Михаил Кулик: Планируя маршрут по Медведице, учитывайте, что заправок на ней нет

Гости
Михаил Кулик
член «Русского географического общества», юрист, специалист в области правового регулирования судоходства

Рубрика «Жизнь на воде». Обсуждаем все, что связано с отдыхом на воде. Автор и ведущий рубрики – член «Русского географического общества» Михаил Кулик.

 

Константин Точилин: И ведь не обманул.

Марина Калинина: Не уходите и не уплывайте.

Константин Точилин: И не уплывайте. Не обманул Петр Кузнецов, как обычно.

Марина Калинина: У нас тут, видите, произошли перестановки.

Константин Точилин: Да, потому что это четверг, 18:30, рубрика «Жизнь на воде». Обсуждаем все, связанное с эксплуатацией, покупкой, продажей маломерных судов, суденышек. И, как обычно, Михаил Кулик – автор и ведущий этой рубрики.

Михаил Кулик: Добрый день, дорогие зрители.

Константин Точилин: Ну что? О чем сегодня будем говорить?

Михаил Кулик: Сегодня, как обычно, поделюсь маршрутом очень интересным по реке с прекрасным русским названием – Медведица. Вновь предупреждаю – их две. Мы сегодня о той, которая впадает в Волгу.

Константин Точилин: А, не в смысле, что Большая и Малая?

Михаил Кулик: Нет.

Константин Точилин: И не бурая и белая.

Михаил Кулик: Да. Приток Волги, река Медведица. Культовое место. Почему – расскажу позже. И предлагаю такую тему. Зачастую возникает вопрос в социальных сетях, на форумах и просто в общении: «Хочу, не могу – по причинам разным: либо лодка не подходит, либо нет вообще…»

Константин Точилин: Либо нет денег.

Михаил Кулик: Либо нет опыта и так далее. Поговорим на эту тему.

Константин Точилин: Поговорим на эту тему. Готовьте все ваши вопросы. Опять же еще раз говорю: все, что связано с эксплуатацией, ремонтом, маршрутами, выбором лодки, мотора, всего чего угодно. Будем отвечать. А пока смотрим про реку Медведицу.

Михаил Кулик: Медведица.

СЮЖЕТ

Константин Точилин: Вот такая вот река Медведица. Это один день получался маршрута? Или его можно растянуть и на несколько?

Михаил Кулик: Растянуть можно сколь угодно долго. Я сказал в сюжете и повторюсь: очень много мест для стоянки, замечательных мест. Хоть и достаточно заселенные берега, но вполне проходимый берег, высокий берег – можно встать, можно расположиться, порыбачить. Все по желанию. Если просто цель попутешествовать, то для ПВХ – два, ну, максимум три дня.

Константин Точилин: Ну, в принципе, это маршрут для ПВХ, наверное?

Михаил Кулик: Большей частью – да. И среди моих знакомых, и вообще…

Константин Точилин: Ну, байдарки туда же?

Михаил Кулик: Да, конечно, конечно. То есть суда с малой осадкой и возможностью поднять двигатель, чтобы пройти практически волоком, протащить ее. Очень много случаев, когда оставляли винты и редукторы, то есть ударяясь о неизвестные и неидентифицированные картами препятствия. Поэтому катера выше 4–5 километров, как правило, не заходят, да и вовсе не рискуют из-за того самого сложного фарватера на входе.

Константин Точилин: Ну, наверное, и для ПВХ с мотором тоже запасной винт не помешает.

Михаил Кулик: Это всегда не помешает. И это моя настоятельная рекомендация – иметь его.

Константин Точилин: И бензин с собой.

Михаил Кулик: Бензин с собой. Хотя, конечно, есть шанс, что на берегу помогут, но рассчитывать на него особо не стоит.

Константин Точилин: И раз уж мы заговорили о ПВХ, мы должны отдать долг. В прошлый раз нам под самую завязку программы пришел вопрос от нашего зрителя.

Михаил Кулик: Да-да-да, помню.

Константин Точилин: Бюджет, собственно, покупки лодки ПВХ и, видимо, мотора к ней.

Марина Калинина: Кстати, про мотор уже спрашивают. Сколько стоит мотор?

Константин Точилин: Вот сейчас мы про это и поговорим.

Михаил Кулик: Да, мы об этом и поговорим.

Константин Точилин: Начнем с лодки, наверное.

Михаил Кулик: С лодки. Ну, собственно говоря, ПВХ-комплект может быть либо просто гребная лодка ПВХ. Но, как правило, для путешествий такие не используются, это только для рыбалки и коротеньких прогулочек. Поэтому за основу возьмем комплект – лодка и мотор. Мотор, если это до 10 лошадиных сил, не подлежит государственной регистрации по закону, поэтому очень удобный, очень доступный, очень легкий. Ну и, соответственно, под мотор до 10 сил (я просто ограничиваю, о чем мы будем говорить) длина лодки – до 4 метров, скажем так.

Бюджет? Ну, стоит оговориться. Мое личное мнение (я не навязываю его): если хочется уложиться в минимальный бюджет, и, соответственно, есть соблазн приобрести б/у, бывшего употребления, то имеет смысл все-таки обратить внимание на недорогой, но новый мотор, а уж лодку ПВХ, в свою очередь, можно, конечно, купить и б/у. Но при этом стоит обращать внимание на следующее: ПВХ – мягкий материал.

Константин Точилин: То есть изучить под микроскопом?

Михаил Кулик: Имеются заплатки, не имеются, потертости, расхождения швов, состояние клапанов и так далее. Поэтому, может быть, стоит наоборот поступить – хорошо проверенный со специалистом-механиком б/у мотор и при этом новая лодка. Все же она стоит на фоне мотора подешевле, как правило.

И бюджет. Я не стану говорить о конкретных производителях, они очень разные. В основном, конечно, мы выбираем российские лодки, поскольку изготавливаются они большей частью… да и не большей частью, а все из качественных материалов германского и французского производства, того самого ПВХ. И бюджет таков – от 25 тысяч рублей за новую лодку. И стоимость мотора – ну, скажем так, от 40 тысяч, это будут китайские. Но среди них тоже есть вполне приличные производители.

Константин Точилин: У меня пять лет китайский мотор – и тьфу-тьфу-тьфу! – в общем, проблем пока не было.

Михаил Кулик: Ну вот, пожалуйста. То есть три-четыре марки китайских моторов уже хорошо себя зарекомендовали. И неважно, как они там – воруют, не воруют модели у более мощных производителей.

Константин Точилин: Оставим это на их китайскую совесть.

Михаил Кулик: Да-да-да. Нам важны ведь эксплуатационные качества. А верхний предел, наверное, не ограничен, потому что лодку можно сделать по индивидуальному заказу, бронировать (есть такая история) и так далее и тому подобное.

Константин Точилин: Давайте звонок примем. Игорь нам дозвонился из Петрозаводска. Игорь, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Точилин: Добрый день, Игорь.

Михаил Кулик: Слушаем вас.

Марина Калинина: Игорь, говорите, пожалуйста.

Зритель: Я думал, я уже сказал. Я очень прошу вас рассказать про катер Соснина, который у вас показан сейчас, повара, шеф-повара. И хотелось бы знать, где его можно найти и кто делает. Ну, если можно, то что он стоит. Потому что я водомоторник с детства, и мне очень интересно. У нас в Петрозаводске нет таких лодок.

Марина Калинина: Спасибо.

Михаил Кулик: Я вас понимаю. Да, спасибо за вопрос.

Константин Точилин: А в Карелии есть где разгуляться.

Михаил Кулик: Да. Лодка Дмитрия Соснина, нашего повара, производство – город Санкт-Петербург, компания «СПЭВ», модель лодки – Phoenix 600HT. Ну а двигатель у него установлен – 100 лошадиных сил. Вот такая история. О цене. Я сказал, что за лодка. Обратитесь на сайт производителя. Я не знаю, какая цена сегодня, изменилась ли она.

Константин Точилин: И тоже, может, есть смысл неновую поискать?

Михаил Кулик: Да, неновая такая лодка обойдется с таким мотором… Ну, это новая модель, она второй год…

Константин Точилин: А, еще неновых нет.

Михаил Кулик: Я первый тестировал и делал обзор именно этой лодки, поэтому я знаю. Ну, новая достаточно дорогая. Есть попроще модели, и ничем не хуже, у того же производителя.

Константин Точилин: Так, еще один звонок – Казань у нас на связи. Альберт, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

Михаил Кулик: Добрый-добрый, Альберт.

Зритель: Вопрос такой. Все чаще смотрю программы, где люди покупают старые баржи, оборудуют под свое жилье, делают какие-то причалы – и, в общем, просто живут на этих баржах. Сколько это будет стоить? И какие документы надо будет собрать?

Михаил Кулик: Спасибо. Ну, мы об этом уже говорили…

Марина Калинина: Это дебаркадеры вот эти, да?

Михаил Кулик: Ну да, дебаркадеры или просто платформа, баржа. Мы говорили, Константин, с вами в первой программе.

Константин Точилин: Да.

Михаил Кулик: Ну, о цене я вам точно не смогу сказать, потому что неизвестно, что за баржа и каких потребует она доработок, и будет ли это самоходная баржа или нет. Но, поверьте, это непростая поскольку для того, чтобы стационировать баржу, то есть поставить ее как жилье у некой стенки или причала, для этого надо решить вопрос водопользования, а это совсем нелегкий вопрос.

Константин Точилин: То есть замучаемся пыль глотать, как говорит Владимир Владимирович Путин?

Михаил Кулик: Совершенно справедливо, да.

Константин Точилин: Но если не пугает, то, наверное, да?

Михаил Кулик: Да. А если делать хаусбот, то есть плавучий дом, плавучую дачу, устанавливать движитель, то в том варианте, о котором спрашивает Альберт, это получается лодка, изготовленная по индивидуальному проекту, и ее регистрация возможна, есть порядок установленный. Но он а) не очень хорошо доработан; б) редко применяется, потому что от региона к региону трудности будут свои.

Марина Калинина: Вот спрашивают, вернее, даже совет дает из Вологодской области наш телезритель: «С пэвэхашками много проблем, поэтому лучше металлические плоскодонки с небольшой осадкой».

Константин Точилин: «А из моторов, безусловно, водомет», – пишет Вологда.

Михаил Кулик: Ну, я бы поспорил с этим, потому что у каждой лодки есть своя акватория, у каждого судоводителя есть свои цели. Ну, во-первых, металлическая плоскодонка не позволяет повесить мотор достаточно большой мощности (5–6 сил – предел), ну, в связи с конструктивными особенностями этой лодки. Это раз. Два – транспортировка такой лодки может вызвать некоторые затруднения.

Константин Точилин: Плоскодонку в багажник не положишь.

Михаил Кулик: Да-да-да. И три – что я сказал бы? – эту лодку дооборудовать желаемым образом достаточно сложно. Вы видели в сюжете мою лодку ПВХ, где установлено дистанционное управление двигателем. И я – как в полноценном катере, только маленьком, за рулем, очень комфортно себя чувствую.

Константин Точилин: А металлическая плоскодонка – это что-то типа того, что раньше «Романтика» называлось, да?

Михаил Кулик: Совершенно справедливо, да-да-да. И у них тоже есть своя акватория и свое применение. Это прекрасные лодки для рыбалки, это прекрасные озерные лодки. Но плоскодонка не держит волны вовсе. Вы, Константин, не хуже меня знаете, какая волна даже на нашей Волге бывает, не говоря про Рыбинское водохранилище.

Константин Точилин: Да. Так, еще один звонок у нас – Владимир до нас дозвонился. Владимир, здравствуйте.

