Тамара Шорникова: Мошенники предлагают Госуслуги»: жертвам стали приходить письма, якобы на официальном сайте произошел сбой, из-за этого их опять же якобы открепили от поликлиники, теперь нужно заново ввести все данные – паспорт, полис, СНИЛС, чтобы снова, в общем-то, записываться к врачам, иметь такую возможность. Естественно, ссылка в письме ведет на сайт-подделку, а данные, если вы там их введете, утекут в руки преступников. Александр Денисов: Да. Мы были первыми, кто рассказал в этом году о таких уловках мошенников. 21 февраля в итоговой программе «ОТРажение недели» коллеги сообщили о рассылках якобы с сайта Госуслуг. Дизайн один в один как на официальном ресурсе, правда, если не приглядываться к адресной строке, она, конечно, иная, не gosuslugi.ru. О старых и новых схемах и о том, как защитить себя, поговорим с экспертами. Тамара Шорникова: Да. И расскажите, если вас пытались обмануть мошенники, что от вас хотели? Кем представлялись? Получилось у них или нет? Как разбирались с возникшими проблемами после? Ждем ваших звонков и сообщений. Представляем экспертов. Александр Денисов: Да. На связи со студией Руслан Сулейманов, IT-директор компании ESET в России. Руслан Фахраддинович, здравствуйте. Руслан Сулейманов: Здравствуйте, Александр. Александр Денисов: Здравствуйте. Руслан, насколько вот велика эта проблема, учитывая, что постоянно растолковывают и эксперты, и в правительстве: смотрите на адресную строку, адресная строка отличается от... Не gosuslugi.ru там написано, это первый признак, который вас должен насторожить. Руслан Сулейманов: На самом деле эта проблема действительно существует. Здесь, наверное, стоит отметить, что мошенники прибегают к таким уловкам, которые сложно уловить. Допустим, тот же сайт Госуслуги, вместо буквы «о» используют «0». Обычному пользователю очень сложно сразу понять, правильный адрес или неправильный адрес, и он переходит по ссылке, которая выглядит примерно так же, практически идентично сайту Госуслуг, и вводит свои данные, и теряет контроль над своей учетной записью. Александр Денисов: Тогда первый рецепт – не переходите по ссылкам, правильно? Первый совет. Руслан Сулейманов: Абсолютно верно. Никогда не переходите по ссылкам, особенно от отправителей, которые вам неизвестны, такие письма надо удалять. Если даже отправитель вам известен, но в письме есть алгоритм, что надо перейти обязательно по ссылке, иначе произойдет что-то, здесь стоит сразу такое письмо отложить и не переходить ни в коем случае, уточнить у отправителя, если это возможно. Если мы говорим про Госуслуги, то написать в техподдержку Госуслуг и уточнить у них, была ли такая рассылка. Чаще всего ответ будет, естественно, отрицательным. Тамара Шорникова: Руслан, а есть ли у нас условно такая интернет-полиция? Может быть, Роскомнадзор этим занимается? Вот те самые адресные строки проверяет, чтобы блокировать доступ к gosuslugi+1.ru или что-то в этом роде? Руслан Сулейманов: Безусловно. Госуслуги надежный сайт, и постоянно специалисты мониторят появление фейков, особенно тех, которые созвучны. Этим в том числе занимается и Роскомнадзор и наши компетентные органы, в которых существуют специальные подразделения по борьбе с такими преступлениями. Поэтому, безусловно, работа в эту сторону ведется постоянно. Александр Денисов: Вчера на Московском финансовом форуме Михаил Мишустин отдельно посвятил целый абзац Госуслугам, цифровым услугам правительства и сказал, что нужно, так сказать, имплантировать Госуслуги настолько в нашу жизнь, чтобы мы уже даже не обращали внимания, не слушали, что нам говорят соседи или коллеги, что нам положено, что не положено, какие субсидии, какие документы, все это должно появляться автоматически, не нужно постоянно лазить и проверять. Такие вот имплантированные в жизнь Госуслуги подстрахуют нас от испуга, от этих страшилок про измененные данные с поликлиникой? Руслан Сулейманов: Да, конечно. Развитие цифрового государства очень поможет гражданам обычным получать сервисы быстро и качественно, тут я абсолютно согласен с Дмитрием Анатольевичем. Александр Денисов: С Михаилом Владимировичем. Руслан Сулейманов: Да, Михаил Владимирович, извините. Александр Денисов: Да, другой премьер у нас, да-да-да. Руслан Сулейманов: Извините. Александр Денисов: Да. Руслан Сулейманов: Я, наверное, тут хочу обратить внимание на использование приложения Госуслуг, которое существует, не пользоваться сайтом, а стараться пользоваться приложением. Это более надежно, более прозрачно. Тамара Шорникова: Если говорить о разных методах защиты, вот сейчас, например, есть возможность, чтобы зайти на тот или иной сайт, например на почту ту же свою, ввести так называемую двухфакторную идентификацию. То есть не только пароль с логином ввести, чтобы зайти в почту, но и запросить, например, какой-то дополнительный код в SMS, чтобы тебе прислали, и т. д. Вот для Госуслуг, что тут можно сделать, как обезопасить, чтобы все-таки меньше не тех людей попадало на этот ресурс и отвоевывало чужие аккаунты? Руслан Сулейманов: Госуслуги уже содержат такой функционал, это предусмотрено разработчиками. Там есть двухфакторная аутентификация, просто пользователи многие не знают об этом и не включают этот функционал. Таким функционалом, безусловно, следует пользоваться, потому что это очень усложняет жизнь мошенникам. Кроме того, что узнать пароль пользователя, им еще требуется каким-то образом получить доступ физический к телефону пользователя, чтобы получать коды, которые высылает Госуслуги. Александр Денисов: Руслан, а вот... Совершенно понятно, что мошенники в поликлинику-то и не ходят, не в курсе, как все это делается. Никто через приложение к поликлинике не прикрепляется, туда нужно прийти своими ногами, принести полис, принести документы, тебя прикрепят, посмотрят по твоему адресу, подходишь ли к этой поликлинике или нет, и только потом, да, ты появляешься уже и в Госуслугах, и в приложениях ЕМИАС вот в Москве... Тамара Шорникова: Саш, удаленно можно сделать. Александр Денисов: Ну, тем не менее, как правило, люди делают так, никто не лезет сначала на Госуслуги, чтобы там регистрироваться и прикрепляться. Как правило, так делают, уж не знаю, может, новые москвичи как-то иначе. Руслан Сулейманов: На самом деле, если говорить про Москву, то я, наверное, не соглашусь с вами. Многие москвичи, бо́льшая часть, поняли, что гораздо быстрее, эффективнее использовать Госуслуги для записи к врачу, потому что не надо сидеть в очереди, можно выбрать удобное время и воспользоваться возможностью записи. Александр Денисов: Но запись – это одно, а встать, прикрепиться к поликлинике – это совсем другое, туда все-таки нужно принести оригиналы своих документов, тогда тебя прикрепляют. А после уже записывайся от души, как говорится. Тамара Шорникова: Да не нужно. Я вот удаленно все делала. Руслан Сулейманов: Нет, не нужно. Александр Денисов: Не нужно, да? Руслан Сулейманов: Я лично буквально месяц назад проходил этот этап, то есть я прикреплялся в электронном виде к поликлинике города Москвы, и мне не потребовалось никуда ходить. Александр Денисов: Ну просто я ветхозаветный чувак, видимо, поэтому... Тамара Шорникова: Хорошо, про новые времена все-таки еще вопрос. Мы часто говорим о том, как себя защитить, мы говорим о разных схемах. Но очень редко, да практически никогда не было за последнее время таких информационных поводов, чтобы наказали мошенников, которые украли чей-то аккаунт на Госуслугах и т. д. Их кто-то ловит, отслеживает все-таки? Руслан Сулейманов: На самом деле, во-первых, должна быть инициация этого процесса со стороны пострадавшего как минимум. Конечно, какая-то работа ведется, но ее недостаточно. Если граждане будут сознательны и сами будут приходить в компетентные органы, заявлять о преступлениях, – а это, безусловно, преступление, это доступ неправомерный к информации, – тогда таких кейсов будет больше, соответственно, таких мошенников станет меньше, меньше будет желающих заниматься вообще таким мошенничеством. Тамара Шорникова: Логично. Александр Денисов: Руслан, Рафаил у нас на связи из Вологодской области. Рафаил, ваша история? Зритель: Я получил сообщение в мессенджере Viber, как я помню, указывался адрес gosuslugi.money. Предлагалось получить какие-то выплаты. Я решил воспользоваться поисковым сервисом, ввел указанный адрес и обнаружил сразу же какие-то сообщения о мошенниках, о новом виде мошенничества. То есть я всем предлагаю использовать вот этот способ. Кстати, ранее я неоднократно пользовался таким способом, когда получал какие-то входные, пропущенные вызовы на телефон, то есть всегда проверять номера телефонов в поисковых... Александр Денисов: Рафаил, спасибо большое. Тамара Шорникова: Рафаил... Подожди секунду. А вас не смутило изначально, что вам кто-то что-то откуда-то какие-то деньги предлагает? Зритель: Конечно. То есть мессенджер сразу предупреждает, что пользователя нет в списке контактов... Тамара Шорникова: Ну то есть вы начали проверять информацию. А не было такого, что «да это понятно, что мошенники, даже тратить время не буду»? Зритель: Ну... Читать-то в принципе сообщение безопасно, то есть я просто открыл сообщение, а... Александр Денисов: Рафаил, спасибо большое, поняли. Тамара Шорникова: Да, понятно, спасибо. Александр Денисов: Руслан, еще один простой совет: все уведомления от Госуслуг нужно смотреть в самих Госуслугах, а не в Viber и не в письме, верно? Руслан Сулейманов: Абсолютно верно вы заметили. Действительно, надо смотреть их на сайте Госуслуг и в приложении Госуслуг. Александр Денисов: И дело с концом. Спасибо. Руслан Сулейманов был у нас на связи, спасибо. Переходим к следующей теме.