Газ пустят по интернету. В правительстве обсуждается внедрение цифровых счетчиков на газ, которые будут передавать показания в управляющую компанию в онлайн-режиме. Стоит такое устройство примерно пять тысяч рублей. Придется ли нам его самостоятельно покупать, оплачивать установку, и вообще окупится ли этот умный счетчик? Александр Денисов: Ну, от несерьезного сразу к серьезному мы перейдем. Тему мы назвали – «Газ потечет по интернету». В Правительстве обсуждается предложение устанавливать в квартирах так называемые умные счетчики на газ, которые будут автоматически передавать показания в онлайн-режиме. Марина Калинина: И вот Минэнерго уже подтвердило, что поручило поручение от Правительства проработать схему внедрения такой системы. Предполагается, что закон начнет действовать с 1 июля 2020 года. Ну, давайте посчитаем. По данным «Газпрома» на начало года, газ используют 25 миллионов 600 тысяч домовладений и квартир. Стоимость умного счетчика – 5 тысяч рублей. Теперь – внимание! Всего по стране (несложно посчитать) за установку приборов учета придется заплатить потребителям 128 миллиардов рублей. Александр Денисов: У нас в гостях сегодня Михаил Козырев, главный редактор портала «ЭнергоВОПРОС.ru». Михаил, получается, что как раз газ к вам и потечет. Михаил Козырев: Нет, почему? Мы газ не даем. Александр Денисов: По интернету, раз вы оттуда. Михаил Козырев: Я думаю, что к нам притекут люди, которые захотят про это узнать. Так в чем вопрос? Кто заплатит? Александр Денисов: Естественно. За чей счет банкет? Какой еще может быть вопрос тут? Марина Калинина: Первый вопрос: зачем вообще они придумали эти счетчики? Михаил Козырев: Зачем? Ну, смотрите. На самом деле тут некоторая есть неточность в подсчетах. Смотрите. У нас по нашему действующему законодательству не все бытовые потребители газа обязаны ставить счетчики, а только те, у кого среднечасовое потребление газа превышает 2 кубометра… Это среднечасовое, да. Это потребление определяется… Марина Калинина: Вам виднее, я не спорю. Михаил Козырев: Нет-нет-нет, я просто не помню, что я сказал. В общем, смысл в том, что если у вас стоит газовая колонка и плита, то вам счетчик ставить не нужно. А ставить нужно, если у вас стоит газовый котел – ну, скорее всего, это частный дом. Александр Денисов: Для отопления? Михаил Козырев: Да, для отопления. Соответственно, из тех 26 с копейками миллионов надо вычесть квартиры, а это большая часть потребителей – я не помню точно, но около 80%. Соответственно, как бы вот эти 129 миллиардов – это немного завышенно. Марина Калинина: Ну, мы на всех посчитали. Александр Денисов: А точно ли нужно вычесть квартиры? Михаил Козырев: Да. Смотрите… Александр Денисов: Потому что я читал, что обязательно должны поставить, ну, как предполагают, где был произведен капитальный ремонт, вот в тех домах обязательно такие счетчики должны быть. Михаил Козырев: Да. Александр Денисов: И в новостройках обязательно должны быть. Михаил Козырев: Да, ну конечно. Нет, есть такая как бы цель, как это они называют – стопроцентное оприборивание. Александр Денисов: Оприборивание? Михаил Козырев: Оприборивание. Александр Денисов: Это новое слово этого года. Предпенсионеры, а теперь – оприборивание. Михаил Козырев: Да. Ну, не очень новое, а оно реально года с 2009-го используется активно. С тех пор, как вы видите, счетчики газа не везде поставили. Почему? Потому что реально это дорого. Александр Денисов: Не все оприборились – вот так скажем. Михаил Козырев: Не все оприборились, да. Даже одно время хотели эти счетчики газа ставить всем, и даже была какая-то самая последняя дата, но в итоге она все отодвигается и отодвигается. Почему? Потому что поставить счетчик газа – дорого. Он стоит эти самые 3–5 тысяч, даже больше, предела совершенству нет. При этом еще нужно платить за установку. А поскольку это все связано с безопасностью… Марина Калинина: А потом, наверное, за облуживание еще придется платить? Михаил Козырев: Ну да. Это тоже отдельная тема. Александр Денисов: А