Если бы вам сказали, что на Земле есть место, где летом нет закатов, а зимой рассветов, там Крайний Север, но не замерзают реки и моря. Вы бы поверили, что такое место существует? Думаю, многие - нет. А зря. Добро пожаловать на Кольский полуостров в Мурманскую область. Здесь за один день вы побываете на двух морях, в безоблачном небе увидите полярное сияние, попробуете морские деликатесы и познакомитесь с северными оленями. Это путешествие на край Земли. Улицы самого большого города за Полярным кругом освещают только фары машин, фонари и рекламные вывески. С каждым днем свет солнца все слабее. Над горизонтом оно взойдет лишь через 40 дней. Наступила полярная ночь и люди ждут природное чудо - северное сияние. Вот, что можно увидеть в мурманском небе этой зимой. Всего-то и нужно - чистое небо, повышенная солнечная активность и немного везения. Сделать пару таких фото и видео - мечта любого туриста. Ради этого многие готовы пересечь несколько часовых поясов. Заполярцы помогают приезжим «поймать» сияние, конечно, не бесплатно. Здесь охота за небесным свечением - что-то вроде новой профессии. Евгений Евдокимов в этом деле пять лет. Евгений Евдокимов, охотник за северным сиянием: «Я считаю, что Мурманск вполне можно назвать столицей Северного сияния, потому что здесь есть несколько направлений. Прямо из Мурманска можно пять направлений ехать и сияние можно с большой уверенностью показать. Причем даже погода может не способствовать, но погода переменчива. Мы сейчас видим, что снег идет, но снег идет зарядами. Это не значит, что он будет постоянно идти. Возможно, он прекратится, появится чистое небо и можно будет увидеть». Раньше Евгений занимался более традиционным в Мурманске делом - был матросом. Дневал и ночевал в море, подобно своим предкам… очень далеким предкам. Здесь ловили рыбу еще поморы - первые русские северяне. Побережье Баренцева моря они называли «мурманом» - искаженный вариант слова «норманн». Свои рыбацкие домики строили у пересечения двух рек - Колы и Туломы, в 10 километрах от современного Мурманска. Сейчас там древнейший город полуострова - Кола. Но у нас есть дата одного из первых упоминаний о Коле в исторических источниках. Это 1565 год. И в 1565 году здесь было ровно три дома. Название происходит от саамского слова «колйок», что переводится, как «золотая река» - богатая рыбой. Есть еще вторая версия финно-угорского происхождения - «кулйоки», переводится, как рыбная река. Эта рыбная река подарила имя городу, а тот в свою очередь всему полуострову. В Коле - местные называют ее историческим центром региона - живут всего 10 тысяч человек. Большинство работают в Мурманске. Туристы в Колу приезжают не только для знакомства с историей, но, чтобы прогуляться по набережной. Такой нет даже в областном центре. Это единственное место, откуда открывается панорамный вид на Кольский залив и Мурманский морской торговый порт - предприятие, которое открыло новую страницу в истории Заполярья. Мурманский морской торговый порт на один год старше города, в котором он находится. Мы там, где 107 лет назад построен первый причал. И это же место можно считать точкой заграждения города. К порту подвели железную дорогу для доставки грузов из Петербурга и Москвы. Территорию вокруг застраивали и постепенно город начала приобретать узнаваемый облик. Это самый крупный в мире торговый, рыбный и пассажирский незамерзающий порт за Полярным кругом. Здесь начинается водный коридор между Европейской частью России и Дальним Востоком - Северный морской путь. За создание гавани и самого Мурманска стоит благодарить природу. Кольский залив и Баренцево море не замерзают. Акваторию прогревает теплое течение Гольфстрим. Порт может работать круглогодично. В начале 20-го века, в военное время, это было стратегически важно. Первый причал был построен всего за полтора месяца. Сейчас их 19. Ежегодно здесь швартуются более полутысячи морских судов. На мостике - капитан Александр Кондрашев. Следит за соблюдением плана погрузки. Более 20 тысяч тонн щебня из мурманских карьеров доставят на полуостров Ямал. Там он нужен для ремонта дорог и причалов. Можно добавить еще шесть тонн, но зимой теплоход загружают не полностью, чтобы улучшить проходимость во льдах. Дома капитана ждут супруга и 12-летний сын. Они увидят отца только через четыре месяца. Александр Кондрашов, капитан теплохода «Сибирь»: «Для мурманчан это привычно. Тут у всех или отец, или мать, или дед-брат ходили в море. Все понимают, что такая работа. У меня у жены тоже отец ходил в море, она все это видела, что отец уходит в море. Через определённый срок 4-5-6 месяцев выходит. Она с пониманием к этому относится». Мурманск изначально основан, как город-порт. И раньше погрузка угля, щебня, различной руды открытым способом не вызывала вопросов. Жителей было немного. Но город вырос, потребовались меры для защиты экологии. Вот, как они выглядят. Порт окружают высокие стены. Во время погрузки работают снеговые пушки. Они создают завесу, которая не даёт пыли распространяться. Алексей Рыкованов, исполнительный директор Мурманского морского торгового порта: «Мы пошли в реализацию наилучших доступных технологий. И фактически весь комплекс мер внедрили и апробировали. Это и очистные сооружения. Мы весь сток со складских площадей очищаем перед сбросом». А это будущие стивидоры, тальманы, морские инженеры. В классе 25 учащихся. Все хотят работать в порту. В мурманском лицее для них организовано профильное обучение. Есть специальные дисциплины. Ксения Холмова еще недавно тоже сидела за партой. А сейчас вникает в тонкости работы тальмана. Ксения Холмова, тальман в Мурманском морском торговом порту: «Я, получается, училась в школе при торговом порту в транспортно-логистическом классе три года. После школы поступила в университет по специальности менеджер-логистика. И совмещаю учебу с работой. В течение смены следим за выгрузкой груза, за перевалкой иногда погрузкой. Учет груза - наша работа». Ежедневно десятки груженых танкеров идут в Арктику. Везут материалы для разработки газовых, угольных и нефтяных месторождений, развития инфраструктуры. Мурманский порт - крупнейший на Северо-Западе после Петербурга, в народе его часто называют «Воротами в Арктику». Здесь пришвартован первый в мире атомный ледокол «Ленин». 30 лет он пробивал дорогу во льдах на Северном морском пути. Теперь это музей на воде и единственный в Мурманске объект культурного наследия федерального значения. Ледокол спущен на воду в 1959 году. Его созданием три года занимались сотни ученых, сотрудники 500 предприятий Советского Союза. Результат их труда - ядерный реактор водоводяного типа. При всей своей сложности в работу атомного реактора заложены простые принципы. По сути это большой водонагреватель. Тепло реактора превращает воду в пар, которая по этим трубам поступает в турбины. Их четыре. Они вращаются, и свое вращение передают в генераторы, которые вырабатывают электричество, питающее весь ледокол. Вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал только 45 граммов ядерного горючего в сутки - сколько умещается в спичечном коробке. Бывало, что дизельные ледоколы зимовали во льдах, потому что заканчивались запасы топлива. Константин Демаков, экскурсовод в арктическо-выставочном центре «Атомный ледокол Ленин»: «Ледокол «Ленин» будучи намного более автономным. Дизельные ледоколы работали несколько месяцев с одной топливной загрузки, требовали дальнейшего снабжения. А «Ленин» работал около трех лет. И такие первые продленные навигации как раз он обеспечивал. Конечно, он был не один. Он был флагманом. Самые сложные экспериментальные проводки осуществлялись именно здесь». Капитанская каюта, коридоры, парадная лестница, зал приема гостей отделаны деревом. Стены украшают картины. Такой роскошный прием на ледоколе ждал многочисленных иностранных гостей. Их приглашали на борт для демонстрации достижений советской инженерной мысли, того, как можно использовать атом в мирных целях. Король Норвегии Харальд пятый, вице-президент США Ричард Никсон, президент Финляндии Урхо Кекконен. Все первые лица, которые могли посетить Советский Союз, если была такая возможность, посещали ледокол. «Ленин» провел во льдах Арктики тысячи судов, суммарно прошел больше 654 тысяч морских миль, что в три с лишним раза превосходит расстояние от Земли до Луны. Мягкий климат, незамерзающие водоемы - подарок не только портовикам, но рыбакам. В 30-х годах прошлого столетия на смену поморским становищам пришли крупные обрабатывающие предприятия. Как и многое в Мурманске - на берегу моря. Технологии на современных рыбных заводах совсем не вековые. На этой площадке скоро будет современный холодильный комплекс для хранения готовой продукции. Четыре раза в неделю у берега швартуются суда до верха груженые пикшей и треской. - Мы видим треску. Это свежий приход. Поставляется судами тралового флота. Работаем чисто на охлажденном сырье. В верхней одежде в цех не попасть. Просят надеть халаты, бахилы, шапочки, маски, дважды обработать руки антисептиком. Готовят, как к операции. Супруги Игорь и Ирина Лазуренко общаются через барьер, ближе подходить нельзя. Трудятся в разных цехах: он работает с сырьем, она - с готовой продукцией. Это новейшая производственная линия. Ей всего 1,5 года. Каждый день проходит порядка 50 тонн трески. Ее дробят на небольшие кусочки, размораживают, а затем погружают в солевой рассол. Евгения Дудина, ведущий инженер по качеству рыбной компании «Полярное море+»: «Там она выдерживается три дня, после трех дней тузлук сливают, и происходит сухой посол. Там слой рыбы, слой соли, слой рыбы, слой соли. И ставят табы на 21 день». Через 21 день ее отсортируют, упакуют и отправят в Европу. Там это деликатес. Кстати, из отходов производства на предприятии делают собачий корм, а некоторые особо ценные части идут на экспорт. На заводе безотходное производство. Целый контейнер наполнен хребтами трески. Видите, этот пузырь. Это называется визигой. В азиатских страны его продают за большие деньги. Сегодня рыба на заводе, а завтра - на прилавке. У всех производителей по рыночной цене, которые заметно изменились. В последние годы морепродукты подорожали, в том числе из-за наценки торговых сетей. Региональные власти нашли выход из положения - ярмарка выходного дня. Здесь рыба на 25-30% дешевле, чем в магазинах. Все в одном месте - удобство для мурманчан и проблемы для жителей отдаленных городов и сел - ездить по субботам в свою столицу за рыбой могли не все. Ярмарка стала мобильней. Два раза в неделю четыре фудтрака с надписью «Наша рыба» выезжают в районы. Цены фиксированные - на них не влияют затраты на перевозку и хранение морепродуктов. Если рыба всегда была главным блюдом на столе северян, то овощи - это почти редкость. Растения плохо приживались в непредсказуемом климате. Проблему удалось решить. Советские ученые исследовали климат и почву Кольского полуострова. Запустили самый северный в России научно-исследовательский Ботанический сад. В нем сложно поверить, что ты на Крайнем Севере. В Ботаническом саду Кировска как нигде ощутим контраст зимнего снежного климата и тропиков. Взгляните на эту красавицу. Финиковой пальме 70 лет. В высоту шесть метров. И это не предел. Пришлось даже реконструировать крышу, чтобы не мешать ей расти. Ученые привезли растения с юга и центра России, Дальнего Востока и из Восточной Европы. Большинство образцов погибли. Но некоторые смогли приспособиться к тяжелым условиям. Самые живучие деревья, кусты и цветы украсили улицы Мурманска. Евгений Боровичев, заместитель гендиректора Кольского научного центра: «Если привезти семена из Подмосковья и их посадить, то, скорее всего, урожай будет очень бедный, поэтому их районировали, выводили семена, которые будут устойчивы к нашей почве, продолжительности дня. У нас выведены районированные семена картофеля, свеклы, многих других культур, в том числе плодово-ягодные. Не поддается крыжовник. Вот крыжовника районированного пока нет. Но черная смородина, малина есть». Картофель в Мурманской области сажают в начале лета - где-то в 10-х числах июня. А собирают в конце августа. В это время года на Кольском полуострове полярный день - солнце не садится два месяца. И не всем растениям это нравится. Ученые изучают зерновые, кормовые и овощные культуры на Полярной опытной станции. Там собрана самая большая в России коллекция картофеля. На этих стеллажах - больше трех тысяч сортов. Светлана Травина, научный сотрудник Полярной опытной станции: «Мы берем сорт 1922 года - первый европейский, который тогда пытались сажать. Были множество экспериментов. Так, 40-е годы - это у нас Хибинский ранний. Ранняя спелость, но не устойчивость к болезням. 