Марина Калинина: Государство постепенно расширяет список продукции, которая обязательна для маркировки. Таким образом власти хотят минимизировать весь нелегальный оборот продовольственных и непродовольственных товаров. Чтобы доводы для бизнеса были убедительнее, за подделку маркировки вводится уже уголовная ответственность. Что эта маркировка дает нам будем разбираться. И растут ли из-за этого цены? Иван Князев: Ну, а по поводу цен и по поводу маркировки давайте посмотрим наш график, наши редакторы подготовили. Что сейчас у нас маркируют: табачную продукцию, одежду, обувь, парфюмерию, текстиль, молочную продукцию, сыры, йогурт. Вчера мы показывали, говорили об этом. А вот рост цен – вот какой, в частности на продукты: маргарин +17%, сливочное масло и сметана +8%, молоко +7%, сыр и творог +6%; дальше там еще есть список по не продуктовым товарам. Марина Калинина: Ну, давайте пробежимся: футболка мужская +6,5%, носки +5,5%, колготки женские – больше 5% и туфли +4%. Вот такие вот цифры. Иван Князев: Реваз Юсупов у нас на связи, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий. Здравствуйте, Реваз! Реваз Юсупов: Добрый день! Иван Князев: Рост цен – вот то, что мы сейчас показали, и маркировка связаны или нет? Реваз Юсупов: Ну вот из вашего графика прям следует, что не связаны. Все категории, которые маркируются, растут медленнее. У вас там на последнем графике колготки, носки, которые на 8% выросли, а маркируется только обувь, она подорожала меньше всего. Понятно, что цена на товары меняется. Это продиктовано инфляцией. Это продиктовано большим количеством экономических факторов: и стоимостью упаковки, и стоимостью логистики, и макроэкономическими показателями. Вот видите здесь, мужская футболка, мужские носки и женские колготки, они не маркируются. Иван Князев: Да, но вон обувь тоже +4%. Марина Калинина: Хорошо, Реваз, мы вчера буквально делали эксперимент с Ваней в этой студии, мы купили бутылку йогурта и сосканировали QR-код. И что там за информация? Информация, которая в принципе не несет в себе никакой, на наш взгляд, смысловой нагрузки. Потому что там перечень составляющих, которые и так есть на упаковке и какие-то данные по исследованиям. Там ничего не понятно. Иван Князев: Вот вчера, собственно, что мы делали, у вас сейчас на экране. Марина Калинина: Да, вот сейчас это видно на экране. Зачем обычному покупателю это надо, собственно говоря? Реваз Юсупов: В первую очередь для того, чтобы убедиться, что это действительно легальный товар. Вот вы говорите про то, что вы проверили. Верхняя плашка, которая выскочила самая главная, что товар такой может продаваться. Формат отображения этой информации будет в приложении меняться. Там будет просто говориться – товар нормальный или ненормальный. Это первое, какую информацию надо получить. Вторую информацию, если мы говорим про молочку, например, то если вы обратили внимание, над этой плашкой про то, может продаваться или нет, т.е. легальный он или нет, есть информация о сроке годности. Марина Калинина: А на упаковке его нет? Реваз Юсупов: Я могу сослаться на какие-то исследования потребительских организаций и самих продавцов розницы, там порядка от 10 до 30% просрочки. И вы наверняка сами сталкивались, как в магазинах перебивают. Это, наверное, не так ярко в крупных розничных сетях, но в небольших магазинах в дома точно довольно часто перебиваются, переклеиваются сроки годности. В приложении это изменить нельзя, это второе. Третье, если человек, который заинтересован в том, чтоб покупать прям качественное и быть в этом точно уверенным, вы действительно можете точно понять, узнать весь ингредиентный состав и этот состав не обязательно совпадает с тем, что может быть написано на упаковке. Потому что в системе маркировке ничего лишнего написать или не дописать чего-то нельзя. Там абсолютно точный состав всех компонентов, которые в этой продукции есть. Но на упаковках зачастую вы можете читать всякие надписи типа: фермерское, «эко», «био», т.е. маркетинговую информацию, которая может не сильно совпадать с тем, что действительно вы держите в руках. Если вы еще более изощренный потребитель, еще более заинтересованы в информации, вы можете увидеть полную цепочку прослеживания каждой бутылочки этого йогурта. Потому что в приложении есть интеграция информации системы «Меркурий», которая контролирует сырье. То есть сначала сырье приезжает на завод, на заводе оно уже превращается в готовую продукцию, которую мы с вами покупаем в магазине. И вот полную цепочку с помощью прослеживания от сырья, от фермы до завода по «Меркурию» и уже от завода до магазина по маркировке вы можете также для себя увидеть. Там еще информация дополнительная есть, и она будет дальше, дальше развиваться, мы хотим туда и лабораторные исследования по каждому типу продукции добавлять. Но вот рейтинги Роскачества на самом деле, не знаю, что вызвало ваш вопрос, это абсолютно авторизованная государственная организация, которая ранжирует буквально всю продукцию, с которой люди сталкиваются и которой присваиваются соответствующие рейтинги. Иван Князев: Да нет, мы просто пытаемся понять плюсы и минусы вот этой маркировки. Хорошо, если вы сказали: сильно на цене она не сыграет (хотя производители нам обратное говорили, что все-таки затраты они какие-то понесли) для государства это что дает? Это поможет снизить количество контрафакта или какой-то там не очень хорошей продукции на рынке? Реваз Юсупов: Мы точно этого ожидаем. И не просто ожидаем, а можем приводить примеры тех групп товаров, я напомню, что уже 14 товарных категорий маркируются, которые в системе работают уже хотя бы год. Нужен какой-то промежуток времени, для того чтобы показать результаты. Вот то, что мы видим, например, в табачной отрасли, где последние шесть лет уровень нелегального оборота удваивался из года в год (с 2015 по 2019 вырос с 1 до почти 16%, 15,6, если быть точным), так вот в 2020, в первый же год после года маркировки этот показатель сократился на четверть, упав до 10-11%. И дальше мы ожидаем дальнейшего сокращения уровня нелегального оборота, количества серой продукции на рынке. Серой может быть любая – это и контрабанда, и контрафакт, и фальсификат, продукция с любыми нарушениями. То же самое мы видели в шубах. Но в шубах совсем там совершенно колоссальные показатели. Оказалось, отрасль обелилась, если мы тут говорим про 25%, то там она обелилась в 10 раз, т.е. на 900%. Оказалось, что шуб на рынке в 10 раз больше, чем считали до маркировки. Иван Князев: Будем надеяться, что с другими товарами будет то же самое. Спасибо вам большое! Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий, был с нами на связи.