Месяц на подготовку к ЕГЭ
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/mesyac-na-podgotovku-k-ege-43472.html
Анастасия Сорокина: Горячая пора наступила для репетиторов по русскому, математике, истории и некоторым другим предметам. Школьники, расслабленные вероятностью отмены ЕГЭ, начинают мобилизацию. На подготовку остался месяц с небольшим. Экзамены начнутся с 29 июня. Правда, сдавать их будут только те школьники, которые планируют поступать в вуз. Остальные получат аттестат без экзамена.
Александр Денисов: Для тех, так сказать, демобилизация.
Владимир Путин: Учитывая устойчивое снижение угрозы эпидемии коронавируса, считаю необходимым Единый государственный экзамен провести по всей стране. Он начнется 29 июня. При этом школы помогут выпускникам готовиться к экзаменам в дистанционном режиме. Подчеркну: ЕГЭ будут сдавать только те выпускники, которые собираются поступать в вузы в текущем году. Что же касается аттестатов, то они будут выданы всем выпускникам без экзамена. Такое решение является исключением. Оно носит временный характер. Считаю также необходимым предусмотреть дополнительные периоды для сдачи ЕГЭ или экзаменов в формате ЕГЭ не только в летний период (в июне и в августе), но и в течение следующего учебного года.
Александр Денисов: Роспотребнадзор опубликовал сегодня расписание ЕГЭ. 29 июня будут сдавать географию, литературу и информатику. Главный экзамен (русский язык) пройдет в два дня – 2 и 3 июля. 6 июля будут сдавать профильную математику. На экзамены по иностранным языкам отведено 3 дня. 16 июля будет письменная часть, 18-го и 20-го – устная.
Анастасия Сорокина: Ну что ж, будем обсуждать школьную тему вместе с вами, дорогие зрители, и с нашими экспертами. Первый на связи со студией Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 города Москвы. Евгений Александрович, добрый вечер.
Евгений Ямбург: Добрый вечер, здравствуйте.
Анастасия Сорокина: Евгений Александрович, что можно сказать? Повезло выпускникам 2020 года, или, наоборот, они оказались вот такими лишенными нормального последнего года обучения ребятами?
Евгений Ямбург: И не так, и не так. Я вам хочу сказать очень взвешенное и грамотное решение. Объясняю. Все нормальные школы программу выполнили уже к концу III четверти, когда наступил этот самый карантин. IV четверть – это всегда репетиция, это всегда тренинг и подготовка к экзаменам. И на самом деле.
И на самом деле она сейчас в условиях дистанционного обучения, по-моему, совершенно замечательно. Во-первых, потому, что были вывешены демонстрационные варианты, не такие, как будут, но подобные. Во-вторых, учителя в режиме онлайн, в режиме непосредственного общения с ребятами смогли организовать подготовку. Причем, очень дифференцированную, потому что помимо двух таких обязательных экзаменов, скажем, если поступаете в медицинский вуз, там идут экзамены одни – химия, биология; если на филологический – другие; на Мехмат МГУ – третьи. И на самом деле вот этот… позволил создать чаты, общаться ребятам непосредственно с учителями, задавать вопросы. И эта подготовка сейчас не остановилась. Уже окончен учебный год, а учителя на месте. Здесь президент прав. Это была огромная работа учителей. Они буквально слепли от этих компьютеров, потому что было обеспечить качественную подготовку. И не посадить глаза ребятам, и так далее. Работали управленческие команды.
Потому что если в одной семье есть несколько людей… папа, который работает на дистанте, второклассник и одиннадцатиклассник, Москва оказалась готовой. Я сейчас говорю только о Москве, потому что это особая история. Например, мы выдавали дополнительные ноутбуки, чтобы ребята друг другу не мешали. И, скажем, работали управленческие команды. И ранние птички эти, малыши, которые в начальной школе, они уже с полдевятого начинали работать.
Александр Денисов: Евгений Александрович, вы совершенно правы, что подготовка не ослабевала. На репетиторов такой был небывалый спрос. И ребята расстраивались, что готовились, родители деньги тратили, а тут бах – и экзаменов не будет. Все, теперь все успокоились: экзамены будут.
Евгений Ямбург: Не спешите. Экзамены будут. И мы к ним готовы. И репетиторы перестроились довольно быстро на дистанте, и старшеклассники спокойные, выспавшиеся начинали с 11 и были очень рады этой ситуации. И так далее. А вот теперь о самой организации. ЕГЭ, конечно, вопреки всяким популистским заявлениям, нельзя было отменять. Потому что никакие вузы не обладают этой серьезной системой достаточно объективной. И в этой ситуации ребята подготовились. И обычно это бывает 25 мая начало экзаменов, сейчас будет чуть позже. Продолжают учителя консультировать. У них еще больше времени на подготовку.
