Мария Карпова: Напоминаем, у нас вопрос часа: опасная езда, и как наказывать лихачей? У вас еще есть время до нас дозвониться, 8-800-222-00-14. И высказать свое мнение в смс-сообщениях, 5445. Петр Кузнецов: Красноярский край пишет: «Надо культуру вождения с первого класса вводить, а потом уже наказывать. А штрафов у нас достаточно. Везде видеокамеры ГИБДД не работают. «Шашисты» распоясались». «Лихачей накажут только сроки. В тюрьме минимум на 15 суток», – всего-то? Приморский край. Сергей с нами на связи. Курган, да? Сергей! Наш телезритель в прямом эфире со своим мнением. Да! Мария Карпова: Здравствуйте! Мы вас слушаем! Зритель: Здравствуйте! Ну, лихачей надо наказывать строго и очень сильно, потому что люди все же ездят, миллионы людей ездят без аварий, без всяких там нарушений. Петр Кузнецов: Сергей, вы это видите по ютьюбам, по новостям, или в Кургане достаточно? То есть, вот, на собственном примере? Зритель: И у нас достаточно аварий тоже. И трупы регулярно. Буквально, в неделю несколько. Петр Кузнецов: Так. Как наказывать? Вы сказали, ну вот, общими фразами, как-то строго… Зритель: Строго, радикально наказывать, сильно наказывать. Петр Кузнецов: Конкретно. А мы вам говорим, конкретно. Мария Карпова: Что? Сажать? Что? Петр Кузнецов: Так мы меру не выработаем – «строго». Зритель: Надо срок большой. Ну, в начале, конечно, человек, бывает, как-то, по неосторожности там, как-то что-то. Какой-то штраф большой. То есть, в любом случае, человек за рулем виноват. Вот я всю жизнь за рулем. Виноват – какой-то штраф большой. Петр Кузнецов: Большой штраф, начать с него. Зритель: А если, значит, пошли… У нас люди без прав ездят. Его лишают прав, он опять садится пьяный, опять едет, опять… Петр Кузнецов: Так вот и вопрос: штраф-то разве остановит, раз он даже, его лишение прав не останавливает. Спасибо большое! Мы эту тему продолжим с нашим экспертом. А, Владимир, Нижний Новгород, да. Мария Карпова: У нас еще один звонок. Петр Кузнецов: Да, давайте еще телезрителей. Владимир, слушаем вас! Зритель: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Здравствуйте! Зритель: Я предлагаю наказывать не штрафами. Мария Карпова: Так. А как? Зритель: А сроками. Человек с ножом, с пистолетом или на машине – он убивает человека, сбивает насмерть. Это убийство. Наказывать, как за убийство. Сбил одного – получи хороший срок. Сбил двух и больше – да пожизненный. Петр Кузнецов: Пожизненный. Смотрите, то есть, если человек знает, что ему будет это грозить, вам кажется, это остановит его от вот этого адреналина, который где-то вот здесь вот внутри? Я не знаю, как у них это работает. Зритель: Путных остановит. Петр Кузнецов: Неотвратимость наказания. Да, спасибо! Мария Карпова: Спасибо большое, Владимир! Петр Кузнецов: Спасибо за предложение! Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем» с нами сейчас на связи, наш эксперт по теме. С ним и итоги подведем. Здравствуйте, Максим! Максим Кадаков: Доброе утро! Мария Карпова: Максим, скажите, вот это вот ужесточение штрафов, как советует большинство наших телезрителей, оно приведет к положительному результату? Максим Кадаков: Думаю, что нет. Мария Карпова: Почему? Максим Кадаков: Во-первых, нужно определить все-таки границы: что такое «преднамеренное» и что такое «неосторожное», например, убийство, вот как сейчас сказал один из ваших слушателей, зрителей. Потому что человек может по неосторожности сбить одного человека, даже насмерть, и даже двух. Или авария может произойти по неосторожности. Это одна история. И другая история, когда человек, действительно, ездит так, что он ходит по какой-то по грани, да, вот все висит на волоске. И в какой-то момент «наконец-то», в кавычках, да, происходит авария. И я считаю, что нужно вводить понятие, такое понятие, как «демонстративное неуважение к закону и обществу». Мария Карпова: Вот. Вот, если человек это все выкладывает, выкладывает в Инстаграме, на Фейсбуке, все это лайкают, все это видят. Почему с этим ничего нельзя сделать заранее? Не доводя до трагедии? Максим Кадаков: Потому что у нас, например, Роскомнадзор занимается