Анастасия Сорокина: Состоялся первый международный полет нового российского самолета МС-21. Как ни старались ему подрезать крылья санкциями, премьера конкурента в линейке Boeing и Airbus все же состоялась, пусть и позже, чем ее планировали изначально. Собственно, поставки в Россию композитных материалов для главной фишки нового лайнера, удлиненного инновационного крыла, были основной причиной этой задержки. Александр Денисов: Среднемагистральный лайнер прибыл в Стамбул из московского аэропорта «Жуковский». Самолет будет участвовать в фестивале «Технофест», который открылся в Турции. Вместимость салона МС-21 составляет 211 пассажиров. В хвостовой части уже сейчас установлено испытательное оборудование. Сертификат самолет должен получить в следующем году. На связи со студией Магомед Омарович Толбоев, почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России, заслуженный летчик-испытатель. Магомед Омарович, здравствуйте. Анастасия Сорокина: Здравствуйте. Магомед Толбоев: Добрый день. Александр Денисов: Да. Скажите, как, успешно прошла международная премьера нашего самолета МС-21? Как оцениваете? Магомед Толбоев: Великолепно! Я мало того, что просто пустые слова сказать, я скажу: это первый самолет гражданской авиации постсоветского времени, который создан. Самое, что мне приятно, – это Олег Демченко, ученик великих конструкторов, Яковлева, фирма Яковлева, и вот человек сделал русский самолет, не какой-нибудь «Superjet» продажный, какой-то западный, а русский самолет. И сейчас… 14-й двигатель, уже мы вчера, позавчера испытали последний полет, полностью готов к оснастке. И самолет это русский впервые после, извините, Советского Союза. Анастасия Сорокина: Магомед Омарович, действительно технологии, инженеры, работа конструкторов, действительно, когда читаешь характеристики, просто потрясающе. Но говорят, что у нас есть большие проблемы с технологиями и нам никак не обойтись без импортных поставок. Вот почему действительно такая ситуация сложилась, что премьера и серийное производство откладывались именно по этому поводу? Магомед Толбоев: У нас, знаете, основная причина – это станкостроение. Было Министерство станкостроения СССР, которое исчезло, и мы сейчас, чтобы сделать что-то, нет того, что надо, по технологии есть. Вот знаете, сначала есть ум, химик, потом он ее делает в реальном положении, технологически, потом надо ее в производство. А вот когда производство, там уже нужны станки какие-то и так далее, но этого нет у нас в России, мы отстали. А сама мысль, идея, русская идея… Кстати, Олег Демченко – это последний могикан русской конструкторской мысли, последний могикан. Александр Денисов: Магомед Омарович, вы сказали, что русский самолет, – а вот по комплектующим там каково соотношение отечественных деталей и зарубежных? Анастасия Сорокина: Да. Кому пришла в голову идея сделать две версии с двумя двигателями, американским и русским? Зачем так нужно было? Магомед Толбоев: Ребята, знаете как? У нас всегда самолетостроение было впереди, а двигателестроение сзади, всегда так было, так получалось. Но чтобы самолет шел, сначала мы берем у них двигатели, да, мы берем. Но это временно, ну на 5 лет, а дальше будут наши, русские двигатели, других не будут, и самолет будет 100% русский, конкурентоспособный на рынке со всеми Boeing и Airbus. Главная тут не в этом причина. Мы технологически, матобеспечение, интеллектуальная собственность, мы величайшие люди в мире! Но продажные министры, чиновники, которые за деньги покупают у них все, и притом беспошлинно! Airbus и Boeing покупают, ввозятся на территорию России, на наши линии воздушные, беспошлинно. Куда эти деньги деваются? Садятся в карманы министрам, их внукам, правнукам, вот они и живут на этом. Александр Денисов: Магомед Омарович, что касается деталей, скажите, сложно ли России производить все запчасти для самолета МС-21, учитывая международную практику? Вот тот же самый «Boeing» часть оборудования закупает в России, то есть мы для них производим что-то из алюминия… Магомед Толбоев: Конечно. Александр Денисов: В общем, достаточно. А сами мы потянем это, полностью все сделать от болта до договора? Магомед Толбоев: Абсолютно, абсолютно! Россия ни в чем не нуждается, ни в чем! Это доказано в 1903 году, когда впервые провел в Санкт-Петербурге брат императора, руководящий водоплаванием, первую выставку в Питере. И когда показали сначала французы, англичане, и тут же русские подхватили и пошли дальше. Поэтому нас уже остановить не-воз-мож-но, мы это сделаем, и будет! Мы никому не подчиняемся, никаким санкциям! Пусть даже не говорят мне слово «санкции». Анастасия Сорокина: Спасибо. Александр Денисов: Спасибо, Магомед Омарович. Предлагаю вам возглавить промо-кампанию по продвижению самолета МС-21, вы сделаете со своим напором наш самолет… Магомед Толбоев: С удовольствием! С Олегом Демченко я держу связь, он последний могикан, я последний летчик-испытатель, летающий могикан, мне 78, но мы будем стоять за Русь святую и никогда на колени ни перед кем садиться не будем, ни-ког-да! Александр Денисов: Спасибо большое. Анастасия Сорокина: Спасибо, спасибо! На связи был Магомед Омарович Толбоев, почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России, заслуженный летчик-испытатель. Александр Денисов: Последний из могикан. Анастасия Сорокина: И у нас есть еще один последний из могикан – Олег Михайлович Смирнов на связи, председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР. Здравствуйте, Олег Михайлович. Олег Смирнов: Здравствуйте. Анастасия Сорокина: Как вы оцениваете вот эту новую машину? Говорят, уникальные технологии, уникальные крылья, вообще такое, можно сказать, техническое достижение наших современных российских конструкторов и инженеров. Олег Смирнов: Судя по заявлениям автора этого самолета, конструкторских авторов, это лучший самолет в мире, который превышает по своим данным и Boeing, и Airbus в своем классе. И сейчас он проводит испытания. Мы, профессионалы, считаем самолет самолетом тогда, когда он получит сертификат. Пока сертификата нет, но если все обещания громкие, которые дают производители этого самолета, сбудутся, то можно только радоваться тому, что наконец-то, через 25 с лишним лет, через четверть века, мы опять начинаем возвращаться к званию великой самолетостроительной державы, какой были… Александр Денисов: Олег Михайлович, а чем МС-21 лучше Boeing, Airbus? Вот вы сказали, что превосходит, – в каких характеристиках? Олег Смирнов: Главная фишка – это его вес. Почему? Потому что самолет имеет очень много изделий из композитных материалов, которые значительно дешевле, чем металл, и это как раз и дает ему дальнейшие преимущества. Вес в самолетостроении, грамм веса равен грамму золота, вот такая стоимость веса самолета. И конечно, если он будет иметь меньший вес, чем подобные Boeing и Airbus, за этим последует и уменьшение расхода авиатоплива, за этим последует увеличение количества кресел в самолете, за этим последует увеличение размеров самолета и так далее, и так далее, и так далее. Александр Денисов: И последует увеличение продаж, логично, этого самолета? Олег Смирнов: Естественно! Если он будет конкурентным, то это будет первый случай за последнюю четверть века, когда мы становимся конкурентными с Boeing и Airbus. До этого, до 1990 года, мы были полностью конкурентны и с Boeing, и с Airbus. Анастасия Сорокина: Вот к этому вопросу мы вернемся через звонок, пожалуйста, Олег Михайлович, оставайтесь на связи, дадим слово зрителю. Дозвонился до нас Павел из Хакасии. Здравствуйте, Павел. Зритель: Здравствуйте. Я хотел поинтересоваться, какие двигатели ставятся на МС-21 и почему мы обращаемся в большинстве случаев построения самолетов к зарубежным странам, нежели делать все из отечественного производства. Александр Денисов: Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо за вопрос. Александр Денисов: Сейчас Олег Михайлович и ответит на этот вопрос. Олег Михайлович? Олег Смирнов: Я благодарен этому товарищу, который задал самые главные вопросы. Первое, почему неконкурентные самолеты выпускают, – потому что начиная с 1991 года у нас началось поклонение, слепое поклонение (правда, не знаем, кто за это получал огромные деньги) перед Boeing и Airbus. Заключались договоры, которые, так сказать, поощряли всяческое приобретение Boeing и Airbus. Но и странности исчезают, когда выступил первый председатель правительства в 1991 году, который сказал на вопрос журналиста, ваших коллег, что с нашей техникой, он сказал: «Вы знаете, самолетостроение – это очень дорогостоящая штука, она требует много инженеров, техников, много производств, заводов для производства комплектующих. Я договорился с Boeing (внимание, это председатель правительства России), что он нам доставит необходимое количество самолетов, сколько надо, столько он поставит», – и все. Александр Денисов: Олег Михайлович, мы запамятовали, кто был в 1991 году премьером? Олег Смирнов: Ну кто премьером? В 1991 году человек без образования инженера, не соображающий в авиации ничего. Он был премьером, недолгое время, правда, но, так сказать, наделал делов, что вот эта неудачная, предательская для России шутка вылилась в политику государства по гноблению отечественного гражданского машиностроения. И им это удалось полностью сделать… Александр Денисов: Простите, вы не Гайдара имеете в виду? Или кого вы имеете в виду? Олег Смирнов: Конечно-конечно, да. Александр Денисов: Гайдара. Все, мы поняли, спасибо. Анастасия Сорокина: Олег Михайлович, а вот что у нас сейчас с российской системой сертификации? Говорят, что ее не признают в Европе и США. То есть у нас что, получается, не будет возможности эти самолеты поставлять, или какие есть в этом препоны? Олег Смирнов: Нет, система сертификации у нас перешла в новую стадию, притом в благоприятную стадию, потому что до этого было абсолютно ненормальное явление в нашей стране, которое допустили тоже вот такие «эффективные» министры, когда одна и та же организация и сертифицировала самолет, и потом расследовала катастрофы этих же самолетов, что полностью получается парадоксом, расследуют сами себя. В мире это давно уже не принято. Наконец-то навели порядок здесь, отобрали у МАКа функцию сертификации и передали ее Росавиации. Росавиация, я думаю, успешно будет справляться. Первые шаги очень сложные, это сложнейший вопрос, сертификация, но уже сертифицированы первые самолеты, тот же наш авиационный двигатель, о котором говорил задающий вопрос, тоже сертифицирован и будет поставлен на МС-21, на следующие экземпляры. Сейчас пока стоят на нем, к сожалению, американские двигатели. Анастасия Сорокина: Есть у нас еще один звонок, пожалуйста, оставайтесь на связи. Коротко попросим высказаться Валентину из Новосибирска. Здравствуйте, Валентина. Зритель: Ой, здравствуйте, ведущие, здравствуйте, Олег Смирнов! Я так рада, что у нас есть такие люди, прямо хочется поклониться им в пояс! Толбоев, Олег, которые вот сделали самолет, что-то сделали! Прямо душа радуется за Россию, что у нас что-то есть свое! Спасибо большое вам, спасибо, что есть такие люди! Александр Денисов: Спасибо вам за такие добрые слова, теплые слова. Олег Михайлович, вот видите, уже звонят зрители, благодарят. Спасибо вам большое. Олег Смирнов: Вот эти слова дорогого стоят. Вот такие бы слова сказал хоть один министр, вот тогда бы у нас пошли дела лучше. Александр Денисов: Спасибо, Олег Михайлович. Анастасия Сорокина: Спасибо. Александр Денисов: Единственное, что тревожит, что у нас все последние из могикан, Олег Демченко последний из могикан, Магомед Омарович Толбоев тоже. Кто дальше-то будет развивать, вот главный вопрос. Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи был Олег Михайлович Смирнов, председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР.