Путешествие по реке Юхоть

Гости
Михаил Кулик
юрист, специалист в области правового регулирования судоходства

Константин Точилин: Добрый вечер.

Оксана Галькевич: Добрый вечер. А у нас тут фокус в прямом эфире – замена играющего состава. Константин Точилин ко мне присоединился вместо Виталия Млечина.

Константин Точилин: На время.

Оксана Галькевич: На время небольшое. Это наша рубрика новая, которую мы запустили буквально неделю назад.

Константин Точилин: Второй выпуск рубрики «Жизнь на воде» – все, связанное с водным туризмом, вообще с эксплуатацией маломерных судов, начиная от байдарки и заканчивая моторными яхтами. Я представляю нашего эксперта и ведущего рубрики – Михаил Кулик, член Русского географического общества, водомоторник с огромным стажем и ведущий YouTube-канала «Кормщик TV». Михаил, здравствуйте.

Михаил Кулик: Добрый день.

Константин Точилин: Вечер уже даже, я бы сказал.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Михаил Кулик: Да, вечер. Добрый вечер, Оксана и Константин. Добрый вечер, зрители.

Константин Точилин: Ну, о чем мы сегодня будем разговаривать?

Михаил Кулик: Сегодня? Ну, во-первых, я покажу небольшой сюжет об очередном путешествии по малой речке, называется она Юхоть. Такое очень уютное и приятное название. Наверное, расскажу, как можно спланировать небольшое путешествие на небольшой лодке, то, что доступно практически каждому зрителю, каждому жителю нашей страны. Ну и конечно, как всегда, я буду говорить о безопасности на воде. Предлагаю это обсудить и со зрителями, и между собой

Константин Точилин: Ну и кроме того, как и в нашей автомобильной рубрике, приветствуются ваши вопросы. Может быть, кто-то собирается что-то плавающее купить, продать, новое, неновое. На все эти вопросы Михаил тоже, я думаю, вам с удовольствием ответит. Ну что, давайте не будем терять времени, смотрим сюжет про Юхоть.

Михаил Кулик: Конечно.

СЮЖЕТ

Константин Точилин: Красота!

Оксана Галькевич: Очень красивые места!

Михаил Кулик: Да.

Оксана Галькевич: Михаил, вы знаете, я понимаю, конечно, что река не океан, но тем не менее, вот насколько такое путешествие может быть беспокойным? Штормы, ветры, опасности подстерегающие?

Константин Точилин: Мореплаватели.

Оксана Галькевич: Мореплаватели.

Михаил Кулик: Ну, пожалуй, два самых главных риска есть в таком путешествии. Первый риск – это погода. Но для маленькой реки, для всех малых рек этот риск выливается в отсутствие комфорта: мокро, слякотно, сыро, еда промокла, переодеться не во что, встать негде. И второй риск – это риск неверной подготовки. А это неважно – река Юхоть или что-то побольше. Неверно подготовиться – это не взять топливо, не взять запасной винт, например, если идете на «моторе», и встретился вам «бродячий пень», как это называется.

Оксана Галькевич: Коряга какая-то.

Михаил Кулик: Коряга, да. Все что угодно, камень. Потому что уровень воды в Волге регулируется не естественным путем, а гидросооружениями.

Константин Точилин: Да, там шлюзы с двух сторон.

Михаил Кулик: Да, его поднимают, опускают. И только знатоки понимают, что нужно зайти на сайт Канала имени Москвы, посмотреть, что сейчас по обстановке. Но делает это далеко не каждый. Соответственно, наткнуться днищем (хорошо, если легкая лодка) на ранее неизвестную мель вполне, так сказать, возможно. И в этом второй риск. Без опыта, конечно, везде рискованно.

Оксана Галькевич: Вот! Я хотела у вас как раз…

Константин Точилин: Но пока ты не начнешь, ты его не приобретешь.

Михаил Кулик: Совершенно справедлив.

Оксана Галькевич: С другой стороны, начинать, наверное, надо в правильной компании опытных людей лучше.

Михаил Кулик: Точно, точно так, точно так, да. И люди, которые живут на воде, как правило, ну, весьма дружелюбные и отзывчивые в этом вопросе. Подходя к шлюзу, никогда не стесняясь, начинающий путешественник может спросить у тех, кто стоит рядом, по рации или просто перекрикнув с борта на борт: «А как действовать? А что делать?» И всегда подскажут. Не было еще случая, чтобы кто-то когда-то (да я и сам, само собой) отказал в этом. Но готовиться лучше действительно так. Вы хотите в путешествие? Ищите.

