Оксана Галькевич: Выходите с нами на связь, если вы недавно, например, делали техосмотр вашего автомобиля. Расскажите, как там все проходило. Теперь ведь новые требования к процедуре. Должна быть фото- и видеофиксация произведена. Потом все это вместе с вашей диагностической картой загружается в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. И в ней, согласно новым правилам, хранятся сейчас данные обо всех техосмотрах автомобилей в нашей стране. Петр Кузнецов: Ха-ха-ха, Оксана! Оксана Галькевич: Да? Петр Кузнецов: Попробуй найти этого человека, который проходил честный техосмотр. Но мы попробуем, вас же много. Оксана Галькевич: Звоните. Петр Кузнецов: Да. Именно у вас так все прошло, с фото- и видеофиксацией? Вы пошли простым путем? Оксана Галькевич: Может быть, наоборот, пошли простым путем. Петр Кузнецов: Не бойтесь, данные ваши не раскроем. ГИБДД выяснила, что некоторые просто покупают техосмотр, а мошенники потом просто подгружают в систему фотографии машины и дальше уже распоряжаются как угодно. Оксана Галькевич: И дело в шляпе. Петр Кузнецов: Как с этим бороться в том числе? Мы спросим у экспертов. И еще раз: ждем ваших звонков. Оксана Галькевич: Петр, а что ты так как-то прихихикиваешь? Ты, собственно говоря, кривыми дорожками ходил уже, да? Ты знаешь, куда свернуть? Петр Кузнецов: У нас на линии Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Здравствуйте, Ян. Оксана Галькевич: Здравствуйте, Ян. Ян Хайцеэр: Добрый день. Петр Кузнецов: Так прямо взял и признался. Что не так с техосмотром? Давайте разберемся. Что не так с техосмотром на сегодняшний день? Ян Хайцеэр: Ну смотрите. С техосмотром, конечно, все хорошо, с одной стороны. Его нужно проходить. С другой стороны, бесспорно, пунктов технического осмотра категорически не хватает. И ввиду этого нам, собственно говоря, наш премьер-министр продлил для тех, кто не успевает это сделать, ну, у кого сейчас закончился, нам продлили до 1 октября возможность пройти техосмотр. При этом страховку мы сможем получить. У кого до марта закончился, тот техосмотр должен будет пройти. Какие существуют проблемы? На самом деле их немало. Первое – как я уже сказал, этих пунктов техосмотра в принципе мало. Второе и самое главное – наши люди, наше граждане просто не привыкли проходить технический осмотр, потому что в течение многих лет эта бумажка выписывалась автоматом в маленьком кабинетике, никаких затрат на это не было. Были оптовые цены, розничные. Как правило, вам эту диагностическую карту, которая выдается после технического осмотра, выдавали вместе с ОСАГО. Петр Кузнецов: Да. Ян, простите, это случилось после того, как техосмотр передали страховым компаниям? Или это вообще вечная проблема техосмотра? Ян Хайцеэр: Вы знаете, это еще проблема с советских времен. Просто расценки были разные и условия были разные. Ну, в советские времена, я думаю, процентов сорок не проходили технический осмотр, а если и проходили, то либо за бутылочку… Петр Кузнецов: За «жидкую валюту». Ян Хайцеэр: …либо за какую-то маленькую денежку. Потом техосмотр стал стоить определенных денежек, когда это было в руках ГАИ: тысяча рублей, три тысячи. Это та заветная карточка, которая вставлялась под стекло. Потом передали страховщикам. Страховщики в первую очередь заинтересованы продать нам страховку. Страховка без диагностической карты невозможна. Соответственно, нам выдавали все это в одном комплекте. Были более заинтересованные люди, которые чаще должны получать эту страховку. Например, таксопарки, у которых в принципе стоимость падала, насколько мне известно, в оптовом варианте до 240 рублей. Вы будете сейчас удивлены, но это факт. А так в среднем человек платил от 800 рублей до 1,5 тысячи, не выходя, собственно говоря, из-за обеденного стола. С 1 марта ситуация категорически изменилась. Сегодня мы вынуждены (ну, это то, что в лучшую сторону произошло, конечно), мы обязаны, не вынуждены, а обязаны пройти в полном виде технический осмотр. Все это фиксируется на камеру и привязывается к системе координат. Таким образом, как бы обмануть эту систему невозможно. Но, вы знаете, как много ограничений, так же много и людей, готовых технически решить эту проблему. Собственно говоря, решения уже появились. Технический осмотр сильно-сильно подорожал. Как вы понимаете, несложно, например, сделать фотографию автомобиля и приложить нужные номера к нему. Так как изделие, фотоаппарат, он никак не тарируется, он никак нигде не зарегистрирован, то можно и координаты прописать, и фотографию прописать. Все это можно сделать. Поэтому есть уже на рынке предложения о техосмотре, о получении диагностической карты, не выходя из-за обеденного стола. Оксана Галькевич: Ян, если можно, коротко. И почем эти предложения? Насколько они дешевле такого официального пути? Ян Хайцеэр: Ну, это предложения – примерно 2,5–3 тысячи рублей. Единственный момент. Есть компании… конторки даже, я не могу назвать их компании (все-таки компания – это бизнес), есть конторки, которые могут вам предложить, и они это сделают. А есть чистые мошенники, которые вам пришлют просто стопроцентную «липу». Оксана Галькевич: Которые вас «кинут», понятно. Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо большое. Оксана Галькевич: Да, спасибо. Петр Кузнецов: Спасибо. Я надеюсь Хайцеэр и его комментарий. Сергей Кузин с нами сейчас на связи (продолжаем разговор), руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам». Здравствуйте. Сергей Кузин: Добрый день. Оксана Галькевич: Сергей, скажите, а система, в которую подгружаются эти данные… Кто-то эти данные проверяет? Кто-то следит за тем, что это правда или неправда? Или это все, знаете, исключительно какая-то автоматическая подгрузка информации? Ну, есть и есть, галочка поставлена. Контроль какой за этим? Сергей Кузин: Мне хотелось бы верить, что кто-то эту информацию проверяет. К сожалению, это все находится в закрытом доступе. То есть мы с вами как граждане к этому доступа не имеем. Оператор этой системы может проводить контроль этих данных, а может не проводить. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, как же нам все-таки сделать так, чтобы без диагностической карты нельзя было купить ОСАГО? Ну, как это должно быть по нынешнему законодательству? Сергей Кузин: Ну смотрите, давайте тогда разделим – как это должно быть сейчас и как это должно быть вообще. Есть много мнений. По моему мнению, это две огромные разницы. Давайте исходить из того, что все-таки интерес в безопасном дорожном движении – это наш с вами общий интерес, то есть это государственный интерес. И поэтому перекладывать эту ответственность на Российский союз автостраховщиков не очень логично. Как правильно сказал Ян, Российский союз автостраховщиков заинтересован продать ОСАГО и заработать побольше денег. По сути, сколько нас с вами погибнет на дорогах – им не так важно. Петр Кузнецов: Ну да. Сергей Кузин: Поэтому логично, что этой функцией должны заниматься именно органы государственной власти. Кроме того, и штрафы выписывать за нарушения могут только органы государственные власти, в данном случае исполнительной. Поэтому логично, чтобы этим занимались именно государственные какие-то органы исполнительной власти. Я не говорю, что это обязательно должно быть ГИБДД. Это уже другое предмет разговора. Соответственно, как это выглядит сейчас? Сейчас Российский союз автостраховщиков эту информацию собирает. И единственное, зачем он ею оперирует – это чтобы полис ОСАГО был также дополнен вот этой диагностической картой. Причем почему именно дополнен? Потому что тут были различные послабления, и в связи с эпидемией коронавируса можно сейчас позже сделать диагностическую карту, ну, в связи с эпидемиологической обстановкой. Получается, что это дополнение к полису ОСАГО. И водители воспринимают это именно так. Конечно же, надо менять в первую очередь культуру у водителей, потому что это же наша с вами жизнь и здоровье. Это же самое ценное, что у нас есть. К сожалению, мало кто из водителей… Оксана Галькевич: Спасибо. Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам», был у нас на связи. Никто не позвонил, к сожалению, из тех, кто проходил техосмотр. Петр Кузнецов: Я же говорил. Оксана Галькевич: Друзья, дальше у нас большая тема после большого выпуска новостей, будем говорить о том, что нужно убирать за собой, мусор надо утилизировать.