Иван Князев: Сейчас вот какая тема. МВД предложило моментально блокировать цепочки счетов в случае кражи с них денег. За 11 месяцев 2021 года телефонные аферисты похитили у россиян более 45 миллиардов рублей. Поможет ли это остановить волну мошенничества в нашей стране? Как будет работать схема? И что скажут банкиры на это? Обсудим с экспертами. Марина Калинина: Так что, если у вас вдруг украли деньги аферисты, расскажите, как это было и был ли вообще шанс их вернуть. Возможно, вы их вернули? В общем, звоните, рассказывайте свои истории и задавайте вопросы нашему эксперту. Это Роман Ромачев, генеральный директор агентства «Р-Техно». Здравствуйте, Роман. Иван Князев: Здравствуйте, Роман. Роман Ромачев: Добрый день. Иван Князев: Ну, схема вроде даже по анонсу выглядит вполне себе убедительной, с одной стороны, сразу блокировать все вот эти вот переходы, перекачивание денег. А технически? Роман Ромачев: Да, с одной стороны да, а технически это выглядит нереально. Ну представьте, вот у вас украли деньги; вы пока пришли в себя после этого шока, прошло минут 10–15. Вы оделись, побежали в ОВД, написали заявление, в лучшем случае это час-два уходит. Значит, как действуют мошенники? Как только вы перевели деньги на карту преступнику, преступник их в течение минуты переводит либо на криптокошелек, либо на другую карту, таким образом у него вся эта операция занимает дай бог, максимум 5 минут. Соответственно, пока вы придете в МВД, в ОВД, напишете заявление, пока будут какие-то приняты действия, это пройдет минимум несколько часов, а то и дней, это в лучшем случае. Иван Князев: А мне интересно, с криптокошелька, вот с этих теневых всяких криптовалют они потом как их обналичивают? Роман Ромачев: Они так же пропускают через другие криптокошельки, через другие криптовалюты, тем самым «отбеливают» их, а потом обратно переводят на карту и через банкоматы обналичивают. В разных странах, соответственно, возникает проблема международная именно обмена информацией в области киберпространства, это реальная проблема, которая мешает расследованию преступлений. Иван Князев: Ну а это же надо понимать во всем этом. Ну то есть вот я, например... Марина Калинина: Ну, они понимают, наверное, ха-ха. Иван Князев: Нет, я вот не представляю, как перевести деньги на криптокошелек, у меня никогда его не было, я не знаю, как вообще это работает. Там же специалисты прямо должны работать. Роман Ромачев: Вы знаете, в первую очередь должны понимать органы МВД, которые дают вот такие рекомендации, для того чтобы их рекомендации были реальными, нужно понимать, как это все происходит. Вот это пугает, то, что люди не понимают. А научиться, как это делать, на самом деле это не очень сложно, поэтому если вы захотите встать на темную сторону... Иван Князев: ...силы? Роман Ромачев: ...то вы так же за час научитесь, как переводить с криптокошелька на электронную карту и наоборот, поэтому ничего сложного тут нет. Поэтому легкий заход в этот бизнес, приходит много людей, много мошенников и еще больше разводят обычных граждан. Иван Князев: Друзья, звоните нам, рассказывайте, вам мошенники звонили, пытались обокрасть, может быть, даже обокрали? Есть же тысячи таких историй, когда действительно люди расставались с деньгами. Звоните, расскажите, как это было, чтобы мы все способы знали, у нас эксперт сможет их прокомментировать, как действовать в таких случаях. Марина Калинина: Роман, мошенники ищут все новые и новые схемы, вообще усовершенствуются они по полной программе, то есть сначала одно придумают, потом другое. А вообще за этот год, так по своим наблюдениям, насколько они стали изворотливыми? Роман Ромачев: Нет, вы знаете, схема одинаковая, она уже существует, наверное, лет 10, меняется лишь сценарий, то есть как у кинофильма меняется сценарий, так и у мошенников тоже он меняется. Естественно, помогает телевидение, которое ежедневно говорит о том, что вам могут звонить мошенники, представляться органами следствия, Центробанком, банком, соответственно, мошенники должны уже придумывать новые легенды, новые сценарии. У них достаточно хорошо поставленный креатив в этой сфере, поэтому пока вот эти сценарии будут приносить деньги, они так и будут их использовать, а потом, когда уже доход будет минимальный, они придумают новые. Это достаточно быстро происходит. Повторюсь, что как было 10 лет назад, технология одна и