Марина Калинина: Здравствуйте. Я – Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика». Как всегда в это время по вторникам, мы рассказываем о российских предприятиях, показываем продукцию, которую они делают, абсолютно разнообразную. Предприятия тоже разные – от больших, очень больших до совсем маленьких. И, естественно, рассказываем о людях, которые работают на этих предприятиях. Сегодня поговорим о производстве противопожарного и специального оборудования, в частности для российских аэропортов на территории нашей страны, на примере Варгашинского завода как раз такого оборудования. Со мной на связи сейчас Владимир Казаков, генеральный директор Варгашинского завода, и Вячеслав Пронин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш». Здравствуйте. Владимир Казаков: Здравствуйте. Вячеслав Пронин: Добрый день. Марина Калинина: Давайте посмотрим сюжет и потом пообщаемся. СЮЖЕТ Марина Калинина: Ну, вот такой получился сюжет. Спасибо моей коллеге Татьяне Авдеевой, нашему корреспонденту из Челябинска, которая съездила и это все сняла. Владимир Николаевич, давайте начнем с того, что в этом году вашему заводу исполняется 80 лет, если я не ошибаюсь. Как удалось вообще сохранить завод в таком виде в такие непростые, в общем-то, времена? Владимир Казаков: Ну да, вы совершенно правы, наше предприятие образовалось в суровом 1941 году. В сентябре за 100 часов было эвакуировано из города Торжок Тверской области и буквально через пять суток завод приступил к выпуску первой продукции – корпуса авиабомб. Разумеется, шло время, и наше предприятие прошло все этапы развития нашей страны за это время. Были трудные времена, сложные, хорошие времена. Завод был градообразующим на нашей территории. На сегодняшний день он также удерживает лидирующие позиции на рынке. Мы входим в тройку крупнейших производителей пожарной и специальной техники в стране. И в этом году, вернее, в прошлом году мы для себя приняли решение по некоей диверсификации – сделать одним из акцентов развитие проектирования и производства вначале опытных образцов пожарной и специальной техники именно для аэропортов России. Я могу рассказывать про завод достаточно много, но вкратце наша история такова. Марина Калинина: Вячеслав Вадимович, а вообще много ли заводов могут похвастаться такими своими разработками в нашей стране, в частности если про аэропортовую технику говорить? И что сейчас вообще на рынке аэропортовой техники происходит в целом? Вячеслав Пронин: Добрый день. Ну, на самом деле, к сожалению, не так широко, как хотелось бы, представлено производство наземной аэродромной техники. То есть именно заводов, которые бы специализировались исключительно на технике для аэродромов, насколько мне известно, их нет. То есть для каждого предприятия, так же как и для Варгашинского завода, это одно из ответвлений каких-то. То есть они специализируются на пожарной технике, но при этом увидели, что сегмент такой достаточно интересный, чтобы туда пойти, и начали развивать это аэродромное направление. Таких заводов на самом деле немного, к сожалению. И преобладает, если мы говорим о крупных аэропортах, о коммерческих аэропортах, преобладает у нас все-таки импортная техника, к сожалению. Марина Калинина: А у остальных какая? Вячеслав Пронин: Ну, у остальных техника из 70–80-х годов – и импортная, и советская, что называется. То есть у нас такое, с точки зрения модернизации парка, очень большой разброс: в некоторых аэропортах все совсем плохо, в некоторых все хорошо, но это импорт. Марина Калинина: Владимир Николаевич, это вообще такая, на мой взгляд, авантюра. В общем, это не новую модель брюк сшить, а это такая машина серьезная. Как вы решились на это? Владимир Казаков: Ну, прежде всего, вы совершенно правы, наверное, для кого-то это авантюра. Для нас это реальное состояние дел. Мы обладаем компетенциями в части проектирования. Разумеется, мы посоветовались с компетентными нашими партнерами (Аэродромный экспертный совет), которые нам обозначили проблему, которая существует сегодня в обеспечении в аэропортах специальной техники. И мы первым шагом сделали для себя достаточно такой уникальный и серьезный шаг – проектирование прицепов по разбрасыванию жидких и твердых реагентов на взлетно-посадочных полосах, на зонах рулежек самолетов. И сегодня уже наши первые образцы проходят, прошли опытные испытания в одном из крупных аэропортов нашей страны. И мы очень надеемся на дальнейшее, скажем