Виталий Млечин: Относительно платежной системы «МИР» в последнее время приходит много очень новостей, чаще всего они негативные. Вот одна из них: государственный банк Киргизии, «Аилбанк», по техническим причинам больше не обслуживает российские карты «МИР», об этом говорится на сайте банка. Карты «МИР» с октября не принимают как минимум семь коммерческих банков Киргизии. Тамара Шорникова: Правда, позитивные новости тоже есть: Малайзия может начать прием карт российской системы «МИР», об этом заявил временный поверенный в делах посольства Малайзии в России. Правда, пока это лишь теоретически, сейчас туристам советуют пользоваться системой UnionPay. Виталий Млечин: Да. Давайте разберемся, что происходит с системой «МИР», какие у нее перспективы и в чем проблемы. С нами на прямой связи политолог Владимир Жарихин. Владимир Леонидович, здравствуйте. Владимир Жарихин: Здравствуйте. Виталий Млечин: Владимир Леонидович, ну вот Минфин США пригрозил санкциями за обслуживание карт «МИР» в середине сентября, и после этого из разных стран начали приходить новости о том, что проблемы с этой системой. И причем они приходят и из стран, достаточно далеких от нас, например из Шри-Ланки, и из соседних с нами стран, вот Киргизия, Казахстан, другие страны СНГ, т. е. бывшие страны Советского Союза. Это действительно они все боятся американских санкций? Владимир Жарихин: Да, конечно боятся. Да, у них есть определенные основания. Но надо сказать, что, конечно, в Малайзии чуть похуже с достопримечательностями, чем в Киргизии, но тоже сгодится. А если говорить серьезно, да, есть проблемы с нашими соседями. Эти проблемы возникли не сегодня, они возникли достаточно давно. Им непросто. Я их не оправдываю, но, так сказать, понять – это не значит простить, но тем не менее понимать надо, что многие годы мы с вами стремились на Запад, мы оценивали наши успехи по количеству инвестиций со стороны западных транснациональных компаний, за нами следили наши соседи и тоже включались в эту гонку. И поэтому в большей или меньшей степени они сейчас зависят от этих транснациональных компаний, имеющих в основном американское или англо-голландское происхождение. И поэтому, когда говорят, что «мы на вас наложим санкции», они понимают, что это действительно будут очень болезненные санкции, и вынуждены отказывать нам. Вот такова реальная ситуация. Виталий Млечин: А от России они разве не зависят все-таки? Ведь Россия большая, Россия рядом, Соединенные Штаты где-то далеко, а мы-то здесь. Владимир Жарихин: Соединенные Штаты далеко, но транснациональные компании, которые внедрились в их экономику, я говорю, в большей или меньшей степени, может, в Киргизии поменьше, а вот в Казахстане побольше, например... Поэтому эти проблемы есть, и это влияние через океан иногда значительно больнее ударяет, чем влияние от соседа. Хотя уйти от соседа они, конечно, не могут, поэтому в максимальной степени будут стараться, что ли, не ссориться ни с Россией, ни с Китаем, между которыми они объективно зажаты и никуда деться не могут. Поэтому будут вот такие качели: где-то они будут пытаться, будем говорить между нами, втихаря осуществлять вместе с нами параллельные закупки, как выражается наш премьер-министр. Ну а если их на этом будут ловить, они будут говорить: «Извиняйте-извиняйте, больше не будем», – и тем не менее как-то продолжать по другим направлениям что-то такое делать для нас. Вот реальность такова. Тамара Шорникова: Президент США, кстати, накануне поздравил лидера Казахстана Касым-Жомарта Токаева, в Казахстане 25 октября праздновали День республики, и вот как обратился Джо Байден к своему казахстанскому коллеге. Он констатировал расширенное стратегическое сотрудничество Астаны и Вашингтона. Более того, по его мнению, Казахстан обеспечивает стабильность и мир в Центральной Азии на протяжении 30 лет. Ну и, собственно, американские власти поддерживают текущие реформы в Казахстане. Разумеется, что это не только такое поздравительное послание, но и посыл, что называется. А какие именно реформы США поддерживают в Казахстане, в других соседних с нами государствах? Какие реформы интересны США? Владимир Жарихин: Ну, США интересны такие реформы, которые приводят к максимально либеральной экономике, которую в самих Соединенных Штатах не дай бог организовать, никогда такая либеральная экономика существовать не будет. Но она позволяет две вещи: первое – легко и выгодно внедряться транснациональным компаниям, в основном американским; второе – создавать условия для коррумпирования властных структур снизу доверху. А когда они коррумпируются, уже потом управлять ими очень легко. Тамара Шорникова: Зачем США управлять Казахстаном? Владимир Жарихин: Да, и Казахстаном тоже, безусловно. Тамара Шорникова: Зачем? Владимир Жарихин: Но у Казахстана, кстати, есть как бы и свои проблемы, как и у многих других стран Центральной Азии. Надо сказать, что Туркестанское генерал-губернаторство когда превращали в республики, проводили границы, не очень сообразуясь с этническим составом населения. И поэтому им, конечно, непросто переварить наши референдумы в областях Украины, это факт, потому что они прикладывают и на себя, когда в том же самом Таджикистане живет много киргизов, в Киргизии – много таджиков, в Казахстане множество русских, и в традиционно русских областях. Поэтому неудивительно, что они настороженно смотрят на всю ситуацию, которая складывается между Россией и Украиной. Виталий Млечин: А вот наш зритель нам пишет: «А зачем вообще соседям наша карта? У них свои есть». А может быть, действительно правильно было бы не свою систему вводить, а, скажем, создать какую-то общую платежную систему, например, со странами СНГ, которая бы тогда везде и работала? Владимир Жарихин: Ну, видимо, у тех же американцев на наш как бы заход в этом направлении, видимо, уже есть какие-то наработки, чтобы это блокировать. Ну, понимаете, реальность такова, что они до сих пор, в отличие от военной области, геополитической ситуации, во многом экономической ситуации, они утратили свои возможности, но, к сожалению, в финансовой области они до сих пор определяют очень многое в мире и очень многое могут. Я боюсь, что, если мы переименуем «МИР», как это, в «Евразийский МИР» или что-нибудь еще такое, от этого проще не станет. Тамара Шорникова: А что мы можем сделать, что нужно сделать, чтобы укрепить наши дружественные экономические связи с соседями? Что мы можем предложить этим странам, чтобы всем было выгодно? Владимир Жарихин: То, что мы предлагаем, – мы им предлагаем безопасность. Это немало, учитывая, что у них под боком у всех часто очень беспокойный сосед Афганистан, из которого американцы ушли, сделав всем ручкой и сказав: «А теперь вы тут сами разбирайтесь». Ну вот они поняли, что единственный, кто им в случае чего поможет, – это Россия, и они это до сих пор понимают. И в случае нестабильности в стране они понимают, что Соединенные Штаты скорее заинтересованы в хаотизации окружающего мира, а Россия, кстати, на примере ситуации в начале года в Казахстане, показала, что она заинтересована все-таки в стабильности и готова этому содействовать всеми силами, в т. ч. даже военными. Виталий Млечин: Такое ощущение может сложиться, что в странах СНГ, наоборот, растет недовольство политикой России в том плане, что требуют более активного именно военного участия в локальных конфликтах, которые там возникают. Скажем, Киргизия вот недавно высказывала претензии к России, даже отменили, вернее, потом выяснилось, что перенесли, учения военные в рамках ОДКБ. Владимир Жарихин: Ну, учения перенесли, потому что там предусматривалось участие Таджикистана, таджикских воинских формирований, они посчитали, что в нынешней горячей ситуации, может, это стоит отложить. У нас иногда тоже, знаете... Ну понятно, надо, так сказать, средствам массовой информации все в горячем виде, иногда подогревают, когда даже особенно-то ситуация и не горячая, а теплая, чтобы как бы интереснее быть. Это естественное, мне кажется, решение, это первое. Второе – что значит вот «помогать»? Так кому помогать-то, Киргизии против Таджикистана или Таджикистану против Киргизии? Россия решила выступать в качестве посредника и примирителя, и это единственная возможность в данной ситуации, и, кстати, пока что, тьфу-тьфу-тьфу, достаточно эффективная. Тамара Шорникова: Об интересных совместных проектах: ЕАЭС намерен субсидировать кредиты промышленной кооперации своих стран. Евразийский экономический союз запускает «пилот» по финансовой поддержке проектов промышленной кооперации. На старте речь идет о субсидировании в течение 5 лет процентных ставок на сумму порядка 20–30 миллионов долларов в год для промышленных проектов в цепочках добавленной стоимости минимум в трех странах ЕАЭС. Идея одобрена в Ереване премьер-министрами стран, требуют расширения полномочий Евразийской экономической комиссии, и при успехе это может быть достаточно быстро масштабировано. Вот какую кооперацию нам сейчас выгодно развивать? Если говорить о связях с разными странами, с Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией, Казахстаном, какие общие производства мы можем создать? Владимир Жарихин: Ну, производства, с одной стороны, не слишком высокотехнологичные, будем говорить честно, да, не очень они готовы, страны Центральной Азии, к высокотехнологичному производству, у них просто кадров недостаточно для этого. Но многие вещи, которые делают они здесь, у нас, создавая проблемы и для себя, и у нас, так сказать, социальная напряженность иногда возникает, переносить эти производства туда. Например, вот работают в Подмосковье подпольные ткацкие производства – может, лучше пусть открытые ткацкие производства работают в той же Киргизии и Таджикистане? Ну и многие другие вещи, производство запчастей и т. д. и т. п., можно переносить в эти страны, что называется, к всеобщему удовольствию: и социальная ситуация будет попроще у нас, и рабочие места будут у них без отрыва от семьи. Тамара Шорникова: И еще вот то, что может как-то, наверное, решить в какой-то степени вопрос с отменой платежной системы «МИР»: в рамках интеграционных мероприятий государств Евразийского экономического союза будет поднят вопрос осуществления трансграничных переводов через системы быстрых платежей стран-участниц, в частности, это касается Киргизии и Казахстана. Об этом сообщили «Известиям» представители Центробанков этих республик. Планируется запустить в конце 2022 года, это уже заявление от Банка России. Вот, возможно, такие механизмы взаимного сотрудничества будут найдены. Но, если говорить о пристальном внимании тех же американцев к различным таким маневрам, как вам кажется, могут ужесточить какие-то меры против Казахстана, Киргизии, других стран, чтобы не было желания даже придумывать обхода в обход, вот так скажу? Владимир Жарихин: Ну, они ведь тоже должны понимать, что если они переусердствуют с такого рода мерами, да, то там возникнут, в т. ч. в политических и экономических элитах, примерно такие же настроения, как в России. Потому что, что называется, передавить – это тоже не всегда, так сказать, эффективно, и они, наверное, это понимают. Поэтому они, конечно, будут журить, что называется, за все вот эти, за параллельную торговлю, в т. ч. и денежными знаками, через вот такие вот паллиативные системы, но, что называется, до конца калитку захлопывать – это им себе во вред. Потому что они понимают, что тогда настроение сильно поменяется и уже управлять, влиять, как они сейчас зачастую управляют и влияют, к сожалению, уже на страны Центральной Азии не получится. Виталий Млечин: Ну а все-таки, как вы считаете, концептуально, принципиально страны Центральной Азии все еще ориентируются на Россию, или они ориентируются уже на западные страны? Или они вообще ориентируются только на себя и пытаются забрать все лучшее отовсюду? Владимир Жарихин: Вот вы третье сказали – всем бы так, как вы сказали. Это самый лучший выход, потому что ориентироваться вовне, мы уже знаем, чревато, и поэтому, действительно, надо ориентироваться на себя, не отказываясь от возможностей международного разделения труда, безусловно, но в меру. Конечно, хорошо, когда есть зарубежные инвестиции, но особенно хорошо, когда они не превышают те самые 50% количества акций. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо, спасибо вам большое! Владимир Жарихин, политолог, был с нами на прямой связи. Говорили о судьбе, нелегкой судьбе, платежной системы «МИР».