Место водителя пусто

Место водителя пусто | Программы | ОТР

Готовы ли наши дороги к беспилотным автомобилям? И будут ли они популярны?

2021-01-28T13:23:00+03:00
Место водителя пусто
Бизнес после пандемии. Как подготовиться к пенсии. Долги за «коммуналку». Отпуск-2021
Гольфстрим стал очень медленным
Инвестпортфель на старость
Спасти и сохранить бизнес
Где и как россияне будут отдыхать в этом году
В долгах по самые ЖКУ
Бизнес закрывается: выручки нет, господдержки не хватает…
ТЕМА ДНЯ: Хочу пенсию в 100 тысяч!
ЖКХ: новые правила
Бесплатное высшее – только льготникам?
Гости
Борис Иванов
руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine»

Ольга Арсланова: Микросхемы и смартфоны мы пока не собираем в России, зато совсем скоро у нас на дорогах могут появиться беспилотные автомобили. Они готовятся к встрече с российскими дорогами уже совсем скоро.

Петр Кузнецов: Готовы ли российские дороги к встрече с ними, вот вопрос. На трассах нашей страны они могут появиться уже в следующем году, эти беспилотные автомобили. Но сегодня вступил в силу как раз закон, который ограничивал их тестирование.

Ольга Арсланова: Кстати говоря, в Москве и в Иннополисе в Татарстане беспилотники уже есть, они ездят. Как они это делают? Будут ли они популярны в дальнейшем в других городах? Давайте поговорим об этом прямо сейчас.

Петр Кузнецов: Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотные автомобили StarLine», с нами на связи. Здравствуйте, Борис.

Ольга Арсланова: Добрый день.

Борис Иванов: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Скажите, не рано с этим законом-то? Даже на Западе еще не научились 100%-й безопасной езде.

Борис Иванов: Ну, во-первых, этот закон – это первый шаг, то есть для того, чтобы это заработало для какой-то отрасли, придется прорабатывать и принимать еще определенные подзаконные нормативные акты. Этот закон позволяет нам, собственно, вводить этот самый экспериментальный правовой режим. Причем он не говорит только о беспилотных автомобилях и не только о беспилотных автомобилях на дорогах, там достаточно широкий спектр возможностей.

Рано ли? Нет, не рано. В Соединенных Штатах Америки выдано достаточно большое количество лицензий для тестирования беспилотных автомобилей без человека за рулем, в Китае тоже это сделано. Поэтому то, что у нас рано, – нет, это пора делать, и это очень хороший и своевременный шаг, на мой взгляд.

Петр Кузнецов: И еще один вопрос про пора не пора. У «КАМАЗа» как-то спросили, по-моему, в прошлом году, они там попытались что-то, может быть, они до сих пор разрабатывают какой-то свой исключительно беспилотный автомобиль от «КАМАЗа», грузовик, они говорят: мы не можем запустить свой автомобиль, потому что нет интернета по дороге.

Борис Иванов: Определенная связь нужна, она развивается. На самом деле беспилотный автомобиль должен иметь возможность работать и без связи, без интернета.

Ольга Арсланова: Борис, вопрос. Все-таки эти автомобили очень дорогие – актуально ли это сейчас в России? Будут ли они популярны? Кто вообще будет ими пользоваться?

Борис Иванов: Ну, как мы видим, весь мир двигается в сторону, вообще весь автопром меняется в двух направлениях. Первое – это отказ от углеводородного топлива, переход на электромобили, на какие-то водородные вещи. И второе – это переход от обычных пилотируемых автомобилей через создание систем помощи водителю к исключению водителя из процесса управления.

Петр Кузнецов: Да...

Борис Иванов: ...больший процент аварий происходит по ошибке водителя; робот-водитель, который управляет автомобилем, не ошибается, не устает.

Петр Кузнецов: Но согласитесь, чтобы они отвечали этим главным, безусловно, важным задачам, это должно быть массовое использование автомобилей. На самом деле какую именно проблему именно мы решаем с внедрением беспилотников?

Борис Иванов: С внедрением беспилотников мы решаем не то что проблему...

Петр Кузнецов: Транспортную мы не решим.

Борис Иванов: Транспортную мы решим.

Петр Кузнецов: Каким образом?

Борис Иванов: Транспортную мы значительно улучшим, потому что беспилотные автомобили очень хорошо поддаются так называемому кооперативному управлению, то есть процесс использования дорог будет намного более эффективным. Мы не можем одномоментно изменить нашу дорожную сеть, увеличить ее производительность, но мы можем сделать ее использование более эффективным.

Ольга Арсланова: Борис, то есть поясните, пожалуйста. Ясное дело, что человек, который привык ездить по правилам, мы не берем нарушителя, а среднестатистический законопослушный водитель, и непонятная вот эта вот машина, которую замкнет, если что, и, если по ее вине ДТП произойдет, неизвестно, кто будет отвечать. Вот кто для дороги безопаснее?

Борис Иванов: Для дороги безопаснее беспилотный автомобиль.

Ольга Арсланова: Так.

Борис Иванов: Потому что человек... Я говорю, порядка 90% дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителя: отвлекся, телефоны, вы сами знаете, как это происходит, WhatsApp, Telegram и прочие SMS в телефоне. Робот-водитель этим не занимается. То, что ее замкнет, ну, это наша задача, разработчиков, сделать это достаточно надежным.

Петр Кузнецов: Чьи разработки, раз мы об этом начали говорить? Сколько в беспилотниках нашего не нашего?

Борис Иванов: В беспилотниках наш весь софт, все программное обеспечение наше. Переход на какую-то нашу компонентную базу тоже возможен, но это процесс, который происходит. Мы сейчас видим, вы только что разговаривали с производителями радиоэлектроники, большое количество электроники уже производится у нас, и то, что это будет внедрено в автомобиль, – это безусловно, очевидно.

Ольга Арсланова: А кто первый начнет? Таксисты?

Борис Иванов: Скорее всего, да. То есть беспилотный транспорт, наверное, в принципе в перспективе перевернет наше понимание транспорта. Появится транспорт как услуга, то есть то, что сейчас у нас mobility service, такси, оно просто станет беспилотным.

Петр Кузнецов: Отлично, наконец-то никто не будет с тобой говорить в дороге о политике.

Ольга Арсланова: Как грустно! Мне будет не хватать.

Петр Кузнецов: Ну как сказать...

Борис Иванов: Никто не будет говорить о политике, ну и, по идее, людям не нужен будет автомобиль в принципе. То есть зачем его покупать, если его всегда можно за адекватные деньги вызвать и он отвезет вас туда, куда вам надо, причем вы не отвлекаетесь ни на управление в случае каршеринга, ни на разговоры с водителем в случае такси.

Зачем вообще, в принципе нужен автомобиль мне как вот простому гражданину? Потому что автомобиль в среднестатистической российской семье – это второе по величине вложение денег после жилья, при этом используется процентов на, я не помню статистики, очень на небольшое количество процентов, а в остальное время он стоит просто припаркованный.

Петр Кузнецов: Борис, что сейчас мешает, или ничего уже не мешает, выходу беспилотной техники на дороги? Или есть какие-то основные моменты? Мы знаем, что Татарстан как первое поле экспериментов, вот на основе их успехов какие выводы можно сделать? Если можно, коротко, у нас еще комментарий телезрителя.

Борис Иванов: На самом деле нет чего-то такого, что устранить и все это взлетит сразу. Работа ведется, закон принят, это не только Татарстан у нас поле для эксперимента, у нас 13 регионов Российской Федерации, где можно испытывать беспилотные автомобили, в том числе в Санкт-Петербурге мы регулярно, наш беспилотник ездит по дорогам общего пользования. Этот закон позволит нам перейти на следующий этап и убрать водителя из автомобиля, уже испытывать коммерческую эксплуатацию этого транспорта как на дорогах, так и на закрытых территориях.

Ольга Арсланова: Спасибо! Борис Иванов был у нас в эфире.

Теперь звонок нашего зрителя. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Да, слушаем вас.

Зритель: Да вот я против вот этого «Место водителя пустое». Ну ладно, я согласен, что… Можно согласиться, что каршеринг, такси, беспилотники, все. А вот на дальней трассе, где-нибудь на Урале… Вот вы говорили про «КАМАЗ», почему я и позвонил-то вам...

Петр Кузнецов: Ага.

Зритель: ...потому что сам я дальнобойщик...

Петр Кузнецов: О.

Зритель: Потому что ладно на бензине еще машина там, они сейчас биотопливо, вот я смотрел, как-то дня два говорили про биотопливо. А солярка? Представьте, солярка, сразу перепад...

Петр Кузнецов: Закончится?

Зритель: У нас в Хакасии вчера было -31, сегодня -2, 0 днем.

Петр Кузнецов: И встанет?

Зритель: И перепад, да, и все встанет.

Петр Кузнецов: С другой стороны, не заснет за рулем...

Зритель: Не всегда, например… Да, это я согласен, что беспилотник, но только, понимаю, только в городах, такси, каршеринг, я согласен...

Петр Кузнецов: Ну, как вы слышали, да, как раз с городов и будут, не с таких дальних расстояний начинать, а дальше уже будут смотреть.

Ольга Арсланова: Ну, наши зрители пишут о том, что не везде и во всех селах еще перешли с лошадей на тракторы, так что пока что рановато говорить о беспилотниках всерьез. Ну, подождем, посмотрим.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Готовы ли наши дороги к беспилотным автомобилям? И будут ли они популярны?