Ольга Арсланова: Ну что же, это программа "Отражение", мы продолжаем. В нашей команде, в нашем составе замена – приветствуем Константина Точилина. Он не просто так здесь появился. Константин Точилин: Добрый вечер. Да, у нас сегодня премьера, и я на правах руководителя программы всегда участвую в обкатке того, что мы придумываем новенького. И сегодня мы вместе с вами будем обкатывать новую рубрику, которую мы назвали "Жизнь на воде". Я представляю нашего постоянного эксперта и ведущего этой рубрики, знакомьтесь: Михаил Кулик, член Русского географического общества, водномоторник с очень большим стажем и ведущий YouTube-канала "Кормщик TV". Но давайте сначала… Михаил Кулик: Добрый день. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Константин Точилин: …расскажем, о чем мы попытаемся говорить. Михаил Кулик: Эту рубрику мы создали… Константин Точилин: …создаем. Михаил Кулик: …создаем, придумали, будем не только рассказывать, но и обязательно показывать все самое интересное, что происходит на воде. Рубрика рассчитана не только на яхтсменов и водномоторников, но и на всех, кто живет на воде: байдарочников, плотоводов и всех остальных. Мы расскажем о маршрутах, обязательно заострим внимание, где на маршруте можно остановиться, где сбросить лодку, где поднять, заправиться, пополнить запасы, обслужить и так далее. Я думаю, это будет почти в каждом нашем выпуске. Кроме того, обязательно мы будем рассказывать о лодках в виде обзоров или просто показывать интересные лодки, будем рассказывать о моторах, проводить тест-драйвы, высказывать свое мнение, хоть и не обязательное для всех, но надеюсь, оно будет очень профессиональным и очень обоснованным. Кроме того, что мы сами снимаем эти истории и будем предлагать их зрителю, мы будем ждать и чуть позже расскажем, каким образом, истории, которые делают зрители сами, видео… Константин Точилин: То есть запись ваших походов. Чуть позже расскажем, как именно это можно все будет залить к нам. Ну что, с чего начнем? И кроме того, вот еще что. Как и в нашей автомобильной пятничной рубрике, как вы все знаете, обязательно будут вопросы и ответы, все, что касается маломерных судов от ПВХ и до моторных яхт, технические аспекты, юридические аспекты. Если думаете, что нужно купить лодку, но еще не знаете, какую, тоже спрашивайте, Михаил, я думаю, посоветует. Михаил Кулик: Обязательно расскажем. Константин Точилин: Ну что, может быть, уже перейдем к началу? Михаил Кулик: Конечно. Константин Точилин: Давайте сначала посмотрим один из водных маршрутов. Куда отправляемся? Михаил Кулик: Мы пойдем от наукограда Дубна к старинному и очень уютному году Мышкин. Очень простой, милый, познавательный и историчный маршрут… Константин Точилин: …по великой русской реке Волге. Михаил Кулик: …по великой русской реке Волге. Константин Точилин: Смотрим. СЮЖЕТ Ольга Арсланова: Ох, красиво, Михаил. Константин Точилин: Красота, конечно, невероятная, но ряд вопросов сразу возникает. Поскольку я эти места неплохо знаю, смотрите, там есть один шлюз в Угличе. Михаил Кулик: Угличский. Константин Точилин: Если это небольшая лодка, если это ПВХ с мотором, например, на котором тоже прекрасно в тех местах путешествовать, как быть со шлюзом? Я там ходил в прошлом году, просто была большая компания, мы наняли в Угличе "Газель", она нас обвезла вокруг шлюза, и спустились уже ниже. Единственный вариант, или существуют еще? Михаил Кулик: Вы знаете, спасибо, Константин, очень хороший вопрос, вопрос, который возникает зачастую. Все дело в том, как ни странно, что те, кто готовятся к путешествию, плохо готовятся. По правилам плавания по внутренним водным путям России и другим документам, изданным в их исполнении, в том числе правила прохождения шлюзов маломерными судами, указано совершенно четко: маломерное судно незарегистрированное… Константин Точилин: …то есть ПВХ. Михаил Кулик: ПВХ, малая лодка с жестким корпусом и малым мотором небольшого веса может проходить шлюз. Всего лишь два условия надо соблюсти. Условие первое: она должна идти вторым бортом к судну, соответственно, зарегистрированному, имеющему шлюзовой договор, об этом, если интересно, я тоже скажу. Константин Точилин: Может быть, мы отдельную программу про это сделаем. Михаил Кулик: Да. И экипаж этого малого судна должен находиться на борту буксирующего судна. И пожалуйста, хоть байдарка, хоть плот может проходить шлюзы, и это, конечно, здорово упрощает прохождение. Константин Точилин: Но для этого нужно иметь друзей с катером. Михаил Кулик: Либо рацию. Ни разу еще ни один водномоторник на моей памяти или яхтсмен под парусом не отказал в помощи своим товарищам, хоть и незнакомым. Константин Точилин: То есть подойти ближе к шлюзу и попробовать договориться? Михаил Кулик: Как правило, лодки ожидают шлюзования в бьефе шлюза, то есть болтаясь в прямой видимости ворот, подойти к маломерному судну и попросить либо связаться по рации на третьем или пятом канале, но это тоже тема отдельного разговора, связь на реке. Константин Точилин: Про связь, кстати, да. Ольга Арсланова: Михаил, я этот же маршрут проходила, проездила на автомобиле, как я думаю, большинство наших зрителей, в основном передвигаются вот такими сухопутными маршрутами. Это недорого, это буквально полбака. Вот по поводу цены… Константин Точилин: Насколько это разрушительно для семейного бюджета? Ольга Арсланова: Насколько это разрушительно для семейного бюджета, особенно если человек посмотрел это все, заболел, захотел и не очень понимает, для него все, что по воде, либо байдарочка, либо сразу яхта, то есть это либо совсем некомфортно, либо очень дорого. Михаил Кулик: Вы знаете, действительно все очень по-разному в зависимости от мощности двигателя, вообще от типа двигателя… Константин Точилин: …и от наличия его, потому что если это байдарка, то двигатель там в две человеческих силы… Михаил Кулик: Если на байдарке, это вообще бесплатно. Ольга Арсланова: Но не очень, наверное, удобно. Михаил Кулик: И удочка для питания. Да нет, на самом деле стоимость можно рассчитывать очень просто. Ольга Арсланова: Жизни на воде. Михаил Кулик: В принципе этот маршрут можно рассчитать: при даже самой небольшой водоизмещающей крейсерской скорости в 10-12 (не будем говорить "узлы") километров в час это 2 дня с одной ночевкой, это для тихоходных водоизмещающих либо малых судов, а в принципе за 1 день можно пройти. Соответственно, стоимость ночевки мы исключаем, стоимость питания, что взял с собой или что поймал, то и съел, а по топливу… Ну вот я вам для примера скажу: двигатель мощностью 150 лошадиных сил подвесной (от производителя не зависит) потребляет от 400 до 500 миллилитров топлива на 1 километр пути – это существенно больше, чем автомобиль, существенно. Но опять-таки это не так дорого и не так часто, к сожалению… Константин Точилин: Ну а если моторчик поменьше, то он и ест поменьше соответственно. Михаил Кулик: Ну пропорции, к сожалению, удручающие: поменьше, но не кратно лошадиным силам. Ольга Арсланова: Вам тут привет передают из Кимр: "Очень рад появлению рубрики, – пишет наш зритель. – Надеюсь, эта передача будет полезной и нужной для водномоторников. С уважением, Алексей". Михаил Кулик: Очень приятно, привет, Алексей, очень приятно. Много друзей по имени Алексей, но кимрского я знаю. Ольга Арсланова: Давайте послушаем нашего зрителя Виталия из Иркутской области, переместимся туда. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Точилин: Виталий, здравствуйте. Михаил Кулик: Добрый день. Зритель: Моя передача любимая. Я хочу вас пригласить, сейчас вы как раз про водные маршруты говорите, к нам в Иркутскую область на Байкал. Сейчас у нас проходит фестиваль бурятской культуры… Константин Точилин: Да, у нас в новостях даже материал про это будет сегодня. Зритель: Вот. Ангару посмотрите. Еще хочу сказать, что у нас остров Ольхон, Малое море есть на Байкале, там безопасность обеспечена полнейшая, 100%, сотрудники стоят буквально через 20 метров. Константин Точилин: Виталий, спасибо вам огромное за приглашение, но у нас есть некоторые финансовые ограничения, потому что мы очень-очень бедное телевидение… Ольга Арсланова: Пока, пока. Константин Точилин: Да. Поэтому пока мы к вам соберемся и будем откладывать деньги, может быть, вы или ваши друзья нам будете свое видео присылать того, о чем вы сейчас рассказываете, потому что это красоты, конечно, фантастические, судя по тому, что удавалось увидеть. Ольга Арсланова: Присылать вы можете вот по этому адресу. Константин Точилин: Михаил, расскажите, куда и как можно прислать видео. Михаил Кулик: Да. Видео можно прислать различными способами. Во-первых, в чате прямого эфира ОТР сообщить, что у вас есть видео, может быть, даже разместить ссылку, если IT пропустит, то я обязательно ее перечитаю и ознакомлюсь. Кроме того, есть на YouTube канал "Кормщик TV", "Кормщик" русский текст и "TV" латиницей, ищется очень просто… Константин Точилин: Внизу экрана вы все видите. Михаил Кулик: Да-да, там очень много видео, в том числе и те сюжеты, которые вы видите здесь в программе. Ну и третий вариант – найти на Facebook группу "Водномоторники" или "Клуб независимых путешественников", под таким именем эта тема развивается. Константин Точилин: Ну мы посмотрим, если будет неудобно, то, может быть, мы что-то придумаем еще. Михаил Кулик: Электронную почту, например. Константин Точилин: Но маршруты ваши ждем, потому что мы, конечно, необъятное объять не можем, особенно то, что за Уралом, нам сложновато, к сожалению, хотя очень хочется. Еще один звонок у нас, Михаил из Рязанской области. Михаил, здравствуйте, вы в эфире, слушаем вас. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Михаил Кулик: Добрый день. Ольга Арсланова: Михаил, с нами ли вы? Видимо, нет. А можно я вместо Михаила вопрос задам? Константин Точилин: Давай. Михаил Кулик: Конечно. Константин Точилин: Пожалуйста, Михаил. Ольга Арсланова: "Я за него". Я поняла, что маршрут вроде бы кажется посильным, но тем не менее неподготовленным людям со слабым вестибулярным аппаратом, а также детям можно его проходить? Михаил Кулик: Можно и, наверное, нужно. Но правильно предыдущий звонивший зритель сказал про безопасность, вот это ключевое слово, которое он произнес, он похвалил свои края, и мы очень рады, что у них безопасность обеспечена, и завидуем. В первую очередь безопасность на воде, а соответственно и комфорт для людей со слабым здоровьем, или детей, или просто неподготовленных, зависит от судоводителя, то есть человека, который готовит маршрут и ведет по нему: средства спасения, выбор маршрута, выбор, простите, воспользуюсь термином из большого флота, портоубежища, то есть изучение маршрута по Google-картам, Яндекс-картам, неважно… Константин Точилин: И потом это тоже приятно: пока ты ждешь, что вот через 2-3 недели у тебя отпуск, все это поизучать отдельное удовольствие. Михаил из Рязани снова, кажется, на связи. Михаил, здравствуйте, со второй попытки. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: О, получается, отлично. Константин Точилин: Слушаем вас. Зритель: Здравствуйте, алло, вы меня слышите? Ольга Арсланова: Да, слушаем. Михаил Кулик: Добрый день, Михаил. Зритель: Здравствуйте. Я бы хотел уточнить вопрос по правам управления на моторные лодки, на ПВХ. Мотор 15 лошадиных сил, я как знаю, регистрировать не надо, но свыше 5 лошадиных сил надо уже права управления получать. Вот я хотел бы узнать, так это или не так и где поточнее узнать-то? Константин Точилин: Очень правильный вопрос, потому что это на самом деле огромное количество людей именно с моторами от 5 до 15. Михаил Кулик: Да. Конечно, мы непременно сделаем на эту тему отдельный выпуски и пригласим сотрудника ГИМС, который поможет нам… Константин Точилин: …ну а пока коротко. Михаил Кулик: А сейчас коротко, да. Государственной регистрации подлежат маломерные суда, поднадзорные Государственной инспекции по маломерным судам, то есть ГИМС, с мощностью двигателя более 8 киловатт, это 10 лошадиных сил, и весом в снаряженном состоянии более 200 килограммов. Вот такие суда подлежат государственной регистрации. Соответственно, права на управление получить в ГИМС, во-первых, не так сложно, во-вторых, они обязательно требуются для управления зарегистрированным судном, – вот, собственно, такая простая логика. Константин Точилин: То есть нужно регистрировать. Михаил Кулик: 15 лошадиных сил однозначно, Михаил, нужно регистрировать. Константин Точилин: Даже если лодка меньше 200 килограммов весит. Михаил Кулик: Ну 15 сил в снаряженном состоянии где-то будет от 150 до 200 и весить. Константин Точилин: То есть в случае чего могут взять за одно место, поэтому… Михаил Кулик: Совершенно справедливо, и это правило закреплено в таможенном регламенте Таможенного союза "О безопасности маломерных судов". Ольга Арсланова: Вот несколько сообщений от наших зрителей. Ярославская область: "Меня сама жизнь заставляет частенько переплывать Волгу, правда, на пароме. Причина – отсутствие в Тутаеве моста, который не могут построить более 30 лет, из-за чего в межсезонье надо делать крюк в 80 километров". Константин Точилин: Да, это известная проблема. Ольга Арсланова: А вот маршрут тоже один наш зритель предлагает, может быть, кому-то пригодится: "Красноярский край, сплавлялся на катамаране по рекам в Путоране (Таймыр) – красота, теряешь дар речи. Жаль, дорого туда добираться". Константин Точилин: Дорого, да. Ольга Арсланова: Вы знакомы с этим? Михаил Кулик: Да, Путорана, конечно, само по себе место уникальное, удивительное, но я лично знаком с человеком, который на лодке ПВХ… Это вот к вопросу о выборе лодки, опасно не опасно: человек на лодке ПВХ с супругой за 29 дней прошел 4 тысячи километров по Енисею, выйдя из Красноярска и придя, внимание, на полуостров Ямал, вот так. Константин Точилин: Ну это памятник надо ставить такому человеку, мне кажется. Ольга Арсланова: Экстремалы. Михаил Кулик: Да, и белых медведей повидали, и… Это действительно мужественное путешествие, но это пример того, что бояться не надо, важно правильно готовиться. Константин Точилин: Это правильно. Но вот если вернуться к тому маршруту, о котором мы говорили, понятно, что, особенно если речь идет о том, чтобы не тратить много денег, это ночевка, наверное, в палатке? Михаил Кулик: Ну либо на судне, если позволяет, либо в палатке, хотя есть места, где можно заночевать. Константин Точилин: Ну можно при желании в гостинице, можно, наверное, в палатке. Михаил Кулик: Да. Константин Точилин: Просто по палаткам