Александр Денисов: Евгений Александрович, простите, прервем. Расскажите, вот интересно. Как все будет организовано? Что за пункты проведения ЕГЭ? Какие средства индивидуальной защиты будут применяться? Расскажите. Вот что Роспотребнадзор вам посоветовал?
Евгений Ямбург: Мы ведь к Роспотребнадзору уже готовы. Потому что пока речь идет о Москве, а потом о провинции. Это разные вещи. Москва и провинция – это разные истории. Поскольку огромные комплексы в Москве… Начальная школа в одном здании, основная – в другом, старшая – в третьем, у нас есть возможность не только на расстоянии 1.5 метров, да хоть 8, хоть 10, и вообще сделать так, что они и встречаться не будут. То есть мы обеспечим безопасность ребят. И в этой ситуации они будут сдавать в своих собственных школах. Камеры уже поставлены. Все готово. И мы хоть завтра готовы все это принимать.
Александр Денисов: Евгений Александрович, вот вы уже начали рассказывать. 1.5 метра. А еще какие требования?
Евгений Ямбург: Еще раз. Первое – это все-таки расстояние. И мы детей не подведем. Безопасность - №1. Поэтому в Москве есть возможность действительно их так рассадить, что они друг друга даже и не увидят. Еще раз я объясняю. Это Москва. И в этой ситуации, если родители оказались дома, скажем, папа на дистанте, малыш второго класс отдельно работает, мы дополнительно выдавали ноутбуки, чтобы никто никому не мешал. И мы абсолютно спокойны.
Александр Денисов: Евгений Александрович, простите, что мы вас тормозим. Вы нам расскажите условия все-таки, в каких будут сдавать экзамены. 1.5 метра. А еще что?
Евгений Ямбург: Я еще раз говорю. Хоть 1.5, хоть 8, хоть 10. И понятно, что тепловизоры проверим. И рассадим так, что они не будут никому мешать. Но здесь все-таки Москва – не Россия. Я вам должен сказать, что у меня своя школа. В ней две с лишним тысячи здоровых детей. А есть у меня автономные подразделения в клиниках. Это клиника… и онкологические дети. Это Детская республиканская больница, где… Это Морозовская больница. Это московский проект, который пошел по всей России. И сейчас мы флагманская площадка. У нас 34 региона – от Читы до Калининграда. И там уже все готово. Стоят уже камеры. И нужно было сделать так… Там тройной карантин. И на самом деле там есть общие школьные зоны, когда дети здоровы. А вдруг у него там… еще нет. И они уже тогда следили с планшетом, участвовали в уроках. Там вообще книги нельзя.
Анастасия Сорокина: Евгений Александрович, простите, что прерываю вас. Мало времени совсем остается. Последний вопрос не могу вам не задать. Владимир Владимирович сказал, что слухи про уход от традиционной формы обучения на дистанционную он расценивает как такую провокацию. Тем не менее…
Евгений Ямбург: Вы знаете, я с ним полностью согласен. Когда я смотрю эту фейковую информацию, «с нового года все перейдем на цифру» - давайте не будем вообще идиотами просто. Потому что это как два плеча коромысла. Цифра очень многое дала. И не было бы счастья – несчастье помогло. Я имею в виду коронавирус. И мы очень многому научились. Но никто не заменит живого общения с учителем. И мы общаемся с ним, мы сейчас делаем виртуальные последние звонки. И дети соскучились по школам. Они шлют обнимашки. Не так и не так.
Александр Денисов: Вам шлют? Евгений Александрович, кому обнимашки шлют? Вам?
Евгений Ямбург: Учителям. Они с ними работают. Они хотят встречаться.
Анастасия Сорокина: Евгений Александрович, безусловно, все соскучились. Я сама мама школьников и знаю, какое у них настроение. Но говорят, что может быть вторая волна, что может быть опять такая вынужденная ситуация дистанционного обучения. К ней как-то школа готовится, или все-таки есть надежда, что мы к этой ситуации больше не вернемся?
Евгений Ямбург: Вы знаете, я не пророк и не Кашпировский. Мы готовимся к любой ситуации. Если нужно будет продолжать дистант, будем продолжать дистант. Но рано или поздно это кончится. И будет изобретена прививка и так далее. Надо понимать. Мы закону Ома научим. И жи-ши тоже. Но есть вечные ценности – это воспитание. И в этой ситуации никто не заменит живого общения с учителем.
Александр Денисов: Спасибо, Евгений Александрович. Абсолютно согласны с вами.
Анастасия Сорокина: Это был Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109 города Москвы.
Александр Денисов: У нас зрители на связи. Нина из Московской области. У нее внук собирается сдавать ЕГЭ. Вот поделится с нами своим настроением. Нина, добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Вы знаете, да, я не совсем спокойна. Потому что ситуация очень сложная. В Москве, может быть, и есть такие возможности обеспечить, так чтобы дети не встретились друг с другом. Сомневаюсь, что это будет по всей России, даже что это будет в области.
Александр Денисов: Нина, а как это вообще возможно, чтоб дети друг с другом не встретились?
Зритель: Я не знаю, как это возможно. Вы представляете, такое количество детей собрать в один день на экзамен, в частности, допустим, на русском языке, который сдают все? Вы представляете? Вероятность заражения очень велика. У детей разный иммунитет. Причем, эти дети, которые готовились весь год и сейчас в постоянном стрессе, у них, конечно, снижен иммунитет.
Александр Денисов: Вы знаете, успокаивает вот что. Все-таки это конец июня. Пройдет еще месяц. Сейчас же уже, например, в Москве число выздоровевших превышает число заболевших.
Зритель: Я каждый день отслеживаю статистику, очень рада за тех, кто выздоровел. Но ситуация сложная. И очень много выздоровевших, но очень много и заражающихся. Причем, таких, у которых нет явных признаков, но которые являются носителями и потенциальными людьми, которые могут заразить других.
Александр Денисов: Понятно. Это у вас вызывает тревогу.
Анастасия Сорокина: Тревог на самом деле много. Давайте как раз об этом мы поговорим с нашим следующим экспертом. Ирина Волынец, председатель всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Ирина, добрый вечер.
Ирина Волынец: Добрый вечер. Во-первых, поздравляю всех с замечательными новостями, которые мы сегодн все услышали. Это установление сроков ЕГЭ. И президент выступил за то, чтобы в будущем учебном году количество бюджетных мест составляло не меньше 60% от всех студентов-первокурсников. И мне кажется, что это здорово и хоть как-то компенсирует выпускникам и родителям состояние того психологического напряжения, в котором все вынужденно находились последние несколько месяцев.
Александр Денисов: Ирина, простите, а где вы так изолируетесь? Там парк, людей немало вокруг.
Ирина Волынец: А я нахожусь сейчас на территории республики Татарстан. И у нас разрешено уже с 12 мая перемещаться. И в общественных местах, таких как магазины, общественный транспорт, нужно быть в маске, а на улице можно быть даже без маски. Так что мы соблюдаем закон.
Анастасия Сорокина: Ирина, вы в таком прекрасном настроении. Действительно, и новости сегодня про бюджетные места хорошие. Но я как мама уже столкнулась с разной информацией. Может быть, это на уровне слухов. Может быть, действительно пока это все еще прорабатывается. Что есть такие предположения, что дети со следующего года будут учиться у нас в несколько смен, что будет сокращено количество детей в классах, что их будут рассаживать, что будут какие-то меры против пандемии проводиться, но вот такие радикальные, к которым, мне кажется, родители просто не готовы. Вы что-то про это знаете?
Ирина Волынец: Но также родители были не готовы к тому, что дети будут обучаться дома дистанционно. Я думаю, что все будет зависеть от того уровня инфекции, который будет в стране. Потому что да, очень плохие новости из Европы. Испания готова уже ко второй волне карантина. Но сегодня Мишустин заявил о том, что мы сейчас уже прошли пик заболеваемости и наша система здравоохранения это выдерживает. То есть мы должны прекрасно понимать, что заболеют рано или поздно все (или те, кто этому может быть подвержен), но правительство России пыталось растянуть это во времени, для того чтобы все, кто оказался в тяжелой ситуации, могли быть приняты больницами. И справились великолепно.
Александр Денисов: Ирина, простите, что вас прерву. Можем вернуться к ЕГЭ? Вот мы никаких подробностей, кроме 1.5 метров, не выяснили, к сожалению. Расскажите, как будут проходить.
Ирина Волынец: Не исключено, что если будет опять вспышка, что нас опять отправят всех домой. Нас – я имею в виду детей и родителей вместе с ними, конечно же. Поэтому если дети будут даже обучаться в несколько смен, это, согласитесь, лучше, чем когда они обучаются дистанционно.
Александр Денисов: Ирина, я про ЕГЭ вас спрашиваю. Как будут сдавать экзамены дети с 29 июня? Как это все будет организовано? Уже на лентах новостей сообщение: «Власти Кировской области организуют 70 пунктов проведения Единого госэкзамена». Что это за пункты? Как будут рассаживать детей? Что там будут за средства индивидуальной защиты? Если, конечно, это понятно на данный момент. Или еще пока неясно.
Ирина Волынец: Во-первых, еще пока очень много вопросов. Надо понимать, что пункты сдачи ЕГЭ были и раньше. То есть дети не сдавали ЕГЭ и ОГЭ в тех школах, в которых они обучались. И очень часто до последнего не только ученики, но и директор школы не знал, не ведал, где будет приниматься ЕГЭ. То есть приходили дети… Как, допустим, моя дочь в том году сдавала ОГЭ. Они приходили во двор родной школы. Директор получал сообщение, открывался конверт в присутствии учеников. И они ровным строем шли в соседнее здание, какое-то там недалеко стоящее, где они сдавали экзамен. Я считаю, что это, конечно, более чем странно. Но оставим эти комментарии в стороне. Поэтому когда мы слышим такое выражение, как пункт сдачи ЕГЭ, мы не должны бояться. Да, в идеале, конечно, нужно, чтобы была…
Александр Денисов: Да, это не пункт сдачи крови и не пункт сдачи анализов. Понятно, что это все-таки какой-то…
Анастасия Сорокина: Но стерильным будет в этом году.
Ирина Волынец: Да, нужно, чтобы все было стерильно, чтобы была дистанция 1.5 метра. Есть понимание того, что, возможно, дети будут в масках. Но это, конечно очень сложно, потому что я сама, например, в маске долго не могу, мне нужно снять, подышать, опять ее потом надеть. Поэтому, конечно же, во всех регионах, кстати, разная степень заболеваемости. Мне кажется, что этот вопрос может быть регулирован и региональными властями тоже на своем уровне.
И если, допустим, низкий уровень заболеваемости, возможно, детям разрешат не надевать маски. Но в перчатках как писать, я вообще не понимаю.
Александр Денисов: А про перчатки тоже речь идет?
Ирина Волынец: Мне кажется, что в перчатках в данном случае нет никакого смысла. Когда ты садишься, берешь свою ручку и на протяжении нескольких часов пишешь свое задание, кому помешает, если ты будешь без перчаток? Давайте без фанатизма. То есть безопасность превыше всего, конечно. Но без фанатизма нужно к этому относиться.
Анастасия Сорокина: Ирина, у нас есть звонок из Мурманской области. Учитель на связи. Давайте дадим слово. Юлия дозвонилась. Здравствуйте.
Зритель: Алло, здравствуйте. Мне бы хотелось высказать свою точку зрения по поводу проведения Единого госэкзамена 29 июня.
Александр Денисов: Высказывайте.
Зритель: Во-первых, что бы мне хотелось сказать? Что в разных регионах Российской Федерации разная эпидемиологическая обстановка. Как уже было сказано не один раз. И, собственно, мне кажется, на региональном уровне губернаторы должны выставлять свои сроки проведения экзаменов. Во-вторых, что бы мне хотелось сказать – это следующее. Что провести в такой ситуации экзамен, чтобы дети не сталкивались друг с другом – это просто нереально, так как детей собирают в холле школы на первичный инструктаж. В любом случае дети стоят плечом к плечу. Когда детей провожают в аудитории и из аудитории организаторы, собственно, тоже идет прямой контакт с детьми. Поэтому я считаю, что здесь нужно следить за эпидемиологической обстановкой, как будет развиваться ситуация. Это во-вторых.
В-третьих, что бы мне хотелось отметить – это то, что всем известно: дети переносят довольно-таки легко коронавирус. И учителя тоже подвержены этому заражению. То есть у учителей тоже есть дети. Почему-то никто не вспоминает об учителях, к большому сожалению. Потому что дети могут быть источником заражения.
И четвертый момент, который бы мне хотелось отметить – это отпуск учителей. Так как я проживаю на севере, у нас отпуск составляет 80 календарных дней. И период обучения, например, сейчас у старших классов идет до 5 июня. То есть с 5 по 29 июня учителя будут находиться в непонятном положении. То есть они зависнут, грубо говоря. Потом с 29 июня по 20 июля у учителей ЕГЭ, где мы являемся организаторами в аудиториях. И дальше с 20 июля по 1 сентября, получается, нам предоставят отпуск. А остальные дни как мы будем отгуливать свои 60 дней? Компенсацию нам, я так понимаю, не дадут.
Александр Денисов: Юля, вы знаете, но, с другой стороны, так жизнь распорядилась, как говорится, и бог не угадает. Ну что ж теперь сделаешь? Ну, да, не будет отпуска, скорее всего. Виноватого тут искать… Кто тут виноват?
Зритель: А у учителей тоже есть дети. Есть дети, которые сдают экзамены. Есть и маленькие дети, которые сидят на Севере. Мы живем не в Москве. У нас сейчас за окном 0 градусов, идет снег. Нам что делать? У нас сейчас в июне отключат отопление, если мы говорим о таких бытовых вещах. Вот что делать детям, например, учителей, которые будут все лето сидеть в Мурманске?
Александр Денисов: Спасибо, Юлия. Поняли ваше высказывание. Ирина…
Ирина Волынец: Да. Мне как раз хотелось бы прокомментировать выступление нашей зрительницы. Конечно, очень сложно на Севере. Я прекрасно понимаю. И, наверное, надо как-то компенсировать учителям по максимуму, так же как и врачам, на территории всей страны. Но, к сожалению, даже в тех регионах, в которых эпидемиологическая ситуация лучше, не получится раньше провести ЕГЭ, потому что его смысл и суть заключаются в том, что это единый день проведения. То есть русский в один день, математика в другой день. По всей стране. То есть это очень важно. И поэтому если вдруг ЕГЭ будут переносить еще раз, например, потому что опять в Москве обострения пойдут, то во всей стране его опять перенесут. Но надеюсь, что этого не произойдет.
Анастасия Сорокина: Ирина, а вот, кстати, была информация, что те, кто не смогут сдать в июне экзамены, они получат такую возможность в августе.
Ирина Волынец: Имелось в виду, что пересдача будет в августе. Потому что те дети, которые получат плохие результаты по ЕГЭ, если бы это было, допустим, обыкновенное время, не коронавирусное, то они бы имели право на пересдачу только на следующий год. А здесь, учитывая сложные обстоятельства, можно будет пересдать уже в августе. Но я не советую всем настраиваться на то, что если не получится с первого раза, сдавать со второго. Потому что дети, которые будут сдавать во вторую волну, если они хотят поступать в следующем учебном году (2020-2021), они будут иметь меньше шансов, потому что 80% бюджетных мест будет разыгрываться для всех, кто сдаст ЕГЭ со всеми. А те, кто будет пересдавать в августе, будут уже соперничать за 20% оставшихся мест. Поэтому лучше сразу набело писать, как положено. Тем более, что времени для подготовки достаточно в этом году.
Александр Денисов: Ирина, а у вас дети не будут сдавать ЕГЭ в этом году?
Ирина Волынец: Нет, у меня дочь сдала ОГЭ в прошлом году. Перешла из 10 в 11 класс. И очень радуется, что она не будет сдавать обязательный иностранный язык, который как раз вводится через год. Но мы еще отстаиваем право наших детей все-таки не сдавать обязательный иностранный до тех пор, пока страна не будет укомплектована педагогическими кадрами по иностранному языку. Это огромная проблема.
Александр Денисов: Как дети реагируют? Казалось бы, нет экзаменов – и все бы обрадовались. Но у меня ощущение обратное. Что, скорее всего, хотят сдать. Потому что все готовились, все ждали. И это больше расстраивает, наверное.
Ирина Волынец: Все, кто хотел сдать ЕГЭ, будут иметь возможность его сдать. А те школьники, которые не планируют продолжать образование в высших учебных заведениях, освобождаются от сдачи ЕГЭ, получают аттестат с итоговыми оценками. Мне кажется, что это тоже отличное решение. И, наверное, оно может быть принято для дальнейших лет как достаточно хороший, такой компромиссный вариант для тех, кто дальше не собирается образование продолжать.
Александр Денисов: То есть вы думаете, что такая практика приживется?
Ирина Волынец: А почему нет? Я уверена в том, что огромное количество детей не остается в школе на 10-11 класс, для того чтобы не сдавать ЕГЭ. Если те, кто не собирается учиться дальше, но хочет получить полное школьное образование, общее полноценное, вполне останутся на 10-11 класс. Но, правда, далеко не все дети хотят получать высшее образование, далеко не все родители к этому стремятся. Потому что огромное количество рабочих профессий, где зарплата гораздо выше, чем у менеджеров, у белых воротничков. Но при этом не нужно получать высшее образование.
Анастасия Сорокина: Спасибо. Это была Ирина Волынец, председатель Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет».