Марат Бариев и Иван Савин — о производстве детского спортинвентаря

Гости
Марат Бариев
член Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
Иван Савин
генеральный директор ООО «Заряд»

Ольга Арсланова: Да, действительно, мы продолжаем. Это наша постоянная рубрика "Промышленная политика", Марина Калинина всем передает привет. Ну а сегодня мы поговорим о производстве детского спортивного инвентаря. Что производится в России? Что в России не производится? Как развивается эта отрасль?

Мы приветствуем наших гостей. У нас в студии член Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Марат Бариев, здравствуйте.

Марат Бариев: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: И генеральный директор ООО "Заряд" Иван Савин, – Иван Анатольевич, добрый вечер.

Иван Савин: Добрый.

Ольга Арсланова: Раз уж мы заговорили о вашем предприятии, я предлагаю нам вместе посмотреть сюжет о том, как вы работаете, что производите, и потом обязательно это все обсудим. Как всегда приглашаем к нашей беседе наших зрителей – звоните в прямой эфир, пишите SMS, задавайте гостям вопросы, комментируйте. Итак, поехали, сюжет.

СЮЖЕТ

Ольга Арсланова: А вот эти клюшки для побед кому подходят? Это и для детей, новичков, любителей, профессионалов, взрослых? Для кого?

Иван Савин: Для всех. Все, кто играют нашими клюшками, одерживают победу. У нас есть клюшки для всех возрастов: детские, юниорские, подростковые, взрослые.

Ольга Арсланова: Там вот такая фраза была: "Испытываем гордость, что это наш первый российский завод". Отличные слова.

Марат Бариев: Да.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, почему единственный, почему первый? В чем проблема производства спортивного инвентаря в России?

Марат Бариев: Вы знаете, потому что в 1990-е гг. мы всю свою спортивную промышленность потеряли. У нас все заводы, фабрики, предприятия, которые были в стране, производство спортинвентаря и оборудования, были закрыты, приватизированы, перепрофилированы. В общем-то, ничего не осталось практически. Были специальные экспериментальные фабрики при Министерстве спорта, их тоже не осталось. И сейчас фактически идет возрождение, вновь… У нас, если посмотреть на спортсменов, даже на детей, в основном они все в импортной экипировке, на импортном оборудовании, инвентаре. И вот Данис Зарипов и его предприятие "Заряд", еще ряд таких предприятий, – это первые ростки новой спортивной промышленности. Поэтому они и говорят, что мы первые, это на самом деле так.

Ольга Арсланова: А почему вообще клюшками решили заниматься? Почему именно в это время? В принципе предприятие молодое – вы почувствовали, что есть запрос на отечественное? Конкурентов-то очень много. С чего вдруг решили?

Иван Савин: Конкуренты на самом деле есть, конкуренты мощные. Но здесь сыграли свою роль амбиции Даниса Зарипова, именно ему принадлежит идея создания этого предприятия: ему не давало покоя, что в такой хоккейной стране, как Россия, нет производства клюшек, играют фирмами, которые принадлежат западным производителям. Поэтому он поставил задачу...

Ольга Арсланова: Мы напомним нашим зрителям, что Данис Зарипов сам хоккеист, чемпион мира, если я не ошибаюсь…

Марат Бариев: Пятикратный обладатель Кубка Гагарина, единственный в мире.

Ольга Арсланова: Захотел сыграть своей отечественной клюшкой.

Иван Савин: Не только самому сыграть, но и дать возможность нашим детям, любителям, профессионалам получить качественный инструмент, но за более приемлемые деньги. Мы пошли дальше: мы ввели гарантийную политику, у наша клюшки любой купивший получает автоматически гарантию на заводской брак в течение 14 дней, может спокойно не переживать, что если что-то с ней случится, он ее всегда может вернуть. К слову, на территории Российской Федерации мы единственная фирма, кто предоставляет гарантию. Мы даем возможность нанесения имени на клюшку, любой желающий может нанести свое имя на клюшку, и оружие для хоккейных сражений у него будет именное, это очень нравится нашим покупателям.

Ольга Арсланова: Некий элемент альтруизма, конечно, помогает в бизнесе, но тем не менее есть рынок. Вот в тот момент, когда предприниматели решили заниматься этим в стране, они попали в высококонкурентный рынок. Расскажите, с кем в первую очередь вам пришлось бороться на этом рынке в вашей ценовой категории и насколько успешно сейчас этот процесс идет?

Иван Савин: Мы на начальном этапе создания компании "Заряд" боролись сами с собой. После того как Данис дал поручение…

Ольга Арсланова: Вы говорите, как спортсмены, они всегда так говорят на Олимпийских играх: "Я боролся сам с собой".

Иван Савин: Это на самом деле, конечно.

Ольга Арсланова: Ну кто производит? Я не знаю, Германия, Канада?

Иван Савин: Мы конкурируем с Китаем. Производство западных брендов размещено в Китае, то есть мы конкурируем с ними; в Америке, в Мексике есть собственные производства. Но мы в первую очередь, когда я говорю, что обращали внимание только на себя, это на самом деле так – все зависит от нас, насколько мы качественно сработаем, настолько рынок мы отвоюем у наших конкурентов. Сейчас так складывается ситуация в хорошем смысле слова, что все зависит от нас, от наших действий, от нашей правильно выбранной политики.

Наша задача как исполнителей реализации поручения Даниса Зарипова была сформировать боеспособный коллектив, который способен решать любые амбициозные задачи, которые перед нами ставит Данис. На самом деле личность сама по себе неординарная, и те регалии, которые он заслуженно добыл в хоккейных баталиях, на хоккейном поприще, нас вдохновляют и заставляют самих соответствовать его уровню, уровню амбиций, подкрепленных, конечно, действиями. Поэтому мы очень горды тем, что лидером компании "Заряд" является Данис Зарипов; мы горды, что являемся частью его команды. Я уверен, что он вместе с нами, мы приведем компанию к новым победам.

Марат Бариев: На самом деле, конечно, зависит не только от них, от них зависит само производство. Но вот здесь свою роль и свое слово должно сказать государство, то есть оказать им поддержку в создании, какие-то преференции на рынке. Потому что вот первые такие клюшки, конкурирующие с мировыми брендами, первые изделия, казалось бы, должна выстраиваться очередь со всех регионов, хоккей у нас один из самых любимых и популярных видов спорта. Но у кого-то свои интересы, кто-то привык закупать зарубежные клюшки. И вот создать условия, для того чтобы при прочих равных условиях приобретали именно наше, российское, именно "Заряд", вот здесь Министерство спорта, Министерство промышленности и торговли, наверное, должны какое-то свое слово сказать…

Ольга Арсланова: Эта поддержка какой может быть?

Марат Бариев: Это может быть, допустим… Почему не обязать все спортивные школы закупать эти клюшки? Я не говорю про команды мастеров.

Ольга Арсланова: А они, если сравнивать с аналогами китайскими, дороже?

Марат Бариев: Она, наоборот, дешевле.

Ольга Арсланова: Дешевле.

Марат Бариев: Иван сказал, что при таких же конкурентных характеристиках они дешевле.

Ольга Арсланова: Но просто, мне кажется, производство в России в принципе не самая дешевая штука.

Иван Савин: Нет, мы как раз наш технологический процесс отладили до такой степени, что мы имеем возможность дать клюшку по соответствующим техническим параметрам на порядка 20-30% дешевле, чем наши конкуренты. Поэтому это очень хорошее преимущество для школ, вот Марат Мансурович перечислял.

Марат Бариев: Мы должны преференции создавать своему отечественному производителю. Мы же говорим об импортозамещении – вот это типичный пример этого импортозамещения, но надо оказывать поддержку со стороны государства к малому бизнесу.

Ольга Арсланова: Вы расположены на территории опережающего развития. Это вам помогает, кстати? Тоже своего рода поддержка.

Иван Савин: Конечно.

Ольга Арсланова: В чем это выражается?

Иван Савин: Мы охотно пользуемся этой поддержкой. В августе 2016 года мы получили статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, нам это дало ряд преференций, мы пользуемся и будем пользоваться.

Марат Бариев: Первого в стране, кстати.

Иван Савин: Да.

Ольга Арсланова: У нас звонок от зрителя из Тульской области, Анатолий в прямом эфире. Здравствуйте.

Зритель: Добрый вечер. Я бывший тренер-общественник из далекой "Золотой шайбы". И вот клюшки для нас всегда были большой проблемой. Стоила она в тех советских исчислениях 2 рубля 70 копеек, берегли мы ее только на игру, на уроке школьного труда мы поставили даже на производство эти клюшки. Играть ими еще можно было, водить шайбу, но вот поднять ее, перебросить через вратаря было большой проблемой. Клюшка магазинная, к сожалению, очень быстро ломалась. Так что я очень благодарен ребятам, которые занялись этим делом, выпускают вторую красивую хоккейную продукцию.

Но у меня вопрос: все-таки мальчишке из дворовой команды во сколько обойдется, если он сам будет приобретать с помощью родителей такую клюшку?

Ольга Арсланова: Да, давайте конкретно о цене поговорим.

