Виталий Млечин: Волатильность, бесфилиальный банкинг, мобильный эквайринг, санация, Вам что-нибудь говорят эти слова? Если да… Тамара Шорникова: Захотелось температуру проверить! Виталий Млечин: А, да, я вот немножко нагрелся, да, потому, что непросто эти слова произносить. Тамара Шорникова: Даже произносить сложно. Виталий Млечин: Если Вам эти слова что-то говорят, то Вы экономически подкованы! Тамара Шорникова: Протестировать свои финансовые знания на днях смогли все желающие. В нашей стране прошел всероссийский экономический диктант. Желающих оказалось немало. Виталий Млечин: Больше 100 тысяч человек. По словам организаторов диктанта, он призван пробудить в людях интерес к изучению основ экономики, научить их принимать верные и продуманные решения. Тамара Шорникова: Мы тоже решили выяснить уровень финансовой грамотности наших зрителей, этим будем заниматься в ближайшие полчаса. У нас в гостях Маргарита Анатольевна Ратникова, вице президент и директор «Вольного экономического общества России». Виталий Млечин: Маргарита Анатольевна, здравствуйте! Маргарита Ратникова: Здравствуйте! Виталий Млечин: Но перед тем, как мы начнем обсуждать экономическую грамотность в целом, и экономический диктант в частности, наш небольшой опрос. Мы задавали вопросы людям на улицах, вот, например, что такое волатильность или маржа, санация и дедолларизация. Вот, что отвечали люди. «СЮЖЕТ» Тамара Шорникова: Ну, вот неожиданные варианты были, конечно. Я так понимаю, что те люди, которые решили проверить свои знания в области экономики, они все-таки более подкованы, чем случайные прохожие на улице. Что показал всероссийский экономический диктант? Маргарита Ратникова: Ну, Вы знаете, Тамара, я не убеждена, что все те, кто принимали, очень подкованы в области экономики, потому, что как раз эта всероссийская акция была рассчитана на то, что мы привлекаем к участию в ней очень широкие слои населения. Поэтому конечно очень ориентировались и на нашу молодежь, потому, что им уже в ближайшее время, нашим школьникам, учащимся колледжей, придется принимать какие-то взвешенные, ответственные решения в повседневной жизни. Но, тем не менее, вот среди категорий участников были и школьники и студенты, и те люди, которые заняты в совершенно различных сферах деятельности. И преподаватели, и ученые, и представители бизнес сообщества, и пенсионеры пожилые люди, не работающие, то есть круг, достаточно был широкий, другое дело, что в процентном соотношении конечно больше было все-таки школьников и студентов. Но сказать очень хочу, что диктант ориентирован не на экономистов. То есть, ориентирован на все наше население, на всех граждан. Тамара Шорникова: Которое, теоретически, должно все-таки знать, что такое волатильность… Маргарита Ратникова: Хотелось бы, потому, что мы с Вами прекрасно понимаем, что в наше время особенно важно все-таки это принимать правильные решения, чтобы в нашей повседневной жизни в общем, мы чувствовали себя комфортно. Потому, что если так посмотреть, конечно, у нас очень много ролей именно в социально-экономической сфере. То есть, и потребитель и продавец, и покупатель, и налогоплательщик, иногда работодатель, работник, то есть, очень много ролей и хочется, чтобы все мы в этих ролях чувствовали себя комфортно. Потому, что это напрямую влияет на уровень благосостояния. Умение управлять собственным капиталом, семейным бюджетом, это все-таки такой большой залог благосостояния нашего. Виталий Млечин: А, например, какие вопросы задавали? Маргарита Ратникова: Знаете, вопросы мы в этом году, с учетом того, что акция проводится второй год, мы пытались адаптировать именно в проекции на повседневную жизнь в большей степени. То есть, ну, например, имеет ли смысл в том или ином банке вносить депозит? Что более является преференцией для принятия вот такого рода решений? Имеет ли смысл брать кредит? Что такое ипотека? Каким образом рассчитывается налог? То есть то, что, в общем-то, нас окружает в современной жизни, в непрерывном процессе, потому, что мы с вами понимаем, что если в переводе с греческого, да, смотреть, то экономика – это искусство управления домашним хозяйством. То есть, по сути, это действительно пронизывающие все сферы жизни категории, и очень важно, чтобы мы могли в них ориентироваться. Хотя, безусловно, вопросы были основаны, у нас методическая комиссия работала очень серьезно, кроме того, что они были спроецированы на нашу жизнь, все-таки конечно мы пытались этой акцией не только установить