Виталий Млечин: Ближайшие полчаса будут особенно важны для всех, кто ездит на автомобилях. Есть сразу несколько важных новостей, которые нужно обсудить. Первое. С 13 сентября коридор базового тарифа ОСАГО расширят на 26% в обе стороны для большинства категорий автовладельцев. Вызвано это ростом цен на запчасти, поэтому можно ожидать, что полисы все-таки скорее подорожают, чем подешевеют. Второе. Глава столичного Дептранса Максим Ликсутов предложил использовать систему ЭРА-ГЛОНАСС для автоматического выписывания штрафов в случае нарушения водителем ПДД. Плюсы, которые видит чиновник: повышение безопасности движения и снижение расходов на камеры фотовидеофиксации. Ну, второе – очевидно, а первое – посмотрим. И третье. Злоумышленники массово атакуют россиян, предлагая перегнать авто из Японии, Китая, Казахстана и других стран. В июле и августе в Интернете зафиксировано более 400 мошеннических сайтов по этой тематике. Число подобных атак выросло в 4–5 раз по сравнению с началом года. В среднем украли по 300 тысяч рублей. Давайте обо всем этом поговорим прямо сейчас. Присоединяйтесь к нам. А у нас в гостях Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Максим, здравствуйте. Максим Кадаков: Добрый день. Виталий Млечин: Давайте сначала о самом «приятном» – о штрафах. Вот Максим Ликсутов предлагает, чтобы наши машины фактически за нами шпионили и на нас доносили. И я помню, что когда система ЭРА-ГЛОНАСС только внедрялась, мы обсуждали тоже в этой студии, и сразу нам начали звонить наши зрители и говорить: «Вот эта система будет за нами следить». И тогда же создатели ЭРА-ГЛОНАСС нам тоже в нашем эфире говорили: «Нет-нет, это невозможно». Максим Кадаков: Ну, во-первых, нужно понимать, что такое ЭРА-ГЛОНАСС. Вообще ГЛОНАСС – это глобальная навигационная система. Эта штука военная. Она создавалась, начали ее создавать в 70-х годах, когда Америка создавала свою систему NAVSTAR. И, в принципе, это примерно идентичные вещи, немножко по-разному решенные, но идея в том, что у вас где-то военная группировка или необязательно военная группировка, и вы можете следить по спутникам и так далее. Все это понятно. Потом, где-то в 90-х, когда упало финансирование, и спутников не было, не вывели столько, сколько нужно, и так далее, и так далее. Но вот в начале 2000-х годов все это вроде бы нормально заработало. А для гражданского использования, в частности на транспорте, придумали вот эту историю – ЭРА-ГЛОНАСС. То есть спутники используются те же, а ЭРА – это экстренное реагирование на аварии. Смысл в том, что во время аварий (и все это прекрасно знают) система способна в автоматическом режиме отправить сообщение тревожное. То есть это пакетное сообщение, в котором хранятся координаты. Собственно говоря, по большому счету, и все. Она может еще собирать некоторые данные по машины. Ну, например, может знать количество застегнутых ремней безопасности, чтобы примерно предположить, сколько людей в машине. Хотя в наших условиях, вы понимаете, пристегнут может быть один, а в машине пять человек. Было понятно, что если есть система с двухсторонней связью, то, конечно же, у кого-то появится желание как-то это использовать. Я когда-то давно в эфире «ОТРажения», может быть, два года назад, когда мы тоже это обсуждали, рассказывал, что у МВД тогда появилась идея: «А давайте мы с помощью этого канала связи поставим систему такую, что если мы за кем-то гонимся, а водитель не останавливаться, чтобы мы могли дистанционно глушить двигатель». Виталий Млечин: Как в кино. Максим Кадаков: Как в кино. Это одна история. Но не прокатило, потому что это технически сложно. И вот новая история, которую глава Дептранса Максим Ликсутов предлагает: «Давайте штрафовать». Сразу возникают три вопроса: технический, юридический и, собственно говоря, финансовый. Я