вопрос пришел: "Что вы думаете, газовый фонарь для освещения в палатке использовать имеет смысл?" Михаил Кулик: Я использую и газовую плитку, и газовый обогреватель, и газовый фонарь, но я специальным образом подбирал палатку, которая имеет вентиляцию, сконструированную, изготовленную еще на производстве. В ином случае есть некоторая опасность, хотя многие пользуются газоанализаторами, это недорогое, достаточно бытовое, потребительское устройство. Но риск все равно есть, поэтому… Константин Точилин: Как с любым газовым девайсом, собственно. Михаил Кулик: Да-да. Константин Точилин: Еще один звонок у нас. Ольга Арсланова: Да, у нас Тимур из Москвы. Здравствуйте. Константин Точилин: Тимур, здравствуйте. Михаил Кулик: Добрый день, Тимур. Зритель: Алло, меня слышно? Константин Точилин: Да, слышно, говорите. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Вот послушал вас, очень здорово, что можно на самом деле путешествовать по воде, я являюсь обладателем лодки, тоже путешествую, как раз сбрасываю лодку в районе Кимр, у меня там дача находится. Вот был разговор про то, по силам ли такой маршрут для детей или для людей каких-то… Ольга Арсланова: …болящих. Зритель: …у кого с вестибулярным аппаратом тяжело. Всегда можно посмотреть прогноз погоды прежде всего, то есть очень большое количество мест, где можно сбрасывать надувную лодочку. У них, с одной стороны, ограничение в плане комфорта, с другой стороны, большое преимущество, что вы можете ее сбросить там, где вы ее не сбросите, имеется в виду цельнометаллический катер либо корпусной какой-нибудь другой. То есть здесь в этом плане больше развязаны руки. Константин Точилин: И малые реки для вас открыты, куда с большой осадкой не зайдешь. Зритель: Да-да, совершенно верно. Константин Точилин: А они шикарные совершенно, конечно. Михаил Кулик: Да, и на этом маршруте их достаточно много, 3 самых известных – Медведица, Нерль и Юхоть – две из них я уже отснял и вот анонсирую… Константин Точилин: В следующий раз у нас будет Юхоть как раз, да? Михаил Кулик: А давайте сохраним интригу: либо Медведица, либо Юхоть. Константин Точилин: Сохраним интригу. Ольга Арсланова: Спасибо Тимуру за совет. Константин Точилин: Время летит совершенно как-то феерически незаметно, а у нас… Михаил Кулик: …время ужина. Константин Точилин: Время ужина, потому что у нас есть еще одна рубрика о том, что можно… Мы же говорили, что надо еду брать с собой. Михаил Кулик: Обязательно. Константин Точилин: А вот как из той еды, которую взяли с собой, что-нибудь приготовить, кто нам расскажет? Михаил Кулик: Дмитрий Соснин, шеф-повар, профессиональный водномоторник… Константин Точилин: …и профессиональный повар. Михаил Кулик: Да, и профессиональный повар, и большой знаток походной жизни. Константин Точилин: Поехали. СЮЖЕТ Константин Точилин: По-моему, у всех потекли слюнки, включая наших зрителей, которые беспокоятся, как же фарш летом довезти – термосумка или просто льда в какой-нибудь… Михаил Кулик: Есть способы… Мариновать. Константин Точилин: Слушайте, ну вот так вот у нас уже и закончилось время. Мы снова встретимся в этой практически кают-компании в следующий четверг в 18:30. Обязательно можно заранее присылать вопросы и темы, которые вам были бы интересны, мы будем готовиться заранее и их снимать. Ну и я еще раз напоминаю, собственно, кто провел для вас эту рубрику: Михаил Кулик, член Русского географического общества, водномоторник, просто знающий и хороший человек. Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Михаил Кулик: Спасибо. Константин Точилин: До следующего четверга, Михаил. Михаил Кулик: Всего хорошего.