Константин Точилин: Добрый вечер. Четверг, 18:30. Это означает, что это время нашей постоянной рубрики «Жизнь на воде». Обсуждаем все, что связано с отдыхом на воде, с водным транспортом, начиная от маленьких надувных лодок и заканчивая лодками большими и ненадувными. И, как обычно, вместе со мной в студии Михаил Кулик, человек-пароход. Михаил Кулик: Добрый день. И с нами сегодня Дмитрий Соснин, наш шеф-повар. Константин Точилин: Вы его знаете по нашей рубрике «Островная кухня». Но у него масса достоинств. Михаил Кулик: Универсальный специалист-водно-моторник. Константин Точилин: И сегодня мы как раз с помощью Дмитрия поговорим о том, как правильно подобрать винт для вашего плавсредства. Но сначала, как обычно, небольшой сюжет. Михаил, где вы были, что видели, о чем расскажете? Дмитрий Соснин: Побывал в Хельсинки на ежегодной выставке Uiva. И в сюжете, и после мы скажем, что ездить туда можно и нужно, наверное, а вот зачем это делать – позже. СЮЖЕТ Константин Точилин: Рекомендовать – это, конечно, прекрасно, но надо заметить, что и содержание и поддержание лодки в каком-то состоянии – это дорогое удовольствие. А еще если налоги вспомним, стоит ли тратиться на такие поездки? Михаил Кулик: На мой вкус, если уж выбирать что-то более-менее серьезное по размеру, а и такие среди наших зрителей есть любители путешествий, дешевле все-таки выйдет съездить бюджетным поездом в Финляндию, посмотреть, не тратя деньги. Простите, на внутреннем рынке перевозок у нас цены не меньше, чем на международном. И смотаться в Нижний Новгород, в Самару, в Тольятти и в Питер, чтобы посмотреть несколько вариантов одной и той же лодки, наверное, будет дороже. Константин Точилин: Да. Михаил Кулик: Но, купив лодку, всегда возникает вопрос: а подходит ли она тебе, когда пробуешь впервые ходовые качества? Я хотел бы спросить Дмитрия, нашего гостя, по поводу того, стоит ли сразу отказываться, если не нравится, как идет? Или все-таки можно что-то сделать с этим? Константин Точилин: Я напоминаю, что мы говорим сегодня о подборе винтов, без которых ни одна лодка, кроме гребной, не поплывет. Михаил Кулик: Дмитрий, какие-то советы? Ну, вот, приобрел человек лодку. Не пошла. Не выкручивает мотор должные обороты. Что делать? Константин Точилин: Или есть ощущение, что она могла бы быстрее, но не идет. Дмитрий Соснин: В первую очередь я хочу обратить внимание. Не все зависит от винта. Надо настроить комплект. В первую очередь это навеска мотора. Навеска мотора производится либо вверх, либо вниз. Потом, работа… Потом уже мы подбираем винт. Михаил Кулик: Хорошо. Мы обсуждали с Константином. Подобрать винт – недешевое же удовольствие. Мы оба на воде и понимаем, что стоимость винта – это какие-то вполне серьезные деньги. Один не подошел, второй, третий. Константин Точилин: Нужно купить 5 разных винтов. Или мы сначала немножко теории, и, собственно, какие характеристики винта, на что нужно обращать внимание. Дмитрий Соснин: Как правило, если покупаете новую лодку, продавцы уже ставят рекомендованный винт. Если вы покупаете б/у лодку, то винт уже стоит и предыдущий хозяин уже ее подстроил. Константин Точилин: А если вы покупаете подвесной мотор, там стоит тоже рекомендованный винт, но производитель не знает, к чему вы этот мотор присобачите. Дмитрий Соснин: Это только экспериментом. Получается навеска мотора и подбор винта. Но есть люди. Мы же стоим все на стоянках. И есть соседи, которые могут дать попробовать винт. В конце концов, сейчас в Москве тоже есть магазины, которые могут представить на тест винты. Михаил Кулик: То есть это из личного опыта? Дмитрий Соснин: Да. Константин Точилин: То есть реально можно прийти в магазин, сказать: «Ребята, дайте мне этот, этот, этот, этот. И я вам потом их, может быть, верну». А если я его загублю в процессе испытания? Дмитрий Соснин: Есть три вида винтов для лодок народного потребления: пластиковый, алюминиевый, стальной. Пластиковые винты используются в основном на моторах до 50 лошадиных сил. Алюминиевые – это 90% наших пользователей, которые катаются на акватории. Это алюминиевый винт. Остальные – это стальной. Михаил Кулик: То есть это уже какой-то профессиональный уровень. И тут с подбором будет отдельный история. Дмитрий Соснин: Маленько не соглашусь. Не профессиональный, а человек, который хочет добиться максимальных значений своего комплекта, берет стальной винт. Константин Точилин: Почему стальной винт стоит так дорого? Он стоит в десятки раз дороже, чем алюминиевый. Дмитрий Соснин: Во-первых, технология дорогая. Во-вторых, это материал. И, как факт, все стальные винты обрабатываются вручную. Константин Точилин: Есть теория, что при столкновении с каким-либо подводным препятствием стальной винт, конечно, уцелеет, а алюминиевый свернется в консервную банку, но зато сохранится сам мотор. А стальной передаст эту силу удара на нижние детали редуктора. Дмитрий Соснин: Бывают случаи, что и алюминиевый винт не спасает. Просто надо хорошо знать акваторию. Если вы находитесь на незнакомой акватории, поставьте алюминиевый винт. Михаил Кулик: Это уже хороший практический совет. Действительно экономический. Константин Точилин: Но даже на знакомой акватории вы не застрахованы от ржавой казанки, которая спокойненько дрейфует себе на глубине 30-50 см. Дмитрий Соснин: Значит, вам так не повезет. Константин Точилин: Мне так не везло просто. У нас есть звонок. Андрей из Москвы нам дозвонился. Давайте послушаем нашего зрителя. Андрей, добрый вечер. Зритель: Дима, наверное, видел мои испытания винтов, которые я проводил на своем катере «Феникс 560». И ситуация у меня такая возникла. Что четырехлопастной стальной винт показывает почему-то показатели намного лучшие, чем трехлопастной винт точно такого же шага. В чем может быть причина? Константин Точилин: Спасибо за вопрос. Дмитрий Соснин: Причина следующая. Четыре лопасти. Она снижает максимальную скорость, но увеличивает упор на низах. Соответственно, лодка быстрее выходит на глиссер, лучше глиссирует в загруженном состоянии. И стальной винт сам по себе имеет тонкие лопасти, и ему легче крутиться в воде, чем алюминию. Соответственно, четырехлопастной для данного комплекта у Андрея – все хорошо. Константин Точилин: Когда ты понимаешь, что, наверное, ты мог бы добиться лучшего результата от своего плавсредства, сменив винт, что указывает на то, что, наверное, винт не очень соответствует тому, что у тебя есть? Дмитрий Соснин: В первую очередь это присутствие на лодке тахометра. На лодке должен быть обязательно тахометр. Иначе вы не снимите никакие показания. Если винт выкручивает свои максимальные паспортные обороты от 5000 до 5500, то винт подобран правильно. Если винт выкручивает меньше 5000 оборотов, значит винт тяжелый, он не подходит для вашей лодки. Если винт перекручивает больше 5500, значит винт очень легкий и надо его менять. Константин Точилин: Я думаю, что некоторая проблема заключается в том, что у огромного большинства наших зрителей в лодках нет тахометра. Я имею в виду надувные лодки с подвесными моторами, которые не всегда, мягко говоря, тахометрами оборудуются. Дмитрий Соснин: Если человек захочет взять максимум от своего комплекта, то есть на рынке электронные тахометры для подвесных моторов, для лодок ПВХ, которые нет возможности установить стационарно. Ставятся на румпель. Они не очень дорогие. В принципе где торгуют водной техникой, там можно найти. Константин Точилин: Это сколько? Дмитрий Соснин: В пределах от 900 до 1500. Константин Точилин: По сравнению с другими товарами с префиксами «морской» и «водный» это действительно… Михаил Кулик: Может быть, стоит объяснить. Этот электронный тахометр устанавливается так, что уж не выдерешь потом никакими клещами, или можно у соседа по стоянке одолжить, попробовать? Дмитрий Соснин: Я видел – на стяжки крепят, видел – на двухсторонний скотч. Бывает производитель, который просто клеит двухсторонний скотч, вы приклеиваете его к румпелю. Михаил Кулик: А подключение к двигателю само? Дмитрий Соснин: Подключение смотрите в инструкции. Константин Точилин: Все-таки как-то подключается. Или он… Дмитрий Соснин: Он подключается по инструкции. Это будет очень долго. Михаил Кулик: Это простая? Дмитрий Соснин: Просто. Константин Точилин: Своими руками. С помощью пассатижей синей изоляции и произнесения определенных заклинаний это возможно? Дмитрий Соснин: Конечно. Константин Точилин: Возможно. Хорошо. Если, тем не менее, предположить, что нет у нас этого тахометра. Можно ли обойтись подручными средствами? Предположим, взять разные винты и замерить на одном и том же участке акватории скорость на телефоне, GPS-трекере, на навигаторе? Дмитрий Соснин: Конечно, если есть трекер, GPS-навигатор и есть понимание, как выкручивает мотор на максимальные обороты по слуху. Не у всех такой слух есть. Но если у кого-то есть, надо просто, у кого стоит тахометр, понять, как работает мотор на максимальных оборотах. Хотя бы понять, какой звук издает он. Соответственно, уже приближаться к этому параметру. Михаил Кулик: Камертон. Константин Точилин: Камертон. Михаил Кулик: Об капот мотора. И дальше сравниваем звук. Дим, вот такой вопрос. Выбрал винт, вернул производителю или продавцу те, которые брал на тест, и пошел в поход. С одним винтом? Дмитрий Соснин: Нет, с двумя. Михаил Кулик: Минимум? Дмитрий Соснин: Я лично от себя рекомендую иметь на борту лодки два винта. Всегда. Это как запасное колесо на машине. Без него невозможно выходить… Михаил Кулик: Очевидно, напрашивается понимание. Второй винт запасной на случай, если стукнул первый. Имеет ли смысл иметь два разных винта? То есть работает в пределах паспортных режимов и один, и второй. Но те самые знаменитые «мне один тяговый, один скоростной». Есть ли смысл в таком подборе? Два винта. Один для загруженной лодки, другой для быстрого… Дмитрий Соснин: Есть. Всегда подбирается универсальный винт на лодку. В запасе иметь грузовой. Всю жизнь бывает: приедут друзья, приедут гости. Рыбы наловил. Константин Точилин: Как только у тебя появляется лодка, образуется огромное количество друзей. Дмитрий Соснин: И всегда иметь второй винт. Это грузовой. Михаил Кулик: Понятно. Даже на случай буксировать товарища, потерпевшего бедствие. Например, принял спиртного, на борту товарищ, за штурвал не встает. Дмитрий Соснин: В моей практике был случай. У человека открутился винт. Он сдавал задом. А глубина под лодкой большая – он утонул. Михаил Кулик: Кстати, может быть, стоит сказать, что основная часть винтов (более-менее для мощных моторов) крепится и фиксируется гайка шпилькой. И в разгибании усиков этой шпильки зачастую и есть проблема. Винты поменьше… Дмитрий Соснин: Кто-то впопыхах забыл загнуть усик, кто-то шпильку забыл вставить. И все. При реверсии, когда отходите задом на лодке, есть свойство откручивания этой гайки. Михаил Кулик: Хорошо. А требуют ли винты хоть какого-то обслуживания? Ремонт – понятно. Константин Точилин: Скорее, замена. Михаил Кулик: Алюминиевый винт. Все мы понимаем, кто ходит по воде – сдирается краска, появляются заусенцы от легких касаний. Возможно и требует ли винт обслуживания? Дмитрий Соснин: Конечно, если есть заусенцы, это лишний воздух на лопасти винта. Это получается кавитация. То есть упор пропадает, скорость пропадает. Михаил Кулик: Это напильник… Дмитрий Соснин: Нет, это любой человек может сделать. Если неглубокие заусенцы, это крупная шкурка, потом переход в мелкую, либо напильник, если уж совсем… Константин Точилин: И с собой, наверное, нужно иметь пассатижи, чтобы этот пресловутый шплинт отогнуть, а потом загнуть. И желательно, чтобы их не утопить. И шплинты, наверное, запасные… Дмитрий Соснин: Самое главное при смене винта – пользуйтесь смазкой. Смазка должна наноситься на вал, а потом одеваться винт. Михаил Кулик: Он же вроде как не движется по валу. Дмитрий Соснин: Нет, есть свойство прикипания металлов. Разные металлы. Константин Точилин: То есть потом его не отдерешь просто? Дмитрий Соснин: Да. Михаил Кулик: Понятно. Константин Точилин: Хорошо. Звоночек еще один возьмем. Михаил из Москвы. Михаил, здравствуйте. Зритель: Подскажите, пожалуйста. У меня есть «Романтика 2» четырехсекционная. И мне постоянно на нее приходит налог. В судовом билете записано у меня, что лодка гребная. Облагается ли это транспортное водное средство налогом? Константин Точилин: Михаил, вам и карты в руки. Михаил Кулик: Да, это мне. Скажите, пожалуйста, если вы еще с нами, а какой вес лодки? Зритель: Грузоподъемность до 400 кг. Михаил Кулик: Это грузоподъемность или вес самого корпуса? Зритель: 61 кг по паспорту. Михаил Кулик: Приходит налог. А вы ставили на учет, регистрировали? Зритель: Я ставил на учет. У меня судовой билет есть, номера присвоены. Михаил Кулик: Понятно. И двигатель в судовом билете не указан никакой? Зритель: Не указан. Она указана как гребная. Михаил Кулик: И приходит налог. А по какой же ставке? Зритель: Приходит 500 рублей ежегодно. Михаил Кулик: Да. Налог на судно, не оборудованном стационарным либо подвесным двигателем, будет составлять 500 рублей. Я не буду давать советов, как этого избежать. Если уж это для вас принципиально, ищите сами. Но в принципе действия абсолютно законные. Константин Точилин: Несколько вопросов с СМС-портала. «На какой мотор не нужны права на лодку ПВХ?». По-моему, мы каждую программу отвечаем. Даже я запомнил. До 10 сил. Михаил Кулик: До 8 кВт или 8 лошадиных сил. Константин Точилин: Вопрос, смысл которого мне не очень ясен. Может быть, опечатка. Может быть, мне что-то просто неизвестно. «Почему на навесные моторы не используются винты с насадкой?». Это что имеется в виду? Дмитрий Соснин: Надо посмотреть, какая насадка вообще. В чем суть вопроса? Михаил Кулик: Что за насадка может использоваться? Дмитрий Соснин: Страховочная какая-то насадка. Михаил Кулик: Я тоже не знаю. Если только плита кавитационная, вот эта ласта. Константин Точилин: Уточните вопрос. Давайте звонок из Екатеринбурга возьмем. Владимир, здравствуйте. Зритель: Алло, добрый вечер. Екатеринбург, Владимир. Я бы хотел уточнить вот такой вариант. У меня двухтактный мотор «Ямаха», 5 лошадиных сил. Я бы хотел приобрести лодку. И вот ваши рекомендации. Есть лодки из ПВХ с надувным дном килевые и есть ПВХ с жесткой… И какой бы желательно длины мне взять ее? Рыбачу я обычно один на реках – Иртыш, иногда на Волге. Константин Точилин: А вещей много с собой берете на выезд? Зритель: Я еду на своем транспорте, на берегу обустраиваю лагерь. И на воде уже идем с удочками, со спиннингами и якорь. Дмитрий Соснин: Я хочу сказать, что дело выбора это ваше – надувное дно либо жесткое дно. Есть несколько преимуществ. Надувное дно: лодка легче, собирается быстрее. Если жесткое дно, собирается дольше и лодка тяжелая. Михаил Кулик: Но если вы рыбачите и особенно бросаете спиннинг стоя, то, конечно, вам будет удобнее стоять на пайоле. А по поводу длины задавал вопрос. Ну, под 5 сил – это, наверное, 3,40 – 3,60 м. Дмитрий Соснин: Я бы даже от 3 м рассматривал. Михаил Кулик: Нет, ну 3 м для рыбалки, очевидно, мало. Но дальше 3,60 уже не шел бы. Константин Точилин: Потом, опять же, вспоминаем, что как только появляется лодка, появляются еще и друзья. Поэтому больше трех уже не потянет? Она же легонькая. Дмитрий Соснин: Легкая. Мотор 5 сил получается. И надувное дно, если на лодке будет, ей легче будет ехать. Она меньше весом. Константин Точилин: И, наверное, еще важен вопрос – как близко вы можете на машине подъехать к воде? Потому что это уже определяет вес лодки. Если вам далеко ее тащить, то, наверное, лучше взять ту, что полегче. Если вы подъезжаете прямо совсем к линии, то можно тогда и… Еще вопрос с СМС-портала: «Раньше были винты переменного шага». По-моему, они и сейчас есть. Дмитрий Соснин: Да, переменного шага – это пластиковые винты, которые используются на моторах до 50 л.с. У них переменный шаг, получается, от 10 до 15. Михаил Кулик: Но есть преимущества или возражения против использования таких винтов лично у тебя? Дмитрий Соснин: Я никогда не использовал, но знаю людей, которые это использовали. Большое преимущество – замена лопастей. То есть сломанную лопасть можно заменить на новую. Михаил Кулик: Но цена очень высока, насколько я знаю. Винты производит всего один иностранный производитель. И опыт подсказывает, что зачастую дешевле алюминиевый винт в запас, а то и два при цене пластикового… Дмитрий Соснин: Смотря какая акватория. Если вы где-то в Ленобласти – камни. Если вы где-то на Средней Волге и на Верхней Волге, то песок. Соответственно, вы имеете один запасной. Все зависит от акватории. Константин Точилин: Понятно. Вообще всякие комбинированные вещи, как правило, менее надежны, чем рассчитанные под какую-то одну задачу. Или я не прав применительно к этой истории? Дмитрий Соснин: Кому как нравится. Я для себя скажу. Мне нравятся стальные винты. Я подбираю комплект, довожу его до ума. А потом уже подбираю винт. То есть я вешаю мотор вверх, вниз. Смотрю нижнюю поверхность катера, то есть глиссирование, чтоб меньше соприкасалось с водой. А потом уже, соответственно, подбираю винт. Люблю стальные. Честно скажу. Константин Точилин: Ну что? У нас, как обычно, заканчивается время. Наверное, уже вопросы такие, что за 30 секунд мы на них не ответим. Давайте коротко скажем, что у нас будет в следующий четверг. Михаил Кулик: В следующий четверг расскажу о том, как побывал в замечательном древнейшем городе Старая Ладога и что при этом увидел. Параллельно успею съездить в Санкт-Петербург на выставку. Если есть желающие, могут присоединиться. В старейшем Яхт-клубе профсоюзов это будет. Константин Точилин: А я надеюсь, что Дмитрий успеет к следующему выпуску нашей программы подготовить выпуск нашей «Островной кухни». Дмитрий Соснин, Михаил Кулик. «Жизнь на воде». До следующего четверга. Михаил Кулик: До свидания.