Тамара Шорникова: Центробанк планирует упростить возврат денег, которые похитили мошенники. Регулятор разрабатывает специальный законопроект, с его помощью банки смогут автоматически блокировать переведенную на счет злоумышленников или посредников сумму, сразу после обращения пострадавших, чтобы мошенники не успели снять украденные деньги. Кроме того, планируется ввести упрощенную судебную процедуру для возврата средств, без привлечения истца и ответчика, потому что именно сейчас невозможность найти ответчика приводит к затягиванию дел до бесконечности. Иван Князев: Да, меры более чем нужны. По данным Центрального банка России кибермошенники в 2020 году похитили со счетов клиентов российских банков 9,8 миллиарда рублей, что на 52% больше, чем годом ранее. Еще один законопроект подготовили в Госдуме. На этот раз граждане смогут заранее отказываться от любых кредитов и не платить по ним, если такое заявление от вас будет. Мошенники не смогут повесить на вас долг, а банки отдать его коллекторам. В общем, сейчас все это будем обсуждать вместе с нашими экспертами. Если вы попадали в такие ситуации, например, переводили деньги мошенникам и потом пытались их возвратить, как, насколько успешно или, может быть, кто-то на ваше имя взял кредит и что было дальше, звоните, расскажите нам. Тамара Шорникова: Игорь Костиков, доктор экономических наук, председатель «Финпотребсоюза» выходит с нами на связь. Здравствуйте, Игорь Владимирович. Игорь Костиков: Добрый день. Тамара Шорникова: Игорь Владимирович, давайте сначала по упрощенному возврату средств, по упрощенной процедуре. Расскажите, что вы думаете. Игорь Костиков: Я думаю, что это очень важно, потому что, на самом деле, проблема с кибермошенниками серьезная, и мало кто не попадал в такую ситуацию из наших потребителей. Я попадал в такую ситуацию, то есть, на самом деле, проблема есть, и я считаю, что Центробанк абсолютно правильно делает – это разрабатывает процедуру и судебную процедуру упрощенного возврата денег, похищенных мошенническим путем. Потому что мы даже знаем очень много юридических лиц, которые этим занимались, и очень трудно получить деньги обратно, потому что пока процедуры разворачиваются, следствие, пока устанавливаются виновные, деньги уходят. То есть это очень такой правильный путь, по которому надо идти. Иван Князев: Игорь Владимирович, как это будет работать? Хорошо, со мной связались мошенники, ввели меня в заблуждение, я перевел куда-то деньги, спустя 5 минут спохватился, что дальше? Их заблокируют, заморозят, что мне делать? Игорь Костиков: Да, вот первым делом нужно обратиться в свой банк, откуда эти деньги ушли, и сообщить о том, что у вас мошенническим путем похитили средства. И, исходя из того, что предлагает Центральный банк, я подробностей еще не видел, но, насколько я понимаю идея, банк соответствующий клиента должен будет немедленно остановить платеж. Платеж по счету в том числе, на который эти деньги поступили. И до проверки эти деньги будут заморожены. Тамара Шорникова: Игорь Владимирович, очень часто, когда мы говорим и обсуждаем вот такие темы, эксперты говорят, что сделать будет довольно сложно что-то пострадавшему, потому что, как правило, это же действует такая социальная инженерия, что называется. Злоумышленники обрабатывают свою жертву, уговаривают назвать все данные карты, перевести, подтвердить смской или кодом, то есть фактически человек – жертва… Иван Князев: Сам виноват. Тамара Шорникова: Очень много информации выдает сам, сам нажимает на все кнопки, соглашается. Вот в данном случае после такой череды действий удастся ли убедить банк заморозить средства и т.д.? Игорь Костиков: Да, я думаю, что удастся, и я могу сказать, что все-таки наши граждане получают некую прививку внимательности и ответственности к своим платежам, и уже это становится сложнее. То есть я думаю, что и вы не раз сталкивались, когда вам звонили на телефон мошенники. Очень многие. И вы сразу начинаете со второго слова, не с первого, с первого непонятно, а со второго слова вы начинаете понимать, что что-то не то. Поэтому и это играет свою роль, и, насколько я понимаю, в инициативе Центрального банка есть возможность даже в таком случае приостановить платеж до тех пор, пока не будет произведена проверка и не будет дальнейшее действие принято. Тамара Шорникова: Что касается второй новости, о которой мы говорили, - это как раз желание депутатов наделить граждан возможностью заблаговременно сообщать, сейчас разбираются куда: в бюро кредитных историй или в банки непосредственно, что вот я такой-то такой-то, Иван Иванович Иванов заявляю: «Я не разрешаю брать на свое имя различные кредиты, займы и т.д.» Заявление анализируется, по-моему, через 7 дней выдается такой вот удостоверяющий запрет, и, соответственно, никакие мошенники на твое имя кредиты оформить не могут. А как у них сейчас это получается сделать, если все-таки нужно прийти в банк с паспортом, это же все строго. Игорь Костиков: Нет, я думаю, что это уже, так сказать, перебор, вот эта инициатива, потому что действительно сегодня довольно четко проверяется то, кто берет кредит. Бывают исключения – это мошенники, овладевшие вашим паспортом, грубо говоря, и мошенники, которые в кредитной организации сидят, совместно. Но это единицы, то есть я бы не сказал, что сегодня вот этот вид мошенничества является особенно распространенным. Я считаю, что просто депутаты думают о том, как предстать лучше перед выборами, и начинают предлагать различного рода варианты, которые, в общем, не очень актуальны. Потому что сегодня кредитная система работает достаточно четко, и, собственно, проверить, кто берет кредит, не представляется возможным. То есть это опять, я говорю, недобросовестные работники кредитных организаций, но вы таким образом от них тоже не избавитесь. Иван Князев: Но они там что, подпись вашу подделывают, я не знаю. Тамара Шорникова: Многие жалуются просто, что есть в приложениях сейчас вот эти предодобренные кредиты, там одной кнопкой буквально вы уже получите там пару-тройку миллионов рублей и т.д. Игорь Костиков: Ну, пару-тройку нет, это неправда. Там идут общие суммы достаточно небольшие. Есть ограничения. И я бы так сказал, что все равно нужно предоставлять все необходимые данные, все равно нужно подтверждать. То есть вот такого вот массового взятия кредитов от имени кого-то на сегодняшний день не наблюдается, и жалоб у нас в «Финпотребсоюзе» от потребителей мы не получаем таких. Тамара Шорникова: Понятно, спасибо. Иван Князев: Хорошо, спасибо. Игорь Костиков, доктор экономических наук был с нами на связи, председатель «Финпотребсоюза». Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок. Константин, Ростов-на-Дону, здравствуйте. Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Добрый день. Я хочу сказать, несколько опровергнуть, вот у вас предыдущий был специалист. Был случай, это на моей практике, у знакомых ребенок взял кредит с помощью мошенников. Мама оставила телефон дом, ребенок знал, как разблокировать его. И получилось так, что мошенники позвонили. Он взял кредит этот, перевел этим мошенникам на их там счет подставной и после этого, когда мама уже пришла, все это узнала, она обратилась в Сбербанк этот. И при этом могу сказать, что так и не получилось вернуть сразу эти деньги. Не то, что сразу, а там процедура очень долгая, нудная. И ей пришлось некоторые суммы вообще сейчас отдавать, чтобы хоть как-то снизить процент по этому кредиту. То есть вот этот принцип, когда можно одной кнопкой, неизвестно кто когда берет без присутствия, без подписи правообладателя этой карты, это мне вообще странная система. То есть в погоне за прибылью нарушаются элементарные нормы безопасности. И при этом потом же обвиняют самих владельцев карт этих, обвиняют в их неспособности что ли контролировать. Но ситуаций-то много разных. Тамара Шорникова: Да, спасибо, что рассказали такую действительно. Иван Князев: Спасибо вам за этот звонок. Давайте еще сразу один примем. Евгения из Москвы. Послушаем еще одну историю. Зритель: Да, здравствуйте. Я тоже оказалась жертвой такого, к сожалению, происшествия. Мне позвонили мошенники, это было в 2019 году, представились сотрудниками банка, и, в общем, убедили меня, что это действительно сотрудники. Сначала я не верила. Потом они мне якобы перезвонили с номера банка, с горячей линии, да, то есть цифры совпадали практически, после чего я поверила, и они меня убедили взять кредит через как раз вот это приложение, которое было в телефоне. И я проделала все эти манипуляции, то есть под каким-то или гипнозом или чем, я не знаю, но, в общем, взяли почти 300 тысяч рублей. И я, естественно, обратилась в полицию потом, сделала все возможное, позвонила везде, где только можно, но ничего сделать не удалось. И, к сожалению, этот кредит я сейчас выплачиваю. Вот. Иван Князев: Евгения, скажите пожалуйста, а вас не смутило то, что кредит выдается без похода в отделение банка, какие вы документы там предоставляли? То есть вы им предоставили паспортные данные, насколько я понимаю. Что еще? Зритель: Меня все смутило, меня на самом деле все смущало, но я, к сожалению, плохо знаю процедуру вообще взятия кредитов, поскольку я их никогда не брала. А теперь вот я знаю, что есть такое приложение, это делается быстро, и мошенник в ходе разговора как-то это все обошел, и я вот не знаю, но почему-то я повелась на это. Хотя я человек такой, что меня нужно очень долго убеждать. То есть ну правда. Я не знаю, как на меня воздействовали, какими способами. Какие-то перезванивали, мне звонки делали с горячей линии якобы. Вот и, к сожалению, я… Тамара Шорникова: Евгения, а чем заманили-то? Вы говорите, никогда не брали кредиты, а тут вдруг согласились по телефону. Что пообещали? Зритель: Они сказали, что кто-то из мошенников попытался взять кредит с моего счета, и для того, чтобы его блокировать, вот эту попытку, нужно мне проделать эту процедуру заново, взять этот кредит и потом от него отказаться. То есть какую-то вот такую штуку мне наговорили. Я, ну да, меня это смущало, но, опять же говорю, что как-то на меня воздействовали, и я в итоге повелась. Ну, не знаю, вот повелась. Когда мне стали перезванивать, наверное, как бы с горячей линии, как бы вот какие-то эти кнопки я там нажимала… Тамара Шорникова: В общем, начали прессинговать, да. Зритель: Да, да, то есть меня прям обвели вокруг пальца очень жестко, и я, в общем, я, конечно, очень расстроена этим фактом, и даже сейчас не знаю, могу ли я что-то на данном этапе вообще сделать. Тамара Шорникова: А сколько еще осталось выплачивать и какую сумму? Зритель: Ну, к счастью, там мошенник мне оставил 100 тысяч рублей на карте, поэтому я сразу погасила часть кредита. Вот, но остальное у меня еще осталось, пока я понемножку там, по каким-то суммам выплачиваю. Иван Князев: Какой благородный мошенник вам попался. Да, Евгения, спасибо вам за вашу историю. А мы сейчас переадресуем все ваши вопросы нашему следующему эксперту. У нас Павел Медведев на связи, экономист, финансист. Здравствуйте, Павел Алексеевич. Павел Медведев: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Павел Алексеевич, Евгении что-то можно сейчас сделать? Уже постфактум. Иван Князев: Или уже все? Павел Медведев: Очень трудно, к сожалению. Тут должна бы действовать полиция. В некоторых случаях я просто не знаю, как благодарить полицейских, которые профессионально и заинтересованно действуют. Этих мошенников принципиально можно поймать, потому что все счета, на которые переводятся вот эти деньги украденные, они же зафиксированы. Стоит только встать со стула и посмотреть номера счетов и фамилии, имена, отчества тех людей, которым они принадлежат, как сразу мошенник оказывается в руках полиции. Это делается иногда, но так редко, что просто диву даешься. Вот я пользуюсь случаем обращаюсь к зрителям и слушателям вашего канала. Дорогие сограждане, не знакомьтесь с незнакомыми – вот это главный принцип. Какой бы мошенник что бы вам не предлагал, кладите трубку. Если у вас нервная система слабая, позвоните в ту организацию, от имени которой говорил мошенник. Только не по тому телефону, который дал мошенник. Если вы с этой организацией связаны уже, у вас есть договор. В договоре написан телефон, по которому можно позвонить. Если вы не связаны с этой организацией, откройте в интернете сайт этой организации и найдите там телефон. И по этому телефону позвоните. И это вас успокоит, потому что вы тут же поймете, что вам звонили мошенники. Это главный способ уберечь себя от этих проходимцев. Иван Князев: Павел Алексеевич, смотрите, что пишут нам наши телезрители. Из Московской области: «В 2015 году на украденный паспорт оформили два кредита. Злоумышленники обошли десять банков, никто не вызвал полицию. В паспорте была грубая вклейка фотографии человека на 20 лет старше. Даже были разводы от клея». Вот банки-то, они сейчас, у них процедура проверки безопасности, она насколько серьезна? Могут ли они действительно выдать так, что они не видят человека, или паспорт они как-то там просканируют. В Сбербанке, насколько я знаю, там паспорт сразу проверяют на специальном аппарате. Павел Медведев: Она очень плохо регламентирована. И попробуем придумать регламент. Девочка в окошечке банка смотрит на фотографию, которая не соответствует физиономии того человека, который этот паспорт предъявляет. В какой момент ей по инструкции надо вздрогнуть? Нельзя же описать толком, что значит, что фотография похожа на человека. Поэтому вся надежда только на полицию. У полиции теперь появились удивительные по эффективности методы распознания человека. Вот пошел человек на нерегламентированный митинг, и камеры слежения его идентифицировали. Почему же не идентифицировать того человека, который засунул паспорт в окошечко банка? Его-то камеры банка засняли точно и засняли в хорошем разрешении. Я еще раз повторяю – мяч на стороне полиции. Полиция могла бы прославиться на весь мир, потому что случаев мошенничества невероятное количество. Мошенничают псевдофинансисты, мошенничают юристы, которые потом обещают вернуть деньги. Потом мошенничают следующий слой юристов, которые обещают вернуть деньги от первых юристов. А полиция сидит на стуле. Иван Князев: Ну да, понятно. Спасибо. Павел Медведев, экономист, финансист был с нами на связи. Тамара Шорникова: Следующая тема.