Иван Савин: Мы уже…

Ольга Арсланова: Нет, вот прямо до копеечки, пожалуйста, для нашего зрителя.

Иван Савин: Если вы хотите в цифрах, то у нас на данный момент 3.5 тысячи рублей самая дешевая клюшка, которую мы продаем. Но сейчас вместе с Минпромторгом мы запустили проект, он сейчас в завершающей стадии реализации, к началу хоккейного сезона мы запустим дешевые детские клюшки, дешевые подростковые клюшки и дешевые взрослые клюшки. Поэтому они будут в еще более низком ценовом сегменте, соответственно, будут еще более доступными нашим покупателям.

Мне бы еще хотелось обратить внимание, что приобретая клюшку у нас, мы, как правило, их реализовываем в индивидуальном порядке, через сайт наш это сделать элементарно, и мы осуществляем бесплатную доставку до подъезда любому купившему у нас клюшку, бесплатно. Гарантия бесплатно, нанесение имени бесплатно, доставка бесплатно – все, чтобы создать максимально комфортные условия для наших покупателей.

Ольга Арсланова: Была информация в сюжете о том, что вы используете какие-то уникальные космические технологии для производства клюшек. Многие зрители спрашивают, зачем эти космические технологии? Тоже не способствуют низкой цене, все это нужно как-то окупить.

Иван Савин: Безусловно, но требования рынка такие, что без использования современных технологий, технологий в области композитных материалов нам не сконструировать конкурентоспособную клюшку в плане качества. Безусловно, мы прибегаем и будем прибегать к инжиниринговым центрам, которые будут развивать нашу технологию вновь и вновь. Мы хотим не просто соответствовать требованиям рынка, а уже в ближайшей перспективе диктовать этому рынку свои нововведения, которые мы будем внедрять в клюшках. Те мощнейшие структуры, с которыми мы сейчас сотрудничаем, их опыт позволяет нам с оптимизмом смотреть в развитие технологий, которые мы будем на регулярной основе использовать.

Ольга Арсланова: Понятно.

Иван Савин: Поэтому у нас отличная инжиниринговая база в области композитных материалов, наша задача была ее чуть-чуть направить в клюшки, чтобы от самолетов, от аэрокосмической отрасли, военно-промышленного комплекса взять все лучшее и интегрировать это в клюшки. Я скажу, что на данный момент у нас это получается, мы будем искренне рассчитывать на то, что наше сотрудничество будет на регулярной, постоянной основе и наши клюшки будут с каждым годом, месяцем все лучше, лучше и лучше. Сейчас у нас есть сумасшедшие наработки, которые мы будем внедрять в следующее поколение, так что в ближайшее время все смогут ими поиграть, воспользоваться, ощутить.

Ольга Арсланова: Пишут наши зрители: "Давно пора свое делать, не только клюшки, а и лыжи, хватит на фишере бегать, мы можем, если захотим". Вот есть некий человек, желающий открыть предприятие.

Марат Бариев: Да.

Ольга Арсланова: Что ему делать? С какими сложностями он столкнется?

Марат Бариев: Я вот уже говорил, что это большая проблема, когда наша спортивная промышленность была убита в 1990-е гг. Мы очень рассчитывали, что Олимпийские игры в Сочи помогут возродить нашу спортивную промышленность, были соответствующие поручения и президента страны на этот счет. Но, к сожалению, Олимпиада пришла, прошла, но мало что изменилось в этом вопросе.

Ольга Арсланова: Да, там другие задачи пошли.

Марат Бариев: Я считаю, что здесь и Министерство спорта, и Министерство промышленности и торговли должны более энергично, активно этими вопросами заниматься. Спорт сейчас в моде в нашей стране, на подъеме. На днях Голодец, вице-премьер, выступала, сказала, что задача через 6 лет, чтобы 80 миллионов человек в стране, 55% населения, занималось регулярно спортом, – это же огромный рынок, огромный бизнес. 80 миллионов человек, если даже они по 10 тысяч в год будут каждый вкладывать в спорт, это же колоссальные деньги, и все это уходит за рубеж, зарубежным поставщикам, производителям. Надо думать о своем производстве, как вот ребята делают, делают не только клюшки, но и мячи, площадки, инвентарь, экипировку, то есть по всем параметрам. Такие ростки у нас есть.

Кстати, вот вы сказали про лыжи: в Подмосковье в Балабаново есть один вот такой же продвинутый товарищ, который на базе спичечной фабрики в Балабаново…

Ольга Арсланова: Балабановские спички легендарные.

