Ксения Сакурова: Увы, снова будем говорить про цены. Автомобили с пробегом за год подорожали в полтора раза: средняя цена подержанной легковушки впервые перевалила за миллион. Для сравнения: год назад за такую машину пришлось бы отдать почти 690 тысяч. Это данные аналитического агентства «Автостат». Иван Князев: Цены на б/у автомобили в России растут уже более года. Помимо инфляции на ситуацию влияет нехватка новых машин, вызванная глобальным дефицитом полупроводников, и ряд других факторов. Каких? Об этом нам расскажут наши эксперты. Ксения Сакурова: Будем говорить с Владимиром Лариным, специалистом по подбору автомобилей. И приглашаем наших зрителей тоже присоединиться. Друзья, если вы покупали автомобиль – за сколько купили? Удалось ли вам купить именно то, что вы хотели, или, увы, пришлось сэкономить и купить что-то другое? Прямо сейчас с нами на связи Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Максим Александрович, здравствуйте. Иван Князев: Приветствуем вас. Максим Кадаков: Добрый день, коллеги. Иван Князев: Максим Александрович, тут опять же «Автостат» приводит рост цен за последние 10 лет: «Лада Гранта» – 127%, «Поло» – 123%, «Рено Логан» – 109%, «Хендай Солярис» – 90%, «Киа Рио» – тоже 90%. Мне кажется, это только за последние полгода такой скачок цен. Потому что официальные данные как-то не очень стыкуются с тем, когда смотришь, что продают. Максим Кадаков: Совершенно верно, но вы заговорили о средней цене на рынке подержанных автомобилей, а средняя цена нового автомобиля тоже резко поднялась, о чем вы сейчас и говорите. Она уже превысила (средняя цена) два миллиона, два миллиона и сто с лишним тысяч – это в течение 2021 года (прошлого), это примерно плюс 26-28%. Естественно, как только цены на рынке новых автомобилей идут вверх, тут же поднимаются цены на рынке б/у, потому что эти два параметра очень плотно между собой схвачены, прикручены, приварены намертво. Особенно это влияние заметно для относительно новых автомобилей (в возрасте до 3, 5, 7 лет). Чем старше автомобиль, тем это влияние меньше, но тем не менее. Цены на новые машины растут, тут же автоматически поднимаются, подтягиваются цены на б/у. И когда люди говорят: «Новые не по карману, я пойду на б/у», а на б/у-то, на б/у, на вторичке тоже все, в общем-то, не сладко, цены растут. Иван Князев: Не сладко, да. Максим Кадаков: Да, выбор сокращается, потому что, когда в обиходе все говорят: «Я сейчас пойду на б/ушный рынок» это не значит, что он необъятный, он тоже конечный. Чтобы был рынок б/у надо сначала купить новые автомобили, потом они превращаются в б/у. Импорт бэушек у нас практически сведен на нет, из Японии мы привозим, но и то не так много. И хорошие предложения быстро вымываются с рынка, продавцы уже менее охотно торгуются, и, в общем-то, если раньше покупатель воротил нос. Иван Князев: Да, зачем мне такая машина, пойду посмотрю что-нибудь еще. Но тут вот надо разобраться, Максим Александрович, а что происходит-то? Вот эту история с полупроводниками я уже в течение года слушаю, и как-то не очень понятно, что там с ними, не могут наладить их выпуск? Максим Кадаков: Объясняю. Эти полупроводники, микрочипы выпускает всего несколько компаний в мире. И когда был пожар на одной из компаний, которая производит в том числе искусственный кристаллы. Основной элемент микрочипа – это искусственный кристалл, его надо вырастить, он, как ребенок, не может родиться раньше, вырасти раньше, чем положено. А если родится раньше, то это плохо. И все спрашивают: «Но телефоны же продаются, компьютеры продаются?» и так далее. Но спрос на телефоны, на компьютеры вырос в мире, как только все ушли на удаленку, спрос на сложное медицинское оборудование вырос, и в мировом потреблении микрочипы на всю электронику, которую я назвал, вот всю-всю, от телефонов до аппаратов искусственной вентиляции легких, это 90%. А спрос, потребление микрочипов в автопроме – это примерно 10%, примерно, я огрубляю. Естественно, производители микрочипов с большим удовольствием работают с более крупными потребителями, это во-первых. Во-вторых, это