатная должность, то есть меняется сам министр, но замминистра не меняются, они как работали там, так и работают. Константин Чуриков: Нельзя привести свою команду? Людмила Иванова-Швец: Да, так и работают. Константин Чуриков: Ух ты. Оксана Галькевич: Вот так, Костя. Константин Чуриков: Нет, у нас такое не сработает. Оксана Галькевич: Для этого нужно уметь работать с разными людьми. Константин Чуриков: Подождите, вот даже интересно, нам снова звонит Юрий, только теперь уже из Перми. Юрий, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Юрий. Константин Чуриков: Юрий, пожалуйста, говорите, страна слушает. Зритель: Здравствуйте. Вот у нас недавно в Перми был, такой случай произошел: чиновник сам себе премию выписал знаете сколько? 296 тысяч рублей за хорошую работу. Он где-то там сидит в мэрии и получает 200 тысяч, а выплатил себе премию вот такую, понимаете? Сами себе выписывают эти премии. Оксана Галькевич: Ну Юрий, ну а как, у них так организована работа, понимаете? Если сам себе не выпишешь, никто тебе не выпишет. Константин Чуриков: Подождите, секундочку… Зритель: Сам себе выписывает, да. Константин Чуриков: А давайте вместе подумаем, как оно должно быть в идеальном мире. У нас президент обозначил приоритеты, у нас поставлены конкретные задачи. Можно спорить с тем, легко этого достигать или тяжело и так далее. Вот можно как-то это все увязать? Людмила Иванова-Швец: Дело в том, что у нас премиальная часть вот такая не очень правильно сформированная и распределяемая. Вот пример Юрия из Перми, когда чиновник сам себе выписывает, оттуда и средняя заработная плата. То есть, по всей видимости, эта премия предназначалась не только ему, а предназначалась как раз всем тем, кто пишет, что получает 15-16 тысяч. И если бы она была разумно распределена, тогда у нас и средняя зарплата была, наверное, такая же, но не было бы такой большой дифференциации. А этим грешат чиновники особенно в регионах, это присутствует у нас. Недавно же тоже были такие события, когда приписывали, по-моему, в Хакасии, если я не ошибаюсь, когда… Оксана Галькевич: Ну были разные истории: была история в Заксобрании Красноярского края, я помню, что-то там, по-моему, со Свердловской областью, с Екатеринбургом было связано. В разных регионах, в общем, я так понимаю, грешат. А вот кстати, это же к вопросу о прозрачности. Вы вспомнили британцев, сказали, что у них все понятно, пожалуйста, посмотрите, кто сколько получает, у американцев тоже. А у нас система насколько прозрачна? Мы вот процитировали Росстат, но Росстат, знаете, раз в год, раз в месяц выдает нам порцию этой информации, без Росстата мы никто. Людмила Иванова-Швец: Нет, у нас чиновники, руководители ведомств обязаны публиковать в открытом доступе свой уровень доходов, все те, кто находятся на государственной службе, публикуют обязательно свой отчет о доходах. Оксана Галькевич: Но тоже раз в год, да? Людмила Иванова-Швец: Да. Константин Чуриков: Всегда когда мы имеем дело с какими-то среднестатистическими данными, мы так или иначе сомневаемся в этих данных и пытаемся понять, где же жизнь. Как вы думаете, большинство российских чиновников получают больше или меньше 126 тысяч рублей в месяц, если брать вообще всех? Людмила Иванова-Швец: Мне кажется, меньше, конечно. Константин Чуриков: Меньше. То есть вот эти 126 тысяч пресловутые – это в Москве, это там, где больше министерств и ведомств? Оксана Галькевич: За счет Москвы в том числе. Людмила Иванова-Швец: Это аппарат… Вы знаете, в регионах тоже очень интересная ситуация. Тут недавно данные видела, например, расходы на чиновничий аппарат в разных регионах. Так вот дотационные наши регионы Северного Кавказа, там расходы на чиновничий аппарат очень большие, там чуть ли не до 50% местных бюджетов, а в той же Владимирской области всего 6.6%, по-моему, от бюджета. Константин Чуриков: Вы знаете, еще по поводу чиновничьего аппарата. Мне всегда интересно, зачем в Москве, не знаю, представительство Магаданской области, представительство такого-то… Оксана Галькевич: Посольство фактически. Константин Чуриков: Да, вот зачем эти посольства? Оксана Галькевич: Да-да, я тоже такие видела. Людмила Иванова-Швец: Ну это количество в целом чиновников и государственных служащих, хотя на самом деле мы не впереди планеты всей по численности чиновников в стране, потому что есть страны, в которых намного больше. Константин Чуриков: Так. Людмила Иванова-Швец: И если сравнивать, кстати, с Советским Союзом, то у