Лжеврачи и псевдоклиники. Как не стать их жертвой?

Гости
Александр Толмачёв
заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук

Фиктивные медклиники. В Москве, Петербурге, Чувашии, а также Владимирской, Калужской, Рязанской и Ярославской областях аферисты организовали сеть клиник, в которых специально подготовленные сотрудники кол-центров убеждали граждан пройти обследование. А затем работники этих учреждений, не имеющие медицинского образования, вводили пожилых людей в заблуждение о наличии у них заболеваний. Лжеврачи убеждали пройти срочное и дорогостоящее лечение. Для его оплаты склоняли оформить кредиты на крупные суммы. От мошенников пострадали 11 тысяч человек. Как не стать жертвой лжемедиков? Обсуждаем с зампредседателя Союза юристов Москвы Александром Толмачевым.

Тамара Шорникова: А сейчас – абсолютно некрасивая история. Обманули пенсионеров на 1 миллиард рублей. Сотрудники МВД задержали банду мошенников, которые заманивали пожилых людей на якобы бесплатное обследование. Правда, оказавшись в офисе, пенсионер уже через 15 минут подписывал кредитный договор. Лжеврачи ставили людям несуществующие диагнозы, а лечили всех практически одними и теми же процедурами: массаж, ЛФК, гирудотерапия (те самые пиявки). Подобные медцентры работали в Москве, Петербурге, Чувашии, а также во Владимирской, Калужской, Рязанской и Ярославской областях. Аферистам удалось обмануть больше 11 тысяч человек и заработать на этом миллиард рублей. Правоохранители провели операцию по задержанию сразу в 50 подобных медцентрах.

Виталий Млечин: И вот одна история, просто чудовищная. 65-летняя мама Ульяны Самитовой в Рязани оформила сразу три кредита на лечение – в общей сложности на 250 тысяч рублей. Работали преступники по известной схеме: позвонили пенсионерке, пригласили на обследование, пообещали большие скидки. Но как только женщина переступила порог офиса мошенников, с ней сразу же заключили кредитные договоры и назначили процедуры, которые были ей вовсе противопоказаны при имеющихся заболеваниях. Дети ее живут в других городах и неладное заподозрили далеко не сразу.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Врачи из псевдомедцентра даже не стали отрицать обвинения, заявила дочь погибшей, а сказали: «Бывает, лечение не подошло». Юрист советует добиться медицинской экспертизы, которая подтвердит, что причиной смерти стало неправильное лечение человека.

Вот таких лжеврачей и такие псевдоклиники будем обсуждать сегодня. Расскажите нам, как вы выбираете медклинику, если обращаетесь за платной медпомощью. На что ориентируетесь – отзывы в интернете, отзывы от друзей? Как это у вас происходит? Были ли в вашей жизни случаи, когда чуть не залечили до плохих результатов каких-то?

Виталий Млечин: И довольны ли вы медициной в целом? Об этом тоже можем поговорить. Естественно, будем говорить с вами и с нашим гостем – заместителем председателя Союза юристов Москвы, доктором юридических наук Александром Толмачевым. Александр, здравствуйте.

Александр Толмачев: Здравствуйте. Можно сразу к делу?

Виталий Млечин: Давайте. Мы вас для этого и позвали, собственно говоря.

Александр Толмачев: Да. Раз мы живем в стране рыночной, поэтому, извините, любая услуга, которая связана с деньгами, так или иначе может быть нормальной и может быть мошеннической. Причем есть и лжежурналисты, лжемедики, лжеюристы – как угодно «лже». А на самом деле это не совсем «лже», это просто хитроумные ребята, которые решили заработать больше, чем положено. Когда говорят о том, что данная женщина не понимала, что она делала – я не поверю, потому что, судя по информации от ее дочки, она неоднократно ходила, и ей нравились эти массажи и эти самые капельницы. Я думаю, там все было в порядке.

И я думаю, что это не совсем лжецентр, потому что оказать такую услугу – это просто на квартире или где-то в подвале не окажешь. Это, скорее всего, был нормальный медицинский центр с нормальными лицензиями. Понятно, что эти ребята делились, в том числе и с теми чиновниками, которые выдают лицензии и которые проверяют это все дело. Это не первый случай. Я думаю, и не последний.

Виталий Млечин: Вот вы начали с того, что бывают «лже» и в других профессиях, лжежурналисты и кто угодно. От лжежурналистов люди не умирают. Максимальный урон, который лжежурналисты могут нанести – ну, просто какую-то неправильную информацию сказать.

Александр Толмачев: Лжежурналист может создать панику населения, которое друг друга потом передавит. Это сплошь и рядом такое бывало. Я помню начало 90-х годов. Событие не происходило, а потом раскручивали так, что известные нам журналисты… Один теперь покоится на том свете, а другой пока еще жив. Известны все эти ребята. И они даже очень мощно работают. Они не совсем журналисты. Они, может быть, какие-то пиар-специалисты.

То же самое, как и здесь с этой медицинской клиникой. Я думаю, что там были и врачи, и массажисты, и медсестры. Просто ребята хотели больше заработать. И им подсунул какой-нибудь банк… Вы же понимаете, это кредитный договор – значит, был банк, видимо, лицензированный банк, который предложил им: «А давайте я буду вам процент отстегивать за то, что вы будете людям навязывать договоры». Абсолютно нормальные агентские договоры.

Другой вопрос: а вдруг… Правда, такая неправильная мысль. А вдруг эта женщина хотела насолить своим детям, потому что давно они не виделись? И вот таким образом они все собрались, вся семья приехала к этой бабушке разбираться.

Виталий Млечин: Это конспирология уже.

Тамара Шорникова: Да, уже слишком сложно, мне кажется, для данной ситуации.

Александр Толмачев: А теперь по-серьезному. Значит, как бороться? Первое. К сожалению, так как у нас медицина стала бизнесом, и уже никуда от этого не денешься, мы рано или поздно будем попадать все – и вы, и я – в эти ситуации. Для того чтобы понимать, что вам навязывают (а вы все равно не поймете, потому что вы не специалист и я не специалист), вам придется спрашивать у других специалистов и консультироваться в одном, двух, трех, может быть, независимых этих медицинских центрах. Понятно, это дороже, но зато ты хотя бы какую-то информацию соберешь с разных сторон и поймешь вообще, что у тебя – у тебя грыжа или у тебя просто заноза, ну и тому подобное.

Если мы говорим о том, как предотвратить такие ситуации, я уверен: если проверить эту медицинскую клинику, то у них будут все документы в порядке, чистые бахилы в том числе. Но когда мы говорим о том, что… проверить, действительно ли то или иное лечение назначили – к сожалению, этого не делают даже на Западе. Они не могут гарантировать, что именно это лечение для данного человека стопроцентно окажет услугу положительную. Почему? Потому что у них работает теория вероятностей.

Например, из 200 операций 185 было успешных, а 15 операций со смертельным исходом, хотя операции абсолютно стандартные. Почему? Ну, потому что вот такая статистика. У каждого человека есть своя индивидуальная восприимчивость и невосприимчивость к лекарству, даже к человеку, просто к грубому слову или к мягкому слову.

Если мы говорим о том, что можно ли юридически оспорить такую ситуацию – то, что сегодня эта семья пытается оспорить, что якобы мама умерла именно из-за неправильно оказанных услуг. Я вам могу сказать, что они потратятся на это гораздо дороже, чем стоит трижды это лечение, потому что это будет не одна экспертиза медицинская, а их будет минимум две, три, четыре. Не забывайте, что другая сторона будет защищаться и тоже будет искать своих адвокатов и экспертов. Я думаю, это дело на долгие годы. И я думаю, что лучше бы замириться этим людям.

Тамара Шорникова: Подождите. Знаете, что меня интересует? Ну, судя по перечню тех видов услуг, которые оказывал и оказывает, видимо, данный медцентр – ЛФК, гирудотерапия и так далее, – все это больше похоже на рекреационный центр, чем на медицинский. Но что-то мне подсказывает, что они брали туда всех людей, приходящих с очень серьезными заболеваниями. Вот здесь какую-то документацию и вообще право принимать конкретных людей с серьезными диагнозами можно проверить?

Александр Толмачев: Невозможно это сделать до тех пор, пока ты сам не знаешь свой диагноз полностью. Ты знаешь, что ты уже человек в возрасте, тебе 65–70 лет. У тебя может вылезти все что угодно. Ну, откуда мы это знаем? Мы не знаем этого. В одну клинику, в другую сходил, может быть, рядом по месту жительства. Тебе это не понравилось. Там, может быть, ее приняли лучше. Понимаете, это абсолютно наши такие субъективные взгляды.

А вот если ваш вопрос – объективные какие-то критерии, то, к сожалению, таких нет. Вот нет, их сегодня не придумали. Да, есть закон «О защите прав потребителей». Можно сказать, что эта женщина как потребитель получила некачественную услугу и от этого умерла. Но это же надо доказать. А может быть, врачи, наоборот, скажут: «Благодаря нам она еще прожила этот месяц или другой». Это невозможно так сделать.

А то, что оказывали дополнительные услуги – это мода. Вы посмотрите в интернете, в социальных сетях – везде вам предлагают, начиная от какой-то травки и кончая пиявками, потому что это лучше всех средств химической терапии, вот давайте народную медицину. Ну, я сам на это падок.

Тамара Шорникова: Когда это дополнительная сфера услуг, претензий нет. А когда с помощью этих средств пытаются вылечить все от рака до гриппа, то это уже вызывает вопросы.

Александр Толмачев: Дело в том, что, скорее всего, эти ребята сделали абсолютно грамотно, как во всех клиниках делают. Вначале прошли терапевта, вначале прошли невропатолога и так далее. Может быть, даже рентген взяли. А потом она сказала: «Ой, я пенсионерка, денег нет». – «Ну, давай один кредит». Она же взяла три кредита. Понимаете? Я думаю, что это не совсем сумасшедший человек. Один кредит можно подсунуть, а три кредита – один, потом второй и третий – это человек сознательно шел на эти вещи. Я подозреваю, что в этом сюжете не все еще нам известно.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок.

Виталий Млечин: Из Екатеринбурга. Нина, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Что думает Нина по этому поводу? Нина, здравствуйте.

Александр Толмачев: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Ситуация с лжеврачами не только в тех областях, которые вы озвучили, но и у нас в Екатеринбурге.

Виталий Млечин: Рассказывайте.

Зритель: Обстоятельно звонят, приглашают на бесплатные осмотры. Вот уже второй раз звонят из бесплатной стоматологии: «Мы вас обследуем, мы вас посмотрим. Все будет бесплатно». Когда я пытаюсь набрать номер, с которого звонили, он недоступен. Представляются, что они работают по федеральной программе, что там у них пропускная система, надо подойти, позвонить, и личный врач встретит, консультант и проведет в отдельный кабинет.

Тамара Шорникова: Нина, извините, что перебиваю. Подскажите, а когда вы перезваниваете, соответственно, вы хотите воспользоваться этими услугами? Вы верите в то, что в XXI веке может что-то быть бесплатно, медицинские услуги?

Зритель: Ну конечно нет! Я перезваниваю, чтобы убедиться, что это бесплатный сыр в мышеловке. Эти люди – мошенники, которые пользуются доверчивостью пожилых людей.

Александр Толмачев: А представляете, когда мы все перейдем на цифровую экономику, где вы реально с живым человеком не увидитесь, вы будете в интернете с ним переписываться. И непонятно – то ли робот с вами разговаривает, то ли человек. Я считаю, что эта женщина абсолютно мудрая, она интуитивно почувствовала, что там что-то неладно. Но, к сожалению, не все такие.

Виталий Млечин: Из вашего опыта расскажите, кто-то пользуется этим?

Зритель: Я не первый год замужем, поэтому я могу отличить услугу, которую мне навязывают, и могу понять, когда у меня что-то плохо, и я пошла в поликлинику. И я знаю, где проходят федеральные обследования, диспансеризация людей. А эти все звонки – это как раз те, которые хотят нажиться на нас.

Виталий Млечин: А кто-то из ваших знакомых реагирует на это, пользуется их услугами?

Зритель: Ваш комментатор совершенную чушь городит! И он явно на стороне этих мошенников.

Александр Толмачев: Согласен.

Виталий Млечин: Спасибо.

Тамара Шорникова: Очень много вопросов как раз по этим звонкам, предлагающим различные услуги бесплатно и за недорого. Спрашивают телезрители, а есть ли какие-то действительно сейчас штрафы? Кто-то реально занимается тем, что вылавливают тех людей, которые откуда-то получают наши номера?

Александр Толмачев: Значит, так. Никто этим не занимается, потому что… Опять же, братцы, это бизнес. Если вы сумели собрать какую-то базу данных по конкретным… по трудовому коллективу или по пенсионерам, и, естественно, вы хотите еще раз от жадности своей заработать, то вы будете эту базу продавать. Кому вы будете продавать? Ну, приличным девочкам или приличным мальчикам. Может быть, вы даже бандитам явным не будете продавать эту базу, а вроде бы людям в белых халатах готовы продать. Но дело в том, что опять же это рынок. К сожалению, это все замануха. Как вас заманить, чтобы вы пришли и полечили зубы, которые у вас и так здоровые? Вам надо предложить бесплатную услугу.

Вообще забудьте про бесплатные услуги! Люди, наши телезрители дорогие, граждане, бесплатная медицина закончилась, ее не существует. Есть страховая медицина – и вы платите за это всю свою жизнь, за это страхование медицинское. Либо просто за деньги приходите в платную, без всякой страховки. А бесплатная медицина закончилась с Советским Союзом.

Тамара Шорникова: Татьяна, Чита, врач. Давайте послушаем специалиста. Татьяна, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Татьяна.

Зритель: Алло. Да, здравствуйте.

Александр Толмачев: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.

Зритель: Я бы просто хотела… Алло. Здравствуйте. Я бы хотела просто напомнить о том, что у нас существует и для частной медицины, и для государственной медицины правило, что любая медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами и клиническими протоколами. Установлен диагноз, предположим, в частной медицинской клинике. И в соответствии с установленным диагнозом должно проводиться оказание медицинской помощи и лечение.

Александр Толмачев: Верно.

Зритель: Поэтому просто так никто ничего не назначает. Это первое.

Александр Толмачев: Правильно!

Зритель: Второе. Я предполагаю, что ни один медицинский центр не сможет работать, не имея лицензии. Скорее всего, я согласна с доктором юридических наук, который у вас присутствует в студии, что лицензии они имеют, и наверняка имеют врачи сертификаты специалистов. Но другое дело, что этой раскруткой на деньги там занимаются, скорее всего, не врачи, а менеджеры центров.

Александр Толмачев: Абсолютно верно! Я с вами согласен. Да, именно так.

Виталий Млечин: Спасибо, Татьяна, спасибо большое. Из Тверской области нам пишут: «Мне тоже предлагали услуги, а я в ответ предложила свои – по взращиванию совести. Больше не звонят».

Александр Толмачев: Ну, это, конечно, замечательно, но, братцы, нужно сказать прямо: никто просто так, без лицензии, без сертификата вам не будет оказывать услугу. Другое дело, что это попытка дополнительно заработать. Ну, получает он, этот несчастный врач, со всех клиентов, со всех пациентов, которые к ним приходят, ну, 30 тысяч рублей в месяц, а ему хочется 50 получать. Вот он и соглашается на всякие услуги этих кредитных организаций. Ему за это полагается какой-то процент – и он счастлив от этого. Вот, я думаю, в чем причина.

Тамара Шорникова: Давайте выясним, по какому принципу выбирают сегодня медклинику наши телезрители. Задавали такой вопрос, слушаем ответы.

ОПРОС

Виталий Млечин: Разные варианты мы услышали. Нам пора подводить итоги.

Александр Толмачев: Слушайте, хотите скажу, как я выбираю?

Виталий Млечин: Да, давайте.

Александр Толмачев: Я вообще не доверяю врачам, как и юристам. Считаю, что это бессовестные люди, потому что чем хуже людям, тем лучше им. Я доверяю только жене. Вот жене говорит: «Пойдешь туда». И я могу сказать, что когда заходишь внутрь того или иного медицинского центра, я в первую очередь захожу в туалет и нюхаю, чем там пахнет. Пахнет хорошо – значит, вроде бы чистенький центр.

Виталий Млечин: Подождите. А жена у вас экстрасенс?

Александр Толмачев: Нет. Вы знаете, она просто жена, которая беспокоится, которая сама все это проверяет, наверное. А может быть, и не проверяет. Вот речь идет о том, что… Мы все равно не можем проверить квалификацию. Ребята, ну зачем говорить про квалификацию, если вы не можете понять этого? Вы не специалист. Только когда вы пройдете и с вас сдерут конкретное количество денег – вы только тогда поймете, правильный это или неправильный специалист, вы выздоровели или вы продолжаете болеть. Речь идет о том, что это все иллюзорные какие-то вещи, это все такие заманухи. Поэтому на сегодняшний день надо доверять только, наверное, своей интуиции и, может быть, жене.

Виталий Млечин: Да. Ну и не подписывать еще ничего лишнего, что вам подсовывают.

Александр Толмачев: Да, совершенно верно.

Виталий Млечин: Спасибо вам большое. У нас в гостях был заместитель председателя Союза юристов Москвы, доктор юридических наук Александр Толмачев. Мы старались сформулировать несколько простых советов, чтобы немножко вас обезопасить от мошенников. Вернемся через пару минут.

Тамара Шорникова: Спасибо.

Несколько простых советов юриста