разные чипы. На автомобилях стоят другие чипы, они, с одной стороны, устаревшие, делаются по устаревшим технологиям, с другой стороны, это и разные чипы. Если у вас отказывает микрочип в компьютере – это одна история. А если у вас вырубится система стабилизации, например, в автомобиле сейчас, зимой, то это немножко другая история. Автопром вообще более медленный, менее поворотливый. Именно поэтому этот дефицит микрочипов, мы с ним жили весь 2021 год, и более того, я, к сожалению, не могу вас ничем обрадовать – мы будем жить с ним весь (как минимум половину, а скорее всего весь) 2022 год. Автопроизводители, в том числе российские (это касается и Автоваза), будут бороться за поставщиков комплектующих, которые, соответственно, эти микрочипы где-то закупают, чтобы вставить в свои блоки (блоки управления АБС, мультимедийной системой), мы все любим кнопки на руле, чтобы на руле были кнопки управления всем, чем угодно, а это тоже микрочип. Они будут бороться за эти комплектующие, и именно это в первую очередь в 2022 году будет регламентировать объемы производства тех или иных автомобилей. И именно поэтому спрос на автомобили в 2022 году будет по-прежнему превышать предложение. А это значит, что цены вниз не пойдут. Ксения Сакурова: Я весь год не могу понять, у меня весь год другой вопрос: кто эти люди, которые так стремятся сейчас купить автомобиль? У нас зарплаты (у основной массы людей) не растут. То есть, казалось бы, вместе с ростом цен на машины покупательская способность не растет. То есть когда должен наступить какой-то баланс, и машин станет ровно столько, сколько людей, способных их купить. Максим Кадаков: Объясняю. У каждой страны есть свое потребительское дно. В зависимости от масштабов страны, населения, территории, передвижения и так далее, транспортировки грузов. Вот дно, если говорить о легковых автомобилях, дно российское – это примерно 1,5 миллиона автомобилей. В 2021 году мы все вместе купили 1680 тысяч автомобилей (если мне память не изменяет), то есть мы чуть-чуть пытаемся отскочить, оттолкнуться от этого дна. И даже если в 2022 году машины подорожают еще на 30%, мы все равно купим примерно столько же. Потому что все равно транспорт надо обновлять, это нужно понимать. И второе. В 2020 году люди сняли много денег с депозитов и пошли на рынок недвижимости, когда недвижимость подорожала. Те, у кого не хватило денег на недвижимость, стали обновлять автомобили. Людям не столько нужен вот прямо сейчас новый автомобиль, сколько люди боятся неопределенности, они не знают, что будет завтра, они понимают, что скорее всего завтра будет дороже, чем сегодня (и это правда), и они пытаются купить машину сейчас (или обновить или купить). Не знаю, детям купить, старикам-родителям отдать старую машину, себе купить новую. И этот спрос, вот это сумасшествие. Иван Князев: Разгоняет цены в том числе. Максим Кадаков: И поддерживаются (отвечаю на конкретный вопрос) кредитами. Львиная доля повышения спроса сейчас обеспечивается вот этими кредитами. Люди залезают в кредиты, и только благодаря этим кредитам покупают новые автомобили. Ксения Сакурова: Да, понятно. Спасибо. Иван Князев: Спасибо. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», был с нами на связи. Вы бы купили подержанный автомобиль? Сколько стоит ваш автомобиль? Что вы вообще думаете о подержанных иномарках (и не только иномарках)? На эти и другие вопросы отвечали жители Новосибирска, Ижевска и Краснодара, давайте посмотрим. ОПРОС Иван Князев: С одной стороны, тем, кто захочет продать автомобиль, сейчас удобная ситуация, хорошая, можно выгодно продать, намного дороже. Ксения Сакурова: Но с другой стороны, если они потом хотят что-то купить. Иван Князев: Что ты купишь? Вопрос. У нас на связи Владимир Ларин, специалист по подбору автомобилей. Здравствуйте, Владимир. Ксения Сакурова: Здравствуйте, Владимир. Владимир Ларин: Здравствуйте. Иван Князев: Вы случайно не из автосалона едете? Владимир Ларин: Еду продавать свою машину. Иван Князев: То есть мы почти угадали? Ксения Сакурова: А почему вы приняли такое решение? Владимир