та же, основанная на социальной инженерии, на том, чтобы вас ввергнуть в шок, чтобы вы были за счет шока, ваш разум был отключен, вы действовали на подсознании, одними эмоциями и автоматизмом, и таким образом попытаться вас уговорить, уболтать перевести деньги. Иван Князев: Евгения из Петербурга у нас на связи. Слушаем вас. Зритель: Алло? Иван Князев: Здравствуйте. Марина Калинина: Здравствуйте. Говорите, пожалуйста. Зритель: Здравствуйте. У меня летом, ну по моей неосторожности, был украден iPhone, но с функцией «Найди меня», и был подсоединен даже к дочке, которая мне звонила и сообщила: «Я вижу, почему ты не берешь трубку?» И вот эта функция сработала, телефон мне привезли, якобы нашли, короче, iPhone мне вернули. И вдруг я смотрю, у меня пропущенный звонок из Сбербанка, «900». Я перезваниваю... То есть телефон в течение часа находился не у меня, а в чужих руках. Иван Князев: Так. Зритель: И мне сообщают, что у меня была попытка снятия денег, делала я это или нет. Я сказала, что нет. То есть сотрудники банка, когда телефон, онлайн-банк подсоединен к Сбербанку (понятно, да?), сами подтвердили попытку снятия у меня денег. Вот разбирайтесь, что у них такая там за служба, которая не дала мои деньги похитить. Иван Князев: Ну, мне кажется, что это... Роман Ромачев: Ничего удивительного, потому что телефон сейчас представляет собой некий ключ к сейфу к нашему личному, к деньгам, поэтому, потеряв телефон, вам необходимо сразу же по возможности заблокировать все ваши карты, а потом уже разбираться. В противном случае через ваше приложение могут проникнуть, войти мошенники и перевести деньги. Иван Князев: Но я так понял, что телефон-то не разблокировали, iPhone-то достаточно тяжело вскрыть, а пропущенный звонок якобы от сотрудников Сбербанка был. А не мошенники ли это были? Евгения еще на связи? Зритель: Не мошенники, а у меня его украли, у меня его фактически украли, а потом вернули. И вот в течение часа, когда он находился где-то вот, он сам себя нашел, iPhone, так получается... Иван Князев: Ну понятно. Зритель: Им пришлось вернуть его, была попытка снятия денег, когда телефон находился у воров. Иван Князев: А вы дозвонились в Сбербанк и вам подтвердили, что кто-то из них сотрудников вам звонил, когда телефон был не у вас? Зритель: Да-да-да, что они предотвратили эту попытку, им что-то не понравилось. То ли почерк не мой, то ли что-то там такое, вот они сами предотвратили эту попытку снятия денег. Пыталась я перевести деньги? – я говорю, что нет, телефон находился в чужих руках. Иван Князев: Я понял. Ну да, наверное, заблокированный iPhone в чужих руках... Может, расплатиться пытались или что? Роман? Роман Ромачев: Опять же, мало информации нам слушатель сказала, потому что, как я понял, была попытка перевода, соответственно, они входили в банк-клиент и переводили деньги, возможно, не подтвердили PIN-кодом, не подтвердили какой-то еще дополнительной аутентификацией либо отпечатком пальца. То есть здесь вариантов может быть много. Я бы еще порекомендовал проверить телефон на всевозможные вирусы, потому что, если телефон попадает в чужие руки, в него могут спокойно вставить дополнительное, любое, какое угодно программное обеспечение, которое будет являться трояном, будет воровать ваши данные, будет контролировать всю вашу переписку. Марина Калинина: Роман? Иван Князев: Роман... Немножко прервалась у нас связь... Марина Калинина: Да, все нормально. Иван Князев: А, вот, восстановилась. Роман Владимирович, вы говорили о том, что у нас нет никаких международных контактов в борьбе с мошенничеством, вот в том числе и с этими криптоисториями. А в целом, вот есть какое-то системное понимание, как можно остановить волну мошенничеств, ну включая, может быть, нераздачу SIM-карт на улице? Если международное сотрудничество, то с кем и как? И т. д., и т. д. Роман Ромачев: Ну, во-первых, необходимо наладить международное сотрудничество, в котором должны принимать в принципе три страны, это США, Россия и Китай. Этих стран достаточно, для того чтобы решать глобальные проблемы в киберпространстве, в том числе подобного рода преступления. Как только будет налажено сотрудничество, будет налажен оперативный обмен информацией, за секунды, максимум за минуты, а не как я говорил сейчас, пока вы придете, напишете заявление, тогда подобного рода преступления будут раскрываться более