Маткапитал - на игрушки?

Гости
Олег Филиппов
председатель Комитета по строительству Московского отделения «ОПОРА РОССИИ»
Марина Кондратович
президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями

Иван Князев: На что потратить материнский капитал? Мы все вместе привыкли, что деньги, которые дает государство за рождение ребенка, это не такая вот стопка наличных, чтобы пойти в магазин и разом купить все, что хочешь, а такой виртуальный счет, которым можно воспользоваться для улучшения жилищных условий, к примеру, образования детей и т. д. Но вот «Опора России» предложила: а почему бы и нет? А давайте тратить их на игрушки для детей. Вот смотрите, что предлагают в этой организации. Они даже составили список, на что можно было бы еще потратить маткапитал. Игрушки (вот мы их видим), одежда для детей, школьные принадлежности (различные карандаши, линейки и т. д.). Даже в этот список вошли еще и средства гигиены и ухода. Но, правда, там есть уточнение: только отечественного производства.

Тамара Шорникова: И тут уже напряглись не только эксперты, но и сами родители. Потому что мы знаем, что подчас наши игрушки, конечно… Их, во-первых, надо найти. А во-вторых, они стоит часто дороже гораздо своих импортных аналогов. Не только игрушки, но и все, что ты перечислил. Поэтому мы вас хотим спросить: на что вы бы потратили выплаты за рождение детей? Пишите и звоните нам. Телефон для связи и номер СМС на ваших экранах. Поговорим с экспертом?

Иван Князев: Да. У нас на связи Олег Филиппов, председатель комитета по строительству Московского отделения «Опоры России». Собственно, вот той организации, которая эту инициативу выдвинула.

Тамара Шорникова: Инициатора, да.

Иван Князев: Олег Игоревич, здравствуйте. Слушаем тогда ваши доводы.

Олег Филиппов: Добрый день всем.

Иван Князев: …Потому что многие эксперты как-то весьма сомнительно отнеслись к этой задумке.

Тамара Шорникова: По сути, обналичка маткапитала, схемы для мошенничества и т. д.

Иван Князев: А ведь цели у него весьма и весьма такие серьезные.

Тамара Шорникова: Вот лишь некоторые комментарии. Ваш хочется услышать.

Олег Филиппов: Дело в том, что назначение помощи семьям, имеющим 2 и более детей, и реализация этой помощи – это 2 разных вопроса. В первую очередь, и это совершенно понятно, необходимо обеспечить, надежно обеспечить те семьи, которые в этом нуждаются. В первую очередь всем необходимым. В первую очередь это жилищные условия. И мы знаем, что приняты поправки в законодательстве о том, что средства материнского капитала можно направлять на приобретение жилья с использованием эскроу-счетов. Также я бы отметил медицину и образование. Т. е. молодым родителям, а особенно тем родителям, у которых условия ниже среднего по определенным причинам, в первую очередь всегда заботиться о здоровье и во вторую об образовании ребенка. Если с жильем ситуация налаживается, закон входит в полную силу, недостатки устраняются, то в случае с здравоохранением и образованием, на мой взгляд, я бы усилил бы позиции. Насчет игрушек и прочих повседневных радостей и каких-то вещей, которые являются расходными и недолговечными, – скорее всего, можно отнести ко второй очереди потребностей. А вот жилье, здравоохранение и обучение, три кита, здесь я бы отметил необходимое усиление движения в этом направлении.

Иван Князев: Хорошо. А как вы будете разделять, когда первая очередь, когда вторая? Но, понимаете, у всех людей понятие как бы качества и нормальности жилья разное. Вот придет к вам какая-нибудь мамаша и скажет: «Да слушайте, у меня есть квартира, а когда там ребенок будет учиться, я бог его знаю, а мне вот сейчас нужно вот на это, на это и еще купить чего-нибудь». И она права, в принципе, будет. Так как с ней бороться-то?

