• Главная
  • Программы
  • ОТРажение
  • Получение удостоверения судоводителя, путешествия на парусных катамаранах ПВХ и рецепт салата «Попутный ветер»

Получение удостоверения судоводителя, путешествия на парусных катамаранах ПВХ и рецепт салата «Попутный ветер»

Гости
Михаил Кулик
Ведущий программ

Константин Точилин: Плавно меняем тему и резко меняем ведущих. Это четверг, 18:30 московское время. Это значит, что время рубрики «Жизнь на воде». И со мной в студии как обычно Михаил Кулик. Добрый вечер.

Михаил Кулик: Добрый вечер.

Константин Точилин: Тему меняем. От лихачей на дорогах переходим к лихачам и дисциплинированным судоводителям. Прежде чем начнем нашу обычную работу, по порядку введения. Друзья, у нас иногда тормозит СМС-портал. Поэтому у нас рубрика уже заканчивается, а СМС-ки с вопросами продолжают падать. Поэтому, если у вас есть вопрос к Михаилу, то вы их пишите, как только он возник у вас в голове. Тогда есть шанс, что он придет именно во время эфира. Основную тему наполнит Михаил.

Михаил Кулик: Спасибо, Константин. Мы сегодня поговорим на наболевшую тему – «Зачем учиться и получать судоводительское удостоверение?», то есть фактически разрешение на право управления маломерным судном. Где это делать, как это лучше…

Константин Точилин: Но при этом не возбраняются любые вопросы на любую тему, связанную с жизнью на воде. А пока как раз про один из аспектов жизни на воде как обычно наш сюжет путешествия.

Михаил Кулик: Да, парусные катамараны, туристические, очень интересные. Красивый сюжет. Давайте посмотрим.

СЮЖЕТ

Константин Точилин: Все-таки такое на любителя развлечение.

Михаил Кулик: Кстати, прав не требует.

Константин Точилин: Не требует?

Михаил Кулик: Не требует.

Константин Точилин: Потому что мы же с тобой в понедельник вместе там были. Достаточно утлая посудинка. Страшновато.

Михаил Кулик: Все время приходится проводить на батуте.

Константин Точилин: Похоже. Уже есть вопросы, но пока давайте все-таки про права.

Михаил Кулик: Наверное, сразу договоримся, что вопрос покупки прав мы не рассматриваем. Только обучение и только получение. А для чего это нужно? Многие водители и люди, попробовавшие себя на воде с малыми моторами на небольших судах, считают, что им не нужно обучение, поскольку они и так все понимают. «Да здесь и нет разметки на воде. А знаков всего 4 или 5. Они и так все понятны. И видно издалека, и скорости другие». Так вот, хотелось бы сказать, что это далеко не так. И те, кто попадал в критические ситуации. Даже не попадал в критические ситуации, а доводилось бывать на незнакомых акваториях, не получив базового образования. Зачастую путались и в сигнализации навигационной, и в портовой сигнализации. Выскакивали на мель или, что касается яхтсменов под парусом, цепляли мачтой пролеты мостов, не умея прочитать те самые знаменитые красные квадратики либо световую сигнализацию. Да и много других вопросов, которые есть необходимость изучить, пусть даже самостоятельно. Это допускается при получении судоводительского удостоверения. То есть не обязательно посещать какую-то школу и получить первичные навыки управления маломерным судном, если их не было до момента, когда пришлось заниматься получением прав. Это крайне необходимо. И хорошо, когда в этом помогают профессионалы, специалисты. Это вопрос «где и как?». Я его предвижу. Существуют специализированные школы. Они аттестуются и сертифицируются государственной инспекцией (ГИМС МЧС). Есть программы обучения, есть билеты. В общем-то, процесс почти не отличается от процесса получения водительского удостоверения. Но он занимает гораздо меньше времени. И, соответственно, не требует таких усилий.

Константин Точилин: Штраф за отсутствие прав?

Михаил Кулик: 500 рублей.

Константин Точилин: Что, видимо, многих не стимулирует получать права, а кататься так.

Михаил Кулик: Есть маленькая тонкость в этом вопросе. С этого года существуют и очень успешно действуют штрафстоянки для маломерных судов…

Константин Точилин: Если у капитана нет прав.