предлагаю быстро по этим вопросам пройтись. Виталий Млечин: Да, давайте. Максим Кадаков: Технический: можно ли это сделать? Ну смотрите. Сделать можно технически все, но нужно понимать, что ЭРА-ГЛОНАСС не может работать в режиме трекинга, то есть она за нами не следит постоянно в каждой точке. Вот если мы куда-то приехали… точнее, в столб «приехали», человек «приехал» в столб, случилась вот эта авария – тогда, да, сигнал идет, и эта координата фиксируется. А постоянно в трекинге она работать не может. Поэтому если есть идея внедрить такую систему, которая будет следить за скоростным режимом постоянно и так далее, а может быть, и за разворотом через сплошную, тогда нужно либо принципиально модернизировать эту систему, либо донавешивать туда что-то еще – условный «черный ящик», который будет все это обрабатывать. Это процессор гораздо более сложный, потому что огромный информации надо все время обрабатывать. Нужно все это отправлять. И там, у Большого Брата, поскольку миллионы автомобилей будут… Виталий Млечин: Да, это же все надо как-то обрабатывать тоже. Максим Кадаков: И мгновенно! Это огромные мощности и так далее. Ну, теоретически можно сделать? Теоретически – да. Второй вопрос – юридический. Сейчас нет ни одного закона или подзаконного акта, который позволял бы оштрафовать водителя в таком режиме, именно из-за автомобиля. Можно ли закон изменить? Легко! Ну и третий вопрос: кто за все это заплатит? ЭРА-ГЛОНАСС стоит денег. Вот этот «черный ящик» со всеми этими возможностями будет стоить еще дороже. То есть за все это в итоге заплатят, конечно же, не какие-то чиновники и не завод-изготовитель, а, конечно же, заплатит в итоге потребитель, то есть мы с вами, когда будем покупать автомобиль. И возникает вопрос. Если, допустим, изменили закон и с завтрашнего дня стали такие системы устанавливать на автомобили, новые автомобили, которые производятся у нас, либо ввозимые в страну автомобили (сейчас ЭРА-ГЛОНАСС нужно ставить, а тогда еще и этот условный «черный ящик»), кто-то за этими машинами будет следить и получать штрафы. А остальные – сколько? – 47 миллионов автомобилей, они как? Непонятно. Тогда давайте, может быть… У меня идея: а давайте тогда все машины оснащать. Но тогда системы должны быть тоже универсальными. Представляете – на «Жигули» поставить. Виталий Млечин: Да, без компьютера в принципе. Максим Кадаков: Да. То есть это какая-то такая должна быть автономная штука. Следующий вопрос. Ну хорошо, сейчас сидят зрители, слушают: «Ой, да я проводок обрежу – и мне ваша ЭРА-ГЛОНАСС…» Ну, действительно. Тогда возникает вопрос: а как следить за тем, чтобы у всех эта ЭРА-ГЛОНАСС работала? Ведь каждый же обрежет проводок. Мы же знаем, как обходить. Виталий Млечин: И все придет опять к тому, что будет стоять гаишник на каждом углу и будет проверять ЭРА-ГЛОНАСС. Максим Кадаков: Будет хуже! Во-первых, будет какая-то система, которая мониторит это. Потом можно ввести ежегодный техосмотр ЭРА-ГЛОНАСС, естественно, платный, чтобы смотреть, а не обрезан ли у вас в потолке проводок. Поэтому это такая штука… То есть теоретически можно реализовать? Можно. Даже практически, наверное. Но я, честно говоря, пока, на сегодняшний момент не представляю. А если еще вспомнить, в каком сейчас у нас – наверное, не в самом бодром – состоянии IT-промышленность, именно электронная, и так других проблем хватает, то я думаю, что мы этот вопрос просто на техническом, технологическом уровне ни в ближайший год, ни в ближайшие два года, мне так кажется, не решим. Виталий Млечин: А есть еще один вопрос, по крайней мере у меня, не экспертный такой. Ведь мы все время от времени пользуемся навигаторами на телефонах. Да? Максим Кадаков: Да, конечно. Виталий Млечин: И вот он иногда точно показывает, а иногда он, например, пишет, что я еду через дом. Я-то