Посмотрели видеоурок – свяжитесь с учителем, чтобы встроить этот просмотренный видеоурок в систему работы

Гости
Сергей Кочережко
абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России 2015 года» учитель обществознания

Тамара Шорникова: Тема важная. Тема, которая волнует сейчас многих родителей. Проблему дистанционного обучения поможет решить новый телевизионный проект «Моя школа online». Это совместная работа Министерства просвещения и телеканала ОТР. Сегодня мы этот проект запустили. Теперь ежедневно по будням с 9 утра до 12 дня по Москве уроки будут транслировать в эфире ОТР. Мы поможем подготовиться детям к ЕГЭ и ОГЭ.

Иван Князев: Проект интересен тем, что в подготовке этих уроков участвуют лучшие педагоги страны. Это такой своеобразный мастер-класс замечательных преподавателей по своим предметам. Видеоуроки собираются использовать и после снятия режима самоизоляции как дополнение к традиционной очной форме обучения.

Будут ли полезны такие уроки для ваших детей? Звоните, пишите нам. Хотим узнать ваше мнение. И также попросим прокомментировать это нашего эксперта. У нас на связи Сергей Кочережко, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель России 2015». Учитель обществознания.

Тамара Шорникова: Самара. Итак, давайте узнаем, слышим ли мы и слышит ли нас эксперт.

Иван Князев: Сергей.

Сергей Кочережко: Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте. Сергей, давайте, наверное, прокомментируем, насколько актуальны сейчас такие видеоуроки. Сейчас, я так понимаю, очень важно, чтобы все школьники оказались в равных правах, для того чтобы подготовиться к выпускным экзаменам. Это и старшеклассники, и те, кто помладше.

Сергей Кочережко: Да. Во-первых, я хотел поприветствовать еще раз наших уважаемых телезрителей и начать с очень актуального сегодня пожелания здоровья, которое, как известно, не только физическое, но и эмоциональное. Школа всегда местом столкновения различных интересов, местом потенциальных конфликтов. А сейчас, когда школа оказалась в этих условиях дистанционного обучения, угроза конфликтных ситуаций возросла во много и много раз. Поэтому хотелось бы в первую очередь пожелать всем находить общий язык между собой. Эта проблема коснулась и учителей, и учеников, и родителей. И действительно, к несчастью, не все в нашей стране еще обладают хорошим высокоскоростным интернетом. Поэтому, конечно, замечательно, что телевидение начало показывать учителей. И не только развлекательный контент, но еще и по-настоящему образовательный контент.

Но тут надо понимать, что у каждого явления есть плюсы и минусы. Конечно, важнейший плюс в том, что ученики 9 и 11 классов сейчас оказались в очень тяжелой ситуации. Экзамены вроде как никто отменять не собирается, а готовиться к ним необходимо из дома. Поэтому телевидение в этом, я думаю, поможет.

Но, с другой стороны, надо понимать, что есть и некоторые риски, которые нужно, как говорят экономисты, хеджировать или пытаться минимизировать.

Во-первых, урок должен быть построен на диалоге. А все-таки когда мы имеем на экране только говорящую голову, пускай она очень умная и пускай ее снимают очень правильно и показывают очень красивый видеоряд, но эта диалогичность образования может здесь оказаться потерянной.

Еще, как минимум, одна очень важная вещь, которую я бы хотел отметить – что посмотреть видеоурок, опять же, каким бы хорошим он не был, это, наверное, только одна десятая, что нужно сделать для того, чтобы освоить тему. И должны быть еще задания на закрепление, отработка материала на практике и так далее.

Иван Князев: Эти моменты надо учитывать. Скорее всего, придется и родителям немножко поднапрячься в этой ситуации, чтобы ребенок не просто услышал, но еще и позанимался потом по пройденному материалу.

Сергей Кочережко: Да, Иван, вы совершенно правы. Хотел бы тоже сказать, что от родителей в данной ситуации, когда мы все оказались в режиме дистанта, очень и очень многое зависит. Будут ли дети выполнять эти задания или не будут, и так далее. В первую очередь такие вопросы организации и вопросы дисциплины. Я понимаю, что родителям очень нелегко и у многих нет одновременно несколько компьютеров, чтобы несколько детей в одной семье сразу могли заниматься с учителями.

Иван Князев: Телевизор есть практически у всех.

Тамара Шорникова: Смотрите, пишут нам СМС. Алтайский край, Адыгея, Воронеж: «Спасибо за Школу online, спасибо за уроки по ТВ». А вот Челябинская область говорит: «Программы разные. Может ли возникнуть здесь сложность? Потому что это все-таки один комплект видеоуроков. Видимо, какая-то либо усредненная, либо общепринятая программа».

Иван Князев: Либо она может быть какой-то универсальной.

Сергей Кочережко: Это третий риск, который я хотел назвать. Даже себе его зафиксировал. Действительно, разные учебно-методические комплексы построены в разном порядке изучения тем.

Например, если взять такой предмет, как химия, там два основных УМК, и темы идут просто в противоположном порядке. Конечно, это серьезная трудность. Понятно, что составители уроков выберут какую-то одну программу за образцовую, один УМК. Но многие дети могут оказаться в ситуации, что они по школьной программе проходят совершенно другие темы. Но, опять, какой рецепт тут может быть? Только, что называется, «посоветуйтесь с врачом». Посоветуйтесь с учителем. Посмотрели видеоурок – свяжитесь с учителем, чтобы встроить этот просмотренный видеоурок в систему работы.

Иван Князев: Да. Спасибо, Сергей. Я думаю, все ваши замечания, все ваши пожелания коллеги из Минпросвещения учтут. Это был Сергей Кочережко, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России 2015». Волгоградская область: «Какие молодцы, что запустили обучающие программы!», - вот что нам пишут телезрители.

Тамара Шорникова: Да. И пишут, что даже пенсионерам интересно. Что-то новое узнали, что-то вспомнили.

Иван Князев: Конечно.

Тамара Шорникова: Смотрите с 9 до 12 каждый день. А мы переходим к следующей теме.