уровень компетентности широких слоев населения в сфере экономика, но, в общем, хотели и повысить уровень их экономической грамотности, наших граждан. И все-таки повысить уровень эрудиции. Поэтому, там был и ряд вопросов, которые касались, там, допустим принадлежности к высказыванию того или иного экономиста, или с отсылом к истории. То есть там такой междисциплинарный подход к формированию вопросов использовался. И там есть связь экономики и философии, и истории, и правоведения и естествознания. Виталий Млечин: Как Вы оцениваете результат? Маргарита Ратникова: Оцениваем мы результаты очень многокритериально, поэтому мы сейчас интригу с Вами все-таки сохраним. В связи с тем, что сейчас идет очень серьезная обработка, автоматизированная обработка бланков диктанта участников. Они поступали у нас в режиме онлайн до вчерашнего дня, это в условиях диктанта. Все региональные площадки, в этом году их было 1294 в 83 Субъектах. Это в два раза превышает предыдущего года показатель. И сейчас все эти бланки автоматизированной системой соответственно обрабатываются и на основе того социологического инструментария, экономического инструментария и статистического идет формирование аналитического отчета, когда мы с вами уже можем смотреть по разным критериям, и по возрастным категориям и по социальным группам мы будет оценивать вообще какую мы имеем ситуацию. Конечно, цель не только оценка, то есть, мы не ставили себе задачу в диктанте определить, все-таки кто победитель, а кто побежденный. Здесь задача все-таки стимулировать людей и с учетом того, что действительно количество участников возрастает, видимо, возрастает и понимание необходимости осознания, важности грамотного подхода к участию в экономической жизни. Тамара Шорникова: Ну, вот нас сейчас хочется простимулировать наших телезрителей узнать, действительно понимают ли они необходимость этого блока знаний в своей жизни, позвоните нам, напишите, расскажите, как вы считает, вам в жизни нужны экономические знания, владение экономическими терминами, возможно, были случаи, когда это помогало вам в жизни, или наоборот вредило. Возможно, вам навязали какую-то ненужную услугу, потому, что вы просто не разобрались в договоре и так далее. Звоните, рассказываете! Виталий Млечин: Ну и в целом, как вы оцениваете свой уровень финансовой грамотности, это тоже интересно. Мне что-то подсказывает, что раз вообще возникла идея провести такой диктант, то вы, как специалисты, наверное, не очень высоко оцениваете в целом уровень финансовой грамотности в нашей стране. Маргарита Ратникова: Вы знаете, мы не то, что не очень оцениваем, а мы понимаем, что в условиях меняющихся совершенно реалий и достаточно сложных иногда процессов, которые идут, для всех нас важно не важно, являемся мы даже экономистами или нет, мы все можем допускать некие ошибки. И поэтому совместными усилиями правильно сформулировать стратегию, как нам обучиться и ориентировать в современной жизни, наверное, это было бы очень полезно. В связи с этим «Вольное экономическое общество России» и выступило организатором этой акции, а фонд Президентских грантов нас поддержал в этом году. И «Вольное экономическое общество», как Вы знаете, старейшая организация, просветительство являлось изначально исконной такой традицией, и приоритетом в деятельности еще со времен основания «Вольного экономического общества России» императрицей Екатериной Великой, мы, в общем, продолжаем эти традиции, и просветительство тоже считаем основной такой функцией Общества. Поэтому можно говорить о том, что у нас такая акция не как мы ее назвали, общероссийская образовательная, а общероссийская просветительская. Мы хотим, в общем, этой акцией активизировать рационально мышление. Которое, кстати говоря, у каждого из нас отсутствует. Потому, что когда мы даже понимая хорошо какую-то терминологию, сталкиваемся с какими-то конкретными ситуациями в жизни, у нас возникают подчас очень курьезные ситуации. Тамара Шорникова: Вот ситуации, Виталий, можно я пару смс прочитаю, видела просто, что хочешь задать вопрос. «Недавно был удивлен», не Виталий, а наш телезритель из Саратовской области, «покупал ноутбук, предложили купить в кредит, я сперва отказался. Но потом мне объяснили, что я заплачу не 31 тысячу, а только 29 500. Не обманули?», спрашивает нас телезритель. Ну, что-то мне подсказывает, что все-таки не совсем может быть верная информация, которую ему предоставили. И тут же следом из Ленинградской области вопрос – «Зачем