Михаил Кулик: Если на борту нет судоводителя с удостоверением. Да, в отличие от автомобиля, допуск к управлению… Трезвый и с правами – значит, можно допускать. Не требуется внесения в страховой полис, как с автомобилями. Поэтому просто передал управление, и все. И надо сказать, что штраф-стоянки – развлечение не для бедных. Мне известно, что 17 000 в сутки – самое минимальное хранение задержанного судна, а это стоимость лодки ПВХ без мотора.

Константин Точилин: Вот как раз вопрос про лодку ПВХ с мотором. Такой вопрос нам, по-моему, каждую программу приходит. Потому что, видимо, очень распространенная лодка, ее масштаб и сила мотора. Это значит, что у нас постоянно растет количество людей, которые нас смотрят и не слышали, что ты отвечаешь на этот вопрос.

«Лодка ПВХ – длина 325, мотор 9,8. Нужны ли права на управление? Сказали, что скоро надо будет».

Михаил Кулик: Начну отвечать со второй части вопроса. Если есть информация поточнее, пришлите и сообщите, кто сказал. Поскольку ни в главном управлении ГИМС МЧС России, ни в региональных мне эту историю никто не подтвердил, и информации о планируемом изменении на сегодня нет – ни официальной, ни инсайдерской, простите за такое слово.

Константин Точилин: Поэтому просто повторим: до 10 сил…

Михаил Кулик: Да, до 8 кВт или 10 лошадиных сил не требуются права. Мы говорим о моторной лодке. С парусными и с гребными немножко другая история. С самоходными и несамоходными. Ответили на вопрос.

Константин Точилин: Ответили. Давай теперь послушаем, что нам хочет сказать Игорь из Воронежа. Игорь, добрый вечер. Мы слушаем вас.

Зритель: Добрый вечер. Вот у меня такой вопрос. У меня закончились водительские права. 10 лет прошло. И при подаче документов на замену удостоверения в перечне документов есть много чего, в том числе регистрационная карточка судоводителя. Я обнаружил, что я ее потерял.

Теперь у меня к вам такой вопрос. Заставят меня пересдавать правила судовождения при замене удостоверения с учетом того, что карточку я утерял? Большое спасибо.

Михаил Кулик: Спасибо за вопрос. Заставят – да. Но это произойдет не в связи с утерей карточки, а в связи с тем, что 10 лет как истек срок действия ваших прав. А с тех пор порядок аттестации судоводителей маломерных судов изменился, и поэтому вам придется пересдавать. А карточку восстановить сразу же. Либо вспоминайте, в какой школе вы учились, либо в каком отделении ГИМС…

Константин Точилин: А это вообще восстановить как-то можно? Дубликат есть?

Михаил Кулик: Во-первых, их готовят… Сам бланк заполняют, как правило, в школах, которые направляют для сдачи экзаменов. Если вы учились экстерном, а это тоже совершенно допустимо, то карточка должна храниться в копии… К сожалению, с 2011 года…

Константин Точилин: И, наверное, проще попробовать восстановить все-таки.

Михаил Кулик: Нет, восстановить, если 10 лет назад истекли, а минимум 20 лет назад человек получал эти права, боюсь, что восстановить уже не получится. Мало того, 20 лет назад, не припомню точно, по-моему, они бессрочные еще были.

Константин Точилин: «Можно ли поменять права старые 1990-х годов на новые, или нужно учиться заново?».

Михаил Кулик: Нет, учиться не нужно. Будет аттестация, но она упрощенная. Здесь же я напомню вопрос. И он, по-моему, сегодня продублировался.

Константин Точилин: Да. «Почему, если я имею диплом капитана без ограничений по типам судов и речной диплом «Старший помощник третьей группы», но при получении удостоверения ГИМС мне не дают категорию «на парус»?».