Константин Точилин: Я думаю, что, может быть, мы следующую программу посвятим как раз именно грамотной подготовке к экспедиции. А чтобы закрыть, может быть, тему Юхоти, не могу свои пять копеек не добавить, потому что я чудесные три дня в прошлом году в тех местах провел. У меня получился другой маршрут, который мы называли Угличской кругосветкой, совсем по малым рекам. И получается, что ты выходишь из Углича и приходишь в Углич. Там нужно спустить лодку (но это только для ПВХ, потому что сложности) на речке Улейме, по ней впасть в Юхоть, по Юхоти впасть в Волгу как раз в районе Мышкина и Волгой вернуться обратно в Углич. Получается вот такой маршрут. На «моторе» за два дня он проходим. На веслах, наверное, это, конечно, будет сделать сложнее.

Михаил Кулик: И, как говорят, ни разу в одной воде…

Константин Точилин: И ни разу…

Михаил Кулик: В одной воде не плыть.

Константин Точилин: Да, и туда, и обратно. Самые разные впечатления, красота.

Михаил Кулик: Замечательный маршрут!

Константин Точилин: Но там есть единственная засада – парочка наплавных мостов. И вот лодочку тогда нужно вытащить на берег вместе со всеми пожитками и пешочком, пешочком.

Михаил Кулик: Совершенно верно.

Константин Точилин: Но красоты фантастические просто!

Михаил Кулик: Это термин байдарочников – «обнос совершить».

Константин Точилин: Да.

Оксана Галькевич: Кстати, вы не одиноки, Михаил и Константин. Вот есть сообщение от нашего телезрителя из Москвы или Московской области (не совсем понятно): «Путешествовал, река отличная». Подтверждают, зрители подтверждают.

Михаил Кулик: Замечательно!

Оксана Галькевич: Действительно, там здорово. Ну и мы видели, как там красиво.

Константин Точилин: Нет, там шикарные места совершенно.

Оксана Галькевич: У нас, кстати, есть звонок. Давайте послушаем.

Константин Точилин: Давайте послушаем.

Оксана Галькевич: Юрий, Челябинская область. Здравствуйте, вы в прямом эфире.

Константин Точилин: Здравствуйте, Юрий.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я изобрел автокатамаран для легкового автомобиля. Это чтобы отдыхать на реке, на озере. В общем, на машину, например, тяжело ставить, а нужно с собой. Так вот, этот катамаран заезжает по трапу. Технически вообще не изменяя автомобиля, за счет колес и коробки передач поплыл – хоть вперед, хоть назад. Какая мощность у вашего двигателя на машине – с такой и скоростью. Я на своем Nissan 40 километров проезжал. У меня очень большая на наших озерах в Челябинской области, но я не могу его запатентовать. А отдыхают все. У меня иностранцы приехали…

Константин Точилин: Юрий, у нас просьба. Смотрите, а вы можете снять ваше замечательное изобретение и нам прислать видео, чтобы это можно было понять, как выглядит. Сейчас мы попросим в низу экрана показать плашечку, как собственно можно нам залить видео с помощью YouTube-канала Михаила. И я думаю, что мы на эту тему отдельно поговорим. Спасибо вам за звонок.

Оксана Галькевич: Уважаемые друзья, кстати, мы принимаем самые разные ваши вопросы, только чтобы они касались этой темы – жизнь на воде, передвижение по воде. А так абсолютно разные темы.

Михаил Кулик: Как я понял, у зрителя вообще не просто рассказ, а проблема.

Оксана Галькевич: Он не может зарегистрировать.

Михаил Кулик: Да, совершенно верно. Есть такое понятие – суда индивидуальной постройки по собственному проекту либо по проекту приобретенному, но не выпускается судно серийно и не прошло соответствующую сертификацию. Это действительно, дорогие зрители, большая проблема. И для того чтобы с ней хоть как-то разобраться, мы пригласим, я думаю, в августе в студию сотрудника ГИМС, регистрирующего органа.

Константин Точилин: И ему все эти вопросы позадаем.

Михаил Кулик: Конечно, передадим и получим, я надеюсь, квалифицированные ответы.

Константин Точилин: И вообще, даже если вы не изобрели лодку, а просто ее эксплуатируете, она вам нравится – присылайте тоже видеорассказы о своих лодках. У нас будет такой народный тест-драйв, очень хочется это сделать.

Смотрите – вопросы. «Зимний костюм-поплавок удобен для рыбалки, движения не стесняет ли?»

Михаил Кулик: Зимний костюм-поплавок? Ну, начну с простого. Это достаточно дорогая штуковина, если не сказать – очень дорогая штуковина. И стоит три раза подумать, прежде чем его приобретать, поскольку на зимней рыбалке, как я понимаю, обезопаситься от утопления или от попадания в воду холодную можно более простыми способами, если…

Константин Точилин: То есть не факт, что вы получите от обладания этим костюмом столько удовольствия, сколько за него хотят денег?

