Молодежь поглупела?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/molodezh-poglupela-64516.html
Константин Чуриков: Сейчас мы будем говорить о новом поколении, о молодых, но не забудем также о тех, кто их вырастил, т. е. о нас с вами, я подозреваю, что вы все-таки люди уже такие, 20+ как минимум, а то и 30+. И вообще о том, как эпоха влияет на умы людей, слово «ум» я бы в данном случае подчеркнул.
Но сначала небольшая преамбула. Вот на прошлой неделе мы с коллегами отбирали кандидатов в телеведущие (кстати, нам нужны хорошие телеведущие, обращайтесь). Ну и тут среди прочих выходит уже такой не совсем молодой, уже 30-летний человек, актер, с высшим образованием и говорит вот буквально вот что. Послушайте фрагмент этой пробы (мы специально не покажем лицо нашего героя, потому что у него еще жизнь только начинается).
ВИДЕО
Дарья Шулик: Вот о чем расскажем в этом выпуске.
Кандидат: В юности она даже не думала притворяться хорошей девочкой: в 18 лет родила от женатого мужчины. Ее книгу «Пеппи Длинный чулок» отказались печатать, но к концу жизни ее признали самым лучшим детским автором всех времен и народов. Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения шведской писательницы Астри́д Линдгре́н... А, А́стрид Ли́ндгрен...
Дарья Шулик: А́стрид Ли́ндгрен.
Кандидат: Ли́ндгрен.
Константин Чуриков: Ну ударение перепутал, ну подумаешь, Астри́д Линдгре́н сказал. Но после этого мы задумались: это вообще бес попутал, или сегодня многие молодые понятия не имеют, кто есть кто в истории, литературе, музыке?
Вот прямо сейчас лишь некоторые из ответов на улицах разных городов: спрашивали молодежь, кто такая Астрид Линдгрен, кто такая Йоко Оно (если кто-то ее помнит) и чем известен Михаил Горбачев.
ОПРОС
Константин Чуриков: В общем, «командовал».
У нас в студии Галина Силласте, профессор социологии, научный руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве. Здравствуйте, добрый вечер, Галина Георгиевна.
Галина Силласте: Добрый вечер.
Константин Чуриков: Понятно, нет, были, конечно, и правильные ответы, но сразу хочу сказать, что в час по чайной ложке. Там наши бедные корреспонденты тянули, вытягивали молодежь и студентов просто как могли...
Галина Силласте: Мысленно подсказывая, что где-то что-то, да?
Константин Чуриков: Да. Галина Георгиевна, это что? Это какое-то волнение, на улице подходит к тебе человек с микрофоном «ОТР», спрашивает в лоб? Или все-таки за этим действительно мы видим какое-то явление, на которое стоит обратить внимание?
Галина Силласте: Вы знаете, есть одна характеристика для нынешнего поколения... А нынешнее поколение – это я беру практически там, где наши молодые люди, уже беру так с возраста 12 лет и уже выше. Его особенность состоит в том, что это поколение с самой короткой исторической памятью. А когда самая короткая историческая память, она ведь очень-очень-очень емкая такая категория, это значит, ты не вспомнишь никаких актеров ярких; не вспомнишь вообще, кто такой Горбачев, может, действительно полководцем был; не вспомнишь о том, кто был из лучших детских писателей. Они в память молодежи сегодняшнего поколения не попали.
И вот, понимаете, то, что мы видели маленький сюжет, он очень-очень типичный, потому что так вот практически... Ведь очень часто накануне и октябрьских праздников, это такой стал традиционный опрос молодежи, знают они, что такое Октябрьская революция, когда это все случилось, и это уже очень стабильная характеристика. И вот это в данном случае не только, знаете, напрягает, это мягкое слово, но это очень тревожит.
Константин Чуриков: Я сейчас только хочу запустить опрос, вот у нас такой провокационный вопрос на экране, так вы тогда ответьте «да» или «нет», 5445, поглупела ли молодежь или нам показалось.
Галина Георгиевна, а вот то, что происходит, – это что? Это, скажем так, следствие человеческой памяти, т. е. она не безгранична и когда ты целыми днями залипаешь, где-то что-то смотришь, наверно, ты не можешь все впихнуть себе в голову? Или это следствие того, что действительно не читают, действительно им это не интересно, т. е. под «читают» я имею в виду художественную литературу, какие-то длинные, большие тексты, длиннее средневзвешенной какой-то публикации.
Галина Силласте: Да-да-да, 3-4-8 строк называется. Нет, вы знаете, это очень серьезное явление, потому что все зависит ведь еще от набора. Интерес рождается не потому, что он сам по себе интерес, а потому, что что-то предлагается, что-то, какая-то информация интригует, какая-то информация рассказывается более подробно, она становится еще интереснее. А сейчас у нас этого нет. У нас сегодня информация по принципу «бистро-бистро», как бы в знакомых местах. И поэтому за этим «бистро-бистро» практически вопрос, который касается истории, то, что касалось, даже 20 лет тому назад, это уже практически отсутствует. Пишется только новая страница, только новая страница.
Но тогда, понимаете, есть ведь очень интересный закономерный процесс: чем больше пишешь новых страниц, тем меньше в памяти у тебя будет вспоминаться старых, потому что им просто места не останется. Вот примерно такая же картина сегодня и происходит среди нашей молодежи.
Но я хочу сразу оговориться. Дело в том, что потом ведь, когда пустая память, приходит время, и, осознавая это, человек очень хочет ее чем-то наполнить. Вот это происходит уже тогда, когда человек, у нашей молодежи сегодня, а вот это будет в 30–35 лет, когда усиливается тяга к тому, что было. И вот это стремление понять, разобраться... И тогда, знаете, обнаруживается: действительно, ничего не знаю, господи, что там было 15–30 лет тому назад? А уж что 50 лет назад было, «ну это вы слишком много хотите от меня, чтоб я знал».
В этом плане поколение с короткой памятью, конечно, очень... То, что мы с вами видели, – это еще, так сказать, знаете, маленький штрихпунктир. Но практически... Вот анализы показывают, что если сейчас спросить о том, какие события были даже уже 15 лет тому назад, абсолютное большинство на этот вопрос молодежи не отвечает, т. е. очень короткая память.
Константин Чуриков: В смысле они не вспомнят, не знаю, мировой финансовый кризис 2008 года?
Галина Силласте: Что вы, нет! Если будут родители рассказывать, и то это будет очень странно вспоминаться, потому что «ну а когда это было, 2008 год, это очень далеко»...
Константин Чуриков: Они не вспомнят Грузию, они не вспомнят, что президентом был когда-то Медведев...
Галина Силласте: Нет. Ну, это будет очень сложно.
Константин Чуриков: Сложная задача, да?
Галина Силласте: Вот сейчас где находится господин Медведев, это понятно, «но вы хотите от меня много, чтобы я еще вспомнил, где он был». То есть, вы знаете, это очень тревожная черта, потому что чем короче память поколения, конкретно берем молодежное поколение сейчас, тем больше проблем будет с ее воспитанием в будущем.
Константин Чуриков: Для этого типа памяти или для этого типа людей, т. е. для наших детей, получается, нужны какие-то особые, специальные учебники? Или учебники должны быть такими, какими они должны быть, но, соответственно, родители плюс школа, учителя, плюс, я не знаю, какие-то произнесенные приоритеты должны их заставить все-таки воспринимать эти, да, длинные тексты, да, вот «Евгений Онегин», его надо прочесть?
Галина Силласте: Вы знаете, я не хотела бы в данном случае сейчас выделять нас, взрослое поколение, и, как говорится, отбеливать наши собственные грехи.
Константин Чуриков: Нет, у нас тоже полно.
Галина Силласте: Да. Поэтому с этой точки зрения признаем объективно в начале самое главное, что формировали и формируют нынешнее поколение, и вот то, что было, скажем, даже 20 лет тому назад, формируют взрослые.
Поэтому я думаю, что вопрос прежде всего к нам, к школе, к образованию и к родителям: собственно говоря, мы сами в этом процессе как-то участвуем, или мы тоже с вами по принципу «бистро-бистро», а он разберется? И он разбирается, он куда идет? – …, щелчок второй, и он сидит в Сети. А вот там уже фактически он найдет то, что он хочет, иногда даже то, что ему и не нужно.
Поэтому, понимаете, очень интересное смещение происходит. Если общество не в состоянии своей методикой, своим интересом, своей очень продуманной идеологической работой удержать интерес к прошлому молодежи, то таким вот образом обязательно мы практически потом, лет через 15, начинаем платить по этому векселю.
Константин Чуриков: Я еще сегодня, когда готовился к эфиру, обнаружил, что крайне мало в открытом доступе опросов наших социологических служб, связанных именно с молодежью, потому что какие-то вопросы задают, по всем группам берут.
Галина Силласте: Да-да.
Константин Чуриков: Вот с трудом нашел, это, по-моему, за 2017 год, опрос ФОМ, чем занимается молодежь (18–30 лет в то время) в свободное время: просмотр телевизора на первом месте; ходят в гости (как они говорят, «тусуются») 51%; музыка, аудиокниги, фильмы – 46%; гуляют – 45%; в интернете сидят – 41%, но это тогда, сейчас, наверно, больше в любом случае после пандемии...
Галина Силласте: Да, сейчас намного больше.
Константин Чуриков: Чтение – 39%. Это мы еще, как говорится, не спрашивали, что читают, потому что там, в общем, тоже если посмотреть, что они читают, они же любят фэнтези и так далее...
Давайте сейчас послушаем нашего зрителя, Владимир из Челябинска. Владимир, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Пожалуйста, высказывайтесь.
Зритель: Я считаю, что вопрос не совсем правильно поставлен. Почему? Ум и глупость, т. е., видимо, отсутствие ума, даны природой, на мой взгляд. А вот здесь бы правильнее было «Стала молодежь неграмотнее?» – вот это, наверное, правильно.
Константин Чуриков: Ну, мы это и имеем в виду, собственно, мы просто это сформулировали в более такой устной форме...
Зритель: Мы говорим о конкретных выражениях. И вот сказать, что поглупела, нет.
Константин Чуриков: Принимается, принимается ваше замечание, спасибо, да, спасибо. А вы как считаете, Галина Георгиевна?
Галина Силласте: Ну, вы знаете, я не соглашусь.
Константин Чуриков: Так.
Галина Силласте: Давайте четко будем понимать, что такое грамота и грамотность, что такое воспитанность, что такое информированность. Это разные вещи. Сегодня молодежь грамотная, не будем с вами здесь отрицать, и в ряде случаев она, в некоторых вариантах идет даже дальше, чем то, что наше поколение или после нас. Поэтому она грамотная...
Константин Чуриков: Вы имеете в виду обращение с гаджетами?
Галина Силласте: Нет, я имею в виду конкретно понимание понятия грамотности, т. е. он может и читать, и писать...
Константин Чуриков: А, в этом смысле...
Галина Силласте: ...и рассказывать, и излагать; он интересуется информационным пространством, он находит то, что ему нужно...
Константин Чуриков: А как он пишет слово «привилегия», не важно, и «винегрет»?
Галина Силласте: Да, а вот как он пишет на родном языке то или иное понятие, вот в этом контексте я согласна с вами. Потому что, когда мы даже смотрим сегодня наших уважаемых студентов, ну это все-таки, я считаю, более продвинутая часть молодежи, увы, особенно вот последние года 4, когда приходят ребята-первокурсники из школ... Вы знаете, если собрать такой паноптикум из того, как пишутся некоторые русские слова, где «и», где «я», где «о», то, конечно, я согласна, после этого сидишь и думаешь: да вообще это школу заканчивали или что?.. Поэтому вот это есть, потеря грамотности как языковой грамотности, потому что в принципе этого не скажешь.
Но ведь дело в том, что сегодня ведь, я посмотрела, даже последние 2 года очень устойчиво держится т. н. сетевое время. У нас сегодня получается, что в России в целом такое среднее время по стране – это 3 часа 40 минут на разные группы населения, которое мы отдаем сетевой информации. Если же взять у нас, допустим, начиная с 12...
Константин Чуриков: В день, причем в день?
Галина Силласте: В день, в день.
Константин Чуриков: Сейчас, кстати, пишут телефоны, сколько ты провел времени.
Галина Силласте: Совершенно верно. А если мы с вами посмотрим на категорию с 12 до 22, ну тогда просто, 6–7 часов в сутки. Конечно, в данном случае типовое клише, которое срабатывает в этом отношении, я думаю, что тут тревоги можно высказывать очень-очень много. Поэтому...
Понимаете, с другой стороны, можем ли мы с вами все время критиковать за то, что молодежь обращается в Сети? Я постаралась проанализировать, какие причины такую тягу вызывают среди молодежи, и я бы сказала, что не с ней надо бороться. Из этих трех причин первая – это, конечно, вопрос прежде всего информации, хочется получить информацию. Информацию мы хотим получать сегодня в динамике, быстро, «бистро-бистро». И конечно, в данном случае мы просто, знаете, волей-неволей, и я, и вы: конечно, когда нужно быстро получить информацию, мы не только своих друзей спрашиваем, мы все-таки тоже кнопку нажмем.
Константин Чуриков: Вот я кнопку сейчас нажимаю, сейчас с шеф-редактором переписываемся...
Галина Силласте: Да?
Константин Чуриков: Секундочку. Нам звонит Мария из Подмосковья, давайте послушаем. Мария, здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Вы знаете, наверно, в наше время, я 1970-х гг. рождения, скажем так, все-таки книжки читали вместо других развлечений, грамотность, соответственно, была на уровне на таком, хочешь не хочешь, а это все-таки впитывается. Потом, были устные экзамены вместо ЕГЭ и тестирования. Когда это все изменится, я думаю, изменится, наверно, и интеллект у наших деток.
Константин Чуриков: Ну кстати, да, устный экзамен еще как-то подталкивал к тому, что надо говорить, рассуждать.
Галина Силласте: Совершенно верно.
Константин Чуриков: С другой стороны, была возможность каким-то образом, если ты разволновался, с помощью наводящих вопросов каким-то образом все-таки ответить и сдать на достойный балл.
Галина Силласте: Совершенно верно. Вы знаете, это, конечно, с одной стороны, это тоже, так сказать, «цифра» в учебном процессе, что называется, и к тому же абсолютный, чистый техницизм. И я согласна и хочу поддержать нашу слушательницу, потому что когда устные экзамены, да, это сложно преподавателям, но я не вижу в этом слишком большой сложности, но это развитие речи, это развитие размышления, это развитие реакции. Это ничем заменить не удается. И с этой точки зрения, конечно, сегодня очень односложная речь у ребят, я думаю, тут ни для кого это уже сегодня не секрет, это одно.
Но, понимаете, есть еще одна причина, почему так активно обращается молодежь. Ведь школа заставляет читать то, что нужно, университет, институт заставляет читать то, что нужно. И вот, понимаете, возникает...
Константин Чуриков: Ключевое слово «заставляет»?
Галина Силласте: Ну конечно, это обязательно: вы обязательно должны это прочесть, вы обязательно читаете учебник такой-то. Но наша человеческая натура и тем более юношеская натура, ведь она еще устроена так, что хочется не то, что заставляют, а то, что я хочу поискать. Но где ищут? Обращаются в Сеть. И вот с этой точки зрения это объективная причина. И я бы сказала, что, вы знаете, в общем-то, ее вырезать или уничтожать, просто ее все равно, это дело даже бесполезное, это все равно будет работать.
И есть еще одна причина. Эта причина, вы знаете, она очень психологическая, потому что несмотря на то, что школьное окружение, университетское, институтское окружение, а ведь, по сути, наши ребята очень отчуждены, они, вы знаете, какие... Как закрытый тюльпан. Собственно, это охрана себя и стеснение перед другими. И куда в таких случаях ты обращаешься, чтобы задать какой-то вопрос, чтобы тебя не обсмеяли, чтобы что-то спросить то, что ты не можешь позволить... ? Ну вот будет у тебя Сеть, там тебя никто не обсмеет, там ты послушаешь, там ты что-то по-своему решишь – это тоже очень важный психологический регулятор.
Константин Чуриков: Ну то есть имеется в виду в данном случае Сеть, интернет в значении «словарь». Словарь же в обычной жизни был, есть и остается, ты спрашиваешь, только ты спрашиваешь у авторитетного источника.
Галина Силласте: Да, и ты ему доверяешь.
Константин Чуриков: «Грамота.ру» условно.
Смотрите, очень важное, мне кажется, сообщение из Краснодарского края: «Добрый вечер. Мне кажется, что современным детям и подросткам не всегда можно донести знания. Мне 16 лет, весной закончила 9-й класс, и у меня в школе были учителя, которые толком ничего не объясняли, а у меня одноклассники постоянно срывали уроки. И вот в чем виноваты те, кто хочет учиться, но с ними в классе учатся такие люди?» Вот я бы сейчас поддержал нашу зрительницу-школьницу, потому что это правда, это не придуманная история.
Галина Силласте: Это правда.
Константин Чуриков: Я знаю, так сказать, у моих знакомых, да, собственно, у меня сын, та же самая история, т. е. он говорит: «А как? Если там двое-трое человек, пятеро не хотят учиться, ну они срывают действительно уроки и все».
Галина Силласте: Они срывают, да, согласна.
Константин Чуриков: Это что, уходить из школы? Как? То есть это же, понимаете... И здесь возникает вопрос, как относиться к тем, у кого другие какие-то способности, другая память? Это, ну как, альтернативно развитые дети. Вот как относиться? Сейчас же такая эпоха толерантности.
Галина Силласте: С одной стороны. Но, с другой стороны, понимаете, что интересно, ведь школа пошла очень специфическим путем. Если мы говорили о том, что школа, вообще система образования – это самая демократическая система, потому что она, в общем-то, практически дает возможность контакта, понимания друг друга абсолютно разным людям. Но у нас система образования – она стратифицированная система. И вот тогда то, что вы сейчас спросили, да, очень легко учителя говорят: «Не нравится эта школа – идите в специальную школу, находите тогда то, где вам нравится».
И вот, понимаете, вот этот выброс, который идет от преподавателя... То есть он даже вроде бы не заинтересован в том, чтобы как-то что-то так объяснить, чтобы сохранить ребенка в школе. «Идите тогда, меняйте тогда школу».
Константин Чуриков: А почему? Потому что подушевое финансирование: этот ушел, другой пришел – какая разница?
Галина Силласте: Да, и никаких проблем нет. Поэтому в этом отношении я считаю, что особая вина (это, может быть, очень тяжелое слово), безусловно, определенную ответственность несет за это школа.
Константин Чуриков: Вы знаете, я просто поправлюсь: предыдущая SMS, которую я цитировал как раз от школьницы 16-летней из Майкопа, Александра. Кстати, я сейчас посмотрел, там огромная SMS, я только часть [прочитал] – ни единой ошибки. Александра, все у вас будет хорошо.
Галина Силласте: Надо отдать должное.
Константин Чуриков: Давайте сейчас послушаем еще одну звонящую – Ирина, Ростов-на-Дону. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Я хотела бы как раз-таки сказать, я по поводу того, что считаю, наша молодежь, она не безграмотна. Она во многом талантлива, просто ее недостаточно видят, недостаточно развивают, возможно, слышат даже учителя, педагоги. И развивать детей нужно как раз-таки не просто со школы, когда мы сейчас это обсуждаем, не говоря уже об университете, а со времен детского сада, когда как раз-таки заложены все процессы: и память, и мышление – все, что нужно...
Константин Чуриков: Конечно, кто же спорит. Ирина, но как развивать учителя будут, когда, например, в классе 30 с лишним человек, а таких классов много, если это предметник, нужно проверить тетради, нужно еще какие-то там документы заполнить... Ну как развивать? Это сложно.
Зритель: Ну, вы знаете, здесь идет уже... Я могу сказать из своего опыта. Вот мне сейчас 36 лет, я тоже училась в школе в те времена, когда были 1990-е гг., 2000-е гг.
Галина Силласте: Самые тяжелые.
Зритель: И были педагоги, они есть сейчас, которые... У них тоже столько же было заданий, времена сложные, все, но они искали подход к детям, к классу. Они придумывали игры, у нас были викторины, игры постоянно по типу «Что? Где? Когда?», еще какие-либо. До сих пор вспоминаю, вы знаете, это было интересно. Это были уроки истории, например, это был самый любимый, наверно, у меня конкретно предмет, потому что педагог был полностью вовлечен в свой предмет, он с азартом в глазах, знаете, рассказывал о каждой теме, раскрывал ее. У нас весь класс всегда ходил, он бежал вперед...
Константин Чуриков: Ирина, вы абсолютно правы. Спасибо большое за ваш звонок. Это правда.
Галина Силласте: Это правда.
Вы знаете, я, во-первых, хочу, чтобы меня правильно поняли: я не считаю, что у нас молодежь сегодня, вообще нынешнее поколение молодежи, что оно бездарное или совсем-совсем без памяти. В целом, надо это иметь в виду и отдать должное, у нас сейчас растет очень талантливое поколение. Но, как всегда бывает, на общем фоне ярких, интересных, просто иногда думаешь, как вот вообще может ребенок быть настолько разносторонним и так интересен сам по себе...
Константин Чуриков: Давайте вспомним о том, что у нас наши ребята постоянно, каждый год...
Галина Силласте: И в олимпиадах, и в конкурсах...
Константин Чуриков: ...выигрывают олимпиады международные, это математика, это физика, это химия, это много чего...
Галина Силласте: Абсолютно, абсолютно. Так что ни в коем случае мы не бросаем тень на молодежь в целом, но согласитесь, мы не можем не признать, что не все везде у всех так замечательно, красиво.
Константин Чуриков: Но ведь хорошая задумка сейчас, мне кажется, в наших властных кругах была подтягивать обычные школы до какого-то все-таки стандарта и уровня. Потому что, сейчас если брать крупные города, Москву, Петербург и ряд других, в принципе есть разделение: вот эти вот школы, куда нужно поступать, где все по-взрослому, по-серьезному, потом ты легко выигрываешь... ну, не легко, но выиграешь олимпиаду и поступишь куда хочешь поступить...
Галина Силласте: Тем не менее, да.
Константин Чуриков: ...и школы обычные.
Галина Силласте: Вы знаете, как интересно, категория «обычная школа» часто бывает по своим параметрам очень даже необычная. Потому что в т. н. обычных, неспециализированных школах, ну мы часто называем их бюджетными школами, есть такая категория, в них очень многое зависит от того, каковы педагоги, какова методика, с которой они работают с детьми. И согласитесь, что, к сожалению, весь тот период, когда у нас полностью функция воспитания с образования снята была, она фактически до сих пор еще до конца не является возвращенной, то, безусловно, это, по существу, перевело несколько в казенный режим работы, формалитет многих наших преподавателей.
Поэтому я бы сказала, что тут если разбираться, где какие причины, то тут такая, знаете, целая просто агломерация какая-то разных таких направлений. Это не говорит о том, что мы этим списываем все эти проблемы, недостатки, нет. Но надо точно понимать, где те слабые места, которые, по существу, на сегодняшний день и надо уметь нейтрализовать, и надо восстановить так, чтобы детям было не просто интересно учиться, но чтобы они все-таки не теряли то, что всегда отличало наших детей, – это способность творчески смотреть на вещи, способность оценить происходящее. Мне кажется, это исключительно важно. Поэтому я не думаю, что у нас в этом отношении на сегодняшний день... Отчасти имеется...
Вы знаете, я вот еще раз посмотрела интересные работы, я думаю, вспомните вместе со мной, это была работа Маркузе «Одномерный человек». «Одномерный человек», он написал эту работу в 1964 году, когда как раз-таки показывал, собственно говоря, в этой системе потребления, общества потребления какие могут быть большие способности? Все очень линейно, все очень, так сказать, просто. И с этой точки зрения мне, конечно, очень бы не хотелось, чтобы наше поколение нынешнее, наше поколение будущего, чтобы мы вообще когда-нибудь были вот в этом лоне формирования одномерного человека.
Константин Чуриков: С обществом потребления это все тесно связано.
Галина Силласте: Конечно, мы живем в обществе потребления и потребительстве, поэтому, следовательно, это совершенно реальная опасность.
Константин Чуриков: Несколько сообщений хотел прочесть, чтобы отразить (мы же «ОТРажение») разную палитру мнений. Курск: «В чем-то молодежь мудрее нас, просто время другое, а категории мышления старые», – может быть.
Галина Силласте: Возможно.
Константин Чуриков: Красноярск: «Показывайте больше умных молодых людей на ТВ, фильмы снимать надо про таких людей». Тверь: «Первым признаком глупости является полное отсутствие стыда», – кстати, факт, привет тиктокам, привет нашим вот этим... На кого, кстати, ориентировались молодые люди, Моргенштерн, вот эта вся братия. Ну и как раз: «А что вы хотите? Сейчас общество потребления».
Быстро исправить это получится, нет?
Галина Силласте: Нет, быстро исправлять, когда общество потребления... То есть оно не просто общество потребления, оно меняет ценностный ряд, оно меняет уровень той или другой ценности в сознании человека, будь то взрослый человек или это молодежь тем более. Поэтому надо, конечно, признать, и мы в данном случае, я думаю, наши слушатели согласятся, потребительские ценности сегодня, конечно, очень активно общество развивало, и теперь предполагать, что эти потребительские ценности не коснутся молодежи или не коснутся детей, было бы наивно...
Константин Чуриков: Нет, стоп...
Галина Силласте: Но вопрос стоит о том, можно ли нейтрализовать приоритет пропаганды потребительских ценностей. Я думаю, что да.
Константин Чуриков: Нет, пожалуйста, пусть потребляют, пускай потребляют книги, проглатывают их, понимаете, одну за другой, с фонариком под одеялом, бога ради.
Галина Силласте: По поводу книг, вы знаете, я хочу высказать другую мысль. Если мы не можем запрещать и не будем запрещать, как я понимаю (негативные вещи – другое дело), но в целом информационный канал под таким названием «Сеть», конечно, он будет развиваться, конечно, к нему будут обращаться. Но, мне кажется, задача состоит несколько в ином плане: нужны альтернативы. Потому что будут обращаться, это само время диктует такую возможность, будут ею пользоваться. Нужны альтернативы. Хорошо, допустим, это сейчас...
Константин Чуриков: 10 секунд.
Галина Силласте: Это в прошлом мы с вами говорили, что и стихи на площадях читали, и т. д., а сегодня такой альтернативы у молодежи очень-очень мало. Поэтому те же самые салоны или в книжных магазинах то, что сегодня открывается в Москве, очень во многих, это встречи с писателями, литературные вечера...
Константин Чуриков: Пришел, прочел стихотворение.
Галина Силласте: Да. А почему бы, допустим, такое же направление не сделать более активно в вузах?
Константин Чуриков: Хорошая история, хорошее предложение. Кстати, в некоторых [вузах] есть такое.
Итак, подводим итоги SMS-опроса. «Молодежь поглупела?» – 85%, очевидно, взрослых зрителей, считают, что «да», «нет» считают 15%. Вот такие результаты сейчас.
Спасибо вам большое! У нас в студии была Галина Силласте, профессор социологии, научный руководитель Департамента социологии Финансового университета при Правительстве.
Отдельные слова благодарности переводчикам жестового языка Светлане Елисеевой и Ольге Ивановой.
Увидимся завтра. Смотрите ОТР.
Давайте каждый возьмет по книге сегодня вечером, по своей любимой книге, и почитает.
Галина Силласте: И все-таки в молодежь надо верить.
Константин Чуриков: Конечно. Спасибо.