Константин Точилин: Ну что, резкая смена ведущих и резкая смена курса, потому что четверг, потому что 18:30 московское время, и это время рубрики «Жизнь на воде». Со мной в студии как обычно Михаил Кулик. Привет. Михаил Кулик: Привет. Константин Точилин: Вода еще мокрая… Михаил Кулик: …что странно. Константин Точилин: ...но с каждым днем мы понимаем, что навигация вот-вот заканчивается. И с каждым днем мы понимаем, что наши лодки мы используем несколько месяцев в году. И на каждый эфир приходят, кстати, сообщения, почему плаваем мы 2 месяца в году, и то не каждый день, а налоги платим за весь год. Михаил Кулик: Да. Константин Точилин: Но сейчас не о налогах, сегодня мы хотим поговорить про стоимость владения, наверное. И что выгоднее, иметь свою собственную посудину или же арендовать. Михаил Кулик: Начнем, видимо, с нашего сюжета о маршруте – Старая Руса, речки… Константин Точилин: Сейчас, давай только маленькое предупреждение: как обычно, друзья, SMS падают часто с задержкой, поэтому все вопросы, которые касаются маломерного флота, можно уже прямо сейчас набирать и отправлять нам сюда. И хотим вас также спросить, как у вас дела с инфраструктурой, есть ли у вас лодочные станции, можно ли у вас арендовать лодку где-нибудь. Мы пошерстили по московскому региону и после сюжета вам расскажем. Михаил Кулик: Обязательно. Константин Точилин: Ну а пока давайте посмотрим про очередное путешествие. СЮЖЕТ Константин Точилин: При всей моей нежной любви к Волге все-таки в этих малых речках столько обаяния, что просто вот глаза не оторвать. Михаил Кулик: Безумно, безумно. А самое главное, они доступны для любого типа маломерного судна, совершенно не нужно иметь большой катер или даже яхту, можно путешествовать на самой-самой скромной лодочке. Константин Точилин: И тут мы переходим, собственно, к теме наших сегодняшних рассуждений. Михаил Кулик: Где ее взять. Константин Точилин: Где ее взять, если она тебе нужна на тот единственный двухнедельный отпуск, который ты с трудом выцыганил, и он еще пришелся на лето, и у тебя есть возможность немножко походить по воде. Своя или арендованная? Михаил Кулик: Ну так вот я коротенько отбубню то, чего мне удалось узнать по этому поводу, и из своего личного опыта. Как таковой аренды и проката лодок в идеальном, классическом понимании, когда ты берешь лодку и уходишь на ней путешествовать, в нашей стране, к сожалению, не сложилось, по крайней мере у меня таких достоверных данных нет. Максимально на что можно рассчитывать, – это лодка ПВХ с небольшим мотором дорегистрационной мощности… Константин Точилин: То есть до 10 сил. Михаил Кулик: Да, совершенно верно. Но здесь возникает экономическая целесообразность, то есть вопрос… Константин Точилин: Да, я просто поясню, что мы с Мишей вчера прошерстили несколько сайтов, которые в московском регионе такие услуги предлагают, и как-то получается, в общем-то, накладно. Михаил Кулик: Накладно: от 3.5 тысяч рублей в день стоимость аренды плюс залог порядка 50 тысяч, я чуть позже расскажу, почему это так, я понимаю эту историю. При этом вы сами платите и за стоянку, если в пути остановитесь, за заправку, соответственно, за ремонт не дай бог… Константин Точилин: Топливо. Михаил Кулик: И это малоцелесообразно, поскольку если посчитать экономику процесса, то те 10 выходов, которые вы можете совершить в сезон на арендованной лодке, полностью покрывают стоимость собственной стоит же лодки ПВХ с мотором. Константин Точилин: Которая не требует расходов, в общем-то, на хранение, ибо есть гараж, дача, балкон на худой