Константин Мохов и Станислав Котляров — о помощи людям с ДЦП в России
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/mezhdunarodnii-den-lyudei-28194.html Оксана Галькевич: Сегодня, уважаемые телезрители, в календаре особый день – это как раз повод для нашей первой беседы в прямом эфире. В первую среду октября отмечается Международный день людей с детским церебральным параличом. Что это такое? ДЦП – это группа заболеваний с поражением центральной нервной системы, дисфункцией двигательной и мышечной систем, а также нарушением координации движений и речи. Сегодня во всем мире приблизительно 17 миллионов человек страдают ДЦП.
Константин Чуриков: Что самое любопытное, когда мы с Оксаной готовились к этому эфиру, мы залезли в Интернет и не обнаружили никаких новых данных официальных Минздрава по количеству людей с ДЦП в нашей стране – есть только цифры за 2010 год, и суммарно их около 85 тысяч. Вопрос: почему в точной государственной статистике по людям с этим заболеванием… Свидетельствует ли это о внимании государства, о степени озабоченности государства этой проблемой? Сейчас будем беседовать с нашими гостями – вы тоже, пожалуйста, присоединяйтесь.
У нас в студии Константин Мохов, главный врач Центра реабилитации и адаптивной физкультуры "Вместе с мамой", детский невролог и эпилептолог – здравствуйте, Константин Олегович.
Константин Мохов: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте. И Станислав Котляров, врач-терапевт, кардиолог, медицинский консультант научно-медицинской фирмы "Нейротех". Станислав Валерьевич, здравствуйте.
Станислав Котляров: Оксана, Константин, здравствуйте.
Константин Чуриков: Так все-таки давайте начнем с того, сколько у нас сейчас – может быть, у вас свои какие-то данные есть – детей, ребятишек с этим диагнозом?
Константин Мохов: На сегодняшний день статистика такова: по разным странам она разная, в том числе и для России, но в среднем детским церебральным параличом страдает 1-1.5% всего детского населения.
Оксана Галькевич: Вы знаете, у меня еще такой вопрос. Когда я изучала информацию в открытых источниках, прочитала о том, что в последние 40 лет стремительно растет печальная статистика по численности людей, страдающих ДЦП. Но так говорится о том, что в России, к сожалению, вот этот процесс протекает гораздо стремительнее, чем в развитых странах, конечно. Почему? С чем это связано?
Константин Мохов: Ну я бы не сказал… Во-первых, медицина на месте не стоит. В первую очередь ДЦП страдают недоношенные дети. Вынашиваемость перинатальных центров у нас сейчас достаточна, вынашиваемость таких детей у нас достаточно высокая, и 600, 900 граммов – это не предел (то есть плод рождается с таким весом). Естественно, мозг склонен к повреждению, и часто это заканчивается детским церебральным параличом. То есть количество детей с такой экстремально низкой, скажем, массой тела и просто низкой массой тела, недоношенных, конечно, год от года растет – соответственно растет и это заболевание.
Оксана Галькевич: А с чем это связано? Я просто хочу понять, почему растет число таких недоношенных рождений. Почему?
Константин Мохов: Здесь масса причин: и экология, и стрессовая ситуация, которая приводит к тому, что страдает… Так называемая фетоплацентарная недостаточность появляется, спазмированность сосудов приводит к тому, что мозг не получает надлежащего питания, соответственно, он страдает, вызывая болезни. Много очень инфекционных заболеваний, которые мама носит внутриутробно, и тоже страдает головной мозг. Детский церебральный паралич – это в первую очередь болезнь головного мозга, которая проявляется в виде двигательных нарушений.
Константин Чуриков: Станислав Валерьевич, вопрос к вам. Как вы считаете, государство сегодня каким-то образом помогает детям с этим диагнозом, или оно как будто самоустранилось? Как вам кажется?
Станислав Котляров: Мне не кажется, что оно самоустранилось, потому что в последние годы активно развивается помощь людям с подобными расстройствами. В частности, в последние годы внедрено, например, бесплатное получение той или иной терапии пациентами данной группы. Константин Олегович у нас большой специалист в мире ДЦП, а со своей стороны я бы хотел подчеркнуть, что для нас, для врачей это имеет большую разницу – диагноз ДЦП или какие-то другие неврологические. Есть много состояний, которые для пациента по ощущениям выглядят так же, как и ДЦП – например, последствия инсультов или травм периферических нервов. И государство делает большой упор в профилактике, реабилитации в этой области по всем направлениям медицины в последние годы. Да, действительно, может быть, он недостаточный, и нам кажется, что мы могли бы сделать еще больше.
Константин Чуриков: Очевидно, что недостаточно, потому что сейчас я предлагаю всем посмотреть сюжет о мальчике Артеме из подмосковного Красногорска, которому нужна помощь, и помощь нужна от нас от всех, и от вас, дорогие зрители. Внимание на экран.
СЮЖЕТ
Константин Чуриков: Очаровательный малыш, и никогда не скажешь внешне, что у ребенка ДЦП.
Оксана Галькевич: Но самое главное, что очень высоки шансы. Уважаемые друзья, давайте поможем, действительно.
Константин Чуриков: Чем сможем.
Оксана Галькевич: Вы видели информацию, как это сделать. Я просто еще раз повторю, что чтобы помочь Артему, нужно отправить SMS-сообщение на номер 3949 и указать сумму пожертвования, посильную для вас.
Константин Чуриков: Ну а тем временем мы включаем телефон – у нас сейчас на связи Айна из Москвы. Айна, здравствуйте, вы в эфире.
Зритель: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Меня зовут Айна, и у меня очень тяжелый ребенок – не ходячий, с диагнозом ДЦП. Вы знаете, мы реабилитировались уже 7-й раз в центре "Вместе с мамой" – огромное им спасибо, потому что каждый раз приезжаем с улучшениями из центра и отказались от всех остальных, так как здесь реабилитация более адаптирована для наших детей. И вот хотелось бы задать вопрос врачам. Мы первый раз проходили процедуру на аппарате обратной биологически активной связи – это БОС "Колибри". Нам бы очень хотелось узнать, где его можно приобрести, чтобы в домашних условиях заниматься на нем. Реабилитации таким детям постоянно нужны, и, к сожалению, их оплачивать не совсем получается.
Константин Чуриков: Можно ли это делать на дому и можно ли это приобрести? Спасибо, Айна, за ваш звонок.
Константин Мохов: Конечно, можно. Но я думаю, что Станислав Валерьевич лучше ответит на этот вопрос.
Константин Чуриков: Станислав Валерьевич?
Станислав Котляров: Действительно, позволю себе немножко вернуться. Когда мы говорили о недостатках оказываемых услуг государством… Мы не получаем должного количества сеансов массажа или реабилитационных мероприятий, потому что в рамках нахождения в центре не каждый себе может это позволить. И именно для этого и создана была система, в которой человек без медицинского образования может применять у себя дома в 2-3 клика. Система будет проста в применении, заключаться она будет в реабилитации опорно-двигательных тренингов по методу биологической обратной связи. Приобрести ее можно в фирме "Нейротех", обратившись по соответствующим координатам. Отдельно хотел бы подчеркнуть, что люди, использующие БОС-технологии в принципе, получают не просто датчик как прибор, а наш проект направлен на то, чтобы осуществлять полную информационную поддержку как клиентов с медицинским образованием, так и специалистов психологии, педагогики, так и просто пользователей.
Константин Чуриков: Станислав Валерьевич, чтобы просто не запутались – в чем состоит эта технология? Если можно, самыми простыми словами и коротко.
Оксана Галькевич: Чтобы это было понятно родителям.
Станислав Котляров: Да. Технология состоит в том, что человеку синхронно, в режиме онлайн подается видеоматериал, который отражает работу, функцию мышцы. Она оценивается по миографическому сигналу – это базовый сигнал для оценки функций мышцы – и видя это в наглядном виде, понятном и простом для человека, человек получает возможность влиять на это. Она создает ему правильный паттерн движения.
Константин Чуриков: Давайте сделаем так. Мы отдельно посмотрим еще сюжет – я думаю, что он нам тоже даст дополнительную информацию, и мы разберемся, как происходит реабилитация – а пока действительно примем звонок.
Оксана Галькевич: Звоночек, да – из Москвы на этот раз Лариса нам звонит. Лариса, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я мама Касьяновой Ксении, у моей дочери детский церебральный паралич. Моей дочери уже 13 лет. Мы прошли очень много методик и пришли к тому, что именно физкультурно-оздоровительный центр "Вместе с мамой"… Самый положительный результат именно в этом центре, потому что мы занимаемся очень много, а в этом центре постоянно какие-то новые методики, постоянно что-то придумывают. Мы хотим поблагодарить всех сотрудников как раз в лице этого центра, Константина Олеговича – спасибо вам большое за то, что существует этот центр, все специалисты… Низкий вам материнский поклон.
Константин Мохов: Спасибо.
Оксана Галькевич: Спасибо большое, Лариса.
Вы знаете, Константин Олегович, здесь нужно спросить – как вы добились своей работой также ситуации, что люди действительно предпочитают именно к вам обращаться? Мы просто в Интернете массу историй видим, когда люди собирают деньги всем миром, чтобы поехать в Китай, куда-то там еще, лечить-лечить, тратят какие-то совершенно сумасшедшие ресурсы, силы физические. А тут, оказывается, вы есть и работаете совершенно на уровне мировых методик.
Константин Мохов: Да-да. Наш центр работает не так давно, с декабря 2015 года, но мы активно используем наше преимущество. Оно в том, что мы используем уникальные методики, многие авторские методики – в частности, костюм Адели – затем обратную биологическую связь. Также мы уникальные методики используем – например, песок у реки, который находится только в Грузии на Черном море в единственном местечке…
Константин Чуриков: Он такой целебный и помогает?
Оксана Галькевич: Прямо из одного места?
Константин Мохов: Да. Мы не так давно стали его использовать. Но, вы знаете, я еще хочу отметить, что мы каждую методику обязательно апробируем самостоятельно, то есть мы пользуемся такими аппаратами, как электроэнцефалография, ЭКГ, эхоэнцефалография, для того чтобы посмотреть эффективность проводимых мер как во время проведения реабилитационных мероприятий, так и после, для того чтобы оценить эффективность той или иной методики. Все методики апробированы, прошли дополнения в европейском центре, который знаменит не только у нас в России, но и за рубежом – это польский центр "Евромед". Мы активно с ними сотрудничаем: они приезжают обучают наших сотрудников. Также наш центр сотрудничает с кафедрой коррекционной педагогики специальной психологии Академии постдипломного образования, где доценты, профессора с этой кафедры консультируют наших детей.
Константин Чуриков: Я думаю, уже пора не просто рассказать, а показать сюжет Анны Тарубаровой о том, как проходит реабилитация людей с ДЦП.
СЮЖЕТ
Константин Чуриков: Я напоминаю, что мы продолжаем, пользуясь как раз этим моментом и этим прямым эфиром, сбор средств на помощь мальчику Артему, у которого ДЦП. На экране вы видите, как это можно сделать.
Смотрите, что нам пишут зрители – такой грустный юмор в Ульяновской области: "Если бесплатно лечить больных, то хватит ли денег на парки с растениями из тундры в центре Москвы?" Еще задают вопрос: "Какой смысл вбухивать громадные бюджетные средства в дорогостоящее медоборудование, если после постановки диагноза болезнь бесплатно не лечат и родители все равно вынуждены собирать деньги по добрым людям?" – это из Москвы.
Оксана Галькевич: И еще нам напоминают, что у нас социальное государство, и, в общем, наверное, нужно как-то по-другому организовывать эту работу. Вот скажите, уважаемые гости, всякий вопрос ведь можно спланировать, его можно понять. Есть такое-то число людей, которым необходима помощь. Вот как-то организовать эту работу, чтобы эта помощь была более доступна, чтобы людям было проще добираться до места лечения (с маленьким ребенком это)…
Константин Чуриков: Спасибо за вопрос, Оксана. У нас все для этого организовано: у нас есть гостиница, где проживают мамы с детьми. Еще преимущество нашего центра в том, что мама, папа, родители непосредственно обучаются всем этим методикам, для того чтобы продолжить реабилитацию дома.
Оксана Галькевич: На месте у себя, да?
Константин Чуриков: Да.
Оксана Галькевич: Сахалин, Алтай и так далее.
Константин Чуриков: Да. У нас очень интенсивная реабилитация, время на отдых и на еду остается детям. То есть с 8 утра и до 16 часов у нас непрерывно идет этот процесс. В отличие от государственных центров, у нас подход достаточно человечный.
Оксана Галькевич: Я прошу прощения, тут вопрос пришел – где можно купить продукцию компании "Нейротех"? Это вопрос от нашего телезрителя.
Станислав Котляров: Еще раз повторюсь, что, обратившись в фирму "Нейротех" – зайдя на сайт или позвонив по телефону – можно все купить, а полную методологическую поддержку и информационное сопровождение по использованию можно получить у партнера, в Санкт-Петербургском Институте междисциплинарных исследований – spbimi.ru.
Константин Чуриков: У нас еще есть звонок и совсем немного времени, чтобы выслушать Татьяну из Омской области – Татьяна, здравствуйте, говорите, пожалуйста.
Зритель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у меня внук с ДЦП, …парез правосторонний. Лечение у нас бесплатно, а врачи назначили нам ортопедическую обувь для постоянного ношения – говорят, что она платная. Справедливо это или нет?
Константин Мохов: Давайте я отвечу на этот вопрос. Значит, у каждого ребенка-инвалида, согласно федеральному закону, есть так называемая индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида, куда все средства реабилитации, в том числе и обувь, ортезы и так далее вписываются специалистами. И мамы имеют право по этому документу получить любое средство реабилитации в нашей стране. Даже там, где государственные службы не изготавливают, опять же, по закону имеют право такие родители, оплатив из своих личных средств за это средство реабилитации, получить от федеральной социальной службы в полном объеме денежные средства.
Константин Чуриков: Зрители из Ивановской области нам напоминают, что было много случаев снятия инвалидности у детей с ДЦП в 2015 году. Нет, мы помним об этом, не думайте, что мы об этом забыли. Просто, к сожалению, у нас слишком мало времени – видимо, нужно больше поговорить в следующий раз.
Оксана Галькевич: Да. Уважаемые гости, мы очень рады, что у нас такая возможность сегодня была рассказать о вашей работе. И я надеюсь, что эта информация как-то поможет вам и поможет тем людям, у которых есть такая проблема в семье, добиваться успехов, лечить и становиться здоровыми. Спасибо.
В нашей студии сегодня были Константин Мохов, главный врач Центра реабилитации и адаптивной физкультуры "Вместе с мамой", детский невролог, эпилептолог…
Константин Чуриков: …и Станислав Котляров, врач-терапевт, кардиолог, медицинский консультант научно-медицинской фирмы "Нейротех". Мы говорили о том, как происходит реабилитация людей с ДЦП и что делает государство и Минздрав для решения этих вопросов. Через пару минут программа "Отражение" продолжится.