Михаил Кулик: Добрый день, Владимир.

Константин Точилин: Слушаем вас.

Зритель: У меня вопрос по транспортному налогу на маломерный флот наш.

Михаил Кулик: Пожалуйста.

Зритель: Маломерный флот считают каким-то таким развлечением. Вот я живу в деревне на берегу реки. Разрешение на плавание фактически наступает в июне и заканчивается в сентябре. Налог нам считают на весь год, причем налог на лодку больше, чем на автомобиль. Что-то собирается сообщество наше маломерное думать по поводу этого?

Константин Точилин: Отличный вопрос! Спасибо. На самом деле глубокое свинство тут заложено. С нашей погодой, с нашим коротким летом, дай бог, четыре месяца, ну, пять ты эксплуатируешь. А при том, что все еще работают, дай бог, ты просто несколько раз на этой лодке выедешь, а налог за тебя берут. «Иди сюда!»

Марина Калинина: «Будьте любезны, заплатите».

Константин Точилин: «Будьте любезны», да.

Михаил Кулик: Наверное, не все помнят, что я по совместительству еще и юрист.

Константин Точилин: Ну, теперь об этом узнает вся страна.

Михаил Кулик: Да-да-да. Так вот, я вижу основную проблему, что транспортный налог по маломерным судам в местах их сезонного использования взымается… вернее, исчисляется на владение, а не на использование. Если бы мы платили налог за использование маломерных судов…

Константин Точилин: Ну, понятно, да.

Михаил Кулик: Ну, логично предположить, что этот налог идет на обустройство водоем (то есть цель его взимания) и так далее. Мы к водоемам имеем отношение только тогда, когда мы на них выходим.

По поводу того, будет ли сообщество что-то делать. К сожалению, как таковое сообщество – как сказать? – это некая группа единомышленников. Она огромна, но она никаким образом не объединена общественной организацией.

Константин Точилин: Не структурирована, да?

Михаил Кулик: Спасибо за ваш вопрос! Я не обещаю, но очень подумаю над тем, не стоит ли мне стать инициатором…

Константин Точилин: Стоит, стоит, стоит. Давайте станем.

Михаил Кулик: Давайте.

Константин Точилин: Кстати, в разных областях разные налоги.

Михаил Кулик: Да. Это установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Константин Точилин: Я посмотрел. Если я не ошибаюсь, я в прошлом году смотрели, в Твери чуть ли не в два раза дешевле… чуть ли не в два раза меньше ставка, чем в Москве, к примеру.

Михаил Кулик: Совершенно верно. Почему? Налоговый кодекс говорит четко… вернее, устанавливает базовую ставку на лошадиную силу.

Константин Точилин: А коэффициент определяет регион?

Михаил Кулик: И коэффициент определяет регион. Мало того, до 100 лошадиных сил – базовая ставка. А дальше на каждую «лошадку» милую устанавливается повышающий коэффициент.

Константин Точилин: Интересная SMS, смотрите: «Как продать металлическую лодку советского производства? Или лучше сдать на металлолом? Одинокая пенсионерка».

Михаил Кулик: Ну, если замечательная пенсионерка не хочет ее использовать сама, то она может поступить одним из предлагаемым способом. Первое – попытаться продать сама. Здесь я советов не дам. Есть соответствующие тематические сайты – Avito и так далее. И второй вариант – это написать или мне, или нам на телевидение, также SMS хотя бы, описание, что за лодка. И мы посмотрим. Может быть, откликнемся. Ну и свои реквизиты, естественно, как связаться. Кто-то откликнется, мы поможем.

Константин Точилин: Это мы сейчас так биржу откроем тут практически.

Михаил Кулик: Не хотелось бы.

Константин Точилин: Не хотелось бы, да. Так что вы аккуратнее.

Михаил Кулик: У нас пенсионеры – это сейчас такая ранимая часть населения, что не помочь нельзя.

Константин Точилин: Да.