Михаил Кулик: Все очень просто. Существует такой нормативный акт. Это административный регламент. Порядок аттестации судоводителей маломерных судов, где сделаны исключения по порядку аттестации для лиц, имеющих дипломы, соответствующие свидетельства, либо аналогичные права, но на маломерные суда, используемые в коммерческих целях. И четко сказано: «Не проводится проверка теоретических знаний и практических навыков для таких лиц в случае, если они претендуют, то есть подают заявление об аттестации на аналогичные или сходные типы судов и акватории плавания». То есть внутренние водные пути или морские пути. Я понимаю, что спросивший зритель имеет диплом капитана явно не коммерческого парусного, а все-таки моторного судна. А поэтому на парус придется пересдавать в полном объеме.

Константин Точилин: Еще один звонок. Московская область. Николай, здравствуйте. Слушаем вас.

Зритель: У меня вопрос такой. Дело в том, что в этом году я оформил лодку ПВХ, на которую поставил… мотор. Естественно, получил судовой билет. И нужно наносить номерные знаки. И дело в том, что номерные знаки сейчас стали 11-значные. И по ГОСТу у меня получается сам знак по размерам не входит на борт. Надо еще наносить триколор нашего флага. Как в этой ситуации быть?

Михаил Кулик: Наносите максимально возможным для вашей лодки размером шрифта, поскольку, помимо указания о том, что они должны быть что-то, по-моему, 15 см высотой, есть требование о читаемости на расстоянии. Так вот, сделайте так, чтобы они были читаемы. И на вопрос любого инспектора ГИМС вы так и ответите, как сейчас задавали вопрос: «У меня не помещается в стандарте». Триколор клеить надо. Либо замените его небольшим матерчатым флажком на небольшом флагштоке на струбцине. Оно либо так, либо так.

Константин Точилин: Александр из Омска на связи. Добрый вечер.

Зритель: Вечер добрый. У меня вопрос такой. Михаил, мы занимаемся много лет уже (порядка 20 лет) подготовкой судоводителей. Сначала в морской школе ДОСААФ, затем сейчас у нас учебный центр. И в связи с тем, что новый регламент МЧС позволяет самостоятельно изучать и сдавать без дополнительной подготовки, могу сказать, что в инспекции по маломерным судам эти ребята сдают по 5-6 раз, занимая время сотрудников.

Михаил Кулик: А вопрос в чем?

Зритель: Для чего было принято такое решение? Это первая часть. И второе – инспекции по маломерным судам, в частности, в Омске, не принимают на внутренние водные пути. Это объясняют тем, что нет моря. Согласно тому же регламенту МЧС, если у вас есть внутренние водные пути, то сдача практики не производится. Только экзаменационные вопросы по билетам.

Но по всей территории практически (во всяком случае, в Сибири) отказывают.

Михаил Кулик: Я понял ваш вопрос. Практику сибирского ГИМС я обсуждать не готов. Потому что я не знаю, какими мотивами они руководствуются. Вообще-то да. Если есть внутренние водные пути, то морские пути без проверки практических навыков можно получать. Только теоретическая часть. Это раз.

И два. Почему разрешили готовиться самостоятельно? Наверное, потому что это вполне допустимо. И объем знаний, который надо освоить, позволяет это любому разумному человеку сделать самостоятельно.

Константин Точилин: Давай небольшой блиц по СМС-вопросам. «На каких типах судов обязателен российский флаг?».

Михаил Кулик: На всех типах судов обязателен российский флаг.

Константин Точилин: На которых есть номера.

Михаил Кулик: Либо в виде флагштока. Нет. Кстати, на любых типах, любого размера судов обязателен российский флаг.

Константин Точилин: То есть полутораместная уфимка с двумя такими лопаточками вместо весел – на ней тоже нужно?

Михаил Кулик: Новые правила плавания по внутренним водным путям России, о которых мы говорили 7 сентября с вами в прямом эфире, требуют флаг.

Константин Точилин: Но не на флагштоке, я надеюсь?

Михаил Кулик: Об этом уже говорит технический регламент регистрации маломерных судов.

Константин Точилин: На борту у тебя флаг нарисован.

Михаил Кулик: Если нет возможности установить флагшток и нести на флагштоке российский флаг, допускается наклейка на борту судна.

Константин Точилин: «Какие требования предъявляются к дому на воде?».