конец. Михаил Кулик: Совершенно справедливо, и не требует дополнительных расходов на навигационное оборудование, прицеп и так далее. А вот что касается катеров… Константин Точилин: Тебя уже поправляют, что все-таки «Ильмень», а не «ИльмЕнь». Мы больше не будем. Михаил Кулик: Спасибо огромное, обязательно учту это. Константин Точилин: Настоящий моряк всегда говорит, что виноват, но больше не будет. Михаил Кулик: Да-да, мы говорим не «штормы», а «шторма», ветра, не ветры треплют наше знамя. По поводу катеров я, наверное, расскажу чуть позже. SMS или звонки? Константин Точилин: Мы пока зададим вопрос нашим зрителям: в ваших регионах насколько развита вообще инфраструктура, насколько возможно взять лодку в аренду на то время, когда она тебе нужна? Потому что сейчас пишет Хабаровский край: «Живем на Амуре, 30 лет назад лодки были в каждой второй семье, сейчас вообще практически нет, мало. Очень накладно и дорого, только детство вспоминаем. Жаль». Михаил Кулик: Жаль. Кстати, если есть какая-то интересная информация или вы хотите ею поделиться, такая более объемная, чем для SMS, пожалуйста, пишите на наш адрес mkulik@otr-online.ru, этот адрес еще повторится внизу экрана, вы можете его записать, будем очень рады. По поводу катеров хотел сказать, выясняли мы и эту ситуацию. Да, катер или моторную яхту арендовать можно. Но здесь ситуация еще более тяжелая с экономической точки зрения. Во-первых, цена: на секундочку, от 5.5 до 30 тысяч рублей, но не день, а час. Константин Точилин: Ну это грабеж. Михаил Кулик: Это грабеж, да. Ну есть где-то регрессивная шкала… Да, и минимум на 3 часа предлагаются такие лодки, то есть мы получаем примерно от 17 тысяч и выше. Мало того, все, кто предлагают эти лодки, предлагают их, как правило, со своим капитаном, соответственно, если даже готовы расстаться с такими деньгами, вы не станете судоводителем, а будете лишь пассажиром, а в этом случае, что касается меня, так лучше на круизном судне пройти, где и накормят, и спать положат. И про залог никто не говорит, а залог наверняка существует. А причина вот в чем: не развита система страхования. В нашей стране нельзя застраховать маломерное судно. Константин Точилин: Миш, ну с другой стороны, я вот вспоминаю свое детство, лодочную станцию в деревне Нефтино, куда мы в отпуск приходили пешочком, оставляли паспорт в залог… Михаил Кулик: …и гребную лодку получали. Константин Точилин: …и гребную лодку «Кефаль», на которую можно было повесить моторчик «Ветерок», если не видит лодочник… Михаил Кулик: Если свой есть мотор. Константин Точилин: Да, «Салют» у нас был, и спокойнейшим образом ты прекрасно проводишь жизнь на воде. Михаил Кулик: За рубль в день. Константин Точилин: Да. Сейчас лодочные станции вообще остались где-нибудь, или сейчас только можно на Чистых прудах… Михаил Кулик: …в Ботаническом саду и на ВДНХ, видимо. Константин Точилин: …или в Ботаническом саду этот водный велосипедик взять? Михаил Кулик: Да, совершенно справедливо. Я не знаю… Константин Точилин: Люди, ответьте, может быть, где-то они еще живы. Михаил Кулик: Да, здесь у нас получается такая реальная, интерактивная программа. Мы не нашли информации, которой хотели бы поделиться, а тема очень важная. Потому что, как я сказал, не страхуют маломерные суда, не страхуют гражданскую ответственность судоводителя, и поэтому бизнес не готов рисковать своими деньгами как владелец источника повышенной опасности, то есть транспортного средства (лодки), отвечать за необдуманное, а иногда и злонамеренные действия таких арендаторов, проверить всех нельзя. И вот мы оказываемся в той самой ситуации: 3-4 раза на воду выходишь и тратишь 1.5-2-3 миллиона на приобретение судна, потом понимаешь, что тебе еще надо его каким-то образом обслуживать, консервировать, расконсервировать, хранить, уплачивать налоги, и это становится развлечением, в общем-то, золотым. Но есть одна ситуация, о которой мне известно, когда лодку взять можно, но с ограничениями: Астрахань, база рыболовно-охотничья, владелец базы предлагает лодку с мотором без судоводителя. Но опять же чем ограничен судоводитель в данном случае? Он должен поселиться на базе, оплатив эту услугу, поставить машину, оплатив эту, и только тогда получает лодку тоже за отдельные деньги. Для путешествий, к сожалению, такой вариант не проходит. Константин Точилин: И чтобы у всех потекли слюнки, скажу, что мы перед эфиром посмотрели один буржуйский сайт… Михаил Кулик: Ой-ой-ой… Константин Точилин: …где такие лодки сдаются за такие смешные даже по нашим понятиям деньги… Михаил Кулик: Смешные абсолютно деньги, да. Константин Точилин: Потому что путешествие получается 8 евро в день на человека, даже меньше мы посчитали. Михаил Кулик: Правильно, мы же сделали очень правильно расчет: получая лодку, казалось бы, за деньги, при этом не платишь за гостиницу… Константин Точилин: Две семьи как минимум. Михаил Кулик: Живешь на лодке. Константин Точилин: Не платишь за ресторан, потому что готовишь сам. И такая сеть маршрутов по всей Европе… Михаил Кулик: …Канаде и США… Константин Точилин: …что просто очень обидно. Михаил Кулик: Можно по Темзе пройти по маршруту «Трое в лодке, не считая собаки». Константин Точилин: И это будет по цене поездки в Турцию «все включено». Михаил Кулик: Да подешевле, пожалуй, 12 евро в сутки на человека. Константин Точилин: Но у нас это, к сожалению, не развито. Время стремительнейшим, тяжелейшим домкратом я бы сказал летит вперед. Давай перейдем к вопросам и комментариям. «Живу в Чите, ездим рыбачить за 400 километров, поэтому имею свою лодку и мотор». А вот если бы за 400 километров от Читы была бы лодочная станция, где можно было бы взять лодку… Михаил Кулик: …человек сэкономил бы и ресурс автомобиля, и деньги на транспортировку. Константин Точилин: Да. «Живем на берегу бухты Крашенинникова Авачинской губы на Камчатке, но военные закрыли ее для плавания маломерного флота гражданским. Мы как граждане России ущемлены в правах. На любые компромиссы власти не идут. Маломерный флот имеется, эксплуатация невозможна. Что делать?» Михаил Кулик: Ничего, к сожалению, не сделаешь, а в Астрахани опять же, насколько я знаю, пограничники запретили, естественно, через некие правовые установления эксплуатацию лодок частных с мощностью мотора более 30 лошадиных сил. Константин Точилин: То есть положение тупиковое? Михаил Кулик: Тупиковое, это законодательство. Константин Точилин: Звонок примем, Липецк на связи, Александр. Добрый вечер. Михаил Кулик: Добрый, Александр. Зритель: Добрый вечер. Дело в том, что вот когда в поезде провозишь катамаран в упаковке, байдарку в упаковке, в смысле она в принципе не больше рюкзака, проводники требуют оплатить как отдельный багаж. В советское время как туристу было разрешено возить это. Теперь весла, больше 1 метра 80 сантиметров нельзя, они умещаются, но почему-то нельзя. Вот как насчет этого смотрит закон? Михаил Кулик: Александр, спасибо, это больная тема… Константин Точилин: Это не закон, это внутренние правила «РЖД», наверное. Михаил Кулик: Да, это коммерческая структура, хоть и государству принадлежащая, но та же проблема возникает, когда люди