Константин Чуриков: Ну что ж, пора ответить на вопросы, которые волнуют всю страну. Потому что в каждой семье вообще есть ребенок или, там, внук, который ходит в школу… Оксана Галькевич: Внучка может быть. Константин Чуриков: Внучка, например. Есть обязательно у кого-то учитель в семье. Или просто родители, которые смотрят ОТР. Оксана Галькевич: Ну, и все смотрят ОТР, ты прав. Да, всех волнует, сколько продлится сейчас дистанционное обучение в наших школах, на которое мы перешли примерно месяц назад, когда учебный год в этом году будет закончен. Конечно, старшеклассников интересуют вопросы ОГЭ и ЕГЭ, что будет с этим экзаменом в этом году. Об этом мы давайте вот сейчас побеседуем в прямом эфире, спросим обо всем министра просвещения России Сергея Кравцова. Константин Чуриков: Внизу экрана номер СМС для ваших вопросов и телефон прямого эфира «Спросите министра». Сергей Сергеевич, добрый вечер. Вы нас слышите? Оксана Галькевич: Здравствуйте. Сергей Кравцов: Добрый вечер, добрый вечер, Оксана, Константин, наши уважаемые телезрители. Константин Чуриков: Сергей Сергеевич, самый популярный вопрос уже на портале и по электронной почте нам пишут. Когда все-таки закончится учебный год? Когда дети, родители, учителя все смогут, в общем, более-менее выдохнуть? Сергей Кравцов: Я хочу сказать, что, конечно, для нас самое главное – это здоровье наших школьников. И абсолютно правильное решение, оно непростое, чтобы перевести школьников в марте на обучение дома. Сегодня мы видим, что практически нет серьезных заболеваний у школьников. И это дорогого стоит. Что касается завершения учебного года, то планируется для первых-восьмых классов завершить учебный год по решению школ, регионов в середине мая. А в отношении Основного государственного экзамена – только проводить по двум предметам. Хотя обсуждается вопрос проведения итоговой аттестации по девятым классам на основе итоговых оценок. Пока окончательного решения нет. Я думаю, что в ближайшее время мы это решение сформулируем, еще раз обсудим и с учителями, и с регионами и примем окончательное решение. Константин Чуриков: Еще один тогда уточняющий вопрос. Выходит, что после, значит, 11-го числа большинство школьников учатся еще неделю, и у них наступают каникулы. Если они не старшеклассники. Правильно? Сергей Кравцов: Все зависит от той ситуации, которая есть в регионе. Такое право есть у регионов. И большинство регионов планируют этим правом воспользоваться. Что касается Единого государственного экзамена, то решение такое, что начнется Единый государственный экзамен 8 июня. Хотя не исключено, что это решение будет меняться также в зависимости от ситуации, если сроки будут передвинуты. Оксана Галькевич: Но я вот знаю, что, например, в Москве нашим детям вчера сообщили, что до 22 мая мы учимся. Соответственно, в других регионах нужно как-то выяснять вам, уважаемые родители, наши телезрители, кто сейчас смотрит наш прямой эфир, уже у себя непосредственно там, где вы живете. Сергей Сергеевич, я думаю, что сейчас ребята и родители поняли, что каникулы впереди, они будут. Когда – точную дату будем выяснять. Но есть вопросы, вы знаете, и от учителей. Вот нам поступил вопрос в редакцию от педагогов. Регион здесь не указан. Учитель спрашивает, вот у него заканчивается срок действия квалификационной категории. Вопрос такой: где и как можно пройти переаттестацию? Потому что сейчас много с этим сложностей. Он не знает, куда обратиться, кто ему ее проведет. И говорит, что от этого зависит заработная плата, потому что регион доплачивает за переаттестацию. Сергей Кравцов: Оксана, первое, о чем хочу сказать: что никаких изменений по оплате педагогов не может быть. Мы этот вопрос контролируем. И если где-то это происходит, пожалуйста, сообщайте в Министерство просвещения, мы эту ситуацию поправим. Второе. Буквально сегодня я принял решение, подписал приказ о продлении аттестации учителей до 31 декабря. Поэтому этот вопрос решен. К нам обращался и профсоюз учителей. И мы такое приняли взвешенное решение продлить аттестацию до 31 декабря. Оксана Галькевич: Сергей Сергеевич, можно, я уточню? Иногда лучше задать дополнительный вопрос, чтобы быть правильно понятым. Т. е. если вдруг сейчас в том или ином регионе учителю по разным каким-то причинам не удалось пройти переаттестацию в необходимые сроки, как это было прежде… Сергей Кравцов: Она продлевается. Сейчас она продлевается автоматически… Оксана Галькевич: Она продлевается, и вопросов по заработной плате быть не должно? Сергей Кравцов: Абсолютно не может быть. Аттестация продлевается автоматически до 31 декабря. Константин Чуриков: В начале этой недели (я вот всем зрителям хочу напомнить, кто, может быть, не знает) на ОТР начались дистанционные телевизионные уроки «Моя школа онлайн». Каждый будний день с 9 до 12. Сергей Сергеевич, вот за первую неделю какие отклики? Мы вам о своих расскажем, то, что нам зрители сейчас пишут. Вот у вас какое впечатление? Сергей Кравцов: Константин, я сам каждое утро смотрю уроки. И хочу сказать, что вообще это такой уникальный проект. И я благодарен Общественному телевидению, коллегам. Потому что мы соединили телевидение с информационной платформой и традиционными учебниками. Такого нет нигде в мире. И сегодня это пользуется большой популярностью: более миллиона просмотров. Привлечены лучшие педагоги, которые детально рассказывают о тех нюансах, которые необходимо знать школьникам по подготовке к Единому государственному экзамену, Основному государственному экзамену. И, насколько я знаю, популярность их и у других учащихся, других классов, которые также будут сдавать экзамены. И эти уроки им позволяют повторить материал и оценить в том числе и свои знания. Оксана Галькевич: Вы знаете, Сергей Сергеевич, я вам хочу сказать, что вы не единственный взрослый, который смотрит эти телеуроки в прямом эфире в эфире Общественного телевидения России. Потому что у нас очень много сообщений на портале примерно такого характера, что: спасибо, толковые очень, доходчивые уроки, приятно вспомнить школу. Тут некоторые наши зрители вступают, знаете, в такую дискуссию с преподавателями. С педагогами по русскому языку, например. Какой суффикс в слове «румяный», какие однокоренные слова. В общем, знаете, такая бурная дискуссия и рассуждения на эту тему. Константин Чуриков: Для широких слоев населения. А вот скажите, как вообще налажена обратная связь в рамках этого проекта? Вот ученик, школьник, включает телевизор, смотрит: математика, русский. Дальше как он взаимодействует с преподавателем? Сергей Кравцов: Вы знаете, там есть такая возможность – через штрих-код можно подключиться к Российской электронной школе, оставить свои отзывы, при необходимости получить методические рекомендации. Т. е. я говорю, об этом уже сказал, что это уникальный такой проект, который совмещает и телевидение, и мультимедийную платформу, и традиционный учебник. Плюс к этому у нас есть горячая линия, общая горячая линия 8-800-200-91-85, на которую можно позвонить, также задать вопросы и получить соответствующую консультацию. Оксана Галькевич: А можно еще раз этот телефон? 8-800-200… Сергей Кравцов: …85-91. Оксана Галькевич: …85-91. Друзья, горячая линия. По всем вопросам обращайтесь: 8-800-200-85-91. Сергей Сергеевич, а вот о педагогах, которые в этом проекте участвуют, что можно сказать? Почему выбрали именно этих людей для проведения телеуроков? Сергей Кравцов: Любой процесс обучения не обойтись без педагога. Я хочу сразу сказать, что мы вернемся к традиционной системе обучения. Очень много вопросов сейчас поступает и к нам, и в регионы: не будет ли того, что дистанционное обучение будет всегда? Этого не будет. Мы вернемся к традиционному обучению, и никогда дистанционная технология не заменит традиционного общения школьников между собой и с учителем. Что касается тех учителей, которых мы привлекли к этому проекту, это лучшие учителя, лучшие педагоги, в том числе «Учителя года», которые прошли определенную подготовку и у которых очень прекрасные результаты. Вы можете обратить внимание, что они очень доходчиво, спокойно, скрупулезно объясняют тот или иной материал, ту или иную тему. И практически вопросов никаких не возникает. Я, как по образованию учитель математики, мне было очень интересно ознакомиться с преподаванием математики. И я думаю, что и для других учителей это тоже будет интересно – посмотреть опыт лучших учителей страны. Константин Чуриков: Вопрос с СМС-портала. Ленинградская область спрашивает: «Когда будет ВПР 2020 года?» Это, видимо, Всероссийские проверочные работы. Такой вопрос. Сергей Кравцов: Константин, мы приняли решение, что в этом году по понятным причинам Всероссийских проверочных работ не будет. И, как я уже сказал, для учащихся первых-восьмых и десятых классов аттестация пройдет по текущим оценкам. И, как я уже сказал, в зависимости от той ситуации, которая есть в регионе, завершится учебный год в основном в середине мая. Где-то чуть раньше, где-то он уже завершился, где-то – как обычно, в конце мая, 25 мая. Что касается проверочных работ, то мы приняли решение, тоже обсуждали с педагогами, провести их в начале следующего учебного года. Для чего это сделано? Для того, чтобы не оценить, кому-то поставить четверку, пятерку. Никакие оценки не будут ставиться. Но для того, чтобы посмотреть уровень знаний школьников. И при необходимости скорректировать программу, оказать необходимую методическую помощь, если есть пробелы в знаниях, которые по объективным причинам могут образоваться в конце этого учебного года. Поэтому, проанализировав результаты проверочных работ в начале учебного года, мы поймем, какая реальная ситуация вплоть до каждой школы, до каждого ученика. И будет оказана соответствующая точечная методическая поддержка. Мы уже эту программу разрабатываем и с педагогическими вузами, и с институтами повышения квалификации, и с методическими службами. Чтобы уровень и качество образования никак не изменился в результате сложившейся ситуации. Оксана Галькевич: Сергей Сергеевич, давайте дополним наш прямой эфир не только СМС-сообщениями из портала, но и звонками зрителей. У нас Москва на связи. Анастасия, наша зрительница. Здравствуйте, Анастасия. Зритель: Здравствуйте. Я бы хотела спросить. Я сейчас заканчиваю 11-й класс. И будут ли как-то, может быть, снижать баллы для поступления в вузы? Потому что месяц мы были на удаленном обучении, и все равно это не те знания. То … с Интернетом, то еще какие-то были неполадки. Есть ли какая-то возможность, что снизят баллы вступительные? Потому что я вот переживаю – могу не набрать и не поступлю в тот вуз, который наметила еще давно. Оксана Галькевич: Понятно. Спасибо, Анастасия. Константин Чуриков: Да, спасибо. Оксана Галькевич: Проходной балл в вузы? Сергей Кравцов: Анастасия, это правильный вопрос. Со своей стороны я хочу сказать, что если… вообще к экзаменам нужно готовиться и быть максимально спокойными, от этого тоже зависят результаты. Если вы хорошо учились, то, я уверен, что у вас будет также хороший результат. И вы поступите в тот вуз, о котором мечтаете. Тем более, Единый государственный экзамен дает возможность направлять заявления в 5 высших учебных заведений. Что касается минимальных порогов, то они устанавливаются Министерством науки и высшей школы для высших учебных заведений. И понятно, что, возможно, это решение будет принято немного позже, когда уже пройдет приемная кампания. Сейчас рано говорить о том, какие будут результаты. Возможно даже, где-то результаты будут лучше. Я этого тоже не исключаю. Потому что тот проект, о котором мы говорили, и та возможность чуть дольше подготовиться к сдаче экзаменов, может также повлиять на результаты. Поэтому надо дождаться результатов, и будем уже принимать решения по итогам экзаменов. Константин Чуриков: Вы долгое время возглавляли Роспотреб… Рособрнадзор (вот все время сейчас этот Роспотребнадзор у всех на устах). Да, Рособрнадзор. И, конечно, знаете, какие ошибки типичные выпускники допускают. Что бы вы посоветовали одиннадцатиклассникам? На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ? Сергей Кравцов: Во-первых, я еще раз подчеркиваю, что те курсы, онлайн-курсы, которые проходят на Общественном телевидении, как раз разработаны с учетом результатов за последние 5 лет. Мы скрупулезно рассмотрели и ответы учащихся, и как раз акценты сделаны на тех вопросах, где школьники имеют те или иные затруднения. В основном вопросы касаются каких-то дат, исторических событий, математических формул. Но, конечно, нужно еще раз повторить весь учебный материал. И я еще раз хотел бы обратить внимание, что есть сайт Федерального института педагогических измерений. Там тоже указаны определенные рекомендации, на которые нужно обратить внимание для подготовки к Единому государственному экзамену, ими воспользоваться. Там есть открытый банк заданий, который также может быть использован для подготовки к Единому государственному экзамену. И каждый год на сайте Рособрнадзора, на сайте Федерального института педагогических измерений публикуется аналитика по тем вопросам, на которые нужно обратить внимание учащимся, где есть определенные сложности. И многие пользуются этой возможностью и улучшают свои знания. Константин Чуриков: Мы сейчас можем показать зрителям этот сайт. Адрес: fipi.ru. Вот так выглядит заглавная страница. Вот тут сразу же варианты ОГЭ досрочного периода 20-го года, так что… И, кстати, контрольно-измерительные материалы по ЕГЭ. Так что, пожалуйста, обращайтесь. Оксана Галькевич: Там есть задания на… Сергей Кравцов: Т. е. примеры. Константин, это примеры, с которыми можно ознакомиться и убедиться в том, что все задания соответствуют школьной программе, еще раз их порешать, чтобы максимально уверенными подойти к сдаче экзамена. Оксана Галькевич: Сергей Сергеевич, а вот как вы думаете, педагогам нашим школьным полезно эти телеуроки тоже просматривать? Сергей Кравцов: Надеюсь, что да. Потому что, как уже сказал, это лучшие педагоги, которые действительно показывают хорошие результаты, поэтому их методические приемы будут наверняка полезны другим учителям и можно будет пользоваться в своей работе. Тем более, что уроки потом можно будет посмотреть на портале «Российская электронная школа», на сайте Министерства просвещения. Я знаю, что и на канале Ютьюб ОТР эти ролики потом выкладываются. Т. е., конечно, их можно будет в дальнейшем, и мы рекомендуем, использовать в методической работе учителей. Оксана Галькевич: А такой формат телеобучения используется где-то еще в мире? Сергей Кравцов: Вы знаете, большинство стран, конечно, исходя из той ситуации, которая есть в той или иной стране, используют телевизионный формат. Но такого проекта, насколько я знаю, который совмещает и телевизионный формат, и цифровую платформу, и традиционные учебники, нет. Поэтому в этом уникальность проекта. И еще раз хотел бы всех коллег, которые участвуют в этом проекте, поблагодарить за такое максимально быстрое создание качественных уроков. Константин Чуриков: Но тут стоит пояснить нашим зрителям, что просто далеко не во всех деревнях и поселках элементарно есть Интернет. Мы вот неделю назад показывали сюжет, где дети бедные вынуждены куда-то выезжать на трассу, чтобы поймать этот сигнал вай-фая. Так что ОТР в этом смысле помощник. Спрашивают многие, будет ли сдвигаться приемная кампания в вузы, при условии, что соответственно передвигается срок сдачи ЕГЭ. Сергей Кравцов: Конечно, Константин, эти моменты все учитываются. И в случае, если будут передвинуты сроки Единого государственного экзамена, также будут перенесены сроки вступительной кампании. Чтобы выпускникам, будущим студентам, было максимально комфортно. И что касается общих сроков, то они меняться не будут. Они будут такие же по количеству дней, так же, как и в прошлом году. Поэтому здесь мы с коллегами из Министерства науки и высшей школы постоянно на связи, сверяем часы и все сделаем для того, чтобы максимально комфортно в существующих условиях организовать и вступительную кампанию. Оксана Галькевич: Сергей Сергеевич, но вот вы несколько ранее сказали о том, что, конечно же, мы все вернемся в школы. И дети, кстати, этого очень многие хотят. И педагоги, я думаю, скучают по занятиям в обычных наших классах школьных. Но тем не менее. Я понимаю, что вот этот переход на дистанционное обучение в некотором смысле был таким неожиданным, стрессовым, может быть, да, особенно на первоначальном этапе. Но тем не менее, вот сейчас тот опыт, который приобрела наша система образования за месяц, может быть, он каким-то образом полезен в какой-то части для нашей системы? Его, может быть, будет возможно использовать впоследствии, как вы думаете? И в каком виде? Сергей Кравцов: Конечно, несомненно, этот опыт будет полезен. Те уроки, о которых мы даже говорили, они уже, я уверен, будут использоваться и в дальнейшем. Также мы анализируем возможности всех платформ, которые сегодня существуют. Самое главное: конечно, мы видим, что нужно восстанавливать единое образовательное пространство. Оксана Галькевич: Да. Сергей Кравцов: Чтобы мы понимали, какое содержание образования в той или иной школе. Какие программы, в том числе и подготовки учителей. Завершение учебного года, каникулы. Вот над этим всем мы работаем. И, конечно, анализируем тот опыт и те результаты, которые мы получим в ходе обучения школьников на дому. Я думаю, что… Константин Чуриков: Еще такой вопрос… А, да. Сергей Кравцов: …что мы до следующего учебного года дадим соответствующие рекомендации, как я уже сказал, продиагностировав школьников в начале учебного года, окажем максимальную поддержку для того, чтобы устранить те объективные возможные пробелы знаний, которые будут у школьников. Константин Чуриков: Еще много вопросов. Как вот людям «разорваться»? Например, в 10:00 начинается вот этот какой-то онлайн-урок (по Зуму, по Скайпу), и соответственно на нашем канале начинается телевизионный урок. Вот как здесь быть? Сергей Кравцов: Но, Константин, все в такой ситуации, по понятным причинам, находятся. Но тем не менее, можно урок записать, как я уже сказал, есть возможности посмотреть его позже. Понятно, что, может быть, кому-то хочется непосредственно в 10 часов, но если такая ситуация возникает, мы предусмотрели возможность, когда можно позже посмотреть и ознакомиться с материалом. Также я хочу сказать, что есть проблема – наверное, тоже вам пишут, и к нам обращаются, – по поводу техники. Тех компьютеров, ноутбуков, которые есть у школьников. И здесь мы очень благодарны и Агентству стратегических инициатив и партии «Единая Россия», которые организовали проект для тех семей, малообеспеченных семей, там, где несколько учащихся, по доставке и обеспечению техники. Мы этот вопрос постоянно мониторим. И уже более 50 тыс. и компьютеров, и планшетов передано в семьи… Оксана Галькевич: Очень много у нас сообщений… Сергей Кравцов: …мне подсказывают: более 200 тыс. Оксана Галькевич: …Очень много сообщений на СМС-портале. Вот пишет Москва и Московская область, что телеобучение надо продолжить. Вот еще одно сообщение. Пишет, что «большое спасибо всем организаторам этого телеобучения. Оценка – пять». Снова спрашивают, когда закончится учебный год. Друзья, но повторим, что это будет зависеть от того, в каком регионе вы живете. Это нужно выяснять у вас на месте. Константин Чуриков: И в каком классе учится ребенок. Оксана Галькевич: Да, и в каком классе учится ребенок. Пишут, что ребята из младших классов тоже подключились к просмотру вот этих телеуроков. И даже предлагают некоторые родители как-то, скажем, расширить программу. Не ограничиваться только старшеклассниками в телеобучении. Константин Чуриков: Так. И еще, смотрите, есть вопрос, будут ли какие-то поблажки призерам Всероссийской олимпиады школьников, нас спрашивают, при поступлении в вузы. Сергей Кравцов: Во-первых, то, что касается вопроса Оксаны, то хочу сказать, что, конечно, вообще опыт уникальный; помните, когда-то были телевизионные уроки. И, может быть, нам стоит к этому опыту вернуться. Мы тоже этот вопрос прорабатываем с методистами. Помощь, особенно там, где нет Интернета. Правильно, у нас есть и такие поселки. Поэтому мы смотрим и очень аккуратно к этому подходим. В помощь традиционной системе образования, может быть, этот опыт можно использовать. Но, опять, это нужно очень все аккуратно выверять и прорабатывать. Что касается всероссийских олимпиад, то принято решение: те ребята, кто вышли в финал, признать их призерами. Не проводить очный этап олимпиад, признать их призерами. Я думаю, что они этого заслуживают. И с учетом той ситуации, которая сложилась, конечно, мы должны прежде всего заботиться о здоровье школьников. Константин Чуриков: И еще звонок у нас есть. Анна, которая из Перми, дозвонилась. Анна, здравствуйте. Слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Меня слышно? Константин Чуриков: Да, отлично. Оксана Галькевич: Слышно. Говорите, пожалуйста. Зритель: Вы знаете, я вот не в школе, мне 30 лет, но смотрю с удовольствием, особенно вот русский язык, правила. Подружкам тоже настоятельно рекомендую. Потому что с русским сейчас у многих проблемы, к сожалению. Так что полезно всем. Константин Чуриков: И взрослым, и детям. Всем подойдет, да? Зритель: Да, да. Спасибо. Константин Чуриков: Хорошо, спасибо. Вот видите, люди, в общем, подтягивают свои знания до нужного уровня. Оксана Галькевич: Повторяют программу взрослые люди, да, что интересно. И почему-то вот упор многие делают именно на русский язык. Константин Чуриков: Вы знаете, еще финальный вопрос. Тоже из нескольких регионов нам писали, уже вот даже не скажу, из каких конкретно, насчет летних лагерей при школах. Вот будут ли они работать, как только ситуация улучшится с этим коронавирусом? Сергей Кравцов: Константин, конечно, все зависит, еще раз, от той ситуации, которая будет. Мы сейчас прорабатываем вопрос по детскому отдыху. Со всеми мы на связи. И будут соответствующие рекомендации после майских праздников, как это будет организовано, можно ли. Мы и этот вопрос по поводу организации летнего отдыха и в школах также прорабатываем. Но окончательные решения будут приняты после майских праздников, по понятным причинам. Оксана Галькевич: Понятно, что сейчас действительно работы очень много. Все принимается вот в таком живом режиме, многие решения. Спасибо большое. Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: У нас на связи в прямом эфире был Сергей Сергеевич Кравцов, министр просвещения Российской Федерации. Сергей Кравцов: Спасибо вам. Константин Чуриков: Спасибо. Удачи всем учителям, удачи всем детям и, конечно же, тем, кто в этом году будет сдавать, наверное, самый сложный Единый государственный экзамен.