Михаил Кулик: Конечно, конечно, это такая штука. При судовождении, при хождении в холодной воде (а это Баренцево море, Белое море, может быть, шхеры или до Северного моря), конечно, он крайне необходим. Но мы сейчас больше о путешествиях по России, по внутренним водным путям. Поэтому тут, конечно, решать каждому.

Константин Точилин: Так, еще вопрос: «Можно ли использовать, – к вопросу о ПВХ-лодках, – жидкую заплатку для ПВХ-лодок?» И что это такое?

Михаил Кулик: Да, и она очень рекламируется. Есть производитель небольшой российский. Много на YouTube-каналах очень уважаемых путешественников обзоров этого дела. Я ни разу не пользовался. Я все-таки традиционно – заплатка, клей, высушивание, время. Ну и особо не попадаю в такие ситуации. Но говорят, что работает. И я знаю лично людей, которые отзываются очень положительно. Это экстренная помощь. В любом случае эта заплатка требует потом ремонта более, так сказать, основательного.

Константин Точилин: В общем, аптечку для лодки с собой возить, конечно же, надо.

Михаил Кулик: Можно и нужно, да.

Оксана Галькевич: Михаил, а у лодок бывают (я вот совсем далеко от этой темы), как у автомобилей, технические осмотры, специальное техобслуживание? Где это происходит и как?

Михаил Кулик: Государственная инспекция по маломерным судам осматривает поднадзорные маломерные суда раз в пять лет, выдает соответствующее заключение, акт осмотра, делает отметку. И, соответственно, с этой отметкой судно получает право выйти на воду.

А по поводу технического обслуживания. Ну, собственно, ничего, отличающего от машины, у лодки нет. Это тот же двигатель внутреннего сгорания, как правило.

Константин Точилин: Тормозов нет.

Михаил Кулик: Да-да, тормозов нет. Есть, встречаются, но они, как правило, у штурвала находятся. Обслуживание есть, но отличается чем? Судно маломерное (да и любое другое) в наших условиях используется только половину года. То есть в остальное время, в страшное время, как мы его называем, твердой воды, за что не любим физиков (они придумали это агрегатное состояние), есть зимняя консервация. Это то же техобслуживание. То есть иллюзия, что консервировать надо как-то по-особому – это только иллюзия. Да, есть несколько вещей, которые не требуются для постоянной эксплуатации: промывка системы охлаждения и так далее.

Константин Точилин: Ну, это, мы думаю, где-нибудь в октябре сделаем отдельный выпуск, как законсервировать.

Михаил Кулик: Конечно, когда для этого настанет время. Есть еще несколько тонкостей, но для этого нужна целая программа.

Константин Точилин: Ну, я думаю, это отдельная программа. Вопрос…

Оксана Галькевич: Морская столица…

Константин Точилин: А, звонок?

Оксана Галькевич: Звонок у нас есть, да.

Константин Точилин: Давайте звонок.

Оксана Галькевич: Семен из Петербурга. Семен, здравствуйте.

Константин Точилин: Здравствуйте.

Зритель: Добрый день.

Константин Точилин: Добрый.

Михаил Кулик: Добрый день, Семен.

Зритель: Хотел рассказать про серфинг на заливе у нас. Ласковый пляж в Солнечном и другие виды серфинга, которые у нас появляются и очень сейчас развиваются – сапсерфинг, серфинг, кайт и прочие направления водных видов спорта. Но, к сожалению, в городе запрещают маломерные индивидуальные вот такого плана суда в виде байдарок, сапсерфов, серфов с веслом, на которых можно стоя грести индивидуально и путешествовать по городу, по каналам. Сейчас все это запрещают, ну, в угоду туризма и трамваем этих водных. Но хотелось бы развивать, конечно, это направление

Михаил Кулик: Спасибо, Семен.

Оксана Галькевич: Да, спасибо.

Михаил Кулик: Я даже знаю, что вам сказать по этому поводу. Санкт-Петербург – замечательный водный город. Я дружу с огромным количеством путешественников, яхтсменов, водномоторников и прочих. Все понимают, что кроме того, что город туристический, с развитой инфраструктурой, с большим движением, это же еще и порт, и порт очень мощный. Кроме того, как бы там ни было, это таможенная зона, пограничная зона. И есть специальные ограничения, касающиеся именно этого вопроса. В Финский залив, на территорию порта Санкт-Петербург нельзя зайти просто так, потому что стоят иностранные суда, находящиеся под таможенным режимом, движутся суда, которые не могут увернуться от серфа этого маленького. Серфу придется проявлять большую осторожность. Семен, я очень понимаю и поддерживаю ваше желание развивать водные виды спорта…

Константин Точилин: Но есть ограничения.