обычному, небогатому народу забивать себе голову этими терминами»? Виталий Млечин: Это, наверное, главный вопрос, на который стоит ответить. Маргарита Ратникова: А Вы знаете, вот то, что Вы перечисляли термины, это действительно такое звучание прямо, да, прямо я не знаю, хочется запить после этих терминов, я тоже согласна с тем, что вот эта терминология может быть она нам и не важна. Но, с другой стороны, все-таки какие-то вещи мы с вами не можем не знать, потому, что нам приходится ими оперировать в повседневных наших вопросах. Поэтому, наверное, в терминологию можно не углубляться, и в этом наши зрители абсолютно правы, но, тем не менее, ситуации, связанные с вопросами уплаты налогов, ипотеки, управления домашними какими-то бюджетом и семейным капиталом, все-таки они важны. Виталий Млечин: Мне кажется, тут еще очень важный вопрос, где этому научиться. Маргарита Ратникова: Совершенно правильный вопрос. Виталий Млечин: Как сделать себя грамотным. Маргарита Ратникова: Совершенно правильный вопрос! Виталий Млечин: Вот в школе вот грамотность, языку учат, читать, писать, а этому-то не учат в школе! Где? Маргарита Ратникова: Вы знаете, я так думаю, что, ну, то есть, я не думаю, я убеждена, что в обществознании наши коллеги учитывают, что необходимо обучиться. Но в основном, мне кажется, все-таки терминологии. Поэтому, одна из задач вот нашей акции как раз, чтоб мы сформировали рекомендации, в том числе и по изменениям и дополнениям в образовательные программы для школьников. Может быть, даже все-таки мы сейчас ориентировали нашу акцию для школьников 9 – 11-х классов, может быть нам нужно опуститься чуть-чуть пониже, потому, что наши детки, они тоже, в общем, являются потребителями и активными участниками экономической жизни. И у них тоже имело бы смысл рациональное мышление развивать. Поэтому, видимо все-таки вот мы будем активно работать на эту тему, и будем общаться со школами и профильным министерством, может быть тоже наши предложения и рекомендации будут полезны в этой части. Что касается студентов, то, безусловно, ВУЗы, сейчас активно включившиеся в подготовку, у нас основной партнер проведения диктанта – это финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, там была центральная площадка диктанта, многие ведущие ВУЗы поддержали акцию. Многие администрации Субъектов поддержали акцию, поэтому, мы, безусловно, все наши рекомендации сделаем достоянием широкой общественности, и заинтересованные структуры, я надеюсь, обратят внимание обязательно. Кроме того, сейчас все-таки есть комплексные программы государственные и общественные, куда включились и государственные структуры и общественные институты, с целью повышения, как Вы называете, финансовой грамотности, мы берем чуть шире, еще и экономической грамотности. Виталий Млечин: То есть, это не одно и то же? Маргарита Ратникова: Нет, это не одно и то же все-таки. Мне кажется, что экономическая грамотность, она пошире, поскольку экономика, это такое междисциплинарное пространство, достаточно серьезное. И там Центробанк активно принимает участие, Минфин, они разрабатывают тоже программы как раз по повышению финансовой грамотности. Я думаю, что совместными усилиями мы все-таки сможем сформировать, в том числе и предложения по так называемым дополнительным программам, ориентированным на, может быть, пожилых людей. Людей, уже пенсионеров, может быть тех, кто является категорией неработающих, поскольку сейчас такие курсы тоже проводятся. Через Сеть проводятся, многие ВУЗы организуют, и, я думаю, что очные курсы тоже проводятся. Потому, что существует сейчас множества центров по поддержке. Тамара Шорникова: Давайте из Томска примем звонок. Виталий Млечин: Да, именно! Эмилия. Здравствуйте, Эмилия, говорите, пожалуйста, вы в эфире! Зрительница: Здравствуйте! Я слушаю Вашу программу сейчас, довольно таки очень интересная тема, экономическая грамотность. Тамара Шорникова: Так. Зрительница: В свое время в институте я изучала экономику капитализма, и экономику социализма. Экономику капитализма я разобрала от и до и экзамен сдала на пятерку. Мне чем нравится экономика капитализма, там четко и ясно прописаны все моменты, которые надо применять в производстве, финансах, в учете товарооборота производства. Чтоб не было перепроизводства, следить за рынком, за товарами. Тамара Шорникова: Эмилия, а Вам, простите, что перебиваю, скажите, ну, бонусы, наверное, всем понятны, а Вам в жизни вот эти знания, когда и в чем пригодились? Зрительница: Очень пригодились. Очень пригодились! Во-первых, я в свое время, когда была перестройка, я научилась считать свои деньги, правильно и распределить и это помогло выжить в тяжелые времена. Сейчас я очень сильно удивляюсь иногда людям, которые не умеют грамотно распорядиться своими средствами, а пытаются, знаете, кого-то обмануть, где-то спекулировать или еще что-то. Ну, нечестным путем заработать деньги. И хотя все можно заработать абсолютно честно, если правильно поставить на экономические вот эти рычаги. Виталий Млечин: Спасибо! Тамара Шорникова: Мне кажется, одного преподавателя, популяризатора, во всяком случае, экономических знаний мы уже нашли! Если кто-то есть в Томске, можем подсказать контакт! Виталий Млечин: Да, популяризатора точно! Маргарита Ратникова: Мне тоже так кажется, да! Эмилия, она очень хорошо сформулировала, кстати говоря, тема диктанта была «Сильная экономика процветающей России». Вот сейчас наш зритель очень четко обозначил, что действительно знания они помогают. И это очень такой действенный подход. Кстати, говоря, действительно же в советское время, как я понимаю, это было советское время, когда экономика капитализма, социализма, сейчас, там, был такой сбалансированный подход к программам обучающим. В том числе и в школе ведь тоже был. Был частично в части обществоведения как раз этот курс, так или иначе он тоже вводился для, для молодых людей. Виталий Млечин: Но это как раз вот в перестроечные и постперестроечные годы не особо помогло. Популярность этих всех финансовых пирамид, «МММ», вот это… Маргарита Ратникова: Мне кажется, там столько появлялось новых абсолютно категорий, которые вообще никаким образом не были описаны, и их описывала жизнь. Виталий Млечин: В том то и дело, что казалось, что это нормально. Сейчас, там 20-30 лет спустя мы понимаем, что это не нормально и как же можно было в это во все верить! А верили же. И до сих пор верят! Тамара Шорникова: Я предлагаю не обсуждать это в прошедшем времени, потому, что удивительнее всего то, что и сегодня появляются пирамиды, и все также активно в эти пирамиды люди несут деньги! Вот буквально 26 сентября этого года Центробанк объявил, что обнаружил в работе компаний, действующих под единым брендом «Кешбери» признаки классической пирамиды. Ну, сейчас, разумеется, разбирательства по этому поводу еще идут, но, вот эти стандартные признаки, прибыль под 600%, и так далее, и так далее, это по-прежнему то, чему люди доверяют. На Ваш взгляд, почему так происходит? Маргарита Ратникова: Знаете, человек, наверное, вообще ориентирован на то, чтобы доверять и он всегда хочет верить в лучшее. Мы такие все оптимисты. Но оптимистами нужно быть разумными. Мне нравится, когда там, Черчилль говорит о том, что я, конечно оптимист, потому, что я себя в другом качестве не вижу, но и пользы в нем не вижу. Но тем не мене все-таки он должен быть разумным. Поэтому-то вот я и говорю о том, что рационально мышление у нас отсутствует. Мы, все-таки, должны его каким-то образом в себе воспитывать. Потому, что мы очень доверчивы, причем, я говорю, любые категории доверчивы. Здесь, сейчас вот сейчас как раз, когда Вы говорили, об этих 600-стах процентах, я вспомнила, что у нас методическая комиссия в диктант включила один из вопросов, близкий к этому. Чтобы мы понимали вообще насколько, вот, кстати говоря, я потом Вам обязательно скажу о том, какой у нас получается процент людей, прореагировавших на то, имеет ли смысл под определенный банковский процент, который явно ничем не обеспечен и который рискованный, вносить средства. Вот посмотрим, какая категория наших граждан ответила с большим энтузиазмом. Тамара Шорникова: Чтобы было больше полезного качества у этой рубрики, у этой части нашей программы, давайте расскажем, а выше какого процента это точно повод насторожиться! Что сейчас является рыночным предложением, а что уже подозрительно? Маргарита Ратникова: Вы знаете, сейчас речь идет о том, что если это в таком интервале между 6 и 8 процентами рублевые вклады, я думаю, что можно на них очень неплохо реагировать. Если банковский процент, а есть такие темы, где идет в район там 12%, то я думаю, что это уже, в общем, смысл призадуматься. Тамара Шорникова: Насколько банк надежен. Маргарита Ратникова: Насколько банк надежен. И призадуматься над тем, каким образом потом будут эти средства возвратными. Хотя, конечно, надо всегда читать кредитные договоры, депозитные договоры, очень внимательно. Потому, что там могут быть