Рубрика «Промышленная политика». Машиностроительный завод «Тонар» - крупнейший российский производитель прицепной и полуприцепной техники, единственный в России производитель карьерных самосвалов и автопоездов повышенной грузоподъемности. Сюжет о производстве и разговор с руководством завода. Марина Калинина: Здравствуйте. Сегодня вторник, половина седьмого вечера в Москве, а значит, настало время поговорить о российских предприятиях, об их успехах, конкурентоспособности и, конечно, о проблемах, которые по-прежнему остаются. Я Марина Калинина, это рубрика «Промышленная политика». Сегодня узнаем, как чувствуют себя машиностроительные заводы в нашей стране, а они несмотря ни на что есть и работают. В качестве примера машиностроительный завод «Тонар» в Московской области. У меня сегодня в гостях Денис Кривцов, генеральный директор «Тонара», – здравствуйте, Денис Юрьевич. Денис Кривцов: Здравствуйте. Марина Калинина: И Мария Елкина, заместитель директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга, – Мария Игоревна, приветствуем вас. Мария Елкина: Добрый вечер. Марина Калинина: Давайте посмотрим сюжет о предприятии, а потом обсудим тему в студии. СЮЖЕТ Марина Калинина: Ну вот такой получился сюжет о заводе. Вообще я когда готовилась к программе, я посмотрела некоторую статистику. Сегодня в нашей стране едва набирается 5 тысяч крупных и средних промышленных предприятий. В эту цифру входят, кстати, и бывшие советские предприятия, которые еще остались. И вот данные о потерях за последние 20-25 лет, конечно, разнятся, но цифры крутятся в районе 30 тысяч крупных и средних предприятий, мелких уже даже никто не считал. Этих заводов просто больше не существует. То, что создавалось в 1990-е гг., тоже имело незавидную судьбу, предприятия просто не выживали. Но вот пример того, как завод, созданный так же в 1990-е гг., сохранился, работает и расширяется, как мы только что с вами видели. Денис Юрьевич, в чем причина успеха? Это везение или это правильно построенная маркетинговая политика, вообще продумка вот этого производственного процесса? Немножко экскурс. Денис Кривцов: Сложно сказать, что это было, какого-то универсального рецепта, наверное, я дать не могу. Знаете, как в «Алисе в стране чудес»: чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а если вы хотите куда-то прийти, нужно бежать еще быстрее. Видимо, мы бежали очень быстро, постоянно что-то делали, изобретали новые направления. Марина Калинина: Вы как-то все время шли в ногу со временем. Вы же начали с прицепов обычных таких… Денис Кривцов: Для легковых автомобилей. Марина Калинина: Для легковых автомобилей. Денис Кривцов: Это был первый коммерческий транспорт. Марина Калинина: У вас и фирма-то расшифровывается «Тонар» – «товары народу», все просто. Денис Кривцов: Совершенно верно. Это был первый коммерческий транспорт у нас в стране, не было никакой техники для перевозки товаров народного потребления: границы открыли, а возить нечем. Поэтому первыми были прицепы, вторыми были ларьки, для того чтобы вот эти товары где-то продавать, не было цивилизованной торговли, торговых сетей и так далее. Потом, когда все наладилось, организовалась нормальная сеть для реализации товаров, то, конечно, эта техника стала менее востребованной, но мы пошли дальше, занялись уже тяжелыми прицепами. Марина Калинина: Мария Игоревна, давайте просто обсудим, много ли таких заводов в стране. Не знаю, Денис Юрьевич тоже присоединится к нам. Насколько вообще этот бизнес сейчас работает, вот это машиностроение? Потому что в основном все говорят, что нет у нас машиностроения, но вот есть. А как дело вообще обстоит в стране с этим? Это единичные такие предприятия, или они все-таки открываются, работают и как-то пытаются создать то, что… Мария Елкина: На самом деле в России в области производства строительно-дорожной техники работают около 100 машиностроительных предприятий, рынок у нас достаточно конкурентный. Наши европейские коллеги не дают нам вздохнуть, как говорится, поэтому мы постоянно развиваем свое производство. Соответственно, очень много положительных примеров: это как предприятия советского наследия, которые продолжают… Марина Калинина: Которые еще остались. Мария Елкина: Которые еще остались и достаточно успешно… Ну вы знаете, человеческий фактор превыше всего, то есть если у руля предприятия стоит грамотный хозяйственник, соответственно, предприятие до сих пор развивается и наращивает объемы производства, расширяет свое присутствие в мире. Ну и, соответственно, с точностью наоборот действует, когда руководство компании немного не заинтересовано в развитии. Но вот в этой отрасли, отрасли, как я отметила, очень конкурентоспособной, предприятий много, мы разрабатываем в последнее время новые виды техники, у нас наращиваются объемы экспорта. Соответственно, я могу сказать, что отрасль строительно-дорожного машиностроения в России есть. Марина Калинина: Это радует. А какие задачи вообще ставит государство перед такими предприятиями? Денис Кривцов: Если мы правильно понимаем ту промышленную политику, которая сейчас реализовывается… Марина Калинина: То есть она все-таки есть, промышленная политика? Денис Кривцов: Я рад сообщить, что да, мы в конце концов… Несколько лет назад я не мог так утверждать. То, как мы это услышали, государство ставит задачи по наращиванию доли на внутреннем рынке, по локализации, то есть использованию как можно больше российских материалов и комплектующих, по выходу на экспорт есть конкретные задачи по поводу того, как нам нужно увеличивать поставки на экспорт, плюс вложения в НИОКР, то есть есть поощрения, стимуляция государства развивать новые разработки, новые модели. Это те задачи, которые перед нами ставят. Естественно, эти задачи должны как-то поддерживаться, стимулироваться. Как я сказал, уже положительно само то, что мы видим, как поменялось отношение государства к нам, к небольшим предприятиям, возможно. К крупным заводам в сфере военно-промышленного комплекса внимание никогда не ослабевало, но у нас, у небольших машиностроительных предприятий, еще несколько лет назад мы четко не могли представить, мы вообще для государства нужны, важны, что у нас будет дальше. Как пример могу сказать, вступили мы в ВТО, как гром среди ясного неба, отменили ряд таможенных ставок. Это была такая очень неприятная неожиданность, на тот момент мне было сложно сказать, проснемся мы утром, какой очередной сюрприз нас будет ждать, невозможно было однозначно ответить, мы вообще государству нужны или мы можем тут расходиться… Марина Калинина: Всем спасибо, все свободны. Денис Кривцов: Да, воздух коптим тут, а толку от нас… Сейчас я могу четко сказать, что с нами разговаривают, нас слышат, нам четко дали понять, что, ребята, развивайтесь, мы вас поддержим. Даже на словах это уже половина дела, нам легче принимать решения о новых инвестициях, когда мы видим, что это кому-то нужно, за нами есть государство. Если все эти слова еще поддержаны деньгами, ну вообще прекрасно. Марина Калинина: Ну с деньгами-то всегда хорошо. Денис Кривцов: Да. Марина Калинина: Мария Игоревна, что делает Минпромторг? Какие программы, может быть, какие-то субсидирования в общении с такими предприятиями, которые работают, хотят работать? Мария Елкина: Ну для начала сейчас Минпромторгом разрабатывается, уже разработан, скоро будет направлен в федеральные органы исполнительной власти на согласование проект стратегии развития этой отрасли строительно-дорожной в том числе, производство прицепной и полуприцепной техники. Мы очень надеемся, что в этом году нам удастся принять проект стратегии до 2030 года, соответственно это будет ориентиром и для государства, в каком направлении мы двигаемся, и соответственно для предприятий, которые вот, как правильно отметили, предприятия знают, что государство намерено их поддерживать, намерено ставить задачи и обеспечивать выполнение этих задач, которые мы ставим перед бизнесом. Марина Калинина: Давайте послушаем нашего телезрителя, он дозвонился из Белгорода. Виктор, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: У меня немножко неконкретный вопрос гостю. Марина Калинина: Ну давайте. Зритель: Кто у вас основной учредитель и какое количество акционеров? Потому что я сам занимался бизнесом, пришлось закрыть его, ориентировочно такой же бизнес был. Как говорят, без «крыши» такой бизнес не поедет и не пойдет. Пожалуйста, ответьте мне. Марина Калинина: Ну нормальный вопрос. Денис Юрьевич? Денис Кривцов: У нас представляют… Наверное, необязательно говорить про состав, но я могу сказать, что акционер постоянно на заводе, это такое дело, которое необходимо постоянно, ежедневно поддерживать и следить за ним. На второй вопрос могу сказать, что никакой «крыши» у нас нет, никогда не было, вообще я считаю, что это большой миф, что нельзя ничего делать без «крыши». Может быть, какой-то нелегальный бизнес на рынке, когда вы вне правового поля работаете, вас должен кто-то прикрывать. Если вы делаете все по закону, за почти 30 лет существования завода я не слышал, что у нас были какие-то такие реальные случаи. Марина Калинина: Легко ли предприятиям выйти на экспорт? Ведь это одна из задач, которые вы перечислили, которые ставит государство перед такими компаниями. Вообще с этим как? Денис Кривцов: То, насколько это легко или нелегко, зависит от вашего продукта, от качества и вашего желания. Нужно для себя просто понять, что это процесс длительный, трудоемкий. Не получится так, что вот вы завтра решили, через неделю у вас пошел поток заказов. То есть мы когда эту деятельность начинали в 2012 году, у нас была неплохая загрузка производства на внутренний рынок, мы эту деятельность развивали как такой некий эксперимент, получится не получится, давайте попробуем. Не могу сказать, что мы возлагали какие-то огромные надежды на внушительный денежный поток с первого года, это просто был такой способ испытать себя, посмотреть, где мы. Естественно, пришлось очень серьезно пересмотреть все свои процессы, это к лучшему, потому что если компания экспортирует, это какой-то такой некий знак качества, то есть вы переходите в другую лигу, это значит, что у вас и разработка продукта, и продажи, и все остальное соответствуют некоему мировому уровню. Это значит, что если вы даже в принципе много не экспортируете, но уровень вашего предприятия таков, что вы можете на своем рынке успешно конкурировать с мировыми компаниями. Поэтому мы считаем, что экспорт нужен каждому предприятию в России, даже если реально они экспортируют не очень много, но это хороший, реальный способ повысить свое качество, улучшить свои процессы, зарекомендовать себя. И в конце концов это не складывать все яйца в одну корзину, если когда-то внутренний рынок в силу кризисов, каких-то падений падает, вы всегда можете опереться на внешний рынок, таким образом предприятие стоит на двух ногах, это гораздо более устойчивая позиция. Марина Калинина: На двух руках. Давайте послушаем еще Алексея из Владимирской области. Алексей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте-здравствуйте. Я еще раз приветствую Марину Калинину, с которой мы встречались в программе «Промышленная политика», когда рассматривали «Ростсельмаш», и в программе «Автомобили». Я работаю в трижды орденоносном Бауманском университете. В частности, наш знаменитый университет снабжает первоклассными кадрами практически все заводы Орехово-Зуевского района: это Демихово… Марина Калинина: Алексей, можно, пожалуйста, ваш вопрос, потому что у нас времени не так много? Зритель: Хорошо. Заинтересован ли директор завода «Тонар» в сотрудничестве с научно-учебным комплексом «Машиностроительные технологии» МГТУ имени Н.Э. Баумана в плане обеспечения своего производства высококвалифицированными кадрами и в получении суперсовременных технологий? Потому что технологии важны сейчас. Спасибо. Марина Калинина: Понятно, спасибо, Алексей, за ваш звонок. Давайте дадим возможность Денису Юрьевичу ответить. Денис Кривцов: Конечно, мы заинтересованы в любом сотрудничестве, как в подготовке кадров, так и в развитии. К сожалению, мы не всегда знаем, чем у нас ведущие ВУЗы занимаются, так получилось, что у нас не налажены коммуникации, поэтому они как-то сами по себе, мы сами по себе. Марина Калинина: Надо налаживать. Денис Кривцов: С другой стороны, мы ценим выпускников Бауманского института, у нас их довольно много. Такие ВУЗы, как Бауманский, МАДИ, особенно если с хорошим баллом, – это прямая дорога в отдел конструкторов или технологов, мы всегда это ценим. Другое дело, что подготовка, бывает, не всегда соответствует нашим ожиданиям, мы это понимаем, готовим уже конкретно к той работе, которая предстоит. Но взаимодействие такое необходимо, мы всегда готовы это обсудить. Марина Калинина: Мария, буквально кратко: меры поддержки стабильны, которые государство оказывает? Мария Елкина: Два года подряд предприятиям были оказаны меры поддержки, это в 2017 году блок промышленных субсидий, в 2018 году был реализован комплекс субсидий, направленных как на стимулирование НИОКР, это очень важно, на стадии разработки поддержать компании, соответственно был реализован комплекс мер поддержки, рассчитанный на поддержку внутреннего спроса. И вот к экспорту возвращаясь, так же мы реализовывали ряд механизмов, который позволял компаниям именно выйти на внешние рынки, потому что это самое сложное, найти точку входу. Здесь государство должно оказывать самый большой объем поддержки… Марина Калинина: Ну понятно. Мария Елкина: …чтобы выйти на конкретные рынки. Соответственно, на 2019 год мы также рассчитываем на пролонгирование всех этих мер поддержки, соответственно, все нормально-правовые акты внесены в правительство… Марина Калинина: То есть предприятия знают о том, что о них заботятся. Мария Елкина: Я очень на это надеюсь. Марина Калинина: Спасибо большое. У нас, к сожалению, время закончилось. Денис Кривцов, генеральный директор машиностроительного завода «Тонар», Мария Елкина, заместитель директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга. Еще раз придете к нам в студию и продолжим обязательно обсуждать эту тему. Денис Кривцов: Спасибо. Марина Калинина: Ну а прямо сейчас производственные портреты завода «Тонар».