Оксана Галькевич: Была такая шутка… У тебя, кстати, Кость, какой диплом в университете? – синенький, красненький? Константин Чуриков: Синенький, синенький. Оксана Галькевич: Значит, лицо зато было красное. А у меня вот красный, лицо было синее. Шутка-то, на самом деле, друзья, не про диплом, а про здоровье. Если говорить о здоровье школьников, там дипломов не дают, но, судя по всему, и школьные аттестаты об образовании даются им дорого. Константин Чуриков: Дело в том, что эксперты одного НИИ при Минздраве с длинным названием пришли к выводу, что здоровых школьников у нас в стране к 11 классу, можно сказать, нет. Если еще в первом классе абсолютно здоровых ребят около 4%, то уже к выпускному их нет совсем. Оксана Галькевич: Смотрите, какие самые распространенные приводятся проблемы со здоровьем: нарушение сердечно-сосудистой и косно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, а также расстройства зрения. Многие дети становятся хрониками: у кого-то гастрит, у кого-то язва. Очень много близоруких детей, детей со сколиозом. Константин Чуриков: Так почему все так? Почему такая печальная картина? Собственно, каких заболеваний значительно больше в этой, что называется, клинической картине? Сейчас будем разбираться вместе с нашим гостем: у нас в студии Андрей Степанов, профессор кафедры педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета. Андрей Алексеевич, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Андрей Степанов: Здравствуйте. Константин Чуриков: Вот хочется понять, во-первых, насколько репрезентативно это исследование (насколько я знаю, эксперты изучали клиническую картину в трех школах Москвы – может быть, по стране ситуация другая?), и, во-вторых, главный вопрос – собственно, с каким букетом заболеваний чаще всего выходят школьники? Андрей Степанов: Вы знаете, действительно, конечно, проблема эта достаточно острая. Начнем с того, что в медицинской среде бытует шутка, что здоровых детей и людей нет, есть только недообследованные. По всей видимости, выполнялась диссертация кандидатская или докторская, в связи с чем представили такие неутешительные выводы. Но логично предположить, что, конечно же, здоровью детей улучшаться не с чего. Во-первых, как мы понимаем, мы живем в мегаполисе, и скорее всего как раз московские школы были исследованы в данной работе, поэтому в мегаполисе, конечно, уже априори дети находятся в более проигрышном положении. Во-вторых, если сравнивать с 20-летним сроком (там 20 лет дается сравнение), то, конечно же, можно предположить, что даже если брать изобретение компьютеров и других гаджетов, то, допустим, мне кажется, что даже дети вашего поколения, когда звонок звенел, срывались, бежали, мутузили друг друга портфелями… Константин Чуриков: Как все нормальные дети, естественно. Андрей Степанов: Как все нормальные дети, да. Но сейчас… У меня младшая дочь выпускница в этом году: просто приходилось наблюдать, как это все прогрессировало – звенит звонок, все достают гаджеты и утыкаются в них. Константин Чуриков: Собственно, как и мы все в метро, в общественном транспорте. Чтобы не исказить информацию, маленькое уточнение: это исследование на основе наблюдения за учениками четырех школ, которые находятся в Москве. Детей было 426, наблюдение длилось 11 лет. Андрей Степанов: Прекрасно. Нет, я уверен, что так оно и есть в той или иной степени. В крупных городах хуже, в маленьких городах лучше, хотя там, конечно же, свои перекосы происходят. Если, допустим, брать крупные города, то, наверное, больше страдает зрение, двигательная активность и то, что отсюда следует – больше ожирение, больше заболеваний сердечно-сосудистой системы. В маленьких городах следует предположить, что все-таки больше страдает осанка, потому что меньше возможности, скажем, развиваться в плане физкультуры. Константин Чуриков: Андрей Алексеевич, но как же так? У нас существенно увеличился объем физкультуры в школе. Ведь то, что вы перечисляете – зрение, двигательная активность, неправильная осанка – как-то все физической культурой и спортом лечится, нет? Андрей Степанов: Да, безусловно. Но, видимо, все-таки недостаточно. То, что происходит в школе… Я не спорю, ГТО также в какой-то мере сподвигает многих на занятия спортом. Но сами посудите: допустим, 20 лет назад еще были остатки советской системы, когда спорт был общедоступным – были бесплатные секции, бесплатные возможности у детей заниматься, пожалуй, каким угодно видом спорта. Константин Чуриков: Сейчас бесплатно для детей в больших городах, насколько я знаю, только единоборства почему-то. За все остальное надо платить. Андрей Степанов: Мне кажется, что не всегда и не самое качественное. В связи с этим следует предположить, что это тоже сказывается на здоровье. Оксана Галькевич: Давайте обратимся к нашим телезрителям. Все, кто сейчас смотрит Общественное телевидение России – много родителей, много бабушек и дедушек – пожалуйста, позвоните и расскажите нам, как обстоят дела со здоровьем у ваших деток. Вы замечаете какие-то изменения в связи с тем, что ваш ребенок начал посещать школу, взрослеет, как было в начальной школе… Константин Чуриков: Часто ли он болеет, пропускает занятия, например. Оксана Галькевич: Да. Расскажите, напишите обо всем этом. Очень много СМС-сообщений, но можно также звонить, все телефоны внизу экраны совершенно бесплатны. Смотрите, что нам пишут: "Для борьбы со сколиозом нужно просто вернуть советские парты старого образца". У всех разные воспоминания по этому поводу – может быть, те, которые с крышечкой поднимающиеся? В начальной школе которые. Андрей Степанов: Я не уверен, что советские, по той причине, что, конечно же, сейчас и ортопедия, и лечебная физкультура шагнули далеко вперед, поэтому изобретены более эргономичные столы и стулья, которые как раз способствуют тому, чтобы не было никаких изменений со стороны позвоночника. Но тогда следовало бы их внедрить в школы, а боюсь, что это все удовольствие недешевое и потому не всегда есть такая возможность. Оксана Галькевич: Пишут, что кормят всякой дрянью, в том числе и в школах... Константин Чуриков: Что, кстати, чистейшая правда. Оксана Галькевич: …всюду пальмовое масло и так далее. Пишут еще также, что у очень многих родителей достаток не позволяет здоровое питание детям обеспечивать. Андрей Степанов: Вот здесь, конечно, мы подняли целый пласт, которому, наверное, можно посвятить большое количество передач. Ни одного продукта, даже элементарного хлеба на сегодняшний день нет, куда бы не добавлялся сахар. Сахар есть везде. Зачем это делается? – загадка. Но тем не менее вообще любые легкодоступные углеводы по сути дела вовлекают наш организм в режим, который в итоге приводит к износу и инсулярного аппарата, и неправильно распределяет жировые отложения. Это же относится и к питанию в школах. Там вообще беда: там стоят автоматы, которые за денежку ребенку выдают всякие шоколадные батончики. Константин Чуриков: Чипсы. Андрей Степанов: Чипсы, шоколадные батончики, которые по сути дела являются ядерным оружием для нашего организма. То есть содержание орехов, молочного шоколада в одном и том же продукте наносит просто удар под дых, если так мягко выразиться, для всего организма, тем более детского. Ну а какой ребенок устоит и по сути дела поменяет нормальный здоровый обед на то, чтобы наесться вот этой дрянью? Поэтому здесь мы, конечно же, не можем давать детям возможность выбирать еду, а здоровое питание не всегда есть возможность… Константин Чуриков: Давайте включим телефон – у нас на связи сейчас Ольга из Череповца. Ольга, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я хочу рассказать. У меня есть дочка – даже не одна. У меня у ребенка на сегодняшний день… Она у меня старшеклассница, группа здоровья – первая, физкультурная группа основная, понятно. То есть я сама по вине врачей… Пострадали у меня дети – родились у меня с очень большими отклонениями дети, я не знала, что делать. Потому что врачи к нам очень плохо отнеслись: говорили, что мне нельзя рожать, еще что-то. То есть я как бы рожала с таким диагнозом, как бронхиальная астма: мне нужно было рожать через кесарево, но я родила своим путем, поэтому обе дочери оказались серьезно травмированы. Константин Чуриков: И при этом вы говорите про первую группу здоровья. Зритель: Вот я вам и говорю, почему. Дети у меня оказались травмированными, мы пошли по врачам. Старшая дочь у меня как бы до года находилась на учете у невропатолога… Константин Чуриков: Ольга, мы, к сожалению, не можем вам очень много времени дать. Оксана Галькевич: Если можно, по сути и коротко. Константин Чуриков: Коротко что вы хотели сказать? Зритель: Надо вести нормальный образ жизни ребенка. Мы пошли в спорт… Константин Чуриков: Все понятно – здоровый образ жизни. Андрей Степанов: Здесь нельзя не согласиться с Ольгой. Действительно здоровый образ жизни – это то, что является залогом здоровья и наших детей, и нашего здоровья в будущем. Поэтому, конечно же, со стороны родителей – я совершенно согласен с телезрительницей – нужно обеспечить ребенка возможностью заниматься спортом. Оксана Галькевич: Даже если он этого не хочет, нужно все равно найти ему какую-то активную физическую деятельность. Андрей Степанов: Да, потому что через негативизм подростка нужно, конечно же, все равно привить эту любовь. Константин Чуриков: Согласны ли вы с утверждением нашего зрителя из Рязанской области, который пишет, что вот эта картина соответствует общему состоянию здравоохранения в нашей стране? Андрей Степанов: Ну как один из срезов, если в общефилософском смысле, то, наверное, да. Константин Чуриков: Любят у нас люди пофилософствовать о здравоохранении. Еще один звонок давайте примем. Оксана Галькевич: Петербург на этот раз. Александр, добрый вечер. Зритель: Здравствуйте. Я хочу конкретно на своем примере объяснить. Сын у меня когда был маленький, болел по 7-8 раз в год простудными заболеваниями. Врач-педиатр нам посоветовал ребенка почаще и подольше на юг. Мы этому совету последовали, и это помогло: резко снизились его простудные заболевания. Мы даже с женой ради этого брали отпуск отдельно: сначала она едет с ним, потом я еду с ним. Константин Чуриков: Вы говорите, надолго – на какой срок? Зритель: На месяц-полтора, или два раза дней по 20. Обязательно на море. Константин Чуриков: Все, Александр, понятно. Андрей Степанов: Нельзя не согласиться: конечно, курортология – это одно из направлений медицины, это очень хорошо и полезно. А вообще если брать дореволюционную медицину, то одним из важных назначений врачей было отправиться на полгода в Баден-Баден.  Константин Чуриков: Карлсбад еще был. Андрей Степанов: Как вариант. Оксана Галькевич: Андрей Алексеевич, я прошу прощения, это, конечно, отличный совет – на море, но не у всех есть возможности. Я по-другому поступаю: я детей в Сибирь отправляю на летние каникулы. Мне кажется, тоже прекрасно. Андрей Степанов: Тоже неплохо. Константин Чуриков: Хорошая мама: детей – в Сибирь. Оксана Галькевич: Свежий воздух, солнце, босиком по траве… Андрей Степанов: Шишки. Константин Чуриков: Комары. Оксана Галькевич: Ягодки и все прочее – прекрасно. Такое закаливание происходит. Андрей Степанов: Свежий воздух в любом исполнении, где бы он ни находился – море, тайга – везде хорош. Оксана Галькевич: Вы меня успокоили, а то я уже испугалась, что только на море надо. Андрей Степанов: Нет. Озера всякие таежные. Оксана Галькевич: Байкал. Андрей Степанов: Тем более. Константин Чуриков: Вы знаете, за время нашей беседы еще ни разу, кажется, ни произнесли эти три буквы под названием "ЕГЭ". Ведь у нас уже с первого класса начинают третировать детей – их начинают пугать этим сначала ОГЭ, потом ЕГЭ. Оксана Галькевич: Сначала всероссийские проверочные работы. Константин Чуриков: Уже у них чуть ли не в первом классе какой-то предэкзамен. Многие ваши коллеги говорят, что все болезни в конце концов от нервов. Этот стрессовый фактор силен? Андрей Степанов: А вы знаете продолжение этой поговорки? Константин Чуриков: Ну-ка? Андрей Степанов: Только сифилис от любви. Константин Чуриков: Вот доктора – люди с юмором, конечно. Андрей Степанов: Смысл заключается в том, что, конечно же, то, что детей третируют вот этими всеми проверочными работами – мы тем самым воспитываем невротиков. Вообще, конечно, призыв к Министерству образования каким-то образом все-таки разделять, а не только властвовать. Не все те знания, которыми за 11 лет пытаются напичкать наших детей, пригодятся ребенку. А если это еще все из-под палки ЕГЭ, то есть когда он учится с первого класса правильно оформлять эти бумажки, ставить галочки в нужном направлении и писать печатными буквами… Константин Чуриков: Самое главное, чтобы все в клеточку. Андрей Степанов: Да, я говорю, у меня дочь выпускница, поэтому для меня все это свежо. Даже сейчас в процессе совершенно не прибавляет здоровья ни детям, ни родителям, тогда как, сдав экзамены, мы должны на протяжении 20 дней ждать их результатов. Оксана Галькевич: В неведении нервном находиться. Андрей Степанов: Да. Пользуясь случаем, я хочу задать вопрос людям, которые за это ответственны: доколе? Оксана Галькевич: Андрей Алексеевич, здесь ведь дело-то, наверное, не в тестах, не в клеточках, где нужно учиться правильно что-то расставлять, а, может быть, все-таки в настрое? Понимаете, тест-тестом, а экзамены надо сдавать. Но одно дело – определять уровень знаний, а другое дело – пытаться подловить на незнании. Это раз. Другое дело, что ребенка можно настроить: ну экзамен, все у тебя получится, справишься ты, а другое дело настраивать, что "экзамен, попробуй не сдай, не возьмут"… Константин Чуриков: "Берегись, Петров, сейчас все завалишь, и мать в школу вызову". Андрей Степанов: На каждую проблему может быть несколько воззрений. Как сейчас пытаются писать эссе, чтобы только так, как видится это экзаменаторам, а не ребенку. И, конечно же, психическое здоровье обосновывает и физическое: психосоматику еще никто не отменял. Конечно же, к 11 классу дети становятся невротиками, потому что сейчас ужесточается конкуренция, сокращается количество бесплатных мест для высшего образования. Но тем не менее это не самоцель образования. Нет такого, что пытаются научить наших детей правильно мыслить – пытаются как раз соответствовать тем требованиям, которые нам спускает Минздрав. Поэтому я считаю, что этот пласт, безусловно, не прибавляет любому ребенку здоровья, а также его родителям. Константин Чуриков: Из Нижегородской области наш зритель пишет: "Дети в массовом порядке прогуливают уроки физкультуры под разными причинами, предлогами". Кстати говоря, есть такое. Вы знаете, еще вопрос: какова при этом тогда статистика военкоматов? Все-таки ведь у нас ребята потом идут служить. Оксана Галькевич: Вот, кстати говоря, Минздрав здоровых не нашел, а Минобороны вполне доволен состоянием здоровья призывников. Андрей Степанов: Насколько я сейчас понимаю, сейчас уже нет недоборов по крайней мере по московскому округу. Военкоматы даже зачастую выбирают из тех, кто к ним приходит устраиваться. Оксана Галькевич: То есть там еще и кастинг проводят? Андрей Степанов: В какой-то мере удалось им это уже сделать, как ни странно. Константин Чуриков: Возвращаясь к тому, о чем говорила Оксана, и я говорил об экзаменах. Может быть, проблема не только в экзаменах. Просто элементарно нагрузка в часах на школьника очень большая. Школьники дома появляются во сколько в средних классах, в старших? У меня просто ребенок маленький. Оксана Галькевич: Ребенок уходит в школу к 8 часам, в 8:15 уже нужно быть, а возвращается зачастую после 6. То есть представляете, сколько часов такой рабочий день? Константин Чуриков: Вот так. Это нормально? Андрей Степанов: Плюс к этому еще домашние задания, которые надо делать с родителями до ночи или без родителей, но все равно до ночи. Если ребенок не обладает здоровым наплевательством на данную ситуацию, если в нем есть какие-то задатки человека ответственного, то, конечно, он будет с хроническим недосыпом, а как следствие это будет приводить к тому, что он будет отвлечен на уроках, он будет нервничать из-за того, что что-то недопонимаем. Это все будет друг за друга цепляться. Константин Чуриков: У нас снова звонит телефон – на сей раз это Оксана из Костромы. Оксана, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Знаете, вопрос, который вы задаете, меня вообще очень заинтересовал, и я решила к вам все-таки дозвониться и озвучить то, что меня как маму волнует и заботит. Я мама ребенка, который перешел в 7 класс. Мы учимся в гимназии. Понимаете, когда мы говорим о здоровье – а я медик по образованию – конечно, я вижу, наверное, приходя в школу, немножко больше, чем видят родители, которые не медики. Так вот я хотела бы отметить следующее. Начинать надо с того, есть ли у нас мыло в школах. Имеет ли ребенок, приходя на завтрак в школьную столовую, возможность вымыть как следует руки? Такой возможности нет. Константин Чуриков: Возможно, у кого-то навыка даже нет, привычки. Андрей Степанов: Ну навык, конечно же, должен родитель прививать. Чтобы ребенок, если нет мыла, засуетился и спросил, где мыло. Константин Чуриков: Оксана, что еще вы хотели сказать? Зритель: А вот хотела бы сказать еще, каким образом производится уборка помещений школы – какими средствами, применяются ли дезсредства. Ведь этого ничего нет. Как организуется проветривание? И тогда, наверное, если мы что-то будем профилактировать хотя бы на этом этапе, наверное, мы будем иметь меньше детей больных. И потом, конечно, нагрузка, о которой вы тоже говорили. Уроков по 7-8. Задают огромное количество домашних заданий. А рюкзак? Сколько весит рюкзак? Понимаете, меня это как медика… Я не могу быть равнодушной. И все это у нас как бы, понимаете, год от года становится только хуже, какой-то тупик. Мы все учились в школе, но как-то было проще, понимаете? Вы еще озвучили тему физкультуры. Да, физкультуры у нас 3 часа, но как она проходит? Вы понимаете, физкультура либо первым уроком, либо вторым. А если это лыжи? Ребенок, пробежав 2 километра на лыжах, сидит весь потный, мокрый. И он в такой одежде сидит на шести уроках. Так вопрос – будут ли болеть? Конечно, будут болеть. А потом как следствие простудных заболеваний уже присоединяются хронические. Константин Чуриков: Оксана, спасибо за ваш звонок. Извините, что вас прерываем – времени, к сожалению, мало. Андрей Алексеевич, в части уборки школьных классов, проветривания согласны? Андрей Степанов: Абсолютно. Но, наверное, это все зависит от школы, это все вопрос о глобальном устройстве всей системы. Здесь это можно как раз потребовать с тех, кто возглавляет эти направления непосредственно в школе. Это все должно быть инициативой родителей: посмотреть, проверить. В конце концов, если у самой школы не хватает средств, каким-то образом самим принять участие: либо прийти и протереть пыль там, где занимается ваш ребенок. Поэтому сразу все списывать на государство, я думаю, нет возможности. Константин Чуриков: Тут еще целые диспуты идут… Оксана Галькевич: Вы знаете, кое-где, мне кажется, можно и списать на государство, потому что, например, в Москве нет проблем с финансированием школ – достаточно серьезные суммы выделяются ежегодно на одного ребенка (порядка 200 тысяч рублей). Поэтому когда родители еще должны ходить и что-то там протирать, простите, обеспечивать водный режим, мыло в туалетах и туалетную бумагу, это уже странно. Андрей Степанов: Тогда нужно спросить у директора. Константин Чуриков: По-моему, руководство школ больше волнует – вообще общественность широкую – что школьники должны сами убирать свой класс, как мы когда-то, либо клининговые компании? Тоже вчера, кстати говоря, на встрече с президентом об этом поднимался вопрос. Давайте обратимся к общественному мнению. Наши корреспонденты вышли на улицы нескольких городов – интересовались у родителей, как сказывается школа на здоровье их детей. ОПРОС Оксана Галькевич: Много времени в помещении проводят дети. Константин Чуриков: Наши зрители уже решения прилагают. Оксана Галькевич: Какое? Константин Чуриков: Например, кормить всех детей рыбьим жиром. Андрей Степанов: Очень хорошее дело. Витамин D… Действительно, все находятся в жесточайшем дефиците витамина D. Оксана Галькевич: Серьезно? Прямо все? Андрей Степанов: Абсолютно. Оксана Галькевич: Это касается всех регионов нашей страны без исключения? Андрей Степанов: Да, да. И дети, и взрослые. Даже несмотря на то, что в некоторых регионах, как вы скажете, солнце светит круглый год, тем не менее если ребенок не подвергает большие пространства тела облучению этим солнцем, то витамин D в коже не вырабатывается. Оксана Галькевич: То есть те самые воздушно-солнечные ванны? Андрей Степанов: Да, абсолютно. Константин Чуриков: У нас есть звонок – на связи Гульмарьям, если я правильно произнес имя, из Перми. Добрый вечер. Зритель: Да, здравствуйте. Хорошо, что есть такая программа "Отражение", я люблю вас смотреть. Константин Чуриков: Спасибо, взаимно. Оксана Галькевич: Спасибо. Зритель: Что-то решается. Константин Чуриков: Давайте сейчас со школьниками разберемся и их здоровьем. Что вы предлагаете? Зритель: У меня внучка начальные классы закончила. Я бы хотела, чтобы в начальных классах все-таки не столы, а парты были. Почему парты? Парты удобнее: у ребенка и спина прямая будет, упираться будет спиной за заднюю планочку парты. Столы прямые, а парты все-таки… Помните, кто учился за партой – они наклонные. Оксана Галькевич: Да, с нее учебники скатываются. Зритель: Не падает ничего. Константин Чуриков: Это вот такие вот парты? Оксана Галькевич: Да-да, и крышечка. Костя, ты не застал, что ли? Константин Чуриков: Слушай, у нас были обычные прямые парты. Зритель: Писать, читать ребенку удобно. Константин Чуриков: А что касается нагрузки вообще, внучка ваша сама жалуется? Зритель: Конечно, нагрузка в начальных классах очень уж большая: то 4 урока в день, то 6 уроков в день. Константин Чуриков: Спасибо за ваш звонок. Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Чуриков: Вы знаете, было еще одно соображение – зритель один писал, уже эта СМСка уплыла – что на самом деле дети не от хорошей жизни в эти гаджеты пялятся на переменах. Просто ограничивают их двигательную активность. Условный завуч, условная классная руководительница: "Так, всем сидеть, не надо бегать. Петров, не носись за Ивановой". И все, они сидят и действительно смотрят в эти телефончики. Андрей Степанов: Вы знаете, я думаю, что в наше время тоже говорили "сидеть", однако никто не сидел, всем хотелось побегать. Поэтому думаю, что, конечно же, именно вот это развитие, сама возможность у ребенка играть во что-нибудь или даже читать при помощи не обычной книги, а планшета. Оксана Галькевич: На самом деле в западных школах есть такая практика довольно широко распространенная, что гаджеты, телефоны сдаются в самом начале: есть такая кабиночка, ты кладешь туда твои личные вещи, в том числе мобильный телефон, а там уже начинается учеба. Вы знаете, телезритель из Вологодской области высказывается таким образом: он говорит, что дети уже многие, собственно, рождаются нездоровыми, потому что очень многие матери курят в том числе во время беременности. Андрей Степанов: Это опять-таки большой философский и этический вопрос медицины. Мы имеем сейчас возможность выхаживать больных, которые погибли бы без медицинского вспомоществования еще 20 лет назад. Сейчас развиваются методики выхаживания недоношенных. В свою очередь эти подросшие дети заводят своих собственных детей, и как вы понимаете, проблема усугубляется. То есть цивилизация сама себя загоняет в угол. Да, такое есть. Константин Чуриков: Что касается проблем со зрением. Мне кажется, в этой справочной информации, которую везде опубликовали, как раз-таки говорится, что это основное. Но как эту проблему решить? Во-первых, первых парт всего 2-3, большая часть учеников в классе сидит где-то там "на Камчатке". С этим как быть? Андрей Степанов: Я считаю, что в данной ситуации выход находится как раз в той самой компьютеризации классов, когда у каждой парты будет выход и возможность транслировать то, что пишут на доске, непосредственно ребенку на парту. Константин Чуриков: То есть новые технологии? Андрей Степанов: Мне видится это так. Константин Чуриков: Александр из Новосибирска выходит в эфир – добрый вечер. Зритель: Алло, добрый день. Вы знаете, я как раз этой темой занимаюсь практически всю жизнь. В начале еще нулевых годов я начал предлагать – и Путину предлагал, Медведеву предлагал, в Министерство образования писал, куда только не обращался, ответа нигде не дождался. Предлагал вводить в школы уроки здоровья – неважно, как его называть – где детям не просто дают информацию, а приучают к выполнению компонентов здорового образа жизни. Их всего 7: дыхание, физическая нагрузка, питание, режим дня... и тяжело выполнимое – отсутствие стрессов и здоровый регион проживания по климату. Константин Чуриков: Спасибо за звонок. Андрей Степанов: Это прекрасно. Было бы очень хорошо, если бы это можно было реализовать в нашей жизни. Но, к сожалению, не получается избежать стрессов, не получается полноценно сделать каждый регион идеальным для проживания. Вообще если так разобраться, все беды человечества от прямохождения. У нас все было устроено так, чтобы ходить на четырех конечностях. Константин Чуриков: Есть предложение из Калужской области отменить оценки по физкультуре и ввести просто зачет или не зачет, тогда будут ходить. Вот просто сделать уроки физкультуры интереснее. У нас же что? У нас обязательно физрук, который ставит козла, эти маты и все. Ну неинтересно это никому. Сделайте футбольную площадку, баскетбольную площадку, теннисный корт (есть богатые школы, могут себе позволить). Вот почему у нас это все так скучно и неинтересно в школах? Андрей Степанов: Наверное, действительно, надо какой-то народный вопрос задать Министерству просвещения и спросить, что же такое творится на уроках физкультуры, чтобы они стали веселее. Константин Чуриков: Да. Потому что мы, родители, и вы, врачи, все это дело расхлебываем. Оксана Галькевич: Вы знаете, мы с вами начинали обсуждение этой темы, отталкиваясь от исследования, которое было проведено, как Костя сказал, в московских школах. У нас страна очень разная, все пишут из разных регионов. Еще неизвестно, какие были бы результаты, если бы в Кемеровской области, в Красноярском крае, в Крыму точно так же проводились бы исследования. Потому что там кроме всего прочего есть еще и вторая смена во многих школах, учатся не 5, а 6 дней. Это, наверное, тоже каких-то проблем со здоровьем добавляет нашим детям. Андрей Степанов: Конечно, конечно. Было бы интересно. Константин Чуриков: Спасибо за ваше участие, за ваши ответы. В студии у нас был Андрей Степанов, профессор кафедры педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета. Оксана Галькевич: Спасибо.