Оксана Галькевич: Ну а прямо сейчас первая тема нашего прямого эфира. Спустя 100 лет, уважаемые друзья, синематограф у нас по-прежнему в числе важнейших из искусств, по крайней мере у нас есть не только Госкино, но и программа государственной поддержки строительства кинотеатров в малых городах России. Она была запущена в 2016 году, и вот только в прошлом году в рамках этого проекта было построено 390 кинотеатров, через них прошли 4 миллиона человек, немало. Константин Чуриков: Да. Одно из условий работы таких кинозалов – обязательный показ отечественных фильмов: половина репертуара должна состоять именно из российских лент. Но в малых городах с выполнением этого условия есть определенные сложности, особенно летом: топовые зарубежные картины для проката они получить не могут, а отечественных фильмов элементарно не всегда хватает. Поэтому эти кинотеатры работают иногда неполный день, не в самое удобное время, собственно, билеты продают дешевле, чем в соседних городах. Оксана Галькевич: То есть дешевле, чем в соседних городах – себе в убыток, получается? Константин Чуриков: Именно. Оксана Галькевич: Мы сейчас это тоже все будем выяснять. Ну а пока посмотрите еще на динамику того, как реализуется эта программа кинофикации (она так и называется), на то, как растет и будет расти по плану количество таких кинозалов в нашей стране. Это данные по итогам 2016-2017-х гг., есть планы на 2019-й, прирост заметный. Константин Чуриков: Но нам тем не менее не удалось найти информацию, сколько из этих залов созданы с нуля, сколько находятся в прежних помещениях. Оксана Галькевич: Да, ведь вы помните, уважаемые друзья, в свое время кинотеатр был таким же отдельным явлением и зданием, как и театр. Константин Чуриков: Да, и вот об этом как раз вспомнили после трагедии в Кемерове, где кинотеатр находился на последнем этаже торгового центра "Зимняя вишня". Так вопрос, смогут ли развиваться отдельно стоящие кинотеатры? В каком они состоянии? У вас в вашем городе какой кинотеатр главный? Позвоните нам 8-800-222-00-14. А в студии у нас Екатерина Бордачева, программный директор компании "Российский Кинорынок". Екатерина, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Екатерина. Екатерина Бордачева: Здравствуйте, добрый вечер. Константин Чуриков: Вот смотрите, после всего, что произошло, депутаты поднялись, эксперты, общественники. И действительно, наверное, по логике вещей действительно отдельно стоящее здание безопаснее. Но вопрос, как развиваться этому сегменту. У вас есть какая-то информация, где у нас в городах тем не менее есть этот такой вымирающий жанр, как отдельный кинотеатр, а где его нет? Екатерина Бордачева: Во-первых, мне очень жаль, что мы коснулись этой темы, но мы не можем ее не коснуться, это общая боль, общая трагедия. Причин, как известно, много, а повод всегда один, поэтому здесь, конечно, можно только соболезновать и сострадать. Тем не менее это был частный объект, и ответственность, конечно, лежит полностью на управленцах "Зимней вишни". Возвращаясь к тому, как развивается программа. Во-первых, она была инициирована в 2015 году, и на сегодняшний момент уже прошло 5 волн поддержки кинотеатров. Что касается той статистики, которую вы упомянули, сколько из них вновь построено, а в скольких возобновлена работа, – конечно, в большей степени это отреставрированные, отреновированные кинотеатры, отремонтированные залы, установленное новое оборудование: это и проекционное оборудование, и кресла, и экран. И здесь, в общем, Фонд кино как раз отвечает за составляющую кинопоказа, а администрация или участники малого бизнеса как раз отвечают за привлечение аудитории, за удобство и доступность площадки, в том числе безбарьерной среды для маломобильных групп и так далее. На самом деле сегодня ведется работа не только по финансированию непосредственно залов, для того чтобы они открывались в новом, цифровом 2D-3D форматах. Ведется экспертная работа и поддерживаются те регионы, в которых действительно есть потребность населения в киноуслуге. У нас же кино перешло из состояния искусства в состояние, в общем-то, досуга. Константин Чуриков: Потребления. Екатерина Бордачева: Да, кинопотребление, это спектр кинопотребления. И поэтому, в общем, самое главное обеспечить доступность этой услуги в разных городах, и здесь… Оксана Галькевич: А киноуслуга сама по себе, отдельно от других услуг, как это