Иван Князев: Муфтий Москвы предложил узаконить многоженство в России. По его мнению, легализация позволила бы решить ряд социальных проблем. Как известно, женщин в России намного больше, чем представителей сильного пола. Тамара Шорникова: Давай ­подтвердим эти слова статистикой. Вот население России, 146 с лишним миллионов человек. Мужчины при этом – 68 млн человек. 78 млн человек из всего населения нашей страны – это женщины. Иван Князев: Ранее глава духовного управления мусульман России шейх Равиль Гайнутдин заявил, что много жен лучше, чем много любовниц. В этом случае ты несешь ответственность за них и за детей. Мы подключим к нашему эфиру представителей мусульманского сообщества. А прямо сейчас у нас на связи юрист. Тамара Шорникова: Марина Кащенко, судебный адвокат. Марина Вячеславовна, слышите нас? Марина Кащенко: Да, конечно. Тамара Шорникова: Если говорить о юридической стороне, куда и какие нормы нужно внести, чтобы узаконить? Иван Князев: Вообще это возможно или нет? Марина Кащенко: Дело в том, что меня сразу напрягает слово «нужно». Я хочу напомнить нашим уважаемым слушателям и зрителям о том, что даже те государства, которые образовались вследствие распада СССР, имеющие титульным населением преимущественно мусульман (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан), до сих пор ни одна из этих стран не взяла в свое законодательство право мужчины заключать официально несколько браков. Почему? Там много причин и предпосылок. Но одна из них очевидна. Каждое из этих государств себя позиционирует как государство продвинутое, современное. Тамара Шорникова: Светское. Марина Кащенко: Цивилизованное. А то, что наличие многих жен есть пережиток менее развитого строя – это очевидно. А почему, собственно, много жен? А почему не много мужей? Извините, когда-то давным-давно и большую часть своей истории наша земля жила в ситуации, когда женщина имела право на много мужей. А почему бы и нет? Один за мамонтов бегает, другой детей воспитывает, пока она рожает. Есть этапы развития общества. Первый – много мужей, одна жена. Потом общество продвигается дальше. Следующий этап – это много жен, один муж. Так вот, цивилизация, двигаясь вперед, приходит к тому, что один муж – одна жена. Люди, которые абсолютно равны. Мне представляется, что наши уважаемые соседи, среднеазиатские республики, совсем не дураки. Почему мы хотим на фоне этих стран выглядеть как минимум менее цивилизованно? Это первое. Второе. Слухи о том, что у нас мужчина, имеющий нескольких жен, имеет по отношению к ним чувство высокой ответственности, сильно преувеличены. И прямое доказательство следующее. Мы с вами присутствуем и участвуем в разного рода мероприятиях и форумах на территории России. А вот за пределами нашей страны знаете, в связи с чем говорят очень часто на женских форумах о России? В связи с тем, что сотни тысяч мужчин, имеющих жен мусульманской традиции, покинув свои республики, оставляют там первых законных жен, уезжают в Россию, здесь находят себе утешение с другими женщинами и абсолютно прекращают какое-либо участие в содержании и в жизни тех женщин, с которыми они соединены узами брака в соответствии со своим законодательством, в соответствии со своей традицией. Поэтому практика и жизнь показывает, что это великая цель, великая мечта, великое желание, чтобы мужчина, женившись на женщине, нес по отношению к ней ответственность. Если он хочет нести ответственность, то он несет и по отношению и к жене, и по отношению ­к любимой женщине, которую принято называть наложницей, и к сожительнице. Если это безответственный мужчина, то как бы не были оформлены его отношения, ответственность его не повысится. А если говорить об еще более серьезных вещах, господа хорошие, у нас есть Конституция. Мы куда ее денем? Согласно Конституции, мужчины и женщины имеют равные права. А куда мы денем то обстоятельство, что на сегодняшний день наша женщина абсолютно не хуже образована, чем мужчины, в том числе женщина мусульманской традиции? Она не хуже работает, чем мужчина. У нее многими годами воспитания (70 лет воспитывали примерно одинаково) уже выработано чувство собственного достоинства. Куда мы денем это все? А что мы будем делать с гражданским законодательством, где у нас только одна жена имеет право на наследование? О ком мы переживаем? О мужчине, которому надоела взрослая жена и захотелось молодого тела? Мне кажется, что это не самая большая потребность. Пускай работает, пускай занимает себя чем-нибудь еще, пускай не унижает женщину, которая подарила ему юность, молодость, заботу и уход, тем, что он приведет себе новое молодое развлечение. А знаете, какая колоссальная… Иван Князев: Почему обязательно молодое? Не обязательно же молодое. Марина Кащенко: Практика не знает привода мусульманским мужчиной пожилой женщины. Спросите наших уважаемых господ муфтиев. Тамара Шорникова: Мы спросим. Как раз после вас на связи будет муфтий. Марина, вам спасибо за мнение. Давайте вместе послушаем телезрительницу. И для всех телезрителей мы уже запустили СМС-опрос. Спрашиваем: по вашему мнению, нужно это узаконить или нет? Цифры уже на вашем экране меняются. Вы тоже можете принять участие в опросе и изменить статистику. Послушаем… Иван Князев: Ольга из Москвы нам дозвонилась. Здравствуйте, Ольга. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Ольга, как вы считаете… Тамара Шорникова: Ваше мнение. Зритель: Какое мнение может быть? Это просто вообще что творится – я не знаю. Какое может быть многоженство, если и так все гулящие мужики? Иван Князев: Тогда все официально будет. Зритель: Все поперебьют друг друга. Тамара Шорникова: Может, как раз узаконить эту историю? У всех будут равные права, будут гарантии какие-то, социальные выплаты? Зритель: Какие равные права? Все бабы перебьют друг друга, всех мужиков перебьют. Мужиков и так нету. Тамара Шорникова: Не нагнетать демографическую обстановку. Поняли вас, Ольга. Иван Князев: Хорошо, Ольга. Лариса из Хабаровска нам дозвонилась. Лариса, здравствуйте. А какое мнение у вас? Зритель: Здравствуйте. Мне кажется, нужно узаконить многоженство. Иван Князев: Почему? Зритель: Потому что больше процент женщин, чем мужчин. Тамара Шорникова: И придется, что ли? Иван Князев: Лариса, скажите, пожалуйста, а вы бы сами вышли замуж за мужчину, если бы знали, что у него еще, к примеру, 2 жены есть? Зритель: Конечно. Если это порядочный мужчина, который может обеспечить всех нас троих, почему бы и нет? Иван Князев: Соперничество вас не смущает? Тамара Шорникова: Финансовую сторону вопроса не берем. А вот личная… Зритель: Да, чисто личная. Тамара Шорникова: Не смутило бы вас соперничество? Зритель: Я думаю, что нет. Иван Князев: Понятно. Хорошо. Спасибо большое. Тамара Шорникова: Спасибо большое. Выясним у инициатора аргументы «за». Иван Князев: Да, с нами на связи Ильдар Аляутдинов, муфтий Москвы. Ильдар, здравствуйте. Ильдар Аляутдинов: Здравствуйте, здравствуйте. Иван Князев: Какая подоплека у этой инициативы все-таки? Какие обоснования есть, на ваш взгляд? Ильдар Аляутдинов: Здесь, наверное, не столько инициатива. Несколько дней назад Равиль Гайнутдин, муфтий Российской Федерации, озвучил данный вопрос. И вчера просто у меня был спрошен мой комментарий, как я к этому вопросу отношусь. Не то что было предложение с моей стороны узаконить многоженство, а я высказал свою точки зрения и поддержал, что я полностью согласен с муфтием Российской Федерации на данный счет. Я какое-то время сейчас нахожусь на связи, слышу те комментарии, которые поступают от слушателей и от зрителей. На самом деле очень интересно все это послушать. Вообще мое заявление, как ни странно, вызвало такой резонанс. Но нужно вообще разобраться тем временем, с тем обществом, в котором мы с вами живем. Буквально полчаса назад был у нотариуса, шла передача по Первому каналу по поводу здоровья у Малышевой. И там, извиняюсь, шла речь о презервативе. Примерно смысл ее слов о том, что в жизни может быть разное. Возможно, повстречались. Никаких обязательств, не хотят иметь детей, но главное – воспользоваться презервативом. А находится рядом девушка, говорит: «А как вы говорите об этом со своими детьми? Вот я в какой-то момент своим детям рассказала». Для нас стали нормой внебрачные взаимоотношения. Главное, чтобы был презерватив. Это никто не обсуждает,, и мы не говорим, что это аморально, что это плохо, что хорошо. А вопрос – когда первая жена, вторая жена имеют полные права, и это обоюдное согласие с той и другой стороны, то почему здесь это вызвало резонанс? Во-первых, для мусульман это некая наша особенность, что священным Кораном, всевышним создателем это допускается и разрешается. Но это нужно отметить, что это не основа всех основ. Есть ситуация, когда к этой дозволенности можно прибегнуть. Мало ли, первая жена не имеет возможности рожать детей. Мало ли какие ситуации бывают у человека, физиологические потребности, когда ему одна женщина недостаточна. Он материально богат. Он готов и вторую, и третью полноценно содержать. Почему мы лишаем права мужчину и женщину, которая согласна быть второй, третьей? Главное, чтобы соблюдались все права. Тамара Шорникова: Ильдар, простите, что прерываю вас. Просто отношение к аспектам морали, что считать моральным, а что считать аморальным, для многих телезрителей ваши разговоры о физических потребностях мужчины, которые срочно нужно удовлетворить, если не справляется одна жена, тоже покажутся аморальными. Если говорить все-таки о причинах и о тех, кому бы такая мера помогла, если бы узаконили многоженство, в первую очередь это должно коснуться и почему, по-вашему, это нужно сделать? Ильдар Аляутдинов: В том-то и дело, что на данный момент понятие «моральное» все перевернуло вверх ногами. И люди до конца не могут понять, что есть хорошо, что есть плохо. Мы допускаем. А женщины, которые звонили до меня, допускают внебрачные отношения, говорят, что это в какой-то степени нормально. Но когда есть полноценная первая, вторая семья, мы считаем, что это ненормально. Мы говорим о российском законодательстве, мы говорим о Конституции. Не понимаем и не хотим принять во внимание, что это те законы, которые написаны людьми для людей. А почему мы не хотим учитывать те или иные особенности действительности, реальности? Мы не хотим учитывать и принимать во внимание то, что у нас количество женщин превышает количество мужчин на миллионы. Почему мы не видим и не слышим, что у нас огромное количество разводов, когда человек разводится со своей первой женой, далеко не мусульманин, а люди других взглядов, других убеждений разводятся и женятся на другой. Почему мы не даем ему права сохранить первую семью и взять вторую семью? Тому огромное количество примеров и среди политиков, и среди школ, и бизнеса – среди многих-многих, о ком мы читаем и кого мы видим. Это нормально? Это абсолютно не нормально. Только что женщина очень красиво выступала и говорила: «Я не знаю примеры того, чтобы женщина была старше мужчины». Пророк Мухаммед женился в 25 лет, а его супруге (Хадидже) было 40 лет. Она была старше его на 15 лет. Иван Князев: Да, Ильдар. Спасибо вам большое за ваше мнение. Ильдар Аляутдинов был с нами на связи, муфтий Москвы. У нас есть телефонный звонок. Нам дозвонился мужчина. Вот его мнение. Тамара Шорникова: Хочется узнать мнение. Сергей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я против узаконивания гаремов. Тем более еще великий Аристотель еще до великого Аллаха сказал, что власть закона предпочтительнее, чем власть любой личности. Я говорю, что гражданским кодексом, конституцией Российской Федерации подкреплены в том числе и права женщин, которые вдруг захотят иметь нескольких мужей, как это есть во многих национальных культурах, традициях и религиях. Я думаю, ваш визави, так называемый эксперт в тюбетейке, об этом не знает. Еще хотел бы напомнить, что это атавизм и пережиток Средневековья, куда нас пытаются затащить, паразитируя на религиозной парадигме. Иван Князев: Спасибо, Сергей. Мы вас услышали. Несколько СМС, прежде чем подведем итоги опроса. Ленинградская область пишет: «Узаконить многомужество надо». Ростовская: «Значит, я никогда не выйду замуж». И кто-то пишет: «Нет, сумасшествие…» Тамара Шорникова: Итоги нашего СМС-опроса. Как, по вашему мнению, стоит ли узаконить в России многоженство? Да – 14%. Нет – 86%.