так, продолжение этой темы. Я могу констатировать, что эта авантюра (в хорошем смысле), на наш взгляд, удалась. Марина Калинина: А в чем такая специфика именно техники для аэропортов? Почему она такая особенная? Владимир Казаков: Я готов ответить на этот вопрос. Вообще обслуживание аэропортов – для каждого человека это одно из приоритетных направлений, потому что все связано с безопасностью, с нашей с вами безопасностью. Когда мы приземляемся на самолете в любой из аэропортов нашей страны и за рубежом, мы должны понимать, что все будет работать безотказно и ничто не помешает нашему благополучному приземлению и взлету. Исходя из этого, это один из главных приоритетов. Вообще философия нашего предприятия базируется на нашем основном виде продукции, потому что мы делаем машины для спасения. Человек, приходящий работать на Варгашинский завод ППСО, априори сразу же попадает в эту среду, делает качественно и хорошо. Поэтому это главная особенность, которая подразумевает… Мы пообщались с нашими партнерами из аэропортов, из очень серьезных, из самых крупных аэропортов: и Шереметьево, и Внуково, и «Россия». Нам были сделаны очень компетентные и объективные рекомендации на то, что мы предлагаем, на то, что сегодня необходимо рынку. Мы посмотрели и сказали: «Да, мы можем это сделать». Но мы должны работать в очень плотном контакте с теми, кто в перспективе будет работать на нашей технике, будет ее эксплуатировать правильно и компетентно, чтобы она работала. Первые опытные образцы сегодня показывают, что наша продукция вполне конкурентная, с точки зрения эксплуатации. А самое главное (что немаловажно), на сегодняшний день в рамках нашей мнимой изоляции по санкции она конкурентоспособная и по цене, в отличие от импортных аналогов. Это один из тех аргументов, который, с точки зрения рынка, нас движет в эту рыночную нишу. Если вы обратили внимание, в сюжете было вскользь сказано, что у нас стоит опытный образец первого в стране, в истории страны пожарного стартового автомобиля для аэропортов. Это подобие (но есть там свои изюминки) тех автомобилей, которые поступают сегодня из-за рубежа и стоят, я просто скажу, сумасшедших денег для любого, даже крупного аэропорта. Я не говорю про мелкие. По Концепции развития аэропортов, 179 аэропортов до 2035 года должны быть переведены в соответствие всем требованиям и международным правилам ИКАО. У нас сегодня приняты новые Федеральные авиационные правила, которые трактуют совершенно иной подход к безопасности. Поэтому есть куда двигаться в этом направлении. И мы уверены, что мы на правильном пути. Марина Калинина: Владимир Николаевич, спасибо вам за такой развернутый ответ. Вячеслав Вадимович, а есть какие-то конкретные меры поддержки государственной для таких предприятий, которые, в общем-то, новое для себя открывают направление производства, такое ответственное? Вячеслав Пронин: Ну, на самом деле у Минпромторга есть целый ряд мер поддержки, которые в различные этапы жизненного цикла предприятия применимы. Если говорить о производстве новой продукции, то есть такая субсидия на НИОКР. Это постановление № 1649, которое позволяет предприятию до 50% инвестиционного проекта получить в качестве субсидии от государства. На самом деле каждое предприятие имеет возможность туда обратиться, заявить свою тему, свое так называемое технологическое направление. Его дальше комиссия утверждает. Предприятие участвует в открытом конкурсе и может побороться за право выполнить этот НИОКР и получить субсидию. Далее идут такие меры, как льготный лизинг, субсидирование скидки на приобретение техники. К сожалению, пока, если говорить об аэродромной технике, она туда не попадает. И это в первую очередь связано с тем, что эти постановления предполагают, что должно быть заключение о том, что машина, которая претендует на то, чтобы быть профинансированной по этой программе, она должна быть российская, то есть соответствовать требования постановления… Марина Калинина: Она должна быть российской на 100%? Или допускаются какие-то… Ну, в нашей стране мы же не можем произвести все комплектующие для машин. Вячеслав Пронин: Конечно, конечно. Там не 100%. Там в зависимости от вида техники этот барьер… ну, не барьер, а планка выше, где-то ниже. Это связано как раз, как вы правильно сказали, с технологической готовностью предприятий. Но самое главное, что на текущий момент в этом постановлении № 719, где эти требования прописаны, пока