Марат Бариев: Да-да, сейчас там спичек нет, много лет назад, лет 10 назад начал производить лыжи и лыжные палки современнейшие. У него все это скупают на корню австрийские и итальянские фирмы, потом, как в этом фильме, клеят свои бренды, наклейки и обратно нам уже продают, естественно, совсем по другой цене, нам и другим странам. Вот у него проблем со сбытом вообще нет.

Ольга Арсланова: Извините, поясните, в чем проблема наклеить здесь и продать этому же человеку здесь?

Марат Бариев: А если его никто не поддержит и им никто не интересуется, а иностранцы у него…

Ольга Арсланова: Ну как, а рынок интересуется, покупатели напрямую?

Марат Бариев: А иностранцы ему более выгодные условия дают, они покупают дороже, забирают все, у него никаких проблем, они дают ему оборудование, чтобы он производил. Поэтому он работает с ними. Мы сейчас с ним сотрудничаем, мы хотим сделать новые покрытия для лыж, это, кстати, делает Казанский авиационный институт, новый эксперимент с использованием его лыж. И Андрей Ларьков, призер Олимпийских игр в Пхенчхане, эти лыжи испытывал и сказал, после Олимпийских игр мы с ним разговаривали, что при плюсовой температуре снега лучше в мире лыж нет. Это как бы оценка, это, конечно, добавило оптимизма и производителям, и ученым из Казани, сейчас над этим работают. Может быть, скоро у нас и лыжи такие появятся хорошие, как вот клюшки "Заряд".

Ольга Арсланова: У нас зрители на связи, Адель из Казани. Здравствуйте. Адель, слушаем вас.

Зритель: Алло, добрый день.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Я из города Казань, играю в любительский хоккей. Хотел бы узнать, в чем преимущество клюшек "Заряд", именно если сравнивать с другим производителем? Почему стоит покупать именно их? Насколько они качественные?

Ольга Арсланова: Ага.

Иван Савин: Сразу скажу, что в плане качества полностью соответствуют требованиям рынка, тем конкурентным клюшкам, с которыми мы боремся в хорошем смысле слова. Что касается того, чем мы отличаемся от наших конкурентов, в первую очередь это композитный материал клюшки, она как конструктор собирается из разных заготовок, в нашем сюжете о нашем предприятии могли в этом убедиться. Так вот мы конструируем нашу клюшку в соответствии с требованиями, чтобы дети развивались в российском хоккейном стиле. Есть отличительные черты российского хоккейного стиля, например, первый фетисовский пас, и мы хотим так клюшку сконструировать, например, делаем нижнее ребро более усиленным, где соприкосновение идет шайбы и клюшки, чтобы шайба, посланная защитникам на дальнем расстоянии, летела ровно и у принимающего игрока (Адель, я думаю, понимает, про что я говорю) было меньше времени необходимого, для того чтобы эту шайбу обработать. Он ее обрабатывает, у нее появляется больше пространства, больше времени для принятия решения, для развития ситуации так, как он видит.

Так вот наша задача – это сконструировать клюшку так, чтобы ему было более удобно играть именно в российском хоккейном стиле. Пусть это на чуть-чуть, но в этом направлении мы работу ведем. А вообще наша задача – это дать качественный, удобный инструмент любому игроку любого уровня подготовки: любитель, профессионал, ребенок, начинающий, уже продолжающий свою хоккейную карьеру. Мы смещаем, так как это конструктор, зону прогиба, то есть зона прогиба неравномерно распределена, а может нижняя часть клюшки прогибаться чуть больше, чем основная часть клюшки. И в момент ограниченного времени игры на пятаке у нападающего получается возможность сделать более хлесткий, такой кистевой так называемый бросок, за счет упругости нижней части клюшки она выстреливает, как из катапульты.

Марат Бариев: Как наши забивали на Олимпиаде.

Ольга Арсланова: Да. У вас на предприятии все так хорошо в хоккее разбираются?

Иван Савин: Безусловно. У нас отличный коллектив, все, что вы видели. Мне тоже было приятно за наш коллектив, это все на самом деле было сделано собственными руками, руками нашего коллектива, наших ребят. Они вкладывают я бы сказал даже душу, и все достижения, которые мы уже имеем на данный момент, все благодаря нашим.

Ольга Арсланова: Спасибо большое.

Марат Бариев: Аделю надо посоветовать купить клюшку и самому проверить в новом сезоне, чем она лучше, чем от других отличается.

Ольга Арсланова: Спасибо большое нашим гостям. У нас в гостях были член Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Марат Бариев и генеральный директор предприятия "Заряд" Иван Савин. Спасибо от наших зрителей.

Марат Бариев: Спасибо.

Иван Савин: Вам огромное спасибо.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты