Малая авиация вместо автобусов в российских регионах
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/malaya-aviaciya-vmesto-avtobusov-v-rossiyskih-regionah-66568.html 16 пассажиров и десятки мешков с продуктами про запас. У вертолёта в Таштагольском районе всегда полная загрузка. Ми-8 здесь вместо автобуса до райцентра. Без вертолета до него 12 часов пешком. Через глухую тайгу.
Владимир Трофимов, начальник посадочной площадки Таштагол: «Летаем мы туда с разной периодичностью с конца 50-х годов прошлого столетия, ну, и до сих пор. Посёлки расположены так, что дорогу туда провести невозможно, да и такой необходимости нет. Посёлки небольшие, ну а люди живут. Живут, и им необходима связь с большой землёй».
Билет без льгот стоит полторы тысячи рублей, а для коренного населения - 350. Иногда пилоты выполняют по два-три рейса в день. Много желающих слетать по делам в город - к врачу, на почту, за пенсией или купить стройматериалы.
Владимир Балаев, житель деревни Мрассу: «Взял лопату, ведро взял, рыбы селёдки взял, ну, и так, на две тысячи лекарств набрал. Ну а больше ничего и нету у меня».
После того, как в таёжных посёлках установили солнечные панели и появилось электричество, начали возить и крупногабаритные грузы.
Сергей Каташев, командир вертолета Ми-8: «Появился свет в каждом доме. Завозим и холодильники, и бытовую технику. Сейчас в Шор получше стали жить. И пластиковые окна, новые дома строятся. В некоторые поселки и молодежь обратно возвращается».
Григорий Кирсанов, глава поселка Усть-Азас (Шор-Тайга): «Называется этот посёлок Усть-Азас (Шор-Тайга). Но мы его называем «Шор-Тайга-Сити - город миллионник». Даже аэропорт есть. Не в каждом городе есть аэропорт».
Местные авиаперевозчики называют свою работу стратегической. Без вертолёта жизнь в посёлках просто остановится.
Вячеслав Патлачук полвека в гражданской авиации. Прошёл обучение на девяти типах машин - от Ан-2 до Ту-154. В Якутию попал по распределению тридцать лет назад. Здесь особенно ценятся командиры небольших самолетов, которые помогают жителям добраться до удаленных улусов. Например, в село Чагда. По земле - это крюк больше тысячи километров по гравийной дороге.
Вячеслав Паталчук, командир третьей авиаэскадрильи авиакомпании «Полярные авиалинии»: «Не сравнить комфорт в машине, там много часов подряд трястись, и совсем другое - полтора часа, и ты в Чагде. Пятнадцать минут, и ты в Арахтахе. И без малой авиации пока нельзя представить жизнь в Якутии».
Сейчас в России идёт активное обновление авиапарка для региональных перевозок. В Магаданской области, например, теперь реже переносят рейсы из-за сильного тумана и снегопада. Местные летчики пересели на модернизированную версию Ан-2. Новый отечественный самолёт ТВС-2МС может взлететь с полукилометровой грунтовки, не боится морозов под 50 градусов
Игорь Крыцин, командир самолёта ТВС-2МС: «Газотурбинный двигатель, чем холоднее, тем лучше для него. Чем выше, тем меньше расход. Есть свои преимущества. Ан-2 на высоту четыре тысяч с трудом забирается. А то, может, и нет. С полной загрузкой. ТВС достаточно легко».
Жителям Магаданской области теперь можно расширить географию путешествий. Максимальная дальность перелётов у нового самолета - 1300 километров
Семен Истомин, директор АГУП «Авиация Колымы»: «Очень универсальный самолет, способен выполнять различные задачи. Всевозможные лесоавиационные работы, выполнять работу на медиану катастроф. Любые, любые задачи. При необходимости также он может переобуваться в лыжи. И выполнять работу на отдаленные поселки».
С учетом новых возможностей техники магаданские перевозчики готовят дополнительные посадочные площадки в сельской местности, где авиасообщения никогда не было.
Малая авиация вместо автобусов в российских регионах