Ольга Арсланова: Меньше бьются, чаще соблюдают. Названы города, где резко снизилось число аварий. Что же там, в этих городах, за чудеса случились? Петр Кузнецов: Пиво вернули. Ольга Арсланова: Возможно, стали ровнее, пиво лучше или сами водители исправились. Большой вопрос. Петр Кузнецов: Посмотрим на эти очень интересные данные и интересный график. Стало меньше аварий где? Лидер здесь безусловный – Ростов-на-Дону. Аварий там стало аж на 23% меньше. В Перми на 22%: чуть меньше. Т. е. Пермь и Ростов-на-Дону лидируют. В Калининграде, он 3-е место занимает в этом радостном списке, минус 21%. Не подкачали Набережные Челны, не подкачал Саратов, не подкачал Липецк и Барнаул с Красноярском. В Общероссийском народном фронте, кстати, выяснили: именно в этих городах, в городах-лидерах, чинили дороги совсем недавно. Но только ли в этом дело? Вот в чем вопрос. Можно ли вообще верить этой статистике, кстати? Ольга Арсланова: Верить-то можно, но нужно проверять. В этом наша работа. Вот прямо сейчас в поисковике я забила фразу «Пермь ДТП что происходит»… Петр Кузнецов: Один из лидеров, да. Ольга Арсланова: …И вот, пожалуйста. Буквально несколько часов назад на улице Лебедева в Перми машина врезалась в здание детской поликлиники и сбила маленького ребенка. Но это еще не все. В центре Перми (сегодняшняя новость) легковушка сбила 23-летнюю жительницу. Петр Кузнецов: Может быть, за рулем читали как раз в телефоне новости про то, что вышел рейтинг безопасности городов, засмотрелись? Ольга Арсланова: А вчера, Петя, в центре Перми две машины, попавшие в ДТП, перекрыли движение. Петр Кузнецов: Какой кошмар. Ольга Арсланова: Пострадала в ДТП с грузовиком женщина на трассе Пермь – Березняки. Вот пожалуйста. Петр Кузнецов: Ну, может быть, в следующий рейтинг войдет. Этот рейтинг я не учел, вчерашние и сегодняшние ДТП. Давайте все это дело обсудим. Ольга Арсланова: Чему, действительно, доверять, какая информация правдивая? Будем выяснять. Сейчас опрос для наших зрителей: а у вас стало безопаснее на дорогах? Голосуйте «да» или «нет», посмотрим результат. Петр Кузнецов: Звоните, рассказывайте, что вы отмечаете. Владимир Соромотин, это корреспондент ОТР из Перми – одного из лидеров по снижению аварийности. Ольга Арсланова: Которую мы сейчас антипрорекламировали, Пермь. Петр Кузнецов: Но на ленте новостей это не совсем так получилось. Выходит с нами на прямую связь как раз с одной из улиц Перми. Здравствуйте, Владимир. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Владимир Соромотин: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Владимир, у вас нет пробок в Перми в это время. Владимир Соромотин: Да. Ольга Арсланова: Мы вам завидуем. Владимир Соромотин: Да, завидуйте. Петр Кузнецов: Может, у вас просто автомобилей в Перми стало меньше, вот и все? Нет автомобилей – нет ДТП. Владимир Соромотин: Нет, автомобилей стало больше. Но на самом деле дело в том, что ремонтируют дороги. У нас очень много денег сейчас на ремонт дорог. И в последнее время, знаете, у таксистов раньше была привычка ругать ямы на дорогах и плохие дороги, а в последнее время ничего они об этом не говорят. Т. е. дороги у нас стали действительно ровными, широкими, и пробок меньше. Ольга Арсланова: Хорошо, Владимир. Как ведут себя автомобилисты, по вашим наблюдениям? Стали ли они более дисциплинированными? И как часто их наказывают за нарушение правил дорожного движения? Владимир Соромотин: Когда ремонтируют дороги, обычно ставят камеры видеонаблюдения. Их еще ставят парами. Т. е. по ходу следования они замеряют среднюю скорость автомобиля: т. е. несколько камер вдоль дороги. Поэтому нарушать стали реже. И превышать скорость стали, по моим ощущениям, реже. Петр Кузнецов: Скажите, Владимир, в каждом городе есть один, два, три опасных участка, о них все знают, на них постоянно что-то происходит… Ольга Арсланова: Говорят: место проклятое, да? Петр Кузнецов: …Проклятое место. Есть ли у вас такие места? И, может быть, им особое уделили внимание и за счет каких-нибудь светофоров, регулировщиков, новых систем улучшили положение? Владимир Соромотин: Да, у нас есть такие места. Это в основном перекрестки. И эти перекрестки сейчас оборудуют круговым движением. Вот один из таких перекрестков только что у нас показывали на картинке. А еще у нас есть Шоссе Космонавтов, которое стало в прошлом году известным благодаря многим ДТП. Там сделали очень неудобные для жителей переходы, и люди стали перебегать в неустановленном месте, очень много пешеходов сбивали. Но эта дорога стоит на очереди на реконструкцию. Петр Кузнецов: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Владимир Соромотин, корреспондент Общественного телевидения России в Перми. Здоровья Перми! Петр Кузнецов: По крайней мере, за все это время мы убедились в том, что не случилось ДТП за это время в Перми. Ольга Арсланова: Минуты две прошло. Это серьезный показатель. Петр Кузнецов: Между прочим. Игорь Моржаретто. Приветствуем его. Это партнер аналитического агентства «АВТОСТАТ». Игорь Александрович, здравствуйте. Наш эксперт по теме. Игорь Моржаретто: Добрый день. Ольга Арсланова: Из Москвы. Которая, кстати, в этот рейтинг не попала. Скажите, пожалуйста, Игорь, можно ли доверять этим данным, учитывая, что это официальная статистика ГИБДД и ОНФ, а они в общем заинтересованы в том, чтобы все было красиво на бумаге? Игорь Моржаретто: Не только на бумаге. Во всяком случае, в ОНФ собирают сведения, насколько я знаю, от пользователей. Они включились в большую программу под названием «Убитые дороги России». И в сборе этой информации участвуют сотни тысяч людей со всей страны. Поэтому их информация, я считаю, достаточно объективная. Это не просто так, чтобы нарисовать некую цифру, а опрашивают людей. Люди, которые сами выходят на связь, сообщают, что происходит. Поэтому с этой точки зрения нет особенных каких-то упреков. Наверное, все более или менее объективно. Петр Кузнецов: Игорь Александрович, скажите, а за счет чего сейчас у нас реально можно снизить аварийность? Вот нам сейчас корреспондент из Перми сказал, что дороги стали лучше. Я-то как рассуждаю: лучше стали – значит, можно и разогнаться побыстрее? Игорь Моржаретто: В общем, дороги действительно становятся лучше. Это правда. Улучшается качество дорог. Современнее становятся автомобили. Все-таки все больше новых автомобилей, где и подушки безопасности, системы безопасности есть. И в этом случае у водителей все тоже… Петр Кузнецов: Да, но сам факт ДТП это же не отменяет. Да, она сработала, но ДТП уже вошло в статистику. Игорь Моржаретто: Конечно. Но специалисты по безопасности (в частности, я тут общался с начальником ГАИ России) говорят, что время легких решений уже прошло. В течение нескольких лет повышали штрафы, допустим, и вводили новые штрафы. Это сработало? Сработало. Появилось множество камер во всей России. В каком-то смысле стали ездить спокойнее, потому что никому не нравится платить штрафы. Сработало? Да, сработало. В ряде случаев улучшили какие-то ситуации на определенных участках дорог. Скажем, тут случилось два ДТП, взяли и построили ограждение, разделили потоки. Уже лучше стало? Да, лучше. Так вот, время таких легких решений прошло. Потому что сейчас уже надо что-то делать и в головах, что называется, у людей. Потому что разруха, как известно, не в сортире – она в головах. Ольга Арсланова: А вот смотрите, одна из самых безопасных стран в мире по именно автомобильным авариям – это Швеция, где хорошие дороги, но не в этом дело. Там безопасные автомобили в основном и очень строгие правила дорожного движения. И следят за их соблюдением. Вроде бы мы по тому же пути пытаемся идти. И автомобили как-то сортируем, и дороги ремонтируем. И штрафы у нас, вы знаете, почти как в Швеции, автомобилисты жалуются. А что-то не работает, не получается. Что у нас не так? Игорь Моржаретто: Во-первых, у шведов эта программа стартовала лет 40 назад. Мы только этой темой занялись. У нас есть серьезное опоздание. Это первое. Второе: у шведов очень серьезный системный подход. Я специально немножко изучал эту шведскую систему и их программу «Стремление к нулю». Она интересная, но у них, например, есть требования, которые сложно воплощаются на наших дорогах. Например, если у них дорога и движение суммарное более 100 км/час, т. е. по одному направлению 50 и по другому 50 (я уж не говорю о более высокой скорости), должен быть разделительный барьер. У нас это не везде и введется. Ольга Арсланова: Понятно. В общем, дайте нам 40 лет, и будет, как в Швеции. Правильно? Игорь Моржаретто: Нет. У нас этих 40 лет нету. Что вы. И потом, на самом деле мне очень понравился один их пункт. Они пришли к выводу, что можно воспитывать людей бесконечно, но в любом случае человек не станет от этого роботом. И право на ошибку он должен иметь. Так вот, надо сделать так, чтобы у него возможности сделать ошибку не было. Петр Кузнецов: Круто. Игорь Моржаретто: И у них, например, теперь очень серьезные штрафы и наказания для людей, которые занимаются организацией движения. Если человек, занимающийся организацией, сделал так, что водители могут совершать ошибки, – он виноват, а не те водители, которые ошиблись. Петр Кузнецов: Здорово. Ольга Арсланова: Но это неправильно… Петр Кузнецов: Спасибо. Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «АВТОСТАТ». Остается нам в этой теме лишь подвести итоги. Спрашивали у вас, стало ли у вас безопаснее на дорогах. «Да» ответили 10%, «нет» 90%. Чуть-чуть не совпадает с официальными данными. Ольга Арсланова: А нам пишут из всех регионов страны, им можно доверять. Петр Кузнецов: Спасибо. Переходим к следующей теме.