не тем, да. И у нас получают штрафы, сроки за фотографии на фоне церкви или, когда историки случайно, непреднамеренно выкладывают фотографии с какой-то фашистской свастикой. А заниматься нужно этим. Нужно вот такие каналы, аккаунты, где пропагандируется опасная, не важно, что – езда, возможно, опасная, не знаю, стрельба, и еще какие-то вещи, просто закрывать навсегда. Не будет зрителей – меньше будет, так сказать, желания покуражиться и так далее. А вот это вот демонстративное неуважение к обществу – это самое страшное, что может быть. Что это такое? Что я под этим подразумеваю? Петр Кузнецов: Да. Максим Кадаков: Если все толкаются в пробке, едут 20 км/ч, а кто-то летит по обочине со скоростью 100 км/ч, я считаю, что это демонстративное неуважение к обществу, в данном случае, к автолюбителям и к пассажирам, и к закону, в данном случае, к ПДД. Нельзя… Можно превысить скорость, ошибиться на 20, на 40, на 60 км/ч. Но, если знак сорок, а человек едет сто сорок по городу, это так нельзя ошибиться. Это демонстративное неуважение к обществу. Вот за такие вещи надо карать жестко. Когда человека лишили прав, и он все равно, не важно за что, и он все равно садится за руль, это демонстративное неуважение к нам. И езда в шашке демонстративно, да, это нам показывают: вам это нельзя, тебе нельзя, тебе нельзя и тебе нельзя, а мне можно. И люди в соцсетях, в первую очередь, молодежь, смотрят и… Понимаете, когда гайки закручены везде, у нас штрафов уже выше крыши. Мария Карпова: Да. Максим Кадаков: И люди, и люди реагируют как раз на это: «О, да, ну хоть тебе-то можно! Вот да! Давай на это посмотрим! Давай, погоняй гаишников!». И это, к сожалению, штука заразная. Мария Карпова: Вот, предложил один наш телезритель, не помню, откуда, потеряла уже это сообщение, со школы прививать культуру вождения. Это может сработать? Максим Кадаков: Безусловно. Но это все долго. Когда там школьники сядут за руль? Нам надо жить сейчас, надо сейчас решать этот вопрос. Петр Кузнецов: Вот, Максим, простите. Да, у нас не так много времени остается. Ведь это очень сложная проблема, решается она, соответственно, комплексно. Еще об одной предупредительной мере хотел с вами напоследок поговорить. Тот же Кутузовский, на котором произошло страшное ДТП недавно. Давно говорят об отсутствии нужной дорожной инфраструктуры. Это отбойники. Без разделительного отбойника, я тут прочитал, на Кутузовском проспекте гибнет до 20 человек в год. Это не только лихачи и их жертвы. Максим Кадаков: Мы, общественники, давно боремся за то, чтобы там появился отбойник. Но это не панацея. Хорошо, в этом месте города, конкретного города, не будет лобовых столкновений. Но убиться и убить других можно в любых местах. Поэтому, вот на этом конкретном участке дороги мы решим какую-то определенную проблему. Но, ведь вы знаете, что там было, да? Неаккуратная езда, превышение скорости, летние шины, не пристегнут, без номеров, ну, и так далее. И все это еще выкладывается в аккаунты соцсетей. Отбойник должен быть в голове. Петр Кузнецов: Максим, и вот еще, по поводу еще об этом. Мы сейчас говорили с психологами. И до этого обсуждали тему и ЗОЖ, и все дела. Вот есть ли сейчас тренд на правильное вождение все-таки, как в свое время на ЗОЖ? Знаете, гонять сейчас просто не модно. Этим можно искоренить? Максим Кадаков: Тренд на правильное вождение есть. Но, к сожалению, не, на мой взгляд, далеко не у всех, возможно, даже, не у большей части водителей. Тем людям, которые живут, условно говоря, спокойно, и которым есть что терять, семья, дети, родители, заботы, работы и так далее, я вижу, что люди стали ездить аккуратнее. Но, к сожалению, очень много таких людей, которые, такое впечатление, что живут, как в последний раз, в последний день. Мария Карпова: Спасибо большое, Максим! Максим Кадаков был с нами на связи, главный редактор журнала «За рулем». Петр Кузнецов: Это первый час программы «ОТРажение». Оставайтесь с нами! Впереди второй, совсем скоро, через три минуты снова мы в студии, новые темы, новые интересные сюжеты и ваше непосредственное участие в прямом эфире.