сейчас организовано в новых торговых центрах тех же, способна самостоятельно выживать и приносить доход? Ну просто чтобы не работать себе в убыток, не быть нагрузкой на ту же государственную программу финансирования и софинансирования. Константин Чуриков: Если рядом нет батута, аттракциона, игровых автоматов, каких-то фуд-кортов. Екатерина Бордачева: Послушайте, здесь, конечно, прежде всего стоит сверхзадача. Если населенный пункт удален от большого города, мы понимаем, что есть дети, есть семьи, которым вечером или в выходные нужно куда-то пойти смотреть кино. Кроме того, у нас есть еще одна сверхзадача – это увеличение доли российского кино вообще в общем объеме проката. Константин Чуриков: Это мы еще не говорим о его качестве, но это отдельная тема. Екатерина Бордачева: Да, качество – это отдельная тема, но я считаю, что с учетом того, что мы сейчас очень много экспериментируем в жанровом кино очень много, драйверы показывают хорошие результаты. Мне кажется, что об этом все-таки стоит говорить. То есть есть потребность у населения. Оксана Галькевич: А не рано была поставлена эта задача, вот это условие для таких кинотеатров 50:50, 50% российский репертуар, 50% зарубежное кино? Если вот мы даже с Костей рассказывали во вступлении, что летом особенно большие проблемы испытывают, не хватает просто элементарно лент для наполнения. Екатерина Бордачева: Вы знаете, я не соглашусь. Мы в прошлом году выпустили в прокат, в общем рынок выпустил 472 фильма, из них 123 картины были наши российские фильмы. Очень хорошо в этом смысле идет анимация, она стимулирует показ, привлекает как раз детскую, семейную аудиторию. Мы сегодня выпускаем уже десятки полнометражных анимационных лент, которые как раз позволяют выполнять ту долю, я не говорю уже про национальные блокбастеры, можем их так назвать, некие драйверы ("Движение вверх" и так далее), которые привлекли небывалое количество аудитории, емкость рынка показали небывалую, там 11… Константин Чуриков: Блокбастеры, то есть остросюжетные фильмы. Екатерина Бордачева: Остросюжетные фильмы, но они, конечно, в себя содержат некую идеологическую составляющую, мы здесь тоже должны думать еще и о воспитательном моменте, что мы хотим показывать нашей аудитории. Кроме того, ведь поддержаны дома культуры, в которых есть кружковая работа, некое госзадание, это в 80% случаев именно такие площадки. Мы не можем абстрагироваться от госзадания, мы не можем абстрагироваться от досуговой деятельности. Поэтому кино является еще одной услугой внутри этой досуговой деятельности, внутри услуг населению. Оксана Галькевич: А есть ли у вас информация о том, что… Вот эти вновь открытые кинозалы стали ли точками притяжения для населения. Екатерина Бордачева: Конечно, конечно. Прежде всего это центры премьер российских, и сегодня государство и не только государство, очень многие организации, которые занимаются фестивальной деятельностью, как раз нацелены на то, чтобы работать с этими точками. И эти площадки активно участвуют в фестивальной судьбе страны, в фестивальной жизни страны. Оксана Галькевич: И они полностью на гособеспечении? Я все-таки не до конца уяснила экономические параметры, экономическую эффективность работы таких точек, таких кинотеатров. Екатерина Бордачева: Вы знаете, там несколько организовалось-правовых форм. Прежде всего это, конечно, муниципальные учреждения культуры, и есть государственные автономные учреждения, и есть объекты малого бизнеса: это миниплексы, это небольшие зальчики в торговых центрах, где ответственность уже несут предприниматели малого и среднего бизнеса. Константин Чуриков: Давайте послушаем Николая из Бурятии, наш первый дозвонившийся уже в эфире. Николай, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: В Улан-Удэ, насколько я помню, с кинотеатрами негусто. Зритель: У нас был хороший кинотеатр "Дружба", на этом месте построили драматический театр русский. Ну что, места больше не было? Обязательно было сносить прекрасный кинотеатр? Константин Чуриков: Ну предположим, это еще не самая плохая замена, пускай будет театр. А что с кино, синематографом? Зритель: Нет, места-то навалом в Улан-Удэ,где можно было возвести, прекрасных мест. Константин Чуриков: Так, ну хорошо, сейчас куда вы можете сходить в кино? Зритель: У нас кинотеатров вообще нет в районных центрах. Константин Чуриков: А, вот так, в районных центрах. Зритель: В поселках нет. Оксана Галькевич: А вы откуда звоните? Вы звоните из столицы республики или из какого-то небольшого населенного пункта? Зритель: Я с поселка… звоню. Оксана Галькевич: Понятно. Константин Чуриков: Ну в поселках, конечно, там… Зритель: Я еще хочу о Кузбассе сказать. Тулеева я хорошо знал, когда Богатин первым секретарем обкома партии был. Я подавал в первичную партийную организацию исключить из партии, исключить. Константин Чуриков: Николай, мы сейчас уже не о Тулееве, мы о судьбе кинотеатра. Спасибо за ваш звонок. Оксана Галькевич: Спасибо, Николай. Константин Чуриков: Давайте сразу еще нашу зрительницу одну послушаем. Оксана Галькевич: Из Саратовской области на этот раз, Инна с нами хочет поговорить. Инна, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Очень приятно, что я смогла все-таки до вас дозвониться, хотя это больших трудов мне составило. Хочу вам рассказать ситуацию в городе Ершов Саратовской области. Находится этот город в 180 километрах от Саратова. Начнем с того, что дорог нет, хотя это трасса федерального значения, то есть до Саратова из города Ершова доехать невозможно, невозможно привести детей ни в кинотеатр, ни… Константин Чуриков: Инна, в трубочку говорите. Зритель: Да, извините, ни в цирк, ни в Саратов, то есть детей на культурные мероприятия. В Ершове нет таких мест. Константин Чуриков: Инна, скажите, среди мест культурного досуга в вашем населенном пункте что вам особенно нужно? Просто дом культуры, кинотеатр? Что вам нужно? Зритель: У нас есть дом культуры, но он не функционирует практически. Константин Чуриков: Значит, его нет. Зритель: К сожалению, была в администрации нашего города, они не занимаются развитием нашего города и вообще даже соблюдением порядка здесь. Несмотря на то, что мы писали жалобы, я лично обращалась к президенту, на сайт президента, мое обращение переадресовали в область, и уже 1.5 месяца я жду оттуда ответа о том, какие меры будут приняты. Константин Чуриков: Ну как обычно говорят? – "У нас тут забот полон рот, а вы нам о какой-то культуре". У них же другой фронт работы. Оксана Галькевич: А между тем это город, где почти 20 тысяч человек живет. Зритель: Просто если бы вы видели, какой здесь кинотеатр "Юность", в который я ходила, мои родители, он просто… На нем на крыше растут деревья, досками забиты окна, как в гражданскую войну, от названия "Юность" осталось только "ть". Оксана Галькевич: Инна, то есть он заброшен сейчас полностью, никак не функционирует? Зритель: Точно, конечно. Администрация не принимает вообще никаких мер. Дорог нет. Радаев, наш губернатор, не может починить дороги, только обещает, обещает. Когда Володин приезжает к нам сюда с проверкой, тогда подлатают ямки. Константин Чуриков: Надо чтобы чаще Володин приезжал. Спасибо, Инна, за ваш звонок. Я думаю, нам надо срочно посмотреть сюжеты о судьбе старых кинотеатров. Наши корреспонденты посетили 3 города – Тимашевск Краснодарского края, Липецк и Петрозаводск. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Ну это мы показали весьма достойные примеры существования кинотеатров в городах и малых городах, есть и другие примеры. Я зашел в Интернет и увидел, как выглядит сегодня кинотеатр "Баррикады" в Калининграде, я так понимаю, его уже практически снесли, долгое время решали его судьбу, в итоге передали это здание РПЦ, сейчас кинотеатр уже разрушен, на его месте строится храм равноапостольной Нины. Я думаю, что каждый, многие в этом кинотеатре могут узнать то, что у них в городе, в поселке творится. Екатерина Бордачева: Я бы хотела немножко как бы изменить угол повествования, потому что я здесь представляю экспертов Фонда кино. Мы, собственно говоря, оцениваем те инициативы, которые уже поступили в фонд либо от администрации, либо от представителей субъектов малого бизнеса и так далее. Конечно, у фонда сейчас создана дифференцированная система оценки целесообразности поддержки тех или иных площадок, но есть моменты, где превалирует социокультурная задача, то есть мы понимаем, что в городе 7 тысяч человек, но он находится на расстоянии 180-200 километров, о чем сейчас говорили из Саратовской области. Но все равно в любом случае инициатива должна исходить от кого угодно – от администрации, от жителей, которые вдруг решили заняться кинобизнесом – государство готово поддерживать. Оксана Галькевич: То есть, Екатерина, если вам напишет наша телезрительница Инна из Саратовской области из города Ершова одна… Ну не сумела собрать группу граждан, у нас обычно только на групповые какие-то заявления… Константин Чуриков: И она не занимается кинобизнесом. Оксана Галькевич: Она не занимается кинобизнесом, она не бизнесмен, она неравнодушный человек. Константин Чуриков: Зритель. Оксана Галькевич: Вы рассмотрите это обращение и будете всерьез думать, можно ли это… Екатерина Бордачева: Мы можем только посочувствовать, конечно же, потому что ведь процесс выделения средств очень сложный процесс: надо понимать, кто будет ответственен за 5 миллионов, за эту среднюю сумму, которая выделяется одному залу, для того чтобы там 200-500 человек могли тогда, когда они хотят, приходить и смотреть кино. Оксана Галькевич: Хорошо, но вы сказали про социокультурную составляющую. Стало быть, если есть озабоченность, может быть, поискать хотя бы эту социокультурную составляющую, уже находить… Екатерина Бордачева: Это, к сожалению, обратная сторона. Государство открыто, мы готовы. Сегодня поддержано 811 залов, и на все инициативы есть абсолютно адекватная реакция, будь то маленький поселок или большой город, где, кстати, есть и торговые центры, и якорные кинотеатры, которые до сих пор… Константин Чуриков: Нам зрительница из Саратовской области сказала, что там ответственность наступает несколько раз в год, когда приезжает большое начальство из Москвы. Екатерина Бордачева: Очень жаль. Константин Чуриков: Давайте послушаем Алевтину из Перми. Алевтина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: Рассказывайте, как у вас с кинотеатрами. Зритель: Мне уже много лет, скоро 80, но я посещаю, особенно в этот год последний, кинотеатр "Премьер", есть такой у нас кинотеатр в центре города. Он небольшой, одноэтажный, многозальный, несколько залов небольших в пределах человек, может быть, на 80-100. Но что характерно, у него абсолютно разнообразная программа: и для пенсионеров, и для людей среднего возраста, и для малышни, там ходят целыми группами и школьники, и дети, показывают разные фильмы. Константин Чуриков: Скажите, а вы на какие фильмы ходите? Что вы смотрите в этом кинотеатре? Зритель: А мы смотрим ретро, балет, опера. Ну вот последние фильмы вышли, "Матильда", "Тренер", "Движение вверх" тоже посмотрели. Пенсионерам там скидки приличные, а на ретро вообще билеты 50 рублей стоят. Залы всегда полные, что хочу сказать. И очень удивляюсь, зачем такие большие высокие кинотеатры – у нас одноэтажное здание в смысле безопасности, рядом кафе тоже недорогое. Константин Чуриков: Да, и несколько залов внутри этого кинотеатра, что очень здорово, и репертуар хороший. Зритель: Да. Константин Чуриков: Алевтина, мы действительно искренне рады тому, что вам так повезло. Спасибо за ваш звонок. Оксана Галькевич: Спасибо. Вологодчина нам пишет: "Где-то кинотеатры открывают, а у нас, наоборот, превращают сейчас в Череповце лучший кинотеатр города "Киномир", открытый еще в 1970-х гг., в торговый центр, а их и так как грибов после дождя". Давайте еще звонок как раз из Череповца примем, Вера, наша телезрительница. Вера, здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Вот как раз вы сказали про этот "Киномир" наш. Очень нравится нам кинотеатр, там устраивают социальные сеансы. Екатерина Бордачева: Да. Зритель: Вы представляете, люди приходят, заранее покупают билеты, пенсионеры. Большой зал битком набит, нет свободных мест. И когда сможешь сидишь, как в своей юности, когда мы стояли в очереди за билетами. Очень жалко, что вот этот кинотеатр превратят в торговый центр, очень жаль. Оксана Галькевич: Спасибо большое, Вера. Екатерина, нам уже пора прощаться. Но прежде чем мы с вами попрощаемся, наши телезрители из Свердловской области спрашивают, как с вами связаться, все-таки вдруг получится спасти какой-то кинотеатр. Екатерина Бордачева: Пожалуйста. У меня есть почта bordacheva@kinorinok.ru, это моя по основной профессиональной деятельности почта, я готова отвечать на все вопросы, во взаимодействии с коллегами из фонда обсуждать все вопросы, насущные проблемы. Пожалуйста, пишите, с удовольствием. Константин Чуриков: Больше кинотеатров и больше достойных, содержательных фильмов. Спасибо. У нас в студии была Екатерина Бордачева, программный директор компании "Российский Кинорынок". Через пару минут мы к вам вернемся. Оксана Галькевич: Спасибо. Екатерина Бордачева: Спасибо.