Молоко подорожает

Молоко подорожает | Программы | ОТР

Зато станет станет меньше фальсификата

2019-09-30T12:04:00+03:00
Молоко подорожает
Бизнес после пандемии. Как подготовиться к пенсии. Долги за «коммуналку». Отпуск-2021
Гольфстрим стал очень медленным
Инвестпортфель на старость
Спасти и сохранить бизнес
Где и как россияне будут отдыхать в этом году
В долгах по самые ЖКУ
Бизнес закрывается: выручки нет, господдержки не хватает…
ТЕМА ДНЯ: Хочу пенсию в 100 тысяч!
ЖКХ: новые правила
Бесплатное высшее – только льготникам?

Александр Денисов: Переходим к первой теме – «В молоко дольют цены». Московская торгово-промышленная палата предупредила, что в ноябре цены на молочную продукцию вырастут примерно на 12%.

Анастасия Сорокина: Производители объясняют подорожание тем, что вводится электронная ветеринарная сертификация. Кроме того, с середины июля начинаются так называемые эксперименты по маркировке тех самых молочных продуктов: молоко, сливки, мороженое и целый ряд кисломолочных продуктов.

Александр Денисов: Таким образом подтверждают качество. А за качество, пожалуй, понятно каждому, надо платить. Сегодня выясним…

Анастасия Сорокина: …сколько нам теперь придется платить.

Александр Денисов: Да.

Анастасия Сорокина: Об этом мы поговорим с нашими гостями, связываемся по телефону.

И сейчас уже на линии Александр Яковлевич Калинин, генеральный директор Национального фонда защиты потребителей. Александр Яковлевич, здравствуйте.

Александр Калинин: Добрый день.

Александр Денисов: Александр Яковлевич…

Анастасия Сорокина: Сертификация – она действительно такая дорогая, что у нас будут сильно увеличены цены на молочную продукцию, начиная с ноября?

Александр Калинин: Экспертное мнение таково. Значит, вот эта проблема уже «бородатая», ей больше трех лет. За это время государство абсолютно на законных основаниях взяло целый ряд методов государственного регулирования на пищевом рынке. Единственный, кто выпадает – это молочная сфера. Они постоянно возмущаются, бунтуют, пишут президенту, жалуются. Но я должен задать вопрос: почему мясная отрасль или хлебопекарная, или масложировой комплекс должны ветеринарные сертификаты оформлять, а молочная – нет?

Поэтому я должен тут сказать следующее. Потребитель задает вопрос: «Как же так? Маленькая Белоруссия, рядом с нами, «заливает» нас молочными продуктами, обеспечивает более чем на четверть, а в Российской Федерации нам все время чего-нибудь не хватает, несмотря на то, что правительство наше и президент обеспечивают колоссальные дотации молочной отрасли». А ведь не секрет, что все предприятия крупные (80%) находятся в частных руках.

Значит, возникает вопрос: в чем дело? Почему, во-первых, не хватает сырья? Почему мы используем заменители молочного жира? Почему мы все время ругаемся с государством, с Россельхознадзором в частности? Я считаю, что Россельхознадзор ведет абсолютно правильную государственную политику – это во-первых. Во-вторых, эта политика в интересах потребителей, чтобы защитить качество, ассортимент и вообще контроль по всей цепочке производства молочной продукции. Это правильный курс.

Александр Денисов: Александр Яковлевич, чувствуется, что у вас наболело. Вы так с энтузиазмом…

Александр Калинин: Наболело, Александр, потому что некоторые у нас, в том числе общественные организации, болтовней занимаются несколько лет. Как только их тронешь – начинается в прессе сразу, выступают разные союзы и начинают рассказывать. Ну что рассказывать? Например, я председатель молочного союза. Я кого должен защищать? Я должен защищать предприятия молочной отрасли?

Александр Денисов: Александр Яковлевич, сразу вам вопрос: а помните знаменитая история была, когда Ткачев…

Александр Калинин: Я-то защищаю потребителей.

Александр Денисов: …когда Ткачев защищал пальмовое масло и говорил, что ничего страшного в нем нет, нуждаются и кондитеры, и молочная продукция. Чем это было вызвано?

Александр Калинин: Это кто говорил?

Александр Денисов: Ткачев, Ткачев, когда был еще министром сельского хозяйства.

Александр Калинин: Я думаю, что Александр Николаевич, мне так кажется, был одним из самых неудачных министров. И я думаю, что придет время, когда ему за это придется отвечать…

Александр Денисов: Сразу еще вопрос…

Александр Калинин: …потому что он очень много наворочал дел не самых хороших в отрасли.

Александр Денисов: Александр Яковлевич, сразу вопрос: молочная промышленность химичит, раз они так долго противились введению этих мер сертификации?

Александр Калинин: Абсолютно. Пока качество молочных продуктов в Российской Федерации оставляет желать лучшего. Если кто со мной не согласен, пусть поедет в соседнюю Белоруссию и посмотрит, как они добиваются качественных показателей в молочных изделиях. Не секрет, что белорусские изделия не имеют претензий таких серьезных от потребителей. Если и бывают какие-то замечания, то это редкость большая и частности. А у нас – в принципе.

Я должен вам сказать, что я вынужден был пригласить в Национальный фонд защиты потребителей руководителей и специалистов крупнейших молочных компаний и попросить их сделать независимую экспертизу 50 основных молочных продуктов. У нас их 860 на рынке, но хотя бы 50 основных, которые мы едим каждый день: молоко питьевое, кефир и так далее. Я говорю: «Только давайте я сделаю эту экспертизу за рубежом – например, в Праге в Институте питания, в Эдинбурге. А третья – у нас. И сделаем сравнительный анализ, посмотрим, сколько чего». Вы знаете, все попрятались. Пока сидели у меня в кабинете, кивали головами, а потом разбежались. И единственная компания – Danone – прислала извинительное письмо с просьбой перенести это на год.

Поэтому я должен вам сказать, что вот этот лозунг, который у нас тут произносят некоторые руководители: «Прекратите кошмарить бизнес»… Молочную отрасль надо поставить в ряд с другими сферами пищевой промышленности, а у нас их 35.

Александр Денисов: То есть надо покошмарить все-таки для пользы дела?

Александр Калинин: Не покошмарить, а привести их в чувство и в порядок. Они должны выполнять все то, что выполняет хлебопродуктовый комплекс… Мы хлеб едим каждый день. Мясо едим тоже каждый день. Масложировая отрасль у нас подчинилась всем этим правилам. И я должен сказать, что Россельхознадзор и ветеринарные службы страны стараются работать на благо страны и потребителей. Я целиком поддерживаю их курс.

Александр Денисов: Спасибо большое.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи был Александр Яковлевич Калинин, генеральный директор Национального фонда защиты потребителей.

Есть звонок от зрительницы, дозвонилась Светлана из Иркутской области. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Анастасия Сорокина: Здравствуйте, Светлана. Говорите, пожалуйста.

Зритель: Я к вам вот с таким вопросом. Вы знаете, порой берешь молоко – и невозможно пить. У нас город Черемхово, у нас больше пенсионеров, чем молодежи, у нас работы здесь нет. Пенсии у всех маленькие. Куда наценивают еще и молоко? Мы ради молока этого и кефира… Прежде чем наценивать молоко, пусть добавят пенсию или какую-то доплату к пенсии сделают. Это уже невозможно! Главное, что доплаты к пенсии не повышают, а все повышается. Как жить нам? Как жить? Вы поймите!

Александр Денисов: Спасибо, спасибо.

Анастасия Сорокина: Спасибо, Светлана, за звонок.

Давайте поговорим об этой теме с нашим следующим экспертом – Артем Сергеевич Белов, исполнительный директор «Союзмолоко». Артем Сергеевич, здравствуйте.

Артем Белов: Здравствуйте.

Александр Денисов: Артем Сергеевич, такой вопрос. Вот только что мы общались с Александром Яковлевичем Калининым, генеральным директором Национального фонда защиты потребителей. Он сказал, что как раз производители молока у нас и химичат. Всех давно уже прищучили – производителей мяса и всего остального, а вы одни уклонялись, уходили и делали невесть что у себя на предприятиях.

Анастасия Сорокина: Боялись проверок.

Александр Денисов: И давно пора было с вами разобраться. Вот сейчас разобрались наконец-то.

Артем Белов: Ну, вы знаете, мне кажется, что такие коллеги с подобными выступлениями делают для развития молочного сектора, молочной отрасли очень много негативного. Я считаю, что это эмоционально. Я эмоционально его понимаю. Но я езжу по России, я езжу по молочным фермам, по молочным предприятиям, и я прекрасно понимаю, что из себя представляет современная молочная категория.

Да, у нас действительно есть определенное количество нарушителей, но их немного, и их количество сокращается. В целом российская молочная продукция соответствует самым высоким стандартам безопасности и качества.

Анастасия Сорокина: Тогда зачем бояться вот этой сертификации? И почему, я так понимаю, цена будет сильно возрастать, если качество такое хорошее и нет никаких причин для переживаний?

Артем Белов: Ну, есть несколько моментов. Первое – у нас в настоящий момент внедряется система «Меркурий». 1 ноября 2019 года система «Меркурий» будет развернута в полном масштабе. Это система ветеринарной сертификации, которая направлена как раз на борьбу с фальсификатом и на контроль продукции от поля до прилавка. Это первое.

Александр Денисов: Что в молоке молоко все-таки – это будет подтверждать система «Меркурий»?

Артем Белов: Ну, в молоке и так молоко. Здесь есть много мифов, но, по сути, я уже говорил, что львиная доля производителей являются добросовестными. Это первое.

Второе – у нас параллельно с этой системой «Меркурий» планируют внедрять систему маркировки. В настоящий момент планируется реализация пилотного проекта, он завершится в следующем году. И это дублирующая система, параллельная, которая может очень серьезно повлиять на себестоимость производимой продукции. Она не добавляет в «Меркурий» никакой дополнительной функциональности. Более того, она имеет урезанный функционал по сравнению с «Меркурием», который решает проблему и фальсификата, и контрафакта. При этом система маркировки решает только проблему контрафакта, который в молочной отрасли практически находится на нулевом уровне. Еще раз повторю – контрафакт.

При этом система маркировки требует очень существенных затрат. Порядка 25 миллиардов потребуется на капитальные затраты: установка принтеров, установка интеграционных систем. И порядка 20 миллиардов затрат ежегодно бизнес будет нести на непосредственно маркировку.

Александр Денисов: То есть это все у вас на предприятиях? Вы установите на 20 миллиардов вот этого оборудования?

Артем Белов: Конечно, если будет принято решение о том, что эта дублирующая система будет запущена. Мы все-таки рассчитываем на то, что возобладает здравый смысл, будет проведена оценка целесообразности внедрения этой системы и мы остаемся только в рамках действующей системы «Меркурий», никаких дополнительных и дублирующих систем внедрено не будет. А если будет… Проблема заключается в том, что себестоимость действительно может вырасти минимум на 2,5–3%.

Анастасия Сорокина: Но не 12%, как сейчас заявляют?

Артем Белов: Я, честно говоря, не знаю, на основании чего сделаны такие расчеты. Я бы с удовольствием их посмотрел и потом прокомментировал.

Те оценки, которые мы делали, реальные оценки: если будет дополнительная система маркировки, именно маркировки, не «Меркурий»… Потому что «Меркурий», в принципе, уже профинансирован, и бизнес, по большому счету, затраты уже понес, поэтому дополнительных существенных затрат не будет. Да, будут дополнительные, но, наверное, очень серьезно на себестоимость не повлияют. А вот маркировка – это принципиально новая дополнительная система. И вот если она будет, то она действительно приведет к существенным дополнительным затратам.

Александр Денисов: Александр Яковлевич, вопрос. Понятно с этими упаковками, с мороженым, со сливками… Артем Сергеевич. Вопрос. Часто в магазинах, даже сетевых, например, лежит творог в каких-то пакетах, в коробках расфасованный. Там не понятно, ни кто производитель, ни какой там состав – ничего. Вот эта продукция как будет контролироваться? Туда этикетку не наклеишь, голограммы там тоже нет. Вот как быть уверенным в этом товаре?

Артем Белов: Я еще раз повторяю, что у нас, в принципе, подобная продукция сопровождается ветеринарными сертификатами. Ветеринарный сертификат подтверждает в каком-то смысле историю происхождения данных продуктов, поэтому данной системы ветеринарной сертификации, по-хорошему, было бы достаточно. Я не знаю, как маркировка решит эту проблему. Поэтому я считаю, что целесообразность внедрения маркировки под большим вопросом.

Александр Денисов: Спасибо.

Анастасия Сорокина: Спасибо. На связи с нами был Артем Сергеевич Белов, исполнительный директор «Союзмолоко». Мы обсуждали проблему сертификации, цены на молоко, которое в связи с этой сертификацией подорожает.

Вот опять возмущаются зрители. Например, Кемеровская область: «Почему за чей-то сертификат должны платить потребители?» Ну, посмотрим, так ли все действительно будет хорошо у нас теперь с молоком, когда его начнут качественно проверять.

Александр Денисов: Ну, нас успокоили, что и качественно, и недорого будет. Качество такое бюджетное.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Зато станет станет меньше фальсификата