Пакет нужен? Розница отказывается от пластика. Торговые сети начали постепенно сокращать использование одноразовой упаковки и продвигать альтернативную. Например, бумажные пакеты и авоськи. Чем грозит производителям пластика последний экологический тренд? Ольга Арсланова: Мы продолжаем, переходим к нашим темам, которые предлагаем обсуждать вместе. Россияне отказываются от пластика: эксперты отмечают, что тренд этот пока развивается в России относительно медленно, но все-таки некоторые торговые сети уже полностью отказались от одноразовых пластиковых пакетов, и это неплохой сигнал. Петр Кузнецов: Да, причем в ритейле уже почти невозможно, говорят, найти бесплатные полиэтиленовые сумки на кассах. Многие магазины продвигают альтернативную какую-то упаковку. Производители пластиковых пакетов, объем рынка которых превышает 60 миллиардов рублей в год, уже ощутили падение спроса и опасаются потерять до половины своего бизнеса. А что же думают покупатели, самое главное? Ольга Арсланова: Собственно, за настроениями покупателей, судя по всему, ритейл и следует. Так вот возможность отказа от пластиковых пакетов рассматривают 85% россиян, при этом 68% используют их для упаковки купленных продуктов, об этом говорят данные опроса ВЦИОМ. 70% россиян считают, что отказ от пластиковых пакетов улучшит экологическую ситуацию, то есть делают это все или готовы делать в ближайшее время по соображениям экологическим. Петр Кузнецов: Еще несколько цифр: 25% респондентов используют пластиковые пакеты повторно, а больше 40% делают это время от времени, как придется; 32% почти всегда берут новые пластиковые пакеты. Среди тех, кто используют пластиковые пакеты повторно, 29% делают это ради экономии, еще 27% таким образом стараются именно по назначению действовать, то есть заботиться об окружающей среде. Ольга Арсланова: По данным опять же ВЦИОМ, каждый 5-й кладет покупки в свою обычную сумку или рюкзак, причем среди опрошенных, которым от 18 до 24-х… Петр Кузнецов: …то есть мы с тобой… Ольга Арсланова: …эта доля значительно выше, 46%. Вот такие данные. Давайте поговорим в первую очередь о вас: а вы готовы отказаться от пластика? Если да, то по каким соображениям и на каких условиях вы собираетесь, готовы это сделать? Звоните в прямой эфир. Петр Кузнецов: Видите ли вы на той же кассе достойную альтернативу? Михаил Антонов, координатор общественного экологического проекта «#РосЭко», у нас в гостях. Здравствуйте, Михаил. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Михаил Антонов: Всех приветствую. Ольга Арсланова: Вот смотрите, совершенно ужасные, ужасающие, наверное, всех ваших коллег и нас тоже цифры о том, что 300 миллионов тонн пластиковых отходов ежегодно миром образуются. Это то, что остается в вечности, увы, не самое хорошее. Михаил Антонов: По актуальным исследованиям, уже 8,3 миллиарда находится вот таких у нас пластиковых отходов по всей Земле… Ольга Арсланова: Вот так даже? Это то, что уже есть, и плюс 300 миллионов ежегодно. И Россия все-таки в этой борьбе с пластиком пока что сильно проигрывает западным странам. Почему? Михаил Антонов: Ну знаете, я не могу сказать, что однозначно мы здесь как-то проигрываем или лидируем… Ольга Арсланова: До нас позже доходит. Михаил Антонов: Ну да, позже у нас начинается. У нас, во-первых, и так не так уж, можно сказать, давно это все появилось. В 1950-х гг. началось массовое производство пластика, а также чуть позже началось его массовое производство, одноразовой упаковки, то есть такого именно с краткосрочным временем использования. У нас же оно начинает появляться во время Олимпиады-1980, то есть первая одноразовая посуда, которую там берегут, используют как сувенир. После этого, уже спустя… В 1990-е гг. начинает эта тенденция развиваться, то есть для нас это в принципе вообще явление относительно новое. Первый период вообще эти пакеты многоразово мыли, в принципе и правильно делали. Собственно говоря, и сейчас за рубежом эту вещь понимают, что вот сколько я сейчас назвал цифру колоссальную, причем 8,3 миллиарда тонн, из них 2/3 уже накоплено в виде мусора, вот он здесь остается, перерабатывается по всему миру всего лишь 10%, столько идет на переработку, 12% уничтожается, все остальное оказывается в окружающей среде, то есть не только на свалках, но и в природе, в Мировом океане, на островах, да где угодно, даже туда, где практически не ступала нога человека, туда заносит пластик. То есть за рубежом уже идут по другому пути: они с одной стороны законодательно регулируют ограничения на использование одноразового пластика, пищевой упаковки, трубочек, крышечек, бутылочек и так далее, то есть формируют культуру перехода к многоразовым альтернативам. У нас сейчас, к счастью, я очень рад, что благодаря общественным организациям, инициативным людям, всем небезразличным эта тенденция у нас тоже начинает хотя бы звучать в повестке дня, тем более, видимо, сейчас у нас жизнь определенно становится лучше, видимо, время подходит для возможности и этим вопросом сейчас озаботиться. Возможно, мы вполне успеваем впрыгнуть в этот поезд. Надо понимать, что да, к сожалению, общественный запрос меняется, даже одно время были исследования, что и нефтяники обнаружили, что люди по всему миру меньше используют, у них идет падение, то есть люди не хотят покупать пластиковые пакеты по миру, они начинают деньги на этом терять. То есть здесь вопрос, я считаю, что надо идти по рационализации использования пластика, не так вот его запретить, что все, никакого пластика, это неотъемлемая часть нашей цивилизации. Вопрос, что с ним становится после того, как он утрачивает свои потребительские свойства, оказывается он в природе или перерабатывается снова, вопрос его долговечности и в целом рационального использования, а не просто так, что вот все, никакого пластика. Ну и где-то его стоит заменять, то, что можно одноразовую упаковку, те же трубочки прочие, надо смотреть и на другие материалы, на растительные материалы, здесь их использовать. Потому что большая часть пластика, которая у нас оказывается в окружающей среде, – это как раз упаковка. Петр Кузнецов: У нас на связи Сергей из Петербурга, давайте его послушаем. Сергей, здравствуйте, добрый вечер, спасибо, что вы с нами. Слушаем вас. Зритель: Добрый вечер, дорогие друзья! Вот я часто покупаю в супермаркетах продукты, знаете, такие «мокрые» продукты: моченые помидоры, огурцы моченые, квашеная капуста. В бумажных пакетиках они же не пойдут, обязательно нужен пластик, получается. Вот как с этим быть, будьте любезны, объясните. Петр Кузнецов: Спасибо. На конкретном примере. Михаил Антонов: Да. Ну вот сейчас, это как раз то, о чем я говорил, что я не верю в полноценный, 100%-й отказ от пластика и замену его чем-то другим. Сам-то он по себе нейтрален, вопрос, что с ним происходит, когда он утрачивает свои потребительские свойства, оказывается он в природе или в переработке. Соответственно, если вы покупаете продукцию в пластиковой таре, потому что другой, допустим, нет, значит, надо сдавать ее на переработку. Чтобы это сделать, надо посмотреть, какой это вид пластика, потому что пластиков много, но самых основных у нас используется 7 видов. Первые 5 из них перерабатываются, 3-й и 7-й особо не перерабатываются, 7-й… Это вот надо смотреть такой треугольничек специальный на упаковке, в нем будет указана циферка, и нужно руководствоваться. Соответственно, я так понимаю, вы живете в Петербурге, ну и тем тоже, кто живет в Москве или в других городах, есть такая карта в Интернете «Вторая жизнь вещей», там можно найти ближайший пункт, который принимает вторсырье на переработку, пункт раздельного сбора отходов. То есть даже если вы используете, просто потом сдавать его в переработку. А всякие различные пленки и так далее, от этого лучше отказываться и опять же выбирать товары, потому что иногда, к сожалению, производители халтурят и не всегда наносят маркировку на пластиковую упаковку, поэтому ориентируйтесь на ту, где маркировка есть. Ольга Арсланова: Обязательно поговорим про переработку пластика, на какой стадии в нашей стране это все. А вот вы говорили об альтернативе, например, даже одноразовая посуда, те же трубочки, стаканчики, тарелки сейчас производятся картонные, например, но они существенно дороже. И вот эта мода на авоськи, мода на какие-то тряпичные сумки, которая вроде как внедряется, но это все массовым не становится, потому что все эти штуки пока что очень дорогие. Петр Кузнецов: По некоторым данным, втрое выше, а у нас, извините, падение реальных доходов населения продолжается. Ольга Арсланова: Мы же хотим, чтобы это был массовый тренд, для того чтобы это имело какой-то смысл. Михаил Антонов: Сейчас коллеги у меня подсчитывают, что получается, что многоразовые вещи приобретая, они со временем окупаются. То есть если вы постоянно покупаете одни и те же пакеты, пластиковую посуду… Вот у нас коллеги считали на примере пикников, то есть все мы, лето наступает, все люди у нас отправляются на природу, в тени общаться с деревьями, наслаждаться тенью, журчанием воды и, собственно говоря, по старой доброй традиции поджарить мяска и просто пообщаться с семьей, попеть песни. Собственно говоря, мы считали, что если покупать постоянно одноразовые стаканчики, вилочки, ложечки, которые, к сожалению, потом очень трудно переработать по той причине, что они уже загрязнены и жиром, и пищевыми остатками… Есть, допустим, альтернативы из того же самого пластика, не стеклянные, потому что стеклянные можно разбить, тяжелые, если силы оставили, где-то их бросают и прочее, не доносят, к сожалению, иногда. А если мы смотрим на многоразовый пластик, они прочные, они не вот эта вот несчастная мисочка, которой надо жонглировать, чтобы удержать на ней какую-то еду, которых надо 2 подкладывать. За 3 раза, то есть даже если считать, что люди ходят 3–4 раза в год отдыхать, соответственно этот комплект стоит как 3 таких, соответственно вы его можете использовать до бесконечности много, вместо того чтобы постоянно покупать новое, можно ему найти другое хозяйственное применение. То же самое и с сумками: если мы будем считать пакеты… Где-то у нас коллеги подсчитывали тоже, что за несколько лет на пакеты уходит 3 тысячи рублей, то есть можно купить просто всего несколько многоразовых сумок, несколько таких эко-мешочков или сетчатых мешочков, которые мы можем использовать для взвеса овощей и фруктов, и многоразовых сумок, в которые мы кладем… Тем самым мы экономим деньги, то есть это окупается. Петр Кузнецов: Нет-нет, это еще важно не забыть его, это нужно с ним постоянно ходить в магазин, взять себе за привычку, за правило, что когда выходишь и идешь в магазин, не забыть эту сумку с собой, правильно? Михаил Антонов: Вы абсолютно правы… Петр Кузнецов: Потому что на кассе уже не в чем будет нести, потому что там могут предложить только пластиковый пакет. Михаил Антонов: Соглашусь с вами. Но здесь многие тоже любят говорить: «Я не хочу брать с собой лишнюю вещь», «Это для меня накладно», – еще что-то. Здесь разные подходы. Мы, в частности, используем к людям по формированию культуры, мы рекомендуем: просто вы берете эту сумочку или эту авоську, кладете себе в портфель, в рюкзак, в машину, в коридоре на выходе, даже в дамскую сумочку. Очень часто мы можем видеть, я иногда это обсуждаю, такое явление интересное: девушки часто берут с собой сумочку для красоты и пакет для вещей. Соответственно, можно ходить, купить себе… Реально, даже мы с коллегами прямо по метро специально походили, посмотрели – где-то из 100 женщин, которых мы встретили, 80 были отдельно с сумочкой красивой и отдельно с пакетом, где лежали хозяйственного назначения вещи. Петр Кузнецов: Понятно, то есть за счет моды можно все-таки выйти на это направление. Михаил Антонов: Да, за счет моды, просто себе класть, держать рядом. Самое удобное – держать в коридоре, положить можно в карман пиджака, убрать и все. Ольга Арсланова: Давайте посмотрим, как в Белгороде отказываются от пластика, с какой скоростью внедряется эта мода. Сюжет нашего корреспондента, нашего коллеги Рустема Давыдова. СЮЖЕТ Петр Кузнецов: Друзья, мы напоминаем, что у нас проходит опрос, готовы ли вы отказаться от пластиковых пакетов, «да» или «нет» на уже знакомый вам короткий SMS-номер. Михаил, отталкиваясь от того, что мы сейчас посмотрели, и так говорят, что в российском ритейле четкий тренд уже на отказ от пластика. При этом его объясняют именно борьбой за потребителя: просто потому, что потребитель стал требовательнее, потребитель уже заботится об экологии. То есть по сути все начинается именно с потребителей. Или сети, ритейл со своей стороны тоже могут как-то к этому подключиться и не только завязываться на конкуренции? Михаил Антонов: Здесь понятно, что потребители становятся требовательнее, то есть то, о чем мы сейчас говорили. Собственно, за потребителем идут деньги, поэтому они вынуждены меняться. Когда говорят, что от тебя ничего не зависит, вот это явный пример. И на мой взгляд, эта тенденция будет усиливаться. И здесь мне что кажется? Понятно, что им надо продавать дальше свою упаковку, то есть здесь… Сейчас я вижу, как магазины выпускают брендированные свои многоразовые сумки; некоторые магазины начинают уже потребительские продавать вот эти вот, как мы сейчас видели в кадре, вот эти эко-мешочки сетчатые. Это уже становится в порядке вещей, на мой взгляд, и остальные уже должны не только подхватывать. Вот кто сейчас в первый этот тренд успел запрыгнуть, на мой взгляд, остальные так или иначе к этому придут, потому что у кого-то есть больше клиентов, тем это все больше на слуху, люди сами понимают. Так что здесь… Петр Кузнецов: Понятно, что вопрос не совсем вам, но это сетям-то вообще выгодно, или это больше вопрос имиджа? Михаил Антонов: Мне кажется, здесь больше, конечно, вопрос имиджа, потому что можно, конечно, продавать пакеты, их можно покупать безостановочно и так далее. Понятно, что цена… Даже когда нам предлагали бесплатный пакет на кассе, все равно эта цена уже была заложена как раз в стоимость продукции, то есть он ни разу такой не бесплатный был. На мой взгляд, здесь это только следование трендам. Ольга Арсланова: Что интересует покупателей? Вот давайте посмотрим на наш SMS-портал. Пишет Воронежская область: «Замена пластика на биоразлагаемые сумки и пакеты ударит по кошельку!» «Мы отстали от европейских стран, там заботятся о природе, а у нас только о выгоде и прибыли». «Вы представляете, насколько вырастет цена той же сметаны, если запретить упаковку в пластике? Забота о природе – это хорошо, но, может быть, сначала начнем заботиться о людях?» И зритель из Красноярского края предлагает давать скидку тому, как берет товар в авоську, то есть так можно приучить людей. Как можно приучить людей, если все подорожает? Это, ну правда, самый важный вопрос для наших зрителей. Михаил Антонов: Здесь надо понимать, что, во-первых, еще у нас есть… Не все виды пластика, собственно говоря, пригодны для продуктовых и потребительских нужд, потому что как раз тот, который пригоден, стоит дороже, надо понимать, поэтому потребляя из него продукцию, мы себе уже тоже, так скажем, вперед здоровье по капельке, по капельке добавляем, надо понимать. Второй момент – это вопрос выбора, все эти пакеты, то есть они как эстетически, так и наносят вред окружающей среде, их прекрасно «кушают» сельскохозяйственные животные. Тот вопрос, куда они деваются, здесь вопрос выбора, к которому мы приходим. Опять же, оказывается, пластик вообще в целом никуда не исчезает, он становится микропластиком и микропылевыми частицами, которых мы даже не видим, они попадают в воду, мы ими дышим, они попадают в биоразнообразие, сейчас его прекрасно «кушает» рыбка, а потом эта рыбка оказывается у нас на столе, «покушав» пластика. Так что здесь вопрос уже идет об этом, о том, что мы снова этот пластик, который мы выбрасываем, думаем, что он где-то в параллельной вселенной, а он снова возвращается к нам домой, он попадает уже даже внутрь нас самих. То есть здесь речь идет уже об этом. А в плане, допустим… Вот сейчас мы видели пример, когда девушка приходит со своей кружкой. Допустим, за рубежом, в принципе я думаю, что эта тенденция, у нас уже некоторые кафе начинают к этому подключаться, некоторые кофейни, что когда ты приходишь со своей кружкой, соответственно ты получаешь скидку. Почему? Потому что если я наливаю в бумажный стаканчик, этот бумажный стаканчик на самом деле бумажным не является, потому что внутри он тоже покрыт тонким слоем пластика, никто их на переработку не принимает, перерабатывать его тоже очень сложно, потому что он как раз покрыт тоже таким слоем пищевых отходов. Поэтому только так. Опять же если вы приходите со своей сумкой… Я даже видел, в некоторых сетях уже даже были какие-то скидки, допустим, если вы покупаете их брендированную эко-сумку многоразовую, то они там какие-то бонусы вам на карту начисляют. На мой взгляд, это тоже такой один из способов. Петр Кузнецов: А правда, что многоразовое использование качественного пластикового пакета может даже оказаться экологичнее бумажного пакета, произведенного из первичного сырья? Михаил Антонов: Я скажу вам, что вообще я не считаю бумажные пакеты экологичными в целом по той причине, что, во-первых, из них вырубаются деревья… Петр Кузнецов: Из чего они состоят, да. Михаил Антонов: Да, во-первых, из чего, вы очень верно поставили вопрос, то есть из первичного сырья, то есть чтобы ради этого пакета срубили целое дерево, и другой вопрос, если его сделали из переработанной макулатуры. В данном случае что? Во-первых, он не такой прочный, его потребительские свойства, бумажного пакета, не отвечают тем, которые есть у пластикового. Соответственно, если пластик еще можно сдать, их можно переработать, но их не принимают на переработку, потому что в настоящий момент вот так вот экономика устроена не совсем выгодно. Опять же если сдавать бумажный пакет, он может быть загрязнен пищевыми отходами, соответственно его тоже уже переработать нельзя, значит, он идет в мусор. А если вы используете пакет многоразового, то есть, собственно говоря, ходите с ним, он не утрачивает свои потребительские свойства… То есть это да, пример, это тоже в принципе такое экологичное решение. Чем дольше он не становится мусором, тем, собственно говоря, лучше. Ольга Арсланова: Понятно. Владимира из Новосибирска предлагаю послушать. Добрый вечер, Владимир, вы в эфире. Зритель: Добрый вечер. Это Владимир из Новосибирска. Вы знаете, я, конечно, двумя руками за то, чтобы отказаться от пластика. Но прежде чем в массовом масштабе отказываться от пластиковой посуды, тары, необходимо разработать на средоточии науки передовые технологии, которые были бы недорогими, с одной стороны, для массового потребителя. Только в этом случае можно говорить о массовой замене пластика, потому что без мощной альтернативы, скажем так, просто… Конечно, наряду с новыми технологиями… Кстати, было бы неплохо использовать вторсырье, возможен такой вариант. Но, конечно, очень хорошо использовать, допустим, вторичные… Ольга Арсланова: Ага. Петр Кузнецов: Да, новые технологии, спасибо. Зритель: Но самое главное, что надо привлечь науку, чтобы это было дешевое… Ольга Арсланова: Понятно. Петр Кузнецов: Спасибо, Владимир. Ольга Арсланова: А что говорит наука? Во-первых, можно ли пластик более эффективно перерабатывать в ближайшее время? Петр Кузнецов: Вот эта вот программа zero waste в Европе, в мире, «ноль отходов» – это действительно так? Они перерабатывают все в все, железо в железо, мусор в мусор и так далее? Ольга Арсланова: «Почему не обсуждаете бахилы, это же кошмар!» – бахилы тоже? Михаил Антонов: Да. Вот вопрос смотрите какой. Технологии переработки вторсырья все есть, и если есть технологии, как повышать качество этой переработки вторсырья и так далее, это неотъемлемо, надо идти по этому пути. Вот вы говорили сейчас про zero waste, к сожалению, это только часть, составляющая переработки, то есть есть концепция 3R, 4R, уже сейчас 6R выделяют, такую пирамиду… Ольга Арсланова: Как красиво. Михаил Антонов: Они включают в себя не только переработку, отказ от лишнего, сдачу в ремонт, передачу другому, экономика дарения, sharing economy, как ее включают. То есть в принципе к этому можно прийти, так целый цикл… Петр Кузнецов: Ну это дорогущие технологии? Михаил Антонов: Я считаю, что мы к этому можем стремиться. Я считаю, что, конечно, 100% к нулю отходов, мне кажется, прийти, может быть, на данный момент, на мой взгляд, еще пока нельзя. Но то, что пускать по вторичный оборот то, что можно переработать, формировать культуру, то есть пользоваться многоразовым вместо одноразового, – это как раз та тенденция, к которой стоит двигаться. Потому что все равно, даже если говорят где-то, что 100% утилизируется, все равно образуются так называемые «хвосты», которые нельзя переработать, которые можно только перезахоронить, использовать в строительстве или еще в чем-то. Здесь именно вопрос, как настроить так эту систему, чтобы именно отработанный, как я говорю, вот этот пластик, который утратил свои потребительские свойства, чтобы он направился на переработку. Вот сейчас у нас идут по пути расширенной ответственности производителя, соответственно либо тот, кто вам товар продал, значит, он должен заботиться о судьбе. Значит, когда у вас, условно говоря, стакан из пластика утратит свои качества, будет сломан… Ольга Арсланова: Наказывать. Михаил Антонов: …значит, я должен его у вас забрать и направить на переработку. Ольга Арсланова: Они у нас многоразовые. Михаил Антонов: Да. То есть когда-нибудь он хрустнет случайно… Надеюсь, чем дольше он прослужит… Сколько я к вам прихожу, они стоят, рад их все время видеть, пример правильный. То есть, значит, я должен у вас его забрать и отправить на переработку. Если я не знаю, как его забрать у вас, соответственно я должен заплатить денег в специальный экологический фонд, из которого должны строиться эти заводы по приему. Ольга Арсланова: Понятно. Михаил Антонов: То есть вопрос, как… То есть надо просить население… Петр Кузнецов: Да, но нам бы еще с мусорной реформой разобраться… Ольга Арсланова: Проще не создавать. Михаил Антонов: Да. Петр Кузнецов: На самом деле Оля когда вот так вот постучала, это значит, сигнал, что у нас впереди еще один материал. Давайте посмотрим стрит-ток, спрашивали у людей в разных городах на разных улицах: «Стараетесь ли вы отказываться от пластика и как-то ограничить его количество?» Пермь, Петрозаводск и Астрахань отвечают. Ольга Арсланова: Давайте послушаем. ОПРОС Петр Кузнецов: Вот по поводу «включиться с головой»: наши власти насколько включены в эту борьбу? Например, готовы ли они на такие радикальные меры, как отказ от пластиковых пакетов полностью? Ольга Арсланова: Новые законы? Михаил Антонов: Ну как вам сказать? Сейчас эта дискуссия, видно, идет, то есть однозначно, если ее отслеживать на протяжении нескольких лет… Петр Кузнецов: Ну что вы видите, какие подвижки? Михаил Антонов: Мы видим в этом плане действительно подвижки, даже та же самая мусорная реформа, которую обсуждают, эта тема стала, я реально и сейчас отмечаю, чаще как минимум звучать. Вот не знаю, по европейскому пути, что действительно ограничение одноразового пластика, одноразовой упаковки в пищевой индустрии… Возможно, это не скоротечные меры, которые произойдут, но через определенное время, мне кажется, через несколько лет мы можем прийти и к этому. То есть надо, чтобы все успело перестроиться. У них, в Европе, грубо говоря, они уже давно с этим пластиком взаимодействуют, а мы не так уж и много. Вопрос, на мой взгляд, в изменении санитарных требований. Понятно, что если мы вводим новые материалы, новые технологии, допустим, тот же самый крахмал или что-то более биоразлагаемое, можно, условно говоря, из кукурузы, из картофеля еще делать упаковку. Ольга Арсланова: Понятно. Михаил Антонов: Когда это придет? Вот это пример науки, подхода с головой. Ольга Арсланова: Давайте посмотрим, происходят ли сдвиги в сознании потребителей, что думают наши зрители. Мы спрашивали, готовы ли вы, наши зрители, отказаться по крайней мере от пластиковых пакетов, потому что это самый пока что, наверное, серьезный вклад, то, с чем можно более-менее бороться: 82% наших зрителей готовы. Михаил Антонов: Отлично! Вот это пример тенденции. Не знаю, может быть… Петр Кузнецов: Но вот среди 18% тех, кто не готовы, из Ставропольского края забавное такое сообщение, давайте им и закончим, закрепим как-то: «Пластиковые пакеты на солнце разрушаются быстро, проблема вся в пластиковых бутылках и прочем. От пакетов не готовы отказаться». Как-то так. Ольга Арсланова: Давайте с чего-нибудь начнем. Михаил Антонов: Ну а зачем… Можно взять многоразовую сумку… Петр Кузнецов: Я предупреждал, что это странное сообщение. Спасибо. Михаил Антонов, координатор общественного экологического проекта «#РосЭко» Ольга Арсланова: Спасибо. Михаил Антонов: Спасибо, коллеги. Петр Кузнецов: Приходите.