пытаются добраться до дальних краев и везти хотя бы один мотор. Та же история… Константин Точилин: И при этом нам все кричат о том, что нужно развивать внутренний туризм, а он вот он, уже «внутреннее» не бывает. Михаил Кулик: Да. Хотя как ни странно много логистических транспортных компаний оказывают эту услугу достаточно недорого. Мои друзья большой группой путешествовали из Москвы до Красноярска самолетом, заранее отправив свои лодки ПВХ, моторы и снаряжение в Красноярск, и по Подкаменной Тунгуске ходили. Удивительное путешествие, очень интересное, есть на YouTube фильм даже об этом. Константин Точилин: Так, еще один звонок, принимаем Ханты-Мансийск на связи. Сергей, здравствуйте. Зритель: Да-да, слушаю вас. Константин Точилин: Это мы вас слушаем. Михаил Кулик: Добрый, Сергей, говорите. Зритель: Я слушаю вас очень внимательно и даже удивляюсь. Вот в нашем регионе, насколько я знаю, нет такой проблемы с туризмом на воде. У нас очень много лодок, очень много катеров, довольно крупных катеров, которые люди содержат. Мы сами с женой очень любим путешествовать, у нас есть свой катер «Прогресс» с мотором «Mercury 40», мы ездим. Михаил Кулик: Так мы тоже ездим, извините, что я вас немножко перебиваю, времени немного. Константин Точилин: Присылайте видео ваших поездок. Михаил Кулик: Обязательно. Вы говорите о том, что лодка в собственном владении – так у нас тоже нет такой проблемы с путешествиями, у кого есть лодка своя. И опять же есть дружеские отношения, сосед соседу, товарищ товарищу… Константин Точилин: …знакомый по Интернет-форуму… Михаил Кулик: …общаясь на форуме, да, люди дают друг другу лодки в пользование. Константин Точилин: Но это все самодеятельность. Михаил Кулик: Это на дружеских чувствах основано, а не коммерческих. Константин Точилин: Еще один звонок, Евгений, Московская область. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Михаил Кулик: Здравствуйте. Зритель: Я смотрю вашу программу. Вы просили отозваться тех, в чьих городах еще остались лодочные станции. Константин Точилин: Так. Зритель: Вот сижу на лодочной станции. У нас великолепная лодочная станция. Михаил Кулик: Простите, в каком городе? Зритель: Город Зарайск, Московская область. Михаил Кулик: Замечательно. Константин Точилин: То есть жива, здорова, спросом пользуется? Зритель: Жива и здорова, и самое главное, что она не частная. Михаил Кулик: А что можно взять на прокат или в аренду на вашей станции? Зритель: На прокат выдается гребная лодка, стоимость проката за 1 час 300 рублей, и водные велосипеды есть в наличии, стоимость водного велосипеда 240 рублей. Константин Точилин: А вы на ваши гребные лодки разрешаете свои моторы вешать? Зритель: В принципе у нас такое не заведено, но куда повесить на этих лодках есть. Но не заведено. Михаил Кулик: Это прекрасно, но это, как правило, путешествие нескольких часов, максимум одного дня. Константин Точилин: Нескольких часов. Хотя кто как любит. Зритель: Да. Михаил Кулик: Нет, увлеченные свои такие лодки имеют, здесь экономика-то другая, такая лодка дешевле стоит, здесь нет проблемы, а главное, налоги исключены. Константин Точилин: 4 минуты у нас осталось. SMS: «Нужно ли регистрировать «Казанку»?» У Смотря с каким мотором. Константин Точилин: Если больше 10 сил, то нужно. Михаил Кулик: Конечно. Константин Точилин: Так. «Мотор «Нептун 23», плюсы и минусы», – можешь что-нибудь сказать? Михаил Кулик: Пожалуй, про «Нептун-23» сказать не могу, зато с удовольствием отошлю вас на сайт travelonboat.ru– это форум, на котором публикуются старые, новые и совсем уж