Марина Калинина: Вот еще восхищаются, что красивый был этот сюжет по поводу реки Медведицы. Спрашивают: «А есть ли там рыба?» Видимо, какой-то рыбак, из Свердловской области сообщение.

Михаил Кулик: Я вам скажу так: я не рыбак. Встретил я во время съемок сюжета, но не вошла моя встреча, к сожалению, я оставил на будущее, с местным жителем, который сказал: «Я всех здесь переловлю», – и после этого отправился на Волгу искать рыбу.

Константин Точилин: Интересная эсэмэска пришла: «Что вы тут талдычите про ПВХ? Объясните, что это такое». Поливинилхлорид, говоря по-научному.

Михаил Кулик: Да-да-да.

Константин Точилин: Надувные лодки, которые из него делают.

Михаил Кулик: Надувная лодка, но из современного материала, не резина.

Константин Точилин: А вот еще практический вопрос: «Какую лодку вы бы выбрали – алюминий или пластик – на период эксплуатации 10 лет? Производитель – North Silver».

Михаил Кулик: Где эксплуатировать собираетесь?

Константин Точилин: Из Питера вопрос.

Михаил Кулик: Из Питера? Будет ходить по Оксе, по Волхову, в Балтику выходить, на Ладогу, Онегу и так далее? Я прекрасно знаю и уважаю производителя North Silver. Я сам владел… Мой легендарный, как его теперь называют, катер «Помор» – это производство North Silver. Он был – алюминиевый понтон, пластиковый верх. Компания производит и открытые рыбацкие лодки, и пластиковые, и алюминиевые, и полностью алюминиевые, и полностью пластиковые – разные. Я вообще сторонник давать совет, какую лодку выбрать, после того как спрашивающий ответит минимум на 15 моих вопросов. На канале YouTube «Кормщик ТV» есть специальный ролик об этом, и все эти вопросы там перечислены. Ответьте на них для себя.

Константин Точилин: Хорошо. Звонок, звонок. Теперь не SMS, а звонок. Ульяновск на связи. Алексей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Михаил Кулик: Добрый день, Алексей.

Зритель: Такой вопрос, очень такой непонятный. Ну, как и все у нас немножко непонятное. Проблема по правам на маломерные суда. Мотор, допустим, 5 «лошадок», то есть до 5 и до 9 «лошадок». В Ульяновске звонил в ГИМС – говорят, что 9,9 допустимо без прав. Звоню в Самару просто уточнить – говорят, что самарские могут уже остановить и как бы забрать лодку, мотор и все в этом роде. То есть точного нет, когда надо иметь права, при каких «лошадках».

Михаил Кулик: Спасибо, понятен вопрос. Оставьте мне немножко времени на ответ.

Константин Точилин: Там еще один звонок у нас уже висит, поэтому…

Михаил Кулик: Да, я очень коротко отвечаю. Значит, права судоводителя нужны для управления лодкой, подлежащей государственной регистрации. По закону подлежат государственной регистрации лодки весом более 200 килограмм и оснащенные двигателем мощностью более 8 киловатт, что соответствует 10 лошадиных силам.

Константин Точилин: То есть 9,9 – «езжайте спокойно»?

Михаил Кулик: Это специально так и придумано было – 9,9.

Константин Точилин: Так, Омск на связи. Сергей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Марина Калинина: Говорите, пожалуйста.

Константин Точилин: Слушаем.

Михаил Кулик: Добрый день.

Зритель: Вопрос такой. Было сказано про лодки и моторы российского производства и китайского. Ну, как бы у нас в Омской области распространено почему-то не российского производства. Вот фирма Badger – очень хорошая. Во-первых, дно отличное, когда подплываешь к берегу. И моторы мы используем… Я думаю, китайские часто ломаются. Мы стараемся использовать японского производства. Как вы к этому относитесь?

Михаил Кулик: Я прекрасно отношусь. Если вы сказали, что лодка Badger, то это производство – город Санкт-Петербург. Это если о лодках ПВХ речь идет. Ну конечно, японские моторы – они надежные, тяговитые, они полностью выдают те характеристики, которые заявлены, в отличие от китайских.