Ларин: У меня там жилищные вопросы, так скажем, и я сейчас могу выгодно продать свою машину. Иван Князев: А купить потом что сможете? И нам посоветуете. Владимир Ларин: Что-то попроще. Естественно, я буду продавать дороже, чем покупал, из-за вот этого скачка цен. Ксения Сакурова: Владимир, вы-то, наверное, себе сможете найти тот автомобиль, который вам нужен, по нужной вам цене. А какие советы вы дадите нашим зрителям, чтобы они тоже смогли если не сэкономить, то хотя бы не сильно переплатить? Владимир Ларин: Не то что бы по нужной мне цене, цена диктуется рынком, мне придется подстраиваться под рынок, и хороший автомобиль дешево мне никто не отдаст. Советы сейчас какие. Раньше вы могли, допустим, за миллион рублей купить машину с пробегом 50 тысяч километров, сейчас за эти деньги вы купите машину с пробегом 100 тысяч километров. Просто ищите автомобили с большими пробегами, но в лучшем состоянии, и технически проверяйте их на сервисе, чтобы они особо не требовали вложений, чтобы вам мастера подсказали, что здесь надо поменять в ближайшее время и сколько это будет стоить, чтобы вы прикинули свои силы, личные возможности, финансовые и так далее. И если какой-то крупный ремонт, то не покупайте, ищите дальше. Лучше потратить еще немного денег на проверку, на поиски, оплатить проверку специалистом, либо самим покататься, чем ремонтировать крупные узлы агрегата. Ксения Сакурова: А что посоветуете – пробег побольше или модель попроще? Владимир Ларин: Я бы посоветовал модель попроще. Иван Князев: Владимир, по поводу того, что сейчас меняются предпочтения людей в выборе автомобиля – многие, например, сейчас пересаживаются на «китайцев», потому что уже просто не могут себе позволить «немцев», «американцев» или «японцев». Что скажете? Владимир Ларин: У китайцев за прошлый год, по моей информации, продажи – плюс 240% относительно 2020 года, за 2021 год они подняли продажи. Потому что некоторые бренды масс-маркета немного нагло ведут свою торговую политику и накручивают различные допфишки, которые этих денег по факту не стоят. И люди разворачиваются и уходят к китайцам, соответственно, за счет этого они успели воспользоваться ситуацией и сделали хорошие прибыли. Я сейчас смотрю, много открылось по Москве китайских брендов, салоны заезжают в те бренды, которые ушли с рынка, туда заезжают китайские бренды. Ксения Сакурова: Давайте послушаем зрителей. С нами Андрей, Приморский край. Андрей, здравствуйте. Зритель: Добрый день, Владивосток вас беспокоит. Иван Князев: Приветствуем вас. Ксения Сакурова: Да. Слушаем вас. Зритель: Я из, короче говоря, будем говорить, того самого города, в который в основном едут японские автомобили. То есть я приверженец японских автомобилей, и подержанные автомобили покупаю в Японии. То есть проще всего их покупать на аукционах. У нас есть, конечно, тут зеленый угол, то есть покупают машины у нас, но лучше всего покупать на аукционах. Я в позапрошлом году, ой, нет, это у меня сын в позапрошлом году взял машину, то есть в прошлом году я взял машину. Взял «Субару Форестер», тот, который в комплектациях, откровенно говоря, здесь у нас в России его не купишь. Потому что японцы выпускают те автомобили, которые в комплектации, реально могу вам сказать, что отделка сидений, отделка руля, то есть все. Иван Князев: В общем, как для себя они делают. Зритель: Да, именно, японцы делают как для себя, они не выпускают и не продают их никуда. У них очень большой выбор автомобилей. И в основном у нас во Владивостоке, я могу сказать, пользуются услугами именно аукционов очень многие, и покупают их автомобили. Иван Князев: Дешевле получается? Ксения Сакурова: Да, назовите цену. «Субару Форестер» какого года и за сколько вы купили в результате? Зритель: «Субару Форестер» я взял за полтора миллиона в прошлом году, то есть в начале прошлого года. Иван Князев: Новую? Ксения Сакурова: Новый? Зритель: Нет, это не новый, пробег 47 тысяч, 2015 год выпуска. Состояние его было 5АА, то есть это одна из самых высоких оценок. Я очень доволен автомобилем, но могу сказать, что вот здесь все наши автомобили, но могу вам сказать честно, что автомобили в Японии тоже дорожают. Именно на аукционах в самой Японии, то есть если, допустим, этот автомобиль я мог купить в начале прошлого года за полтора миллиона, может, чуточку больше, меньше, потому что аукцион, нужно постоянно входить, торговаться и все остальное, то сейчас этот же самый автомобиль будет стоить где-то двух миллионов, вот его конкретная цена. То есть это не только у нас России, я хочу сказать, и в Японии тоже. Иван Князев: Понятно, да. Зритель: Небольшие машины порядка где-то от ста тысяч, короче говоря, и до двухсот тысяч иен (на наши деньги перевести, надо умножить на 0,65), и получается, что все будет дороже на самих аукционах. Причем пошлина, как она была, будем говорить, на двухлитровый двигатель она составляла полмиллиона, она так в принципе и остается. А именно за счет того, что в Японии дорожают автомобили. Причем это старые машины, 2015, 2016, 2017 годов. Ксения Сакурова: Да, понятно. Спасибо. Иван Князев: Да, Андрей, спасибо вам за ваш рассказ, за вашу историю. Ксения Сакурова: Владимир, все-таки какой выход сейчас вы видите? Подождать немножко тем людям, которым, например, не хватает денег, смириться с ситуацией и взять кредит, что бы вы рекомендовали? Владимир Ларин: Я не рекомендую брать кредиты, я рекомендую жить по средствам, брать автомобиль либо с большим пробегом. Соответственно, раньше все искали автомобиль, как правило, до 100 тысяч километров, с одним хозяином и комплектацией пожирнее. Теперь этими всеми принципами приходится поступиться, и уже выбирать что-то попроще, то, что дешевле в содержании, то, что попроще по комплектации, но в хорошем техническом состоянии, дабы оно не доставляло вам неприятностей в техническом плане. Ксения Сакурова: А долго такую искать придется на рынке? Сколько сейчас в среднем занимает процесс поиска такого оптимального автомобиля? Владимир Ларин: Зависит от бюджета. Если вы ищите прямо по самому низу рынка, то можно и два месяца искать. Если бюджет, как говорится, средний, то две-три недели. Если высокий – можно, допустим, выбирать из самых дорогих автомобилей, но не всегда самые дорогие являются самыми хорошими, но обычно, если бюджет по верху рынка, то поиск занимает три-пять дней. Иван Князев: В общем, снижение цен пока не предвидится. Владимир, а может на наши уже пора пересаживаться, на «Ладу»? Или там тоже проблемы с полупроводниками? Владимир Ларин: Да, у нас тоже проблемы, и они останавливали производство, поэтому дефицит есть. Я думаю, что все, как сказал Максим, все также новые подтягивают цены б/у автомобилей. Иван Князев: То есть мы также зависим от этих же иностранных полупроводников, своих у нас нет? Владимир Ларин: К сожалению, да. У нас своих телефонов, телевизоров и тому подобных высокотехнологичных изделий мало. И также в автомобилях используются эти же самые полупроводники, которые, видимо, где-то из-за границы привозят поставщики для электронных систем автомобиля, и поэтому вот такая ситуация. Ксения Сакурова: Да, спасибо большое, Владимир. С нами на связи был Владимир Ларин, специалист по подбору автомобилей. Что пишут наши зрители. Забавное сообщение из Архангельской области: «Зачем вообще нужна эта машина? Никогда она не окупится, разве что женщинам помогает замуж выйти, вот и весь толк». Ну, возможно. Иван Князев: Возможно. Сообщение из Новосибирской области: «Дешевле ездить на такси, нет затрат на обслуживание и содержание». Кто-то предлагает пользоваться каршерингом, это из Московской области. Тульская область: «Пора пересаживаться на велосипеды». Ксения Сакурова: Наверное, в Тульской области можно, в Москве сейчас не всегда. Кировская область: «Купил «буханку» в 2017 году, устал ремонтировать. Новая стоит уже миллион, качество ниже плинтуса, контроля качества нет». Иван Князев: «Буханка» – это УАЗик, наверное. Ксения Сакурова: Видимо, да. Друзья, спасибо большое за то, что были сегодня с нами. Иван Князев, Ксения Сакурова. Мы вернемся к вам уже завтра, а вечером здесь будут наши коллеги, в 6 часов смотрите «ОТРажение». Иван Князев: До встречи.