Модернизация и новые направления в лёгкой промышленности

Модернизация и новые направления в лёгкой промышленности | Программы | ОТР

Торжокская обувная фабрика - пример успешного предприятия

2020-09-29T13:32:00+03:00
Модернизация и новые направления в лёгкой промышленности
Россия нацелилась на криль. Продуктовые карточки. В Новый год – с долгами по зарплате. Бюрократы. Борьба с безработицей. Регионы не рады гостям
Криль – один из последних нераспределённых биоресурсов на Земле
Поможет ли Минтруд безработным?
Сергей Лесков: Создание вакцины от ковида – это такой же фактор мягкой силы, каким был полёт Гагарина на заре космической эры
Как работают чиновники?
Не зови меня по имени
Не добро пожаловать! Регионы гостям не рады
В новый год - с долгами по зарплате
Дед Мороз, забери ковид
Нуждающимся начислят продуктовые баллы
Гости
Алексей Голованов
генеральный директор ЗАО «Торжокская обувная фабрика»
Алексей Суздалев
директор по производству Группы компаний «Восток-Сервис»

Марина Калинина: Здравствуйте! Я – Марина Калинина. Это рубрика «Промышленная политика», в которой мы рассказываем о российских предприятиях, показываем продукцию, которую они производят в нашей стране, и показываем людей, которые работают на этих заводах и фабриках.

Сегодня поговорим о легкой промышленности, судьба которой в нашей стране совсем не легкая. Вот как сейчас чувствуют себя предприятия, которые к этой отрасли относятся? В частности, поговорим о производстве спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты, которые сейчас очень важны для нашей страны.

У меня в гостях по Skype, по Zoom сегодня: Алексей Голованов, генеральный директор «Торжокской обувной фабрики», и Алексей Суздалев, директор по производству группы компаний «Восток-Сервис». Здравствуйте.

Ну, как вы уже поняли, «Торжокская обувная фабрика» входит как раз в группу компаний «Восток-Сервис», которая занимается производством этой спецодежды, спецвещей, спецобуви и так далее. Мы съездили в Торжок, сняли сюжет об этой фабрике, о людях, о продукции. Давайте посмотрим, а потом побеседуем.

СЮЖЕТ

Марина Калинина: Вот такой получился сюжет о продукции, о заводе и о людях.

Алексей Викторович, «Торжокская обувная фабрика» – это одно из старейших производств в России. Как проходило это становление, что сейчас именно спецобувь выпускается? И как из таких старых зданий прямо какими-то гигантскими шагами вы идете в ногу со временем? И модернизация, и новое оборудование, и набираете при этом людей. Что изменилось? Как изменилось производство? Как изменился подход к производству?

Алексей Голованов: Добрый день. На самом деле фабрике уже 102 года. Если сравнивать фабрику, которая была лет пятнадцать назад, да даже лет пять назад, и то, что сейчас на фабрике, то это два совершенно разных предприятия. На сегодняшний день на фабрике используются настолько сложные цифровые технологии, которые требуют совершенно другого отношения к работе и даже совершенно другого подхода к персоналу, к кадрам, к работе.

На сегодняшний день, когда мы внедрили в этом году новую швейную линию, изменился подход вообще к персоналу, потому что люди, которые работают на этой линии, они немножко уже другие. Они изменились в том отношении, что они уже больше работают с компьютерами, больше работают с планшетами, больше работают с теми же гаджетами, которые используются на этой линии.

Что позволяет делать эта линия? Эта линия позволяет выпускать в производство одновременно несколько разных моделей. То есть сам компьютер производит расчет всех операций, производит расчет тех швей, которые на сегодняшний момент находятся на потоке, производит расчет машин-полуавтоматов, которые стоят на линии. И после этого расчета производит отправку кроя именно тому человеку персонально, который стоит на линии.

На сегодняшний день практически 50% этого потока – это полуавтоматы. Полуавтоматы позволяют привлекать к работе людей, которые не специалисты в швейном производстве. Главное, чтобы эти люди умели работать с компьютерами, с планшетами. Ну, сегодня это все умеют делать, потому что у всех есть сотовые телефоны, и нажимать на кнопочки на сегодняшний день умеют все. Поэтому, заложив крой в кассету, скажем так, в автомат, дальше он делает все сам.

Практически за счет этого получилось набрать дополнительно персонал, потому что… Ну что греха таить? На сегодняшний день со швеями, наверное, во всей России очень проблематично. Практически запуск новой конвейерной линии позволил нам на 30–40% увеличить производительность – и это автоматически привело к тому, что и у швей увеличилась заработная плата.

В связи с тем, что крой здесь требует особо высокой точности, значит, и встроенные комплексы нам тоже пришлось поставить, которые делают этот крой высококачественно.

Марина Калинина: Понятно, да. Спасибо.

Алексей Анатольевич, вот такая модернизация, цифровизация, о которой сейчас все говорят, в легкой промышленности насколько она оправдана? Потому что ведь легкая промышленность, как я вначале говорила, она всегда была такая дотационная, так скажем. Ваша специфика – спецодежда, спецобувь, средства индивидуальной защиты. Вот как с этим? Это какая-то государственная программа вам помогает? Или вы сами крутитесь?

Алексей Суздалев: Вы знаете, мы модернизацию и цифровизацию давно приняли как свою стратегию, как стратегию цифровой трансформации. И это не просто перестройка каких-либо процессов, это не только IT-решения, а это в целом изменение подхода, это в целом изменение моделей, операций, продуктов, даже где-то подхода к изготовлению тех или иных изделий.

Вы сейчас в ролике видели небольшой спектр и примеры цифровых решений, которые есть в компании. Вы заметили, что есть RFID-метки. Раньше это была в целом история, которую никто не принимал. А сейчас, обладая RFID-метками, можно узнать, в какую зону рабочую можно входить, а в какую зону – нельзя. Это такой цифровой пропуск. RFID-метка позволяет регламентировать выдачу спецодежды, регламентировать полноту комплекта. И это на самом деле часть истории.

Второе очень важное, наверное, что вы увидели в ролике, – это современная система, которая контролирует весь жизненный цикл продукта: от создания прототипа модели до той обратной связи, до той возможности получения обратной связи непосредственно от человека, который носит эту одежду. И таких примеров очень много. Самый широкий пример, который все видят, – это вендинговый аппарат. Раньше они стояли только на предприятиях промышленного комплекса, а сейчас они стоят, по большому счету, наверное, уже в каждом торговом центре.

И это только начало истории. Все будет дальше усиливаться и расширяться.

Марина Калинина: Ну а вообще насколько нужно вкладываться в развитие производства? Вот вы как с коллегами обсуждаете? Ну, производят – и производят. Ну, шьют – и шьют. Насколько вообще востребована сейчас эта продукция? И есть ли рынок сбыта?

Алексей Суздалев: Конечно, та производимая продукция, которую мы предоставляем нашим клиентам, нашим покупателям, она на сегодняшний день высоковостребованная. Мы сейчас даже не говорим о том, что необходимо локализовывать производство. Это безопасность того или иного региона. Это показала сегодняшняя ситуация с пандемией.

Марина Калинина: Кстати, какие уроки? Тоже интересно.

Алексей Суздалев: Ну, если про уроки, то, наверное, точно нельзя изменять свои стратегии. Если мы как компания «Восток-Сервис» приняли стратегию цифровой трансформации, то мы ни на секунду не остановили темп. Более того, скажу, что в некоторых направлениях мы только усилили свой темп, свое развитие. Это как и внедрение, так и перестройка того же самого продуктового портфеля.

Для нас, наверное, вторым значимым уроком стала именно охрана труда на предприятиях. Я с большим удовольствием, с большой гордостью могу сказать, что наши клиенты только усилили свои компетенции, свое внимание в области охраны труда.

И конечно же, наверное, особенную гордость (не назову это уроком) у меня вызывает то, что мы сумели удовлетворить возросший спрос на одежду, которая стоит где-то рядышком со специальной: одежда для туризма, одежда для загородной жизни, одежда бытовая. Это та функциональная одежда, на которую, в общем-то, население показало спрос. И в наших магазинах это, еще раз скажу, это отдельный успех. Нам удалось достаточно хорошо это сделать.

Марина Калинина: Понятно.

У нас есть звонок из Краснодарского края, Михаил к нам дозвонился. Михаил, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня вопрос к вашим директорам: когда будет качественная обувь? Я живу в станице. Когда они будут делать нормальные галоши? Мне на год не хватает галош – понимаете, то протираются, то лопают. Галоши – вот этот вопрос меня интересует. Пусть директора ответят мне, пожалуйста. Из какого материала вы их делаете?

Марина Калинина: Спасибо, Михаил.

Я не знаю, вы делаете галоши или нет? Ну давайте просто шире возьмем. Давайте уйдем немножко от конкретно ваших предприятий, а просто возьмем шире, вообще производство обуви в нашей стране, потому что, действительно, очень много сообщений: «Все китайское! Все плохого качества! Наша российская обувь удобная, но где она? Ее нет».

Алексей Суздалев: Вы знаете, как раз это, наверное, продолжение вашего вопроса: зачем нужно развивать российское производство?

Марина Калинина: Нет, безусловно, нужно.

Алексей Суздалев: Да-да-да. Это как раз небольшой ответ. Вот мы четко чувствуем, понимаем и ощущаем потребность, климат, внешнюю среду, которая, в общем-то, есть, и самое главное – ритм сегодняшнего дня.

Поэтому когда мы говорим о производстве рабочей обуви или рабочей одежды, то мы на сегодняшний день как поставщик этого всего говорим о том, что мы готовы поставлять не просто качественные средства защиты, не просто отвечающие сегодняшнему дню, но мы еще готовы давать некий комплекс услуг, которые позволят повысить конкурентность нашему покупателю, нашему получателю за счет ускорения всех процессов и повысить прозрачность бизнес-процессов. То есть мы даем продукт, который позволяет отслеживать носку, отслеживать выдачу, и получать обратную связь от продукта. Это на самом деле очень ценно – обратная связь. Она позволяет и нам меняться быстро, и соответствовать сегодняшним реалиям рынка.

Марина Калинина: Алексей Викторович, ну смотрите. Спецобувь и спецодежда – это, в общем, жизни людей. Ну и средства индивидуальной защиты, и так далее. А как меняются требования по качеству?

Алексей Голованов: На самом деле от клиентов вопросы по качеству становится все серьезнее. Если раньше на какие-то маленькие дефекты не обращалось вообще никакого внимания, то сегодня, наверное, отношение к рабочей обуви серьезнее, чем к модельной. Поэтому на самом деле модернизация производства позволяет все дефекты, все неточности, все это удалять. То есть это частота и качество ниточного шва, качество подошвы.

Сейчас звонок был: «Когда будет качественное?» На самом деле модернизация производства приводит к продукции очень высокого качества, которую мы сегодня выпускаем.

Марина Калинина: Алексей Анатольевич, а если брать вообще в принципе легкую промышленность? У меня рубрика называется «Промышленная политика». А есть ли промышленная политика у государства в области легкой промышленности? Простите за тавтологию, но по-другому не могу задать вопрос. Как вы это ощущаете?

Алексей Суздалев: Я могу сказать со своей позиции. Да, я вижу, что у нашего государства есть программа, и она уже не первый год действует. Министерство промышленности Российской Федерации очень активно интегрируется и понимает процессы, которые идут, четко понимает потребности рынка, понимает производителей, производства и очень серьезно участвует в инвестициях или соинвестициях в развитие и модернизацию производств. Также Фонд развития промышленности имеет, наверное, более сотни программ, которые позволяют…

Марина Калинина: Ну а что конкретно? Вот на практике что полезно из того, что эти программы могут предложить?

Алексей Суздалев: На практике, конечно, софинансирование, приобретение или субсидирование приобретения оборудования. Достаточно дорогостоящие все изделия, которые стоят несколько сотен миллионов рублей, и далеко не каждое предприятие может одномоментно позволить себе инвестировать в это все.

Это, конечно же, участие в государственных программах, в программах, где государство выступает как заказчик, а не только как инвестор. Конечно же, это укрепляет веру в государство в целом у предпринимателей.

Марина Калинина: Не могу не спросить про импортозамещение. А есть ли какая-то такая программа, что российские предприятия – нефтяные и так далее, и так далее, строительные, газовые, – где нужна вот эта спецодежда и спецобувь, должны носить только российского производства вещи?

Алексей Суздалев: Конечно, существуют такие программы поддержки, они направлены именно на российского производителя. И предприятия с государственным участием, предприятия в муниципальной собственности должны выбирать продукцию российского производства.

При этом, я считаю, это создает и конкурентный рынок, потому что на сегодняшний день российское производство иногда даже значительно лучше, чем аналогичная китайская либо других стран продукция.

Марина Калинина: Давайте про кадры поговорим. Алексей Викторович, проблема с кадрами есть?

Алексей Голованов: Наше предприятие бурно развивается, и, естественно, вопрос кадров стоит на первом месте. На сегодняшний день на фабрике существует программа кадрового резерва, программа набора кадров. На сегодняшний день мы набираем и на швейный поток людей, и на остальные потоки. Обучение производим без отрыва от производства уже на производстве. У каждого нового работника появляется наставник, который в течение определенного времени обучает его. Потом работник сдает экзамен, получает квалификацию и уже самостоятельно начинает работать.

Плюс у нас существует программа кадрового резерва, которая позволяет людям, которые показали себя в производстве, показали себя в общественной жизни, позволяет продвигаться, скажем так, по карьерной лестнице. Естественно, этих же людей мы, кроме этого, еще и обучаем бесплатно в высших учебных заведениях. Есть у нас договора с промышленными техникумами, которые находятся и в Торжке, и в Тверской области. Тоже без отрыва от производства обучаем персонал.

Марина Калинина: Да, спасибо.

Алексей Анатольевич, а если в целом говорить? У вас же очень много компаний, именно таких предприятий, производящих продукцию, входят в ваш холдинг. Если к другим предприятиям обратиться, то такая же ситуация? Или все-таки есть какие-то проблемы с кадрами? Я знаю, что на многих предприятиях есть вопросы по поводу того, что молодежь плохо идет. А если и приходит молодежь, то не очень они опытные, и учиться-то не очень хотят. Вот как, если в целом?

Алексей Суздалев: Если в целом, то…

Марина Калинина: Буквально минутка у нас остается. Коротко.

Алексей Суздалев: Проблема кадров… Это мы немножко в другую плоскость переводим. Это все-таки не проблема, а это новая задача, которую мы решаем. Как Алексей Викторович правильно сказал, мы готовы и обучать, и, самое главное, сопровождать по всему карьерному пути наших пришедших сотрудников.

Легкая промышленность, если брать наши предприятия, существенно изменилась. Это уже становятся операторы автоматических линий, автоматизированных полуроботов. То есть это уже работа, которая отвечает сегодняшнему дню, ожиданиям наших молодых людей, которые выходят из технических училищ, из институтов. Они уже хотят иметь в руках некий гаджет. И это на самом деле становится уже реальностью наших производств.

Марина Калинина: В общем, чтобы попроще было.

Алексей Суздалев: Чтобы посовременнее.

Марина Калинина: Посовременнее и попроще.

Спасибо огромное! Алексей Голованов, генеральный директор компании «Торжокская обувная фабрика», и Алексей Анатольевич Суздалев, директор по производству группы компаний «Восток-Сервис».

Ну а прямо сейчас – производственные портреты «Торжокской обувной фабрики».

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Торжокская обувная фабрика - пример успешного предприятия