нет в принципе аэродромной техники. Мы общались с Минпромторгом, и они готовы эти требования разработать и утвердить, для того чтобы можно было во все действующие механизмы поддержки включать данный важный вид техники, который, я поддерживаю, напрямую связан с безопасностью всех нас. В современном мире каждый летает по несколько раз в месяц. Марина Калинина: Сейчас – нет. Вячеслав Пронин: Ну, сейчас – нет. Но в принципе. Когда эти коррективы, надеюсь, уже сойдут на нет, то тогда мы опять все полетим. И хотелось бы, чтобы наши аэропорты оснащались исключительно российской техникой высокого качества, современной, технологичной. Как раз когда эта потребность появится, когда аэродромы начнут активно обновлять свой парк, вот такие предприятия, как Варгашинский завод, я уверен, они расцветут и получат доступ ко всем мерам поддержки. Но в первую очередь нужно отделять мух от котлет, то есть нужно утвердить эти правила определения, что это техника российская. Марина Калинина: А насколько это все может затянуться – прописывание в этом постановлении дополнительного пункта по поводу аэропортовой техники? Вячеслав Пронин: По некоторым видам техники эти изменения очень быстро вносятся. По некоторым, где либо достаточно сильно лобби импортеров, либо какие-то другие ограничения есть, там это может затянуться. Были примеры, когда год занимало, чтобы требования внести. Но учитывая, что по данному виду техники все-таки… по данным видам техники все-таки понимание есть российских заводов, то есть понимание, кто эту технику и будет производить, то там должно быть все проще. Но, насколько я знаю, первоочередно сейчас вносятся изменения в 719-е постановление – переход на так называемую балльную оценку по тем видам техники, которая уже есть. Но на начало следующего года планируется как раз внесение изменений, чтобы появилась там аэродромная техника. Марина Калинина: Владимир Николаевич, вы так согласно кивали. Какие основные проблемы? Вот это основная проблема? Или есть еще какие-то, о которых мы и не догадываемся? Владимир Казаков: Нет, здесь я совершенно согласен с коллегой. Почему мы за системный подход? Именно к вопросу о мерах поддержки, о государственных мерах поддержки. Потому что это комплекс работает, к нему нужно идти системно. Мы в этом году вступили в ассоциацию «Росспецмаш» специально именно по этому направлению, потому что нам нужен системный лоббист именно в структурах Минпрома, Росавиации, в других структурах, для того чтобы реально на государственном уровне продвигать именно эту тему. Особенность заключается в следующем. Вообще предполагаемый выпуск, скажем так, специальной техники не подразумевает одного количества машин, допустим, таких как пожарная техника. То есть это достаточно ограниченное количество, но оно достаточно наукоемкое, оно достаточно сложное, с точки зрения проектирования. И любое предприятие, которое за это дело сегодня возьмется, должно понимать, что оно завтра будет востребовано, с точки зрения реализации этого продукта, за который оно берется. Для этого должно быть понимание и воля государства, потому что это приоритет, это безопасность людей прежде всего. И мы на это очень рассчитываем, в принципе. Другой вопрос, что любое предприятие… Во всяком случае, большинство коллег-директоров меня поддержат, что на сегодняшний день достаточно сложно с оборотными средствами, которые мы можем отвлекать на работы НИОКР, именно по созданию полноценного конструктива, чтобы это было достойно и конкурировало с иностранными аналогами. Ничего сверхъестественного в этой импортной технике нет. Это все можно делать у нас, да, с определенной долей локализации на первоначальном этапе. Ну, по нашим образцам. Мы один образец сделали полностью российский – сухие реагенты. Жидкие реагенты – наверное, 50 на 50. В принципе, мы просматриваем локализацию до 80% данного вида техники. Поэтому я считаю, что государственный подход должен быть комплексным, и с точки зрения сигнала, месседжа некоего для банковских структур, чтобы мы могли брать льготные кредиты, какое-то субсидирование, субсидии по лизингу для оборудования необходимого. И это все должно делаться быстро. Если это затянется на годы, то, конечно же, перспектива достаточно призрачная. Ну, потешим мы себя тем, что мы создали, сделали – и на этом все упрется. Но я на сегодняшний день наблюдаю тенденцию такую, что, в принципе, наши зарубежные партнеры с точки зрения бизнеса готовы, но с точки зрения не все готовы сегодня в наши системные крупные аэропорты поставлять технику, которую они поставляли раньше, потому что Ее Величество Политика вмешивается в эти процессы. И завтра может просто все остановиться, если мы не будем принимать быстрых и экстренных мер для того, чтобы выруливать и настраивать промышленный комплекс страны именно на отечественного производителя. Марина Калинина: Вячеслав Вадимович, ну смотрите. С одной стороны, нужно технику произвести. С другой стороны, ее нужно продать и купить. Готовы ли аэропорты тратить деньги? Ведь их тоже тогда нужно какими-то субсидиями поддерживать, чтобы они эту технику покупали. Не у всех же есть такие деньги. Все равно она будет недешевая, наверное, потому что затраты-то большие. Вячеслав Пронин: Ну, она будет, я думаю, значительно дешевле, чем то, что приобретается сейчас. Но, действительно, проблема платежеспособного спроса ощущается, мы ее видим. Я думаю, совместно с нашим профильным министерством – Минпромторгом – мы, наверное, будем выходить на Минтранс и эти вопросы поднимать. Необходимо обновлять парк. Необходимо оснащать аэропорты, особенно региональные аэропорты. Сейчас мы в начале пути. На самом деле в нашей ассоциации это первое предприятие, которое зашло с аэродромной техникой, с запросами по лоббизму (в хорошем смысле) в отношении этой техники. И мы сейчас только на начальном этапе проработки каких-то механизмов, которые бы помогли нашим предприятиям. Но в первую очередь, прежде чем что-то продавать, машина должна быть разработана, конечно. Тут можно долго спорить, что первично – курица или яйцо. Но когда есть машина, грубо говоря, в металле… В этом году в Челябинске будет большая выставка по строительно-дорожной технике. И если коллеги уже смогут вживую привезти туда машину, то мы со своей стороны сможем туда привезти Росавиацию, чтобы они посмотрели, что эта машина существует, что она есть, что ее можно испытать, можно потрогать. И тогда уже процесс пойдет. Пока машина на бумаге, пока найти средства на ее приобретение значительно тяжелее. Марина Калинина: Владимир Николаевич, ваш комментарий. Владимир Казаков: Ну, однозначно мы будем участвовать в Челябинске. Это от нас не так далеко, мы приедем. Мы и гораздо дальше приедем – был бы спрос, был бы интерес к этому, как говорится. Разумеется, конечно, мы будем ее преподносить, мы будем ее тиражировать, показывать. Мы готовы к модернизации даже уже выпущенных опытных образцов. Нам об этом уже сказали наши компетентные партнеры из аэропортных служб, как я уже сказал, крупных аэропортов нашей страны. Конечно же, мы будем этим заниматься. Ну, в ближайшей перспективе мы хотим обратиться в министерство с помощью наших партнеров – «Росспецмаша» – для того, чтобы нам ну хотя кивнули и дали добро на разработку такой серьезной, уже более серьезной техники, в которой крайне нуждаются все аэропорты. И здесь независимо от того – или это Шереметьево, или это небольшой аэропорт в Якутске, в Магадане, на Дальнем Востоке. Самолет не может взлететь без обработки крыльев, обработки фюзеляжа. Это необходимый инструмент, необходимое оборудование в каждом аэропорте нашей страны, потому что мы находимся большей частью в холодной зоне. Поэтому мы придем за такой темой и будем просить поддержки, для того чтобы мы увидели, что у нас в лице государства как минимум есть партнер. Могу сказать, что аэропорты, службы, которые эксплуатируют подобного рода технику, они готовы принимать. Разница между крупными и малыми аэропортами в том, что крупные могут сами прогнозировать и бюджетировать свои закупки, тем самым ранжируя, что они покупают. Малые аэропорты, которые находятся в более худших условиях, их ставят перед фактом: «Вот вам выделено столько денег – вы покупаете, можете купить то-то и то-то». Все! И они не знают до последнего, что они покупают. Это тоже один из вопросов. Может быть, он относится к системе планирования. Я всегда говорил и говорю всем, что есть принцип приоритета. В данном случае один приоритет – безопасность людей, которые пользуются услугами аэропортов. Марина Калинина: Спасибо вам большое Время у нас закончилось, как всегда, незаметно и быстро все пролетело. У меня в гостях были: Владимир Казаков, генеральный директор Варгашинского завода, и Вячеслав Пронин, заместитель директора «Росспецмаша». Спасибо вам большое за эту беседу. Ну а прямо сейчас – производственные портреты Варгашинского завода спецтехники.