эффективно, скорее всего, они будут раскрываться с вероятностью 90%. Пока этого нет, к сожалению, бороться с этими преступлениями, как с ветряными мельницами, будет крайне проблематично и вероятность раскрытия крайне-крайне низкая. Иван Князев: А вот это вот международное сотрудничество – это сервис один какой-то будет, это служба, которая сможет даже вот переводы в даркнете отслеживать и т. д.? Роман Ромачев: Совершенно верно. Ну вот смотрите, у нас же есть Интерпол, который в принципе объединил всю, так сказать, полицию во всем мире, ну а надо создать нечто подобное на уровне киберпространства, то есть это должен быть единый какой-то координационный центр, где должны сидеть, так сказать, офицеры связи и в режиме онлайн должны отслеживать все запросы, все контакты, все переводы в том числе, только тогда, только тогда вообще расследование киберпреступлений в мире любых будет эффективно. Плюс еще самое главное – это информирование, то есть то, что сейчас мы все говорим, рассказываем, это на самом деле большое благо. Люди все больше и больше понимают, что не стоит доверять тому, кто звонит по телефону, а, скорее всего, это может быть мошенник, необходимо предпринимать определенные действия. То есть, во-первых, лучше положить трубку, не общаться с такими людьми; если вас что-то настораживает, лучше перезвонить самому в банк и перепроверить эту информацию, только тогда можно спать спокойно. Марина Калинина: Есть у нас еще звонки. Светлана из Москвы. Здравствуйте, Светлана. Зритель: Здравствуйте. Я хотела бы поделиться вот такой информацией. Значит, у меня было действительно по классической схеме. Обратились мошенники, сказали, что, значит, служба безопасности «Альфа-Банка» бездействует, что мне нужно оказать помощь в раскрытии преступления, ну и т. д. В общем, закончилось тем, что я перевела деньги на карту Сбербанка, причем сняла наличные в «Альфа-Банке», перевела на карту Сбербанка через банкомат незнакомому человеку. Когда я очнулась и поняла, что я наделала, я, естественно, обратилась в милицию, позвонила в банк, то есть я сделала все что могла, написала заявление в милицию. И мне непонятно в этой ситуации вот что: почему милиция, зная номер карты человека, которому я перевела, фамилию, имя, отчество человека, сумму, я со всеми документами пришла, ничего не было сделано? Вот это произошло в марте месяце прошлого года, никакой помощи мне оказано не было. Служба банка, Сбербанка, на который я переводила, вот на карту этого мошенника, тоже бездействовала. Служба «Альфа-Банка» тоже бездействовала. Милиция не сделала ничего. Как, зная фамилию, имя, отчество человека и номер карты, не предпринять никаких действий? – вот это мне абсолютно не понятно. Понимаете, я, конечно, сама виновата, да, и сумму я перевела достаточно большую, 90 тысяч, но почему не помогло государство в тот момент? Что они должны были? Почему не заблокировали карту Сбербанка? Почему не было проведено расследование? Ничего не было сделано, дело просто положено в архив. Вот такая история. Марина Калинина: Понятно... А вообще насколько... Иван Князев: Как прокомментируете просто? Роман Ромачев: Ну, это стандартная проблема, то есть наша телезритель не единственная, таких случаев, наверное, 99%. Как я и говорил, все упирается в то, что деньги на ту карту, которые были переведены, они были отправлены в криптокошелек и все, и затерялись где-то в международном пространстве. Соответственно, наша полиция не имеет полномочий запрашивать такую информацию, ей просто негде запрашивать, поэтому такая проблема существует, и вероятность расследования таких преступлений крайне низкая. Зачем далеко ходить? Вот мне знакомый тоже недавно позвонил, сказал, что его приятель, достаточно образованный и квалифицированный молодой человек, таким же образом перевел, отдал 5 миллионов рублей. Поэтому 90 тысяч рублей – это еще не так плохо, ха-ха, как казалось бы... Марина Калинина: Ну, кому как. Роман Ромачев: Люди теряют гораздо больше. Да-да-да, совершенно верно, кто-то потерял еще больше, и, к сожалению, следов так и не удалось найти. Иван Князев: Ну а вопрос... Я прошу прощения... Марина Калинина: Роман... Сейчас, секунду... Иван Князев: Одну секундочку, Марина, прошу прощения. Но вопрос-то справедливый был: полиция могла бы хотя бы найти человека, которому принадлежала вот первая карта, куда она переводила. Понятно, что, скорее всего, он подставной, понятно, что... Роман Ромачев: Конечно-конечно, она и могла бы найти, скорее всего, она его нашла, и, скорее всего, это, как оказалось, была дроп-карта, то есть карта, оформленная на вас, на меня, без нашего ведома в каком-то банке из пятой сотни российских банков. То есть мы об этом карте сами не знаем, но на наши паспортные данные просто-напросто оформлена эта карта. Марина Калинина: А насколько вообще квалифицированные специалисты работают в службе безопасности банков? Потому что мошенники-то квалифицированные, а там что, такая слабая защита? Роман Ромачев: Нет, на самом деле в службе безопасности банка достаточно квалифицированные ребята работают. Что касается полиции, там тоже квалификация достаточно высокая. Здесь проблема в том, что видите, мошенники как действуют, они действуют через нас, то есть они своими манипуляциями заставляют нас самих же переводить, то есть мы добровольно переводим эти деньги. Соответственно, здесь нет никакой хакерской атаки, здесь нет никакого проникновения, здесь все сделано своими руками. Иван Князев: Ну а чисто технически наши полицейские когда смогут и что для этого нужно, чтобы противодействовать и быть, ну я не знаю, на одной доске с мошенниками стоять? Роман Ромачев: Я думаю, технически они это не смогут еще достаточно долгое время, пока вот вся международная канитель, которая касается русских хакеров, киберпространства и вообще противодействия киберпреступлениям, не закончится формированием какого-то единого органа для координации подобного рода преступлений. Марина Калинина: Ну смотрите, Роман, ведь мы постоянно говорим об этом, что не надо разговаривать с незнакомыми людьми, не надо им ничего рассказывать, и все равно продолжают люди терять свои деньги из-за вот этих мошеннических всяких схем. Но есть же программа, у меня, например, стоит на телефоне программа, которая определяет номер, у меня просто перечеркивается, говорит «Это нежелательный звонок», и я не отвечаю. Почему вот... ? Роман Ромачев: К сожалению, такие программы стоят не у всех, и даже у кого они стоят, иногда мошенники звонят с подставных номеров того же банка, раз. Они могут позвонить с нового номера, который в этой базе еще не значится. То есть не зарекайтесь, вы можете тоже попасть на их уловки... Марина Калинина: Нет, я ничего не говорю, просто хотелось бы так. Роман Ромачев: Здесь вопрос манипуляции, то есть я об этом сказал, я привел пример коллеги, знакомого, который пострадал. Здесь просто главное для мошенников – попасть в определенный момент, когда человек расслаблен, и втюхать ему вот эту вот легенду, на которую он купится и поверит. Иван Князев: Из Амурской области... Ты хотела уточнить? Марина Калинина: Нет-нет, давай. Иван Князев: Из Амурской области: «Утром вижу, 600 рублей сами списываются. Сразу заблокировал ее», – ну, видимо, карту. Такое возможно, дистанционно чтобы там кто-то залез? Роман Ромачев: Возможно. Деньги могут списываться из-за того, что вы где-то поставили автоматическую оплату за какой-то сервис, услугу в интернете, за квартплату, за телефон. Я не рекомендую ставить галочки на таких услугах, чтобы у вас автоматически списывались деньги без вашего ведома. Иван Князев: Ага, то есть лучше уведомление поставить, проверку... Марина Калинина: Вообще еще вот пару советов, как все-таки не застать себя... ? Роман Ромачев: Ну, во-первых... Марина Калинина: Чтобы тебя не застали врасплох. Роман Ромачев: Да. Во-первых, как вы правильно сказали, иметь, поставить приложение, которое определяет, кто вам звонит, раз. Во-вторых, не держать все деньги на одном карте, то есть это должны быть две-три карты и сумма раскидана, то есть все деньги в одной корзине, все яйца в одной корзине хранить нельзя. Во-вторых, всегда, когда вам звонят и создают проблему, то есть вы проснулись, у вас хорошее настроение, вам позвонили, сказали, что у вас проблема со Следственным комитетом либо с банком, у вас какие-то деньги кто-то куда-то перевел... Иван Князев: ...не верьте. Роман Ромачев: Значит, если вам по телефону создают проблему, значит, вы на нее не ведитесь ни в коем случае, не верьте, кладите трубку и даже не пытайтесь общаться с этими людьми. Если у вас возникнут подозрения, позвоните сами в банк и проверьте. Иван Князев: Спасибо. Марина Калинина: Спасибо. Иван Князев: Роман Ромачев, генеральный директор агентства «Р-Техно».