нас пик чиновничества был в 1985 году, мы его не достигли пока, то есть у нас меньше чиновничий аппарат. Константин Чуриков: То есть в границах РСФСР если сравнивать. Людмила Иванова-Швец: Да-да. Но если сравнивать с другими странами сейчас по численности чиновников, то мы где-то в серединке, но ближе, конечно, к более высоким показателям. Оксана Галькевич: Но Костя говорит о том, что если рассматривать вот эти расходы на содержание аппарата, может быть, есть… Людмила Иванова-Швец: Это отдельно, это другие показатели совершенно. Оксана Галькевич: …возможности как-то оптимизировать? Потому что содержать целые посольства в столице отдельных российских регионов как-то выглядит странно. Людмила Иванова-Швец: Да, с учетом наших дистанционных технологий, может быть, вполне вероятно, можно… Константин Чуриков: Можно немножко выдохнуть. Вот Липецкая область нам пишет: «Специалист сельской администрации, зарплата 15 700», – то есть чуть больше МРОТ. Оксана Галькевич: Давайте выясним, что в Волгоградской области. Татьяна до нас дозвонилась, ждет возможности высказаться. Татьяна, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, добрый вечер. Оксана Галькевич: Добрый. Зритель: Меня зовут Татьяна, я с Волгоградской области, инвалид по зрению I группы. У меня такая ситуация. По решению суда я должна заплатить была 170 тысяч. По делопроизводству судебный пристав выписала 280 тысяч. Когда я ей позвонила и спросила, почему такая сумма разная на 100 тысяч – ну ошиблись, всякое бывает, не без этого, – она мне сказала: «Я позвоню». Вторая неделя, звонит… А на сайте судебных приставов, на общем, сумма 297, то есть 3 тысячи она… Константин Чуриков: Татьяна, скажите, а за что с вас хотели взыскать и уже взыскали вот эти деньги? За что? Зритель: А это деньги с меня взыскали за то, что я брала кредит, я вовремя его не могу оплатить. Я просила помощи, везде писала, к депутатам, к президенту, везде куда могла обращалась, но… Суды я проиграла, потому что на обжалование подавала, там надо было госпошлину 150 заплатить, а у меня денег нет, потому что сейчас получается так, что денег мне не хватает на хлеб, я в долг беру в магазине. Оксана Галькевич: Татьяна, какой у вас доход ежемесячный? Просто чтобы как-то вернуться к теме, которую мы сейчас обсуждаем. Зритель: А я сейчас вам объясню. 6 тысяч пенсии обычной и 5 тысяч, которые социальный пакет по уходу за мной, лекарства, что я отказалась, вот эти… Константин Чуриков: До вот этого минимального прожиточного минимума, чтобы не умереть, грубо говоря. Зритель: Да, чтобы с голоду не помереть. Константин Чуриков: Понятно, спасибо за ваш звонок. Оксана Галькевич: Да, Татьяна. Константин Чуриков: Как вы прокомментируете вот эти два мира, два Шапиро? Людмила Иванова-Швец: Ну в общем-то тут даже в комментариях не нуждается. Все мы знаем, что как раз не раз обсуждали и в этой студии, как раз размер пенсии – да, вот он есть размер пенсии. Кстати, Юрий, который звонил из Тулы, который отработал 40 лет и у него пенсия 15 тысяч, а у чиновников 75% от дохода. Просто разные системы формирования пенсий. Оксана Галькевич: Так вот почему, понимаете, для этой категории формируется какая-то совершенно отдельная жизнь, какая-то вот совершенно… Мы говорим, далеки они от народа, – так они не просто далеки, они уже даже не часть народа, не народ, получается так? Людмила Иванова-Швец: Ну… Оксана Галькевич: Вот мы отдельно, они отдельно, получается ведь так? Людмила Иванова-Швец: Да. Понимаете, так система формируется, система… Во-первых, взяли какие-то отголоски от советского прошлого, которые не поменяли. Естественно, добавили туда все то, как бы сказать, лучшее с рынка, которое существовало по аналогии, но взяли ровно то, что в интересах чиновников. Потому что те же льготы, которые существуют для них, – существуют льготы для чиновников во всех странах мира очень даже хорошие, они существуют… Константин Чуриков: Вы хотите сказать, что в Советском Союзе тоже была такая многократность, вот такая многократная разница, как нам зрительница говорит? У нее получается 11 тысяч, а тут мы говорим про 126, то есть в 10 раз минимум. Людмила Иванова-Швец: Конечно, там тоже был очень огромный… Вы знаете, я тут недавно… Оксана Галькевич: Спецснабжение, спецдачи, все прочее? Людмила Иванова-Швец: Да. Вот если сравнивать, есть очень интересные расчеты, но там расчет через курс доллара к рублю если смотреть. Так вот средняя зарплата медсестры в советское время, которая составляла 70-80 рубль, сравнима, если по курсу пересчитать… Мы не берем, какая структура расходов, сейчас она совершенно поменялась, это играет существенную роль, например, оплата за квартиру, мы же платили копейки в советское время, сейчас, конечно, это очень дорого… Константин Чуриков: Но и курс тогда был не рыночный, а назначенный. Людмила Иванова-Швец: Да. Оксана Галькевич: И сколько это в нынешних? Людмила Иванова-Швец: В нынешних 18 тысяч, а заработная плата советского министра равнялась 800 рублей, в пересчете на сегодняшние по тому же курсу это больше 100 тысяч. Собственно говоря, укладывается в определенные какие-то рамки. Оксана Галькевич: Ну сейчас-то у нас министры получают по миллиону и больше, по полмиллиона минимум. Людмила Иванова-Швец: Да. Константин Чуриков: Это должно было случиться, подождите. Людмила Иванова-Швец: Это доход, а оклад как оклад как раз… Константин Чуриков: Я подозревал, что это все-таки случится за нашу программу… Оксана Галькевич: Нам позвонит тот самый настоящий чиновник. Константин Чуриков: Да, нам звонит чиновник, чиновница Елена из Тольятти. Здравствуйте, вы в эфире, Елена. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Зритель: Я хотела сказать, что вы некорректно название передачи указали. Написано у вас «средняя зарплата среднего чиновника». Я бы уточнила: средняя зарплата среднего государственного чиновника», потому что в муниципалитетах таких денег нет, никто их не видел. Мои сотрудники, – а я сама руководитель, – всегда обижаются, когда накрученные телевидением, с ненавистью к чиновникам приходят к нам люди и говорят: «Ах вы такие-сякие!» Да мы точно такие же, как и все обычные люди, и таких денег, которые вы показываете, мы, конечно, не видели. Константин Чуриков: Ну понятно, что муниципальные бюджеты совсем крошечные, финансируют фактически государство муниципальные фонды. Расскажите подробнее о своей работе. Оксана Галькевич: Елена, а какая зарплата у вас? Мы вас не знаем, не знаем, откуда вы звоните, как вас зовут, какой вы руководитель. И у ваших сотрудников какие суммы примерно хотя бы? Зритель: У меня как у руководителя вместе с премиями 43 тысячи, а у моих сотрудников 25, у кого достаточно приличная должность, а вот совсем приходящие девочки, конечно, 15, ну вместе с премиями около 20. Константин Чуриков: Так, а в городе средняя зарплата, в Тольятти? Примерный порядок цифр? Это сколько? Зритель: Ну примерно такая же. Мы как все обычные люди. Оксана Галькевич: В среднем по экономике вашего города. Спасибо. Константин Чуриков: Да, спасибо. Людмила Иванова-Швец: Средняя зарплата в Самарской области порядка 27-28 тысяч, по-моему. Оксана Галькевич: Ну где-то примерно цифры бьются. Вы знаете, нам пишут многие: «Вы думаете, они живут на зарплату?» Я сейчас безотносительно Елены, которая нам позвонила из Тольятти, но вот еще одно такое как бы опасение, предубеждение, может быть, а может быть, и не предубеждение, которое у нас возникает моментально, когда мы говорим о чиновниках. Да, зарплата маленькая, но идут же они в чиновники и ничего, работают же. А почему? Потому что не на зарплату живут. Людмила Иванова-Швец: Дело в том, что… Нет, здесь все-таки мнения разные. Кто-то считает – и справедливо, наверное, считает, – что заработная плата чиновника должна быть выше, чтобы не было вот этих соблазнов. Так считают не только у нас, а считают во всем мире так же, просто возможности, может быть, какой-то системы там немножко другие. Но на самом деле ведь многие идут туда не за этим, а, конечно, идут работать за зарплату, скорее всего. Просто все равно заработная плата чиновников должна быть достойной, чтобы меньше было этих соблазнов. Но это не влияет, размер заработной платы не влияет на то, что некоторые живут не на зарплату, скажем так. Константин Чуриков: Может быть, заработная плата у всех должна быть достойной? Людмила Иванова-Швец: Ну конечно. Константин Чуриков: Ну хорошо. Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Чуриков: Тема безграничная, конечно, нам получаса не хватило на то, чтобы раскрыть все тайны, все интриги… Оксана Галькевич: Развернуться. Константин Чуриков: Да, развернуться как следует. У нас в студии была Людмила Иванова-Швец, кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры развития человеческого капитала РЭУ имени Г. В. Плеханова. Спасибо большое. Людмила Иванова-Швец: Спасибо. Оксана Галькевич: Ну а мы не прощаемся, «Отражение» продолжается. Константин Чуриков: Спасибо.