еще он будет сам «кушать» электроэнергию, потому что он подключается… Михаил Козырев: Говорят, там батарейка стоит. Александр Денисов: Батарейка? Михаил Козырев: Да. Александр Денисов: Ну, батарейка – тоже недешевое удовольствие. Михаил Козырев: Особенно если она вдруг перестанет работать, то счетчик признают неисправным – и вам придется заплатить по нормативу. Ну подождите, чтобы не растекаться. Марина Калинина: Давайте. Михаил Козырев: Если говорить по смыслу. Во-первых, мне вообще кажется, что эта новость скорее как бы не про счетчики, а такая новость медийная. Люди услышали – 129 миллиардов. Сумма большая, вроде касается многих, потому что у многих газ стоит. И они начали, так сказать, это все обсуждать. Александр Денисов: То есть слух пошел. Михаил Козырев: Слух пошел, да. «Вот первое, второе, третье… Что там еще? А, еще и счетчики нам с 1 января». Так вот, если смотреть на реальность, то реальность такова, что Правительству поручили, так сказать, это дело изучить. Когда они изучат и что в итоге получится – я не знаю. Я даже протокол этот не видел, на который ссылается «Коммерсантъ», который написал об этом всем. Александр Денисов: Ну послушайте, обычно слухи-то просто так не ходят, особенно когда касается дело правительственных кабинетов. Михаил Козырев: Ну, я не спорю… Александр Денисов: Был слух о повышении пенсионного возраста – и он стал реальностью. Михаил Козырев: Я просто говорю о том, что все боятся газовых счетчиков, но почему-то не боятся электрических, ну, счетчиков электроэнергии и воды, потому что ровно то же самое планируется и в отношении счетчиков воды и света, чтобы счетчик сам передавал показания. Потому что показания – это такая тема… Вот ты не передаешь показания. Тебе первые три месяца начинают по среднему, а потом переводят на норматив – и сумму ты получаешь сразу в разы большую. Как бы это неудобно потребителям, потому что, если ты долго не передавал показания, а потом у тебя счетчик прошел поверку, то ты уже и не пересчитаешь Марина Калинина: Но, с другой стороны, за счет такого счетчика потребитель может экономить. Он примерно понимает, сколько насчитает ему счетчик. Я так представляю себе. Михаил Козырев: Ой, ну смотрите. Либо ты вручную передаешь показания, либо эти показания… Александр Денисов: Бумажку носишь в МФЦ. Михаил Козырев: Ну, или звонишь. Чаще всего сейчас Мособлгаз или… Александр Денисов: Приложение. Михаил Козырев: Да. Или через сайт, в личный кабинет заходишь и передаешь. Скорее, я бы сказал, что в этом заинтересованы поставщики газа или электроэнергии, воды для того, чтобы иметь постоянную картину – реальную, в режиме онлайн – того, кто и сколько на самом деле потребил, чтобы им тут же эту сумму и выставить, так сказать, для оплаты. Потому что сейчас в чем проблема? Люди передают показания не регулярно, не вовремя, а некоторые вовсе не передают – им приходится начислять плату по нормативу, по среднему. И получается, что газ или вода поставляется, а деньги приходят как-то неритмично. У них возникают либо переплаты, либо недоплаты, а это им как бы неудобно. Поэтому и лоббируется сейчас эта тема со счетчиками. В этом, в принципе, ничего плохого нет. Потребитель на этом не сильно сэкономит (по-моему, вообще не сэкономит), но в целом система будет работать как бы правильнее: ты потребил – ты заплатил. Ну, я как бы про общую часть вопроса. А что касается вот этой… Как бы возвращаюсь уже к самому началу. Почему счетчики газа? Нужно, не нужно их ставить? И что будет, если дело дойдет до дела? Сейчас стоит счетчик газа у вас обычный. Вы вместо него ставите счетчик газа… Александр Денисов: Умный. Михаил Козырев: Да, умный. Умный – это значит, что он передает показания, а еще он вроде как следит, что если у вас пошла какая-то утечка… Александр Денисов: Кстати, вопрос безопасности! Михаил Козырев: Вроде как улучшает, да. Александр Денисов: Это же ведь должно заинтересовать потребителей. Михаил Козырев: Ну, наверное, да. Соответственно, как бы ты переходишь. Скорее всего, это будет сделано так, что по мере истечения сроков эксплуатации либо поверки… А у счетчика есть срок поверки – 10 лет, 12 лет (у счетчика газа). Они будут в обязательном порядке меняться на счетчики с этой самой дистанционной передачей. Но тут есть момент такой: а как она будет передаваться, каким способом? Радиосигналом? Александр Денисов: Wi-Fi-модуль там будет стоять или что? Михаил Козырев: Ну, Wi-Fi раздается в каком-то ограниченном… Александр Денисов: Там указывается сфера 5–6 километров. Михаил Козырев: Да. А вот что дальше будет? Защищенный канал – нужен, не нужен там? Кто отвечает за то, что этот сигнал пройдет правильно и показания будут переданы корректно – потребитель, провайдер либо поставщик? Вот этот вопрос никак на законодательном уровне не урегулирован. Вокруг этого сейчас происходят эти самые споры. Именно поэтому до сих пор не получила широкого распространения практика вот этой дистанционной передачи показаний для счетчиков воды – что на самом деле более актуально. В каждой квартире практически сейчас они стоят. И каждый вот каждый месяц лезет на сайт и пытается их передать. Сайт падает – он не передает. В общем, это такие ежемесячные страдания. Так вот, не могут внедрить как раз потому, что непонятно, как это все будет работать. Кто оплатит создание всей этой инфраструктуры? Сотовая компания? А зачем им это? Марина Калинина: Мне кажется, кто оплатит – понятно. Александр Денисов: А не выйдет ли, что это заложат в тариф, и будем оплачивать это мы? Марина Калинина: Вот я про то и говорю. Михаил Козырев: Да, есть такая возможность. То есть как может выглядеть схема? Вот эти все поставщики воды, газа и света скажут: «Нам нужно организовывать, так сказать, инфраструктуру. Вот это наши расходы, вот мы записываем в тариф, поэтому нужно его чуть-чуть поднять». И это все размазывается тонким слоем по всем потребителям, и мы как бы оплачиваем создание этой инфраструктуры. А еще заплатим за новый счетчик, да. Марина Калинина: Давайте сейчас прервемся буквально на несколько минут. Нам дозвонилась Ирина из Барнаула, просто она ждет на линии. Ирина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Меня вопрос еще один интересует. Например, у меня стоит счетчик. У меня есть дом, который отапливается газом. Я отключаю отопление, отключаю, естественно, не пользуюсь плитой. И нам всем известно, что то, что известно интернету, то известно всем. Какая есть гарантия, что любой хакер не может влезть в вашу систему и узнать, что меня дома нет, что мою квартиру можно ограбить? Кто будет за это отвечать? Мне кажется, что счетчики тоже являются вмешательством в частную жизнь. Александр Денисов: Спасибо, понятно. Марина Калинина: Да, интересный поворот. Михаил Козырев: Вот о чем я и говорю. То есть вот кто отвечает за то, что эта информация дойдет: а) куда надо; б) в неискаженном виде? Вот это пока непонятно. Это одна из причин, почему все это умное оприборивание стопроцентное все отодвигается и отодвигается. Александр Денисов: Никак мы от этого слова не отойдем. Михаил Козырев: Я не знаю, как этот вопрос… А кто за это будет отвечать? Провайдер, который эту систему должен? Ведь не будет же так, что сами газовики либо поставщики услуг водоснабжения сами же будут отвечать за вышки, кабели. Нет, будет какой-то оператор, например. Или это будет через сотовые компании, или это через какой-то Ростелеком? Я не знаю. Александр Денисов: И за все это нужно будет платить, естественно. Михаил Козырев: Естественно, за это мы будем платить, но непонятно даже кому. Все еще на стадии такой, что еще непонятно, как все это будет работать. А люди уже боятся. Марина Калинина: Михаил из Твери. Михаил, здравствуйте. Зритель: Алло, алло. Марина Калинина: Да, говорите, пожалуйста. Слушаем вас. Александр Денисов: Да-да-да, слушаем вас. Зритель: Добрый день. Знаете, я в том году поменял счетчик, ну, поставил счетчик на газ. Я являюсь пенсионером. Моя пенсия – 6 тысяч. Я заплатил за установку 5 тысяч, потом месяц сидел на сухом пайке. Что же, мне теперь заново менять счетчик? Знаете, я хочу сказать, что электрики у нас поменяли уже. У меня стоит умный счетчик уже на столбе, а не в доме. Я так понимаю, основная задача, чтобы поменять на умный счетчик, знаете для чего? Это для того, чтобы тех, кто не платят на газ, они просто будут отключать им газ одним нажатием кнопки. Михаил Козырев: Ну да, в том числе. Зритель: И все. Вы мне просто скажите, я теперь должен буду менять счетчик или нет, ну, когда депутаты примут этот закон? Михаил Козырев: Я думаю, что это случится в любом случае не в июне этого года, не в июне… ну, я имею в виду – не в июне следующего, ни в 2019-м, ни в 2020-м. Не знаю, когда это произойдет. Марина Калинина: Ну, хотя бы в 2020-м уже, летом, 1 июля. Михаил Козырев: Я сильно сомневаюсь. Сперва это будет сделано со счетчиками электричества и воды, потому что в более продвинутой стадии все это находится. Александр Денисов: И наверняка некие пилотные проекты будут в нескольких регионах, чтобы потом распространить на всю страну. Михаил Козырев: Да. Я бы на самом деле предположил, что с большой долей вероятности это будет реализовано… У каждого счетчика есть срок поверки, о котором я говорил. И менять будут счетчики, у которых уходит срок поверки. Александр Денисов: Постепенно? Михаил Козырев: Постепенно, да. Тем более что это будет, видимо, сделано так: будут сформулированы новые требования к счетчикам, в том числе там будет добавлена обязательная возможность передачи радиосигналом. Соответственно, ты можешь поставить любой счетчик, но только такой, у которого будет этот радиосигнал. И постепенно, наверное, если действительно наши власти решат довести до конца, все мы перейдем на них в течение пяти, шести, семи, восьми, десяти лет – по мере того, как будут выходить из эксплуатации и нуждаться в поверке текущие, вот те, что установлены. Я так предполагаю. Потому что дразнить гусей, наверное, не будут. Хотя я не знаю. Марина Калинина: Владимир из Приморья нам дозвонился. Владимир, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я хотел бы задать ведущему вопрос по газу. Почему газ так растет, цена на газ? 800, 1 150… Три месяца не было газа, и газ вдруг появился – 1 600, 1 900. В чем суть дела? Александр Денисов: А вы какие цены называете? Это что за цены? Марина Калинина: Это за что? Михаил Козырев: Это вы платите за месяц? Зритель: За баллон, за баллон газа. Михаил Козырев: А, речь идет о сжиженном газе, который вы покупаете в баллонах, правильно? Зритель: Да. Александр Денисов: Спасибо. Зритель: Мы говорим, что на Украине, везде такое подорожание газа идет. А у нас почему в стране такое творится? Александр Денисов: Вопрос: а кто вам продает эти баллоны? Там, может быть, цепь посредников длинная? Михаил Козырев: Нет, есть просто государственные компании… Ну, есть организации, где цена на газ регулированная. Марина Калинина: Ну, государственные продавцы, наверное. Или какие-то частные? Михаил Козырев: Нет, смотрите, там есть… Как бы баллон с газом можешь купить где угодно. Это не то что ты подключен к одной трубе, и ты не можешь еще одну подвести. Сжиженный газ – это ты едешь туда, куда ты хочешь, и там покупаешь. Есть организации, для которых установлен тариф по этому сжиженному газу. И он не растет так, как говорит наш слушатель. Александр Денисов: На самом деле на заправках так сильно не растет этот газ. Михаил Козырев: Да. Ну, как бы… Да, да, он не сильно растет. Он там растет примерно теми же темпами, что и газ обычный, вот этот сетевой. Другое дело, что, в принципе, любой может заниматься этим бизнесом, покупать этот газ и закачивать… Александр Денисов: Любой хапуга, скажем прямо. Марина Калинина: И продавать по той цене, которая ему нравится. Михаил Козырев: Ну, как хапуга? Если в населенном пункте ближайшем, то надо ехать за 20 километров, а можно за пять. И вот тут ты можешь поехать за пять, но… Александр Денисов: Но подороже. Михаил Козырев: Но подороже, да. Соответственно, как бы это первая часть вопроса. А вторая – глобальная. Я, честно говоря, не знаю, почему у нас дорожает газ, ну, вот такой сжиженный, почему дорожает бензин. Я понимаю, что это государственная политика так устроена регулирования рынков, но вообще мне не понятно – почему. Александр Денисов: Акцизы, акцизы же подрастают. Михаил Козырев: Ну да, акцизы, еще что-то. Александр Денисов: А в газе тоже заложен акциз растущий? Михаил Козырев: Не знаю. Александр Денисов: В бензине – понятно. Михаил Козырев: Если мы говорим о том топливе, которым можно заправляться, то да, видимо, там налогообложение схожее. Но мне тут сложно что-то говорить, поскольку… Но в целом мне не понятно, почему у нас в стране дорожает газ, нефть, почему они привязаны к мировым рынкам, а не к себестоимости добычи, почему государство постоянно повышает акцизы. Мне это не очень понятно. Александр Денисов: В общем, как и зрителю, не понятно тоже. Михаил Козырев: Мне не понятно, да. В Америке почему-то дешевеет. Дешевле, чем у нас, там бензин и газ стоят. Марина Калинина: Давайте узнаем, что думает по этому поводу Надежда из Владикавказа. Надежда, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: У меня вопрос Михаилу Козыреву. Я звоню из города Владикавказа, из Северной Осетии. Я вот по поводу показаний счетчиков. Почему мы должны все время, каждый месяц передавать показания счетчика, допустим, в организацию газоснабжения, если для этого существуют контролеры, которые могут прийти хотя бы в три месяца один раз и проверить показания счетчика в итоге? Михаил Козырев: Ну, могут, да. Зритель: Бывает так, что человек забывает или что-то. Что, у нас одни проблемы, только бегать и передавать за газ показания? Это один вопрос. И второе. До каких пор у нас будут расти тарифы по газу? Мы что, оплачиваем газопроводы по всей Европе, а? Михаил Козырев: Это справедливый вопрос. Марина Калинина: Вопрос понятен ваш, Надежда. Михаил? Михаил Козырев: Вот смотрите. По поводу того, почему мы должны… Вы спрашиваете: зачем вообще это нужно? Я вам объясняю. Потому что передача показаний счетчиков – это, вообще-то, такая муторная вещь, которая реально… Вот ты не передал, а тебе прислали потребление, рассчитанное по среднему. Ну хорошо, если ты не передал, допустим, осенью – тебе прислали потребление по среднему за лето. А если ты не передал в мае – тебе пересчитали, исходя из зимнего потребления, то есть ты заплатил больше. Марина Калинина: Что гораздо больше. Михаил Козырев: Ты думал, что ты заплатишь тысячу, а тебе пять прислали. Поэтому удобно на самом деле, когда это все происходит автоматически – у тебя голова не болит. Потому что это в Москве можно передать через личный кабинет, а есть масса регионов, где нужно звонить, а у тебя там трубку не берут, либо идти и бумажку куда-то класть. Александр Денисов: Неужели есть регионы, где не работают такие сервисы? Михаил Козырев: Ну, полно таких регионов, где у газоснабжающих организаций все очень печально с сайтом, с приложением и со всем остальным. Не буду их называть. Александр Денисов: Все традиционно? Михаил Козырев: Все по-обычному: идешь в абонентскую службу и там передаешь показания либо дозваниваешься по телефону. К тому же мы знаем, что есть масса людей, которые интернетом не пользуются. Много таких людей, особенно если от Москвы подальше отъехать, потому что его там нет во многих случаях. Соответственно, почему мы должны? Потому что… Ну, давайте я скажу – почему. Потому что в настоящее время собственник дома является собственником прибора учета газа, счетчика. Он отвечает за то, что этот счетчик работоспособен, и он отвечает за то, чтобы поставщик газа знал, сколько он потребил. Если бы счетчик принадлежал поставщику газа, какому-нибудь межрегионгазу местному, то потребителя бы это не волновало – он бы сам следил и ему выставлял только счета. Но поскольку сейчас счетчик принадлежит потребителю, то потребитель обязан следить за этим. Ну, так у нас построено законодательство. Соответственно, раз в месяц ты должен передавать. Если ты не передашь, еще раз говорю, первые три месяца насчитают по среднему, исходя из предыдущего, а дальше начнут выставлять по нормативу. И даже если ты передашь показания счетчика, деньги тебе не вернут сразу, их просто засчитают в счет будущих платежей. Согласитесь, что это… А если ты этот норматив не оплатишь… Вот тебе прислали 30 тысяч, большая сумма. Ты ее не оплатил – тебя отрезали. И люди потом бегают… Марина Калинина: И еще большой вопрос с обслуживанием этих счетчиков – ну, не только газовых, наверное, а и воды, и электричества. Вот про газовые. Кто за это должен отвечать? Это тоже такая монополия, как бы очень все хитро устроено. Михаил Козырев: Вот смотрите, возвращаюсь опять же к началу нашего разговора. Почему люди так возбудились по поводу этих счетчиков газа, которые якобы всем навяжут? Ну, о’кей. Наверное, сумма большая. Но мне кажется, что это просто людей возбудила сумма, а СМИ подхватили. Хотя на самом деле, вы совершенно правы, реальные проблемы вот у тех, у кого стоит счетчик газа, кто пользуется, реальные проблемы, с которыми они постоянно сталкиваются, – это вот эта поверка счетчиков газа и обследование, обслуживание. Поверка. Я уже сказал: если ты не прошел поверку… Там какой механизм? Ты должен ее пройти, истекает у тебя в январе. Если ты в январе не прошел, то тебе выставляют счет за шесть месяцев потребления газа по нормативу задним числом. Это касается частных домов, а там нормативы потребления газа по теплу реально большие. Там 20, 30, 40 тысяч запросто можно получить – при том, что в среднем ты платишь 3–4 тысячи. И ты оспорить это уже не сможешь. Александр Денисов: Михаил, хотел с вами поспорить… Марина Калинина: Подожди, мы же не договорили еще! Михаил Козырев: Давайте я коротко. Александр Денисов: А потом поспорю. Михаил Козырев: Вы меня останавливайте, я сразу скажу. Значит, что касается обслуживания. Счетчики газа, как и другое газовое оборудование внутри дома, внутри квартиры, должны обслуживаться. Нам навязывают сейчас договоры на техническое обслуживание газовых приборов, внутриквартирных и внутридомовых. Но это как выглядит? Раз в год приходят добрые молодцы, и они, так сказать, смотрят, иногда мажут этой кисточкой с мылом, какие-то замеры делают. Ничего они не регулируют, не исправляют. Но ты, если ты собственник частного дома, ты за это платишь от 3 до 5 тысяч рублей в год – просто за то, что пришли ребята и посмотрели. Если что-то неисправно, то ты должен еще раз заплатить. Если у тебя счетчик, не дай бог, перестал работать, и это обнаружили эти товарищи, то тебе выставят те же самые шесть месяцев по нормативу задним числом. Это реально получается большая сумма. Вот что реальная проблема. Вот о чем нужно говорить. И люди об этом говорят, просто их не очень много – вот тот, кто столкнулся с этим. Ну, это десятки тысяч человек по всей стране, вроде как не очень большое число. Вот кто нам звонят? Люди, у которых явно не то чтобы деньги некуда девать. Если пенсионер – ну хорошо, пропустил он этот срок поверки или, не знаю, у него счетчик остановился, батарейка «сдохла». И ему выставляют эту сумму, для него абсолютно неподъемную – 20, 30, 40 тысяч. И это при пенсии – 5, 6, 7. Если дети не помогут, то я не знаю, что делать. Марина Калинина: А там дальше как снежный ком, по накатанной. Михаил Козырев: Тебя просто отрезают – и все. «Вот ты не платишь – мы тебя отрежем». И вот что ты сделаешь с этим? Просто к нам приходят люди… Вот люди, которые звонят. Такие вопросы мне задают реально каждый день. Я не знаю, что им сказать. Сказать: «Ребята, ну что я могу? Я не могу за вас заплатить за газ. И никаких у вас нет законных способов эту проблему решить. Ну как? Ну нет»? И нашему Правительству, я считаю, вместо того чтобы заниматься вот этим оприбориванием стопроцентным и умными приборами учета, надо решить вопрос, что делать с теми людьми, как помочь им, которые из-за существующего законодательства, очень жесткого, которое построено в пользу газоснабжающих организаций однозначно, что делать тем людям, которые не могут заплатить. Ну не могут они! Что, они должны продать почку? Никто ее не купит, потому что им уже за 60 лет. Ну как? И я не знаю, что с этой проблемой делать. А это никто не обсуждает. Марина Калинина: Мы обсуждаем. Михаил Козырев: Ну хорошо. Марина Калинина: Юлия из Новороссийска нам дозвонилась. Юлия, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Марина Калинина: Слушаем вас. Зритель: У меня вопрос по поверке счетчика. Почему, если я не уложилась в сроки, то с меня вот такие штрафы, как говорит ваш гость? И никто не учитывает того, что мастеров по поверке нет. Я целый месяц обрывала телефоны, чтобы дозвониться мастерам. В конце концов, я не уложилась в сроки. Разве это моя вина? Михаил Козырев: Нет, не ваша. Зритель: Мне насчитали такую сумму и теперь подали в суд. А у меня этих денег нет, чтобы заплатить. И почему такие законы, все в пользу газовщиков? Почему нас так обирают? Ну разве так можно? Мы же их люди. Александр Денисов: Спасибо. А какой у вас долг в итоге получился? Михаил Козырев: Тысяч тридцать. А, уже ушел человек? Марина Калинина: Юлия, а сколько вам начислили? Зритель: Ну, мне начислили четверть моей пенсии. Марина Калинина: Ну, это сколько в цифрах? Зритель: Это три с половиной тысячи. Михаил Козырев: Сколько? Три с половиной? Марина Калинина: Да. Михаил Козырев: Я не хочу говорить, что это еще мало, но я хочу сказать… Марина Калинина: Ну, если это четверть пенсии, то, извините, это для человека не совсем не мало. Михаил Козырев: Но есть люди, у которых суммы такие, которые они вообще не могут оплатить. Я о чем и говорю. Сейчас вот реально законодательство выстроено так, что как бы люди, люди, все для людей, но по факту все построено в пользу поставщика газа, поставщика монопольного ресурса. Та же самая поверка. Вот смотрите, как выглядит процедура. Ты, потребитель, должен заранее – на самом деле месяца за два – узнать, что у тебя закончилась поверка. Поверка, межповерочный интервал (ну, это так называется), он устанавливается производителем для конкретного типа счетчика – от 10 до 15 лет для счетчиков газа. Если, допустим, ты купил дом 8 лет назад со счетчиком, ты не знаешь, когда у тебя эта поверка, у тебя нет на руках этого паспорта, где это стоит, ты ничего не знаешь. А этот местный газоснабжающий… местный «Газпром» тебя не уведомил, это не их обязанность опять же, потому что счетчик как бы твой, ты должен знать. И вот тебе приходит письмо, типа: «Уважаемый товарищ, со следующего месяца мы вам платим… у вас кончается поверка. Обеспечьте». Чтобы сделать поверку, надо вызвать этих товарищей, чтобы они сняли счетчик (сам ты не можешь), опломбировали, где они его сняли. Ты взял этот счетчик и поехал либо к ним, либо к каким-то другим специальным людям… Александр Денисов: Снял? Михаил Козырев: Да, на месте он не поверяется. В отличие от счетчиков воды, где это можно, счетчики газа на месте не поверяются. Ты должен взять… Либо сразу новый купить, чтобы приехали добрые молодцы и его поставили вместо старого – ну и тогда как бы все быстро. Но ты же за это платишь эти самые 5 тысяч. Вот ты взял этот счетчик, отвез его куда-нибудь… Марина Калинина: Ну, ты и за поверку платишь, получается. Михаил Козырев: Ты заплатишь за поверку. Причем есть вероятность, что ты ее не пройдешь. Александр Денисов: Мы так будем поверять и вот эти счетчики, если их установят? Михаил Козырев: Ну естественно. Александр Денисов: Будем снимать и возить куда-то? Михаил Козырев: Вот это я не знаю. Может быть, наука и техника лет через пять, когда дело дойдет до дела, решат проблему поверки счетчика газа на месте, но сейчас счетчик газа на месте поверить нельзя. Марина Калинина: Ну хорошо. Взял счетчик и поехал куда? Михаил Козырев: В контору, которая занимается поверкой. Это специальная есть такая процедура сертификации. Любой не может, ты должен быть в списке, доказать, что ты умеешь. Чаще всего это всякие местные газоснабжающие организации, но и другие организации тоже имеют право этим заниматься. Но это процесс не быстрый. Это не то что привез, пять минут подождал и увез. Короче, весь этот процесс растягивается минимум на неделю. А если у тебя нет этого времени, как человек говорит? Ну нет его, тебе прислали и сказали, что с 1 января у тебя начисления пойдут по нормативу, если ты не успеешь. Причем по нормативу назад будет пересчитано. Вот ты не успеваешь. Ты знаешь, что ты заплатишь эти две с половиной… Ну, это мало еще. Александр Денисов: Да, вы говорили, что, скорее всего, тридцать. Михаил Козырев: Есть вопиющие случаи, когда… В общем, возвращаюсь к главному вопросу: почему все устроено так, что как бы человек бесправен? Я не знаю. Я не понимаю, почему у нас Правительство занимается этой дистанционной передачей показаний вместо того, чтобы заняться и хотя бы урегулировать эту ситуацию. Ну, это просто вопиющий случай. И главное, что человек ничего не может сделать. Александр Денисов: Скорее всего, у них эти счетчики не стоят. Марина Калинина: Давайте послушаем Светлану из Тулы, еще успеем, у нас буквально три минутки осталось. Светлана, здравствуйте. Очень коротко, пожалуйста. Зритель: Добрый день. Во-первых, я хотела бы чуть-чуть сказать такую вещь, что счетчики газа поверяются элементарно на дому, не снимая их. У меня стоит газовый котел, и мне этот счетчик совершенно спокойно поверяли газовщики из метрологии и стандартизации. Михаил Козырев: Прекрасно! Зритель: Они приехали, буквально пять минут – и счетчик поверился. То есть ничего страшного не произошло. Меня другая вещь интересует. Мы передаем показания. Мы передаем их тогда, когда платим за квартиру, за газ, за свет и так далее. Я не вижу в этом ничего страшно. Но скажите, почему я должна буду устанавливать новый счетчик, если мой во время поверки будет годен, будет нормальный? И я могу его, в принципе, срок годности продлить дальше, то есть на него дальше выпишется паспорт. Почему я должна тратить деньги? Это не будет ли опять следующим выколачиванием денег? Потому что счетчики на воду стоят практически у всех, на газ – у очень большого количества людей, на электричество – тоже практически у всех. Значит, давайте, товарищи, мы уже не будем покупать счетчики, как только они сломаются, а будем всем менять полностью. Марина Калинина: Спасибо. Михаил Козырев: Ну, я думаю, что счетчик может быть использован, если он соответствует требованиям законодательства. То есть вы делаете поверку – это требование. Проведение поверки – это требование законодательства. Будет просто это законодательство расширено, будет внесено некое новое требование, что счетчик должен обеспечивать дистанционную передачу данных. Но это я так думаю. Как будет на самом деле – сложно сказать. Я еще раз говорю, что это просто на уровне… Ну, есть протокол вроде как, по которому решили этот вопрос изучить и сформулировать, что же будет на самом деле. Пока непонятно. Ситуация как бы… ну, мне понятно, о чем говорит человек. У него работоспособный счетчик. Когда он покупал, ему сказали, что он работает, что он в порядке: «У вас никаких проблем не будет, вы продлите еще раз эту поверку, и он дальше будет работать, пока не истечет срок его эксплуатации». Хотя там можно и дальше. А тут появляется новое требование – и как бы тот товар, который ты купил, задним числом признается не соответствующим как бы условиям эксплуатации. Понимаете? Это если ты купил машину, а тебе через пять лет говорят: «Знаете, твоя машина какая-то не такая, тебе нужно ее сдать в утиль и взять новую». Марина Калинина: Ой, понятно, что тема бесконечная. Михаил Козырев: Я вас предупреждал сразу. Марина Калинина: Будем встречаться еще не раз в этой студии. Спасибо большое. Михаил Козырев, главный редактор портала «ЭнергоВОПРОС.ru», был у нас в эфире. Ну что? А мы с вами прощаемся на сегодня. Наши коллеги продолжат эфир уже вечером, в 6 часов по московскому времени начнется вечерний блок «Отражения». С вами были Александр Денисов… Александр Денисов: …и Марина Калинина. Спасибо вам, что звонили, писали, обсуждали вместе с нами сегодняшние темы. Спасибо.