вижу, что я еду по дороге, а он считает, что я еду через дом. Или я еду 60 километров в час, когда можно, а он, например, на въезде в туннель теряет же связь со спутником, и он мне пишет, что я еду 160. И сейчас это можно доказать, потому что сейчас камеры. А если, соответственно, эта система на основе этих своих данных, полученных со спутника, решит, что я еду 160, а я еду 60, то я же даже доказать ничего не смогу. Максим Кадаков: Более того… Это совершенно правильное замечание. Я о нем совсем забыл, хотя в голове изначально имел. Дело в том, что каждое нарушение мы сейчас, по действующему законодательству, должны оспаривать. Каждое. Вот если ошибка будет и вы проедете, условно говоря, я не знаю, какое-то количество километров, а она насчитает вам какое-то количество штрафов ошибочных, вы каждый штраф будете оспаривать отдельно. Более того, ГИБДД даже не может сейчас отменить ошибочные штрафы, потому что законодательство на данный момент не позволяет. Если от вас нет заявки как бы, то и не отменишь. То есть это еще одна проблема, которая накладывается на все то, что я рассказал. Так что – да. Ну, вроде бы вывод какой? Вроде бы вывод из моего рассказа: на данный момент это нереально, через год это нереально. Но если об этом зашел разговор, то это значит, что его подхватят через какое-то время, потом еще… Короче говоря, муссирование всей этой истории может привести к тому, что, да, это будет введено однажды. Виталий Млечин: Понятно. На этой «позитивной» ноте перейдем к другой, тоже очень важной вещи, о которой наши зрители тоже много пишут, – это обязательная система автострахования. С 13 сентября расширят коридор на 26% в обе стороны. Но что-то подсказывает, что дешевле вряд ли станет. Или это ошибка? Максим Кадаков: В рекламе, в анонсе программы нашей вы сказали (просто я за кулисами стоял), что это приведет как раз к подорожанию всех полисов. Нет, это не совсем так. Может привести к подорожанию, а может и не привести. Потому что вот эту историю с тарифным коридором вводили в 2000 году, дай бог память, и, например, по 2021 году я помню: средняя стоимость полиса составляла что-то в районе 5 550 рублей, что-то такое. По сравнению с 2020 годом это было увеличение то ли на 50, то ли на 60 рублей, то есть непринципиально. Идея расширения тарифного коридора заключается в том, что водители, которые ездят аккуратно, они платят меньше, а те, кто находятся в постоянной группе риска, они платят больше. В частности, на это влияет в том числе и коэффициент бонус-малус. Тут история какая? Надо понимать, вот все автомобилисты должны понимать, что сейчас история со страховыми компаниями – это рынок. У нас очень многие автолюбители, к сожалению, такие консервативные, если хотите, и вот они привыкли страховаться, например, в одной страховой компании – ну, допустим, я не знаю, «Ингосстрах». Вот человек приходит, в этом году купил полис, в следующем, в следующем… И вот он хочет именно в этой компании. Виталий Млечин: Обычно это происходит, если люди единственный раз видят страховую компанию, раз в год, когда покупают полис. Потому что когда ты пришел деньги платить страховой компании, то к тебе достаточно вежливо относятся. А если ты хочешь деньги получить, то там уже иногда бывает по-другому. Максим Кадаков: Согласен, согласен. Но я говорю о том, что надо посмотреть вокруг, потому что другая страховая компания, вполне возможно, предложит вам другой тариф. Естественно, это зависит от региона, это зависит, я не знаю, даже от конкретного человека, который с вами работает, но тем не менее. Всегда нужно… Это рынок, всегда нужно смотреть. Вы же не покупаете телевизор за 80 тысяч рублей, если в соседнем магазине такой же продается за 70. Ну, наверное, все-таки за 70 интереснее купить, чем за 80. Потому что сейчас появились