Михаил Кулик: К дому на воде предъявляются те же самые требования, что к иному судну. Если он несамоходный, то как к несамоходному судну. Если самоходный дом, то есть оснащен неким движителем… Дом на воде является маломерным судном или немаломерным в зависимости от его технических данных. Поэтому никакого отличия нет. Пока у нас не выделен этот тип судов самостоятельный.

Константин Точилин: Вологодская область спрашивает: «Кто определяет стоимость обучения?».

Михаил Кулик: Школа, которая обучает.

Константин Точилин: Но это абсолютно рыночный вопрос, да?

Михаил Кулик: Я скажу так. Сейчас он колеблется от 10 до 20 тысяч рублей за курс обучения.

Константин Точилин: Вот из Марий Эл инспектор ГИМС Сергей нас поправляет: «Не путайте судоводителей. При замене удостоверения в связи с истечением срока ничего пересдавать не надо».

Михаил Кулик: Истечением срока - непосредственно когда истек срок и обратился. В нашем случае зритель поставил условие задачки, что 10 лет назад в период действия других нормативных актов у него истек срок. А сейчас он фактически получает нТакое.

Константин Точилин: Воронеж: «Лодка ПВХ три десять. Мотор три лошадки. Один раз ГИМС докопались, что нет жилета. Правда, отпустили без санкций. Но вопрос в том, что регистрации прав не надо. Соответственно, я как на надувном матрасе. Значит, эти требования незаконны, или я ошибаюсь?».

Михаил Кулик: Требования абсолютно законные. Правила плавания по внутренним водным путям России распространяются на все абсолютно без исключения, включая, извините, незарегистрированные суда.

Константин Точилин: Еще один звонок успеем принять. Ульяновск у нас на связи. Радик, здравствуйте.

Зритель: У нас в Ульяновске нет оборудованных… То есть любое маломерное судно негде спустить. А за подъезд к берегу штрафуют до 5000 рублей. Вы представляете, допустим, чтобы к берегу подъехать, лодку с прицепа скинуть, за это надо отдать 5000 рублей.

Михаил Кулик: Вопрос актуальный, больной, горячий. Не регулируется правилами плавания по внутренним водным путям России. Регулируется правилами дорожного движения, земельным кодексом и еще рядом нормативных актов. Это действительно так. К сожалению, я вам сочувствую. Это беда. Но ничем помочь не могу. Законно.

Константин Точилин: Минута буквально у нас остается. Быстро-быстро. «Относится ли парусное судно, не имеющее мотора, к маломерным судам?».

Михаил Кулик: К парусным маломерным судам.

Константин Точилин: Отлично. «Водоем не относится к внутренним водным путям? Нужны ли права для плавания…»

Михаил Кулик: Относится к внутренним путям. Скорее всего, относится к внутренним путям. Правила действуют. Маломерные суда в принципе в любую ложку для плавания… Если подлежит регистрации, должно быть зарегистрировано.

Константин Точилин: И очень много каждый эфир у нас сообщений о том, что лодки мы эксплуатируем где потеплее – полгода, где похолоднее…

Михаил Кулик: Вопрос о налогах.

Константин Точилин: 2 месяца на Байкале. Что скажем? Разведем руками?

Михаил Кулик: Здесь налог на владельцев. Не эксплуататоров или эксплуатирующих лиц, а владельцев транспортных средств. Налогооблагаемо владение, а оно круглогодичное.

Константин Точилин: «Гребная. ПВХ. 2,8 м. Навесной транец. Тоже нужно клеить флаг?».

Михаил Кулик: Формально да. Но какова будет практика? Новых правил не знаю. Скорее, нет. Глупо же.

Константин Точилин: Ну что же? Как обычно, наше время истекло моментально. Есть еще неотвеченные вопросы. Мы их распечатаем и во время следующего эфира в следующий четверг постараемся ответить. А у нас еще «Островная кухня». Михаил Кулик и я, Константин Точилин, прощаемся с вами.

Михаил Кулик: А сейчас смотрите Дмитрия Соснина.

Константин Точилин: До следующего четверга. Сейчас Дмитрий Соснин.

СЮЖЕТ


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Рубрика «Жизнь на воде»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты