Марианна Ожерельева: Мы продолжаем. Программа «ОТРажение», Виталий Млечин... Виталий Млечин: ...Марианна Ожерельева. Конечно, еще целых 2 часа прямого эфира у нас впереди. Присоединяйтесь к нашему эфиру: 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений, вы всегда можете поделиться своим мнением, задать вопрос. В общем, все вы это прекрасно знаете на самом деле, но мы, как это правильно сказать, не ленимся вам об этом напоминать. Марианна Ожерельева: Да, и всякий раз будем зачитывать ваши сообщения. Виталий Млечин: Конечно. Марианна Ожерельева: Сейчас поговорим про молоко, как и анонсировали в начале нашей программы. Виталий Млечин: Да, тема-то серьезная. Марианна Ожерельева: Да, а то все про сахар да про гречку. Итак, производители молока предупредили о сокращении поставок, всему виной импортная упаковка (ну а что же еще?), попросту ее не хватает сейчас, об этом заявили уже в Минпромторге. С этой проблемой пытаются разобраться отечественные производители. Сколько будет стоить молоко уже в своей упаковке, пока не ясно, но уже заметно... Виталий Млечин: «В своей» – в смысле в своей природной «упаковке»? Марианна Ожерельева:В собственной, в своей собственной, отечественной. Но уже мы все видим, что цены на молочную продукцию ползут вверх. Виталий Млечин: Да. В некоторых регионах уже начались проверки Федеральной антимонопольной службы. В Липецке под внимание ведомства попали несколько сетей, «Пятерочка» и «Магнит», например, где покупатели увидели новые ценники. Ранее эти ретейлеры добровольно обещали ограничить торговые наценки на уровне до 5%, на виды социально значимых товаров, точнее на молочную продукцию как раз. Марианна Ожерельева: Ну и молочную продукцию, да. Вот хочется пообсуждать эту тему, понять, себестоимость молока какая, т. е. от чего зависит эта цена, почему она так скачет, какие могут быть показатели. Виталий Млечин: Давай несколько цифр, перед тем как начнем. Марианна Ожерельева: Это важно, да. Графику, да, покажем? Виталий Млечин: У нас есть некоторая статистика, попросим наших коллег. Вот потребление молочной продукции в 2019 году на душу населения показывало рост в 2,2%, составило 234 килограмма. Но все равно потребление молочной продукции остается ниже рекомендованной Минздравом нормы, это 325 килограммов, в общем, достаточно существенно. Рост себестоимости молока, собственно, об этом говорят производители, почему? Потому что дорожают корма, минеральные удобрения, стройматериалы, техника, оборудование, ну и т. д. Ну и вот производство молока, тоже попросим сейчас показать, в 2013 году 18,7 миллионов тонн, в 2017-м – 21 миллион тонн, в 2021-м – 23,6 миллионов тонн, вот вы сейчас видите это на своих экранах. Марианна Ожерельева: Получается, да, такое рекордное значение за последние несколько лет, даже, получается, уже скоро 10 лет. Давайте обсуждать эту тему. Виталий Млечин: То есть растет производство, а потребление, видишь, все еще не дотягивает. Марианна Ожерельева: Не дотягивает, да. Ольга Друганина, фермер, производитель молока и молочных продуктов «Аннушкина ферма». Ольга Александровна, здравствуйте. Виталий Млечин: Здравствуйте, Ольга Александровна. Ольга Друганина: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Вот у нас была яркая картинка по себестоимости молока... (Какая вы тоже яркая и улыбающаяся, приятно видеть такого спикера на экране.) Почему дорожает-то? Потому что у вас там корм, минеральные удобрения подорожали вот сейчас, в моменте. Потому что мы же видели и до 24 февраля подорожание молочной продукции, причем официально производители говорили о том, что удорожание будет. Почему? Ольга Друганина: Ну да, к сожалению, мы пытались сдерживать рост, но, получается, и корма, и удобрения, и тара, к сожалению, – все растет практически на 20%. Марианна Ожерельева: Выросло в период коронавируса, то, что эти логистические цепочки, и вы пострадали из-за этого, или почему? И далее, все-таки оно, получается, вообще не наше, т. е. все то, чем вы пользуетесь, корма опять же, минеральные удобрения? То есть ладно бы, если бы заграничное подорожало, понятно, можно еще как-то это оправдать и сказать, что вот они виноваты, а мы в чем виноваты сами? Ольга Друганина: Нет, вы знаете, мне кажется, здесь еще такой вот получается симбиоз определенный, потому что такое ощущение, что некоторые просто пользуются моментом, чтобы поднять цены. Я имею в виду не нас, да, а непосредственно наших поставщиков, мы же не можем проследить цепочку. Марианна Ожерельева: Давайте вот прямо поэтапно. Корма отечественные или зарубежные? Сколько примерно это стоит вот для того, чтобы произвести бутылку молока, можно рассчитать или нет? Ольга Друганина: Ну, к сожалению, сейчас... Марианна Ожерельева: Хорошо, давайте, вот корм – стоимость? Ольга Друганина: Ну вот сейчас нам опять же уже приходят сообщения, что стоимость поднимается на 20%. Но у нас получается микс и российских, и зарубежных. Марианна Ожерельева: Ага. Минеральные удобрения – больше наших или их? Ольга Друганина: Ну, тоже получается где-то 60 на 40. Марианна Ожерельева: Ага. Стройматериалы мы наблюдали, что подорожали. Техника, оборудование, сопутствующие услуги? Ольга Друганина: Ну, понимаете, это все зависит опять же от хозяйства, что это, собственная кормовая база... Марианна Ожерельева: Ну конкретно у вас. Ольга Друганина: ...либо это все покупное. Опять же логистика, собственный парк или наемная какая-то логистическая компания. Марианна Ожерельева: Но вы с этой проблемой сейчас сталкиваетесь, с колоссальным удорожанием? Ольга Друганина: Ну-у-у... Мы очень как бы разумно к этому подходим, т. е. чтобы ситуация не была напряженной. Во-первых, если мы будем сильно поднимать цены, во-первых, мы сами от этого пострадаем. Марианна Ожерельева: Ага. Сейчас попросим наших телезрителей писать нам, сколько в их регионе стоит молоко... Виталий Млечин: Да. Марианна Ожерельева: И марку пишите тоже, это важно. Виталий Млечин: Вот как раз из Самарской области: «В понедельник молоко стоило 56 рублей, сегодня 75», – молоко в Самарской области. Марианна Ожерельева: Ольга Александровна, как так? 56 и 75 – серьезный рост. Ольга Друганина: Ну, я говорю о том, что идет большое подорожание всех составляющих. Виталий Млечин: Вот. Надо понять просто, на каком этапе происходит подорожание вот этого конечного продукта, это производители поднимают цены или это сети их уже поднимают. Ольга Друганина: Ну-у-у, и производители в том числе. Виталий Млечин: Ага. Ну а производители насколько сильно это делают? Вы говорите, если вы сильно поднимете цены, это и по вам ударит, – вот сильно насколько? Ольга Друганина: Ну, все равно, я считаю, 20% – это уже большое подорожание. Марианна Ожерельева: Ольга Александровна, чтобы и овцы, и волки те самые были сыты и целы, вот сколько вы как фермер, который производит, сколько должно стоить молоко, для того чтобы и вам было хорошо, вы развивались, и нам было неплохо? Ольга Друганина: Ну смотрите, с нами сложно сравнивать, у нас, у фермерских хозяйств, так как у нас не очень большое поголовье, соответственно, себестоимость молока у нас всегда была высокой, независимо от периода. Марианна Ожерельева: «Высокой» – это сколько? Ну в рублях сколько себестоимость? Ольга Друганина: Ну, сейчас у нас себестоимость порядка 50–60 рублей. Это очень высокая цена. Марианна Ожерельева: Так, себестоимость молока. А если оно приходит, уже продается в магазине? Вот вы же встречаете свою продукцию в магазинах – вы какую накрутку видите, отталкиваясь от вопроса Виталия? Ольга Друганина:М-м-м... Ну, вы знаете, у нас нет рекомендованной цены, мы, честно говоря, не отслеживаем вот именно... Ну, примерно это 30%. Марианна Ожерельева: Ага. А еще давайте поговорим про качество. Мы тут как-то хлеб обсуждали, очень много было жалоб от телезрителей, что хлеб сегодня очень низкого качества, вот в советские годы какой был хлеб, все эти воспоминания. Объяснили, что все-таки есть добавки, которые удешевляют сам процесс. У вас есть какие-то возможности, чтобы, скажем так, на себя снизить нагрузку? Что-то удешевить можно? Может быть, корма не те дать, или это напрямую повлияет на качество? Минеральные удобрения подешевле использовать? Тут разброс есть какой-то? Ольга Друганина: Ну-у-у... Вы знаете, у нас и так натуральный продукт, на который влияет все, даже погода, ха-ха. Марианна Ожерельева: То есть химичить вам не удается в этом случае? Ольга Друганина: Потому что коровы тоже женщины, да. Если мы в какой-то цепочке что-то изменим, мы просто не получим конечного продукта, потому что наш продукт натуральный, и в принципе там ничего не требуется, кроме молока, закваски и наших рук. И все это повлияет в итоге на конечный результат, поэтому мы так не шутим. Марианна Ожерельева: Ага. Виталий Млечин: Ольга Александровна, расскажите, пожалуйста, все-таки сегодня фермер как себя ощущает? Какая, может быть, помощь нужна, поддержка? Чего бы вы хотели, чтобы жизнь стала лучше, легче, веселее? Ольга Друганина: Вы знаете, когда появились первые санкции, нам это дало небывалый толчок. И сейчас вот как-то внутренне мы рассматриваем, что и эти санкции дадут нам еще больший толчок к развитию, к производству. Товаров импортных станет меньше, и, я думаю, произойдет еще более крупное импортозамещение. Марианна Ожерельева: Подождите... Виталий Млечин: Ну а импортозамещение основано на том, что конкуренции нет, или на чем? Марианна Ожерельева: Да, тогда мы, потребители, проигрываем. Ольга Друганина: Ну, мы расширим свою номенклатуру, и вы проигрывать не будете, а будете еще больше есть натуральной, здоровой молочной продукции. Марианна Ожерельева: Вопрос, мощности где взять, ведь быстро нарастить поголовье скота опять же, мощность... Виталий Млечин: На сколько увеличится цена... Марианна Ожерельева: Да, и Виталий, конечно, безусловно здесь прав, финально сколько это будет стоить. Потому что мы же попросили, меня удивила вот отметка: молоко в Адлере, если это не опечатка, но вряд ли это опечатка, 120 рублей – ну неужели литр молока сегодня стоит в Адлере 120 рублей? Ольга Друганина: Ну, это надо уточнить, что значит 120 рублей, что это за цена. Марианна Ожерельева: Что это за молоко такое. Ольга Друганина: Это рыночная, фермерская цена или цена полки магазина? Я сомневаюсь в этом очень. Марианна Ожерельева:А получается, вот то, что фермерское, т. е. вы больше затрачиваете на все это, оно такое экологически чистое, соответственно, оно будет дороже априори? Вы ранее просто это отметили. А то, что, скажем так, в массовом производстве, из-за тиражируемости, из-за этой массовости будет чуть-чуть подешевле. Или же жирность, качество, от этого тоже цена, конечно же, влияет? Ольга Друганина: Нет, вы понимаете, скорее всего, на это влияют объемы. То есть крупные компании могут себе позволить закупать молоко у крупных ферм, где себестоимость молока довольно-таки низкая. Вот могу даже на примере подсказать. Допустим, наше молоко по себестоимости 50 рублей, молоко, входящее сырье с какой-то крупной фермы, – это 25–30 рублей, т. е. это в 2 раза дешевле. Марианна Ожерельева: В 2 раза дешевле... Вот еще бы ценники на полках магазинов были такими, говорят наши телезрители. Виталий Млечин: Да, это было бы здорово. А вот, по статистике, за прошлый год продали на экспорт больше 1 миллиона тонн молока. Вы куда свою собственную продукцию поставляете, внутри России или на экспорт тоже? Ольга Друганина: Экспорт нет, у нас в основном продукт короткого срока, потому что он натуральный, максимум успеваем довезти до Москвы. То есть средний срок годности порядка 5–7 дней. Виталий Млечин: Ага, это достаточно быстро. То есть у вас как-то должно очень быстро тогда все это, собственно говоря, находить конечного покупателя. Ольга Друганина: Очень большая ежедневная реализация. Ну, мы работаем с крупными интернет-магазинами... Виталий Млечин:А вы как-то напрямую продаете или в сети тоже направляете? Ольга Друганина: Напрямую продаем. Очень такой интересный формат – это, значит, Собянин выделил места в Москве для реализации продукции, это ярмарки очень красивые, их порядка 50 штук, где мы совершенно бесплатно можем реализовывать свою продукцию. Это, конечно, огромная помощь. Виталий Млечин:А кстати, да, такое ощущение, что в Московской области стали раньше появляться вот такие площадки, где фермеры могут свою представить продукцию, а в Москве с этим было сложнее. Но сейчас выравнивается ситуация, да? Ольга Друганина: Ну, это огромная помощь, где эти ярмарки оборудованы витринами, их сопровождают ветврачи, работают администраторы и т. д. Конечно, это огромная помощь нам от Москвы. Виталий Млечин: Но покупатели, которые вот к вам, ну покупают у вас, обращаются к вам за фермерским молоком, они готовы платить больше? Они за качеством в первую очередь стремятся, к качеству? Ольга Друганина: Ну однозначно. У нас, получается, все-таки нишевый продукт, и однозначно он для тех, кто понимает. Потому что все равно это живой продукт, он не может быть стабилизированным и одинаковым ежедневно. Он бывает разный от времени года, лето это, зима, т. е. молоко будет плотнее, жирнее, т. е. очень много факторов влияет на это. Виталий Млечин: А, скажем так, неспециалист может отличить фермерское молоко от того, что произведено на заводе? Потому что ну вот фермерское, свое, оно ассоциируется, что более качественное, более вкусное, более полезное, – а это действительно так, или это предубеждение? Ольга Друганина: Ну, мне кажется, в каком-то случае предубеждение, потому что очень много крупных компаний производят достойный продукт высокого качества. Я не берусь за всех говорить, но я видела, что на полках магазина появились много компаний, которые могут себе позволить держать определенную ценовую политику при определенном качестве, высоком качестве. Марианна Ожерельева: Ольга Александровна, спрашивают, раз мы заговорили о том, что не хватает на всех упаковки, она импортная, не заменят ли пластик на стекло и не вызовет ли это тоже увеличения стоимости в продолжение. Ольга Друганина: Ну, стекло всегда по стоимости дороже. Оно не всегда удобно для покупателя, ну все-таки представьте, вы положите себе в пакет много стеклянных банок и бутылок, вы просто можете не донести это до дома, скажем так. Сейчас есть пластик, который подлежит переработке, мы используем только такой пластик, который не вреден для пищевых продуктов. Но я думаю, что себестоимость стекла тоже поднимется, не могу пока давать какие-то прогнозы, мы не обращались пока за новой покупкой партии стекла, хотя мы делаем продукцию в стекле. Марианна Ожерельева: Делаете тоже. Виталий Млечин:А скажите, пожалуйста, как обстоит ситуация вообще с фермерами в нашей стране? Вот вы видите вокруг себя, становится больше желающих открывать свои фермерские хозяйства? Ольга Друганина: Ну, вы знаете, у нас есть профессиональные союзы, в принципе фермеров немало. Но все-таки сложновато, хотя сейчас с поддержкой государственной, сейчас очень много есть грантов начинающим фермерам, гранты «Семейная ферма». Мне кажется, в принципе вот эти стартапы могут помочь как-то реализовать себя в этой области. Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Марианна Ожерельева: Спасибо. Виталий Млечин: Ольга Друганина, фермер, производитель молока и молочных продуктов «Аннушкина ферма», была с нами на прямой связи. Марианна Ожерельева: Сообщений много. Виталий Млечин: Давай, да, вот откликнулись наши зрители. Марианна Ожерельева: Из Ростовской области пишут, что молоко сильно подорожало, а качество сильно ухудшилось. Говорят, что «лучшая кировская продукция, молочка именно, спасибо за качество производителям». Ну вот некоторые сетуют из Саратовской области: «Не молоко, а вода. За что платим, непонятно». Виталий Млечин: Да-да. Вот из Смоленской области тоже: «Молоко почти не покупаем, ни вкуса ни запаха». Воронежская область: «Молоко покупаю редко, один раз в 2 недели, а вот кефир ежедневно. Значит, молоко вообще не буду покупать». «Цены на молочку уже сегодня завышены», – пишут нам. Марианна Ожерельева: Регион неизвестен, но сообщение интересное: «Господдержка убивает конкуренцию». Виталий Млечин: Хм. Марианна Ожерельева: Если всем-всем помогать, то лучше, конечно же, наверное, сделать так, чтобы они между собой сами конкурировали за качество, за потребителя. Виталий Млечин: Да, это верно. Но вообще, фермерское дело, оно достаточно сложное. Марианна Ожерельева: Конечно. Виталий Млечин: И на самом деле сельское хозяйство, в общем, субсидируется практически во всех странах, потому что это действительно сложно. Самарская область: «В молоке уже нет молока. Если оставить при комнатной температуре, то это будет какая-то горькая субстанция», – ну, при комнатной, наверное, не надо оставлять, лучше охладить немножко. Марианна Ожерельева: Да. И вот из Нижегородской области: «Очень много молока производят из сухого порошка, но оно дорожает сильно, якобы «натуральное», еще и разбавляют». Виталий Млечин: В Самаре 900 миллилитров, т. е. не литр уже, 900 миллилитров молока сегодня 87 рублей 90 копеек. Ну, это не самая высокая цена явно совершенно, хоть и... Марианна Ожерельева: Из Москвы предложение наладить раздачу молочки отечественного производства для многодетных семей, для пенсионеров в частности. Виталий Млечин: Ага. Марианна Ожерельева: Вот такая мера поддержки. Виталий Млечин: Пензенская область: «Молоко на 20%, масло на 50% подорожало за последние 2 недели. Ценники переписывают каждые 2–3 дня». Марианна Ожерельева: Да... Виталий Млечин: Идем дальше. Свердловская область: «Молоко невкусное, слишком много добавляют сухого молока в продукцию». Марианна Ожерельева: Челябинская область: «Качество молока хуже, чем в советское время». Виталий Млечин: Да, это часто нам такие сообщения приходят. Пермский край: «Я покупаю молоко по уценке со скидкой в 50%. Свежее молоко становится малодоступным», – т. е. речь идет о просроченном?.. Марианна Ожерельева: Видимо, да. Виталий Млечин: Нет, это очень печально, так не надо делать... Марианна Ожерельева: В общем, ни одного нет сообщения о том, что стоимость молока осталась прежней. Виталий Млечин: Да, да... Марианна Ожерельева: И очень мало жалоб на качество. Виталий Млечин: Да, много жалоб на качество, и, конечно, никто не отмечает, что подешевело, все подорожало. А, вот из Ярославской области хорошее, позитивным закончим все-таки: «Фермерское молоко выгодно отличается от магазинного, всегда все-таки оно вкуснее и полезнее», – так считают наши зрители. Идем дальше.