43-й год - это «Имандра». Она устойчива к стрессам и заморозкам, но не устойчива к болезням. Учеными был создан сорт Детскосельский - раннеспелый и имеющий доминантные гены устойчивости к фитофторозу». Причина ускоренного освоения Кольского полуострова скрыта глубоко под землей. В недрах Хибинских гор - практически вся таблица Менделеева, более 500 видов минералов, около 100 из которых не встречаются больше нигде в мире. В начале 20-го века там обнаружены крупнейшие на Земле залежи апатито-нефелиновой руды. В Кировске этому камню посвящён целый музей. Арина Курбанова, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музея «Апатит»: «Апатито-нефелиновая руда - прекрасная руда для производства чистейших минеральных удобрений. Также на основе апатитового концентрата делают пищевую добавку для скота и птицы. То есть, как человеку нужны добавки, так и животным тоже. Также апатит может входить в состав зубной пасты, различных моющих средств». Добыча «камня плодородия» началась в 1929 году. С того момента горняки ушли глубоко под землю. Протяженность горных выработок, где сейчас ведется работа, около 500 километров. Для сравнения, московское метро - 415 километров. Это самый большой подземный рудник в России. Входит в тройку крупнейших в Европе. Мы спустились на 370 метров под землю, где горняки добывают апатит-нефелиновую руду. Вот как она выглядит: белый - апатит, зеленый - нефелин. За год в Кировском руднике будет добыто больше 23 миллионов тонн руды. Несмотря на такие объемы, рабочих в подземке почти нет. Буровая машина на дистанционном управлении. Перед сотрудником экран и джойстик - со стороны это похоже на видеоигру. Антон Ярунин, начальник Кировского рудника: «Раньше процесс, какой был… На каждой буровой установке был экипаж, минимум пять человек. Они ходили по 8 часов и менялись. Сейчас один человек управляет шестью буровыми установками и находится еще один человек в подземном руднике, который завязан на процессе перестановки машины с одного веера на другой. На данный момент в дистанционном бурении у нас находится 13 машин». Самый молодой рудник - Восточный. Это открытый карьер, ему 45 лет. Больше 300 метров глубиной. Задействованы 850 человек, 16 экскаваторов и 65 самосвалов. Условия непростые. В горах холодно, сильный ветер. На дне работают насосы - откачивают грунтовые воды. Если их выключить, - рудник быстро превратится в озеро. По оценкам горняков, апатита здесь хватит, как минимум, до 70-го года. Кирилл Поздеев, начальник Восточного рудника: «На руднике мы работаем круглосуточно. Это производство остановить нельзя. Если мы остановимся, нас здесь просто заметет. Поэтому мы работаем по 12 часов. Потом заступает следующая смена. График работы четырёх сменный. Четыре бригады работают, день-ночь - отсыпной-выходной». Руда со всех месторождений поступает на обогатительные фабрики. Там ее измельчают и значительно повышают содержание полезного вещества методом обогащения. Александр Калугин, директор департамента по развитию горно-обогатительного производства Кировского филиала АО «Апатит»: «Гидрофобный апатит прикрепляется к пузырьку воздуха во флотационной машине, пузырек воздуха с частицей поднимается на поверхность флотмашины, образуется пена. Эта пена посредством саморазгрузки проходит несколько стадий и таким образом с 12% до 39 происходит процесс флотации». А уже из порошкообразоного концентрата получаются удобрения, которые покупают фермеры в России, странах СНГ, Азии и Латинской Америке. Минералы улучшают урожай, а крупное производство - жизнь в округе. Посёлок Апатиты стал крупным городом, пятым по величине за Северным полярным кругом. В самом Кировске построены ледовая арена и центр детского развития, открыт горнолыжный комплекс. Юные спортсмены из Питера готовятся опробовать крутые склоны. «Большой Вудъявр» - самый высокогорный курорт Хибинского массива. На пиковой точке - почти 1100 метров. Добраться до вершины можно по канатной дороге. Здесь одна из самых длинных трасс с искусственным освещением в России - почти 3,5 километров. Можно кататься на горных лыжах, сноуборде. А если не умеешь ни на том, ни другом - поможет инструктор. Из Москвы до Кировска лететь примерно столько же, сколько до Сочи. Вот только зимний горнолыжный сезон на Крайнем Севере начинается раньше - в ноябре и длится 200 дней. К тому же, Кировск связан с Москвой и Петербургом прямым авиасообщением. Светлана Скопина, генеральный директор аэропорта «Хибины»: «Еще пять лет назад здесь был пассажиропоток всего 18 тысяч пассажиров в год, в этом году подходим к потоку в 180 тысяч. Пассажиропоток растет очень быстро в связи с развитием курорта горнолыжного. Принято решение строить новый современный терминал с двумя рукавами». В регионе сейчас два крупных аэропорта -- Хибины и Мурманск. Зимой сюда едут не только ради горнолыжного отдыха и северного сияния, но и чтобы увидеть самую настоящую первозданную природу. Кольский полуостров - это территория бескрайних диких сопок, бесчисленных рек и озер. То место, где можно прикоснуться к суровой экзотике Заполярья, и за один день побывать на Белом и Баренцевом морях. Кладбище кораблей, песчаный пляж, море, безусловно, привлекают туристов. Но здесь, находясь на берегу Баренцева моря, понимаешь, это не то, что делает это место уникальным. Как говорят местные, здесь начинается край света. Приходит совершенно другое ощущение пространства от понимания того, что дальше - только Арктика. Морское побережье усыпано старинными деревушками. У них схожая история. Сотни лет назад здесь ловили рыбу первые северяне. В двух часах от Мурманска - знаменитая Териберка. Здесь можно увидеть китов. Иногда в поисках лакомства они подплывают совсем близко к берегу. В этот раз их привлекла сельдь. Поселок меняется, сейчас в приоритете - туризм. Вместо рыбацких домиков на берегу - современные коттеджи. Александр Соломахин приехал сюда в 1975-м году. Остался в Териберке после службы на флоте. Раньше был электриком, сейчас помогает строить гостевые дома. Александр Соломахин, житель Териберки: «Здесь раньше дома эти все жилые были. Туда к школе дома стояли. А сейчас тут полтора человека осталось. Рыбу ловили здесь. Здесь же был колхоз. Пароходы в Мурманске и здесь стояли. Вдоль берега их много-много было». В Териберку едут тысячи туристов. Многие - гастрономические путешественники. Традиционным на полуострове оленьим мясом их не удивить. В меню появились гребешки и морские ежи. Есть и кое-что уникальное, местное. Знакомьтесь, - суп из трески и овощей «Заебуриха». Сергей Биксалеев, владелец гостинично-ресторанного комплекса «Териберский берег»: «Уже купались, нет? Щас пойдем. Надо постоять двумя ногами в море, пропитаться энергией, на месяц хватит. Все плохое океан уносит, оставляя только хорошее. А вообще любовь к Северу – навсегда». Навсегда полюбили и остались жить на Севере представители малочисленного народа финно-угорского происхождения - саамы. Они пришли на Кольский полуостров задолго до русских рыбаков-поморов, до того, как он стал частью Российской империи. Охотились, разводили оленей. И сейчас не забывают традиций. В остальном, конечно, быт саамов изменился. Вот национальный костюм «совик» дополнен одеждой с заводскими этикетками. Традиционное жилище сделано из покупных досок. Есть электричество. Полина Харыбина, руководитель Кольского отделения Ассоциации кольских саамов: «Традиции стали забывать еще в Великую Отечественную. Моя семья была вынуждена сюда переселиться. И это время создания совхозов. К сожалению, у нас очень маленькая численность представителей, поэтому все стали работать при совхозе. Это уже утратило кочевой образ жизни. Это неплохо. Кочевали для добычи пищи. Сейчас есть магазины, это тоже хорошо». Коренные жители села Лопарское до сих пор помнят технологии своих предков. Так что и сейчас из оленьей шкуры могут сшить верхнюю одежду, а из рыбьей чешуи - сумки и сувениры для туристов. Лидия Большунова, жительница села Лопарское: «С рыбы никогда вещей одинаковых не получается, потому что у каждой рыбы свой рисунок. Здесь такой, а тут такой. Их вместе уже не поставить. Правильно? Сидишь и думаешь, что можно добавить. Вот эту даже дырочку можно обыграть. У меня есть несколько таких сумок. Здесь вставила крышку, а сюда молнию и получился кармашек». В 80 километрах от Мурманска, в тундре, можно увидеть будущее Кольского полуострова. Здесь научный прогресс в гармонии с природой. Лопасти созданы по образу плавников китов. Это крупнейший в мире вертропарк за Полярным кругом. Зеленая электроэнергия поступает в общую сеть. А оттуда - в дома. Так что, какой бы долгой не была полярная ночь, полная темнота в Мурманской области не наступит никогда. Куда не взгляни - горы, реки и заснеженные просторы. Таким Север когда-то увидели первые поселенцы. Они могли покинуть суровый край, но разглядели жизнь там, где, казалось бы, ее нет. Сотни лет спустя их потомки продолжают искать возможности подо льдом и снегом - добывают камни жизни, получают электричество из ветра, выращивают растения в суровом климате. И нет сомнений, Север таит ещё немало сюрпризов.