древние книги в сканированном виде, в том числе об этих моторах, и идет очень активное обсуждение. Я являюсь его администратором, простите за такую саморекламу. Константин Точилин: «Можно ли иметь спасательный пояс вместо спасжилета?» Михаил Кулик: Как выглядит спасательный пояс? Константин Точилин: Ну как выглядит спасательный пояс? Не помнишь, такие пенопластовые бруски привязанные… Михаил Кулик: Пояса, если есть заплечные лямки, насколько я понимаю, ГОСТ не возбраняет такое. Но опять же Росстат, новые правила… Константин Точилин: Звонок принимаем, не слышим только, кто. Зритель: Здравствуйте. Константин Точилин: Тоже Евгений, да? Зритель: Да, тоже Евгений. Константин Точилин: Здравствуйте. Из Питера? Зритель: Да. Константин Точилин: Добрый день, Евгений. Константин Точилин: Рассказывайте. Зритель: Ну что рассказывать? В общем-то я коснусь практически только маломерного флота, тем более в Санкт-Петербурге это очень актуально, потому что здесь движение, я думаю, на воде примерно как в средней полосе России, наверное, в городе. Михаил Кулик: Это известно, да. Зритель: Да. Проблема очень серьезная стоит. Ею, честно говоря, практически никто не занимается, создается видимость этого, так сказать, понятия, а практически никто не занимается. Это гидроциклы, это маломерные суда, это яхты, серьезные яхты. И будем так говорить, 90% – это такой бардак на воде. Честно говоря, если бы вы приехали и посмотрели, прокатились бы, допустим, с профессионалом-судоводителем на каком-нибудь судне, у вас бы волосы дыбом встали. Михаил Кулик: Вы знаете, я, простите, вас перебью. Я достаточно часто в вашем регионе бываю и с собственным судном, и тестирую производимые в Санкт-Петербурге суда, ситуацию знаю и знаю о наболевшей у вас проблеме. Как ни странно, город морской, город пресноводный, Нева и так далее, и инфраструктура не развита практически совсем, это да, я согласен с вами. Константин Точилин: Зато нам пишут из Барнаула: «Причал «Нептун», лодочная станция, прекрасно существуем, 2-этажные гаражи, живем, рыбачим», – ну что же, будем только радоваться за людей. Михаил Кулик: На своих судах, завидуем. Константин Точилин: Так. «Как предоставить лодку на техосмотр?» – еще успеем ответить, если очень коротко. Михаил Кулик: Либо на воде, либо на берегу. Некоторые сотрудники ГИМС в некоторых отделах выезжают на более-менее крупные места базирования, ну а так правила говорят, что на воде или на суше. Предоставите на суше, могут потребовать спустить на воду. Константин Точилин: Несколько сообщений еще зачитываю. «В Костроме и области по Волге активное движение, пригородные катера в силу высокой навигации барж и теплоходов, риски высокие, необходимо иметь права на судовождение и соблюдение правил». Михаил Кулик: Несомненно. Константин Точилин: Абсолютно верно. Жалуются нам из Башкирии: «В Белорецке есть старинная речушка Мата, была чистая, рыбка водилась, ее загадили люди бытовыми отходами и пивзавод, так что одной рекой меньше». Михаил Кулик: Давайте соберемся и попробуем на них воздействовать. Константин Точилин: И последнее сообщение из Кемерово: «В ваннах тонут больше, чем в лодках». Михаил Кулик: Точно так, особенно при несоблюдении правил, касающихся употребления алкоголя. Константин Точилин: На этом наш эфир заканчивается, как обычно время пролетело незаметно. У нас впереди еще «Островная кухня», а мы, Михаил Кулик и Константин Точилин, с вами прощаемся до следующего четверга. Михаил Кулик: Да. Я от имени шеф-повара Дмитрия Соснина, которого вы увидите, тоже говорю «до свидания, дорогие друзья».