Константин Точилин: Но стоят, как чугунный мост.

Михаил Кулик: Да-да-да. Но вопрос бюджет. Вопрос – есть ли руки у вас? Я, например, небольшой любитель копаться в моторе, но зато я знаком с множеством людей, которые очень хорошо это умеют делать, поэтому я могу себе позволить выбрать мотор любой – либо тот, который постоянно ремонтировать, хотя не хотелось бы, либо тот, который ремонтировать не надо. Я отдаю предпочтение моторам, которые не требуют ремонта. А лодки… Ну, лодки наши – они прекрасные и хорошие лодки. Вопрос бережного отношения, правильного оснащения и правильной эксплуатации.

Константин Точилин: И снова Омск на связи, на этот раз Евгений. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Михаил Кулик: Здравствуйте, Евгений.

Константин Точилин: Слушаем вас.

Зритель: Я на ОРТ попал, да?

Марина Калинина: На ОТР.

Константин Точилин: Да-да-да, говорите, вы в эфире.

Зритель: Я хотел узнать по поводу лодки. У меня лодка Yukona 280. На реке Иртыше при каком балле? Ну, при какой волне ее можно эксплуатировать?

Михаил Кулик: Простите, как называется лодка, еще раз?

Зритель: Yukona 280.

Михаил Кулик: Я, к сожалению, не знаю, производителей много. А это ПВХ? Это пластик, алюминий?

Зритель: ПВХ, ПВХ, ПВХ.

Михаил Кулик: ПВХ? Ну, ПВХ – неважно что за лодка. Высота волны – не более 50 сантиметров.

Зритель: Ну, она килевая.

Михаил Кулик: Ну, килевая. А киль-то надувной?

Зритель: Надувной, да.

Михаил Кулик: Ну, короткая волна его продавливает, щелкает, как пальцами. Да нет, вопрос еще умения управлять лодкой, во-первых; а во-вторых, собственной опасливости и заботы о собственной безопасности. Например, я не меряю рулеткой волну, по которой иду. Если я ощущаю, что я неуверенно иду, то есть не могу контролировать лодку, как я хотел бы, я ищу порт, укрытие, то есть ближайший бережок или уж на крайний случай мель, на которую лодку ПВХ…

Константин Точилин: Ну и потом, на каждой лодке, на шильдике пишут…

Михаил Кулик: На лодках ПВХ – как правило, нет. Если побольше лодка, то там…

Константин Точилин: Мне попадались. И волна, и максимальная мощность двигателя.

Михаил Кулик: Не все производители это делают.

Константин Точилин: Ну, поскольку лодки, в принципе, очень похожи разных производителей, то…

Михаил Кулик: Ну, мы понимаем, что такое лодка ПВХ. Да, это не жесткий корпус, поэтому безопасности там поменьше, чем в корпусной.

Константин Точилин: Зато не тонет.

Марина Калинина: Если очень постараться, мне кажется, что да.

Михаил Кулик: Секундочку! Если баллоны герметичны, то не тонет.

Константин Точилин: Я в этом смысле, я в этом смысле.

Михаил Кулик: Потому что лодка с жестким корпусом и с пробоиной не должна тонуть.

Константин Точилин: Ключевое слово – «не должна».

Михаил Кулик: Да. Либо тонут не быстро.

Константин Точилин: Ну что? У нас еще есть вопросы, но у нас уже нет времени на ответы, потому что время наше стремительно подходит к концу. В следующий четверг мы к вам вернемся, будет новый маршрут, новое путешествие, новые ответы на вопросы. Я напоминаю – Михаил Кулик был сегодня, ну, не гостем, а уже практически хозяином этой студии.

Михаил Кулик: Спасибо.

Константин Точилин: Смотрите его еще на YouTube канале «Кормщик TV». До следующего четверга! Пока

Михаил Кулик: До свидания.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Рубрика «Жизнь на воде»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты