Лжебанкиры: как их вычислить по телефонному звонку? Рекомендации эксперта Дмитрия Ибрагимова

Лжебанкиры: как их вычислить по телефонному звонку? Рекомендации эксперта Дмитрия Ибрагимова
Промежуточные итоги марафона ОТР помощи Иркутской области.. Жизнь взаймы. запрещённое лекарство. Переобучение пенсионеров. «Автомобили»
Среднему заемщику для погашения кредитов потребуется почти 11 зарплат. Как себя обезопасить от пени и брать в долг у банка меньше?
Почему рост экономики сдерживается и из чего складываются зарплаты
Советы по выбору автомобиля от Андрея Осипова, автоновости и тест-драйв Hyundai i30N
Сергей Левченко: Люди, лишившиеся жилья, смогут купить дома за госсчет с квадратными метрами не меньше, чем у них было
Почти 4 миллиона пострадавшим от наводнения в Иркутской области собрали зрители ОТР. Рассказываем, на что пойдут эти деньги
Переобучение для пенсионеров - поиск самореализации или дополнительного дохода?
Процентная ставка по кредитам должна быть адекватна доходам населения и росту экономики
Лекарство или срок. Почему родителей больных детей вынуждены добывать необходимые препараты контрабандой?
«Матери детей-инвалидов попадают под статью за то, что лечат своих детей. Это абсурд!»
Гости
Дмитрий Ибрагимов
заместитель начальника отдела технической защиты информации ГУ Банка России по ЦФО

Лжебанкиры на проводе. Телефонные мошенники от имени банков выпытывают данные кредитных карт и уводят деньги со счетов. Схемы всё хитроумнее - попадаются даже сами сотрудники финансовых учреждений. Как распознать преступников и будут ли банки улучшать систему безопасности?

Оксана Галькевич: У нас последняя тема нашего эфира. Вы сейчас услышите цифры, уважаемые телезрители. Я думаю, многие из вас ужаснутся. Служба безопасности разных российских банков фиксирует просто вал звонков от мошенников. Вал еще не девятый, но уже близко к тому. Смотрите, растет и количество звонков. На экране у вас сейчас появится динамика всего этого всего лишь за последний год. Но главное и самое грустное во всем этом – растет и объем потерянных людьми денег.

Иван Князев: В 2018 году объем всех несанкционированных операций, совершенных с использованием платежных карт, вырос без малого вполовину. Другими словами, если в 2017 году мошенники украли со счетов меньше миллиарда, то в следующем году уже на 44% больше. Почти 1.5 миллиарда.

Оксана Галькевич: Действительно, есть чему ужаснуться. Обращаемся к вам, уважаемые телезрители. Вы когда-нибудь в такой ситуации были? У вас, может быть, уводили деньги с карты таким образом, просто по телефонному звонку? Звонит кто-то, что-то спрашивает, задает вопросы. И раз – денег нет. Сейчас наш СМС-опрос. Мы запускаем ваши ответы «да» или «нет». Присылайте, пожалуйста, на наш портал – 5445. Попробуем выяснить, каков масштаб этого бедствия или безобразия на примере хотя бы нашей аудитории.

Иван Князев: В прямом эфире звоните нам, опять же, пишите. Может быть, вы вовремя почуяли подвох. Тогда поделитесь с нами и с другими зрителями приемами, как не попасть в такую неприятную ситуацию.

Оксана Галькевич: Как сейчас говорят – лайфхаки. Делитесь вашими лайфхаками. Телефоны для звонков и СМС-сообщений у вас на экранах. Представим нашего гостя. В студии у нас заместитель начальника отдела технической защиты информации главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Дмитрий Ибрагимов. Дмитрий Андреевич, здравствуйте.

Иван Князев: Дмитрий Андреевич, добрый день.

Дмитрий Ибрагимов: Добрый день.

Оксана Галькевич: Как у вас все сложно формулируется. И работа, соответственно, тоже сложная.

Дмитрий Ибрагимов: Работа непростая.

Оксана Галькевич: Цифровые вызовы, безопасность. Скажите, действительно по нарастающей идет активность мошенников последний год-два? Естественно, у нас по 2019 году еще нет никакой информации.

Дмитрий Ибрагимов: Действительно, тенденция идет к увеличению количества мошеннических звонков и к улучшению качества этих звонков. Звонки уже идут в том числе адресные. Мошенники обладают предварительной информацией о людях, для того чтобы человек больше доверился мошеннику и выдал ту информацию, которая им нужна.