Михаил Кулик: Да, есть ограничения, с которыми бороться нет нужды и нет смысла, потому что они логичны, они обоснованы в этом случае.

Константин Точилин: Семен, тоже присылайте видео ваших приключений.

Михаил Кулик: Обязательно.

Оксана Галькевич: Как вы это делаете. Ну, пляж в Солнечном – это достаточно далеко за городом. А вот вы знаете, кстати, Петербург позвонил, и у нас есть пара сообщений, все это как-то совместилось в голове. Люди пишут, что живут на воде.

Михаил Кулик: Да-да-да.

Оксана Галькевич: Вот! У нас это насколько распространенная практика? Это не лодка, конечно, я понимаю. Но вот жить на воде, как в Голландии?

Михаил Кулик: Да, я хотел сказать, что мы, конечно, еще всей страной, наверное, не переплюнем один город Амстердам по количеству проживающих на воде, но есть такие люди. Кто-то живет на яхте, на парусной яхте, ну, достаточно большой, а точнее – даже не большой, а удовлетворяющей потребности именно того, кто живет. Это раз. Два – есть уже и дебаркадеры, и понтоны, которые оборудованы для проживания. Но опять же, опять же я говорю: мы живем (вот большая часть населения) там, где есть зима и где жить можно только сезонно.

Константин Точилин: К сожалению.

Михаил Кулик: Да, как на даче. Не получается жить круглый год. Но таких людей я знаю.

Константин Точилин: Я тут на Клязьминском водохранилище встретил плавучую баню.

Михаил Кулик: Да.

Константин Точилин: Так что люди на воде не только живут, но и парятся.

Оксана Галькевич: И парятся в бане.

Михаил Кулик: Константин, я больше того скажу: я на следующей неделе или через неделю снимаю сюжет о плавбане индивидуальной постройки с гребным колесом.

Константин Точилин: Ух ты!

Михаил Кулик: Это мой приятель построил.

Оксана Галькевич: Это пароход. Это уже Том Сойер, простите, Миссисипи.

Михаил Кулик: Да-да-да. Мой приятель построил и ждет меня, я это сниму. И, конечно, все это увидят.

Константин Точилин: Еще, наверное, на один вопрос успеем ответить. «Какую литературу для сдачи экзаменов и купить где?» – спрашивает нас Владимир из Москвы.

Михаил Кулик: Купить – где угодно. «Правила плавания по ВВП» или учебники для подготовки к экзамену в ГИМС. Я, например, скажу, что я советую пользоваться мобильными приложениями, которые сейчас распространены для всех операционных систем мобильных. Они, во-первых, дают возможность протестировать себя по актуальным билетам. Во-вторых, к каждому билету есть ссылки с разъяснениями – это та самая выдержка из учебника.

Константин Точилин: Так, очень коротко буквально, у нас мало времени. «Как славно было бы вместе с вами путешествовать». Мы думаем над этим, чтобы устраивать какие-то большие экспедиции, все впереди. Так, про бюджет покупки лодки уже не успеваем, к сожалению. И вот что я еще успею. Говорят: «Так как у нас все делается для состоятельных господ, нищие имеют хотя бы право подойти к берегу реки, или стреляют без предупреждения?» Давайте проанонсируем нашу карту, которую мы начали создавать в рамках всей России, где бесплатные пляжи, бесплатные и много чего интересного. Но об этом, когда будет готово уже.

Михаил Кулик: Конечно.

Константин Точилин: И нам пора, собственно, уходить на нашу заключительную составляющую, а именно кулинарную.

Михаил Кулик: Да, в отличие от наших зрителей, которые под чашку чая могут смотреть, мы будем смотреть на сухую.

Константин Точилин: Что можно приготовить на воде.

Оксана Галькевич: У нас есть стаканчики с водой.

СЮЖЕТ

Константин Точилин: Ну что, моментально пролетело время, на кучу вопросов не успели ответить. Друзья, давайте вопросы присылайте прямо заранее, прямо со дня четверга следующего, чтобы у нас было их больше.

Михаил Кулик: А я подключусь, наверное, к чату и буду офлайн отвечать на какие-то.

Оксана Галькевич: Каждый четверг, друзья, наша новая рубрика «Жизнь на воде». Собираем в копилочку ваши вопросы и темы.

Константин Точилин: Спасибо. И до следующего четверга!

Михаил Кулик: До свидания.

Как спланировать небольшое плавание и приготовить боцманский бутерброд — в рубрике Михаила Кулика «Жизнь на воде»