слухи, например, в последние дни новости были, что где-то в Дальневосточном регионе молодым родителям вроде как не продают полисы ОСАГО, что в некоторых страховых даже какая-то то ли галочка, то ли кнопочка… Виталий Млечин: Вы знаете, нам постоянно об этом пишут: «Не могу купить полис, и все», «Не могу купить полис без каких-то дополнительных услуг», – ну и так далее. Максим Кадаков: Вот я сейчас, когда ехал на эфир, общался как раз с коллегами, которые уехали по делам на Дальний Восток. Вот с Камчаткой говорил только что полчаса как раз об этом. Мне говорят: «Слушай, а на Камчатке, на Дальнем Востоке даже в городе вот этих билбордов по ОСАГО: «Приходите! Зарегистрируем, продадим вам полис со скидкой», – и так далее, больше раз в пять, чем в Москве». То есть надо просто… Если вам, молодому водителю или просто водителю, не продают, а есть компании, которые не боятся даже штрафов, которые накладывают Центробанк… Вот они не хотят. Потому что Дальневосточный регион – там машины мощные, из Японии привозят и так далее. Водят лихо в основном. Я не говорю, что плохо, но поагрессивнее, чем в Москве. И риск выше. И некоторые страховые компании… Ну, у них же математика: «Пусть нам начислят штраф – 40 тысяч рублей. Ну, начислят нам даже 100 штрафов – ну, 4 миллиона. Да даже тысячу штрафов – 40 миллионов». В их миллиардах… Это математика. Вам не продают в этой страховой компании? У вас под боком еще десять. Ну пойдите в другую, купите полис там. Купить полис сейчас не проблема. Виталий Млечин: А к чему это все приведет? Потому что, вот смотрите, нам пишут: «А зачем нам вообще это ОСАГО? Только деньги платим, и не пойми за что». И такие разговоры идут на самом деле достаточно давно, потому что люди видят, что они платят. Потом, если им надо, то приходится очень часто судиться со страховой компанией, потому что если выплачивают, то очень мало. А сейчас, в нынешней ситуации еще сложнее. Максим Кадаков: Ну смотрите. Все-таки нет черного и белого. Вот эта история развивается. Есть, конечно, случаи негативные, которые люди с удовольствием поднимают, муссируют и говорят, что очень плохо. И я сталкивался с тем, что денег, которые мне выплатили, тоже не хватило на ремонт. И я помню, что даже рассказывал в эфире «ОТРажения» эту историю с оторванным зеркалом. Виталий Млечин: Да. Максим Кадаков: Но у нас, по закону, по постановлению Верховного Суда, по-моему, от 2017 года, вам страховая компания в первую очередь должна предложить ремонт. Вам это может быть неудобно. Вот привык, опять же, Иван Иванович, он обслуживает свой замечательный Mercedes именно у этого дилера или в какой-то компании. Он хочет, чтобы там отремонтировали. А у страховой компании договор с другой какой-то СТО. И Иван Иванович говорит: «Нет, я не знаю их, я не хочу. Дайте мне деньгами». Ну конечно, если вы забираете деньгами, с учетом амортизации автомобиля, как правило, вам не хватает. И не будет хватать. А сейчас, при нынешних ценах – тем более. Но тогда нужно зайти на сайт страховой компании, у них у всех есть список (это закон) партнеров, с которыми у них заключены договоры. Вы видите, Иван Иванович может посмотреть. Вот если компания, СТО или дилер, который ему нравится, если она в этом списке есть, то тогда он имеет право требовать от страховой компании, чтобы его отправили на ремонт именно в эту компанию, которая Ивану Ивановичу нравится. Если нет, то тогда… Ну почему? Может быть, в другом месте вам тоже отремонтируют неплохо. А когда вы берете деньгами, то, конечно, не хватит. Тут надо одну вещь понимать: зачем ОСАГО? Является ли полис ОСАГО индульгенцией? ОСАГО – это некая гарантированная помощь (не полная, но частичная) человеку, который оказался в ситуации, когда вы нанесли ему ущерб. Вот столкнулись два автомобиля. Человек ни в чем не виноват, он ехал по своим делам, вы его «забодали». Вот для этого человека это гарантия, что ему будет выплачена быстро, без проблем какая-то компенсация. Может быть, она даже не полностью покроет ремонт, но она будет выплачена. И сейчас это работает довольно просто и быстро. А со стороны виновника это гарантия, что… Мало ли, у человека сегодня нет денег никаких, но у него есть полис. Это значит, что он с помощью страховой компании отдаст часть компенсации этому человеку, пострадавшему, который будет делать ремонт. Это нужно понимать. С другой стороны, полис ОСАГО не является индульгенцией. Я недавно спорил в своем телеграм-канале с человеком, объяснял это. Люди не понимают! Люди считают, что если у него есть полис ОСАГО, то… А по «железу» возмещение – максимум 400 тысяч рублей. Человек считает: «Меня больше вообще ничего не интересует. У меня есть полис, 400 тысяч, – извините за неэфирное выражение, – отвалите от меня!» Это не так. Если пострадавший взял у страховой компании деньги, допустим 50 тысяч рублей, а ремонт встал в 100 тысяч рублей, то он собирает заказ-наряд, чеки кассовые, дефектовку предварительную и предъявляет вам досудебный иск на недостающие 50 тысяч рублей. Не хотите платить? Он идет в суд. И сейчас суды не то чтобы завалены такими делами, но таких дел много. И суд элементарно – вот так на раз! – выносит решение, чтобы вы как обидчик, как виновник, причинитель вреда заплатили недостающие деньги. И это нужно понимать. То есть ОСАГО – это не индульгенция, это некая страховка для обеих сторон. Виталий Млечин: А в нынешней реальности все-таки, сейчас… По крайней мере, в новостях часто об этом пишут, что страховые именно деньгами хотят выплачивать, потому что этих денег не хватает на то, чтобы ремонт организовать. Максим Кадаков: Это им выгодно, это правда, тут не споришь. Иногда… Это хорошо в Москве или в крупном городе: «Нет дилера? Так другой». Куча СТО и так далее. А иногда бывает где-то в глубинке, где-нибудь в Сибири: вам предлагают отремонтироваться на СТО, которая находится в соседней области, 500 километров. Ну, человек говорит: «Зачем я поеду? Я возьму деньгами». Действительно, такие случаи бывают. Тем не менее, если вы не хотите доплачивать и не хотите иметь проблем, надо настаивать на ремонте. Виталий Млечин: То есть можно настоять на этом? Они обязаны? Максим Кадаков: Да, да. Деньгами вы можете взять, если вас это… Когда же вам говорят, что отремонтируют, потом начинается: «СТО загружено. Вот этой детали, которая нужна, нет. Отремонтируют вам машину в течение месяца». А нам машина всегда нужна сегодня. Не то что завтра, а сегодня вечером. Вот меня сегодня стукнули, а вечером нужна машина. «Нет-нет-нет, я заберу деньги». Вы должны понимать: либо вы доплачиваете сами при этом ремонте, либо, соответственно, с обидчика будете потом требовать. Причем что интересно? Когда вы приходите… Взяли деньги, пришли в СТО. Вам выставляют… Ну, они смотрят дефектовку, выставляют, допустим, ремонт на вот эти 100 тысяч рублей. Вы так сидите и думаете: «Ах ты, черт! 50 тысяч мне дали, 50 тысяч надо где-то взять». А если вы договорились бы со страховой о ремонте, и у страховой договор с той же самой СТО… И такие случаи были. Опять же, мне накануне рассказывали. В Москве СТО для страховой делает ремонт за 50 тысяч рублей. Вам как клиенту со стороны – за 100, а страховой – за 50, потому что страховая подгоняет на СТО объем, одного клиента, второго. И на объеме они делают вот такие скидки. И это тоже нужно понимать. Это не значит, что вам в сервисе отремонтируют плохо. Виталий Млечин: Сергей из Оренбурга нам звонит. Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Виталий Млечин: Вы в эфире. Зритель: Хотел задать вопрос эксперту. Виталий Млечин: Давайте. Зритель: Вот смотрите. ОСАГО у нас сейчас привязано к автомобилю, правильно? Допустим, я имею два или три автомобиля. Виталий Млечин: Так? Зритель: И каждый автомобиль я, допустим, должен застраховать. Смысл? А если, допустим, то же ОСАГО привязать к водительскому удостоверению каждого водителя? Виталий Млечин: А, страховать человека, а не автомобиль. Да, понятна ваша мысль. Спасибо большое. Это часто обсуждается. Максим Кадаков: Да, мне эта идея нравится, и я тоже не раз ее высказывал. В принципе, трезвая мысль. Я рад, что зрители высказывают трезвые мысли в эфире «ОТРажения». Почему нет? Нет, это хорошая идея. Виталий Млечин: Ну смотрите, тут же как. Когда ты платишь за страховку автомобиля, то там много разных составных частей, да? Максим Кадаков: Безусловно. Виталий Млечин: То есть там в том числе и мощность автомобиля, и стоимость его. Максим Кадаков: И коэффициент территориальный, и так далее. О’кей, можно другие какие-то параметры настроить. Все равно КБМ (бонус-малус) останется, потому что он… Виталий Млечин: Ну, фактически для водителя тогда остается только два: стаж (после определенного возраста дешевле) и, соответственно, аварийность. Максим Кадаков: Да. Тогда возникнет вопрос. У меня есть ОСАГО, как бы на меня оформленное. Я могу управлять с этим полисом «Запорожцем» и могу управлять Porsche: у одного 40 сил, а в другого – 550. Либо стоимость полиса будет вот такой, либо опять будут какие-то градации, да? Ты с этим полисом можешь управлять машинами до 100 лошадиных сил, до 200 лошадиных сил и так далее. Хотя, на мой взгляд, аварийность все-таки от мощности не зависит. Ну, на мой взгляд. Можно говорить про какие-то риски, еще про что-то, но мы все прекрасно видим, как многие автомобилисты на драных «Жигулях» такое вытворяют, что… И аккуратно дяденька или девушка едут на Porsche, никого не задевают. Поэтому… Ну, все можно настроить. Но идея хорошая. Виталий Млечин: И давайте еще вот эту новость обсудим – относительно мошенников, которые предлагают за недорого, как принято говорить, пригнать машину откуда-нибудь из ближнего или не очень ближнего зарубежья. И таких историй много. Машины приезжают, действительно. Вот есть люди, которые хотят на этом заработать. По 300 тысяч рублей в среднем крадут. А 300 тысяч – это совсем немного как-то для машины. Максим Кадаков: Ну, смотря что крадут. Сейчас перегонщики с удовольствием берутся перегнать, именно перегнать, просто перегнать автомобиль из Германии в Россию примерно за 60 тысяч рублей. Ну, смотря куда. Я имею в виду центральную часть – условно говоря, в Петербург, не знаю, в Орел, в Москву. Виталий Млечин: То есть это получается, что ты сам покупаешь машину и платишь за то, чтобы ее тебе привезли? Максим Кадаков: Конечно. Машина, условно говоря, куплена. Как вы ее купите – это вопрос второй. Именно перегнать. Есть компании, которые сейчас действительно… Ну, это компаниями нельзя назвать. Это мошенники, которые создают фейковые сайты. Люди же где ищут информацию? В Интернете. Вот человек лезет в Интернет и видит красивый сайт, хорошо оформленный: «Мы можем вам привезти автомобиль отсюда, отсюда. Хотите – в Германии купим. Хотите – где-то еще купим». И все красиво оформлено. И вам говорят: «Стоимость перегона стоит столько-то». И самое главное, что на крутых сайтах еще и машины подбираются. И человек понимает… Да, предоплату внес, небольшую – 50 тысяч рублей. Потом ему как бы подбирают автомобиль. Почему 300 тысяч появляются? «Вот машина классная! Мы прямо гарантируем! Давайте предоплату, нам надо забронировать машину». Сколько? А там машину человек покупает, не знаю, за 20 тысяч евро, допустим. Сколько предоплата? Не знаю, 10%. Вот вам еще 2 тысячи евро. И так далее. А потом люди просто исчезают. Даже не исчезают, они перестают отвечать на письма, на звонки, на какие-то эсэмэски, блокируют ваш номер – и все. Виталий Млечин: А сайт остается при этом? Максим Кадаков: А сайт остается. Ну, потому что у нас все-таки надзорные органы больше заняты другими какими-то делами, а не этими. Виталий Млечин: Понятно. Ну хорошо. Но есть же и фирмы, которые делают это, добросовестные. Максим Кадаков: Есть. Виталий Млечин: Как их отличить? Максим Кадаков: Есть фирмы, которые… Ну, во-первых, самый простой способ – это прийти… У нас сейчас даже официальные дилеры, вы заходите к некоторым дилерам… Не знаю, в Hyundai заходите, стоит большой внедорожник Santa Fe или Palisade. Стоит официальная машина, которая еще не продана, из числа ввезенных ранее или собранных в какие-то последние месяцы. Условно, Palisade, не знаю… Московские цены – примерно 5,5–6 миллионов рублей. Ну, это неважно. Виталий Млечин: Понятно, понятно. Я просто не могу еще к этому привыкнуть. У меня квартира столько стоила, а тут машина… Максим Кадаков: Виталий, привыкайте. В регионах как две квартиры. Я не говорю, что все так легко. Ну, мы сейчас говорим об уровне. И стоит такой же Palisade рядом, привезенный, например, из Казахстана. Этот, официальный, стоит, допустим, в моем примере 5,5 миллиона, по-моему, около того, а неофициальный стоит, допустим, я не знаю, 4,8. Минус 700 тысяч. Виталий Млечин: Неплохо. Максим Кадаков: Неплохо. Но это неофициальная машина, она без гарантии. И человек это понимает. «700 тысяч и без гарантии? Ну, беру». Хочешь гарантию? Доплати еще, я не знаю, еще 200 тысяч. Но гарантия будет не от производителя (производитель никогда на эту машину не даст гарантию), а от этого дилера. Виталий Млечин: Естественно, да. Максим Кадаков: И взаимоотношения будут именно такие. Я быстро рассказываю, чтобы все… Это прелюдия. То есть если машина ввезена… Ну, это не параллельный импорт, это такой альтернативный ввоз, как я его называю. Пожалуйста, вот есть вариант хороший. Это первый вариант, когда машина уже здесь, когда есть ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства), не надо рисковать. Но – чуть дороже, чем самому ввезти машину из Европы, заказывать и так далее. Это самый простой вариант. Есть компании, например, в Армении, которые очень серьезно к этому относятся. Я просто знаю таких людей, которые открывают вам все карты: «Мы покупаем машину в Германии вот за столько. Столько стоит растаможка, столько стоит перевозка из Германии в Ереван. Столько стоит перевозка из Еревана в Россию. Наш интерес – вот столько-то. Вот полный расклад». Платить можно туда, в Ереван, хотите – в евро. Если у вас здесь рубли, вы здесь конвертируете их в евро. Хотите – туда отправляете рубли. Виталий Млечин: А сколько надо заплатить при этом до того, как машину увидишь? Максим Кадаков: Ну, вы должны заплатить практически все. Но просто если эта компания, которая действительно работает и оказывает услуги… Я говорю, такие компании есть, я просто сам знаю. Ну считайте, это мои друзья этим занимаются, вот прямо по-честному. Виталий Млечин: Ну а гарантии-то какие? Ты им деньги все перевел туда, в Ереван. А дальше? Максим Кадаков: Ну, прямых гарантий вам никогда никто не даст, потому что деньги ушли в Ереван. Виталий Млечин: То есть, в общем, ты должен быть готов рискнуть. А деньги-то немаленькие. Максим Кадаков: В принципе, да, я согласен. Но когда вы вообще с неизвестными людьми общаетесь, где-то какой-то сайт, то, конечно, это риск очень высокий. Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Максим Кадаков: Времени нет. Это очень интересная тема – альтернативный ввоз. Виталий Млечин: Нет, вывод на самом деле очень простой: надо нам еще с вами встретиться здесь, в этой студии, и продолжит обсуждение. Максим Кадаков: И рассказать, как везут машины из Японии и из Европы. Виталий Млечин: Да. Спасибо вам огромное. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», был у нас в гостях.