нюансы. Хотя нас государство очень хорошо страхует. Один из вопросов у нас был, какой вклад является застрахованным. То есть, размер вклада. Виталий Млечин: Полтора миллиона. Маргарита Ратникова: Вот миллион четыреста. Совершенно правильно Вы говорите. Поэтому, сейчас тоже посмотрим, насколько люди у нас это знают. Эту тему. Виталий Млечин: Ну, это да, это мне кажется, важно знать действительно. И даже просто когда речь идет о банках, даже каких-то ненадежных, если они участвуют в этой системе страхования вкладов, то в принципе, можно туда идти. Даже если он лопнет, то хотя бы твои деньги тебе вернут. Маргарита Ратникова: Да, вот это совершенно правильная тема. Но у нас же иногда есть желание, когда наши граждане несут деньги в банк, и думают, что через месяц уже они получат какой-то определенный процент, это удивительно, но мы не умеем, многие, рассчитывать проценты, которые идут в итоге. То есть, там идет какая-то, понимаете, видимо такой «счастливый» калькулятор срабатывает у нас в сознании, и мы начинаем делать капитализацию на ходу. Тамара Шорникова: Просто умножаем на шесть да? Маргарита Ратникова: Да. Поэтому, вот это тоже важно понимать. Тамара Шорникова: Думаю, что Вы уже наверное смогли сравнить результаты этого диктанта, о которых мы пока не говорим, с результатами прошлого года. Вот Вы можете назвать те сегменты, которые проигрывают? Вот в плане знаний у населения. О чем чаще всего не догадываются те, кто пишет диктант? В чем пробелы основные? Маргарита Ратникова: Вы знаете, я Вам сейчас все-таки скажу по итогам того года, да, в чем были пробелы и где мы сейчас в общем решили эти вопросы переработать. В прошлом году были пробелы в части того, что у нас школьники, студенты не понимали, что такое ипотека. Не понимали, как он калькулируется этот процент. Не очень представляли себе, каким образом оформлять определенные пособия, и что они существуют, как в том числе, например, при рождении ребенка. У какой категории работодателей имеет смысл оформлять, если, допустим, работаешь у нескольких работодателей. То есть, имеет ли определенный смысл оформлять у кого-то конкретно. То есть, там полная занятость или это совместительство, и так далее. То есть, вот в таких вопросах очень много людей плавает. А что касается вопросов, связанных с погружением в терминологию, здесь лучше ситуация. Но она лучше у студентов, у нашей молодежи. И естественно сегмент пенсионеров и пожилых людей в этом не ориентируется. Зато сегмент пожилых людей неплохо ориентируется в вопросах, связанных с банковскими картами. Что самое интересное. Хотя, в общем, мы имеем с вами массу обстоятельств, когда в общем есть свидетельства того, что в общем люди действительно теряют определенные вещи, не разбираясь в банковских картах. Но, в прошлом году у нас все-таки была выборка меньше. То есть, у нас было участников около 60 тысяч, более 59-ти. В этом году по предварительным данным у нас около 100 тысяч, видимо так и будет. И с учетом того, что мы проецировали вопросы и здесь, в общем, достаточно так междисциплинарно и многофакторно подошли к их формированию, я думаю, что, в общем, мы сможем ответить на вот такие текущие вопросы по сегментам распределить, что у нас западает, и сделать соответствующие выводы. Но, повторюсь в общем, поскольку обработка идет и сейчас обработано только половина, еще нет аналитического отчета, который мы будем презентовать очень широко в средствах массовой информации, у нас «Российская газета» официальный партнер, мы там опубликуем аналитический отчет с диаграммами и со всеми картами. И с распределением по Субъектам Российской Федерации. Кстати, это любопытный факт, будет ли отличаться у нас уровень экономической грамотности, каким образом, в зависимости от каких и социальных групп и возрастных групп в разных Субъектах. Мы это с вами увидим и, я думаю, что на Собрании, всероссийском экономическом Собрании, которое посвящено профессиональному празднику в День экономиста, 12 ноября оно состоится в Колонном Зале, мы презентуем эти и достаточно широко тоже результаты. Виталий Млечин: А мы об этом обязательно расскажем! Спасибо Вам большое! У нас в гостях была Маргарита Ратникова, вице президент и директор «Вольного экономического общества России». Мы говорили об экономической грамотности, большое Вам спасибо! Маргарита Ратникова: Вам спасибо большое! Виталий Млечин: Повышайте свою экономическую грамотность, мы вернемся через пар минут, как раз сейчас повторим эти самые термины сложные!