Иван Князев: Тогда сразу вопрос. Как эта информация к ним попадает?

Дмитрий Ибрагимов: Она попадает совершенно различными способами. Во-первых, если идет какая-то направленная атака на конкретного человека, то собирается информации из соцсетей, из каких-то информационных ресурсов. Может информация пропадать из магазинов-ритейлерах, из баз данных. И так далее. Определить, в какой момент информация пропала о конкретном человеке, довольно сложно.

Иван Князев: Все-таки надо хотя бы знать, в каком банке человек обслуживается. Нельзя же просто так спросить: «С вашей карточкой что-то случилось. Вы обслуживаетесь в Сбербанке, в ВТБ». Эта информация весьма закрытая. И узнать ее можно, если непосредственно утечка из банка произойдет, либо в каких-то других источниках.

Дмитрий Ибрагимов: Во-первых, тут используется вероятность. То есть большинство людей пользуются каким-то набором банков в обязательном порядке. С другой стороны, к сожалению, бывают случаи кражи и из банков. Какие объемы этой информации и насколько она актуальна, тут тоже довольно сложно оценивать.

Иван Князев: Банки каким-то образом пытаются помочь людям? Я недавно прочитал (не будем называть банк), что сотрудникам запретили фотографировать на своем рабочем месте что бы то ни было, включая самое главное – компьютер. Чтобы никакая информация вообще никуда не попала.

Оксана Галькевич: Даже селфи нельзя сделать на рабочем месте?

Иван Князев: Видимо, да.

Дмитрий Ибрагимов: С точки зрения безопасности, это хорошая практика. И банки, конечно, работают для обеспечения безопасности клиентов. Им невыгодно, чтобы у них крали деньги. Причем, у них есть некоторые технологические ограничения. Только в конце прошлого года банкам стало разрешено блокировать транзакции, которые имеют признаки мошеннических.

Оксана Галькевич: Дмитрий Андреевич, а почему невыгодно? Ну, перевели деньги с одного счета на другой. Для банка же это как обычная транзакция выглядит. Можно потом сказать, человек приходит и говорит: «Ой, у меня деньги пропали». – «Ну, извините».

Дмитрий Ибрагимов: В любом случае, это и репутация, и возможные потери банка. Потому что банку еще нужно доказать, что клиент совершил какие-то действия, что у него похитили средства.

Вернусь к тем критериям, которые признаются мошенническими. В первую очередь, это когда счет получателя уже был задействован в мошеннических схемах. Второе – это когда технические устройства, которые использовались для проведения операций, задействовались в мошеннических схемах. И третье – это несоответствие операций клиента его обычным операциям. То есть по геолокации, по времени, по объему и так далее.

Иван Князев: Давайте прямо сейчас послушаем наших телезрителей. Потому что есть дозвонившийся Юрий из Москвы. Юрий, здравствуйте. Скажите, вы с таким сталкивались?

Зритель: Добрый день. Я хотел бы поделиться своей историей.

Оксана Галькевич: Давайте.

Зритель: В начале июля я столкнулся с такой ситуацией, когда телефонный звонок, молодой человек вежливо, профессионально, с достаточно поставленным голосом, представляется сотрудником службы безопасности одного из ведущих банков России. Называет меня по имени, отчеству. Фамилии я, честно говоря, от него не слышал. Но очень профессионально. Честно говоря, в какой-то момент я ему даже и поверил. Но дальше, просто будучи разбираясь, где он работает и выявляя нестыковки, я понял, что я имею дело с элементарным мошенником.

Иван Князев: То есть чисто интуитивно поняли? Немножко нестыковочки были.

Зритель: Я долгое время работал в правоохранительных органах.

Иван Князев: То есть у вас профессиональный навык?

Зритель: Совершенно верно. Далее я не стал выяснять, кто он, откуда и каким образом, по-русски говоря, я его послал.

Иван Князев: А номер, когда вам звонили, определился у вас на телефоне?

Зритель: Спустя 5 минут я перезвонил. Номер уже не работает. Они звонят по 50-60 секунд. Не больше. Так вот, после того, как они обиделись, что я их послал, я за полмесяца получил около 100 звонков с разных сим-карт, с разных телефонных номеров. Естественно, я всю эту информацию передал службе безопасности банка. То есть практически отправил все номера. А номеров не менее сотни.

Оксана Галькевич: Ничего себе! Спам-атаку такую устроили. Страшна мстя мошенников!

Иван Князев: Каков итог? Как банк отреагировал на это все?

Зритель: Никак отреагировал. Абсолютно. До сих пор я не получил никакой информации, откуда они знали мое имя-отчество, откуда они располагают хотя бы даже этой информацией, что я являюсь клиентом банка. А самое главное, понимаете, наглости и поразительной профессиональности они набираются с каждым разом и разом.

Иван Князев: Мошенники учатся.

Зритель: Если не профессиональны, не владеют хотя бы элементарными какими-то оперативными навыками, номер карточки отдашь, в общем-то, без проблем.

Оксана Галькевич: Спасибо, Юрий.

Иван Князев: Давайте послушаем Анну из Твери.

Зритель: Это не Анна. Это Александр.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Александр.

Зритель: Здравствуйте. Дело в том, что на днях…

Иван Князев: Александр, а вы откуда?

Зритель: Тверская область. Дело в том, что совсем недавно у меня сняли с моих двух карт (одна Сбербанк, другая Почтабанк) приличные суммы денежных средств. И я обращался. Ни возмещения, ничего не было нигде.

Иван Князев: А как это случилось?

Зритель: Не знаю. Дело в том, что у меня сначала взломали все полностью.

Оксана Галькевич: Рассказывайте. Как это произошло? В один день. Вам никто не звонил?

Зритель: Мне никто не звонил. Мне никто ничего… Ни прозвонов, ничего. Я по многим сайтам зарегистрирован, насколько знаю. И «Одноклассники», и «Vk», и «Фейсбук».

Иван Князев: Мне кажется, это немножко другая история.

Зритель: Ни подозрений, ничего. Но именно с карт ушли деньги в непонятном направлении.

Дмитрий Ибрагимов: Вы обращались в банки, чтобы вам объяснили, куда… Как это произошло. С помощью каких технологий… От вашего имени происходили операции?

Зритель: С моей карты. Как бы от моего имени. В банки я обратился, написал заявление. Мне заменили карты обе. Но сказали: «Мы не располагаем этим, но будем разбираться». Вот разбираются уже в течение 2 недель. Ни ответов, никаких приветов. Нет вообще ничего.

Оксана Галькевич: Вот так вот. Спасибо большое, Александр.

Иван Князев: Дмитрий Андреевич, а есть ли вообще возможность у человека вернуть эти деньги, если что-то было сделано не так, как он хотел?

Оксана Галькевич: Смотрите, банк не распознал какую-то странную операцию с номером этого Александра из Тверской области. Деньги были переведены на чужой счет. Человек ничего такого не совершал. Есть ли у него шансы вернуть эти средства?

Иван Князев: Или уже можно забыть?

Дмитрий Ибрагимов: Банк обязан вернуть средства, если они были похищены со счета клиента, кроме тех случаев, когда он докажет, что клиент сам отдал мошенникам ту информацию для проведения операции.

Оксана Галькевич: То есть если участие, соучастие, вина человека, владельца карты, не доказана, вольно или невольно, то банк обязан вернуть эти деньги? И расследование банк проводит сам?

Дмитрий Ибрагимов: Да.

Оксана Галькевич: То есть у Александра есть надежда.

Дмитрий Ибрагимов: При любых подобных ситуациях необходимо обращаться в банк заявление, что «я эту операцию не совершал». Причем, делать это нужно как можно быстрее, в течение часов, минут, секунд и так далее. Чем меньше времени пройдет от совершения операции до того, как банк об этом узнает, неважно как – через кол-центры, изначально через звонок, через оператора, причем, именно по тому номеру, который есть у банка, а не по тому, который могли предоставить мошенники.

Иван Князев: Дмитрий Андреевич, смотрите, предыдущий телезритель, который к нам дозвонился, Юрий из Москвы, он сказал, что мошенники действовали весьма профессионально – уверенный голос. Можно как-то обрисовать, кто эти люди?

Дмитрий Ибрагимов: Это сложно.

Иван Князев: Откуда он знает терминологию?

Дмитрий Ибрагимов: Это профессионалы. В том числе и психологи. То есть они вынуждают человека выйти из равновесия, вызывают какие-то чувства, когда человек перестает адекватно осознавать происходящее. Могут вызывать гнев, страх и так далее. Они обладают достаточно большим знанием именно банковских технологий.

Иван Князев: Не в банках ли они работали до этого?

Дмитрий Ибрагимов: Возможно. Это целые организованные группы. Есть специалисты из разных областей.

Оксана Галькевич: Дмитрий Андреевич, но только ли за счет психологических приемов они добились такого значительного увеличения профита своего? На 44% в 2018 году больше, чем в 2017-ом объем незаконных операций и потерянных денег. Там ведь какие-то еще и технологические приемы тоже, да? Как они звонят, например, якобы с телефона моего банка?

Дмитрий Ибрагимов: Во-первых, хочу уточнить, что мы больше пользуемся электронными деньгами, все больше карт у нас, все больше денег мы доверяем электронным технологиям. А по поводу подделки именно звонков – да, действительно, есть такая проблема. Она сложная технологически, потому что сейчас современные телефоны, сложные устройства. И есть техническая возможность подменить номер входящего звонка. То есть у человека отображаться он будет, что звонок происходит с номера, например, банка.

Иван Князев: Давайте послушаем Елену из Хабаровского края. Может быть, все-таки у нас будет какой-нибудь лайфхак, как защититься и как разговаривать с такого рода мошенниками. Елена, здравствуйте. Вы нас слышите?

Зритель: Да, я вас слышу. Здравствуйте.

Иван Князев: Елена, вы тоже сталкивались с мошенниками?

Зритель: У нас такая история произошла. У мужа в феврале месяце в час ночи пришла пенсия. Мы пенсионеры уже. Возраст у нас уже такой. Ему 61, мне 50 с лишним лет. У нас в час ночи пришла пенсия. А в 00:10 ее уже сняли. Мы пошли утром в Сбербанк. Сходили в Сбербанк, нам отследили. Сказали, что это Московская область. Все. Нам сказали пойти, написать заявление в милицию. Мы сходили туда, написали заявление. А еще была открытая карточка на 36 000. В магазине только рассчитываться, чтобы деньги не снимать. И через 2 дня с нее тоже сняли все деньги. Как, куда обращаться, мы уже не знаем. Ни милиция не помогла. Уже февраль месяц давным-давно прошел. И не знаем, куда еще обратиться.

Иван Князев: Дмитрий Андреевич.

Оксана Галькевич: Спасибо. А, вот, кстати, интересный момент. Обращаться нужно только в банк, или все-таки в правоохранительные органы тоже нужно заглянуть и написать заявление?

Дмитрий Ибрагимов: Обязательно. В том случае, если совершается преступление (а это преступление), обязательно нужно писать заявление в правоохранительные органы, причем, независимо от тех сумм, которые были похищены. Потому что зачастую люди не сообщают, стесняются, им становится стыдно, что они совершили…

Иван Князев: Или просто говорят: «Да ладно, тысячу сняли»

Дмитрий Ибрагимов: Идти, писать заявление… Будут потом вызывать куда-то. Неохота. По статистике, только о порядка 20% таких операций сообщается в правоохранительные органы. Это тоже большая проблема.

Иван Князев: Предлагаю прямо сейчас…

Оксана Галькевич: В северную столицу переместиться. Раиса нам дозвонилась. Раиса, мы вас внимательно слушаем.

Зритель: Здравствуйте. У меня был такой случай. У меня была дебетовая карта. Там денег немного было. Чтоб в интернете расплачиваться. Мне позвонил молодой человек с городского номера нам на сотовый. Стал говорить мне: «С вашей карты совершаются покупки. Мы хотим выяснить, вы это делаете или нет». Я говорю: «Если бы не я, я бы к вам обратилась». Он стал у меня номер паспорта спрашивать. Естественно, я отказалась. Я сказала, что я не могу по телефону говорить такие сведения. И разговор закончился. Я взяла, перезвонила в банк по номеру, который на карте указан. Назвала номер. Мне подтвердили, что это действительно номер их банка. Но они такие звонки не совершают. Вот, я думаю, это, видимо, сотрудник банка пытался что-то выведать у меня.

Оксана Галькевич: Спасибо, Раиса.

Иван Князев: Такое возможно вообще?

Дмитрий Ибрагимов: Это маловероятно. Скорее всего, это был поддельный звонок. И то, что вы сейчас рассказали – это были очень правильные действия. То есть прекратить любое общение со звонящим, сказать: «Да, я обращусь к банку».

Иван Князев: Хорошо. Дмитрий Андреевич, давайте на раз-два-три-четыре-пять, что делать, когда вам звонят, по каким признакам можно вычислить мошенника.

Дмитрий Ибрагимов: По каким признакам? Во-первых, мошенники сейчас очень рьяно показывают, что они действительно звонят из банка. То есть на фоне может быть работа кол-центра. Они могут переключать друг другу, сыпать терминами. Что нужно сделать? Нужно включить холодный разум и подумать: «А будет ли действительно банк звонить, рассказывать, требовать от меня эту информацию?» В том случае, если закрались хоть какие-то сомнения, что от вас требуют что-то такого, что банк требовать не может, то лучше попрощаться, сказать, что я вам сейчас перезвоню.

Оксана Галькевич: А банк не может требовать, во-первых, паспортные данные.

Дмитрий Ибрагимов: Да. Он не будет требовать те данные, которые у них уже есть. Если банк будет требовать подтверждения, что «мы вас хотим подтвердить», скажите: «Давайте я вам лучше сейчас перезвоню. И тогда мы уже с вами продолжим. А еще лучше – я к вам приду».

Оксана Галькевич: А еще лучше: «Приходите вы ко мне, молодой человек». Давайте посмотрим небольшой опрос, который наши корреспонденты провели на улицах нескольких городов. Спрашивали людей, сталкивались ли они с телефонными мошенниками от имени банка. Биробиджан, Симферополь и Волгоград – такой у нас опрос.

ОПРОС

Оксана Галькевич: А что могут предложить системы безопасности банков вот такому валу нарастающему активности мошенников?

Дмитрий Ибрагимов: В первую очередь, это система «антифрод». Называется система по борьбе с мошенническими платежами. То, что я уже упомянул. То есть это когда есть признаки мошеннического платежа, банк может остановить на двое суток проведение транзакции и связаться с клиентом, для того чтобы подтвердить, совершал человек эту операцию или нет.

Иван Князев: У меня, честно говоря, такое один раз случилось. Правда, потом карта не работала несколько дней.

Оксана Галькевич: Есть издержки.

Дмитрий Ибрагимов: Есть, конечно, издержки. Но это лучше, чем если бы они ушли…

Оксана Галькевич: Вы знаете, это же извечное такое соревнование – мысль криминальная и мысль, которая обеспечивает нам защиту. Вот в этом нехорошем соревновании насколько велик сейчас отрыв мысли мошеннической от людей, которые занимаются обеспечением нашей финансовой безопасности.

Дмитрий Ибрагимов: К сожалению, сейчас на первый план выходит именно сознание людей. Если человек сам выдает эту информацию… никто не сможет ему запретить говорить информацию. И в первую очередь нужно, конечно, чтобы люди сами понимали, какую информацию можно говорить, а какую нельзя.

Оксана Галькевич: Вы знаете, ситуации здесь бывают сложные. Возрастные категории у вас очень разные. Одно дело – молодого человека научить, чтобы он запомнил, что не сообщать, как действовать в какой-то ситуации, или человек среднего возраста. Другое дело, опять же, пенсионеры, которым до сих пор весь этот пластик вообще в новинку. Какие-то карточки. Они предпочитают наличные. Вот здесь банк индивидуально работает, или единые правила по разрешению этих конфликтных ситуаций ко всем?

Принимается во внимание, что человек более старшего возраста, мог что-то недопонять, недослушать?

Дмитрий Ибрагимов: Конечно, под каждую категорию людей мы ведем большую работу, рассказываем. И банки к своим клиентам подходят, рассказывают, что можно, что нельзя, доступным языком. Все борются по мере своих сил.

Оксана Галькевич: Смотрите, мы спрашивали наших телезрителей, сталкивались ли они с таким телефонным мошенничеством от имени банков. 61% нашей аудитории говорит, что такое было.

Иван Князев: То есть больше половины?

Оксана Галькевич: Да. Больше половины. Это серьезно.

Иван Князев: Знаете, некоторые наши телезрители написали в СМС-чате: «Не пользовался карточками и не буду пользоваться». Для вас, наверное, плохие новости.

Дмитрий Ибрагимов: Здесь каждый решает сам, как ему удобно. Потому что это тоже канал связи.

Иван Князев: Хорошо. Спасибо, Дмитрий Андреевич. Я напомню, что сегодня у нас в студии был заместитель начальника отдела технической защиты информации Банка России по Центральному федеральному округу Дмитрий Ибрагимов. Спасибо большое.

Дмитрий Ибрагимов: Вам спасибо.

Оксана Галькевич: Ну что, друзья. Дневной блок «ОТРажения» практически завершен. Но мы должны вам рассказать еще о темах, которые наши коллеги будут обсуждать сегодня вечером с вами.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски