Ольга Арсланова: Ну что же, мы продолжаем. Время нашей рубрики «ЖКХ по-нашему». Приветствуем в студии Татьяну Овчаренко, руководителя «Школы активного горожанина», эксперта в сфере ЖКХ. Здравствуйте. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Как всегда, готовы отвечать на ваши вопросы. Петр Кузнецов: Да. У нас есть повод. Вот мы узнали, что Минстрой планирует разработать индекс технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства. И первый же вопрос: а что, его не было до этого? А как мы тогда оценивали износостойкость инфраструктуры? Ольга Арсланова: А как же мы без индекса-то жили? Татьяна Овчаренко: Вообще это вдогонку. Минэнерго вдруг обнаружило, что никто не сверяет фактическое состояние объекта или функциональных узлов с нормативным, и в 2017 году быстро-быстро выпустило методику. Вот не прошло и двух с половиной лет, как наш Минстрой призвал совещание. Еще ничего нет, еще только совещаются насчет того, как оценивать. Петр Кузнецов: Как оценивать, да? Татьяна Овчаренко: Да. Петр Кузнецов: То есть сама система не понятна. Татьяна Овчаренко: При этом самое поразительное, что все эти годы они утверждали все хором, что степень износа – и 80%, и… Ну, в Москве – 20%, много заменили всего. А это они откуда брали? То есть, на мой взгляд, это… И они обещали еще совещаться и совещаться. Петр Кузнецов: Подождите. Износ должен меряться по разным регионам по-разному? Татьяна Овчаренко: Нет. Вы имеете нормативную степень износа и нормативные параметры, ну, условия их функционирования или требования к ним. Я не знаю, скорость оборотов – 1 200, ну, в кофемолке, а она мелет медленно и грубо. Вот вы это сопоставляете с тем и делите – и у вас получается этот самый индекс. Ну, это вообще есть степень пригодности. Петр Кузнецов: Логично. Пока эту систему разрабатывают, с каждым годом, особенно с приходом холодов (можно сказать «спасибо» в этом плане более или менее теплой зиме, но это опять же все от региона зависит), в регионах, в городах любых разворачивается битва за выживаемость. И вот у нас есть несколько историй из разных регионов страны. Давайте посмотрим репортаж. СЮЖЕТ Ольга Арсланова: Вот разные регионы, такое происходит. Татьяна Овчаренко: Я, честно говоря, просто поражена! Жители, которые ковры вытаскивают, чтобы укутать, как младенца, эту самую трубу… Ольга Арсланова: Это скорее все-таки демонстративный какой-то акт? Татьяна Овчаренко: Наверное. Петр Кузнецов: Ну да. Который в итоге сработал, да. Петр Кузнецов: Который сработал, да. Татьяна Овчаренко: А вот эта история, где у них по 11 градусов, как я вижу, сказано… И наноуголь, какой-то уголь был в новой котельной. Я, кстати, относительно этих новых котельных не одну жалобу уже встречала. И сейчас они завезли другой уголь. Я не очень понимаю. Это как? Вообще топят углем столетие, по меньшей мере, и это совершенно отработанная процедура, и марка отработанная. Известно, что это какой-то длиннопламенный, донецкий, извините. Ну, мы его, кстати, покупаем все равно. И всякие другие. Это просто на месте совершенно не работают местные власти. Это один вариант. Второй – нет денег. Тоже вариант. Петр Кузнецов: Больше технический вопрос. Если мы говорим об износе трубы, которая где-то там внизу, то как понять, что пора уже ее менять? Ее как-то периодически должны вскрывать, если у нас сейчас этого индекса износа нет? То есть все равно какая-то периодичность работ должна быть. Татьяна Овчаренко: Это обязательно. Петр Кузнецов: Другой вопрос, что она нарушается и не соблюдается. Татьяна Овчаренко: У них есть специальные такие места, где они могут смотреть. Во-вторых, есть оборудование, которое запускают внутрь трубы, и оно там бежит и смотрит. Петр Кузнецов: То есть такое уже нанотехнологичное что-то? Типа иголки, которая… Татьяна Овчаренко: Нет, это очень старая технология. Петр Кузнецов: Чтобы не разрывать, да? Татьяна Овчаренко: Да, совершенно, чтобы ее не вскрывать. Петр Кузнецов: И камера? Татьяна Овчаренко: И камера, где смотрят. Легко понять, в каком состоянии труба. Есть еще, что звуком слушают, ультразвуком. Много всего. Петр Кузнецов: Где-то, где нет приборов, просто ухо прикладывается, да? Татьяна Овчаренко: Да, слышно. Петр Кузнецов: Приезжает бригада и… Татьяна Овчаренко: Да-да-да. Это как лифт. Если заскрипел – дело плохо. Ну, в смысле – зашумел. Есть, но этим надо заниматься. А если у нас нет специалистов, если мы мало платим, если у нас «управляйки» в 150 километрах от поселка сплошь и рядом, то какие вообще проверки? Ольга Арсланова: Вы сказали: «Либо плохо работает власть, либо нет денег». А почему нет денег? Эти люди платят постоянно за тепло, авансом платят. Татьяна Овчаренко: Ну и что? Ольга Арсланова: А в итоге получается, что… Эти деньги куда идут? Татьяна Овчаренко: В Москву идут эти деньги на крупные инфраструктурные проекты, где надо менять 30 километров труб. Это нужны инвестиционные деньги. И частично бюджет покрывает. А в области денег нет. Или более важные… Или меньше эти жители возмущаются. Или еще чего-нибудь. А потом, система конкурсов. Очень жалуются жекахашники, что все проходит, все закупки через конкурс, и очень медленно получается. То есть чинить надо послезавтра, а конкурс в августе. Вот тоже одна из серьезных причин. Петр Кузнецов: Есть ли примеры, пусть даже единичные какие-то случаи в каком-то регионе, где можно сказать, что мы улучшаемся, где что-то пошло в этом плане и научились с этим работать? Татьяна Овчаренко: В Москве. Петр Кузнецов: В Москве? Татьяна Овчаренко: В Москве. Все, больше назвать не могу. Петр Кузнецов: В Москве об износе давно не слышали. Татьяна Овчаренко: Потому что во второй столице, в Питере… Петр Кузнецов: Кстати, в Подмосковье уже случается. Татьяна Овчаренко: Уже случается. А в Питере, второй столице, вы знаете, что несколько лет подряд обязательно что-нибудь рвалось страшно во время зимы. Ну, мы видели эти репортажи. То есть даже Питер не может похвастаться высоким качеством таких ремонтных работ, инвестиционных. В Воронеже неплохо, но это в сфере очистки. Тут еще зависит от того, чем именно мы занимаемся: водоканалом, теплом, электричеством или чем-то еще. Ольга Арсланова: Давайте разберемся все-таки с тем, что может эту ситуацию решить. Если, например, поднимают… А что? Получается, что поднимают тарифы? Или люди скидываются на эти нужды? Получается, что кроме как за счет потребителей никак не решить. Татьяна Овчаренко: Только. Эта сфера вся живет на деньгах потребителей. Тут нет других денег, даже говорить не приходится. Но для того, чтобы что-то делать, действительно, нужны средства. И тут два варианта. Во-первых, люди не могут платить больше определенного уровня. При этом, кстати, на этом совещании по индексам очень жаловались на то, что вот такой индекс, нельзя через него перепрыгнуть, повышение тарифа. Вот надо отменить, надо уменьшать. И вторая часть – это займы, то есть занимать деньги у государства или занимать деньги у банка. Ольга Арсланова: А кто будет занимать? Татьяна Овчаренко: В принципе, должны занимать ресурсники, а потом рассчитываться все равно деньгами граждан. А управляющая организация при этом должна бегать и звонить с колокольчиком. Управляющая же только за внутренние сети отвечает, а наружные эти все – это ресурсники. Ольга Арсланова: Но в основном проблемы возникают внешние? Татьяна Овчаренко: Везде. Ольга Арсланова: Везде? Татьяна Овчаренко: Везде. Просто когда труба рвется, как в первом нашем репортаже, то 160 домов сразу, массивная авария. А когда у вас дома летит стояк – ну и ладно. Все это как-то так… Ольга Арсланова: Но там, по крайней мере, можно что-то спросить с управляющей компании. Татьяна Овчаренко: Да. Но там есть такая особенность. У меня потекла батарея на днях, пришел наш слесарь и сказал мне: «Подождем до лета, спустим». Петр Кузнецов: «До какого лета?! Я о тебе в программе расскажу ближайшей». И сразу… Ольга Арсланова: Подождите. А зачем ждать? Татьяна Овчаренко: Потому что сейчас же надо отключать дом и отключать стояк, отключать воду. Петр Кузнецов: А это, соответственно, в холодное время. Татьяна Овчаренко: А летом это обязательно, в любом случае. В смысле – весной начнутся действия. Ольга Арсланова: А если дождетесь вот так? Татьяна Овчаренко: А если рванет? Ольга Арсланова: Да. То кто будет платить? Не он же. Татьяна Овчаренко: Я заявку оформила. Но это вообще безобразие. Петр Кузнецов: Вот конкретный вопрос из Ростовской области, Ростов-на-Дону: «Как добиться перекладки канализационной трубы в земле? Сталинка 57-го года. Как закопали в 57-м, так она и ржавеет». Татьяна Овчаренко: Вот этот недоремонт знаменитый… А потом – кому принадлежат сети? Тоже бесконечный у них спор и ругань. В-третьих, материал труб. В свое время еще были керамические трубы. У них достоинство, что они совершенно не портятся. Но зато они не выносят подвижек грунта, они мгновенно трескаются, и все. Вот из-за этого от них отказались. Так что нужно следить за тем, чтобы в план этого хозяйства, водоканала местного, был вставлен ремонт этой самой ветки, потому что иначе… Вот у нас в Текстильщиках была история: восемь лет затапливало подвал, потому что отрезок этой канализационной трубы был раньше у Министерства обороны, потом оно сняло с баланса, а наши его не приняли. И это все было «замечательно». И все текло в подвал. Восемь лет! То есть вот такие фокусы, пока жители уже окончательно, по-моему, не взялись за вилы и кетмени. И вот наконец это сделали. Петр Кузнецов: У нас сейчас будет рубрика «Спросите Овчаренко», где вы можете задавать любой вопрос из сферы ЖКХ. Ольга Арсланова: Не только об отоплении. Петр Кузнецов: А давайте подведем сначала итог этого нашего основного блока. В итоге сейчас разрабатывают систему. Что изменится? Правильно ли заходят – именно с того, что сейчас нужно мерить процент износа? Или вам кажется, что ситуацию нужно менять с другого? Татьяна Овчаренко: Мне кажется как раз второе, потому что… У нас существуют специальные ведомственные строительные нормы. Все известно, как это делается, меряется, таблицы, что хотите есть. Нет главного – нет контроля. Начинать это все с Москвы – ну, это очень смешно. Это вопросы местные. Это вопросы региона. Он должен контролировать, а не Минстрой в последнем из 156 тысяч поселков страны. По-моему, это пустое. Петр Кузнецов: Ну что, переходим к нашей рубрике «Спросите Овчаренко». Ольга Арсланова: Вопросы зрителей. СПРОСИТЕ ОВЧАРЕНКО Петр Кузнецов: Валерия сразу послушаем, Краснодарский край. Здравствуйте, Валерий. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Валентин, Валентин. Извините. Валентин. Зритель: Да, Валентин. Вот мы живем на четвертом этаже в городе Ейске… Петр Кузнецов: На каком? Зритель: На четвертом. Получается, что у нас водогрейка стоит. И нам всегда присылают квитанции на горячую воду, постоянно. Батареи еле греют, приходится спать под теплым одеялом. Татьяна Овчаренко: Вопрос в чем? Зритель: Вот я хочу узнать, куда обращаться. Мы обращались уже в коммунальное предприятие, говорим: «Зачем квитанции посылали на горячую воду?» Татьяна Овчаренко: И что ответили? Зритель: Они приходят, посмотрят – и все равно через месяц обратно приходят квитанции. Ольга Арсланова: Понятно. Татьяна Овчаренко: А вы оплачиваете эти квитанции? Зритель: Нет. Ругаемся. Татьяна Овчаренко: Ну, вы же заактируйте, что она у вас есть, и отправьте тому, кто вам начисляет эти деньги за горячую воду. И можете потребовать с них штраф 50% за вот эти самые фальшивые начисления совершенно спокойно. И вам обязаны выплатить деньги за излишне начисленное – то есть за то, чего у вас нет. Что касается батарей отопления, то это тоже вопрос того, какие показатели у вас должны быть. Нужно этим заняться и жаловаться, жаловаться и еще раз жаловаться. И замеры делать обязательно. Ольга Арсланова: Вопросы от наших зрителей сейчас поступают на SMS-портал, давайте почитаем. «Почему оплата в трамвае с человека, а за лифт – с квадратных метров?» Татьяна Овчаренко: Вообще это вопрос весьма относительный, потому что все показатели, кроме киловатт-часов, по многоквартирным домам идут с метра квадратного. Вот в чем дело. Это пропорциональное содержание общего имущества, оплата пропорциональная. Лифт – это общее имущество. Вот он и попал в метры квадратные, хотя возит людей. Ольга Арсланова: Понятно. Петр Кузнецов: Ну а как человек предлагает? Каждый раз платить в лифте, как за проезд? Татьяна Овчаренко: Ну да. То есть ты опустил денежку… Петр Кузнецов: Да? И сколько? Ольга Арсланова: А если не ездишь, на первом этаже живешь, например, то ничего не платишь. «Могу ли я подать в суд на ТСЖ за протечки в квартире?» Почему на ТСЖ – непонятно. Нет, на ТЦЖ. Татьяна Овчаренко: А почему нет? Вообще у нас любой гражданин может по любому поводу подать в суд. Другое дело, что будет в суде. Ольга Арсланова: Сходить-то можно. А толку-то? Петр Кузнецов: Очень много вопросов, смотрите-ка, из разных регионов. Значит, три я собрал. А, нет… Ну да. Допустим, Тюменская область: «В этом году зима теплая. Почему отопление подорожало?» И тут же из Волгоградской: «Зима теплая. Как добиться перерасчета?» Татьяна Овчаренко: Ну, все зависит от того, как вы платите. Петр Кузнецов: Связано ли с температурой за окном? Татьяна Овчаренко: Нет, если вы платите за прошлогодний снег (а это общая система в нашей стране), то это за прошлую зиму вы пока платите, да. А если вы платите по факту, то в течение месяца, когда у вас идет отопление, это надо выяснять. Если при этом оказывается, что у вас завышенная цена – ну, это уже дело серьезное во всех смыслах. Плюс перерасчеты. Это все, что я могу сказать. Петр Кузнецов: Послушаем Приморье, на связи Иван. Здравствуйте. Зритель: Добрый день. У меня такой вопрос, уважаемые… Ольга Арсланова: Да, слушаем. Зритель: У меня такой вопрос, Татьяна. Вот мы провели в июле 2019 года собрание жильцов. Собрание было уполномоченным, то есть более 50% жильцов присутствовало. Мы выбрали совет дома, выбрали председателя, который был уполномочен заниматься всеми вопросами именно заключению договоров с управляющими компаниями. Нам выставляли расценки на содержание жилья – 3 рубля. Мы пытались добиться приложения к договору по расценкам, по оказываемым услугам и стоимости. Нам его долго не давали. В конце концов, мы подписали договор в конце года и отправили в управляющую компанию. Нам с Нового года пришла оценка – уже не 3 рубля, а 15. И пришло письмо такое, что мы неправильно провели собрание, так как у нас не было в повестке дня выбора управляющей компании. Но управляющая компания у нас была как бы назначена городом. Мы просто подтвердили ее полномочия, что мы готовы взять эту управляющую компанию к себе в обслуживание. Значит, они нам прислали письмо, что они нам отказали – вроде бы у нас неправильное собрание было проведено. И стали выставлять повышенные расценки, опять же не согласованные с жильцами дома – просто так, от балды. То есть было 3 рубля, а стало 15 рублей. Плюс еще, конечно, вывоз мусора они проставляли. Вот сейчас какие наши действия, чтобы с этой управляющей компанией что-то сделать? Татьяна Овчаренко: Ну, администрация выбирает за вас управляющую организацию, если вы сами не выбрали. Значит, у вас не было этого вопроса в повестке дня. Вот так они этим воспользовались. Значит, их претензии справедливые. Можете заново провести собрание на радость им. Что касается цен, расценок, то потребуйте калькуляцию и начните с ними пока переговоры. Протокол разногласий оформляйте. А дальше, возможно, вам придется в суде решать этот вопрос. Потому что согласовывается у нас все наоборот в законодательстве – не с жильцами согласовывается, а согласовывается с управляющей организацией. Так что вам придется начать сначала. Петр Кузнецов: «Отменят ли комиссию за оплату ЖКХ?» – интересуется Иркутская область. Татьяна Овчаренко: Ну, разговоры об этом идут, что отменят, но пока никаких телодвижений я не вижу. Петр Кузнецов: Так что – нет. Новгородская область на связи по телефону, Александр. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Татьяна Овчаренко: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте, ведущие. Здравствуйте, гостья программы. У меня такой вопрос. Я проживаю в Новгородской области, в деревне. В собственности у меня небольшой торговый павильончик. Ситуация заключается в следующем. На прошлой неделе Россети проводили проверку счетчика. Никаких нарушений выявлено не было, все хорошо, все нормально в этом плане. Но у меня во втором квартале 2020 года подходит замена электрического счетчика. Мне дали предписание на перенос, демонтаж полностью электрощитка, покупку нового счетчика и установку его на опоре освещения на улице. Но ситуация в том заключается, что я его устанавливал в 2011 году. Устанавливали мне квалифицированные электрики, происходила опломбировка, все принимали, все по закону, все как положено. И тут такой вопрос возник: им удобнее, чтобы проверка проходила на улице. Но это финансовые расходы, и они очень немаленькие. Татьяна Овчаренко: Вопрос в чем? Зритель: Во-вторых, я также узнавал, что погрешность будет происходить при минусовой температуре до 10%, и опять же не в мою пользу. И антивандальные… Петр Кузнецов: Имеют ли право? Вопрос такой, да? Просто у нас… Татьяна Овчаренко: Вопрос в чем? Пожалуйста. Зритель: Вопрос: правомерно ли они это делают? Им удобнее так. Хотя доступ у меня ежедневно, они могут проводить проверку… Татьяна Овчаренко: Так, все понятно. Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо, спасибо. Ольга Арсланова: Мало времени. Всего доброго. Татьяна Овчаренко: Да, мало времени. Так как с 1 июля они должны будут бесплатно устанавливать счетчики, они по всей стране «обувают» граждан и предпринимателей, да. Не вы один получаете требование – срочно заменить счетчик, срок работы которого не истек. Так что я рекомендую вам запросить у них обоснования правовые. Это первое. И второе. Так как у вас павильон, то, в принципе… Что значит «им удобнее»? А вам безопаснее. Это вопрос, на который вы должны от них получить вразумительный ответ. И кто будет нести ответственность, когда его, говоря по-простому, стырят? Так что пока такой совет, больше ничего не могу сказать. Петр Кузнецов: Меньше минуты у нас. Ольга Арсланова: Сообщение. Петр Кузнецов: «Как снизить оплату за некачественную холодную воду?» – Константин спрашивает. Ольга Арсланова: За грязную и так далее. Татьяна Овчаренко: Открываете 354-е постановление Правительства Российской Федерации, приложение 2 – и там все написано, просто побуквенно расшифровывается, что делать. Петр Кузнецов: И? Татьяна Овчаренко: Все. И предъявляете претензии. Петр Кузнецов: Скорее всего, разберется человек. Татьяна Овчаренко: Да, там просто. Петр Кузнецов: Спасибо вам огромное! Спасибо. Рубрика «ЖКХ по-нашему». Руководитель «Школы активного горожанина», эксперт в сфере ЖКХ Татьяна Овчаренко. Как всегда, не успели на все ваши вопросы ответить. Передаем самые интересные и важные, запоминаем их и отвечаем через неделю. Может быть, формируем даже тему на их основе. Спасибо.