Тамара Шорникова: О беспрецедентной санкционной агрессии против России сегодня говорил Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Президент обозначил ключевые задачи в экономике страны на 2023 год, в их числе: вывод взаимодействия с ключевыми партнерами на новый уровень, укрепление технологического суверенитета и обеспечение суверенитета финансового, опережающий рост обрабатывающей промышленности и развитие инфраструктуры, снижение бедности. Подробно обсудили на заседании меры по поддержке семей и повышению рождаемости. Владимир Путин, президент РФ: Понимаю, что это непростая задача в силу целого ряда обстоятельств, но нужно над этим работать, нужно изменить ситуацию к лучшему, обеспечить повышение рождаемости и рост продолжительности жизни в России. Отмечу, что с 1 января 2023 года мы трансформируем систему поддержки материнства и детства, запускаем единое ежемесячное пособие для нуждающихся семей с детьми от рождения до 17 лет. Пособие будет назначаться по одному заявлению от родителя или беременной женщины, причем сразу на всех детей в семье. При этом размер пособия беременным будет увеличен и составит от половины до одного прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе проживания. Тамара Шорникова: Подключаем к разговору Михаила Беляева, кандидата экономических наук. Будем обсуждать и нацпроекты, и меры поддержки и экономики страны, и экономики семей. Если у вас есть идеи, как нужно поддержать семьи, какие меры сейчас нужны для развития экономики страны, звоните-пишите в прямой эфир. Итак, Михаил Кимович, по телефону связались с экспертом. Здравствуйте. Слышите нас? Михаил Беляев: Здравствуйте, да. Я слышу. Тамара Шорникова: Михаил Кимович, первый вопрос о впечатлении. Какое у вас оно сложилось после достаточно объемного выступления Владимира Путина? Михаил Беляев: Вы знаете, у меня сложилось такое достаточно позитивное впечатление, потому что по тональности прежде всего, ну и кроме сути обсуждаемых вопросов. Потому что была, действительно чувствовалась заинтересованность, ну даже с некоторой такой вот, я бы сказал, не то что тревожностью, но такая вот действительно настроенная заинтересованность в этих проблемах и в необходимости решения этих проблем, что настало уже время, когда можно принимать не просто какие-то общие такие нацпроекты и общие такие вести разговоры о том, что хорошо бы нам наконец-то развиваться, хорошо бы нам развивать обрабатывающую промышленность и т. д., и т. д. А разговор, особенно вот когда слово брали отраслевые министры и вице-премьеры, то разговор уже шел по очень большой конкретике, как это все реализовывать. Ну и, собственно, президент был в курсе, что оставляло вот такое благоприятное впечатление, что президент был в курсе и, надо сказать, оперативно был в курсе. Вот даже такие штрихи... Например, вот Андрей Рэмович Белоусов попросил поставить определенное совещание такого отчетного плана на весну по тому, как идет реализация части ступеней выполнения планов, и президент не только охотно на это откликнулся, а, в общем-то, было понятно, что он был готов и даже рад, что вот пошла инициатива с мест. Второй момент – это когда Голикова попросила тоже что-то обсудить весной, в марте-апреле, на что президент тут же сказал: «Зачем в марте, когда надо в феврале?» То есть все это говорит о том, что, в общем-то, действительно это все переходит уже в такое деловое русло, и, наверное, все это будет действительно реализовываться, и реализовываться такими достаточно ускоренными темпами. Тамара Шорникова: Что меня смутило, и я хочу, чтобы вы мне как экономист это разъяснили, возможно, я не до конца понимаю, как работает этот механизм. Говоря о поддержке и семей, и экономики страны, конкретно о поддержке регионов, говорили много о различных формах кредита. Условно, рассказали о том, что будет продлена льготная ипотека, но с 7 до 8% подрастет, сохранится льготная ипотека в 6% для семей с двумя детьми. Про регионы, говоря о том, как справлялись в этом году регионы с разными вызовами, президент сказал: «Заработали такие инструменты, как инфраструктурные бюджетные кредиты, облигации, с помощью которых российские регионы в текущем году привлекут более 300 миллиардов рублей». И соответственно, было озвучено предложение увеличить лимит кредитов для регионов, чтобы они смогли реализовать как можно больше идей и проектов, привлечь инвестиции. Но и то и другое все-таки кредиты. При небольших все еще заработках россиян, при очевидно больших тратах регионов сейчас почему мы используем вот эти инструменты? Михаил Беляев: Ну, Тамара, вы знаете, что есть, так сказать, две школы такого вот черпания дополнительных ресурсов. Это англосаксонская, это фондовый рынок через облигации и через акции, что считается даже в известной мере предпочтительным, потому что акции не требуют выкупа, по ним только выплачиваются дивиденды, а могут дивиденды и не выплачиваться, это я говорю про предприятия, они могут всю прибыль запускать на модернизацию производства и дальнейшее развитие. Это англосаксонская модель. А германская модель больше опирается на кредиты. И у нас это такая традиция, вообще у нас вся банковская система берет корни из германской традиции. У нас вот как пошло вот это вот кредитование, предпочтительнее кредит, хотя он в данных условиях на самом деле... Действительно, вы правильно поставили вопрос, потому что кредит – это такая хоть и полезная вещь, но достаточно обременительная даже для предприятий, потому что, во-первых, кредит надо возвращать, в отличие от проданных акций, а во-вторых, по ним надо выплачивать проценты. А потом, вообще у нас кредитная политика – это достаточно такая болевая, болезненная точка, спорная, хотя там места для спора, на мой взгляд, нет, потому что если кредит под 7,5% ключевая ставка, то о каком-либо развитии и о пользе кредита и для населения, и для промышленных предприятий говорить очень и очень сложно, вот. Там ссылаются на какие-то проинфляционные действия, на какие-то инфляционные ожидания, которые занимают 25-е место в иерархии проблем, факторов, образующих инфляцию. Но всем понятно, что под 7,5% промышленности просто работать очень сложно, потому что это ключевая ставка, а коммерческие банки выдают это все дай бог под 10–11% крупным, а мелким и средним приходится, поскольку они менее надежные заемщики, вообще работать на 12–13%, если не больше вообще, что для них неподъемная вещь. И поэтому совмещать вот такую денежно-кредитную политику Центрального банка с какими-то перспективами развития, да еще на условиях кредита, – это, как бы вам сказать, когнитивный диссонанс, это раздвоение интересов. Ну можно, конечно, строить какие-то льготные, там доплачивать, выплачивать, но тогда, спрашивается, зачем строить вот такую вот иерархическую систему сложную, сложноподчиненную, сложносочиненную, которая и от коррупционных моментов несвободна, как мы знаем, и на бюджет нагрузка дополнительная... В общем, кроме сплошных минусов и каких-то призрачных надежд на укрощение инфляции, хотя у нас инфляция не монетарного характера, а совершенно другого типа... Инфляция – это рост цен, надо еще раз напомнить, что инфляция – это не просто переполнение каналов денежного обращения из-за избыточной денежной массы, как вот классическая инфляция, а у нас инфляция другая. У нас инфляция – это диктат цен розничными торговцами. Поэтому пытаться убить, укротить ее с помощью повышенной ключевой ставки, на инфляцию это не производит никакого впечатления, а вот развитию и промышленности, и повышению благосостояния трудящихся с помощью кредита, а это тоже такая возможная вещь, это довольно сложно. И кстати, вот последнее, ну вот льготная ипотека под 8% на 2024 год – ну какая она льготная, на ипотеку 8%? Понимаете, для чайника 8% – это еще нормально, для потребительского кредита, а для ипотеки 8% – это очень высокий процент. Конечно, я понимаю, что там застройщики выступают стройными рядами, что им там нужно, значит, все это продавать, свои квартиры построенные, банкиры там тоже свой голос подают... Но мы-то прежде всего должны думать о людях, о простых людях, как им улучшать свое жилье, а под 8% это очень сложно. Тамара Шорникова: О людях должны думать, придется подумать хорошенько правительству, какие еще меры предложить, чтобы обеспечить бо́льшие доходы для населения. Президент отметил, что в этом году небольшая победа все-таки имеется, удалось немного снизить бедность, в т. ч. за счет разных выплат, в т. ч. за счет индексации. В этом году минимальный размер оплаты труда был увеличен, повышен дважды, на 8,6% и на 10%, а с начала нового года он составит более 16 тысяч рублей в месяц. Тем не менее президент подчеркнул, что нужно и дальше увеличивать минимальный размер оплаты труда, причем темпами выше инфляции и средних темпов роста зарплат. По-вашему, как далеко мы можем уйти в этом направлении? Каким вам видится логичный минимальный размер оплаты труда сейчас? И что может придумать правительство? Михаил Беляев: Ну, про минимальный размер оплаты труда мне говорить трудно, потому что минимальный – он и есть минимальный, а вот уже в реальную зарплату он трансформируется через ряд преобразований, уже конкретных ставок по штатному расписанию, премиальных, доплат и пр., пр. А минимум – это просто вот минимум, на который ориентируется работодатель, и то на который ориентируется ряд таких вот фиксированных выплат, скажем так, какие-то штрафы, еще что-то... Тамара Шорникова: Да. Михаил Кимович, сразу ремарка: разные же версии звучали, предлагали и до 30 тысяч поднять, и так далее... Михаил Беляев: Ну, Тамара, поднять-то можно, конечно, цифру-то можно написать любую, но нужно писать в конце концов ту цифру, которая реалистична. А написать-то, пожалуйста, можно любое, особенно если ты хочешь набрать политические очки и попытаться хорошо выглядеть перед населением, перед своими избирателями, хотя министр – это не выборная должность, а депутаты любят этим развлекаться. Вот недавно про 13-ю пенсию там кто-то выдвинул предложение, совершенно заведомо, заведомо провальное, но зато выглядит как радетель за народ, да, вот. Поэтому говорить надо не об этом. Я бы говорил все-таки о том, что нужно создавать рабочие места, что нужно на рабочем месте повышать заработную плату. Ну вот по последним опросам, за предыдущий год только треть владельцев предприятий, хозяев предприятий на своих предприятиях увеличили заработную плату, только треть. С одной стороны, треть – это оптимистичная цифра, но, значит, 67% не увеличили, а эта цифра-то достаточно печальная. Хотя инфляция, она развивалась. И понимаете, заставить... Вот мы неоднократно уже об этом говорили, что вот заставить... Вот вы можете ввести минимальный размер оплаты труда, и частный предприниматель не сможет платить вам меньше, чем 16 тысяч, хотя он будет находить разные пути, частичная занятость, еще чего-то там, уже будет работать по премиям... В общем, найдется способ. И вот пока у нас нет армии профсоюзов действенной, т. е. той, которая защищает права трудящихся... Мы же сколько раз по телевизору видели и слышали, даже в вашей передаче, советы, правильные советы: идите в суд, боритесь за свои права, боритесь за свои... Но единичный человек слаб в этом плане, юридически у него слабая позиция. Вот для того профсоюзы и придуманы, чтобы защищать права трудящихся и искать компромисс между работодателем и работником. Вот без этого ничего не получится, потому что даже на государственных предприятиях бюджетникам можно повысить заработную плату, но это ни в коем случае для частного предпринимателя, особенно, допустим, в регионах, где не очень хорошо с трудоустройством, это ни в коем случае не будет ориентиром для повышения заработной платы. Приказать им совершенно невозможно никак. Тамара Шорникова: Как раз о рабочих местах шла речь в т. ч. на заседании, много об этом говорилось, конечно, как драйвер для роста экономики и роста наших доходов, соответственно. Также из выступления президента: «Задача следующего года в том, чтобы обеспечить опережающий рост обрабатывающей промышленности, в сжатые сроки нарастить мощности и создать новые производственные линии». И далее перечень мер, которые позволят вот эти новые производственные линии создать: это и промышленная ипотека, это и льготные режимы, это фискальная, административная нагрузка должна быть снижена... Это действенный пакет мер? Это позволит открыть новые производства, как вам кажется? Михаил Беляев: Тамара, сами по себе это меры совершенно правильные. Мне там очень нравится слово, вот обобщающее такое слово, словосочетание «экономический суверенитет». Это значит, что мы не отказываемся от внешнеэкономической сферы и от пользы внешнеэкономической сферы, работаем там, где нам это выгодно, и по тем товарам, где выгодно, но вместе с тем обращаем особое внимание на внутреннюю экономику, развиваем ее, укрепляем. И для того, чтобы никакие внешние вот эти бури, которые во внешней сфере глобальной экономики вокруг нас бушуют, чтобы они нас... Тамара Шорникова: ...не задевали, да. Спасибо! Михаил Беляев, экономист, его мнение выслушали в эфире. Через несколько секунд продолжим – поговорим о волонтерских проектах в разных регионах страны.