Олег Филиппов: Понятно. Да, она права. И, учитывая мнение таких мамаш, в первую очередь правительство по ходатайству «Опоры России» внесло изменения в Жилищный кодекс и в закон о долевом строительстве. Когда у человека удовлетворена главная потребность (это потребность в жилище), естественно, ему проще реализовывать остальные. Не делим мы граждан России на людей понимающих, у кого какие хорошие условия, или не понимающих. Это дело уже гражданина. Мы поддерживаем тех граждан, а именно матерей многодетных, которые вне в зависимости от того, в каком они находятся положении, обязаны по количеству детей получить поддержку от государства. И вот здесь, в процессе поддержки, первым и основным, естественно, является жилище и здоровье. В чем вы видите несоответствие?

Тамара Шорникова: Олег Игоревич, коротко давайте вернемся все-таки к пилотному проекту. Идея распространить этот опыт сначала в Москве, потом в других городах. Во-первых, почему в Москве. И во-вторых, в пояснительной записке написано, что предлагаемая мера будет способствовать поддержке и развитию отечественной промышленности. На какие эффекты конкретно вы рассчитываете?

Иван Князев: Т. е. все мамаши пойдут массово скупать российские игрушки, российские шампуни и т. д. и тем самым поддержат промышленность?

Тамара Шорникова: Ну, просто хочется, да, какой-то конкретики услышать, чем это поможет нашим промышленникам.

Олег Филиппов: Конкретика, на мой взгляд, состоит в следующем. Что к какому бы сегменту промышленности или к какой бы отрасли мы ни применили государственную поддержку, главное, что получают и граждане, в первую очередь, и государство, во вторую, это платежеспособный спрос. Ипотека, ситуация с ипотекой, ситуация с человейниками, ситуация с жилищем за последние 8 месяцев, после введения новых правок в закон, нам это наглядно продемонстрировала. Спрос на жилье медленно (имеется в виду платежеспособный спрос), медленно, но устойчиво растет. И здесь нельзя не отметить, что именно благодаря тому, что средства материнского капитала стало возможно применять в эту отрасль, здесь пошел платежеспособный спрос. Конечно, вы скажете… не вы, а оппоненты скажут: «Да, игрушки – это такие вещи, которые долго не задерживаются. Да, их трудно найти. Да, одежда изнашивается». Но это, по сравнению с жильем и по сравнению с здравоохранением и образованием, вторично. Всему свое время.

Иван Князев: Да, мы поняли. Хорошо. Спасибо. Олег Филиппов был с нами на связи, председатель комитета по строительству Московского отделения «Опоры России».

Тамара Шорникова: Сейчас послушаем звонок. Буквально несколько СМС, потому что их все же много. Москва и Московская область: «У людей на еду денег не хватает, берут кредиты, на что нужна помощь». Краснодарский край: «Игрушки это глупость. Лучше на автомобиль».

Иван Князев: Но а вот Кемерово считает, что на спортивные секции можно было бы потратить, развивающие занятия, танцы, бассейн и т. д. А в Москве вот даже на молоко, рыбу, мясо и т. д. Тоже люди хотят. Сейчас звонок у нас.

Тамара Шорникова: Звонок от телезрителя. Слушаем вас.

Зритель: Але.

Тамара Шорникова: Да. Александра, Красноярский край, правильно?

Иван Князев: Здравствуйте, Александра.

Зритель: Да-да-да.

Тамара Шорникова: Слушаем вас.

Зритель: Я насчет материнского капитала. Тратить его нужно только на жилье, на обучение детей и на лечение, если кто болен и нуждается в лечении. Ну что это, до смешного доходит, на игрушки тратить капитал, ну это же вообще уже, не знаю, это кто такой додумался такое сказать?

Иван Князев: А вот есть такие.

Тамара Шорникова: Александра, но вот, с одной стороны… подождите, там в списке не только игрушки, там предметы гигиены и т. д., и какая-нибудь средняя статистическая семья с небольшим доходом скажет, что, действительно, квартира худо-бедно есть и т. д., а вот конкретно сейчас жить, полноценно воспитывать, развивать ребенка не на что. Может быть, стоит помочь таким семьям и дать такую возможность?

Зритель: Нет, ну, дети вырастут, растут, и их же потом еще надо будет учить. А шампунь, там, или карандаши уж можно купить, я думаю. Ну, на какие деньги, не знаю, на зарплату там.

Тамара Шорникова: Да, все, мнение понятно. Спасибо.

Иван Князев: Да, понятно. Спасибо. Или, опять же, автомобиль, как некоторые телезрители пишут. «Я куплю автомобиль». Каким образом материнский капитал, будущее твоих детей и твой автомобиль с этим соотносится? Будем узнавать у нашего следующего эксперта. Марина Семенова у нас на связи, президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями.

Марина Семенова: Да, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Марина Анатольевна. Как вы относитесь к этой инициативе?

Марина Семенова: Не скажу, что положительно. Потому что все-таки «Опора России» эта организация, скажем, состоит из предпринимателей, поэтому понятно, что скорее тут лоббирование интересов именно нашей промышленности, нежели на самом деле поддержка материнства.

Иван Князев: Я правильно понимаю: т. е. каких-то конкретных производителей? Не зря там подчеркнули то, что именно товары отечественные должны быть? Т. е., наверное, каких-то конкретных производителей?

Марина Семенова: Ну, наверное. Наверное. Просто, вы сами понимаете, что сумма, даже в послании президента была указана сумма на 150 тыс. и еще больше…

Иван Князев: Да-да, весьма и весьма значительная, конечно.

Марина Семенова: …она уже значительная. Поэтому тратить ее на игрушки или на салфетки влажные – по меньшей мере, для меня, например, странно. Да, выплачивать какую-то энную сумму в год родителям на то, чтобы, находясь если вдруг в трудной ситуации, они могли воспользоваться этими деньгами и приобрести все, что им необходимо, начиная от продуктов и заканчивая, там, одеждой или еще чего-то, это, безусловно, необходимо, да. На покупку автомобиля – конечно, да. Потому что автомобиль – это семейное средство передвижения. И я, как многодетная мать, у которой все-таки 6 детей, хочу вам сказать, что автомобиль, между прочим, закрывает большую финансовую брешь. Даже в плане – поехать в отпуск. Можно не брать билеты на самолет, а поехать всем вместе на отдельном автомобиле, это гораздо дешевле выходит. Т. е. вот этот семейный отдых стал для нас доступен. А то, что было сказано предыдущим экспертом, что у нас сейчас материнский капитал можно расходовать на какие-то медицинские услуги, – нет, к сожалению, нельзя. И было бы здорово, если бы была такая возможность. Потому что есть… все-таки понятно, что у нас квотирование, понятно, что у нас в принципе все еще бесплатная медицина, но есть какие-то препараты, есть какие-то реабилитационные моменты, за которые необходимо платить большие деньги. И было бы здорово, если бы родители могли пользоваться этими деньгами как раз для того, чтобы была возможность оплатить их.

Иван Князев: Да, многие наши телезрители как раз и пишут, что именно на таких вещах можно и нужно, точнее, сосредоточиться.

Тамара Шорникова: И прямо коротко: а есть кого поддерживать в массе? Если говорить об отечественных производителях, насколько отечественные игрушки дороже импортных аналогов, качественнее? У нас есть хорошие российские памперсы, например, или другие средства гигиены или то, что может пригодиться для образования и воспитания?

Марина Семенова: Я уверена, что у нас много все еще хороших производителей. Я не буду сейчас вот специально называть этих производителей.

Тамара Шорникова: В вашей корзине много отечественных товаров для детей?

Марина Семенова: Я стараюсь покупать отечественную продукцию, да. Потому что бывает, что в сравнении с импортными вещами отечественная продукция все-таки выигрывает по качеству.

Тамара Шорникова: Хорошо. Спасибо.

Иван Князев: Понятно. Спасибо большое. Марина Семенова была с нами на связи, президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями. Вот Ленинградская область пишет: «Выдать, и пусть тратят кому на что». А вот Омская область пишет: «Но слушайте, а чего греха таить, некоторые семьи просто пропьют этот материнский капитал».

Тамара Шорникова: Да, а как потом чеки предоставлять, на что пошли деньги?

Иван Князев: Да.

Тамара Шорникова: Следующая тема.