Константин Чуриков: Ну а в эти полчаса будем обсуждать такую тему – я думаю, она касается практически всех. Всех, во всяком случае, кто пользуется банковскими картами, кто так или иначе имеет привычку, обыкновение дважды в месяц аванс, зарплату снимать через банкомат, потому что… Оксана Галькевич: Это очень важно, на самом деле: не просто имеет банковскую карту, не просто расплачивается в магазинах или где-то в торговых местах, а вот именно, даже если вы снимаете, друзья, зарплату один или два раза в месяц, вы тоже в зоне риска. Константин Чуриков: Буквально совсем недавно Центробанк рассказал о том, что появился новый способ хищения денежных средств через банкоматы. Если раньше мошенники устанавливали специальные считывающие устройства, то теперь появился некий новый способ. Вы совершенно можете не подозревать о том, что в эту минуту какие-то нехорошие люди завладели информацией о вашей карте. Все подробности – у нашего гостя: в студии Владислав Гридчин, заместитель начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу. Владислав, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Владислав Гридчин: Добрый вечер, уважаемые телезрители. Константин Чуриков: Давайте сразу вопрос зрителям. На что вы обращаете внимание, когда, например, снимаете деньги через банкомат? Вы следите за чем-то и за чем вы следите? Или когда вы совершаете покупки в Интернете? А может быть, вы уже становились жертвами этих нехороших мошенников? – позвоните нам и расскажите: 8 800 222 00 14. Владислав, мы ждем подробностей – что это за новый способ такой? Владислав Гридчин: Вы знаете, на самом деле способов достаточно много, не только этот. Я бы разделил на две группы. Дело в том, что есть возможность похищения информации с использованием различных технических средств (взлом базы данных, например), а также есть возможность, когда мошенники, используя социальную инженерию, влияют на наших граждан, и наши граждане самостоятельно по сути отдают им эту информацию свою и перечисляют эти средства. В данном конкретном случае, который вы приводите, банкоматы были заражены, соответственно, определенным вредоносным кодом. Может быть, наши телезрители видели в Ютьюбе, в Интернете, когда мошенник подходит к банкомату, не вставляя туда карточку, не произведя никаких действий с ним звонит по телефону, и через какое-то время банкомат начинает выдавать средства. То есть это, собственно говоря, тот вредоносный код, когда без использования каких-то пластиковых карт мошенники воспользовались вот такой ситуации. Что еще хотелось бы отметить – технические такие средства, когда мошенники влияют на наших граждан. Недавно вот к нам поступила информация, граждане к нам начали обращаться, заявляя о том, что они отказываются от получения сертификата Центрального банка. То есть мошенники, выходя на наших граждан, говорят им о том, что они получат сертификат Центрального банка, но чтобы его получить, им нужно перечислить определенные средства. Случай: пенсионер написал нам соответствующую информацию – 50 тысяч он им перечислил в итоге 3 раза. Женщина одна, получив информацию от мошенников о том, что у них определенные технические сбои и она должна, получив СМС-сообщение, сказать им код этого сообщения, 12 раз передавала мошенникам эту информацию. Оксана Галькевич: Видимо, в панике, не разобравшись, испугавшись. Владислав Гридчин: Да, вы знаете, действительно. Это же не отдельное какое-то лицо – мошенник: это целая группа лиц, которая этим занимается, обученные специально, подготовленные. Как говорится, не садитесь играть с шулером, все равно проиграете. Поэтому в данном конкретном случае, конечно же, получая такие СМС-сообщения, ни в коем случае нельзя звонить по этим телефонам, ни в коем случае нельзя переходить по ссылкам на некие сайты, где, возможно, потребуется ввести определенную информацию. Оксана Галькевич: А вот такой вопрос: если вы попали в такую ситуацию, воспользовались мошенники вашей слабостью, паникой, состоянием каким-то, деньги вернуть уже невозможно? В любом случае, если в банк позвонить и сказать, вот так и так, вам скажут: "Ну это ваши проблемы". Константин Чуриков: Или возможно? Владислав Гридчин: Вы знаете, да, конечно, если мы рассматриваем ситуацию, когда наш гражданин по сути самостоятельно перечислил эти средства мошенникам – да, ситуация достаточно серьезная, по возврату практически невозможно. Ведь у каждого банка есть определенные соглашения с клиентом, и он должен придерживаться этих соглашений, безопасно использовать этот продукт. Поэтому если есть определенные нарушения в этом, то да. Если же это мошеннические действия, и наш гражданин не говорил, например, никому ПИН-код, не сообщал другую информацию, те же поступающие по СМС-сообщения коды, то здесь необходимо мгновенно обратиться в банк, не позднее следующего дня написать заявление, банк будет проводить служебное расследование. И если он придет к мнению, что вы не нарушали вот эти требования по пользованию пластиковыми картами, то очень вероятно, что деньги будут возвращены. Константин Чуриков: Давайте обратимся к сухой статистике: в минувшем году Центробанк выявил почти 300 тысяч мошеннических операций с помощью платежных карт – это почти на 40 тысяч больше, чем годом ранее. Со счетов людей было похищено более миллиарда рублей. На самом деле, сумма огромная. И давайте сейчас посмотрим, как это может происходить. В Саратове по факту мошенничества с банковскими картами в полицию обращаются по 10-15 человек в день, и только в 20% случаев подобные преступления удается раскрыть. Мошенники каждый раз что-то новое придумывают. Вот что придумали на этот раз и самые популярные способы хищения средств – об этом сейчас расскажет Эллада Тагиева. СЮЖЕТ Константин Чуриков: Вот так вот: могут вернуть, а могут не вернуть. Оксана Галькевич: Вот такая ситуация. На самом деле из той предварительной информации из справки – той суммы, которую увели за год таким образом мошенники – понятно, почему они настолько активны в последнее время. К сожалению, для них, для незаконопослушных граждан эта игра стоит свеч, поэтому друзья, будьте осторожны. У нас есть звонок из Твери – телезритель Виталий, давайте с ним пообщаемся. Виталий, здравствуйте. Константин Чуриков: Здравствуйте. Зритель: Добрый вечер. Я хочу задать вопрос гостю сегодняшней студии и рассказать историю одну. У меня у друга… Вот сейчас был сюжет – из Саратова показывали. Девушка снимала деньги в банкомате уличном, понимаете? Уличный банкомат доступен для мошеннических действий. То есть банкоматы должны устанавливаться только в отделениях Сбербанка России или в других банках, если у кого другие пластиковые карты. Только в отделениях Сбербанка, для того чтобы там были высокие степени защиты – как видеокамеры, так и сотрудники банков. Помимо тех систем защиты, о которых рассказал сегодняшний гость студии. Вот у меня такой вопрос к этому гостю по поводу того, чтобы организовать такую систему, чтобы банкоматы устанавливали только в Сбербанках. Константин Чуриков: Отличный вопрос, Виталий, спасибо. Владислав Гридчин: Ну что? Мне хочется сказать, что, наверное, банкоматы надо ставить не только в Сбербанках – наверное, и в других кредитных организациях. Дело в том, что… Константин Чуриков: Имеется в виду не на улице, как говорит наш зритель. Владислав Гридчин: Да, я понимаю. Но он акцентирует почему-то именно на Сбербанке – все-таки у нас есть и другие кредитные организации. Вы знаете, конечно, мы понимаем, что сейчас те офисы, которые есть у кредитных организаций, не всегда доступны и удобны. И вот эта сеть, которая банкоматная существует, конечно же, распространяется кредитными организациями исходя из бизнеса, из потребностей людей. Здесь хочется порекомендовать, наверное, нашим гражданам. Если вас что-то настораживает, если вы видите, что, возможно, на банкомате размещено какое-то устройство (так называемые средства мошенничества – скимминг), либо, возможно, размещена некая видеокамера, которая могла бы видеть данные карты, могла бы видеть, как вы набираете код –если вас что-то настораживает, просто не пользуйтесь ими. Константин Чуриков: Владислав, а с точки зрения вообще правил игры банк в ответе за надежность этого оборудования и за безопасность проведения операций? Ведь если рядом какой-то очень плохой человек поставил какую-то штуковину, которая все считывает, гражданин-то в этом не виноват нисколько – это проблема, наверное, банка. Оксана Галькевич: Справедливо совершенно. Владислав Гридчин: Конечно, кредитные организации должны следить за состоянием своей банкоматной сети. Более того, если вы увидите какое-то подозрительное устройство, то рекомендация – незамедлительно обратиться в кредитную организацию, чтобы она это устройство… Оксана Галькевич: Понимаете, Владислав, мы-то, к сожалению, не увидим, потому что стоит эта бандура, и что там у нее, где у нее должна быть кнопочка, где не должно быть кнопочки, мы не разбираемся. Мы же не за этим приходим, чтобы изучать техническое устройство банкомата, правда, в банках или там, где мы снимаем эти деньги. Поэтому нам-то очень сложно как раз, нам очень хотелось бы, чтобы банковская организация кредитно-финансовая сама следила за состоянием и техническим обслуживанием. Владислав Гридчин: Да, конечно, вы совершенно правильно говорите. Это действительно проблема кредитной организации. Но в начале нашего разговора мы сказали, что если гражданин не самостоятельно какую-то информацию передал мошенникам, а это действительно были использованы какие-то инструменты, кредитная организация проведет служебное расследование. И если это действительно так, то здесь возмещение более чем вероятно. Вы знаете, здесь, наверное, можно сказать нашим гражданам о том, что необходимо соблюдать определенные меры предосторожности. И собственно говоря, есть некие способы себя обезопасить. Константин Чуриков: А давайте их прямо очень коротко, понятно, сейчас по пунктам вы сформулируете – эти советы. Владислав Гридчин: Давайте, конечно. Советы. Первое: если поступает, например, СМС-сообщение с предложением позвонить по какому-то непонятному телефону или перейти на какой-то сайт, рекомендация телефоны брать только с официального сайта банка и, соответственно, переходить только на сайт кредитной организации, узнав о нем, например, с сайта Центрального банка. Далее: никому не говорить, естественно, ПИН-код – не размещать, не писать его на карте. Использовать следующие средства я рекомендую (как говорится, не кладите яйца в одну корзину): можно, например, оформить вторую карту в кредитной организации и совершать с помощью нее Интернет-покупки, выделив на нее определенный лимит, и также обналичивать с помощью этой карты в банкомате. То есть эти вполне реальные способы себя немножко обезопасить. Оксана Галькевич: Светлан из Кировской области хочет задать вам вопрос или историю какую-то рассказать. Светлана, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот у меня такой вопрос о сохранности депозитов в банке, где открыта банковская карта. Дело в том, что в сентябре прошлого года у меня были депозиты в Ломбард-банке на сумму 850 тысяч. Заключала я договор с банком только на наличные варианты взятия вкладов. Комплексного договора не заключала. И вот по необходимости я купила банковскую карту, считая, что мои вклады, депозиты абсолютно защищены. Я эту карту вставила в банкомат, по ошибке подсоединила СМС-информирование мошенникам. И получилось, что все мои вклады были сняты третьими лицами. Суд первый я выиграла, второй суд, к сожалению, я не выиграла, сейчас готовим кассационную жалобу в Верховный Суд, так как считаю, что все-таки за сохранность вкладов несет ответственность банк. И дело в том, что когда я в 2015 году являлась клиентом банка, мне дали якобы заявку о присоединении к договору комплексного обслуживания, но в этой заявке содержалась только информация на обработку персональных данных. Потом я год с банком не сотрудничала и никаких карт вообще не имела. Когда пришла в августе 2016 года покупать карту, получилось, что меня, мои вклады автоматически подсоединили на банковскую карту. Вот сейчас вопрос: неужели наши вклады совершенно не защищены? То есть нельзя разве иметь и депозиты, и банковскую карту? Константин Чуриков: Замечательный вопрос. Светлана, скажите, пожалуйста, на какую общую сумму вы пострадали? Вы говорите, несколько вкладов было. Сколько денег похитили? Зритель: Это был Ломбард-Банк, сумма – 850 тысяч рублей. Константин Чуриков: Вот такая история. Светлана, может быть, вы оставите еще свои координаты? Я думаю, что, может быть, Центробанк вам каким-то образом тоже поможет. Оставьте, пожалуйста, нашим редакторам свои данные. Зритель: Хорошо, спасибо. Оксана Галькевич: Как вы прокомментируете это все? Владислав Гридчин: Вы знаете, конечно, надо предметно разобраться в ситуации, потому что то, что звонившая говорит… Первый суд она выиграла – видимо, суд встал на ее сторону – второй суд она проиграла. Здесь непростой вопрос. На сайте Центрального банка есть возможность оставить свои сообщения, никто не запрещает обратиться в ЦБ, изложить свою ситуацию. Константин Чуриков: Светлане вне очереди как-то попробуйте помочь хотя бы разобраться в этой ситуации. Владислав Гридчин: Хорошо, да. Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: У нас есть еще один звонок – Елена из Оренбурга. Елена, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. У меня знаете какая ситуация. Это произошло в 2014 году в апреле: в течение полугода – до апреля 2014 года – происходили незаконные списания с моей банковской карты. Причем списания происходили небольшими суммами – таким образом, что почувствовать я их не могла: 150, 200 рублей. Я в то время работала в банке, сама являлась сотрудником Сбербанка. И вот такие незначительные изменения по счету я как бы не замечала. В апреле месяце мне нужно было гасить срочно кредит (большую сумму), и когда я пришла к банкомату и поняла, что вчера, например, у меня была зарплата, а сегодня ее нет, вот это уже меня очень сильно насторожило. Я обратилась в милицию, написала заявление; обратилась в службу безопасности банка. Служба безопасности банка мне прокомментировала, что я, наверное, сама дала какие-то коды в Интернете, на что я ответила, что я человек разумный, зачем мне это нужно делать, чтобы списывали с моей карты деньги? Что касается следствия, то с 2014 года до сих пор идет процедура следствия и до сих пор не установлено, куда ушли деньги. То есть все это затягивается на неопределенный срок. И я так полагаю, что денежные средства мне уже не вернут. У меня было списано 33 тысячи. Константин Чуриков: Вот если бы не было такого количества звонков в эфир сейчас и такого количества сообщений, я бы назвал эту историю удивительной. Но, видимо, это какая-то вообще часть жизни, это происходит довольно часто. И как с этим быть? Оксана Галькевич: Кстати, по поводу частоты. Понимаете, нам тут очень многие телезрители на СМС-портал возмущенные слова присылают: "Зачем нам навязывают эти банковские карты, особенно пенсионеру, которому тяжело разобраться с этими СМС-сообщениями – потеряешь деньги, потом не вернут". Но чтобы совсем не погрузиться в эту депрессуху, что вот заведешь карту и тут же станешь жертвой мошенников, скажите: вот эти случаи, когда мошенники обманывают, может быть, в проценте каком-то от общего объема операций, в каком-нибудь виде как-то объясните. Это капля в море все-таки или это, к сожалению, большая проблема? Владислав Гридчин: Вы знаете, я, конечно, статистики вам точной не приведу. Я хочу сказать, что в последнее время постоянно увеличивается объем операций с использованием электронных средств платежа. Эта цифра растет, и доля наличного денежного обращения сокращается – это тенденция. Соответственно, доля мошенничества в этой связи будет расти в любом случае. Я порекомендую просто соблюдать определенные меры предосторожности. В частности, звонившая говорила о том, что не замечала, как в течение достаточно продолжительного времени по 100 рублей списывали. Оксана Галькевич: Да, по 100 рублей списывает – мало ли, комиссия какая. Рекомендации? Владислав Гридчин: Конечно, есть рекомендации. В любом случае это же можно контролировать. Есть определенные услуги кредитной организации, есть возможность подключения мобильного банка. Конечно, он стоит определенную сумму… Оксана Галькевич: 60 рублей в месяц, где-то столько. Владислав Гридчин: Да. Возможно, есть ряд карт, с которых не снимается плата. Если на это было бы своевременно обращено внимание, то тогда, конечно, такая сумма, как 33 тысячи рублей, было бы возможно приостановить эти незаконные действия. Сейчас надо разбираться, что и как это было. Константин Чуриков: Вы знаете, люди зачастую просто вынуждены в Интернете оплачивать какие-то услуги, потому что доехать они не могут, они удалены и так далее. Если говорить про мошенничество в Интернете, про Интернет-банкинг – на что здесь нужно обратить внимание, чтобы человек удостоверился, что это настоящий, официальный сайт именно этого банка, а не какие-то люди сделали его копию? Владислав Гридчин: Рекомендации следующие. Конечно, когда мошенники делают такую фиктивную страничку кредитной организации, они пытаются полностью ей соответствовать. И определить, что это не та страница, очень сложно. Возможно, там в строке, где написана страница сайта, присутствует какая-то буква, которую гражданин просто не заметит. Поэтому рекомендация – набрать самостоятельно в поисковой строке эту страницу либо через сайт Центрального банка выйти на страницу кредитной организации. Также, конечно, рекомендация использовать сертифицированное программное обеспечение, антивирусное программное обеспечение, которое бы могло своевременно устранить, выявить вредоносный код, который мог бы ваши информацию куда-то направить. Оксана Галькевич: В любом случае, друзья, соблюдайте меры предосторожности и не впадайте в банкокарточную фобию, потому что все-таки с наличными иметь дело тоже бывает зачастую достаточно опасно. Константин Чуриков: Подождите. Лучше впадайте в эту фобию, чтобы денежки были целы. Спасибо Владиславу. У нас в студии был Владислав Гридчин, заместитель начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу. Через пару минут мы к вам вернемся. Владислав Гридчин: До свидания.